дублет камень что значит
Странный дуплет изумруда
В то время как различные комбинации материалов используются для формирования дублетов драгоценных камней, редко можно наблюдать дублеты, состоящие из одинаковых материалов.
Рисунок 1
Перед тем как купить изумруд с любого месторождения, нужно очень внимательно изучить сопроводительную документацию (сертификаты, экспертные заключения) и покупать драгоценный камень только у проверенных поставщиков.
Лаборатория GIA недавно изучила природный изумруд весом 1,81 карата, размерами 7,22 × 6,71 × 5,55 мм (Рисунок 1). Стандартное геммологическое оборудование (рефрактометр) показывал изумрудное преломление. Спектр хрома, соответствующий изумруду, был виден с помощью портативного спектроскопа. На первый взгляд этот камень представлялся натуральным колумбийским изумрудом и можно спокойно заказать изумруд себе в кольцо, но при тщательном осмотре легко обнаруживался его «дублетный характер», в то время как спектроскопия комбинационного рассеяния подтверждала, что и верхняя, и нижняя части являлись природным бериллом (природным изумрудом).
Рисунок 2
Рисунок 3
Микроскопические наблюдения выявили плоскость, расположенную под рундистом камня, пересекающую павильон по диагонали. Вдоль плоскости были видны плоские пузырьки газа (рис. 2, слева), а также эффект синей и оранжевой вспышки. Зубчатые трехфазные включения, характерные для колумбийских изумрудов, были видны в обеих частях, в то время как тонкие трубки роста и отпечатки пальцев в спиральных узорах были видны только в верхней части. Включения не пересекали границу между двумя частями камня. При длинноволновом УФ-свете верхняя часть имела более сильную красную флуоресценцию чем нижняя, с четкой границей между ними (рис.2, справа). Вдоль плоскости наблюдалась также беловатая флуоресценция. Освещение через скрещенные поляризаторы показали, что верхняя и нижняя части имеют различные оптические ориентаций, с двумя оптическими осями (рис. 3). Типичные для большинства изумрудов, расширенные трещины, показывающие эффект вспышки, были найдены в обеих частях. Погружение в йодистый метилен выявило зеленое угловое зонирование в нижней части, тогда как верхняя имела ровный, насыщенный зеленый цвет. Обе части, имеют достаточно зеленого цвета, чтобы считаться изумрудом. Клей вдоль плоскости разделения был бесцветным. Это необычно, так как наблюдаемые имитации изумруда (дуплеты) часто состоят из бледного берилла или других бесцветных материалов с зеленым «цементным слоем». Можно только гадать об обстоятельствах, приведших к созданию этого необычного дублета.
Дублеты
Если же нижняя подложка выполнена из стекла, и лишь верхняя имеет природной происхождение, то дублет считается ложным. Когда дело касается дублетов, подделку выявить очень трудно, ведь сверху, как правило, находится настоящий природный камень. Осмотр нижней части затруднен оправой (как правило, для дублетов подбираются кастовые оправы), поэтому определить, цельность и неделимость вставки, проблематично. Для этого нужно извлекать драгоценный камень из оправы и тщательно исследовать.
Надо сказать, что несколько веков назад составные камни были довольно популярным видом подделки: дублеты, триплеты были широко распространены до начала двадцатого века. А вот с возникновением технологий синтезирования драгоценных камней потребность в дублетах отпала. Синтетические минералы завоевали рынок имитаций, однако дублеты по-прежнему играют важную роль в ювелирной отрасли. Они стали намного совершеннее, теперь дублеты мало похожи на грубые составные камни, которые встречаются в антикварных ювелирных изделиях. Современные дублеты очень хорошо имитируют натуральные драгоценные камни, тем более, что их сложно распознать.
Собственно, ничего плохого в дуплетах нет, с помощью хорошей склейки могут получиться весьма красивые минералы, однако продавцы зачастую умышленно скрывают факт фабрикации минерала и выдают склеенные камни за цельные.
Автор: Озерова Юлия.
Дата публикации: 07.02.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Что такое композитные камни? Понятия «дублеты» и «триплеты»
Композитные камни, в полном соответствии с названием, являются камнями, состоящими из более чем одной части. Композитные камни делятся на две основные категории. Дублетами называются композитные камни, состоящие из двух частей, иногда соединенных цветным скрепляющим веществом. Триплетами называются камни, состоящие из трех частей, которые, как правило, приклеиваются к цветной прослойке.
Знать о дублетах особенно важно. Они часто использовались в старинных ювелирных украшениях до распространения синтетических камней, а сегодня снова возвращаются на сцену и появляются в разных сегментах ювелирного рынка.
