друг зачем ты пришел сюда
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 26:50
Свт. Иоанн Златоуст
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его
Свт. Иларий Пиктавийский
Ст. 50-51 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникива, отсек ему ухо
Когда Он говорит Иуде: «делай, что ты должен сделать», Он этими словами подтверждает факт предательства. Ибо Тот, Кто имел власть призвать двенадцать легионов ангелов против Своих предателей, насколько легче мог противостоять и замыслам и действиям одного человека. Потому Он и Пилату говорит: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19:11). Он и дает эту власть, говоря: «делай, что ты должен сделать», то есть поскольку преступление в желании уравновешивается тем, что остается навсегда, то Иуда теперь на деле осуществляет то, что уже сделал в желании своем.
Итак, апостол отсекает рабу первосвященника ухо; значит, ученик Христов отсекает непослушное ухо человеку, представляющему священство: то, что прежде не было способно слышать истину, теперь устраняется.
Комментарий на Евангелие от Матфея.
Прп. Исихий Иерусалимский
Недоумение XXXVIII. Почему один Иоанн не вспомнил поцелуя, которым произошло предательство? Почему когда прочие [евангелисты] рассказали, что одновременно с поцелуем Иуды схватили иудеи Господа, Иоанн не так [говорит], но что спросил [Иисус]: «Кого ищете?» и опрокинул навзничь их и прочее по порядку написал (Мф. 26:50 ; Мк. 14:46; Лк. 22:54; Ин. 18:4)?
Разъяснение. Иуда пришёл на Господа со множеством, вооружённым дубинками и мечами, как все согласно излагают. Далее же, поскольку разные были действующие [лица], разделяются в рассказе о них евангелисты. Ибо Христос, желая показать, что добровольно даёт Себя схватить, в слепоту, вернее же в паралич ввергнув их и опрокинув навзничь, сказал, что «это Я, кого вы ищете», поскольку они [иудеи] были в замешательстве ещё и Иуда поцелуем подтвердил это, тогда ими [Христос] оказывается схвачен.
Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.
«Собрание недоумений и разъяснений».
Блж. Иероним Стридонский
И сказал ему Иисус: Друг [Мой], зачем ты пришел? Тогда приступили они, возложили руки на Иисуса и взяли Его
Слово: Друг [Мой] должно понимать или в смысле противоположения (κατά άντίφρασιν ), или же, может быть, в том значении, в котором мы читали его выше [в словах]: Друг Мой, каким образом ты вошел сюда, не имея брачной одежды? (Мф. 22:12).
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его
Ориген
Ст. 50-51 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникива, отсек ему ухо
Возможно, сделанное Петром содержало таинственный смысл, потому что правое ухо иудейского народа было отсечено из-за их злобы, проявленной против Иисуса. Ведь, хотя и казалось, что они слышат закон, они слышат только левым ухом тень предания о законе, а не истину, поскольку они рабы молвы, признающей рабство Богу, а не служащей [Ему] в истине. И эту молву таинственно означал противник Христа первосвященник Каиафа. И мне кажется, что все уверовавшие из язычников составили один народ во Христе и через то, что уверовали во Христа, стали причиной отсечения правого уха иудеев, согласно пророчеству о них: Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13:15).
