дот 4 есп что значит
Лучшие тормозные жидкости и различие DOT 3, 4, 5.
Тормозная жидкость — это жидкость, которая применяется в тормозной и системе сцепления. Функции тормозной жидкости: корректная передача усилия. Основные свойства тормозной жидкости: низкая сжимаемость, высокая температура кипения, устойчивая вязкость, тормозная жидкость должна хорошо предотвращать разрушение, иметь незначительную степень абсорбции влаги (накопление жидкости), не оказывать разрушительное действие на резиновые детали тормозной системы.
Разработаны и приняты международные стандарты тормозной жидкости.
Тормозная жидкость, соответствующая принятым нормативным документам (а значит безопасная в использовании), должна иметь на упаковке соответствующую информацию.
Основные свойства тормозной жидкости и их значение: тормозная жидкость в процессе эксплуатации транспортного средства должна сохранять незначительное значение уровня сжимаемости.
Важный показатель – температура кипения. В процессе торможения тормозные колодки из-за взаимодействия с другими деталями тормозной системы нагреваются. Приобретенная тепловая энергия транлируется тормозной жидкости и его зачастую может быть достаточно для закипания тормозной жидкости. При закипании образуются пузырьки воздуха, они могут стать причиной отказа всей тормозной системы. Вывод: чем выше температура закипания тормозной жидкости, тем более безопасна она для тормозной системы.
Уровень вязкость тормозной жидкости не должен изменяться с наименьшей зависимостью от температуры.
Поддержание при низких температурах минимально возможной величины вязкости особенно важно учитывать при использовании антиблокировочной тормозной системы (ABS).
Тормозная жидкость не должна способствовать коррозии металлических деталей тормозной системы поэтому тормозная жидкость содержит соответствующие антикоррозийные присадки.
Т.к. при торможении тормозная жидкость нагревается, а впоследствии охлаждается, в ней образуется конденсат, который накапливается в тормозной системе и может вывести ее из строя.
Рекомендуется раз в 2 года менять тормозную жидкость.
Различия тормозной жидкости класса DOT
Главное отличие жидкостей класса DOT в составе жидкости, температуре кипения и способности к абсорбации. Стоимость тормозной жидкости прямо пропорционально зависит от температуры кипения, чем больше температура, тем стоимость тормозной жидкости выше.
Тормозная жидкость DOT 3 – основой DOT 3 являются различные соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость жидкости, но при этом такая жидкость имеет большую гигроскопичность (способность накапливать влагу) что приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости.
Тормозная жидкость DOT 4 – основой DOT 4 являются соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, входящая в состав жидкости при контакте с влагой полностью нейтрализует её. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, а также более долгому поддержанию заданного уровня температуры кипения и увеличивает срок службы тормозной жидкости. Тормозная жидкость класса DOT 4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.
Тормозная жидкость DOT 5.1 – имеет сходный состав с жидкостью DOT 4 но имеет большую температуру кипения. Что позволяет её использовать в тормозных механизмах гоночных автомобилей, автомобилях которые развивают большую скорость, а также в мототехнике.
Все жидкости класса DOT смешиваются между собой, но необходимо придерживаться правила, что более высокий класс жидкости можно добавлять в более низки, а наоборот нельзя.
Это значит, что если в автомобиле была залита жидкость DOT 3, вы можете долить жидкость класса DOT 4 или DOT 5.1, это приведет к улучшению свойств жидкости DOT 3. И наоборот если в автомобиле была залита жидкость класса DOT 5.1, ни в коем случае нельзя доливать DOT 3 или DOT 4, это может привести к заклиниванию и выходу из строя тормозной системы автомобиля.
Каждый автомобилист знает, что самое главное в машине – это тормоза. Ну а надежность и безотказность тормозной системы напрямую зависит от свойств применяемой тормозной жидкости.
Специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить основные показатели 17 марок тормозных жидкостей, по которым можно судить о надежности жидкости в эксплуатации, и узнать, что же нам продают в автомагазинах под видом «качественной» тормозной жидкости.