В старинных ювелирных украшениях наиболее часто встречался так называемый искусственный дублет, состоящий из красного граната (верхняя часть), впаянного в стеклянное дно соответствующего цвета. При правильном сочетании таким способом можно сымитировать любой цветной драгоценный камень. На верхнюю часть искусственных дублетов выводились гранаты, потому что они обладали приятным блеском и отличной прочностью и были легко доступны в больших количествах, что делало их очень дешевыми.
Еще один вариант дублета делается из двух частей бесцветного материала, соединенных цветовым элементом. Например, используя верх и низ из бесцветной синтетической шпинели, склеенные посередине (область рундиста) зеленым клеем, можно получить «изумруд» (иногда продаваемый как изумруд «судэ»). Для имитации рубинов и сапфиров может использоваться красный или голубой клей.
Настоящие дублеты создаются с использованием двух сделанных из настоящих камней частей и соединения их цветным клеем для создания «более крупного» камня, цветом в лучшую сторону отличающегося от первоначальных компонентов. Так, иногда можно увидеть изумрудные дублеты, состоящие из двух настоящих бледно- зеленых изумрудов, соединенных темно-зеленым клеем с целью создания крупного темно-зеленого «драгоценного» изумруда.
Хитрая разновидность настоящего дублета под названием «сапфировый» дублет состоит из двух частей натурального сапфира: в данном случае бледно-желтый сапфир склеивается голубым клеем. Таким образом, создается особенно убедительный «высококачественный голубой сапфир». Эта же методика применяется и для изготовления рубиновых дублетов, хотя они не выглядят так же убедительно. Те же самые основные процедуры позволяют получить изумрудные дублеты, сделанные из берилла вместо сапфира.
Существуют также опаловые дублеты, которые обычно состоят из тонкого верхнего слоя натурального опала, впаянного в основную часть, сделанную либо из менее качественного опала, либо из совершенно другого материала. Наиболее распространенные опаловые дублеты своим внешним видом воспроизводят драгоценный черный опал. Этот дублет, как правило, состоит из просвечивающего или прозрачного верха, приклеенного субстанцией черного цвета к нижней части, сделанной из более дешевого опала или другого используемого в качестве основы материала. Обратите внимание, что верхние части таких «черных опалов», как правило, не являются настоящими черными опалами, хотя всем своим видом они создают именно такое впечатление.
Опаловые дублеты также создаются методом соединения тонкого кусочка дорогого опала с крупным менее дорогим опалом для создания массивного внешнего вида. Распознать дублеты можно, если присмотреться к месту соединения двух компонентов в области рундиста: вы сможете увидеть темную линию соединительного вещества между двумя частями камня.
Из-за огромного количества наводнивших рынок дублетов любители сапфиров, рубинов и изумрудов должны быть особенно внимательными и делать покупки только у респектабельных ювелиров. Мы знакомы с одной женщиной, которая недавно заплатила 16 тыс. долл. за пару серег из «натурального» изумруда. Они состояли из четырех дублетов (изумрудов «судэ») и стоили каких-то пару сотен долларов — фактическая цена золота и алмазов в оправе. К счастью, вся эта информация была изложена в договоре купли-продажи, и женщина отнесла свою покупку на проверку геммолога-оценщика. Ошибка была обнаружена как раз вовремя, чтобы вернуть эти украшения и получить деньги обратно.
Вызывает тревогу огромное количество рубиновых и сапфировых дублетов, состоящих из натуральной верхней части (как правило, почти бесцветных или недорогих зеленовато-коричневых камней) и нижней части, сделанной из синтетических рубинов и сапфиров и выдаваемых за натуральные. Остерегайтесь «эксклюзивных предложений» от любого продавца, если у вас нет возможности проверить потенциальную покупку. Особенно внимательно нужно вести себя с уличными торговцами, когда вы путешествуете по Азии и Южной Америке. Нам попадалось бесчисленное количество дублетов в ювелирных изделиях и «неоправленных» камней, которые привозили с собой незадачливые туристы, особенно из поездок в известные своими драгоценными камнями регионы.
Большая часть появляющихся в настоящий момент на ювелирном рынке и продаваемых респектабельными фирмами дублетов первоначально была отправлена по всему миру своим покупателям вместе с натуральными камнями. Учитывая трудность распознавания дублетов, которые могут с положительным результатом пройти до четырех геммологических экспертиз, такой экземпляр легко непреднамеренно продать клиенту, особенно если он закреплен в красивую современную гнездовую оправу.
Нет ничего страшного в покупке дублета, если вы знаете, за что платите деньги и цена находится в пределах разумного. Главное — избежать покупки дублета по незнанию. Обязательно проверяйте всю информацию.
Триплеты нередко встречаются на рынке опалов и в значительной степени вытеснили оттуда дублеты. Триплет совершенно идентичен опаловому дублету, с той лишь разницей, что сверху имеет коронку в форме кабошона из бесцветного кварца (третий элемент), которая прикрывает весь дублет, придавая хрупкому дублету большую защиту от разламывания и позволяя добиться большей яркости камня.
При внимательном осмотре компетентный ювелир или геммолог должен без проблем отличить дублет или триплет от натурального камня.
Следует, однако, заметить, что распознавание опалового дублета может быть затруднено, если он оправлен с ободком (гнездовая оправа), который закрывает шов между двумя склеенными частями. Может возникнуть необходимость удаления камня из оправы для вынесения окончательного заключения. Из-за хрупкости извлечение опала должно проводиться только очень компетентным мастером (который имеет постоянную практику изготовления или ремонта ювелирных изделий), а ювелир, не желая брать личную ответственность на случай поломки камня, может согласиться на подобную операцию, только если связанный с этим риск вы возьмете на себя.
Если вы имеете дело с черным опалом стоимостью в несколько тысяч долларов, не пожалейте дополнительных средств и неудобств, чтобы убедиться, что вы не получите дублет, стоимость которого не превышает нескольких сотен долларов. Будьте бдительны при покупке «опала с плоским верхом», т.е. закрепленного в гнездовой оправе.
Склеенная красота
Любая женщина мечтает обладать ювелирными украшениями, которые подправят увядающую красоту или подчеркнут молодость.
Бриллианты, изумруды и рубины передают по наследству и считают прекрасным вложением средств/ Вот только где гарантия, что под видом благородного камня вам не продадут имитацию?
Судя по находкам в царских усыпальницах и сокровищницах, монархи древнего мира и Средневековья, скорее всего, даже и не подозревали, что стали жертвой ловких ювелиров-авантюристов, использовавших свое мастерство, чтобы предложить по баснословной цене склеенные послойно камни весьма среднего качества.
Если за дело берется настоящий мастер, то составные камни практически невозможно отличить от подлинных изумрудов, рубинов и бриллиантов. Понять, что вместо действительно ценного изделия вам подсунули «гамбургер» из разных по качеству камней, можно определить, только видя место склейки, а оно обычно тщательно скрыто под оправой.
Причем для создания таких шедевров используют не только натуральные камни, но и искусственные, и даже стекло. Триплеты, состоящие из пластинок кварца и зеленого стекла между ними, столетиями выдавались за изумруды. Чтобы придать изделию более насыщенный цвет, в клеящее вещество добавляют соответствующий краситель, легко превращая камни весьма сомнительного качества и состава в глубокой синевы сапфиры, царственные изумруды и любовь восточных красавиц — рубины…
Можно склеить и алмазы
Так, может, стоит остановиться на алмазах, которые традиционно во всем мире считаются эталоном драгоценного камня? Но искусные аферисты в области ювелирки уже успели добраться и до них. Алмазы, вернее, их обработанную вариацию – бриллианты – в наши дни успешно имитируют с помощью новых синтетических материалов, при этом ловко маскируя их недостатки. Наиболее удачным вариантом считается применение в дублете титаната стронция. Однако он имеет слишком низкую твердость не только по сравнению с алмазом, но и просто для ежедневной носки. Да и дисперсия его в пять раз выше, чем положено для алмаза. Эти недостатки можно преодолеть, конструируя дублеты, коронка которых изготовлена из бесцветной синтетической шпинели или бесцветного синтетического корунда, а павильон — из титаната стронция.
Как распознать имитацию?
Составные драгоценные камни распознают путем разделения склеенных фрагментов в кипящей воде, спирте и хлороформе. Можно их отличить и по окраске составных частей, видимых на боковой стороне камня, но для этого нужно снять драгоценную оправу, по сути, разрушив украшение. Понятно, что на это пойдет далеко не каждый владелец. Самым распространенным является метод по выявлению поверхности соприкосновения разных частей такого камня путем погружения его в жидкость.
Квалифицированная партия таких камней иногда проходит через руки нескольких перекупщиков — знатоков своего дела. Все признаки природного камня, видимые в коронке, создают эффект, что камень натуральный. Даже профессиональное оборудование, например, рефрактометр и спектроскоп, подтверждают это. В мире афер славится сделка на 10 000 фунтов стерлингов, в которой было продано колье из составных камней, где использовались синтетические рубины.
