дснв расшифровка что такое
СНВ-3: за и против
‘+ ‘ Подписание Договора СНВ-3.
Первым российско-американским документом, который уже в ближайшее время может быть подписан президентами двух стран, вполне может стать протокол продления Договора о стратегических наступательных вооружениях — ДСНВ-3. Срок его действия заканчивается уже 5 февраля. Но Договор можно продлить. Представители администрации Джо Байдена заявили, что президент согласен продлить этот Договор на пять лет. Однако в России в последнее время все чаще можно слышать мнения, что выполнять условия СНВ-3 нашей стране якобы не выгодно. Зато выгодно США. Именно поэтому Байден, став президентом, так спешно заявил о готовности продлить Договор СНВ-3.
Справка «АС»
Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) подписан в 2010 году. По его условиям, каждая из сторон сокращает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу ДСНВ-3 и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, а также 1550 ядерных боезарядов на них. Договор остается в силе до 5 февраля 2021 года, если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на пять лет по обоюдному согласию сторон.
— Первоначально наша позиция была такой: продлить ДСНВ-3 без каких-либо предварительных условий на пять лет. Но администрация Трампа выставила свои условия — продлить его на год и при этом еще заморозить на это же время арсеналы ядерных вооружений, создав механизм проверки на местах всего того, что действительно заморожено.
Так как политический прогноз, как я понимаю, больше склонялся к тому, что Дональд Трамп сохранит свой президентский пост, то для того, чтобы не дать кануть в Лету этому Договору, пришлось согласиться с предложениями американцев. Правда, скорректировав их позицию. Они требовали верификационных проверок замороженных арсеналов. Мы, чтобы вновь не допускать их на наши базы, на это не согласились. Предложили взять на себя только политические обязательства.
Но при Джо Байдене все изменилось. Он ведь был вице-президентом, когда Барак Обама подписывал этот Договор с Дмитрием Медведевым в Праге в 2010 году. И сейчас, когда сам Байден шел на президентские выборы, он обещал, что в случае, если его изберут, он продлит этот Договор на пять лет. Теперь он дал понять, что готов это сделать. Нас это вполне устраивает. Тем более без всяких предварительных условий. То есть фактически он согласился с нашей первоначальной позицией.
Справка «АС»
«У меня есть предложение, а именно продлить действующий договор без всяких условий хотя бы на год с тем, чтобы иметь возможность провести содержательные переговоры по всем параметрам тех проблем, которые регулируются договорами подобного рода, чтобы не оставить и наши страны, и все государства мира, которые заинтересованы в сохранении стратегической стабильности, без такого фундаментального документа, как Договор о стратегических наступательных вооружениях».
В.Путин, 16 октября 2020 года.
— Сейчас очень часто от разного рода экспертов можно слышать о том, что нам, дескать, продление этого Договора совсем не выгодно. И вообще любые ядерные соглашения с американцами нам не выгодны, так как при их подписании все наше новейшее вооружение, которого пока нет ни у кого в мире, может быть взято под строгий контроль. Может, не стоит нам вообще идти на какие-то соглашения? Кому они выгоднее, нам или американцам?
— А ведь такие опасные случаи, когда действия противника с его ядерными силами могли быть неправильно истолкованы, были и после Карибского кризиса.
— Конечно. Я помню осень 1983 года, когда мы сидели за своими пультами на командных пунктах РВСН, а американцы неожиданно, без всякого уведомления начали проводить крупномасштабное учение со стратегическими наступательными силами. Тогда создалась очень опасная ситуация.
— Сейчас благодаря ДСНВ-3 обо всех таких пусках ракет и учениях стороны уведомляют друг друга. Все это предусмотрено в Договоре. То есть ДСНВ-3 обеспечивает прозрачность в отношении действий ядерных сил той и другой стороны.
В том числе этот Договор снимает озабоченности тех самых наших экспертов, которые сейчас нас пугают, заявляя, что американцы якобы могут неожиданно напасть и нанести удары крылатыми ракетами по объектам на нашей территории. Так вот Договор СНВ-3 позволяет избежать подобной опасности.
— Ракетный комплекс «Авангард» подпадает под сферу охвата этого Договора. И мы о нем уже официально заявили. В самом тексте Договора предусмотрено: если появляется какое-то новое подобное стратегическое средство, то оно охватывается Договором. Для этого в Протоколе к Договору прописана соответствующая процедура.
Мы свой «Авангард» заявили и показали американцам еще в конце 2019 года, во время постановки первого полка с этим ракетным комплексом на боевое дежурство. Так что у американцев на этот счет больше нет вопросов.
— А когда появится тяжелая ракета «Сармат», которая придет на смену «Сатане»? Она ведь, кажется, еще не прошла летных испытаний?
— Появится «Сармат», покажем и его. Это делается не когда комплекс создается, а в момент, когда он развертывается, поступает в войска и готовится к заступлению на боевое дежурство. Примерно так, как это и было в Домбаровской дивизии, где американцам показали первый полк с «Авангардом». Они тогда посетили эту воинскую часть, и никаких претензий у них не возникло. Вся процедура проверки, которую они провели в соответствии с ДСНВ-3, Протоколом описана. И если у американцев появится новый тип ракет, значит, они должны будут точно так же продемонстрировать его нам.
— При Трампе, отказываясь продлять ДСНВ-3, американцы выдвигали ряд дополнительных условий. В частности, они хотели бы охватить контролем такие наши перспективные типы вооружений, как автономный беспилотный подводный аппарат «Посейдон» или крылатая ракета неограниченной дальности «Буревестник». Теперь уже при Байдене о них идет речь в связи с продлением ДСНВ-3?
— Нет. Эти образцы вооружений под ДСНВ-3 не подпадают. Они — предмет будущих новых договоренностей.
Справка «АС»
«Сейчас у России намного больше ядерных боеголовок для систем нестратегического радиуса, чем боеголовок для систем вооружений, подпадающих под СНВ-3, и они каждый год добавляют все больше… Мы ясно говорили, что хотим продлить договор СНВ-3, но только если он будет сопровождаться рамочным соглашением, которое покрывает все боеголовки, а также развернутым режимом верификации».
Спецпредставитель президента США Дональда Трампа по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли, 8 декабря 2020 года.
— Но ведь за эти пять лет, пока будем договариваться, и мы, и американцы успеем наделать кучу новых вооружений круче «Посейдонов» и «Буревестников». Или есть договоренность в течение пяти лет приостановить разработку новых вооружений?
Договор не накладывает никаких ограничений, кроме тех, которые определены его параметрами. То есть необходимо, чтобы соблюдалось закрепленное документом количество развернутых ядерных носителей — не более 700 единиц. А также число развернутых ядерных боезарядов оставалось не более 1550, а развернутых и неразвернутых пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков — не более 800 штук. В этих параметрах должна оставаться каждая из сторон.
— Виктор Иванович, вот вы вспомнили про цифры. А как вообще с начала подписания ДСНВ-3 менялось количество боезарядов, носителей у нас и у американцев? Цифры были установлены такие, что поначалу, я помню, американцам приходилось сокращать свои ядерные вооружения, а нам, наоборот, чуть ли не увеличивать?
— Если говорить об общем количестве пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков — развернутых и неразвернутых, то и у России, и у США их тогда было более 800. У американцев — 1124, а у нас — 865.
Что касается только развернутых пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков, то у нас их было менее 700. У американцев — около 900. Вот потому американцы развернутые пусковые установки и сокращали. А нам развернутые сокращать не пришлось. Причем мы до сих пор так и не доросли до цифры 700 развернутых носителей. Это происходит потому, что у нас снимают с вооружения старые ракетные комплексы, такие как «Тополь». Нам приходится компенсировать эту «естественную убыль» новыми ракетами. Теми же «Ярсами».
5 февраля 2018 года все контрольные цифры Договора были выполнены, и с этого момента они соблюдаются. То есть сейчас ситуация такова, что ни мы, ни американцы верхних планок, установленных ДСНВ-3, не достигли.
Но ведь их необязательно иметь именно 700 единиц. Каждая сторона просто не должна превышать это количество. А иметь можно хоть 500, хоть 400 — это дело каждого. У американцев, кстати, их тоже чуть меньше 700. Вот они, к примеру, вывели лодку на неплановый ремонт, и развернутых носителей сразу стало чуть меньше.
— А если ее снова введут в строй, то количество развернутых носителей опять увеличится?
— Да, но оно благодаря Договору СНВ-3 не превысит 700 единиц.
А мы вот, как и раньше, все еще только пытаемся добраться до этой цифры, так как темпы снятия старых ядерных вооружений у нас не компенсируются количеством ввода новых. Возможности ограничены как по финансам, так и по производству.
— Официальная позиция по этому поводу уже объявлена нашим президентом. Он сказал, что мы готовы вести переговоры по этим типам вооружений. Но вот как и о чем мы договоримся — это уже другой вопрос. Но мы готовы рассматривать все вооружения, которые решают стратегические задачи.
— Почему стратегические? Эти же вооружения не межконтинентальной дальности?
— Не пугайте поляков. Они и без того так перепуганы, что сами готовы платить за то, чтобы американцы разместили у них на территории свои базы.
— Это всего лишь пример военного стратегического решения.
— А что, на ваш взгляд, для американцев самое главное в исполнении Договора СНВ-3? Или в каком-то следующем ядерном договоре, который пока неясно, как будет называться? Наверное, режим верификации, то есть контроль?
— Самое главное и для американцев, и для нас — это, во-первых, ограничение развернутых стратегических ядерных вооружений, а во-вторых, прозрачность в отношении деятельности стратегических наступательных сил, а для нас — стратегических ядерных сил. Такая прозрачность позволяет не беспокоиться другой стороне. И в-третьих, это возможность контролировать развитие ядерных сил друг друга путем проведения инспекций на местах. И американцам сейчас выгодно это. Это для них — большой плюс.
— Почему?
— Согласно своей программе модернизации и обновления ядерных вооружений они начнут вводить в строй новые системы после 2025 года. Мы же это делаем уже сейчас. Им это важно контролировать.
Для нас тоже выгодно, чтобы американцы не выходили из Договора. Иначе, если они выйдут из него, то сразу увеличат количество развернутых ядерных боезарядов за счет возвратного потенциала. То есть за счет тех ядерных боеголовок, которые они сняли с нынешних носителей, но не уничтожили, а складировали. Они их снова установят, и будут превосходить нас по их числу более чем в полтора раза.
Мы такой возможности не имеем, так как у нас нет свободных мест на наших развернутых носителях. Количество таких носителей у нас менее 700. Причем намного. Согласно опубликованным данным, у нас 510 развернутых носителей. Так что продление Договора СНВ-3 и заключение новых ядерных договоренностей выгодно обеим сторонам — и России, и США.
Договоры СНВ-1 и СНВ-2. История вопроса
Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.
Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности:
‑ Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
‑ Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ.
‑ Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ‑1.
Таким образом? соглашение по СНВ-1 состоит из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем ‑ более 500 страниц.
6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.
На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7 ‑ 2,2 тысяч единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.
В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.
Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.
Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.
Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.
Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.
После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США, «Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели».
24 апреля 2009 года в Риме прошли первые консультации российских и американских экспертов по подготовке нового соглашения между США и Россией.
19‑20 мая в Москве прошел первый раунд, 1‑3 июня и 22‑24 июня в Женеве (Швейцария) состоялись второй и третий раунды российско-американских переговоров по выработке договора по проблемам сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ). Переговоры проходили в условиях строгой конфиденциальности и информация о ходе диалога не разглашалась.
В документе Россия и США заявили о намерении сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1,5‑1,675 тысячи единиц и их носителей ‑ до 500‑1,1 тысячи единиц. Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по предельным уровням в Договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.
Срок действия нового Договора по СНВ будет определен в десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим Договором об СНВ.
Предполагается, что новый Договор об СНВ не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из сторон и третьим государством.
Четвертый раунд переговоров проходил с 22 по 24 июля 2009 года в Женеве. Встреча проходила в закрытом режиме. Участники дискуссии обсудили параметры будущего соглашения с особым упором на элементы, обозначенные в Совместном понимании президентов РФ и США по вопросам СНВ, подписанном 6 июля в ходе Московского саммита.
31 августа ‑ 2 сентября 2009 года в Женеве состоялся пятый раунд переговоров по СНВ. По сообщению российского МИД, «стороны приступили к отработке конкретных статей договора, а также договорились о переносе работы над ними в рабочие группы».
Россия и США планируют подготовить новое соглашением по СНВ к декабрю 2009 года.
Что такое договор о СНВ-3: справка
Договор о СНВ-3 вступил в силу 5 февраля 2011 года. Он предусматривает сокращение ядерных арсеналов РФ и США. Это единственный договор об ограничении вооружений между Москвой и Вашингтоном.
Россия и США подписали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в 2010 году. Документ вступил в силу 5 февраля 2011 года.
Он предусматривает сокращение ядерных арсеналов двух стран таким образом, чтобы через семь лет после подписания и в дальнейшем суммарные количества вооружений не превышали 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках, а также 1550 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок. Сегодня это единственный договор об ограничении вооружений, который действует между Россией и США.
Среди российских вооружений под действие договора подпадают ракетные комплексы «Тополь», «Тополь-М», «Воевода» и «Ярс», баллистическая ракета «Булава» и тяжелые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Среди американских – межконтинентальные баллистические ракеты «Минитмен», ракета «Трайдент-2», а также тяжелые бомбардировщики Б-52.
Договор остается в силе до 5 февраля этого года, если не будет заменен до этого срока последующим соглашением. Он также может быть продлен не более чем на пять лет (то есть до 2026 года) по обоюдному согласию сторон.
Администрация бывшего президента США Дональда Трампа считала, что в текущем виде соглашение не отвечает интересам Вашингтона. Белый дом настаивал на выработке нового договора с привлечением Китая или на продлении соглашения, но с дополнительными условиями, в частности, с заморозкой ядерных арсеналов. Москва предлагала пролонгировать договор без каких-либо условий, позже согласилась на годичную заморозку существующих вооружений, но эта инициатива не была принята администрацией Дональда Трампа.
Эксперт объяснил выгоды России и США от продления Договора СНВ-3
Получит ли соглашение Обамы и Медведева «вторую жизнь»
Так кому же ДСНВ-3 сегодня нужнее – России или США? Об этом «МК» рассказал в прошлом участник российско-американского ядерного переговорного процесса, экс-начальник управления военной безопасности аппарата Совета безопасности РФ, бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (1994-1996) генерал-полковник Виктор Есин.
На момент подписания Договора, у России было 865 ядерных носителей, у США – 1124. Развернутых носителей у нас имелось менее 700, у американцев – около 900.
В результате Договор заставил американцев активно сокращать развернутые пусковые установки. России же этого делать не пришлось. Для нашей страны это был период, когда большое число ядерных ракет, таких, как «Тополь», приходилось снимать с боевого дежурства «по старости». Чтобы компенсировать их массовое списание, нам, в отличие от американцев, приходилось наращивать производство новых ракет. Этим мы вынуждены заниматься до сих пор, так как численно по-прежнему отстаем от американцев.
К 5 февраля 2018 года контрольные цифры ДСНВ-3 были достигнуты и с тех пор соблюдаются. Срок действия договора рассчитан до 5 февраля 2021 года. При его подписании предполагалось, что далее он будет заменен следующим соглашением. Но если стороны к 2021 году сделать этого не успеют, то по обоюдному согласию, ДСНВ-3 может быть продлен на срок до пяти лет.
По словам генерала Есина, первоначально Россия тоже предлагала продлить ДСНВ-3 на пять лет. Причем без всяких дополнительных условий. Но администрация бывшего президента США Трампа на это не согласилась, безосновательно обвинив Россию в нарушении условий Договора.
Как известно, Трамп с самого начала называл ДСНВ-3, подписанный демократом Обамой, «плохим соглашением» и «односторонней сделкой», подразумевая ее выгоду исключительно для России. Так что в Москве понимали: если Трамп выиграет выборы, ДСНВ-3, скорее всего, канет в лету. Потому Россия активно предлагала США начать переговоры об очередной ядерной сделке на обоюдовыгодных условиях.
Генерал напоминает, что мир уже не раз стоял у порога ядерной катастрофы. И не только в период Карибского кризиса, участником которого он был, но уже и в более близкое для нас время. К примеру, осенью 1983 года, когда США без предупреждения начали крупномасштабное учение со стратегическими ядерными силами. Или в 1996 году, когда с полигона в Норвегии неожиданно стартовала метеорологическая ракета, которую российские военные приняли за американскую морскую баллистическую ракету.
Благодаря ДСНВ-3, обо всех пусках стратегических ракет и ядерных учениях стороны заблаговременно оповещают друг друга. Этот Договор позволяет так же избежать опасности нанесения ударов крылатыми ракетами по объектам на территории обеих стран.
Кроме того, для нас этот Договор представляет ценность еще и потому, поясняет генерал Есин, что как только американцы выйдут из этого Договора, они сразу получат возможность увеличить количество развернутых ядерных боезарядов за счёт возвратного потенциала. То есть тех ядерных боеголовок, которые они в свое время снимали со своих носителей и складировали. В отличие от нас, которые их уничтожали.
В результате, выйдя из ДСНВ-3, американцы снова смогут установить эти боеголовки на носители, что даст им возможность превзойти нас по количеству развернутых ядерных боезарядов более чем в полтора раза. Мы же такой возможности не имеем, так как свободных мест на развернутых носителях у нас нет – самих носителей у нас намного меньше, чем у американцев. У них сейчас их чуть менее 700 единиц, а у нас по последним данным – 510.
Естественно, что из соображений безопасности, российское руководство всегда пыталось сохранить договоренности в области контроля над ядерными вооружениями, а также развить их, заключив новые.
Однако Трамп в ответ на это каждый раз выдвигал кучу неприемлемых условий. К примеру, участие в переговорах Китая. И привлечь Пекин к диалогу предлагалось именно России. Притом, что Китай, у которого ядерных вооружений намного меньше, чем у России и США, участвовать в нем не собирался.
Российские военные, конечно, не хотели снова запускать на свои базы американских инспекторов – фактически официальных шпионов. Тем более сейчас, когда условия для таких проверок были бы не равны.
Дело в том, что программа модернизации и обновления ядерных вооружений США, принятая Трампом, предполагает введение в строй новых стратегических систем, начиная лишь с 2025 года. Так что российским военным в США пока нечего смотреть. А в России такие системы поступают на вооружение уже сейчас, и американцам очень хотелось бы контролировать этот процесс.
Никакого официального ответа на российское предложение не последовало. Трампу было уже не до того. С приходом в Белый Дом нового президента Джо Байдена все поменялось кардинально. Объявлено о готовности продлить соглашение на 5 лет.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Публикатор
Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений («новый ДСНВ» или ДСНВ-3) подписан
в г. Праге 8 апреля 2010 г. Вступил в силу 5 февраля 2011 г. Параллельно с подписанием Договора российская сторона выступила с односторонним заявлением по противоракетной обороне.
Новое соглашение по СНВ выработано на строго паритетной основе в соответствии с принципом равной и неделимой безопасности.
Договор предусматривает реальные, проверяемые и необратимые сокращения стратегических наступательных вооружений. В результате таких сокращений имеющиеся у сторон суммарные количества средств СНВ через семь лет после вступления Договора в силу (к февралю 2018 г.) и в дальнейшем не должны превышать:
• 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и развернутых тяжелых бомбардировщиков (ТБ);
• 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ;
• 1550 боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ.
Таким образом, Россия и США на треть сокращают боезаряды («потолок» по Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 года – 2200 единиц) и более чем в два раза стратегические носители («потолок» по Договору о СНВ 1991 года – 1600 единиц). При этом предусматривается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ. Запрещается базирование СНВ за пределами национальной территории.
Для целей Договора разработан механизм контроля, отвечающий современным реалиям и обеспечивающий необратимость, проверяемость и транспарентность процесса сокращений СНВ.
Поле действия Договора охватывает все существующие типы стратегических систем, а также МБР и БРПЛ в неядерном оснащении (в случае их создания).
В нем в юридически обязывающей форме зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, а также ее возрастающая важность в процессе сокращения СНВ.
Неотъемлемыми частями Договора являются Протокол и приложения. В них прописаны положения, касающиеся определений терминов, обмена данными и уведомлениями, переоборудования или ликвидации, инспекционной деятельности, а также мер укрепления доверия. В соответствии с Протоколом каждая сторона Договора имеет ежегодную квоту в 18 инспекций. Предусматриваются также показы новых образцов СНВ, происходит интенсивный обмен уведомлениями о военной деятельности, связанной с СНВ.
Срок действия Договора – десять лет с возможностью продления.
Для решения вопросов практической реализации Договора создана Двусторонняя консультативная комиссия (ДКК), которая собирается два раза в год. К настоящему времени состоялось 13 сессий ДКК.