джамахирия что это такое

Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия. Справка

джамахирия что это такое. Смотреть фото джамахирия что это такое. Смотреть картинку джамахирия что это такое. Картинка про джамахирия что это такое. Фото джамахирия что это такое

1 сентября исполняется 40 лет со дня свержения королевской власти и провозглашения Ливийской Арабской Республики, которая 2 марта 1977 года была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию.

Ливия, официальное название Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия, – арабское государство, расположенное на севере Африки. Граничит с Алжиром и Тунисом – на западе, Суданом, Чадом и Нигером – на юге, с Египтом – на востоке. На севере омывается водами Средиземного моря.

Территория – 1,76 млн. кв. км (85% приходится на пустыню). Общая протяженность средиземноморского побережья страны – 1860 км.

Столица – Триполи.

Крупные города – Бенгази, Тобрук, Мисурата.

Административно‑территориальное деление: Ливия разделена на 26 административных единиц – шаабий (провинций), которые в свою очередь разбиты на коммуны (махалли).

Население ‑ 6,156 млн. чел. (оценка на 2007 г.), горожане ‑ 77,4%.

Основные народы ‑ арабы 90% (причем арабы‑ливийцы 33%, арабы-киренаики 27%, арабы‑египтяне 10%, арабы‑палестинцы 1% от всего населения страны); берберы арабоязычные 4,4%; берберы, говорящие на языке нафуси 2,7%, бедуины 1,5%, пенджабцы 1%, цыгане‑домари 0,6%, итальянцы 0,4%, сербы 0,4%, туареги 0,2%.

Официальный язык – арабский.

Государственная религия – ислам суннитского толка, основа законодательства ‑ шариат.

История. До 1911 года Ливия входила в состав Османской империи, с 1911 по 1942 год являлась итальянской колонией, в 1943 году в результате разгрома войск итало‑германской коалиции была оккупирована Англией и Францией.

24 декабря 1951 года в соответствии с резолюцией ГА ООН (1949) Ливия провозглашена независимым суверенным государством – Соединенным Королевством Ливии во главе с королем Идрисом I.

1 сентября 1969 года группа националистически настроенных офицеров ливийской армии во главе с Муаммаром Каддафи, входивших в «Движение свободных офицеров юнионистов‑социалистов», свергла монархический режим и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). В марте 1977 года была принята «Декларация об установлении власти народа», объявившая о создании в стране «джамахирии» (государство народных масс).

Государственное устройство. Определяется положениями «третьей мировой теории» Муаммара Каддафи. Ее суть заключается в реализации принципа «прямого народовластия», т.е. непосредственного участия народных масс в управлении страной без таких институтов, как президент, парламент, правительство и партии, которые в СНЛАД официально упразднены.

Глава государства – Муаммар Каддафи. Формально он не занимает государственных должностей, оставаясь лишь Верховным Главнокомандующим силами вооруженного народа (ВС СНЛАД). Его юридический статус определяется Хартией революционной законности (утверждена на чрезвычайной сессии ВНК в марте 1990 г.), согласно которой Муаммар Каддафи – «руководитель революции» и «источник революционной законности».

Функции правительства выполняет Высший народный комитет (ВНК) во главе с секретарем, а министерств – главные народные комитеты (ГНК), куда входят представители местных народных комитетов, ответственные за данную отрасль на уровне коммуны.

Законодательная власть. Всеобщий народный конгресс (ВНК), сессии которого созываются раз в год. Постоянно действующий орган ВНК – Генеральный секретариат.

Экономика. По разведанным запасам нефти (оцениваются в 39,1 млрд. бар.) Ливия занимает 1‑е место в Африке и 5‑е среди участников ОПЕК (после Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта и ОАЭ). Имеются крупные запасы природного газа (1,43 трлн. куб. м, 3‑е место в Африке).

Ведущие отрасли экономики – нефтегазодобыча, нефтегазоперерабатывающая и нефтехимическая отрасли промышленности, на долю которых приходится 95% поступлений от экспорта. Легкая промышленность представлена в основном небольшими предприятиями по производству тканей, пошиву одежды и обуви, выделке кож. Пищевая отрасль развита относительно слабо.

По уровню дохода на душу населения (более 6 тыс. долларов в год) Ливия занимает одно из первых мест в Африке.

Внешняя торговля. Ведущие внешнеторговые партнеры Ливии: Италия, Германия, США и Испания. Внешнеторговый оборот в 2008 году составил 89,9 млрд долларов (экспорт – 69,3 млрд долларов). Основу экспорта составляет нефть, продукты нефтепереработки и нефтехимии. Основные статьи импорта ‑ легковые машины, станки, нефтеоборудование, трубы, электрооборудование, пиломатериалы и другие стройматериалы, промышленные и продовольственные товары, различные готовые изделия, а также химические и сырьевые товары.

Внешняя политика. Ливия является членом большинства крупных международных организаций – ООН, Лиги арабских государств (ЛАГ), Африканского Союза, Организации Исламской Конференции (ОИК), Движения Неприсоединения (ДН). Ливия ‑ председатель Союза Арабского Магриба и член патронируемого ею Сообщества Сахаро‑Сахельских государств.

В июле 2004 года ВТО приняла решение начать официальные переговоры о вступлении в нее Ливии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Джамахирия – что это такое?

джамахирия что это такое. Смотреть фото джамахирия что это такое. Смотреть картинку джамахирия что это такое. Картинка про джамахирия что это такое. Фото джамахирия что это такое

Рождение новой эры

Термин «джамахирия» пришел в политологию из Ливии после прихода к власти Муаммара Каддафи.

Так называется одна из редких форм общественного правления (негосударственного), при котором наблюдаются отличия от монархии республиканской власти. Теория джамахирии изложена в «Зеленой книге» Каддафи.

Термин является неологизмом, составленным из двух слов: “республика с заменой на «массы» во множественном числе. Семантически слово «джамахирия» совпадает с определением анархизма, как его понимал Кропоткин, теоретик анархического движения.

В свое время российский историк Костомаров использовал слово «народоправие», что наиболее точно раскрывает понятие джамахирии. Этот вариант – точнее, чем «власть народа», как переводится «республика»).

Особенности джамахирии

Фактически джамахирия была утверждена в Ливии в начале весны 1977 г. и упразднена после гибели Каддафи в 2011 г. Но официально Ливия все еще именовалась джамахирией до революции 2013 г.

Ключевые отличия джамахирии – в отмене обычных властных формаций. Работу в обществе вели комитеты народных избранников, а также конгрессы. Вся страна делилась на коммуны общинного типа – по сути, это были мини-государства с почти полным самоуправлением. Бюджетные средства распределялись общинами самостоятельно.

Коммуны находились под властью первичного конгресса (ПК), куда входили все ливийцы. При этом любой ливиец имел шанс объявить свою позицию. Участие всех в принятии политических решений приводило к более «народной» форме власти.

В итоге все государство стало коммунальной федерацией. ПК выдвигали ставленников для защиты своих интересов во Всеобщем Конгрессе, который принимал решения на общем уровне. Также выбирались избранники для представления в городские органы.

ВНК (Всеобщий Народный Конгресс) действовал как законодательный орган. Он мог выставить свою повестку только на основе вопросов, которые уже были обсуждены местными собраниями. В полномочия ВНК входило избрание Генерального секретариата и формирование состава правительства Ливии – самого ВНК.

Положение граждан в системе джамахирии

Важной датой для ливийцев стал 1988 год, когда ВНК принял и утвердил Великую зеленую хартию, защищающую права человека в эру расцвета Ливийской джамахирии. При том, что в этой системе отсутствовал набор стандартных институтов, джамахирия зарекомендовала себя с положительной стороны. Например, в Ливии не было конституции, запрещались политические партии.

Эксперты видят в государственной структуре явную основу – исламский социализм в виде различных теорий. Правовая жизнь Ливии отчасти зависит от исламского контекста, внедрен шариат. В частности, действовали запреты на ростовщиков, воровство – за них полагалось отрубание конечностей. Коран выполнял функцию общественного закона с 1977 г.

Джамахирия в годы власти Каддафи постоянно подвергалась различным экспериментам. Например, одним из поздних опытов с общественным устройством стал курс 1988 г. на отмену полицейских нарядов и внедрение народной милиции («вооруженных народников»).

В следующем, 1989 г., отменили воинские статусы и звания, с 1990 г. в Ливии действовала добровольческая гвардия. Но практически это привело к формированию стандартных силовых подразделений, аналогичных армии.

Критика джамахирии

Данная идеология схожа с теориями Петра Кропоткина и содержит близкие обоснования, наряду с анархо-коммунистическими теориями. Отличие в том, что в Ливии параллельно развивался кластер революционеров с 1977 гг.

Его деятельность была направлена на разделение двух направлений – государственного и революционного, что должно было «подогревать» уровень сознательности граждан, внушать революционные ценности и т.д.

В революционном кластере отсутствовал выборный элемент, ответственные назначались «сверху». Работу вели специальные революционные комитеты на местах – от деревень и городов до военных частей.

В их функционал входили карательные работы, контроль секторов Джамахирии, шоковые мероприятия, наблюдение за населением. В службах слежки и наблюдения были задействованы до 20% населения страны.

Регулирующим органом для ревкомов был ЦК во главе с Каддафи, которого называли «лидером революции». Несмотря на устройство общества, где власть якобы была в руках народа, а официальный глава отсутствовал, фактически все политические вопросы решались единолично Каддафи и подчиненными ему ревкомами.

Власть Каддафи, таким образом, была абсолютной – он не подчинялся никому, а все выборы в ВНК также контролировались ревкомами. ВНК, как указано выше, не мог проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения. По сути, ревсектор был единственной руководящей партией в Ливии во время присутствия у власти Муаммара Каддафи.

Источник

Ливийская Джамахирия – Правление Масс.
После победы 1 сентября 1969 года революции в Ливии лидер революции Муаммар Аль-Каддафи, решая по какому пути развития пойдёт его страна, пришёл к выводу, что обе основные существующие на тот момент модели развития являются антинародными, и эксплуататорскими. Ни капитализм Адама Смита ни социализм по Марксу не обеспечивал истинного народовластия. Муаммар Каддафи стал разрабатывать свою модель развития страны, которой он руководил. Эту модель Каддафи назвал «Третьей Всемирной Теорией» и изложил её в написанной им «Зелёной Книге».

«Сначала всё население разбивается на первичные, низовые народные конгрессы. Каждый конгресс избирает в качестве руководящего органа комитет. Комитеты формируют народные конгрессы на уровне округов, то есть уже не первичные. Далее, массы, объединённые в первичные народные конгрессы, избирают административные народные комитеты, которые заменяют собой государственную администрацию и берут на себя управление всеми отраслями хозяйства общества. Народные комитеты, управляющие отраслями общественного хозяйства, ответственны перед первичными народными конгрессами, которые определяют их политику и контролируют исполнение. Тем самым управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается отжившее определение демократии, гласящее, что демократия – это контроль народа над правительством, и на его место ставится правильное определение, гласящее, что демократия – это народный самоконтроль».
Зелёная книга часть первая, раздел «Народные конгрессы и народные комитеты»

Основная роль преобразования Ливийской Арабской Республики в Джамахирию отводилась партии Арабский Социалистический Союз (АСС), единственной легальной политической организации в стране.
Не все члены Совета Революционного Командования (СРК) были согласны с идеей преобразовать республику в Джамахирию. Несколько членов совета потребовали от своего председателя добровольно уйти в отставку. На требование об отставке Каддафи ответил товарищам по CРК, что они не имеют права требовать его отставки, так как их никто не избирал. Если это потребуется, то он объявит о своей отставке не им, а народу во время обращении в Зуваре 15 апреля 1973 года, но вместо объявления о своей отставке полковник Каддафи заявил о начале Культурной революции.

В течении нескольких месяцев под руководством Арабского Социалистического Союза по всей стране были созданы Народные Комитеты. Народные Комитеты стали отвечать за местную и региональную администрацию, контролировали органы управления, средства массовой информации, университеты, частные коммерческие фирмы и прочие учреждения. Они, осуществляя свою деятельность на местах, выявляли врагов революции и изгоняли их из государственных организаций и сфер политической жизни ливийского общества, их усилиями были уволены с должностей много госслужащих. Именно во время Культурной Революции специалисты Штази из ГДР помогли Каддафи создать службы безопасности, которая занималась более жестоким подавлением противников революции. Враждебные революции элементы были изгнаны из университетов Триполи и Бенгази. Из Ливийской армии были уволены все, заподозренные в нелояльности офицеры.
Тем не менее, Совет Революционного Командования никогда не терял контроля над ситуацией и не допускал репрессий и больших перегибов. СРК моментально отменял решения Народных Комитетов, когда этого требовала необходимость. Массовых репрессий за всё время правления Каддафи не допускалось.

Лидер Ливийской Революции предпочитал бескровный метод борьбы с политическими оппонентами, государственные служащие постоянно перемещались с одной должности на другую, что не позволяло им наращивать свое влияние и злоупотреблять властью.
В сентябре 1974 года СРК официально осудил перегибы со стороны Народных Комитетов, назвав их эксцессами. Были назначены выборы новых Народных Комитетов. Избранные в 1975 году Народные Комитеты были нацелены не на подавление враждебных революции элементов, а на контроль за деятельностью государственных. учреждений и предприятий на местах и организацию местного самоуправления.
К концу периода культурной революции Каддафи стал бесспорным лидером Ливии. Все оппозиционно настроенные политические и религиозные лидеры были отстранены от власти, потому полковнику Каддафи уже никто не мог помешать строить Джамахирию – общество правления масс.

Избранные в конце 1975 года Народные Комитеты, сформировали руководящие органы Народных Конгрессов. В 1976 году был создан Всеобщий Народный Конгресс (ВНК). Республиканский этап развития Ливии вступил в стадию завершения. Началось его перерастание в принципиально новый «Джамахирийский», который изменил не только характер власти в стране, но и ее философию, социально-политическое и экономическое развитие.
2 марта 1977 года на чрезвычайной сессии Всеобщего Народного Конгресса (ВНК) в городе Себха была провозглашена Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (СНЛАД). «Джамахирия» — общество правления народных масс, в котором законодательная власть принадлежит первичным Народным Конгрессам (собраниям), объединяющим все взрослое население страны. Исполнительной властью наделены Народные Комитеты, избираемые Народными Конгрессами. Все взрослое население Джамахирии участвует в Народных Конгрессах, что обеспечивает стране прямое народовластие.

В марте 1979 г. по инициативе Каддафи проведена кампания «отделения революции от власти». Каддафи и его четыре ближайших сподвижника отказались от всех постов и ушли в отставку, чтобы решать «стратегические вопросы построения народной власти», их места в Генеральном Секретариате Высшего Народного Комитета заняли профессиональные управленцы. Формально Каддафи перестал участвовать в управлении государством, но фактически «революционное руководство» стало высшим политическим органом страны, вырабатывающим и определяющим внутреннюю и внешнюю политику Джамахирии. Сам Каддафи стал именоваться Лидером Ливийской Революции.
В политической структуре Ливии усилилась роль революционных комитетов, призванных проводить революционную политику через систему народных конгрессов. Было образовано Революционное руководство Ливийской Джамахирии, управляющее сетью Революционных и Народных комитетов. Революционным комитетам предстояло вовлечь в управление Джамахирией на местах как можно большее число граждан. Принцип прямого народовластия, таким образом, приобрел всеохватывающий масштаб, а Муаммар Каддафи неформально сохранял за собой всю полноту власти в Ливийской Джамахирии.
Формально Революционное руководство Ливийской Джамахирии не участвовало в управлении государством, но при этом оно занимало важнейшую роль в формировании её политической системы. Каждый член Революционного руководства имел определенный круг обязанностей. Полковник Каддафи, сохранив за собой пост верховного главнокомандующего вооруженными силами, являлся одновременно и Генеральным Секретарем Высшего Народного Комитета.

