дыши душой что значит

Душа-дыхание

В книгах ведического корпуса, упанишадах, приводится такая притча. Однажды речь, зрение, слух, мысль и дыхание поспорили, кто из них лучше, то есть важнее для поддержания жизни. Они придумали разрешить свой спор следующим образом: поочередно выйти из тела и посмотреть, что из этого получится. Та из этих жизненных функций (пран) должна быть признана лучшей, после ухода которой тело имеет наихудший вид. И вот речь вышла из тела. Через год возвратилась она. «Как могли вы жить без меня?» — «Не разговаривая, подобно немым, но дыша дыханием, видя глазами, слыша ушами, думая мыслью». И вошла речь в тело. Затем зрение вышло из тела. Через год оно возвратилось. «Как могли вы жить без меня?» — «Не видя, подобно слепым, но дыша дыханием, говоря языком, слыша ушами, думая мыслью». И вошло зрение в тело. Тщетно выходили и слух, и мысль — тело продолжало существовать, испытывая лишь некоторые неудобства от отсутствия слуха, подобно глухим, или от отсутствия мысли, подобно глупцам. Но когда из тела вышло дыхание, эффект оказался неожиданным: «подобно тому, как чистокровный конь срывает привязь, так и оно вырвало из тела остальные праны». Тогда они взмолились: «Останься, господин, ты — наилучший из нас! Не выходи» (Чхандогья-упанишада, V, 1:7–12, см. также Айтарея-араньяка, 11:1).

Учение о дыхании мы обнаруживаем в системе индийской йоги, которая объявила искусство регулирования дыхания (санскр. пранаяма) одним из важнейших приемов совершенствования души <138>.

Развитая техника контроля дыхания имеется и в даосизме. Даосский патриарх Люй в своей «Надписи в сто иероглифов» записал: «Если ты можешь, питая дыхание, в забвении слов удерживать правду, подчиняя тело и сердце, тогда дух возвращается в отверстие дыхания, а помыслы контролируются в средоточии твоем. День за днем углубляется работа, и естественно возникает жемчужина величиной в просяное зернышко, сияющая ярче солнца. Так постепенно мы пресуществляемся в изначальный дух, и никто не способен постичь до конца этот божественный светоч» <139>.

Древними было подмечено известное сходство между дыханием человека и ветром в природе. Невольно приходила на ум аналогия: не обладает ли мир, подобно телу человека, дыханием? И не от этого ли великого мирового дыхания возникает дыхание в теле человека? И если некий демиург создал человека, то не вдохнул ли он в него и дыхание, тем самым как бы породив душу человека от своей мировой души? Не это ли имеет в виду Книга Бытия, говоря: «и создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7)?

Развивая эту идею, Веды придали дыханию универсальное, божественное значение, представив его всеобщим жизненным (оживляющим) принципом и даже отождествив с самим Абсолютом (Брахманом):

Сообразно с дыханием дышат боги,

а также люди и животные,

ибо дыхание — это жизнь существ.

Поэтому оно называется жизнью всего.

Глубокой старости достигают те,

кто почитает дыхание как Брахмана,

ибо дыхание — это жизнь существ.

Поэтому его называют жизнью всего.

(Тайттирия-упанишада, 11:3, 1)

Вера в живительную силу дыхания была так велика, что древние египтяне приписывали ему возможность оживления мертвых. Среди древнеегипетских «книг мертвых» обнаружена «Книга Дыхания», написанная уже в греко-римский период, текст которой гласит: «Тот, могущественнейший из богов, владыка Кхеменну, приходит к тебе и своею собственной рукой пишет для тебя Книгу Дыхания. [И тогда] твоя душа обретает дыхание на вечные времена, и плоть твоя создается заново жизнью на земле К тебе приближается Амон, неся дыхание жизни, и в твоем погребальном доме он наполняет твою грудь дыханием. Ты появляешься на земле изо дня в день, и Книга Дыхания Тота оберегает тебя, ибо с ее помощью ты каждый день наполняешь воздухом грудь свою, и благодаря этому твои глаза любуются лучами божественного Диска» <140>.

Представление о душе как дыхании дает нам следующий ключ к пониманию природы души. Оказалось, что душа может иметь не только материальную природу, как кровь, но и не вполне вещественную (в представлении древних), как дыхание или воздух.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 11 Дыхание как энергомедитативная практика

Глава 11 Дыхание как энергомедитативная практика В некоторых традициях, таких, например, как Дзен буддизм и буддизм Тхеравады дыхательная практика, как таковая, фактически отсутствует. Там нет дыхания как особой энергомедитативной практики, выполняемой по определённым

Фрагмент VII Дыхание Божественной Матрицы

Фрагмент VII Дыхание Божественной Матрицы Теперь, когда мы приняли ген Божественной Матрицы, нам необходимо научиться взаимодействовать с ней. И главное, что нам в этом поможет, – осознание того факта, что мы подключены к источнику Силы и Власти непосредственно.

МОЖНО ЛИ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЫХАНИЕ?

МОЖНО ЛИ КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЫХАНИЕ? Чикаго, 26 марта 1924 г.ВОПРОС: Полезно ли выполнять дыхательные упражнения?ОТВЕТ: В Европе люди из-за этой проблемы потеряли голову. В течение 4—5 лет я зарабатывал на жизнь тем, что лечил несчастных, которые нанесли ущерб своему здоровью,

Дыхание любви

Дыхание любви Смотри, что получается. (Мой собеседник и друг только что перечитал подготовленные мною материалы наших предыдущих бесед). О чем бы мы ни говорили, об истоках чувственности, о сексе, как только рассуждения отходят от фундаментальных законов биологической

III. ЗВУК, ДЫХАНИЕ И ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ

III. ЗВУК, ДЫХАНИЕ И ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ Пока мы не приступим сами по каким-то соображениям к регулированию своего дыхания, до тех пор, как правило, совершенно не замечаем, как дышим. Но стоит нам приступить к медитации, и мы сразу со смущением осознаем звук, издаваемый двумя

Шлока (II) ОНА (Ткань) РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ ОГНЯ (Отец) НАД НЕЮ; ОНА СОКРАЩАЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ МАТЕРИ (Корень Материи) КАСАЕТСЯ ЕЕ. ТОГДА СЫНЫ (Элементы с их соответствующими Силами и Разумами) РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ И РАССЫПАЮТСЯ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В ЛОНО МАТЕРИ ПРИ ОКОНЧАНИИ «ВЕЛИКОГО ДНЯ», ЧТОБЫ

Шлока (II) ОНА (Ткань) РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ ОГНЯ (Отец) НАД НЕЮ; ОНА СОКРАЩАЕТСЯ, КОГДА ДЫХАНИЕ МАТЕРИ (Корень Материи) КАСАЕТСЯ ЕЕ. ТОГДА СЫНЫ (Элементы с их соответствующими Силами и Разумами) РАЗЪЕДИНЯЮТСЯ И РАССЫПАЮТСЯ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В ЛОНО МАТЕРИ ПРИ

ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ

ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ Дыхание может казаться нам совершенно автоматическим процессом — мы вдыхаем кислород, азот и другие газы и выдыхаем двуокись углерода. Однако процесс дыхания может включать также осознание того, что мы вбираем из окружающей среды энергию, дух, жизнь.Если

УПР. Свободное дыхание

УПР. Свободное дыхание Обратите внимание на то, как вы дышите сейчас.Сделайте три осознанных вдоха и выдоха; почувствуйте, как воздух наполняет ваш живот, нижнюю и верхнюю часть груди. Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко, но не задерживайте дыхания. Делайте это

УПР. Ритмичное дыхание

УПР. Ритмичное дыхание Во время ходьбы делайте вдох, отсчитывая два шага, а затем выдох через два шага (считайте шаги: «Вдох, два, выдох, два…»).Когда вы привыкнете дышать в такт своим шагам, начинайте равномерное и постепенное увеличение:вдох, два шага, выдох, два шага;вдох,

Осознанное дыхание

Осознанное дыхание Осознанное дыхание не связано с физическими усилиями. На практике, им можно заниматься где угодно и когда угодно — стоя в очереди, во время поездки на транспорте и так далее. Дополнительными эффектами такого дыхания являются успокоение ума и

ЭМОЦИИ И ДЫХАНИЕ

ЭМОЦИИ И ДЫХАНИЕ В описанной модели мы установили, что страх, горе и гнев являются тремя первичными формами эмоциональных преград. Теперь мне хочется предложить вам простой и практический метод устранения этих препятствий и освобождения от спазмов, блокирующих наши

УПР. Очищающее дыхание

УПР. Очищающее дыхание Потренировавшись, создайте осознанную церемонию самоочищения. Мне кажется, что значение этого простого упражнения трудно преувеличить.При полном выдохе ощутите, как избавляетесь от всех негативных состояний и чувств, находящихся в сфере вашей

Полное йоговское дыхание

Полное йоговское дыхание Исходное положение. Сидя в Ваджрасане или стоя в естественной свободной позе.Техника исполнения. Сделать энергичный выдох. Начать вдох, который состоит из трех фаз:1-я фаза: движение диафрагмы – живот медленно выпячивается вперед;2-я фаза:

Ритмическое дыхание

Ритмическое дыхание Ритмическое дыхание является основой многих упражнений Хатхи-йоги. Сущность ритмического дыхания: при дыхании согласовать ритм дыхания с ритмом колебания организма. Это позволяет входить в гармонию с ритмом космоса и вследствие с этим продуктивно

Источник

Дышать Душой

дыши душой что значит. Смотреть фото дыши душой что значит. Смотреть картинку дыши душой что значит. Картинка про дыши душой что значит. Фото дыши душой что значит

История эта началась давно. Можно сказать, с самого моего рождения. Долгий путь становления себя, поиска своего пути. В 21 год мне казалось, что, выбранное направление в жизни и есть мое предназначение.

На частые случаи заболеваний, травмы и даже ДТП во время своей смены я просто закрывала глаза. Находила объяснение каждому случаю, ссылаясь на усталость и неустроенность личной жизни.

В то время я работала в бригаде скорой медицинской помощи фельдшером, но на деле — работа чаще в роли врача или, точнее, — «за всех».

И только спустя четыре года я решила, что эта работа для меня тяжела, как минимум — физически. Со слезами на глазах я попрощалась с коллективом.

Начало открытий

Все это время я продолжала двигаться в направлении «к себе», искала ответы на свои глубинные вопросы, но будто бродила в темноте.

Поступила на заочное отделение по специальности «Психология», а в работе нашла более легкий вариант — начала заниматься в направлении магнитно-резонансной томографии. И все бы ничего: и тепло, и денежно, и рутину можно перетерпеть…

Но… внутренний протест назревал все больше. Психология и психотерапия не давали ответов на важные и глубинные вопросы. Именно в этот период я и поступила в Институт Реинкарнационики.

В день начала занятий первого курса (видимо, подсознательно все же запомнился этот факт), буквально за час до вступительной лекции, в голове всплыли большие буквы: «ИДИ. ».

И меня будто кипятком ошпарило! Побежала к компьютеру, и вот, спустя уже десять минут, я зарегистрированный студент первого курса!

Не забуду то ощущение, когда Марис начал вести первое организационное занятие! Чувствовала себя первоклассницей, для которой все кажется новым и непонятным, и я очень благодарна Марису за подробное и толковое объяснение важных деталей.

Волнительные моменты первой встречи с одногруппниками, первых занятий и путешествий я пропускаю. Все это вы можете прочувствовать изнутри, просто став студентом Института. Но вот об одном случае хочу рассказать.

Увольнение — билет на свободу!

На очередном занятии с Валентиной Павленко и Духовными Кураторами мой запрос звучал так: «Эффективно ли мое направление в общении с любимым человеком? И если нет, то как? По какому пути идти, чтобы лучше решить существующие проблемы?».

Вначале мы шли в медитацию для «проверки важности» своего запроса, и потом – в повторное погружение для проработки именно того, что действительно необходимо каждому в данный момент.

После медитации я взяла на заметку пришедшую информацию, но рассудила это как необходимость более чутко относиться к своей работе, «не перегибать палку» в том, что это «не мое», и продолжать для души заниматься рукоделием.

Пропущу подробности событий, которые произошли через две недели после описанного случая. Итог — мое заявление об увольнении на столе у директора. И это от меня, с юности работающей на всевозможных подработках и работах днем и ночью.

Самое забавное, что особого участия с моей стороны не потребовалось. Не совсем мягко, но наилучшим образом обстоятельства сложились именно так, чтобы, при желании сохранить свое человеческое достоинство, нужно было просто уволиться.

Другие варианты сохранения своего лица мной также были испробованы, но безрезультатно.

Конечно, я осталась не совсем лишенной собственной материальной платформы, так как накопленных на долгожданный отпуск средств хватит еще на достаточное время для планирования дальнейших действий и способов заработка.

И вот я в легкой панике, тревоге и с разбегающимися мыслями оказалась на свободе! В тот день у нас было плановое занятие с одногруппниками, и тема, которую мы прорабатывали на начавшейся неделе, звучала так: «Мои таланты и способности в разных воплощениях»…

Только вперед!

В запросе я просто отдалась воле Вселенной и попросила показать то, что мне необходимо именно сейчас, дыши душой что значит. Смотреть фото дыши душой что значит. Смотреть картинку дыши душой что значит. Картинка про дыши душой что значит. Фото дыши душой что значиттем более, что тема говорила сама за себя.

И вот мне пришла жизнь в теле мужчины по имени Джон. Я осваивал земли Аляски.

В тот момент сама Аляска уже была открыта, но мне необходимо было найти другое расположение для поселения, так как жить на том же месте стало сложнее (что-то связанное с природными изменениями).

Так вот, когда одногруппницей-проводником был задан вопрос, почему мне сейчас показана именно эта жизнь, мой ответ был: «Только я могу так управляться с собаками! Только я могу выносить такие физические трудности и долгие походы!».

И вот я стою в своей упряжке, чувствую морозный воздух, передо мной солнечная снежная равнина и — неизвестность. Но! Страха нет! В голове мысли: «Никогда не сдаваться! Только вперед!«.

И внутри — полное ощущение того, что все непременно получится! Я один иду в неизвестность, но я не только выживу, но и найду путь!

С этим чувством я и вернулась в свою нынешнюю жизнь.

Поэтому, что бы ни происходило сейчас, как бы труден ни был настоящий опыт, для себя я решила: нужно просто верить в свои силы, в бессмертие Души и в то, что мы никогда не бываем одни!

На каком этапе нахожусь я сейчас? Я дышу! Дышу душой! Получаю огромное удовольствие от занятий в Институте, от изучения и практики именно того, что мне близко! Я просто позволяю себе делать то, чему не сопротивляется моя душа!

Я просто иду к намеченной цели — получить именно ту профессию, от которой я начинаю петь! Можно спросить – а как же материальность, деньги? Несомненно! Об этом не нужно забывать!

Вот только в словах Конфуция есть ответ: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

А сейчас я как раз подарила себе время, чтобы просто осмотреться по сторонам и разглядеть Знаки Своего Пути!

Моему Солнечному Наставнику и Вселенной в очередной раз — Спасибо!

Кристина Никитина,
студентка 1-го курса
Института Реинкарнационики

Источник

Дышать Душой

История эта началась давно. Можно сказать, с самого моего рождения. Долгий путь становления себя, поиска своего пути. В 21 год мне казалось, что, выбранное направление в жизни — и есть моё предназначение. На частые случаи заболеваний, травмы и даже ДТП во время своей смены я просто закрывала глаза. Находила объяснение каждому случаю, ссылаясь на усталость и неустроенность личной жизни.

В то время я работала в бригаде скорой медицинской помощи фельдшером, но на деле — работа чаще в роли врача, или точнее — «за всех». И только спустя четыре года я решила, что эта работа для меня тяжела, как минимум — физически. Со слезами на глазах я попрощалась с коллективом.

Начало открытий

Всё это время я продолжала двигаться в направлении «к себе», искала ответы на свои глубинные вопросы, но будто бродила в темноте. Поступила на заочное отделение по специальности «психология», а в работе нашла более лёгкий вариант — начала заниматься в направлении магнитно-резонансной томографии. И всё бы ничего: и тепло, и денежно, и рутину можно перетерпеть… Но… внутренний протест назревал всё больше. Психология и психотерапия не давали ответов на важные и глубинные вопросы. Именно в этот период я и поступила в Институт Реинкарнационики.

Ссылки на занятия и уроки я встречала уже в течение нескольких месяцев, но возникали мысли: «не успею», «нет времени», «и так работа без выходных». В день начала занятий первого курса (видимо, подсознательно всё же запомнился этот факт), буквально за час до вступительной лекции, в голове всплыли большие буквы: «иди. «.

И меня будто кипятком ошпарило! Побежала к компьютеру, и вот, спустя уже десять минут, я — зарегистрированный студент первого курса! Не забуду то ощущение, когда Марис начал вести первое организационное занятие! Чувствовала себя первоклассницей, для которой всё кажется новым и непонятным, и я очень благодарна Марису за подробное и толковое объяснение важных деталей.

Волнительные моменты первой встречи с одногруппниками, первых занятий и путешествий я пропускаю. Всё это вы можете прочувствовать изнутри, просто став студентом Института. Но вот об одном случае хочу рассказать.

Увольнение — билет на свободу!

На очередном занятии с Валентиной Павленко и духовными кураторами мой запрос звучал так: «Эффективно ли моё направление в общении с любимым человеком? И если нет, то как? По какому пути идти, чтобы лучше решить существующие проблемы?» Вначале мы шли в медитацию для «проверки важности» своего запроса, и потом — в повторное погружение для проработки именно того, что действительно необходимо каждому в данный момент.

Но при первом погружении перед глазами я вижу своё рукоделие, и как знание приходит: «Работа. Внимание на работу!«. И я поняла, что вопрос об отношениях сейчас не так важен для меня. При повторном погружении я снова увидела своё рукоделие и как знание — слова: «Работа. Обращай внимание на работу. Творчество«. И по вопросу отношений с любимым также пришёл ответ. После медитации я взяла на заметку пришедшую информацию, но рассудила это как необходимость более чутко относиться к своей работе, «не перегибать палку» в том, что это «не моё», и продолжать для души заниматься рукоделием.

Пропущу подробности событий, которые произошли через две недели после описанного случая. Итог — моё заявление об увольнении на столе у директора. И это от меня, с юности работающей на всевозможных подработках и работах днём и ночью. Самое забавное, что особого участия с моей стороны не потребовалось.

Не совсем мягко, но наилучшим образом обстоятельства сложились именно так, чтобы, при желании сохранить своё человеческое достоинство, нужно было просто уволиться. Другие варианты сохранения своего лица мной также были испробованы, но — безрезультатно. Конечно, я осталась не совсем лишённой собственной материальной платформы, так как накопленных на долгожданный отпуск средств хватит ещё на достаточное время для планирования дальнейших действий и способов заработка.

И вот я в лёгкой панике, тревоге и с разбегающимися мыслями оказалась на свободе! В тот день у нас было плановое занятие с одногруппниками, и тема, которую мы прорабатывали на начавшейся неделе, звучала так: «Мои таланты и способности в разных воплощениях».

Только вперёд!

В запросе я просто отдалась воле Вселенной и попросила показать то, что мне необходимо именно сейчас, тем более, что тема говорила сама за себя. И вот мне пришла жизнь в теле мужчины по имени Джон. Я осваивал земли Аляски. В тот момент сама Аляска уже была открыта, но мне необходимо было найти другое расположение для поселения, так как жить на том же месте стало сложнее (что-то связанное с природными изменениями).

Так вот, когда одногруппницей-проводником был задан вопрос, почему мне сейчас показана именно эта жизнь, мой ответ был: «Только я могу так управляться с собаками! Только я могу выносить такие физические трудности и долгие походы!» И вот я стою в своей упряжке, чувствую морозный воздух, передо мной солнечная снежная равнина и — неизвестность. Но! Страха нет! В голове мысли: «Никогда не сдаваться! Только вперёд!» И внутри — полное ощущение того, что всё непременно получится! Я один иду в неизвестность, но я не только выживу, но и найду путь!

С этим чувством я и вернулась в свою нынешнюю жизнь.

На каком этапе нахожусь я сейчас? Я дышу! Дышу душой! Получаю огромное удовольствие от занятий в Институте, от изучения и практики именно того, что мне близко! Я просто позволяю себе делать то, чему не сопротивляется моя душа! Я просто иду к намеченной цели — получить именно ту профессию, от которой я начинаю петь! Можно спросить — а как же материальность, деньги? Несомненно! Об этом не нужно забывать! Вот только в словах Конфуция есть ответ: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни«.

А сейчас я как раз подарила себе время, чтобы просто осмотреться по сторонам и разглядеть знаки своего пути!

Моему солнечному наставнику и Вселенной в очередной раз — спасибо!

Автор статьи: Кристина Никитина.

Копирование материалов строго с указанием журнала Реинкарнационика.

Источник

Душа человека

дыши душой что значит. Смотреть фото дыши душой что значит. Смотреть картинку дыши душой что значит. Картинка про дыши душой что значит. Фото дыши душой что значит

Что такое душа?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя«. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» [9]. Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень — целый, тот же корень и в слове «исцеление». Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли«, » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *