дреговичи почему так назывались
Дреговичи
Содержание
Этимология
Скорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото», ср. белор. дрыгва «трясина».
История
Под именем другувитов (греч. δρουγουβίται ) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчинённое Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Столицей княжества был город Туров.
Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке. На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого.
Культура
Ссылки
Примечания
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи | |
Переломные события | Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие |
Летописные племена | славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва |
Киевские правители до распада Киевского государства (1132) | Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий |
Значимые войны и битвы | Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити |
Основные княжества в XII—XIII веках | Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское |
Общество и культура | Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли |
Восточные славяне | Висляне • Гопляне • Куявяне • Лендзяне • Любушане • Лицикавики • Мазовшане (Мазуры) • Песничи • Поляне • Серадзане • Тадеши Дечане • Дудлебы • Ганаки • Голасицы • Зличане • Лемузы • Литомеричи • Лучане • Мораване • Пшоване • Седличане (Дечане) • Ходы • Чехи • Чёрные хорваты Гаволяне: Брежане (Брижане) • Стодоране Браничевцы • Дукляне • Захлумляне • Конавляне • Красные хорваты • Неретвляне • Ободриты • Сербы • Тревуняне ПолезноеСмотреть что такое «Дреговичи» в других словарях:дреговичи — ей; мн. Союз восточнославянских племён, живших по притокам реки Припять и вошедших в 10 в. в состав Киевской Руси. ◁ Дреговичский, ая, ое. Д ие поселения. * * * дреговичи союз восточнославянских племён по р. Припять и её левым притокам (VI … … Энциклопедический словарь ДРЕГОВИЧИ — ДРЕГОВИЧИ, объединение восточнославянских племен на реке Припять и ее левых притоках. С 10 в. в составе Древнерусского государства … Современная энциклопедия ДРЕГОВИЧИ — союз восточно славянских племен по р. Припять и ее левым притокам. С 10 в. в Киевской Руси … Большой Энциклопедический словарь Дреговичи — мн. Союз восточнославянских племен, живших в IX XII вв. по реке Припять и её притокам и вошедших в X в. в состав Руси. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ДРЕГОВИЧИ — ДРЕГОВИЧИ, союз восточнославянских племён по р. Припять и в основном по её левым притокам в 6 середине 12 вв. С 10 в. в Древнерусском государстве. К середине 12 в. утратили своё этническое наименование. Источник: Энциклопедия Отечество русское… … Русская история дреговичи — сущ., кол во синонимов: 2 • племя (116) • союз (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов Дреговичи — одно из племен русских славян, жившее между Припятью иДвиной. Под именем другувитов (drougoubitai) Д. известны уже КонстантинуПорфирородному, как племя подчиненное Руси. Находясь в стороне отвеликого варяжского пути, Д. не играла видной роли в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Дреговичи — восточнослав. плем. союз, населявший территорию между Припятью и Зап. Двиной. Константин Багрянородный (10 в.) упоминает их под именем другувитов, как племя подчиненное Руси. Д., согласно летописным сведениям, имели некогда свое княжение.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь Дреговичи — ДРЕГОВИЧИ, объединение восточнославянских племен на реке Припять и ее левых притоках. С 10 в. в составе Древнерусского государства. … Иллюстрированный энциклопедический словарь Славянские народы. ДреговичиПо мнению специалистов, название, вероятно, имеет балтский корень «дрегува» (болото, ср. белор. «дрыгва» — трясина) и славянское «ичи». Жили и в правду в болотистой местности (дрегва, дрягва — болото). Археологические и письменные памятникиПо Припяти известны археологические памятники дреговичей IX-Х веков: остатки земледельческих поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. Летописи не сообщают сведений об истории дреговичей. Известно лишь, что в древности у них было своё княжение с главным городом Туровом на Припяти, упоминаются также Слуцк, Клецк и Друцк. На первых страницах «Повести временных лет» дреговичи выступают как самостоятельное восточнославянское племя, которое занимает определенную территорию, живет самобытной жизнью и до вхождения в состав Киевской Руси имеет собственную политическую организацию – свое «княжение». Начальная летопись помещает дреговичей между Припятью и Западной Двиной: «а друзии седоша межю Припетью и Двиной и нарекошася дреговичи». Назвав эти реки, летописец безусловно указал не точные границы земли дреговичей, а лишь место их расселения. Не подлежит сомнению, что бассейн Западной Двины был уже кривичским. Однако летопись не позволяет определить даже приблизительные границы территории расселения дреговичей. В Х в. земля дреговичей вошла в состав Киевской Руси, явившись позднее основой Туровского княжества. Северо-западная окраина земли дреговичей вошла в состав Полоцкого княжества. Древнейшими славянскими памятниками на дреговичской территории являются поселения VI-VIII вв. н.э. с керамикой пражского типа. В советской археологической литературе эта керамика обычно называется сосудами типа корчак или житомирского типа и рассматривается как локальный вариант сосудов пражского типа. По территории своего распространения памятники этого типа на Волыни и в южном Полесье охватывают области расселения нескольких позднейших летописных племен – волынян, древлян и южной части дреговичей. Археологические памятники с керамикой пражского типа в Туровском Полесье нужно считать древнейшими памятниками дреговичей. Таким образом, в третьей четверти I тысячелетия н.э. дреговичи занимали сравнительно небольшую часть Припятского бассейна в той его части, где впоследствии был основан племенной центр – г. Туров. Севернее Припяти в это время жили еще балтийские племена, а южнее и юго-западнее – другие труппы восточнославянского населения, оставившего поселения и погребения с керамикой пражского типа. Рис. 5. Дреговичи в IX — X вв. 1 — памятники пражского типа (дреговичская группа); 2 — дреговичские курганы IX в. (с трупосожжением и с лепной керамикой); 3 — дреговичские курганы X в. (с трупосожжением и с гончарной керамикой); 4 — районы кривичской колонизации; 5 — область распространения поселений со штрихованной керамикой. Начало дреговичской колонизации левобережной части Припятского бассейна датируется IX в. Об этом свидетельствуют курганы с трупосожжениями IX-X вв., содержащие лепные урны. Такие курганы, помимо Припяти, известны на Случи, Днепре и Березине (рис. 5). Одновременно с севера, со стороны полоцкого течения Западной Двины, Припятско-Двинское междуречье заселяется кривичами. Дальнейший этап расширения дреговичской территории обрисовывают курганы с трупосожжением X в., в которых найдена уже гончарная керамика, и, наконец, последний этап – курганы с трупоположениями XI-XIII вв., с находками дреговичских украшений. Дреговичи – жизнь среди рек и болотДрегович были одним из древних народов современной Белоруссии. О них сохранились упоминания в ряде исторических источников, а о культуре этих племён могут детально рассказать археологические находки. Они жили среди родственных этносов, вели быт в непростых условиях. Их название само по себе указывает на особенности мест проживания. В переводе со старинного балтского наречия “дрегува” значило “болото”. Дреговичи действительно жили в болотистой местности, однако эти природные особенности не только создавали сложности для ведения хозяйства – болота защищали народ от набегов захватчиков. Как же развивались эти племена? Что известно об их жизни? Древний народ БелоруссииКак я уже отметила, большая часть племён дреговичей проживала на территории современных Гродненской, Минской и Брестской областей Беларуси. В старинных летописях указывается, что изначально земли дреговичей занимали территории между Припятью и Западной Двиной. В дальнейшем территории проживания несколько увеличились, однако основным осталось Припятское Полесье, характеризовавшееся высоким уровнем заболоченности. В украинском и белорусском языковых диалектах до сих пор сохранилось слово “дряговина”, что означает трясину на болоте. Это и указывает нам на возникновение названия дреговичей. Дреговичи сформировались на основе древнейших славянских племён. Их появление приходится на IX век. В летописях сохранилось совсем мало сведений об истории этого народа, поэтому большая часть данных о дреговичах – лишь предположения исследователей. Впрочем, надёжным помощником историков выступает археология, что помогает понять, как жили эти люди. В «Повести временных лет» дреговичи описываются как самостоятельное племя, что отличается самобытностью и имеет свою территорию. До вхождения в состав Руси дреговичи имели свою политическую организацию, собственное “княжение”, как отмечено в летописи. Как жили дреговичи?Племенные княжества у дреговичей существовали достаточно долго. Центр одного из них находился в Турове, а другой располагался неподалёку от села Хильчицы. В те времена здесь был возведен город Хил. Он выступал в роли одного из крупнейших религиозных и экономических центров на землях дреговичей. Историки предполагают, что в Хиле располагалось святилище, где во время празднеств, посвящённых богам, совершались жертвоприношения. Кстати, название города Туров также может говорить о религиозных культах. Его именование связано со словом “тур”, что обозначало крупного дикого быка. Не исключено, что в Турове этих животных подносили в качестве жертвы богам. Однако распространение христианства стало постепенно уменьшать значимость Турова и подобных ему городов. В X веке в жизни дреговичей происходят существенные изменения. Их земли стали принадлежать Руси, а в дальнейшем составили основу Туровского княжества. Незначительная часть дреговичских территорий перешла к Полоцкому княжеству. Однако на Руси не всё было мирно и спокойно – даже на болотистых землях дреговичей. Слуцк – сожжённый городЯ хотела бы обратить внимание на историю города Слуцка, что некогда располагался в местах проживания дреговичей. Она помогает нам понять, как жили эти люди. В «Повести временных лет» рассказывается о противостоянии киевского и минского князей. Минский правитель Глеб сжёг Слуцк, из-за чего развернулось нешуточное противостояние с Владимиром, правившим в Киеве. Но упоминаний о том, кто мог образовать на месте небольшого селения целый город, нет ни в одном источнике. Слуцк можно по праву назвать крепостью дреговичей. Он был укреплённым приграничным пунктом, защищавшим земли от атаки со стороны Припяти. Кого же опасались дреговичи? Возможно, своих соседей, что могли пойти на захват новых территорий. Слуцк был форпостом на границе Туровского княжества с Минским. Археологические находки показывают, что в Слуцке некогда кипела бурная жизнь. Здесь дреговичи строили храмы и торговали, поклонялись богам и укрепляли свои границы. Вероятнее всего, и в период монголо-татарского нашествия город не был взят захватчиками. Ему, как и большей части земель дреговичей, удалось миновать печальной участи прочих территорий, оказавшихся под монголами. Секрет был прост – то были слишком отдалённые места, отрезанные от путей перемещения реками и болотами. Особенности культурыСудя по данным археологов, дреговичи ещё в далёком прошлом научились возделывать землю и выращивать ценные растения. Несмотря на сложности климата (обилие болот), у дреговичей была весьма развита земледельческая культура, активно развивалось использование и совершенствование орудий труда. Останки, найденные в захоронениях дреговичей, могут рассказать о некоторых обрядах, которых придерживались представители этого племени. Своих покойников дреговичи сжигали, после чего хоронили прах в специально изготовленных урнах. Позднее более распространённым стало создание курганов, что, вероятно, народ перенял у своих южных соседей. В погребениях были обнаружены самые разные предметы, однако истинным “символом” дреговичей стали бусы из металла, покрытые зернью. Конечно, нам, современным людям, хотелось бы знать как можно больше о прошлом – тем более, о славянских племенах. Увы. Сведений о дреговичах не слишком много, но исследования продолжаются. Быть может, археологи сумеют поразить нас новыми открытиями и находками, что прольют свет на особенности быта племён, живших много столетий тому назад. На обложке: Фрагмент картины Сергея Васильевича Иванова «Жизнь восточных славян», 1909 год Русская История 4. Восточнославянские племенаПОПОВ Флегонт Петрович ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА ПЕРЕД СЛОВЕНЕ НОВГОРОДСКИЕ — одна из северных групп восточных славян. Славянская колонизация Приильменья относится к 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры. Славянские племена, придя с юга, ассимилировали местное финско-угрское население, о чём свидетельствует топонимика этого края.По летописи, Словене жили около озера Ильмень и прилегающих к нему рек. В 6-8 веках у словен, видимо, сложился крупный племенной союз. В 9 веке территория словен составила основу Новгородской земли. КРИВИЧИ — восточно-славянское племя; населяло территорию в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кривичи занимались земледелием и промыслами. В 9 веке в земле кривичей возник Смоленск, по-видимому. В 11 веке — Торопец. Вместе с вятичами и новгородскими словенами составили основу великорусского (русского) народа. Во 2-й половине 9 века были подчинены власти Киевских князей. Последнее упоминание о кривичах в летописи относится к 1162 году. ПОЛОЧАНЕ — восточно-славянское племя. Полочане — летописное название славян-кривичей, живших по реке Полоть (приток Западной Двины) и входивших в состав населения Полоцкого княжества. РАДИМИЧИ — восточно-славянское племя, жившее в междуречье рек Днепра и Десны, по течению рек Сожа и Ипути. По культуре родимичи были близки к вятичам и северянам. Основное занятие — земледелие; были также развиты скотоводство, охота и бортничество. Племенные центры родимичей неизвестны. В 9 веке вошли в состав Древнерусского государства. Последний раз упоминаются в летописи под 1069 годом. ВЯТИЧИ — восточно-славянское племя, жившее по верхней Оке и её притокам — рекам Угре, Москве и другим, а также, по-видимому, в верховьях Дона. Вятичи занимались земледелием, охотой и рыболовством. В 11-12 веках на земле вятичей возникли города Москва, Дедослав и другие. В 9-10 веках вятичи платили дань хазарам. Около 981 года были подчинены Киевским князем Владимиром Святославичем. В 12-13 веках земля вятичей входила в состав Ростовско-Суздальского, в дальнейшем — Владимиро-Суздальского княжества, позже в состав Московского княжества. Вятичи явились важным составным элементом великорусской народности. Название «вятичи» исчезло в 14 веке. ПОЛЯНЕ — одно из крупнейших восточнославянских племён, живших в среднем Поднепровье. Поляне занимались пашенным земледелием и скотоводством. Главным городом полян был Киев. Более высокий уровень социально-экономического развития полян по сравнению с другими восточнославянскими племенами был одним из факторов, определявшим выдвижение Среднего Поднепровья в качестве центра Древнерусского государства. Последнее упоминание о полянах в летописи относится к 944 году. ДУЛЕБЫ — славянское племя, жившее в 6-9 веках по реке Западный Буг; впоследствии стали называться волынянами. БУЖАНЕ (ВОЛЫНЯНЕ) — племя восточных славян, обитавших в бассейне верхнего течения Западного Буга (от которого и получили название). С конца 11 века бужане именуются волынянами. ХОРВАТЫ — восточно-славянское племя, жившее в Карпатах. УЛИЧИ (УГЛИЧИ) — восточно-славянское племя, жившее первоначально в низовьях Днепра, а затем поселившихся между Бугом и Днестром. Поселения уличей доходили до Чёрного моря. С середины 10 века уличи упоминаются в составе Киевской Руси. ТИВЕРЦЫ — славянское племя, жившее в 9-11 веках между Днестром и Дунаем. Повествуя о расселении славян, летописец рассказывает о том, как одни славяне «седоша по Днепру и нарекошася Поляне», другие назывались «древлянами» («зане седоша в лесех»), третьи, жившие между Припятью и Двиной, именовались дреговичами, четвертые обитали по течению реки Полоты и назывались полочане. У Ильменского озера жили словене, а по Десне, Сейму и Суле — северяне. Постепенно в рассказе летописца появляются названия других восточно-славянских племён. Летописи ещё помнят о тех временах, когда славяне Восточной Европы делились на племена, когда племена русские «имеху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, кождо свой нрав» и жили «особе», «кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим». От Карпатских гор и Западной Двины до верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Чёрного моря и Дуная жили русские племена накануне образования Киевского государства: карпатские хорваты, придунайские уличи и тиверцы, побужские дулебы или волыняне, обитатели болотистых лесов Припяти — дреговичи, ильменские словене. Жители дремучих окских лесов — вятичи. Многочисленные кривичи верховьев Днепра, Западной Двины и Волги, днепровские северяне и другие восточнославянские племена составляли некое этническое единство «Словенск язык в Руси». Это была восточная, русская ветвь славянских племён. Этническая близость их способствовала образованию единого государства, а единое государство консолидировало. Сплачивало в этнический массив славянские племена. Но русские племена не возникли сами собой в готовом виде со всеми присущими им особенностями языка, быта, культуры, а явились результатом сложного этно- и глоттогонического процесса. Рассказ летописца о расселении славянских племён на Руси — это последний акт сложного процесса формирования русских племён. В «Повести временных лет» нашли отражение лишь последние часы существования племенного быта. Новые производственные отношения, зарождение государства ломали старые — племенные границы, сплачивали народные массы внутри новых политических границ, объединяли по новому территориальному признаку. Когда летописец повествовал о восточно-славянских племенах, они уже переставали существовать, а многие из них, если даже не все, уже давно, по существу, были не племенами, а союзами племён. ДРЕГОВИЧИДреговичи имели «своё княжение», в середине X века вошли в состав Древнерусского государства. С конца X века на территории их расселения начало формироваться Туровское княжество. Христианизация дреговичей произошла в X-XI веках. На территории расселения дреговичей известны города Берестье (впервые упоминается в источниках в 1017 году), Минск (1067 год), Пинск (1097 год), Черторыйск (1100 год), Слуцк (1116 год), Городно и Клеческ (Клецк) (оба 1127 год), Рогачёв и Дорогичин (оба 1142 год), Брягин (1147 год), Мозырь (1155 год), Дубровица (1183 год), Слоним, Волковыск и Здитов (все 1252 год), Турийск (1253 год), Мельник (1260 год), Копыль (1274 год), Каменец (1276 год), Кобрин (1287 год), Степань (1292 год), а также Новогрудок (основан не позднее XI века), Давид-Городок (не позднее начала XII века). Древнейшие курганные погребения с трупосожжениями известны на Припяти, Березине, правобережье Днепра, в верховьях Случи и Оресы; с X века, распространяются трупоположения на горизонте или в подкурганной яме. Встречаются внутрикурганные срубные сооружения с перекрытием. Погребальный инвентарь сравнительно беден: гончарные горшки, пряжки, кресала, топоры, копья. Этноопределяющими находками являются крупнозернёные бусы в женских погребениях, а также височные кольца с тремя аналогичными бусинами. В женский убор могли входить перстнеобразные височные кольца, бусы, подвески, браслеты и перстни. По материалам археологических исследований древностей дреговичей созданы археологические музеи «Берестье» (в городе Брест) и «Древний Туров» (в городе Туров)
|
---|