дух человека что это такое
Чем отличается человеческий дух и душа
Дух, тело и душа — 3 составляющие человеческой личности, которые тесно переплетены между собой. У многих возникают вопросы, что представляют собой дух и душа, в чем разница между этими понятиями и что их объединяет.
Православное понимание души
Часто понятия духа и души путают, ведь эти составляющие пересекаются и даже взаимно дополняют друг друга. Поэтому возникают разногласия и сомнения в понимании значений данных слов.
В православии душа описывается как нематериальная субстанция, которая находится в теле в области солнечного сплетения. Благодаря ей тело обретает жизнь и возможность познания окружающего мира. Согласно религии, без души не может быть жизни.
Дух представляет собой те эмоции, чувства, стремления и движения, которые направляют человека на его жизненном пути и приближают к Богу.
Душа — более обширное понятие. Человеческое сознание — это ее проявление. Она также может олицетворять духовность. Дух — горизонтальный вектор развития, а душа — вертикальный. Мысли, желания и чувства — основополагающие составляющие человеческого духа. Он помогает найти ориентиры в окружающем мире, ставить цели и добиваться их, правильно расставлять приоритеты.
Откуда она взялась
Научные подтверждения отсутствуют у обеих гипотез. Длительное время существовало предположение, что душа является невесомой субстанцией. Но в 1906 г. профессор Д. Макдугалл доказал, что она имеет вес — 21 г. В момент смерти человека он производил взвешивание и опытным путем установил взаимосвязь между этими явлениями.
Составляющие аспекты
Существует 3 аспекта проявления духовности:
Последний является основополагающим. Он порождает преклонение и благоговение перед Иисусом, дает возможность осознать, что Бог является не только создателем, но и судьей. Все смертные и другие грехи требуют наказания. Кроме того, эта боязнь останавливает людей перед соблазном совершить злодеяние.
Совесть призвана контролировать внутренние побуждения и служить ориентиром на пути к праведным поступкам.
Все эти направляющие связывают человека с Богом, делают его орудием в руках Господа.
Определение термина «дух»
Высшая материя, находящаяся в теле, согласно Священному Писанию, есть дыхание жизни.
Душа есть у всех живых существ, но дух есть только у человека, обладателя высшего разума. Только благодаря его наличию люди отличаются от остальных живых существ. Основа формируется еще в раннем детстве как совокупность полученных знаний, силы воли, познания себя и т.п.
Живет дух в стремлении постичь высшие ценности. Все высоконравственные и высокодуховные проявления порождаются им. Задача духа — приблизиться к Богу. Он отрицает все мирские грехи.
При этом доброта и духовность не отождествляются. Человек может быть добрым и творить мирские дела, но не быть духовным. В словах и поступках не чувствуется его проявления. Однако есть люди, не делающие каких-либо великих дел, но при этом богатые духовно.
Как дух проявляется в человеке
Если человек не ведает страха перед Богом, совершает греховные дела и не мучается угрызениями совести, то считается, что им управляют сатанинские силы.
Часто об индивиде рассказывают, что он силен духом, то есть энергией, которая ведет и направляет его по жизни. Это значит, что при различных неблагоприятных обстоятельствах он противостоит негативу. Мир может воздействовать на него по-разному, но он способен выстоять и сохранить позитивное отношение к жизни. Кроме того, такой человек извлекает положительный опыт даже из отрицательных событий. Он стремится сохранить гармонию внутри себя, несмотря на окружающий хаос.
Сила человека также проявляется в постановке и достижении целей, амбициозности. Это не всегда связано с получением каких-либо материальных ценностей. Тем не менее в жизни чаще всего индикатором состоятельности является наличие материальных благ.
Связь с телом и разумом
Дух человека неразрывно связан с телом, разумом и душой. Все эти составляющие характеризуют личность. Существует даже пословица: «В здоровом теле — здоровый дух». Если какой-либо из перечисленных компонентов слаб, то страдают все остальные.
Неразумный человек не может позаботиться о себе в полной мере, а в слабом организме редко присутствует сильная энергия. Тем не менее это основа для всего. Если ее в себе развивать, то можно достичь больших высот: укрепить тело, улучшить способности и т.д. Если же человек долго находится в подавленном состоянии, то его дух ослабевает.
Разум без духа не способен творить и делать открытия. Только высшая сила может вести в нужном направлении. В противном случае разум попадает под влияние деструктивных сил. Начинается деградация.
Главные отличия души и духа
Отличия одного понятия от другого заключаются в следующем:
Тем не менее провести четкую грань между этими составляющими не всегда удается.
Каждая религия имеет свои определения данных понятий. Православные люди в поисках ответа на вопрос, чем отличается душа от духа, обращаются к Священному Писанию (Библии).
Что есть дух человеческий?
«Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему,
что мы – дети Божии». Римлянам, 8:16.
Итак, Дух Божий свидетельствует ДУХУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ. Каким образом? Что это такое вообще – дух человека? Ведь он в каждом из нас. Осознаём ли мы этот дар свыше? Невозможно ответить на эти вопросы без Библии, без водительства Самого Духа Святого. Поэтому привожу, как обычно, точные слова Писания. Жаждущим познания истины они приоткроют её. После каждой цитаты помедлите и примените сказанное к себе.
«Господь, распростёрший небо, основавший землю и ОБРАЗОВАВШИЙ ДУХ ЧЕЛОВЕКА внутри его…». Зах.12:1.
«…ДУХОМ МОИМ БУДУ ИСКАТЬ ТЕБЯ во внутренности моей с раннего утра». Ис. 26:9.
«ЧЕЛОВЕК НЕ ВЛАСТЕН НАД ДУХОМ, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти». Еккл. 8:8.
«И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! ПРИМИ ДУХ МОЙ». Деян. 7:59.
«Вдруг она упала у ног его и ИСПУСТИЛА ДУХ». Деян. 5:10.
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а ДУХ ВОЗВРАТИТСЯ К БОГУ, Который дал его». Еккл. 12:7.
Идея целостной природы человека в единстве ТЕЛА, ДУШИ и ДУХА была высказана в Библии почти 3,5 тысячи лет назад. В ней говорится, что душа есть у всего живущего на земле, дух же Бог образовал только в человеке. Именно в духовной своей ипостаси человек сотворен по образу и по подобию Божьему.
«В Его руке душа всего живущего и дух всяческой человеческой плоти». Иов. 12:10.
Какой смысл заложен в слове ДУША, которое часто употребляется в Библии?
• Душа как живой организм человека, индивидум.
«Скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних, …то пусть представит из крупного скота тельца, без порока, в жертву о грехе». Лев. 4:2-3.
«Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль». Деян. 27:22.
• Душа – физическая сущность человека и животного, организм.
«Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них». Пс. 106:5.
«Но плоть его на нём болит, и душа его в нём страдает». Иов, 14:22.
«…жаждущему снится, будто он пьёт, но пробуждается, и вот он томится, душа его жаждет». Ис. 29:8.
«…потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его, она душа его». Лев. 17:14.
• Душа – психическая сущность человека и животного, обеспечивающая жизнь тела.
«От всякой пищи отвращалась душа их». Пс. 106:18.
«Был же страх на всякой душе». Деян. 2:43.
«Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь, …Он придёт и спасёт вас». Ис. 35:3-4.
Но душа будет дрожать и робеть, если дух человека слаб и не господствует над эмоциями души. Если же человек призвал Бога в дух свой, то уже Он наставляет его Духом Своим жить по любви и правде, и наделяет властью управлять душевным телом своим.
«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в заблуждение: дух бодр, плоть же немощна». Мф. 26:41.
В Библии слово ПЛОТЬ подразумевает единство тела и души – материальной сущности живого организма.
«Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся». Гал. 5:17.
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Гал. 5:16.
«Сеющий в плоть свою, от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Гал. 6:8.
«Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца». Пр. 20:27.
«Ибо навёл на вас Господь дух усыпления, и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы». Ис. 29:10.
«Вот Я пошлю в него (царя Ассирийского) дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его в земле его». Ис. 37:7.
Если человек не призывает Духа Божьего в свой дух, то это место тут же занимает греховный дух «князя мира сего». Дух ребёнка может быть защищён молитвами родителей или близких верующих. В подростковом возрасте он сам способен сделать выбор и отвечать за него.
«Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства». Пс. 31:2.
«… дух человека и дыхание Вседержителя даёт ему разумение». Иов, 32:8.
«Упрёк, позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит за меня». Иов, 20:3.
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения ДУШИ и ДУХА, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», Евр. 4:12.
«…мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся…». Фил. 2:3.
«Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам СЛУЖИТЬ БОГУ В ОБНОВЛЕНИИ ДУХА, А НЕ ПО ВЕТХОЙ БУКВЕ». Рим. 7:6.
«Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны ПОКЛОНЯТЬСЯ В ДУХЕ И ИСТИНЕ». Иоанн. 4:23-24.
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш ДУХ
и ДУША и ТЕЛО во всей целости да сохранится без порока в
пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен, Призывающий
вас, Который и сотворит сие». 1 Фес.5:23.
Что такое человеческий дух согласно Библии?
Как верующий в Христа, вы когда-нибудь задавались таким вопросом: «Как я могу больше узнать Господа Иисуса? Как я могу узнать Его в своей повседневной жизни?» Господь дал прекрасный ответ. Этим ответом является наш человеческий дух.
Человеческий дух — это ключ к переживанию Христа и к нормальной христианской жизни. Когда мы поверили в Христа, мы получили прощение наших грехов и были избавлены от Божьего вечного суда.
Более того, мы приняли в себя Самого Иисуса Христа, самую прекрасную Личность. Он пришёл, чтобы жить в самой глубокой части нашего существа, в нашем человеческом духе, и стать нашей жизнью и наслаждением сегодня.
Где человеческий дух упоминается в Библии?
Он упоминается и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, например во 2 Тим. 4:22:
Слова «да будет» в этом стихе относятся к настоящему времени. Они означают, что мы можем прямо сейчас переживать, что Господь находится в нашем духе. Они также означают, что, для того чтобы знать Его и наслаждаться Им, нам действительно нужно знать наш дух. С самого начала Библии мы видим, что Бог создал нас с таким человеческим духом. В Быт. 2:7 говорится, что «Бог образовал человека из земного праха и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой».
Где человеческий дух в этом стихе? Мы видим, что «земной прах» стал физическим телом, а слова «живая душа» относятся к душе, психологической части человека — его разуму, чувствам и воле. А что такое «дыхание жизни»? Слова «дыхание жизни» указывают на третью часть человека, человеческий дух. Подтверждение этому содержится в Притчах 20:27, где говорится: «Дух человека – светильник Иеговы». Для слова «дух» в этом стихе и для слова «дыхание» в Быт. 2:7 употребляется одно и то же еврейское слово нешама!
Что такое человеческий дух?
Наш дух – это глубочайшая часть нашего существа, и он был сотворён Богом, чтобы соприкасаться с Ним и принимать Его. В примечании 4 к Быт. 2:7 в Восстановительном переводе Библии объясняется, что такое дух:
Дух человека — это его внутренний орган, при помощи которого он может соприкасаться с Богом, принимать Бога, содержать в себе Бога и впитывать Бога во всё своё существо как свою жизнь и всё для себя.
Эта способность нашего духа соприкасаться с Богом и принимать Бога может быть проиллюстрирована с помощью радиоприемника. Радиоприемник, включённый и правильно настроенный, может принимать невидимые радиоволны. Кофейник или микроволновая печь этого сделать не могут. Фактически, радиоприёмник – это единственное устройство, которое может правильно принимать эти радиоволны и преобразовывать их в звук. Наш человеческий дух подобен этому радиоприёмнику, а Бог – радиоволнам. Наш дух – это та часть внутри нас, которая может принимать Бога и соприкасаться с Богом. Другие наши части – наше тело и наша душа – важны, но они функционируют по-другому. Только благодаря нашему духу мы можем соприкасаться с Богом и знать Бога, который является Духом.
Почему человеческий дух так важен?
Человеческий дух очень важен для Бога, потому что Бог хочет наполнить нас Собой. Он хочет, чтобы мы принимали Его, а дух – это уникальный «приёмник». Наша христианская жизнь начинается с нашего человеческого духа. Задумайтесь о том, что говорится в Ин 3: 6:
Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
В примечании 2 к этому стиху в Восстановительном переводе написано следующее:
Первый Дух, о котором здесь говорится, — это божественный Дух, Святой Дух Божий, а второй дух — это человеческий дух, возрожденный дух человека. Возрождение совершается в человеческом духе Святым Духом Божьим с помощью Божьей жизни, несотворённой вечной жизни. Таким образом, возродиться — значит получить божественную, вечную жизнь (в дополнение к человеческой, природной жизни) как новый источник и новый элемент новой личности.
Это означает, что в тот момент, когда мы поверили в Сына Божьего, Иисуса, Его Дух вошёл в наш человеческий дух и мы были возрождены! Мы родились от Бога, получили Его божественную вечную жизнь в нашем духе и стали Его детьми. Наш человеческий дух — это единственное место, куда Дух Божий входит в нас, чтобы сделать нас Своими детьми, и это также место, откуда Он продолжает наполнять всё наше существо.
Наш человеческий дух и христианская жизнь
Как только мы осознаем, что Господь Иисус живёт в нашем духе, нам нужно применять это откровение и стараться использовать наш дух, чтобы постоянно соприкасаться с Ним и принимать Его как свою жизнь. Вот как можно делать это:
Подробнее об этом можно прочитать в главе 3 книги «Домостроительство Божье».
Перевод с английского статьи сайта “Библии для Америки”. Используется с разрешения.
О проекте
Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.
Сообщество проекта
Ознакомительный email-курс
После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».
Дух человека что это такое
1) бестелесное личностное существо (Бог ( Ин.4:24 ), ангел ( Пс.103:4 ), душа почившего человека ( 1Пет.3:19 ) либо человеческая душа вообще ( Тов.3:6 );
2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души);
3) духовно-нравственное расположение; духовно-нравственный настрой (см. молитву прп. Ефрема Сирина);
4) характер, нрав ( Пс.75:13 ) (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером).
«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)
Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».
По слову св. Игнатия Брянчанинова, «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».
Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами.
Человеческий дух есть разумное начало в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов).
По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.
«Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.
Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).
Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе
«Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…
Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании ( Евр. 4:12 ), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное ( Лк.23:46 ; Ин.10:15,18 ). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души ( Лев. 17:11,14 ). Преподобный Макарий Великий на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания ( 1Фес.5:23 ; Евр.4:12 ), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»
Свт. Феофан Затворник о человеческом духе
«Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.
Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.
Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:
1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.
2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.
3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?
Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…
Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).
Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.
Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.
В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.
Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.
В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.
В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.
Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.