дружба народов что это такое
Дружба народов
ДРУЖБА НАРОДОВ — тип социальных, политических духовных, культурных связей между людьми разных национальностей и социально-этническими общностями в целом, отражающий единство их коренных интересов и целей, чаяний и устремлений. Это определенное качественное состояние межнациональных отношений, характеризующееся устойчивой взаимной симпатией их участников, сотрудничеством и взаимопомощью. Дружба народов предполагает отношения откровенности и открытости друг другу, доверительность, взаимный интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств.
В последние годы высказываются различные мнения по вопросу о том, была ли дружба народов в СССР. Многие стали огульно отрицать реально существовавшую дружбу советских народов. Она, эта дружба народов прошла суровые испытания в годы Великой Отечественной войны, в трудные послевоенные годы, в созидательной деятельности по укреплению экономической и оборонной мощи СССР. Разумеется, дружба народов не означала полную гармонизацию межнациональных отношений, решение всех проблем в национальной сфере. Дружба народов в широком социологическом значении имеет разные сферы и уровни связей и отношений. Дружба народов не есть нечто статичное, раз навсегда данное. Она находится в постоянном развитии, при этом остаются трудности и противоречия в национальных отношениях. Националистические силы в СССР, поощряемые и поддерживаемые извне, смогли серьезно подорвать дружбу народов СССР.
См.: Интернационализм, Культура межнационального общения, Межнациональное общение, Межнациональные отношения.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 106.
ДРУЖБА НАРОДОВ
Полезное
Смотреть что такое «ДРУЖБА НАРОДОВ» в других словарях:
Дружба народов — У этого термина существуют и другие значения, см. Дружба народов (значения). Памятник в честь дружбы народов в городе Иваново. Дружба народов один из основных идеологических терминов СССР, обозначающий принцип существования советского… … Википедия
Дружба народов — I Дружба народов всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь народов и наций, ставших на социалистический путь развития; в многонациональных государствах одна из движущих сил развития социалистического общества; в межнациональных… … Большая советская энциклопедия
Дружба народов — I Дружба народов всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь народов и наций, ставших на социалистический путь развития; в многонациональных государствах одна из движущих сил развития социалистического общества; в межнациональных… … Большая советская энциклопедия
«Дружба народов» — ежемесячный литературно художественный и общественно политический журнал, с 1939 (до 1955 альманах), Москва. Основан по инициативе М. Горького. Издавался как орган СП РСФСР, с начала 90 х гг. независимое издание, учредитель Трудовой коллектив… … Энциклопедический словарь
Дружба народов — всестороннее братское сотрудничество, политическая, экономическая, военная и культурная взаимопомощь наций и народностей, ставших на социалистический путь развития; в многонациональных государствах одна из движущих сил развития социалистического … Научный коммунизм: Словарь
«ДРУЖБА НАРОДОВ» — «ДРУЖБА НАРОДОВ», советский литературно художественный и общественно политический журнал. Орган СП СССР. Выходит в Москве на русском языке с 1939 как альманах, нерегулярно; с 1955 как журнал, ежемесячно. Публикует произведения современной… … Литературный энциклопедический словарь
«Дружба народов» — несуществующая категория международной политики. По инерции безуспешно используется наряду с другими советскими понятиями «интернациональный долг», «братская помощь» в стратегии «бомжей», характерной для большинства постсоветских государств и… … Геоэкономический словарь-справочник
Дружба народов — Жарг. арм. Ирон. Каша из риса и гороха. ЖЭСТ 1, 235 … Большой словарь русских поговорок
Дружба народов (значения) — Дружба народов : Дружба народов идеологическое понятие в СССР; Дружба народов государственное издательство; Дружба народов литературный журнал; Дружба народов бывшая малая гидроэлектростанция в Браславском районе Витебской области Белоруссии … Википедия
Дружба Народов (журнал) — «Дружба народов» один из старейших ежемесячных литературно художественных журналов России, основанный в 1939 году. Издаётся в Москве. В журнале публикуются новые произведения писателей и поэтов России и стран ближнего и дальнего зарубежья,… … Википедия
Дружба народов
всестороннее братское сотрудничество, политическая, экономическая, военная и культурная взаимопомощь наций и народностей, ставших на социалистический путь развития; в многонациональных государствах — одна из движущих сил развития социалистического общества; в межнациональных отношениях стран социализма — основа все большей экономической и политической интеграции, единства в борьбе за мир, за сохранение и умножение социалистических завоеваний, за торжество коммунизма.
Еще при капитализме одинаковое классовое положение пролетариев всех наций, общность их классовой судьбы и целей порождают международную солидарность рабочих, возникает сознание общности интересов трудящихся всей земли. Однако капитализм в силу своей социально-экономической природы нарушает равноправие народов, сеет национальную рознь.
Д. н. складывается в процессе социалистического строительства. «Социализм, — писал Ленин, — организуя производство без классового гнета, обеспечивая благосостояние всем членам государства, тем самым дает полный простор «симпатиям» населения и именно в силу этого облегчает и гигантски ускоряет сближение и слияние наций» (т. 30, с. 21). Реальным олицетворением Д. н. явилось добровольное объединение народов в Союз Советских Социалистических Республик. Политической основой Д. н. стали советский государственный строй, демократия социалистическая. Экономические основы Д. н. — общественная собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства. С победой социализма была создана однотипная классовая структура всех народов СССР, преодолены вековые национальные, этнические предрассудки, отчужденность и враждебность между нациями, утвердилась единая для всех народов марксистско-ленинская интернационалистическая идеология, ставшая идейно-теоретической основой Д. н. Д. н. выступает как подлинное решение национального вопроса, как интернационализм в действии.
Требуемое общими задачами строительства социалистического общества тесное объединение советских республик совершалось в формах, не ущемляющих их национального суверенитета, что обеспечивалось ленинским планом советской федерации и автономии. Советские республики с их большими традициями самостоятельного государственного существования объединились друг с другом на федеративных началах, а народы, не имевшие ранее своей национальной государственности, получили широкую автономию в рамках республики. Границы их были определены на основании учета хозяйственных и бытовых условий, национального состава населения.
Д. н. укреплялась в процессе строительства социализма, в борьбе против внутренней и внешней контрреволюции, а также против великодержавного шовинизма и местного национализма, блестяще выдержала испытания в период Великой Отечественной войны 1941—45 гг. Братская помощь развитых наций отставшим, а затем и взаимопомощь всех наций и народностей обеспечили победу социализма во всех национальных республиках, областях и краях.
Образование мировой системы социализма как содружества наций и народностей вызвало дальнейшее расширение и углубление процесса всестороннего сближения народов. Перед лицом агрессивных империалистических устремлений укрепился прежде всего политический и военный союз народов стран социализма, а затем и их экономическое и культурное сотрудничество. Ощутимые результаты комплексной экономической интеграции стран мирового социалистического содружества воочию показывают силу Д. н., создают твердую материальную основу для укрепления интернационального братства народов. Органически сочетая патриотизм и интернационализм, Д. н. способствует сближению и единству стран социализма, что ведет к образованию и развитию новых интернациональных общностей людей. Укрепление и развитие Д. н., хотя и является объективной исторической необходимостью, не происходит стихийно. Коренные интересы стран социализма требуют всемерного укрепления их содружества, и марксистско-ленинские партии воспитывают трудящихся в духе интернациональной солидарности, нетерпимости к национальной и расовой неприязни, Д. н.
«Дальнейшее развитие дружбы и сотрудничества народов СССР в значительной мере зависит от углубления социалистической демократии. Все более широкое участие трудящихся всех национальностей в управлении общественными и государственными делами — так в самом сжатом виде можно охарактеризовать ведущую тенденцию нашей политической жизни» (Ю. В. Андропов. Шестьдесят лет СССР, с. 15—16).
Дружба народов — У этого термина существуют и другие значения, см. Дружба народов (значения). Памятник в честь дружбы народов в городе Иваново. Дружба народов один из основных идеологических терминов СССР, обозначающий принцип существования советского… … Википедия
Дружба народов — I Дружба народов всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь народов и наций, ставших на социалистический путь развития; в многонациональных государствах одна из движущих сил развития социалистического общества; в межнациональных… … Большая советская энциклопедия
Дружба народов — I Дружба народов всестороннее братское сотрудничество и взаимопомощь народов и наций, ставших на социалистический путь развития; в многонациональных государствах одна из движущих сил развития социалистического общества; в межнациональных… … Большая советская энциклопедия
«Дружба народов» — ежемесячный литературно художественный и общественно политический журнал, с 1939 (до 1955 альманах), Москва. Основан по инициативе М. Горького. Издавался как орган СП РСФСР, с начала 90 х гг. независимое издание, учредитель Трудовой коллектив… … Энциклопедический словарь
«ДРУЖБА НАРОДОВ» — «ДРУЖБА НАРОДОВ», советский литературно художественный и общественно политический журнал. Орган СП СССР. Выходит в Москве на русском языке с 1939 как альманах, нерегулярно; с 1955 как журнал, ежемесячно. Публикует произведения современной… … Литературный энциклопедический словарь
«Дружба народов» — несуществующая категория международной политики. По инерции безуспешно используется наряду с другими советскими понятиями «интернациональный долг», «братская помощь» в стратегии «бомжей», характерной для большинства постсоветских государств и… … Геоэкономический словарь-справочник
Дружба народов — Жарг. арм. Ирон. Каша из риса и гороха. ЖЭСТ 1, 235 … Большой словарь русских поговорок
Дружба народов (значения) — Дружба народов : Дружба народов идеологическое понятие в СССР; Дружба народов государственное издательство; Дружба народов литературный журнал; Дружба народов бывшая малая гидроэлектростанция в Браславском районе Витебской области Белоруссии … Википедия
Дружба Народов (журнал) — «Дружба народов» один из старейших ежемесячных литературно художественных журналов России, основанный в 1939 году. Издаётся в Москве. В журнале публикуются новые произведения писателей и поэтов России и стран ближнего и дальнего зарубежья,… … Википедия
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
NZZ (Швейцария): «дружба народов» в России — не ложь, но и не вся правда
Для среднего потребителя российской телепропаганды слово «мультикультурализм» стало синонимом слабости европейцев, неспособных защитить свои ценности и образ жизни от чуждых им народов, заполонивших Европу. Под влиянием нынешнего российского «новояза» телезритель ставит это слово в один семантический ряд с такими «ужасными» понятиями, как «гомосексуализм», «толерантность» и «ювенальная юстиция». Все эти понятия считаются предвестниками окончательного упадка старушки Европы, которая уже давно движется к своему печальному концу. В отличие, разумеется, от России, где «мультикультурализма» нет.
Но зато тут есть «дружба народов», привычные для русского уха слова из советских времен. Как многие идеологические мифы, и это понятие, согласно оруэлловским принципам, имеет лицевую и обратную стороны. Обратная сторона подразумевает наличие бдительного ока «Большого Брата», диктующего «малым братьям и сестрам» свое представление о крепкой «дружбе».
Центр и окраины
Основной принцип этого «диктата» Советский Союз получил в наследство от царской России: центральная власть должна была строго следить за тем, чтобы население «национальных окраин», присоединенных в свое время к государственному телу империи, оставалось на своей территории и не устремлялось в массовом порядке в исконно русские города. В советское время эта проблема решалась пропиской, то есть обязательной регистрацией в полиции и получением разрешения на проживание — одним из институтов, унаследованных от крепостного права. Правда, получить прописку в Москве или Ленинграде (то есть обрести «право на жительство» в столичных городах) было крайне трудно не только для представителей национальных меньшинств, но и для всех простых русских.
Как важная составная часть советской идеологии «дружба народов» была надежной опорой «вертикали власти», она гарантировала «нерушимое единство» национальных окраин и федерального центра. Роли в этом неблаговидном спектакле распределялись из Москвы: Первый секретарь местной компартии был всегда представителем «титульной нации», то есть нации, название которой указывалось в наименовании административной единицы (в Киргизии — киргиз, в Узбекистане — узбек, в Таджикистане — таджик). Но Вторым секретарем был всегда «местный Большой Брат», то есть русский.
Другим важным механизмом регулирования нежелательной миграции был русский язык. Тут Москва проводила политику «кнута и пряника». «Кнутом» была последовательная русификация жизни и культуры (вплоть до запрета писать стихи и прозу на родном языке — такие случаи были). «Пряником» было создание «советского пантеона» из идеологически выдержанных «национальных авторов», произведения которых издавались на русском языке миллионными тиражами и немедленно переводились практически на все «титульные языки».
Неудивительно, что русские, несмотря на громогласно заявленный постулат «все советские народы равны между собой», всегда чувствовали себе «равнее» узбеков, таджиков, казахов и так далее.
Миф о дружбе народов
Отзвук этих глубоко укоренившихся иллюзий ощущается и сегодня, и, что меня удивляет особенно, в том числе и в среде русских эмигрантов, новых европейцев. Не раз я своими ушами слышала недоуменный вопрос: «Почему европейцы принимают у себя столько беженцев?» Также часто на мой контрвопрос «А почему они приняли вас?» я могла прочитать в их глазах немой ответ: «Но мы же не чужеродные, мы — белые».
Контекст
Санкэй симбун: Почему русский язык никому не нужен?
Россия может использовать дух национальной сплоченности
Жизнь гастарбайтеров из КНДР во Владивостоке
Абсолютное большинство выросших в СССР людей до сегодняшнего дня убеждено, что в советское время конфликтов на национальной почве не было и быть не могло, и что советские люди независимо от их национальности и сегодня жили бы в мире и согласии, «если бы Ельцин не развалил СССР». Даже сейчас, когда между Россией и Украиной идет кровопролитная война и число погибших украинцев исчисляется тысячами (потери российской стороны тщательно замалчиваются), большинство русских из чувства ностальгии по советскому времени искренне верит, «что украинцы и мы, несмотря ни на что, — братья, и что дружбу между нашими народами ничем поколебать нельзя».
Кстати о ностальгии. Есть множество рассказов о том, что Баку (или Одесса, или Ташкент) были действительно интернациональными городами, где «дети разных народов» искренне уважали друг друга, почти как близкие родственники. С одной стороны, это правда, в свое время я много ездила по стране и видела все это своими глазами. Но с другой стороны, это не вся правда. Ведь иначе нельзя объяснить тот националистический угар (доходивший до кровопролития), охвативший бывшие советские республики после распада СССР.
Также сложно объяснить тот страх и презрение, с которым русские встречают сегодня своих «бывших братьев» — современных гастарбайтеров, которые приезжают в Россию на заработки и выполняют за «изнеженных новой жизнью русских» самую грязную и тяжелую работу.
Люди второго сорта
В больших русских городах к мужчинам и женщинам «неславянской внешности» относятся как к людям второго сорта. Полиция останавливает их (прямо посреди улицы, как правило, у входа в метро) под предлогом проверки документов, но на самом деле для неприкрытого шантажа: если не заплатишь, у тебя будут неприятности вплоть до высылки и депортации. Подобные сцены можно наблюдать каждый день. Я это тоже видела и отводила глаза в сторону. До того дня, пока сама непосредственно не столкнулась с этим явлением во время ремонта своей квартиры.
Строителями были таджики — трудолюбивые, симпатичные люди. Мы быстро подружились, пили вместе чай, говорили о петербургских традициях, о таджикском языке (они рассказывали, насколько труден таджикский язык, и приводили примеры) и о жизни вообще. Когда они узнали, что я писательница, то стали спрашивать, какие книги лучше читать, чтобы побыстрее освоить русский язык. Но однажды им срочно понадобилась какая-то деталь — то ли водопроводный шланг, то ли смеситель, уже точно не помню. Рабочий, который должен был купить эту деталь, сказал, что будет ждать напарника, у которого есть машина. Я удивилась: «Зачем ждать? В городе везде пробки, на метро получится быстрее». Но когда увидела его улыбку и особенно выражение глаз, то слова застряли у меня в горле: он смотрел на меня как на абсолютно наивное существо, ничего не смыслящее в настоящей жизни. Этот взгляд я помню до сих пор.
Только не подумайте, что я действительно настолько наивна, что не имею понятия об «этнических мафиозных группировках» и обо всем том, что составляет обратную сторону жизни в сегодняшней России. Но в этой статье речь не о бандитах, связанных с армией и спецслужбами, и не о ситуации с религией, хотя отношения между православными и мусульманами безоблачными не назовешь. Тут речь об отношении «простых русских» к людям, говоря о которых, они используют настолько оскорбительные ругательства, что мне стыдно их повторять.
Патерналистское сознание
Конечно, причина этого кроется в пренебрежительном отношении к людям других национальностей и в иных фобиях. Но к этому прибавляются и имперские фантомные боли: мы к ним всей душой, а они нас предали, отгородились границами, как только представилась первая возможность. Но если взглянуть на обратную сторону проблемы, то нельзя отделаться от мысли, что действительная причина этой «обиды» кроется в патерналистском сознании русских. Они все еще чувствуют себя «детьми всемогущего государства» и поэтому нуждаются в ком-то, кто в этой семейной псевдоиерархии стоит ниже их, то есть в «малых братьях и сестрах», которые — при всей любви — должны знать свое место и уважать нас, больших.
Едва ли кто-нибудь думает о том, что рано или поздно нам придется от этого отвыкать. Вопрос только: как? Правильного ответа на этот вопрос нет. Ведь сегодня мы говорим на разных языках — в прямом и переносном смысле.
Как-то я ехала домой на такси, и молодой водитель, плохо говорящий по-русски (судя по акценту, скорее всего узбек), признался мне, что в Петербурге только два месяца и плохо знает город. Я сказала, что это не страшно, я, мол, знаю город хорошо, и мы разберемся. Взяв на себя роль навигатора, я стала указывать парню дорогу. Каждый раз он кивал головой, сворачивая то вправо, то влево. Было уже поздно, почти ночь. Когда мы проезжали мимо мечети, я сказала при виде подсвеченных минаретов, сиявших на фоне темного неба: «Посмотрите, как красиво!» Он повернулся ко мне и сказал: «Спасибо!»
За что?— спросила я себя удивленно в первый момент. Ведь это же моя мечеть. Я петербурженка в четвертом поколении, хожу мимо этих минаретов, сколько себя помню, они — неотъемлемая часть моего родного города, моих воспоминаний. Я почувствовала легкое раздражение: этот незнакомец своим неуместным «спасибо» пытается забрать у меня мою мечеть. Но тут я подумала: может быть, это и есть тот самый длинный и трудный путь, который мы все должны пройти, чтобы залечить старые и новые раны? И поняла, что мне все равно, как этот путь называется — «мультикультурализм», «толерантность» или как-то еще.
В ответ я улыбнулась водителю.
Елена Чижова — писательница, живет в Санкт-Петербурге.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Дружба народов что это такое
Дружба народов – мир без войн и насилия.
Проходят тысячелетия, но путь человека к совершенству сегодня ещё в той стадии, когда мир полон войн и насилия. Современное человечество в большинстве своём озадачено проблемами борьбы за выживание, но не своим эволюционным развитием… Многие стремятся жить за счёт других, ведя паразитический образ жизни. Обществом правит золотой телец, поделивший всех на богатых и бедных. В социуме полно различных пороков. Каждый выживает как может… Такова современная жизнь на планете Земля…
Системную работу в этом направлении оказывает в любом государстве, в любом народе, культура в её истинном понимании. На протяжении всей истории развития человечества именно она позволяет человеку оставаться на эволюционной дороге, внося достижения науки, искусства и религии в жизнь, заставляющие менять своё отношение к окружающему миру, находить нетрадиционные способы в разрешении устоявшихся проблем… Те же, кто забывают свою культуру – вырождаются.
Каждый народ на планете Земля представляет собой определённую грань культуры, проявляющую уровень широты его сознания. Именно достижения культуры (культурные сокровища разных планов его бытия – науки, искусства и религии – всех времён) отмечают эволюционный путь каждого народа. Накопленные в течение тысячелетий культурные ценности формируют дух народа, определяя его силу. И чем более накоплений этих, тем более силён духом народ. Человек же сам по себе является продуктом культуры данного народа, её представителем. Именно культура данного рода формирует в его сознании духовно-нравственные ценности, идеалы, веру в свои силы, учит владеть собой и творить дела благие во славу рода своего. Если достижения культуры забываются, то дух человека становится слабым, народ теряет свою мощь, происходит разложение общества – его деградация и гибель. Пороки, невежество, нищета и болезни, стихийные бедствия, преступность, коррупция и многое другое становятся постоянными спутниками такого общества, напоминая ему о неверно сделанном выборе.
Решение этой задачи лежит в сотрудничестве народов мира во имя мира на земле. Здесь одна выгода у всех – мир на Земле, позволяющий каждому идти своим путём к совершенству, к расцвету культуры каждого народа… В условиях рыночной экономики (капитализма) этому не быть… Здесь каждый преследует цель получение прибыли для себя при любых взаимоотношениях, что само по себе является источником разъединения, источником слабости рода человеческого. Забота здесь не о ближнем… Дружба дружбой, а табачок врозь… Всё продаётся и всё покупается – нет ничего святого… Новое же время требует и новых форм жития, где во главу угла ставится не обогащение, не прибыль, но сотрудничество во имя блага общего, во имя блага ближнего, где действует основной принцип – лучше отдать, чем взять…
Наступило время, когда нужно осваивать формы бытия, содействующие единению разных народов, и прежде всего необходимо глубоко осознать роль ДРУЖБЫ на благополучие мира… Достичь возможно, когда человек не будет плодить врагов… Основной принцип дружбы – один за всех и все за одного – говорит лишь о единстве мира и выражается в том, что ошибки одного ложится на плечи всех… Об этом же говорят и другие законы. Прочность цепи определяется слабым звеном. Одна больная овца – всё стадо портит и т.д. Всё это определяет основу развития нового общества, заботящегося об укреплении своей мощи, и устремлённого к творчеству во благо общее. Во главу угла будущего человечества станет забота о каждом, чтобы он набирал силу и умел справляться со всеми своими ошибками… Слабые гибнут – сильные живут и развиваются. Человечество ждут великие дела, а значит и сил у него должно быть достаточно на их решение… Сила в единстве. Дружба – основа его.