Участники
Участие в тесте приняли практически все марки тормозных жидкостей, представленных в торговых сетях. Эксперты закупили в специализированных магазинах и на рынках 17 марок тормозных жидкостей, из них восемь украинского производства (ТСХ — Химреактив, Велвана, Тектрон (Аляска и Ойлрайт), Океан, ВАМП Гост, ВАМП Соболь, ВАМП Рось, ВАМП Полюс, ВАМП Премиум, МФК), два — российского производства (Тосол-Синтез, Дельфин индастри), один белорусский образец (Ваксойл) и три представителя «дальнего» зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly).
Все они по утверждению производителей, кроме ВАМП Премиум (DOT 5.1), принадлежат к классу DOT 4. Образцы были опечатаны и доставлены сразу в две независимые друг от друга лаборатории, сертифицированные на подобного рода работы. Таким образом, при дальнейшем сравнении, гарантировался объективный результат.
По каким показателям оценивали жидкость
Тормозная жидкость — это вещество, предназначенное для работы в сложных условиях, поэтому в лабораториях образцы тормозных жидкостей проверялись по шести основным показателям — температуре кипения сухой и увлажненной жидкости, уровню рН, плотности, содержанию воды, вязкости при разных температурных режимах. Но обо всем по порядку.
Как известно, в процессе торможения автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая частично уводится набегающим потоком воздуха, а частично поглощается гидроприводом, причем роль теплоносителя выполняет и тормозная жидкость. Если жидкость, не дай Бог, закипит, то образовавшиеся паровые пробки могут привести к отказу тормозов. Поэтому одним из самых главных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения.
Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).
Весьма важны и низкотемпературные свойства жидкости, особенно в условиях наших зим. Эти свойства нормируются кинематической вязкостью жидкости при минус 40 °С. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений. Иначе нарушится текучесть жидкости через каналы и отверстия тормозной системы, что приведет к снижению быстродействия или даже отказу тормозов. При этом отказ может произойти при любой отрицательной температуре.
Антикоррозионные свойства жидкостей оценивали косвенно — по водородному показателю рН. В спецификациях изготовителей обычно нормируется диапазон значений 7,0 — 11,5 ед. При значении рН ниже 7,0 возможна коррозия черных металлов, а при рН выше 11,5 — возможна коррозия алюминиевых сплавов. Оба вида коррозии недопустимы в тормозной системе.
Анализ результатов испытаний
По итогам тестирования, эксперты разбили результаты на несколько групп.
Категория «Рекомендуемые» — лидеры по проверенным показателям. В этой категории 5 образцов из 17. Все они соответствуют международным требованиям к тормозным жидкостям класса DOT-4.
Это три импортных образца Castrol, Mobil и Liqui Moly, и два «наших» — российский и украинский бренды: РосДот-4 (Тосол-Синтез) и Velvana Дот-4 (СП «Велвана»).
Категория «Условно рекомендуемые». Здесь оказалось три образца Sintec Дот-4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив»), VAMP Premium 5.1 и Аляска Дот-4 (ООО «Тектрон»). Образцы не соответствуют требованиям класса DOT-4 по температуре кипения. Но эти же значения с запасом соответствуют классу DOT-3. Образец Аляска Дот-4 имеет небольшое отклонение по вязкости при — 40 °С, но поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT-4, его можно считать приемлемым. Образец VAMP Premium 5.1 стоит особняком. При отличных показателях для класса DOT-4, он не дотягивает до своих заявленных характеристик — жидкости класса 5.1 по классификации ISO — 4925. Кстати, жидкостей этого класса даже среди импортных пока немного. Новые, более жесткие, требования (класс 5.1 и класс 6) по классификации ISO — 4925 обусловлены применением в тормозах систем ABS, ESP нового поколения.
Категория «Под вопросом». В этой категории оказалось 5 образцов. У двух образцов Ойлрайт Дот-4 (ООО «Тектрон») и Аляска Дот-4 (ЗАО «Делфин Индастри») имеются отклонения по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса DOT-3, не говоря о заявленном для этих марок DOT-4. То же можно сказать о трех образцах производителя ПП «Люмо» (торговая марка «ВАМП») — Гост, Рось, Соболь, Полюс. У этих образцов имеются отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 и по вязкости при — 40 °С: значения на 10 — 15 % выше допустимой нормы.
Категория «Не рекомендуемые». Здесь из исследованных 17 оказалось 4 образца. У образцов Океан Дот-4 и МФК Дот-4 вязкость при — 40 °С выше нормы на 60 — 90 %, но по крайней мере соответствуют температуре кипения. У образцов Super DOT — 4 (ТОВ «Экспохим»), и Vaxoil Дот — 4 (ООО «Ваксойл») полностью неприемлемая картина: вязкость при — 40 °С выше нормы на 400 — 600 % (!) и не соответствует температура кипения увлажненной жидкости. Образец Super DOT — 4 (ТОВ «Экспохим») может также вызвать коррозию стали и чугуна деталей системе торможения.
К сожалению, из исследованных 17 образцов тормозных жидкостей заявленному классу DOT-4 полностью соответствуют только 6.
Это три импортных образца (Castrol, Liqui Moly, Mobil), один российский: РосДот-4 (Тосол-Синтез); и два украинских образца: Velvana Дот-4 (СП «Велвана») и VAMP Premium 5.1 (ТОВ «Вамп»). Классу DOT-3 (но при заявленном DOT — 4) соответствует Sintec Дот — 4 (ТОВ «ТСХ-Химреактив») и с небольшим допущением Аляска Дот — 4 (ООО «Тектрон»).
Потребителям же эксперты Института потребительских экспертиз рекомендуют покупать жидкости крупных производителей, которые не только показали лучшие результаты в тесте, но и имеют одобрения, допуски автопроизводителей.
Как работа ESP и ABS зависит от тормозной жидкости
Зависит напрямую! В этом посте рассказываем, какая связь между электронными помощниками водителя и характеристиками тормозной жидкости и почему её важно менять вовремя. Но сначала напомним, как работают ABS и ESP.
Антиблокировочная тормозная система (ABS, от англ. Antilock Brake System) — это система активной безопасности, предотвращающая блокирование колёс и помогающая сохранить управляемость автомобиля во время торможения. ABS вступает в работу в ситуациях, когда сцепление колёс с дорожным покрытием ухудшается — на укатанном снегу и льду, на снежной каше, во время дождя на мокром асфальте и т. п.
Впервые проблему ухудшения торможения при блокировке колёс ощутили на железной дороге. Остановка вращения колёс не только удлиняла тормозной путь, но приводила к неравномерному износу обода и грозила сходом с рельсов.
Первую автомобильную антиблокировочную систему запатентовала фирма Bosch в 1936 году. Однако дальше патента дело не пошло — электроники, необходимой для реализации идеи пока ещё не было. На серийных автомобилях ABS появилась только в 1970-х годах, и то поначалу лишь в качестве опции.
В состав антиблокировочной тормозной системы входят:
— датчики вращения колёс определяют скорость вращения колёс и передают информацию о ней в блок управления ABS;
— электронный блок управления (ЭБУ) управляет работой гидравлического блока, обеспечивая работу тормозной системы в диапазоне, при котором тормозная сила максимальна, а колеса автомобиля не блокируются;
— гидравлический блок — исполнительное устройство ABS, включает в себя впускные и выпускные электромагнитные клапаны, гидроаккумуляторы, кулачковый насос с электрическим двигателем, демпфирующие камеры.
Антиблокировочная система тормозов работает циклически, при этом каждый цикл состоит из трех фаз:
— Фаза 1: водитель начинает тормозить и давление в тормозной системе (ТС) растёт. Впускные клапаны гидроблока открыты, выпускные закрыты. ЭБУ анализирует сигналы с датчиков колёс: если скорость вращения колеса слишком быстро уменьшается, то блок управления закрывает впускной клапан тормозов этого колеса, при этом выпускной также остаётся закрытым.
— Фаза 2: удержание давления — главный тормозной цилиндр «отсекается» от рабочего, при этом на участке «гидравлический блок — рабочий тормозной цилиндр колеса» поддерживается постоянное давление. Если водитель начнёт давить на педаль тормоза сильнее, давление колодок на диск этого конкретного колеса увеличиваться не будет. ЭБУ продолжает контролировать вращение колеса, и если оно уменьшится ниже допустимого порога и возникнет угроза блокировки колеса, ЭБУ даст команду открыть выпускной клапан и сбросить давление, не давая колесу заблокироваться.
— Фаза 3: сброс давления. Выпускной клапан открывается, давление жидкости на рабочий цилиндр этого колеса понижается. Впускной клапан остаётся в закрытом положении. После того как замедление колеса вернётся к допустимым значениям, выпускной клапан закрывается. Открывается впускной клапан — цикл начинается заново.
Эти переключения происходят очень быстро — водитель ощущает работу антиблокировочной системы как вибрацию педали тормоза. Благодаря ABS при торможении на скользком покрытии колёса не блокируются, машина не идёт юзом и сохраняется возможность управлять направлением её движения.
Чтобы было нагляднее, посмотрите вот этот ролик:
ESP (от англ. Electronic Stability Program, т. е. «электронный контроль устойчивости») — ещё одна система активной безопасности. Она контролирует поперечную динамику автомобиля: её задача — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение, обеспечивая курсовую устойчивость. В обиходе эту систему называют «противозаносной».
Если у «колыбели» антиблокировочной системы стояли железнодорожники, то система курсовой устойчивости впервые позарез понадобилась в авиации. Так, её использовал сверхзвуковой лайнер Concorde с его высоким центром масс и большой посадочной скоростью. На автомобилях система, очень похожая на современный вариант появилась в 1992 году в машинах BMW.
Алгоритм работы ESP сложнее, чем у антиблокировочной системы. Чтобы обеспечить автомобилю курсовую устойчивость, ESP взаимодействует не только с ABS, но также с антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем. Не углубляясь в детали, рассмотрим, как она работает.
Контроллер ESP получает сигналы с датчиков скорости вращения колёс (используются стандартные датчики ABS), с датчика положения рулевого колеса, датчика давления в тормозной системе, а также датчиков угловой скорости и поперечного ускорения. Два последних фиксируют появление бокового скольжения и его величину. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.
Если в результате обработки всех этой информации система понимает, что автомобиль начинает сносить с курса, она выдаёт команду тормозной системе подтормозить одно или нескольких колёс. Притормаживанием ESP не ограничивается: блок управления двигателем получает команду уменьшить подачу топлива, снижая тягу мотора. В результате движение автомобиля стабилизируется и занос предотвращается.
Как работает ESP, показано в этом видео:
А что же тормозная жидкость? Как она влияет на работу ABS и ESP? А влияет она непосредственно.
Тормозная жидкость, ABS и ESP
Чтобы описать работу этих электронных помощников, нам потребовалось много времени. В реальности все описанные процессы происходят очень быстро: в течение секунды давление в тормозной системе меняется несколько десятков раз.
Напомним, что рабочие тормозные цилиндры размещаются в суппорте и соединяются с гидравлическим блоком ABS трубопроводами, длина которых может превышать 2 метра, а диаметр составляет всего несколько миллиметров. Чтобы поршень тормозного цилиндра воспринял быстро меняющееся давление, создаваемое гидравлическим блоком, тормозная жидкость должна обладать очень низкой вязкостью. Собственно, это одно из основных качеств, которое отличает тормозную жидкость, предназначенную для работы в тормозных системах с ABS. Учитывая, что некоторые команды ESP тоже реализуются через тормозную систему, качество ТЖ непосредственно влияет и на работу ESP.
Важно, чтобы тормозная жидкость сохраняла низкую вязкость во всём диапазоне рабочих температур, особенно при низких температурах, ведь именно зимой на льду и укатанном снегу условия для срабатывания ABS и ESP возникают чаще всего.
С точки зрения физики, вязкость — это проявление межмолекулярного взаимодействия частиц жидкости (внутреннее трение). С понижением температуры среднее расстояние между молекулами сокращается (объём жидкости уменьшается), поэтому они взаимодействуют сильнее — вязкость возрастает. Чем выше вязкость, тем ниже текучесть жидкости, тем большее сопротивление она оказывает при прокачивании по трубам, особенно тонким.
По этим причинам автомобилям с ABS и ESP требуется особая тормозная жидкость с низким и одновременно стабильным значением вязкости. Как производитель будем рассказывать на примере собственного продукта. Для автомобилей с ABS и ESP «Тосол-Синтез» выпускает тормозную жидкость ROSDOT DOT 4 Class 6 (подробнее о стандартах и классах тормозной жидкости мы рассказали в предыдущем нашем посте). Вязкость в этой тормозной жидкости вдвое ниже, чем у обычных жидкостей DOT 4. Это обеспечивается за счёт специальных синтетических компонентов в её составе, сохраняющих вязкость при низких температурах. При создании этой тормозной жидкости специалисты компании ориентировались на требования самого последнего стандарта CLASS 6 стандарта ISO-4925, пришедшего на смену спецификации DOT 4 PLUS.
ROSDOT DOT 4 Class 6 можно смешивать с тормозными жидкостями более низкого класса, такими как DOT 3, DOT 4 и DOT 4 PLUS. Однако максимальная эффективность и сохранение высоких качественных характеристик этой тормозной жидкости достигается при полной замене.
Заметим, что продукция компании «Тосол-Синтез» контролируется одним из самых авторитетных экспертов в области сертификации системы менеджмента качества — немецкой компании TÜV Rheinland Cert. Поэтому если вам нужна заведомо качественная тормозная жидкость, обратите внимание на наши продукты.
Если ТЖ не обладает достаточной вязкостью, то ни ABS, ни ESP не смогут работать эффективно. Воздействия управляющего механизма (гидравлического блока) просто не будут «доходить» до исполнительных (рабочих тормозных цилиндров). В результате колёса могут заблокироваться и не разблокироваться, либо наоборот, торможение будет заведомо слабым и тормозной путь возрастёт. Оба случая ничего хорошего не обещают.
Почему важно менять тормозную жидкость вовремя
В процессе эксплуатации тормозная жидкость теряет свои первоначальные свойства. В частности, она насыщается водой, содержащейся в воздухе в виде пара, в результате чего сужается её температурный диапазон — температура кипения снижается, температура замерзания наоборот повышается. Иными словами, если долго не менять тормозную жидкость, она перенасытится влагой и может замёрзнуть зимой и закипеть после серии интенсивных торможений. В обоих случаях тормоза откажут.
Ещё в течение срока эксплуатации ТЖ в ней срабатываются присадки и начинается термоокислительная деструкция, из-за чего вязкость жидкости тоже меняется.
Вот почему владелец автомобиля должен менять ТЖ регулярно и в строгом соответствии с регламентом (по пробегу или по сроку службы). Как правило, срок службы ТЖ не превышает 2–3 года.
Системы безопасности и помощи водителю совершенствуются день ото дня. Хотя, кажется, совсем недавно в автошколах обучали торможению двигателем, а руководства по эксплуатации автомобилей включали инструкцию по самостоятельной замене тормозной жидкости. Поделитесь своим мнением, до какой степени вы готовы допустить электронных помощников к управлению своим автомобилем. Вспомните ваши истории, когда эти системы вам помогли или, наоборот, не справились в критической ситуации. Пять пользователей, которые в комментарии к этому посту до 14.04.2021 напишут самые интересные истории, получат новую тормозную жидкость ROSDOT 4 Class 6 в упаковке 910 г. Подписывайтесь и делитесь полезными статьями из нашего блога с друзьями.
Ультимативный гид по тормозной жидкости: всё, чего вы не знали о тормозной жидкости, но вообще-то знать стоит
Качество тормозной жидкости и соблюдение условий её эксплуатации — залог безотказной работы всей тормозной системы, а значит, и вашей безопасности. О том, как работает тормозная жидкость, как она устроена, как её подобрать и когда менять, читайте в этой статье.
Немного физики торможения
Современные тормоза работают по принципу гидравлического пресса. Чтобы понимать этот принцип, рассмотрим гидравлическую систему из двух поршней разного диаметра.
Если нажать на первый поршень, то сила, перемещающая второй, будет равна приложенной к первому, умноженной на соотношение площади второго поршня к площади первого (F2=F1·S2/S1). В нашем случае площадь второго поршня больше, чем у первого, поэтому и сила, возникающая при его перемещении, также больше. Чем меньше цилиндр, к которому прилагают усилие, по отношению ко второму цилиндру, тем больше усилие, возникающее на гидравлическом рычаге, и меньше расстояние перемещения второго поршня.
При торможении колодки прижимаются к барабанам или дискам за счёт энергии, которую тормозная жидкость передаёт от главного тормозного цилиндра к колёсным.
Из-за возникающих сил трения и резко возрастающего давления в тормозной системе жидкость нагревается, а резиновые уплотнения пропускают воздух. Содержащаяся в нём влага насыщает тормозную жидкость и снижает температуру её кипения. При интенсивном торможении «переувлажнённая» жидкость закипает с образованием паровых пробок и становится сжимаемой. Дальнейшая эксплуатация такой жидкости приводит к холостому ходу педали и отказу всей тормозной системы. Производители считают максимально допустимым пределом эксплуатации тормозную жидкость с 3,5% влаги, и чем температура её кипения выше, тем эта жидкость качественнее. При минусовых температурах перенасыщенная влагой жидкость частично промерзает и блокирует работу тормозной системы.
Другой важный показатель тормозной жидкости — её вязкость. Жидкость с высокой вязкостью густеет при отрицательных температурах, и её трудно продавить педалью тормоза, в то время как слишком низкая вязкость повышает шанс частичного вытекания жидкости из тормозной системы и образования пузырей воздуха, которые приводят к тем же последствиям, что и при закипании.
Из чего делают тормозную жидкость
В зависимости от состава, тормозные жидкости бывают гликолевые, силиконовые и минеральные — на основе касторового масла и бутилового или этилового спирта в соотношении 1:1. Последние устарели, поэтому их практически не используют. У них хорошие смазывающие свойства, низкая гигроскопичность, но слишком низкая для современных автомобилей температура кипения, а при температуре –20 градусов они густеют.
Гликолевые тормозные жидкости — это жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 (почему они так называются, мы расскажем отдельно, а пока об их свойствах), высокая гигроскопичность которых обусловлена эфирами полигликолей в их составе, а в случае DOT 4 — ещё и эфирами борной кислоты. Преимущества тормозных жидкостей на гликолевой основе — низкая вязкость, хорошие смазывающие свойства и высокая температура кипения, а недостаток — упомянутая выше гигроскопичность. Массовая доля эфиров в таких жидкостях — 98%, а оставшиеся 2% занимают антикоррозийные, смазывающие и другие присадки. Использование некачественных тормозных жидкостей — без этих присадок — приводит к коррозии металлических деталей, разрушению резиновых соединений, разгерметизации тормозной системы и вытеканию тормозной жидкости.
Силиконовые тормозные жидкости — жидкости DOT 5 на основе кремниево-органических полимеров — не впитывают воду, не агрессивны к резине и металлам, не густеют при низких температурах, но обладают низкими смазывающими свойствами, что приводит к быстрому износу сальников.
Как определяют класс тормозной жидкости
Министерство транспорта США (DOT — Department of Transportation) утвердило нормы температуры кипения и вязкости для разных классов тормозных жидкостей в федеральном стандарте США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Согласно этим нормам, в ходе исследований измеряют температуру кипения «сухой» и «увлажнённой» тормозной жидкости. «Сухая» — тормозная жидкость в герметичной заводской упаковке. «Увлажнённой» считают тормозную жидкость с 3,5% воды. Вязкость измеряют при –40 и +100 градусах Цельсия. Сходные требования присутствуют в международном стандарте для тормозных жидкостей на гликолевой основе (ISO 4925), американском национальном стандарте общества автомобильных инженеров (SAE J 1703) и японском промышленном стандарте (JISK2233).
Согласно FMVSS 116, тормозные жидкости разделяют на классы:
— жидкости класса DOT 3 предназначены для автомобилей с барабанной тормозной системой или дисками на переднем тормозе, подходят для езды без частых оттормаживаний вне плотного автомобильного потока;
— DOT 4 — для автомобилей с дисковыми тормозами, оптимальны для езды в режиме «разгон-торможение» в черте города с плотным автомобильным потоком;
— DOT 5 — для спецтранспорта с высоким разогревом тормозов и без ABS;
— DOT 5.1 — для спортивных автомобилей с высокими температурными нагрузками на тормоза.
В 2005 году международная организация стандартизации разработала стандарт ISO 4925 тормозных жидкостей Class 6, предназначенных для автомобилей с ABS.
Чтобы тормозная жидкость была причислена к тому или иному классу, она должна пройти испытания. К примеру, в июле 2007 года тормозную жидкость ROSDOT 4 производства «Тосол-Синтез» испытали на соответствие международным стандартам ISO 4925, SAE J1703, SAE J 1704 и FMVSS 116 по классу DOT 4. Тесты проходили в аккредитованном американским Минтрансом научно-исследовательском центре Abic Testing Laboratories, в штате Нью-Джерси. Проверку, после которой ROSDOT 4 получила заключение о соответствии этим стандартам, проводили при участии AMECA — американского Агентства по аккредитации производителей автомобильных комплектующих. Это обеспечило компании выход на зарубежные рынки в качестве сертифицированного производителя тормозной жидкости DOT 4. Теперь ROSDOT 4 поставляют в США, Австралию, Китай и европейские страны.
В ходе лабораторных испытаний измерили температуру кипения сухой и увлажнённой тормозной жидкости производства «Тосол-Синтез», а также проверили химическую стабильность при низких и высоких температурах, кинематическую вязкость, коррозионную агрессивность, воздействие на резины различного типа, водородный показатель PH, вязкость при температуре –40 градусов, а также совместимость с другими тормозными жидкостями класса DOT 4 и водой. Протестировали ROSDOT 4 и в стендовых условиях имитации тормозной системы.
Что делать, чтобы тормозная жидкость не подвела
1) Соблюдайте инструкцию и проверяйте качество. Используйте класс тормозной жидкости, рекомендованный производителем вашего автомобиля. Если тормозная жидкость мутная, неоднородная по консистенции и образует осадок, то перед вами продукт низкого качества или подделка.
2) Проверяйте уровень и своевременно меняйте. При использовании тормозной жидкости перед каждой длительной поездкой проверяйте, чтобы её уровень в бачке не опускался ниже метки «МIN» и не поднимался выше «МАХ». Откажитесь от долива тормозной жидкости в пользу полной её замены, чтобы исключить эксплуатацию перенасыщенной влагой смеси с промежуточными свойствами новой и «отработанной» жидкости. Стандартные рекомендации по замене — каждые два года или каждые 40 тысяч километров пробега, но реальный срок службы при высокой температуре и влажности окружающей среды сократится.
3) Учитывайте совместимость при смешивании. Тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, изготовленные компанией «Тосол-Синтез» на одинаковой основе, можно смешивать друг с другом в любых пропорциях, добавляя жидкость более высокого класса в жидкость более низкого, но никак не наоборот! Правильная смесь будет обладать свойствами той жидкости, класс которой ниже. Жидкости указанных классов от других, а тем более разных, компаний смешивайте только после консультации с их официальными представителями, чтобы избежать непредсказуемых изменений свойств полученной смеси.
Не смешивайте тормозные жидкости с разной основой — ни в коем случае нельзя смешивать DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 с DOT 5, так как первые сделаны на основе эфиров гликолей, а последняя — на основе силикона! Если пренебречь этим правилом, произойдёт расслоение и ухудшение или потеря функциональных свойств тормозной жидкости. Именно поэтому, согласно стандарту FMVSS 116, для исключения случайностей жидкости класса DOT 5 окрашивают в красный цвет, а остальные — в жёлтый.
Тормозная жидкость — важнейшая часть тормозной системы. Если выражаться фигурально, это её «кровь», от состояния которой зависит ваша жизнь. Универсальных жидкостей, которые подойдут любому автомобилю, нет, но теперь вы знаете, как подобрать для вашего.