Распознать подделку способен только специалист высшего класса. Консультация такого специалиста тоже стоит недешево, поэтому вряд ли тот, кто купил украшение по «сходной» цене, станет еще переплачивать независимому эксперту…
Так стоит ли вкладывать свои сбережения в камни? Да, когда-то они действительно стоили целое состояние и были натуральными. Но ювелирное мастерство совершенствуется, и можно ли сегодня быть уверенными, что вы не купите очередной «гамбургер»?
Не самый дорогой, но бесконечно красивый минерал
Об этом камне сложили немало легенд и суеверий, его боялись и искали в нём магические силы. Бедуины верили, что в него заключена молния, а римляне считали самым красивым из всех драгоценных камней. Что же на самом деле опал? Почему он так привлекает людей и какие тайны скрывает?
История возникновения
Опалы возникли около 70 миллионов лет назад в районе современной Австралии. Именно тогда на Земле прошли сильнейшие ливни, если учесть тот факт, что перед этим была ужасная засуха, то на земле оказалось немало трещин. Именно в них затекла вода с растворённым дождевыми каплями кремнезёма. В процессе трещины заполнились и затвердели, в них и сформировались красивейшие минералы, внутри которых словно заключена радуга.
Многоцветное разнообразие
Мало кто знает, но в мире существует множество вариаций опала. Он может обладать разными оттенками и вкраплениями, в нем (как и в янтаре) нередко находят включения – насекомых, другие минералы и частицы. Цветовая палитра поражает своим разнообразием, сегодня выделяют чёрные, белые, зелёные, коричневые, оранжевые, голубые, красные и жёлтые опалы.
Камень, не требующий огранки
Практически все ювелирные камни требуют огранки, лишь опалам она не нужна.
Мягкий, но не хрупкий
Всё камни классифицируют ещё по твёрдости, её определяют по шкале Мооса, где отметка 10 говорит о высокой плотности и крепости минерала. Опал же относится к группе средней мягкости (5 по шкале Мооса), поэтому он не подходит для инкрустации в мелкие ювелирные изделия, например, стандартные обручальные кольца. При своей мягкости минерал не является хрупким, так как в нём нередки включения воды.
Слишком красивый, чтобы быть правдой
Сейчас в это сложно поверить, но в 19-м веке европейские ювелиры избегали работы с опалом. Им казалось, что такой совершенный и красивый материал не может быть натуральным, что природа не способна на создание подобного камня. Многие даже склонялись к тому, что опалы – это результат магических манипуляций.
Чем темнее, тем дороже
Все опалы красивы сами по себе, но специалисты всё же выделяют самые дорогие из имеющихся на сегодняшний день минералов. К ним относят чёрные и синие опалы, в которых наиболее ярко выделяются светящиеся вкрапления. Они могут преломляться и играть вспышками красного, зелёного и золотистого оттенков. Добывают такие опалы в Австралии.
Мода на опалы
Мода на опалы наблюдается в последние десять лет. До этого в высшем ювелирном искусстве их использовали не часто. В первую очередь, потому что они сложны в работе, из них не получаются мелкие украшения. Во-вторых, долгое время ходили легенды о том, что опалы приносят несчастья. С 2018 года ювелирный дом Cartier представил крупные украшения с опалами. С того самого момента начался настоящий бум на эти минералы, один за другим бренды стали включать опалы в свои коллекции. Сегодня опалы самых разных оттенков в тренде, что как раз совпадает с тенденцией на крупные украшения.
Огненные опалы
Мексиканские опалы называют огненными, из-за их красивой оранжевой и жёлтой окраски. Они словно впитали в себя всё тепло той страны, где добываются. На самом деле, такой оттенок камни получают благодаря оксиду железа. Многие верят, что такие камни способствуют стойкости и мужеству, некоторые считают их источниками энергии.
Эфиопские опалы
Эфиопские опалы также могут быть оранжевыми и жёлтыми, но в них больше цветных вкраплений. Например, такие камни могут переливаться вспышками коричневого, красного, зелёного, жёлтого и даже синего. Кстати, опалы с синими вкраплениями считаются очень редкими и дорогими.
Благородный и обыкновенный
Интересно, что для ювелирных украшений подойдут далеко не все опалы, особенно, если речь идёт о высшем ювелирном искусстве. Дело в том, что эти загадочные минералы разделяют на благородные и обыкновенные. Благородные отличаются особой красотой, они флюоресцируют, имеют глубокие оттенки и хорошо подходят для ювелирного дела. Обычные не обладают игрой света, после специальной шлифовки их используют в качестве поделочного материала.
