драфт коносамента что это такое
Драфт коносамента это что такое?
Драфт коносамента это что такое? Сейчас мы Вам расскажем всё подробно.
В грузоперевозках морскими контейнерными линиями существует процедура предварительного размещения грузов на номинированных по конкретной линии судах. Для этого в настоящее время существует процедура драфта коносамента.
На первом этапе агентская компания в электронной форме осуществляет букирование груза и в такой же форме принимает подтверждение о букинге. Непосредственно перед фактической погрузкой Агент готовит проект коносамента – этот документ и называется драфт. Он направляется электронной почтой или факсом грузоотправителю для сверки с фактически внесенными в него сведениями с информацией грузовладельца. При получении драфта отправитель должен подтвердить или попросить агента о внесении изменений. Такая операция повторяется до тех пор, пока документ не будет полностью согласован и соответствовать всем условиям морской перевозки и фактическим данным о перемещаемом товаре.
Драфт коносамента это что такое
После того, как грузоотправитель и агент полностью урегулируют между собой все вопросы, связанные с грузом, и подтвердят сведения о товаре, договор морской перевозки вступает в силу. После того, как контейнер погружен на судно, любой офис компании судовладельца в любом месте имеет право выпустить оригинал коносамента в бумажном виде и вручить его конечному получателю груза или иным третьим лицам, если для этого есть специальное распоряжение от грузоотправителя.
В практике контейнерных перевозок российскими линейными судами, после проставления на всех экземплярах коносамента оригинальных отметок перевозчика или его агента и проставления разрешающих штампов таможенных органов, один из них вручается грузоотправителю. Такой документ после драфта становится официальным подтверждением выполнения отправителем своих обязательств по отправке груза из страны.
Драфт коносамента что такое
Обычно процедура драфта занимает очень короткий промежуток времени. В большинстве случаев в контейнерах перевозят генеральные грузы одного отправителя, причем партии формируются еще на его площадках, а на контейнерные терминалы груз приходит под пломбами грузовладельца. Разночтения в данных могут возникать, если в ходе доставки в порт контейнер был вскрыт и пломба нарушена. Редко разные данные выясняются при досмотре груза таможней. В таких случаях драфт коносамента помогает в определении возникших разночтений между заявленными и фактическими сведениями о грузе.
Что такое коносамент простыми словами и зачем он нужен?
Международная перевозка грузов сопряжена с оформлением различных документов. Полнота и правильность их заполнения являются залогом успешной транспортировки, таможенной очистки и вручения товара получателю. Одним из главных документов внешнеэкономической деятельности является коносамент. Разберемся, зачем он нужен, как его заполнять и избежать ошибок при оформлении.
Что такое коносамент?
Понятие коносамента пришло к нам из Европы. В переводе с английского слово «сonsignment» означает груз, товар, отправление. Простыми словами, это документ, который подтверждает факт заключения договора о доставке и право владения перевозимым товаром. Оформляется перевозчиком и передается собственнику товара после отгрузки.
Коносамент — это доказательство того, что отправление принято к поставке и грузоперевозчик взял на себя ответственность по его доставке получателю. Документ является ценной бумагой и используется как перевозке одним видом транспорта, так и мультимодальной. Одновременно он выполняет несколько функций:
Коносамент является товарораспорядительным документом. По сути, он заменяет собой груз. Его продажа или передача означает передачу права распоряжаться отправлением третьему лицу. Поэтому в нем обязательно фиксируется состояние груза, наличие повреждений, дефектов. Оформляется на все виды отправлений, независимо от их спецификации, способа доставки, а также от того, является груз сборным или генеральным.
Виды коносаментов
Изначально коносамент может быть оформлен на имя конкретного лица или без его указания. В зависимости от этого, документ бывает необоротным и оборотным. В первом случае право получения товара принадлежит только одному лицу, указанному в документе.
Оборотный коносамент позволяет собственнику груза распоряжаться им даже тогда, когда он находится в пути, то есть, документ может быть продан, передан третьим лицам или заложен в банк. Оборотными являются ордерные и предъявительские разновидности.
В зависимости от получателя товара, документ подразделяется на следующие виды:
По способу доставки документ бывает:
В зависимости от наличия отметок о состоянии отправления выделяют чистый и нечистый коносамент:
Разновидности коносамента с учетом способа доставки:
Сроки погрузки груза также влияют на выбор вида коносамента:
В некоторых случаях вместо названного документа используется так называемый телекс релиз. Обычно это внутренний документ судоходной компании, дающий право перевозчику получить товар без товарораспорядительного документа. Передают телекс релиз по внутренним средствам связи грузоперевозчика после получения оригинала коносамента.
Как правило, телекс релиз оформляют, если нет возможности получить экземпляр коносамента. Например, товар доставляется при условии внесения предоплаты и оригинал документа находится у грузоотправителя до момента полного расчета. Обычно на отправку телекс релиза уходит не больше одного дня.
Какая информация заполняется в коносаменте?
В соответствии со ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, к ключевым реквизитам коносамента относятся:
В документ могут быть включены и другие графы по соглашению сторон. Обязательно нужно отразить факт нахождения груза на конкретном судне и дату погрузки. Также указывается ответственность грузоперевозчика в случае форс-мажора, несоблюдения им условий транспортировки.
Как правильно заполнять коносамент?
Правильно оформленный коносамент является залогом своевременной доставки груза получателю. Текст заполняется на фирменном бланке грузоперевозчика печатным способом. Он должен содержать все сведения о товаре, его владельце, грузоперевозчике. Важно проследить, чтобы данные об участниках поставки, товаре были достоверными и совпадали с информацией в исходных документах. На что обратить внимание:
Желательно указать в документе данные агента грузоперевозчика в порту доставки. Это поможет получателю, представителю клиента оперативно решить вопросы отгрузки, проверки и корректировки документации.
Всё о морском коносаменте
Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.
Виды коносаментов и их назначение.
Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.
В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:
Оборотные и необоротные коносаменты
Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading). Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз. Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.
Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.
Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.
Оформление коносамента и получение груза
Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.
Оригинал, копии и драфт коносамента
Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!
Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.
Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!
Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.
Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.
Телекс-релиз и сданный коносамент
Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).
Суть её заключается в следующем. После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).
Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.
Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.
Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс. Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету. Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!
Заполнение коносамента
Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.
Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):
В чем отличие коносамента от драфт коносамента?
Организация перевозок грузов морским транспортом сопровождается необходимостью оформления большого количества документации. Состав и форма пакета документов зависит от типа грузоперевозок и груза, маршрута следования и многих других факторов. Вся документация, используемая при грузовых перевозках морским транспортом, носит общее название «морской коносамент» и подразделяется на, собственно, коносаменты и драфт коносамента. Рассмотрим, что это такое, и в чем разница?
Что такое драфт коносамента?
Приставка драфт имеет английское происхождении и в переводе с этого языка обозначает «черновик, проект». Драфтом коносамента называют проект документации, который грузоотправитель и грузоперевозчик согласовывают между собой на начальном этапе организации морских международных перевозок. То есть еще до того, как груз будет погружен на судно.
Для отправителя драфт является как бы документом, подтверждающим факт бронирования места под груз на судне, с которым он заключает агентский договор. Для грузоперевозчика или его представителя драфт коносамента – гарантия того, что планируемый к перевозке груз реален и документы на него будут оформлены надлежащим образом.
Драфт коносамента может переделываться неограниченное количество раз, пока не будет полностью согласован и утвержден обеими сторонами договора на доставку грузов морскими перевозками. После этого проводится контрольная сверка указанной в драфте информации с фактически наличествующим грузом и его характеристиками, после чего выпускаются оригиналы коносаментов на морские грузовые перевозки.
Коносаменты при морских контейнерных перевозках грузов
Оригинальные документы, используемые при морских грузоперевозках, делятся на две большие категории: линейные и экспедиторские (домашние). Первый – это основной документ, который оформляет и выпускает грузоперевозчик (линия) с указанием всех данных по грузу, отправителю и получателю. Он является подтверждением того, что перевозчик получил и принял груз. Линейный коносамент – единственный официальный документ на груз, принимаемый и рассматриваемый таможней. Остальные же расцениваются как дополнение.
Домашний коносамент – это документ, используемый при перевозке сборных грузов. Он выполняет роль не только коносамента, но и гарантии оплаты груза, так как без оплаты агент просто не оформляет линейный коносамент. То есть, в некотором роде, домашний коносамент – это тоже своеобразный драфт. Если разбираться, сколько стоят морские перевозки и как формируется их цена, становится ясно, что именно сборные грузы – наиболее выгодный вариант для небольших и средних партий товаров (особенно разнородных). Но оформлять документацию, указывая в качестве отправителей и получателей 10-15 наименований (компаний и ИП) очень неудобно. Поэтому появился упрощенный вид документа, в котором отправителем выступает агент (представитель агентской организации), который собирает и отправляет груз, а получателем – экспедитор, который работает со сборными грузами в порту получения.
Оригиналы коносаментов обычно не подлежат корректировке. Поэтому при оформлении и расчете морских перевозок существует необходимость в использовании драфта коносаментов. Их наличие и использование позволяет обоим участникам договора правильно рассчитать и согласовать тарифы на перевозку грузов морским транспортом, утвердить порядок и сроки погрузки, составить схему расположения грузов в трюмах и урегулировать другие условия.
Коносамент: что это такое?
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи: Подтверждение договора на перевозку. Многие считают, что коносамент — это коммерческий или транспортный договор. Оба этих утверждения не являются…
Коносамент (Bill of Landing, B/L) – один из основных документов во всей морской логистике и имеет три базовые цели или задачи:
Типы коносаментов
На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.
«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)
Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).
Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).
Морская накладная (Sea Waybill)
Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).
Морская накладная обычно используется:
Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.
Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)
Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank».
Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.
Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).
Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.
Виды коносаментов
Обычно выделяются следующие виды коносамента, их больше, но мы представим три основных.
Океанский коносамент (Ocean or Port to Port B/L)
Ответственность перевозчика начинается в порту отправления и заканчивается в порту выгрузки. Поля «Place of Receipt» или «Place of Destination» не должны быть заполнены.
Мультимодальный коносамент (Multimodal Transport B/L)
Этот вид коносамента применяется при мультимодальной перевозке. Такая транспортировка состоит из нескольких этапов, которые выполняются различными видами транспорта.
В процессе перевозки участвует несколько видов транспорта от места выпуска коносамента, до места итоговой доставки. Все обозначенные этапы перевозки находятся под ответственностью морской линии.
Сквозной коносамент (Througt B/L)
Данный вид похож на мультимодальный коносамент, но перевозчик несет ответственность только за морское плечо. В наземной транспортировке линия участвует только как посредник.