Комментарии на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Иисус же рече ему: друже, (твори,) на неже еси пришел. Тогда приступльше возложиша руце на Иисуса и яша Его, как было условлено
Видишь неизреченное милосердие: до тех пор, пока не был предан, заботился о предателе; поэтому и теперь Своего злейшего врага назвал другом. Слова: на неже еси пришел, нужно читать не вопросительно, потому что Он знал, для чего Иуда пришел, а утвердительно; они имеют такой смысл: то, ради чего ты пришел; т.е. действуй сообразно со своей целью, сбросив с нее всякий покров. Целью было предательство, а покровом служило лобзание и речь.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его
(Мк. 14:46; Лк. 22:48). В русском переводе речь вопросительная: для чего ты пришел? При толковании этого стиха встречаются очень большие филологические затруднения. Доказано, что вместо εφ’ό πάρει если бы речь была вопросительною, стояло бы επί τί πάρει, и отсюда не найдено исключений в дошедших до нас памятниках греческой литературы. На этом основании речь Христа к Иуде ни в каком случае (вопреки русскому и другим переводам) нельзя считать вопросительною. Да и на основании внутренних соображений понятно, что Спаситель не мог предложить Иуде такого вопроса, не мог спрашивать его, для чего он пришел, потому что это было, без сомнения, Христу хорошо известно. Но если эта речь не вопросительная, то получается одно только придаточное предложение без главного: для чего ты пришел. Чтобы объяснить это, прибегали к различным догадкам и предположениям. Блясс (Gram. с. 172) считает совершенно невероятным применение όστις или ός в прямом вопросе, за исключением случаев, когда о, τι, “почему” ради краткости (?) ставится, по-видимому, вместо τί. Так, Мф. 9:11, 28; 2:16 и др. Несмотря, впрочем, на это утверждение, Блясс говорит, что εταίρε есть испорченное αϊρε или εταίρε — “возьми то, для чего ты пришел.” Такое мнение представляется однако ни на чем не основанной догадкой, потому что чтение: εταίρε, εφ’ό πάρει доказывается сильно. В эльзевирском издании: εταίρε, εφ’ό πάρει — чтение это должно быть отвергнуто, хотя его принимают Златоуст, Феофилакт и другие (у Иеронима вопросительное предложение, как в Вульгате: amice, ad quid venisti?). Евфимий Зигабен замечает, что εφ’ ω πάρει не следует читать как вопросительное предложение, ибо Спаситель знал, зачем пришел Иуда; но как возвышение; ибо оно означает: то, для чего ты пришел, делай (подразумевается πράττε) согласно своему намерению, оставив покрывало. Наконец, некоторые понимали выражение, как восклицательное: друг, на что ты приходишь или являешься! Πάρει можно производить от ειμί и от ίέναι (Цан). Наиболее представляется вероятным, что здесь просто недоговоренная речь, после которой можно было бы поставить многоточие. Смысл тот, что Иисус Христос не успел еще договорить Своих слов Иуде, как подошли воины и наложили на Христа руки. При этом толковании дальнейшую речь можно только подразумевать; но что именно подразумевать, сказать очень трудно.
Слово εταίρε (товарищ, друг, у Лк. 22:48 — Иуда) употреблено не в том смысле, что Христос хотел назвать Иуду Своим другом или товарищем, а как простое обращение, которое употребляется у нас по отношению к лицам, нам неизвестным, “любезный” и др. У Луки добавлено: “целованием ли предаешь Сына Человеческого?” — выражение, которое также можно не считать вопросительным: “Иуда, ты лобзанием предаешь Сына Человеческого” — простое констатирование факта и обличение Иуды за его лицемерный поступок.
По данному Иудой знаку, прибывшие быстро подошли, возложили на Иисуса Христа руки, несомненно, связали их (Ин. 18:12), взяли и повели с собою.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его
Человек спросил у Сократа..
— Слыш, Сократ, мне тут твой друг сказал, что ты свои идиотские нравоучения втираешь про три сита.
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
Сита устроены по классической древнегреческой триаде Добро-Истина-Благо.
Хорошая рекомендация! Но по практике, если бы мы ей последовали, то быстро бы разучились говорить.
P.S. Как известно, каждый чемпионат мира по футболу спасает мир от небольшой войны.
Притча от Владимира Шебзухова
При многословии не миновать греха, а
сдерживающий уста свои, — разумен
Книга Притчей Соломоновых, 10:19
Сказал вдруг человек Сократу:
«Услышь (коли от слов в судьбе
Не станешь бедным иль богатым),
Что друг твой молвил о тебе…»
Но перебил его философ:
«Не выясняя, что и кто,
Я поспешу с таким вопросом:
Уверен ты, что правда то?» —
«Почём мне знать, я только слушал…» —
Был дан философу ответ.
«Так пожалей мои ты уши…
Ведь сам не знаешь — правда ль, нет!
А боле, коль заняться нечем,
Задай себе такой вопрос:
Есть нечто доброе в той речи,
Которую с собой принёс?» —
«Скорей, наоборот, учитель!» —
«Тогда зачем же слушать мне?
Пусть будет тех вестей хранитель,
Лишь ветер, шепчущий волне!
Но если пожелаешь всё же
Услышанный поведать сказ,
В котором польза есть, быть может,
То передай мне друга глас!»
«Да нет и пользы в том сказанье…
Но разгадал я твой секрет:
Где доброты, и правды нет,
Не стоит, уделив вниманье,
О том шептать или кричать…
Пожалуй, лучше… промолчать!»
Шасси забыла убрать
Далекие 2000-е
Не зря параноил
Ответ на пост «Упростил»
Хех, как я в мизерный процент то пролез ))
Зарегался на мамбе 8 лет назад, никому не писал, так, фотки смотрел. Через несколько месяцев пишет она: ты по серьёзному ищешь или так просто. Ну я ж конечно отвечаю по серьёзному. Потом говорит что ей пришло всплывающее сообщение,типа он рядом и готов пообщаться. Вот так высокие технологии создали ячейку общества )) Короче, 6 лет в браке, двое детей ))
Студенческое
Дальний выруби
Министр здравоохранения, уймитесь
Видео из московского метро – умирающий человек и женщина, которая ворует его телефон
Мужчине стало плохо рано утром на станции «Верхние Лихоборы». Его заметила сотрудница подземки и пока она побежала за помощью, к мужчине подошла пассажирка в синей куртке. Потолкала его рукой, огляделась, а затем тоже решила помочь, но не ему, а себе. Достала телефон из заднего кармана и ушла.
Воровка не знала, что её снимают: она думала, что мужчине плохо и никто её не заметит. Женщину с видео нашли – за такую «помощь» умершему человеку не неё возбудили уголовное дело за кражу.
И снова здравствуйте, это Януш из Польши
И снова здравствуйте, это Януш из Польши
Наливкин просит о помощи
Скопировал сюда сообщение с канала
Вы знаете, что мы не преступники!
Друзья, нам нужна ваша поддержка.
На нас завели уголовное дело!
Многие из вас уже слышали, что у нас прошли обыски, изъятия аппаратуры и задержания с омоном.
Все вы помните наш сюжет про автобусную остановку, в котором Виталий Наливкин обезвреживает опасную сумку с морковкой и сносит баннер.
Данный сюжет был снят почти два месяца назад в пригороде Уссурийска, вдали от жилых районов.
На съемках этого ролика мы использовали пиротехнику для создания эффектов попадания из рпг.💨 После съемок мы всё за собой убрали: увезли наш баннер и привели в порядок остановку(фото 2).
После публикации никаких претензий со стороны правоохр.органов к нам не поступало.
От МЧС мы получили заключение что наша съемочная площадка проверена, всё безопасно, ущерба нет.(Фото 3)
Спустя полтора месяца к нам врывается ОМОН, кладёт нас лицом в пол и изымает всю аппаратуру.
Далее нам зачитывают постановление о возбуждении против нас уголовного дела о тяжких хулиганских действиях:(ст 213 ч.3 УК РФ)(фото 4)
Якобы мы, снимая ролик в дали от жилых районов, грубо нарушили общественный порядок и причинили ущерб в размере 32 тысяч рублей.
Что будет дальше пока неясно.
Разумеется, мы понимаем, что причина, по которой нас хотят объявить преступниками совсем другая, поскольку мы уже использовали пиротехнику в наших других видео. Мы также понимаем, что решения по нам принимаются далеко не в нашем городе и крае.
В этой ситуации мы надеемся только на поддержку общественности, чей порядок мы якобы нарушили.
Вы знаете, что мы не преступники!
Вы знаете, что нашей целью всегда было творчество и создание у вас позитивного настроения. Мы очень надеемся, что сможем и дальше его создавать!
Теперь от себя. Один из моих постов здесь про развивающуюся деревню собрал 900000 просмотров. Это же огромная сила, если каждый переведет, к примеру, 10р. да и среди аудитории здесь, возможно, есть люди которые в силу должности или образования могут остановить творящийся абсурд
Генералы песчаных карьеров
Решил переделать текст под себя под 6 строчек в куплете
Текст песни от ленинградской рок-группы «Аргонавты», посвящённый гибели возлюбленной вожака банды Булита (актёр Кент Лейн) по имени Дора (актриса Тиша Стерлинг)
1.
Печально чайки над волной кружат,
Сюда друзья мои пришли.
Но не увижу больше я твой взгляд,
Глаза красивые твои.
2.
Зачем так рано ты ушла от нас,
Зачем покинула меня.
Качает ветер на волнах баркас,
Я на руках несу тебя.
3.
О чем-то чайки плачут за кормой,
И в лодке плещется волна,
Я вдаль от берега плыву с тобой,
И мне сочувствует она.
4.
Тебя целую я в последний раз,
И отдаю морской волне,
А слезы льются у меня из глаз,
А руки тянутся к тебе.
5.
Как больно сердцу моему в груди
С тобой ушла моя любовь.
Зову тебя «Приди ко мне, приди»,
А слезы льются вновь и вновь.
Авторская редакция текста
Печально чайки над волной кричат.
Сюда пришли мои друзья.
Твой взгляд запомнит навсегда причал.
Твои красивые глаза.
Зачем так рано ты ушла от нас.
Качает ветер на волнах баркас.
Судьба свела в трущобах городских.
Не знали мы тепла домов.
Без материнской ласки мы росли.
Нас пропитал кварталов смог.
Но здесь с тобою нас нашла любовь.
Минуты счастья вспоминаю вновь.
Тревожно сердцу у меня в груди.
Остался в мире я один.
Щепчу тебе не уходи. Приди.
Как пережить мне бег годин.
Любовь останется всегда со мной.
Не станешь никогда моей женой.
Я вдаль от берега везу тебя
И отдаю волне морской.
Она в пучину отнесет любя
И вечный примешь ты покой.
И слезы льются у меня из глаз.
Поцеловал тебя последний раз.
Друг зачем ты пришел сюда
Добро пожаловать в сообщество «Котомафия»
Это сообщество о домашних кошках, в котором Вы можете делиться фото, историями и другим замурчательным контентом об аспектах жизни с мурчащими любителями тапок.
Котомафия- мимимишность и брутальность, мур=)
В сообществе категорически запрещено:
✔Оскорблять других пользователей. Запрещено использование нецензурных выражений и ругательств. Замена части букв значками «@», «#», «$» и т. д. при вычислимости исходного слова не избавляет от ответственности. Категорически не рекомендуется использование грубо-просторечной лексики, а также упоминания физиологических отклонений;
✔ Сообщения не по теме. Публикуемые сообщения должны соответствовать заявленной теме сообщества;
✔Размещение постов о помощи животным в сообществе без обязательных тегов: #вдобрыеруки #помощь #без рейтинга
Дорогие друзья, которым не нравятся посты с просьбами о помощи животным, очень просим Вас добавить теги: #помощь #вдобрыеруки и др. в черный список.
✔Плагиат! Не присваивай себе чужие идеи, записи и другой авторский контент.
✔Некорректные комментарии в комментариях, откровенный флуд, провокации, пропаганду жестокого и безответственного отношения к животным и пр. участники заносятся в черный список без дополнительных пояснений и предупреждений!
✔Нарушать правила Пикабу.
Не забывайте ставить тег «моё», «кот», «котомафия» если выкладываете своих любимцев.
Мы есть в Instagram: @kotomafia _fan, отмечайте нас на Ваших фото. Там уже есть интерактив и скоро конкурс с подарками/
Гроза (Островский А. Н., 1859)
Ночь. Овраг, покрытый кустарником; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка.
Кудряш (входит с гитарой). Нет никого. Что ж это она там! Ну, посидим да подождем. (Садится на камень.) Да со скуки песенку споем. (Поет.)
Как донской-то казак, казак вел коня поить,
Добрый молодец, уж он у ворот стоит.
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену губить.
Как жена-то, жена мужу возмолилася,
Во скоры-то ноги ему поклонилася,
Уж ты, батюшко, ты ли мил сердечный друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Дай уснуть моим малым детушкам,
Малым детушкам, всем ближним соседушкам.
Кудряш (перестает петь). Ишь ты! Смирен, смирен, а тоже в разгул пошел.
Борис. Кудряш, это ты?
Кудряш. Я, Борис Григорьич!
Борис. Зачем это ты здесь?
Кудряш. Я-то? Стало быть, мне нужно, Борис Григорьич, коли я здесь. Без надобности б не пошел. Вас куда Бог несет?
Борис (оглядывая местность). Вот что, Кудряш, мне бы нужно здесь остаться, а тебе ведь, я думаю, все равно, ты можешь идти и в другое место.
Кудряш. Нет, Борис Григорьич, вы, я вижу, здесь еще в первый раз, а у меня уж тут место насиженное, и дорожка-то мной протоптана. Я вас люблю, сударь, и на всякую вам услугу готов; а на этой дорожке вы со мной ночью не встречайтесь, чтобы, сохрани Господи, греха какого не вышло. Уговор лучше денег.
Борис. Что с тобой, Ваня?
Кудряш. Да что: Ваня! Я знаю, что я Ваня. А вы идите своей дорогой, вот и все. Заведи себе сам, да и гуляй себе с ней, и никому до тебя дела нет. А чужих не трогай! У нас так не водится, а то парни ноги переломают. Я за свою… да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!
Борис. Напрасно ты сердишься; у меня и на уме-то нет отбивать у тебя. Я бы и не пришел сюда, кабы мне не велели.
Кудряш. Кто ж велел?
Борис. Я не разобрал, темно было. Девушка какая-то остановила меня на улице и сказала, чтобы я именно сюда пришел, сзади сада Кабановых, где тропинка.
Кудряш. Кто ж бы это такая?
Борис. Послушай, Кудряш. Можно с тобой поговорить по душе, ты не разболтаешь?
Кудряш. Говорите, не бойтесь! У меня все одно, что умерло.
Борис. Я здесь ничего не знаю, ни порядков ваших, ни обычаев; а дело-то такое…
Кудряш. Полюбили, что ль, кого?
Кудряш. Ну, что ж, это ничего. У нас насчет этого оченно слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят.
Борис. То-то и горе мое.
Кудряш. Так неужто ж замужнюю полюбили?
Борис. Замужнюю, Кудряш.
Кудряш. Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!
Борис. Легко сказать — бросить! Тебе это, может быть, все равно: ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил…
Кудряш. Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич!
Борис. Сохрани Господи! Сохрани меня Господи! Нет, Кудряш, как можно! Захочу ли я ее погубить! Мне только бы видеть ее где-нибудь, мне больше ничего не надо.
Кудряш. Как, сударь, за себя поручиться! А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят.
Борис. Ах, не говори этого, Кудряш! Пожалуйста, не пугай ты меня!
Кудряш. А она-то вас любит?
Кудряш. Да вы видались когда аль нет?
Борис. Я один раз только и был у них с дядей. А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится.
Кудряш. Так это молодая Кабанова, что ль?
Кудряш. Да! Так вот оно что! Ну, честь имеем проздравить!
Кудряш. Да как же! Значит, у вас дело на лад идет, коли сюда приходить велели.
Борис. Так неужто она велела?
Кудряш. А то кто же?
Борис. Нет, ты шутишь! Этого быть не может. (Хватается за голову.)
Борис. Я с ума сойду от радости.
Кудряш. Вота! Есть от чего с ума сходить! Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта.
Варвара выходит из калитки.
Те же и Варвара; потом Катерина.
Варвара (у калитки поет).
За рекою за быструю мой Ваня гуляет,
Там мой Ванюшка гуляет…
Варвара (сходит по тропинке и, закрыв лицо платком, подходит к Борису). Ты, парень, подожди. Дождешься чего-нибудь. (Кудряшу.) Пойдем на Волгу.
Кудряш. Ты что ж так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!
Варвара обнимает его одной рукой, и уходят.
Борис. Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись. Это так ново для меня, так хорошо, так весело! Вот и я жду чего-то! А чего жду — и не знаю, и вообразить не могу; только бьется сердце, да дрожит каждая жилка. Не могу даже и придумать теперь, что сказать-то ей, дух захватывает, подгибаются колени! Вот какое у меня сердце глупое, раскипится вдруг, ничем не унять. Вот идет.
Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю.
Это вы, Катерина Петровна?
Уж как мне благодарить вас, я и не знаю.
Кабы вы знали, Катерина Петровна, как я люблю вас! (Хочет взять ее за руку.)
Катерина (с испугом, но не подымая глаз). Не трогай, не трогай меня! Ах, ах!
Борис. Не сердитесь!
Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.
Борис. Не гоните меня!
Катерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски…
Борис. Вы сами велели мне прийти…
Катерина. Да пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!
Борис. Лучше б мне не видать вас!
Катерина (с волнением). Ведь что я себе готовлю! Где мне место-то, знаешь ли?
Борис. Успокойтесь! (Берет ее за руку.) Сядьте!
Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?
Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!
Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!
Борис. Разве я злодей какой?
Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!
Борис. Сохрани меня Бог! Пусть лучше я сам погибну!
Катерина. Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.
Борис. Ваша воля была на то.
Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)
Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)
Борис (обнимает Катерину). Жизнь моя!
Катерина. Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!
Борис. Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?
Катерина. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.
Борис. Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…
Катерина. Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я.
Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужли же я тебя не пожалею!
Катерина. Э! Что меня жалеть, никто виноват — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься.
Борис. Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!
Катерина. И то! Надуматься-то да наплакаться-то еще успею на досуге.
Борис. А я было испугался, я думал, ты меня прогонишь.
Катерина (улыбаясь). Прогнать! Где уж! С нашим ли сердцем! Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла.
Борис. Я и не знал, что ты меня любишь.
Катерина. Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы.
Борис. Надолго ль муж-то уехал?
Катерина. На две недели.
Борис. О, так мы погуляем! Время-то довольно.
Входят Кудряш и Варвара.
Те же, Кудряш и Варвара.
Варвара. Ну, что, сладили?
Катерина прячет лицо у Бориса на груди.
Варвара. Пошли бы, погуляли, а мы подождем. Когда нужно будет, Ваня крикнет.
Борис и Катерина уходят. Кудряш и Варвара садятся на камень.
Кудряш. А это вы важную штуку придумали, в садовую калитку лазить. Оно для нашего брата оченно способно.
Кудряш. Уж тебя взять на это. А мать-то не хватится.
Варвара. Э! Куда ей! Ей и в лоб-то не влетит.
Кудряш. А ну, на грех?
Варвара. У нее первый сон крепок: вот к утру, так просыпается.
Кудряш. Да ведь как знать! Вдруг ее нелегкая поднимет.
Варвара. Ну так что ж! У нас калитка-то, которая со двора, изнутри заперта, из саду; постучит, постучит, да так и пойдет. А поутру мы скажем, что крепко спали, не слыхали. Да и Глаша стережет; чуть что, она сейчас голос подаст. Без опаски нельзя! Как же можно! Того гляди в беду попадешь.
Кудряш берет несколько аккордов на гитаре. Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет.
Варвара (зевая). Как бы это узнать, который час?
Варвара. Почем ты знаешь?
Кудряш. Сторож в доску бил.
Варвара (зевая). Пора. Покричи-ка! Завтра мы пораньше выдем, так побольше погуляем.
Кудряш (свищет и громко запевает).
Все домой, все домой!
Варвара (встает). Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.) Завтра, смотрите, приходите пораньше! (Смотрит в ту сторону, куда пошли Борис и Катерина.) Будет вам прощаться-то, не навек расстаетесь, завтра увидитесь. (Зевает и потягивается.)
Вбегают Катерина, за ней Борис.
Кудряш, Варвара, Борис и Катерина.
Катерина (Варваре). Ну, пойдем, пойдем! (Всходят по тропинке. Катерина на полдороге оборачивается.) Прощай!
Катерина. Да, до завтра! Что во сне увидишь, скажи! (Подходит к калитке.)