Месторождение, случайно открытое 110 лет назад, официально исчерпано. Однако продолжает радовать ювелирный мир лучшими опалами самого что ни на есть благородного свойства. Самоцветы, в толще которых играют переливы холодного огня, справедливо признаются эталонными. Именно опалы Ридж дали образцы наиболее броских и контрастных окрасок камня.
Перуанский голубой опал, отполированный в форме кабошона. Недорогой, крупный и в то же время вполне красивый камень.
Цвет перуанского опала определяется концентрацией примеси силиката меди. Поскольку соединения меди могут иметь ярко-зеленый цвет, в толще перуанского опала нередко встречаются области бирюзового и изумрудного тона.
При умелой огранке естественные особенности камня становятся фактором дополнительной выразительности. Однако на цену перуанского опала наличие разнооцвеченных областей влияет мало. Камень сравнительно недорог.
Молочный опал недорог, а в необработанном виде порой трудноотличим от обычного кварца. Однако шлифовка и полировка камня позволяют раскрыть его красоту. Кабошоны из молочного опала искрятся переливами, завораживают туманной глубиной.
Немалая часть молочных опалов поступает в продажу после минимальной обработки. Масляный лоск изломов, обманчивая пластичность форм, неожиданная выразительность сочетаний дикой природной красы с изысканностью оправ тонкой работы делает молочный опал популярным товаром на ювелирном рынке планеты.
Прекрасные образцы огненных опалов разных оттенков.
В нижнем левом углу бразильский опал, остальные мексиканские. Огненные опалы Американского континента обладают поразительной способностью концентрировать лучи света в толще камня, создавая тем самым образ горящего уголька. И если красный, оранжевый или ярко-желтый опалы с «огнем» внутри смотрятся вполне логично, то ярко освещенные серо-желтые опалы производят на зрителя поистине загадочное впечатление.
Полированные кабошоны и классически ограненные ювелирные вставки из огненных опалов отлично выглядят и в неярком рассеянном свете. Присущая многим опалам полупрозрачная туманная дымка делает красоту камня недосказанной, полупроявленной, таинственной. Пристально вглядываясь в глубину самоцветного массива, человек видит меняющиеся образы, ощущает себя причастным к секретам мироздания.
Благородный белый опал с насыщенной цветовой палитрой. Вес около 7 карат.
Именно благородный белый опал приходит на ум человеку при слове «опалесценция». Разноцветные всполохи, возникающие в полупрозрачном массиве камня, удивительно точно повторяют поведение света в межгалактических туманностях.
Столь прямое сходство между объектами с несопоставимой разницей в размерах служит дополнительным фактором привлекательности самоцвета.
В зависимости от выразительности, стоимость благородного белого опала может достигать вполне астрономических величин.
Благородный черный опал с характерной для Lightning Ride цветовой гаммой.
Благородный черный опал не обязательно черен в своей основе, но обязательно тёмен. Темный фон позволяет как нельзя лучше воспринимать игру световых бликов в толще камня. Встречаются благородные черные опалы нечасто, и большинству месторождений присущи свои отличительные признаки драгоценного камня.
Узнаваемый «почерк» природных сил, создавших самоцвет, позволяет собрать коллекцию, охватывающую все месторождения черных опалов на планете. Однако увлечение такого рода – удел по-настоящему богатых людей. Качественные экземпляры благородного черного опала в цене способны опережать лучшие бриллианты планеты.
Jundah болдер опал. Австралия. Прекрасный образец ювелирного качества.
Художественная выразительность болдер-опалов превосходит затейливость самых значимых произведений художников-абстракционистов. Победить в соревновании с природой невозможно! Человеческая фантазия не в силах предложить большее разнообразие форм и цветов.
Узорное строение болдер-опалов настолько эстетично, что продвинутые геммологи признают эти самоцветы достойными самого пристального внимания. Наиболее утонченные ценители природной красоты камня коллекционируют именно болдер-опалы! Коллекция может разрастаться до бесконечности – при полнейшей уникальности каждого экспоната.
Koroit болдер опал. Красота рисунка просто завораживает.
Слоистая структура болдер-опала делает его хрупким. Однако аккуратная обточка вкупе с последующей полировкой создает возможность изготовления удерживающей самоцвет оправы.
Тонкий поясок пластичного металла, защита камня от активной щелочной среды помогут болдер-опалу радовать взор владельца в течение десятилетий.
Неповторимость красоты камня становится основой для изготовления раритетных украшений. Ансамбль ювелирных изделий из болдер-опалов можно пополнять всю жизнь! Ценовая доступность камня – несомненное благо для покупателя.
Великолепный матричный опал из Гондураса.
Матричные опалы объединяет общий внешний признак – сходство с небом, усыпанным звездами. Именно такими нам показывают созвездия, рассмотренные и сфотографированные космическими телескопами.
Астрономы признают: цветовая гамма снимков скопирована у земных драгоценностей. Что значит: создавая матричные опалы, природа сделала их еще более прекрасными, чем саму Вселенную.
Особая выразительность присуща матричным опалам из Гондураса. Темный, практически черный фон делает цветные всполохи искр чрезвычайно контрастными. Гондурасским матричным опалам свойственная визуальная глубина и умеренная насыщенность светового рисунка.
Andamooka матрикс опал. Австралия.
Австралийские матричные опалы – как и всякие иные опалы, добытые в недрах самого южного континента планеты – красотой способны превзойти самоцветы, найденные на других материках.
Причина такого богатства кроется в геологических особенностях Австралии. Всесильной природе было угодно сохранить поверхность этого куска суши в первозданном виде. Недаром же только в Австралии встречаются каменные обнажения, равные по возрасту нашей планете!
Имея в своем распоряжении миллиарды и миллиарды лет, австралийская почва неспешно накопила, переформировала и заложила на хранение огромное количество опалов.
Только австралийские матричные опалы могут являть зрителю сплошные, почти без промежутков коренной породы россыпи цветных брызг. Лучшим из матричных опалов Австралии свойственна розоватая окраска подобно рассветным облакам.
Белый опал из знаменитого австралийского месторождения в Coober Pedy. Если сфотографировать крупным планом хорошо освещенный кабошон белого австралийского опала, у зрителя возникает иллюзия наблюдения облачного неба, озаренного низким солнцем.
Такие картины возникают в небе лишь в пору летних гроз, да и то не всякий год. Наверное, поэтому так популярны белые опалы в Европе и Америке. Правда, далеко не всякий белый опал может прославиться художественным совершенством своих «небесных» картин. Часто белые опалы напоминают облачное небо с единичными проблесками радужного света. Но нет худа без добра: скромные по выразительности натуральные самоцветы оказываются находкой для покупателей с ограниченным бюджетом.
Прекрасный образец черного опала из Лайтнинг Ридж. Вес: 3.00Ct. Тон основания – N2. Цена камня из знаменитого месторождения всяко превышает 1000 долларов за карат. Однако покупатель этого по-настоящему дорогого камня может быть уверен в абсолютной уникальности своего приобретения. Второго такого самоцвета нет на всей планете!
Ценители природной красоты обращают неизменное внимание на опалы, в цветовой гамме которых преобладают яркие теплые (скорее горячие, даже обжигающие) тона. Оранжево-красное свечение напоминает богобоязненным смертным о вечном пламени божественного гнева. Обладание таким опалом представляется равным причащению к силе господней.
Однако наибольшей стоимостью среди черных опалов отличаются камни с холодными тонами окраски и геометрически правильными световыми узорами.
Кристальный опал с выразительной игрой цвета.
Перуанский опал с красивым, голубым Параиба цветом.
На фото изображен прекрасный молочно-розовый перуанский опал, с порядочным весом в 50 карат. Достойный камень для достойного украшения. Розовый опал редко бывает безупречным по цвету и однородным по внутренней фактуре – зато часто случается крупным! Ограненный кабошоном, он делается вставкой в серебряный перстень. Распиленный на пластины – украшает серьги. Из галтовки недорогого розового опала составляются браслеты и бусы.
Лучшие экземпляры розового опала неоднородны по густоте цвета и нередко имеют точечные вкрапления различных минералов. Художественная выразительность подобных миксов неоспорима!
На фото изображен Морадо опал с красивым пейзажным рисунком. Средняя цена на такие камни 1-2 доллара за карат веса. Опалы Морадо с преобладанием серого тона можно купить еще дешевле. Теплая фиолетовая окраска самоцвета распространена больше, нежели холодные контрасты голубого и белого. В силу раритетности камня ювелирные изделия с ним изготавливаются нечасто, однако выглядят они весьма эффектно.
Среди фигурных кабошонов Морадо нетрудно подобрать экземпляры, способные составить выразительную картину. Передовые ювелиры смело компонуют опалы Морадо с бесцветными прозрачными камнями. Синие тона опала в сочетании с блеском благородного металла оправы убедителен и заманчив.
Опал Арлекин характеризуется выраженной мозаичностью контрастной окраски. Словно копируя залатанный костюм итальянской комедии масок, камень демонстрирует редкую красоту и невероятное разнообразие.
В зависимости от места находки, опал Арлекин может быть черным и полупрозрачным, насыщенным и размытым, ярким и бледноватым. Цветные пятна в толще камня способны складываться в абстрактные картины, поражающие художественным «вкусом» природы.
Иногда одноцветные блики опала Арлекин складываются в рельефные образования – чтоб при минимальном изменении угла падения света распасться на разноцветные, не связанные между собой плоскости. Порой же рисунок стабилен, словно действительно состоит из нашитых иглой и ниткой заплаток.
Главной особенностью опала Контра Луз является способность выявлять игру света лишь при контровом освещении. Будучи освещенным лучами, сонаправленными с взглядом человека, такой опал выглядит скромно. Но стоит свету пройти сквозь камень навстречу взгляду, и цветные всполохи делаются яркими, четкими, многочисленными.
Ювелирам приходится проявлять недюжинную выдумку и высокий профессионализм, чтобы заставить эти камни украшать их владельца. Серьги с каплевидными вставками из опала Контра Луз производят совершенно неизгладимое впечатление – но только если их владелица дефилирует у источника света.
Пин – по-английски «иголка». Цветные искры опала пинфайр – словно иголочные проколы в туманной завесе между человеком и пламенем вселенского костра. Густые россыпи пылающих точек делают этот опал дорогим и востребованным. Но если вдруг мельчайшие искры встраиваются в хоть сколько-нибудь упорядоченные ряды, либо соединяются в причудливые фигурки, коллекционеры зовут камень не пинфайром («игольчатым огнем»), а пинпойнтом («исколотой площадкой»).
Однако любые лингвистические ухищрения условны. Опалы, в дымчатой толще которых горят мириады микроскопических огоньков, пленительно прекрасны даже для того, кто совершенно не ориентируется в тонкостях наименований.
Астеризм, то есть способность камня создавать световой блик из одного или нескольких перекрещивающихся лучей, редок у опалов. Тем ценней камни, которые помимо присущих огненным опалам красот демонстрируют еще яркую неровную полосу отсвета. Такой опал схож со спиральной галактикой, видимой сбоку.
Явное – у природы много совпадений! – сходство с Млечным путем делает такие камни объектом повышенного спроса у эзотериков. По непроверенным данным, опалы, схожие с астрономической картиной наших космических окрестностей, всего лучше помогают связи человека и Вселенского разума.
Опалы из Кубер Педи признаны мировым ювелирным сообществом как наиболее ценные в эстетическом отношении. В течение последних ста лет самоцветы, добытые буквально из-под домов этого австралийского местечка, радуют ценителей неизменно высоким качеством.
То есть еще более красивые, чем в Кубер Педи, опалы появиться на свет могут. Но за ними нужно лететь на другие планеты.
Официально исчерпанное месторождение и как бы закрытые разработки в городке Лайтнинг Ридж (провинция Новый Уэльс, Австралия) по-прежнему нет-нет, да и порадует коллекционеров черным опалом непревзойденного качества. Правда, сенсационных находок не было уже лет двадцать, а в городских лавках самоцветных камней ассортимент красочного рукодельного барахла все шире.
И все же! Опалы, носящие гордое имя Лайтнинг Ридж, остаются элитой мира драгоценных камней. Марка Лайтнинг Ридж – гарантия качества! Исчерпанность месторождения обуславливает рост стоимости самоцветов, добытых здесь ранее. Покупка опалов Лайтнинг Ридж – отличная инвестиция!
Андамука. С таким названием в Австралии отыскивается горный хребет, городок и обширная пустынная местность, до краев наполненная опалами. Именно в Андамуке был найден опал в виде плиты весом без малого в семь тонн. Именно андамукский опал благородного серого тона с живыми желто-радужными переливами был подарен британской королеве в знак почтения и покорности монаршьей воле.
Прекрасные матричные опалы тоже добываются в Андамуке – но нечасто. А в связи с объявленным исчерпанием месторождения – все реже и реже.
Главная отличительная черта гондурасского опала – черный цвет матричной основы. Отложение силикатных соединений в трещинах сравнительно недавно извергнутого вулканического базальта привело к появлению на свет узнаваемых драгоценностей.
Зачастую ювелирно обработанные гондурасские опалы представляют собой кабошоны из малодекоративного минерала с включением красивых опалов. Здешние драгоценные камни славятся чистотой молочного цвета кварцевой массы и самыми неожиданными миксами переливчатой полупрозрачной среды с коричнево-бурыми или иссиня-черными базальтами.
Перуанские опалы находят высоко в Андах, и камни эти обладают характерным окрасом. Мягкость оцвечивания андских опалов заставляет вспомнить о пастели. Наиболее интересными цветами признаны розовый и голубой.
Перуанские опалы не всегда однородны, прозрачные и полупрозрачные камни среди них редки. Обычно эти самоцветы напоминают трещиноватые осколки кварца, но отличаются от поделочного материала нежностью размытой окраски.
И голубые, и розовые перуанское опалы часто слоисты, полны контрастных включений, неоднородны по цвету. Лучшие экземпляры перуанского опала поражают лаконичностью выразительной простоты. Камни, представленные на фото, достойны минералогических коллекций или лучших ювелирных мастерских. Они, конечно же, дороги.
Мексиканские опалы отличаются разнообразием интереснейших окрасок и плотной интегрированностью драгоценного камня в матричную породу. Попытки полного освобождения опалов из толщи риолита обычно завершается разрушением самоцвета. Поэтому мексиканские опалы часто реализуются как ограненные в кабошоны сростки вулканической породы и горящего всполохами камня.
Некоторые из мексиканских опалов приобретают привлекательную прозрачность при намокании. Дегидратация приводит к проявлению внутренних структур мельчайших дефектов камня. Микроскопические полости и трещины, будучи заполненными воздухом, рассеивают свет. Однако повторное увлажнение возвращает красоту опалу.
Эфиопские опалы производят впечатление гретых в дыму. Словно мельчайшие капельки смол впитались в поры камня и придали ему шоколадный оттенок цвета. Однако исследования показывают: подобная окраска эфиопского опала является его природной особенностью. Оцвечивание кварцевого массива осуществляется за счет диссоциации окислов металлов в силикатных растворах.
Если же спектроскопическое исследование опала указывает на повышенное содержание углерода в камне, налицо мошенничество. Естественных путей загрязнения опалов углеродом не существует! Углеродистый опал коричневого цвета – продукт банального копчения.
Особая разновидность эфиопских опалов добывается на возвышенности Вело Амхара. Плато, расположенное более чем в трех километрах над уровнем моря, таит камни, красота которых сродни красоте тропических мелководий. Трудно поверить, что природа словно талантливый художник сумела создать картину осиянной солнцем рифовой растительности, диковинных животных, причудливых кораллов.
Стоимость лучших опалов с плато Вело превышает стоимость аналогичных по массе бриллиантов.
Со стороны может показаться, что голубой бутте опал переоценен, и что любая окрашенная в голубое с молоком скеляшка может сравниться с этим камнем по выразительности. На самом деле спутать опалесцирующий самоцвет с грубой подделкой сложно. Светопреломительные свойства опала невозможно имитировать введением красителя в стекломассу. Именно поэтому бутте-опалы, присутствуюшие на ювелирном рынке, как правило, натуральны.
Чрезвычайная редкость камня служит залогом его высокой стоимости. Так что нет ничего удивительного в том, что гораздо более броская красота черных или огненных опалов оценивается в теже суммы что и бутте-опал.
Опал, называемый гиалитом, стоит несколько особняком от своих сверкающих собратьев. Другое название камня – «Мюллерово стекло», по имени первооткрывателя. Сходство с жемчужным стеклом делает этот опал объектом наиболее частого копирования. Однако знатоки легко отличают подделку от камня.
Секрет уникальности натурального самоцвета – в разбросе световой проводимости. Стекло, имитирующее опал, пропускает свет в любом направлении одинаково. Гиалит же при изменении направления освещения демонстрирует и игру света, и переливы, блики, тени и сгустки света. Оптические свойства натурального опала непредсказуемы и неповторимы.
Другие опалы, о которых стоит упомянуть.
Опаловые триплеты устроены сложнее, чем дублеты, а стоят меньше. Парадокс? Ничуть не бывало! В триплетах собственно опала меньше, чем в дублетах. У триплета опаловый слой поверх черной основы тонок почти как бумага! А верхний слой стекла или пластика работает и как защита, и как линза.
Конечно, эстетические достоинства опаловых триплетов ограниченны. Что не мешает им оставаться достаточно популярными. Хорошая цена и, хоть и скромная, но все же природная опаловая красота соблазняют покупателя.
Синтетический самоцвет обладает минимальной способностью к иризации света. В то время как настоящий лунный камень загадочно мерцает и таинственно переливается в лучах вечернего – особенно лунного – света.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов