древний персы делились женами зачем
Традиции персов – единство разных времён
Персы являются одним из древнейших народов Юго-Западной Азии. Именно они дали название могущественному государству, Персии, что с 1934 года стала именоваться Ираном. В традициях персов немало отголосков древних обрядов и, конечно, истории этого этноса.
Многие культурные аспекты менялись с течением времени, преображались под влиянием новых верования и мировоззрения. Исследователи считают, что немалое влияние на формирование персидских нравов оказали египетская, вавилонская, ассирийская культуры. Тем не менее, традиции персов отличаются уникальными чертами. Чем же интересны древние обряды этого народа? Как живут современные персы?
Верования персов
Персам довелось пережить несколько важных этапов формирования их культуры. Если бы у нас была возможность переместиться во времени в далёкое прошлое, мы бы вряд ли узнали в древних персах современных иранцев. Но тем и интересен этот народ – за свою долгую и богатую историю он неоднократно преображался и менял привычки.
В частности, перемены в культуре были обусловлены сменой верований. Во времена правления династии Сасанидов господствующей религией Персии был зороастризм. На построение храмов выделялись значительные земельные наделы, а священнослужители и храмовые жрецы пользовались особым уважением у народа. Арабское завоевание становится началом распространения ислама, а впоследствии зороастрийцы стали подвергаться гонениям, немусульманские обряды строго запрещалось проводить.
В религиозной традиции персов и сегодня остался зороастризм / i.jauns.lv
Впрочем, ещё в древности персы значительно выделялись среди других народов. С искренним удивлением древнегреческий историк Геродот упоминает о некоторых их традициях:
“Ставить кумиры, сооружать храмы и алтари у них не в обычае. Кто это делает, тех они обзывают глупцами”.
Также он отмечает, что чаще всего этот народ поклонялся не конкретным божествам с человеческими обличиями (как у тех же греков), а абстрактным явлениям или стихиям – ветру, небу, солнцу.
Кулинарные традиции персов
Немало исследователей персидской культуры отмечают, что в жизни этого народа особую роль играет как религия, так и пища. Да, различным кушаньям и напитка даже посвящены произведения, а в некоторых преданиях они выступают в качестве ключевой детали.
Не стоит считать персов чревоугодниками, просто они умеют ценить каждый приятный аспект жизни. От себя хочу заметить, что не только в старину, но и сегодня персы являются дружелюбным и крайне гостеприимным народом, что рад угостить и рассказать о своих обычаях.
На персидских празднествах особую роль играет одно блюдо – курица, фаршированная травами. О нём рассказывает одна из древних легенд. В пересказе её поэтом Фирдоуси говорится, что один из воинов персидской армии был пленён врагами. Его поместили в колодец и собирались казнить, однако подкрепление прибыло вовремя.
Чтобы не выдать себя, персидский военачальник, готовящий воинов к атаке, отправил пленённому товарищу курицу, фаршированную редкими травами. В ней он велел запечь своё кольцо. Когда узник увидел его, силы снова вернулись к пленнику, ведь теперь он знал – соратники спасут его.
Свадебные обычаи персидского народа
Прежде браки среди персов заключались в раннем возрасте – в 10-13 лет. Сегодня всё несколько поменялось, однако основные свадебные обряды остались прежними. Даже в наше время в Иране порой заключаются договорные браки, когда жених и невеста даже не видят друг друга до свадьбы, а всё решается исключительно родителями.
Когда родственники жениха познакомятся с избранницей, отец или брат молодого человека отправляется в её дом, чтобы обсудить с родителями девушки важные вопросы: размеры приданого и сумма “махра”, свадебные расходы.
Представители жениха / tiwall.com
Женихом и родственниками невесты обсуждается “махр”, который представляет собой не просто выкуп за девушку. Так персы называют выплату, что получает невеста в качестве собственного капитала. Также в “махр” входит “гиир беха” (“плата за молоко”), а именно – сумма, которую передают матери девушки в знак благодарности за воспитание дочери.
“Ширини хоран” – это помолвка персов, название которой переводится очень красноречиво – “поедание сладостей”. Проходит она в доме невесты без участия жениха. Его мать вместе со своими родственницами и подругами отправляется к будущей невестке и надевает ей кольцо на палец.
Традиционные свадебные церемонии все еще популярны в Иране / tiwall.com
Важной частью церемонии является сладкое угощение, что подаётся гостям. Нередко между помолвкой и свадьбой проходит значительный срок времени, за которое жених и невеста обмениваются подарками, отправляя их друг другу.
Свадебная церемония в традициях персов – сложная система ритуалов, что предусматривает ряд празднеств, проводящихся как в доме жениха так и невесты. Некоторые ритуалы являются исключительно женскими или мужскими, отдельные этапы празднования проходят в узком кругу родственников одной из сторон.
Невесту везут в дом жениха / tiwall.com
На завершающем этапе свадьбы один из родственников задаёт невесте вопрос, согласна ли она выйти замуж за её избранника. Он должен прозвучать трижды, однако ответ свой девушка даёт только на последнем повторе. Её согласие является скреплением союза, с этого момента пара объявляется законными мужем и женой.
Традиции персов прошлого и нашего времени значительно отличаются, однако их основа осталась неизменной. Этот народ унаследовал от своих предков гордый нрав и стремление к гармонии и простоте. Современные персы ценят свои историю и культуру, что могут открыть немало тайн и особенностей этого народа.
Почему персы могли жениться на родственницах
Примерно в VI веке до н. э. на арене мировой истории появились персы. С феноменальной скоростью они из никому неизвестного племени сумели превратиться в грозную империю, просуществовавшую несколько сотен лет.
Портрет древних персов
О том, какими были древние иранцы, мы знаем из описаний представителей народов, которые жили рядом с ними. Например, Геродот писал, что изначально персы носили одежду из шкур, а также войлочные колпаки, которые называли тиарами. Вино не пили. Ели столько, сколько у них было. К золоту и серебру относились равнодушно. От соседних народов они отличались высоким ростом, силой, храбростью и невероятной сплоченностью.
Интересно, что персы всегда старались следовать заветам предков. Например, даже когда уже Персия превратилась в великую державу, царь во время обряда коронации по старому обычаю должен был надеть простую одежду, съесть немного высушенных фиг и запить их кислым молоком.
При этом персы могли брать в жёны столько женщин, сколько считали нужным. И это без учета наложниц и рабынь. Интересно и то, что их законы разрешали жениться даже на близких родственницах, будь то сестры или племянницы, но при этом запрещали мужчине показывать своих женщин посторонним.
Об этом писал еще Плутарх, подчеркивая, что персы прятали от чужих глаз не только жен, но даже наложниц и рабынь. И если возникала необходимость, то их перевозили исключительно в закрытых повозках. И, например, в руинах Персеполя археологам не удалось обнаружить ни одного рельефа с женским изображением.
Династия Ахеменидов
Эпоха всемогущества персов началась с царя Кира II, который принадлежал к роду Ахеменидов. Ему удалось быстро подчинить некогда могучую Мидию и несколько более мелких государств. После чего взор царя пал на Вавилон.
Война с Вавилоном оказалась такой же короткой. В 539 году до н. э. Кир полностью разгромил армию вавилонян у города Описа, затем покорил крупный город Сиппар, а вскоре и сам Вавилон.
После этого триумфа Кир решил обуздать дикие племена на востоке, которые своими набегами могли потревожить границы его державы. С кочевниками царь воевал несколько лет, до тех пор, пока сам не погиб в 530 году до н. э.
Следующие цари – Камбис и Дарий – продолжили дело своего предшественника и еще более расширили владения государства. Так, Камбису удалось захватить Египет и сделать его одной из сатрапий.
К моменту смерти Дария (485 год до н. э.) Персидская империя занимала огромную территорию. На западе она граничила с Эгейским морем, на востоке – с Индией. На севере власть Ахеменидов простиралась до безлюдных пустынь Средней Азии, а на юге – до порогов Нила. Можно с уверенностью сказать, что Персия в то время подчинила себе практически весь цивилизованный мир.
Но как любую империю, захватившую так много земель, ее постоянно терзали внутренние смуты и восстания покоренных народов. Династия Ахеменидов рухнула в IV веке до н. э. после столкновения персов с армией Александра Македонского.
Сасанидская держава
После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Ненавистные греки очень быстро и жестко стали искоренять исконно персидские обычаи и насаждать свои, совершенно чуждые. Для простых персов это было подобно смерти.
Даже приход парфян во II веке до н. э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя, изгнав с территории древней Персии греков, все-таки осталось под влиянием их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык. Но хуже всего было то, что возводились греческие храмы, что для большинства персов было кощунством и святотатством.
Ведь Заратуштра завещал их предкам не поклоняться идолам, а символом Бога считать лишь неугасимое пламя, ему же приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах. Они только в бессильной злобе называли все постройки эллинского периода «строениями Дракона».
Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н. э. Но в конце концов чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, он сверг династию парфян. И этот момент принято воспринимать как рождение второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.
В отличие от парфян они всячески старались возродить древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греки практически полностью стерли память о наследии Ахеменидов. И получилось так, что Сасаниды пытаясь воскресить былую культуру, создали такую, которой в реальности никогда и не существовало. Во главе угла воспрянувшего государства зароастрийские жрецы поставили религию. Греческие храмы были разрушены, вместо статуй Зевса персы стали строить жертвенники огня. Греческий язык потерял статус официального.
При Сасанидах (III век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, на котором изображался его триумф над римским императором Валерианом.
Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно преобразили в духе своей новообретенной культуры.
Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию системы орошения земель. При Сасанидах земли древней Персии, а также Месопотамии буквально были пронизаны подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых на расстоянии 10 километров друг от друга. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В то же время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.
Гибель империи
История Сасанидской династии оборвалась после ожесточенной и кровопролитной войны с арабами, которая длилась без малого двадцать лет (633-651 годы). Последнего царя Йездегета III сложно в чем-либо упрекнуть. Он воевал с захватчиками до самого конца, и сдаваться не собирался. Но погиб Йездегет бесславно – близ Мерва его во сне зарезал мельник, позарившись на царские драгоценности.
Но даже после официальной победы, персы то и дело поднимали восстания, правда, безуспешные. Даже внутренние смуты в халифате не помогли древнему народу обрести свободу. Дольше всех продержались лишь Гуган и Табаристан – последние осколки некогда великой державы. Но и они были захвачены арабами в 717 и в 760-х годах соответственно.
И хоть исламизация Ирана прошла успешно, арабам так и не удалось ассимилировать персов, которые сумели сохранить национальную идентичность. Ближе к 900-м, при новой династии Саманидов, они все-таки добились независимости. Правда, вновь стать великой державой Персия больше так не смогла.
Когда персы женились на родственницах
Примерно в VI веке до н. э. на арене мировой истории появились персы. С феноменальной скоростью они из никому неизвестного племени сумели превратиться в грозную империю, просуществовавшую несколько сотен лет.
Портрет древних персов
О том, какими были древние иранцы, мы знаем из описаний представителей народов, которые жили рядом с ними. Например, Геродот писал, что изначально персы носили одежду из шкур, а также войлочные колпаки, которые называли тиарами. Вино не пили. Ели столько, сколько у них было. К золоту и серебру относились равнодушно. От соседних народов они отличались высоким ростом, силой, храбростью и невероятной сплоченностью.
Интересно, что персы всегда старались следовать заветам предков. Например, даже когда уже Персия превратилась в великую державу, царь во время обряда коронации по старому обычаю должен был надеть простую одежду, съесть немного высушенных фиг и запить их кислым молоком.
При этом персы могли брать в жёны столько женщин, сколько считали нужным. И это без учета наложниц и рабынь. Интересно и то, что их законы разрешали жениться даже на близких родственницах, будь то сестры или племянницы, но при этом запрещали мужчине показывать своих женщин посторонним.
Об этом писал еще Плутарх, подчеркивая, что персы прятали от чужих глаз не только жен, но даже наложниц и рабынь. И если возникала необходимость, то их перевозили исключительно в закрытых повозках. И, например, в руинах Персеполя археологам не удалось обнаружить ни одного рельефа с женским изображением.
Династия Ахеменидов
Эпоха всемогущества персов началась с царя Кира II, который принадлежал к роду Ахеменидов. Ему удалось быстро подчинить некогда могучую Мидию и несколько более мелких государств. После чего взор царя пал на Вавилон.
Война с Вавилоном оказалась такой же короткой. В 539 году до н. э. Кир полностью разгромил армию вавилонян у города Описа, затем покорил крупный город Сиппар, а вскоре и сам Вавилон.
После этого триумфа Кир решил обуздать дикие племена на востоке, которые своими набегами могли потревожить границы его державы. С кочевниками царь воевал несколько лет, до тех пор, пока сам не погиб в 530 году до н. э.
Следующие цари – Камбис и Дарий – продолжили дело своего предшественника и еще более расширили владения государства. Так, Камбису удалось захватить Египет и сделать его одной из сатрапий.
К моменту смерти Дария (485 год до н. э.) Персидская империя занимала огромную территорию. На западе она граничила с Эгейским морем, на востоке – с Индией. На севере власть Ахеменидов простиралась до безлюдных пустынь Средней Азии, а на юге – до порогов Нила. Можно с уверенностью сказать, что Персия в то время подчинила себе практически весь цивилизованный мир.
Но как любую империю, захватившую так много земель, ее постоянно терзали внутренние смуты и восстания покоренных народов. Династия Ахеменидов рухнула в IV веке до н. э. после столкновения персов с армией Александра Македонского.
Сасанидская держава
После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Ненавистные греки очень быстро и жестко стали искоренять исконно персидские обычаи и насаждать свои, совершенно чуждые. Для простых персов это было подобно смерти.
Даже приход парфян во II веке до н. э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя, изгнав с территории древней Персии греков, все-таки осталось под влиянием их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык. Но хуже всего было то, что возводились греческие храмы, что для большинства персов было кощунством и святотатством.
Ведь Заратуштра завещал их предкам не поклоняться идолам, а символом Бога считать лишь неугасимое пламя, ему же приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах. Они только в бессильной злобе называли все постройки эллинского периода «строениями Дракона».
Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н. э. Но в конце концов чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, он сверг династию парфян. И этот момент принято воспринимать как рождение второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.
В отличие от парфян они всячески старались возродить древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греки практически полностью стерли память о наследии Ахеменидов. И получилось так, что Сасаниды пытаясь воскресить былую культуру, создали такую, которой в реальности никогда и не существовало. Во главе угла воспрянувшего государства зароастрийские жрецы поставили религию. Греческие храмы были разрушены, вместо статуй Зевса персы стали строить жертвенники огня. Греческий язык потерял статус официального.
При Сасанидах (III век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром – Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, на котором изображался его триумф над римским императором Валерианом.
Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно преобразили в духе своей новообретенной культуры.
Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию системы орошения земель. При Сасанидах земли древней Персии, а также Месопотамии буквально были пронизаны подземными водопроводами из глиняных труб (каризы). Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых на расстоянии 10 километров друг от друга. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие. В то же время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.
Гибель империи
История Сасанидской династии оборвалась после ожесточенной и кровопролитной войны с арабами, которая длилась без малого двадцать лет (633-651 годы). Последнего царя Йездегета III сложно в чем-либо упрекнуть. Он воевал с захватчиками до самого конца, и сдаваться не собирался. Но погиб Йездегет бесславно – близ Мерва его во сне зарезал мельник, позарившись на царские драгоценности.
Но даже после официальной победы, персы то и дело поднимали восстания, правда, безуспешные. Даже внутренние смуты в халифате не помогли древнему народу обрести свободу. Дольше всех продержались лишь Гуган и Табаристан – последние осколки некогда великой державы. Но и они были захвачены арабами в 717 и в 760-х годах соответственно.
И хоть исламизация Ирана прошла успешно, арабам так и не удалось ассимилировать персов, которые сумели сохранить национальную идентичность. Ближе к 900-м, при новой династии Саманидов, они все-таки добились независимости. Правда, вновь стать великой державой Персия больше так не смогла.
Еще нарожают Зачем персидская знать манипулировала телами своих жен
Всем великим империям древности был нужен «класс» воинов, готовых побеждать врагов внешних и внутренних. Но что делать, когда эту роль играют аристократы, погибающие в битвах, — родить которых могут только знатные женщины? Персидская империя Сасанидов решила эту проблему, отказавшись от вековой традиции восточных гаремов и запустив механизмы утонченной сексуальной эксплуатации аристократок. О временных браках при отъезде мужа, казни за отказ надеть кольцо, девятилетних женах и других изысках иранской фабрики детопроизводящих женщин рассказывается в одном из последних номеров ведущего исторического журнала Comparative Studies in Society and History.
Как империи выжить
Персидская империя Сасанидов (224-652 годы нашей эры) образовалась на руинах Парфянского царства и по своей мощи и обширности почти сравнялась с «золотым» царством Ахеменидов. Владения Сасанидов включали современный Иран, Ирак, Армению, Грузию, Йемен, Восточную Аравию, Узбекистан, часть Афганистана и Туркмении — от полугреческих городов Месопотамии до степей Средней Азии. Государство должно было удерживать от бунтов и распада столь различные территории, населенные далекими друг от друга племенами, а еще отбивать непрекращающиеся атаки римлян, византийцев и тюрков. Эту ношу взял на себя «ударный корпус» династии — знать: аристократические дома всех провинций, объединенные браками и военной службой во славу империи.
Вместе с магами (зороастрийскими священниками), которые также хранили и укрепляли общеимперское единство, цари Сасанидской династии воспевали Эраншахр — «землю ариев», к власти в которой приглашали знатные семейства всех провинций. При всех конфликтах между централизаторской властью шахиншаха и вольнолюбивыми местными элитами последние верно служили правящей династии, получая от нее множество пышных титулов и выгодных должностей.
Власть и секс
Царь на охоте (сасанидская золотая тарелка, IV век)
Фото: Cleveland Museum of Art
Цель передать это биологическое превосходство по наследству (с помощью браков с себе подобными) вступает в конфликт с другим дарвинистским побуждением знати — оплодотворить как можно больше женщин и передать свои гены сотням детей. Некоторые историки даже утверждают, что максимизация репродуктивного потенциала (за счет подданных) была главной движущей силой древних государств. Ряд фактов говорит в пользу этой гипотезы — так, большинство современных мужчин-европейцев являются потомками всего трех родов эпохи бронзового века (когда Европу захватывали племена, обладавшие передовыми военными технологиями). Более 800 миллионов жителей Азии — это потомки всего 11 мужчин, в том числе основателя Монгольской империи Чингисхана, маньчжурского князя Гиочанги и им подобных. Одновременно элиты навязывали гетеросексуальный брак в качестве нормативного — с полигинией (многоженством) для себя. Гаремы собирали практически во всех древних империях, от Мексики до Китая, и даже моногамные аристократы Греции и Рима повышали шансы на репродуктивный успех, совокупляясь с рабынями и конкубинами.
Женщины против смерти
И при этом, несмотря на тяжелые потери в боях, иранцам удалось то, в чем патриции потерпели поражение, — продлить срок «жизни» знатных родов до нескольких столетий. Очевидно, что сделать это можно было только одним способом — поднимать деторождение, то есть максимально эксплуатировать женские тела элиты. Понятийное оформление этой задачи легло на «духовные скрепы» империи — зороастрийскую религию. Как известно, при Сасанидах зороастризм стал общенациональной и государственной религией, которая обосновывала и освящала проект «земли ариев». Более того, зороастрийскому жречеству цари передали судейские полномочия: юристы из их среды создали, в частности, семейное и контрактное право. Мобедан мобед (глава всех «магов») считался непогрешимым судьей.
Иранские юристы требовали от женщин вступать в брак как можно раньше — с 15 или даже с 9 лет — и рожать детей при первой же возможности. В Древнем Риме и Месопотамии (Вавилон и другие государства), для сравнения, средний возраст вступления женщины в брак составлял 15-20 лет. Отказ выходить замуж карался смертью (margarzān), и от вдов требовали найти себе нового супруга в предельно краткий срок. Аборты считались чудовищным преступлением. Деторождение в зороастризме считалось священным, а гомосексуальные связи — самым большим грехом мужчины, посредством которого он пускал в мир демонов.
Безопасное многоженство
Однако все эти требования и так соответствовали ценностям иранцев — в их юридическом оформлении не было ничего инновационного. Зороастрийские жрецы и чиновники придумали много новых ухищрений. Например, они ввели институт вспомогательного брака (čagar), который позволял знатной женщине временно (на год-два) выйти замуж за другого нобиля. Čagar позволил зачинать ребенка во время частых отлучек мужей, которые отправлялись в далекие походы к границам империи.
Необходимость повышения женской фертильности толкнула шахиншаха Кавада I на крайний шаг — он законодательно ввел общность жен (о чем написали даже византийцы). Однако эта мера возмутила и аристократию, и жречество, и в итоге шахиншах отказался от нее: невозможность определить отца ребенка сломали бы вторую опору знати — передачу титула и собственности по отцовской линии.
Оставалось найти более гармоничный и социально приемлемый вариант «общности жен» — и он был найден в тщательно проработанном зороастрийскими юристами институте «заместительного брака» (stūrīh). Типологически он представляет собой левират — брачный обычай, по которому вдова была обязана вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с братьями.
Основатель империи Ардашир I получает кольцо власти от Ахура-Мазды
Однако stūrīh отличался большой гибкостью. Если мужчина умирает, не оставив наследника мужского пола, его жена (или дочь, или сестра) обязана стать супругой лица, которого назначил сам умерший или суд. Последнее условие делало государство непосредственным действующим лицом, гарантирующим продолжение знатного рода. В результате потребность в максимальном использовании ресурсов женского тела заставила персов закрыть глаза на нарушение фундаментального принципа наследования — определения отцовства по семени отца. Не попирая основы моногамного брака, stūrīh создал тысячи приемных родителей, воспитывающих детей как своих собственных.
Наконец, «заместительный брак» позволил аристократии совместить сексуальные подвиги с мирным наследованием. Собирая пресловутые гаремы из десятков жен и наложниц, древние цари и аристократы соревновались друг с другом в мужской силе (у кого больше «самок») и производили на свет много наследников. Но за это приходилось расплачиваться междоусобицами среди братьев, делящими царство, — отсюда хроническая нестабильность Османской империи и эллинистических монархий, например.
Вечное продолжение рода
Моногамия, напротив, уменьшает вероятность конкуренции, зато повышает риск вообще остаться без наследников (не говоря уж о неудовлетворенных желаниях знатных мужей, вынужденных, как в Римской империи, пользоваться услугами рабынь). Stūrīh же дал иранским аристократам все сексуальные преимущества многоженства — без его рисков. Нобили могли вступать в любое количество «заместительных браков», зачиная детей для своих погибших друзей и родственников. В итоге в выигрыше остались все: мужчины, аристократические роды (защищенные от вымирания и укрепляющие связи друг с другом), сама империя, которой был гарантирован стабильный приток воинов высшего ранга.
В конечном счете внутренняя прочность аристократии позволила персидскому миру пережить распад государства Сасанидов, владычество арабов и уже к X веку вернуть господство персидского языка, культуры, а также аристократических ценностей на всей территории бывшей империи.