В 1987 году, в виду того, что многие экспроприируемые в ходе «народных захватов» предприятия стали нерентабельными, а некоторые из них стали просто убыточными, Всеобщий Народный Конгресс Ливийской Джамахирии берёт курс на построение «народного капитализма».
В стране стали развивать кооперативные формы собственности и частную торговлю при сохранении основным государственного сектора в экономике.
Началась приватизация убыточных и нерентабельных промышленных предприятий.
Права частного и кооперативного сектора в экономике были уравнены с госсектором, была объявлена широкая амнистия. После десятилетия строгого контроля над всеми видами хозяйственной деятельности, стала поощряться частная инициатива, снова разрешено было открывать частные магазины и частный бизнес не только в сфере обслуживания, но и в обрабатывающей промышленности. Курс на умеренную либерализацию экономики, возрождение малого и среднего бизнеса осуществлялся под контролем государства. Государственными оставались основные отрасли экономики, прежде всего нефтегазовая промышленность, а также основные виды внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные, валютно-финансовые операции. Экономика страны стала показывать положительные тенденции. Но для настоящего прорыва в экономике, Ливийская Джамахирия нуждалась в притоке инвестиций и развитии передовых технологий, однако инвестировать в страну, находящуюся под экономическими санкциями ООН, и развивать в ней технологии никто не спешил.
К 1992 году, Каддафи пришёл к выводу, что существующая политическая структура Джамахирии исчерпала себя: «она не смогла обеспечить подлинного народовластия, в силу сложности структуры, что создавало разрыв между массами и руководством, страдала излишней централизацией». На сессии Всеобщего Народного Конгресса 18 ноября 1992 года в городе Сирт было принято решение о создании в Ливийской Джамахирии новой политической структуры и переход страны на высшую ступень народовластия – Образцовую Джамахирию. Вместо Первичных Народных Конгрессов создавались 1500 Коммун, представляющих собой мини государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своей местности, включая распределение бюджетных средств.

В октябре 2004 года Ливия полностью освободилась от международных санкций. В Ливийскую Джамахирию потекли инвестиции и передовые технологии.
По состоянию на 2008 год, Ливия с уровнем ВВП в 14 192 доллара на душу населения занимала по этому показателю 55-е место в мире. Для большинства стран Африки эти показатели были недостижимой мечтой, как и многое из того, что было у ливийцев при Джамахирии: В стране проводились амбициозные социальные программы в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и государственной службы. К
2011 году Ливия превратилась в лидера Индекса человеческого развития. В 2010 году ООН назвала Ливию самой развитой страной Ближнего Востока и Северной Африки. Уровень грамотности в Ливии достиг 88,4%, продолжительность жизни 74,5 лет (51,5 лет в 1969). Детская смертность сократилась в 9 раз. Население выросло в три раза. Ранее ущемлённые в правах африканцы юга Ливии обрели права граждан, как и все другие граждане Джамахирии. Было обеспечено равноправие между женщинами и мужчинами. 4 января 2011 года, за несколько дней до начала, организованных спецслужбами США протестов, ООН публикует документ о Ливийской Джамахирии под утверждающим названием: «В Ливии соблюдаются права человека».
В целом, уровень дохода граждан Ливийской Джамахирии был высок даже по европейским меркам, в Ливию охотно ехали на заработки граждане таких членов ЕЭС, как Болгария, Румыния, Польша, хотя для них был открыт рынок труда во Франции, Германии и Великобритании. Достаточно вспомнить украинских врачей, не желавших возвращаться в Украину из Ливии, уже охваченной войной. Специалистов из России в Ливийской Джамахирии тоже работало немало.

Благодаря проекту «Великая рукотворная река» была создана самая большая ирригационная система в мире (восьмое чудо света), пустынная Ливия впервые в своей истории была в полной мере обеспечена чистой пресной водой. Пустыни вокруг Бенгази превратились в земли пригодные для земледелия.
Любой ливиец, желающий основать фермерское хозяйство, получал дом, землю, скот и семенной фонд. Земля в Ливийской Джамахирии принадлежит обществу, её нельзя ни продать, ни сдать в аренду, но можно передать по наследству право использовать земельный участок по назначению.

Каддафи ставит первостепенной целью вывести Ливию и всю Африку из зоны бумажных денег («бумажных обманщиков», как их называл Каддафи) и вернуться к золоту, и его примеру собирались последовать другие арабские и африканские государства.
Перевод финансовой системы континента на единую валюту – «золотой динар» подорвал бы, основанную на монополии бумажных денег, прежде всего доллара, мировую банковскую систему, и обеспечил бы экономическую независимость Африки от американцев и европейцев.
Вывод значительной части мировой экономики из-под власти бумажных денег вёл к ослаблению влияния США и Евросоюза в мировой политике, а мировых корпораций в экономике. Такие инициативы Лидера Ливии вызвали самую негативную оценку США и Евросоюза. Президент Франции Саркози заявил: «ливийцы замахнулись на финансовую безопасность человечества». Неоднократные уговоры и попытки давления на Лидера Ливийской Революции не дали никаких результатов: Каддафи предпринимал всё новые и новые шаги, направленные к созданию Единой Африки и введению «золотого динара».

Чтобы не допустить ослабления влияния США и Евросоюза, отстаивающих интересы мировых корпораций, спецслужбы США, руками, финансируемых ими исламских радикалов, устроили революции в странах арабского мира, главной их целью было уничтожение Ливийской Джамахирии.
Поняв, что руками, оплаченной ими оппозиции и вооружённых ими исламских радикалов, Ливийскую Джамахирию им разрушить не удастся, США и их союзники по НАТО, в нарушение всех международных норм, с молчаливого согласия Постоянных членов Совета Безопасности ООН России и Китая, начали открытую агрессию против Ливийской Джамахирии. 19 марта 2011 года начались бомбардировки Ливии странами Западной коалиции (Франция, Британия, Испания, Дания, Норвегия, Канада, Катар, Италия, Германия) кодовое название операции: «Одиссея. Рассвет».

Источник

Джамахирия что это такое

25 августа 2011 в 19:44 от Серафим Русский

В Джамахирии традиционные институты власти отменяются. Повсеместно формируются народные комитеты и народные конгрессы. Государство разделяется на множество коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств. Управление коммуной осуществляется первичным народным конгрессом. В народный конгресс входят все члены коммуны (то есть, жители коммуны). Каждый человек имеет право высказать своё предложение на заседании народного комитета. Каждый участвует в принятии решений и реализации власти. Государство представляет собой федерацию коммун. Каждый первичный народный конгресс избирает своих представителей в городской народный комитет и Всеобщий Народный Конгресс.

В государственном управлении Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией участвует все взрослое население страны, объединённое в первичные (основные) народные конгрессы. Народные конгрессы выбирают свои исполнительные органы (народные комитеты), члены которых автоматически становятся делегатами народных конгрессов провинций.

Основные положения Третьей всемирной теории Каддафи изложены им в «Зеленой книге» (1976—1979).

«Третья Всемирная Теория» — новая система взглядов, которая противопоставляется идеям коммунизма Маркса и капитализма Адама Смита. В данной теории подробно раскритикована современная демократия: по мнению Каддафи, демократия перестала быть подлинно народной. Рассматривая сущность демократии, он приводит иногда подтверждения этой мысли.

Теория отрицает традиционные орудия власти — парламенты, партии, референдумы — и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и предложены в повестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими все взрослое население страны.

Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наемного труда и право работника на производимый им продукт.

При разработке теории Каддафи опирался, в частности, на теоретические труды теоретиков анархизма Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, совмещённые с эгалитаристскими принципами ислама.

Реализация в Ливии

Теория частично реализована в Ливии — в марте 1977 года республика преобразована в Джамахирию, упразднена эксплуататорская частная собственность (сохранены частные семейные предприятия в сфере услуг).

С наступлением глобализации и информационной революции Каддафи несколько модифицировал свою теорию, введя в неё тезис об эпохе больших пространств, в которую национальное государство становится нежизнеспособным.

Как и предшественники, начиная с Платона, Каддафи искал идеальную форму общественного сосуществования, при котором наряду с социальной справедливостью наличествовала бы сильная власть, народная представительность и национальная самобытность. В Ливии была сделана попытка реализовать его идеи на практике: в марте 1977 года была обнародована «Декларация Себхи», и страна стала именоваться Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия.

Слово «джамахирия» («государство народных масс») — арабский неологизм, образованный путем замены в корне слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (массы). Существование данной формы государственного устройства, отличной от монархии и республики, вытекает из «Третьей Всемирной Теории» ливийского лидера Муаммара Каддафи.

История преобразований в Ливии

В 60-70-х годах XX века в странах арабо-мусульманского Востока получили широкое распространение теории «социализма национального типа», которые стали наименоваться «исламским социализмом». В основу данного социализма легли принципы национализма, религии и равноправия, столь близкие и родные арабскому сердцу. Поэтому неудивительно, что в 60-е годы большинство стран арабского Востока были охвачены пламенем революций, народных восстаний и государственных переворотов. Не стала исключением в этой череде и Ливия, в которой 1 сентября 1969 г. группа офицеров ливийской армии, входивших в «Движение свободных офицеров-юнионистов-социалистов», свергла монархический режим и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). Временно верховную власть стал осуществлять Совет революционного командования (СРК), во главе которого стал 27-летний полковник Муаммар Каддафи.

Антиимпериалистическая направленность ливийской революции проявилась довольно отчетливо уже в первые месяцы существования нового режима. 7 октября 1969 года на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель Ливии заявил о намерении ливийцев ликвидировать на своей земле все иностранные базы.

Вслед за этим ливийское руководство информировало послов США и Англии о расторжении соответствующих договоров. Почти одновременно началось наступление и на позиции иностранного капитала в экономике страны.

Первые итоги и ближайшие задачи ливийской революции были закреплены в обнародованной 11 декабря 1969 года Временной конституционной декларации. Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на «религии, морали и патриотизме». Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем «обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств».

Совет революционного командования наделялся функциями главного звена политической организации общества с правом назначать кабинет министров, объявлять войну и заключать договоры, издавать имевшие силу законов декреты, которые касались основных аспектов внутренней жизни и внешней политики государства. Председатель СРК Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.

В 1973 Каддафи организовал Арабский социалистический союз (АСС), ставший единственной легальной политической организацией в стране. В 1977 Всеобщий народный конгресс (ВНК), представляющий многочисленные народные комитеты, принят декрет («Декларацию Себхи») об установлении в Ливии «режима народной власти» (т. н. прямая народная демократия); страна была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Был также переименован и СРК, трансформированный в Генеральный секретариат Конгресса. АСС фактически слился с аппаратом ВНК. В генеральный секретариат ВНК были избраны Каддафи (генеральный секретарь) и четверо его ближайших соратников — майор Абдель Салам Ахмед Джеллуд, генералы Абу Бакр Юнес Джабер, Мустафа аль-Харруби и Хувейлди аль-Хмейди.

Ровно через два года пятерка лидеров ушла в отставку с государственных постов, уступив их профессиональным управленцам. С тех пор Каддафи официально именуется Лидером ливийской революции, а вся пятерка вождей — Революционным руководством. В политической структуре Ливии появились Революционные комитеты, призванные проводить через систему народных конгрессов политическую линию революционного руководства.

Государственное устройство Ливии

В Ливии был установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим государственным органом является ВНК, в состав которого входят представители народных комитетов. Фактически ВНК обладает функциями парламента. Его члены избираются на местном и региональном уровнях, часть их назначается лично Каддафи. Из числа членов ВНК Каддафи назначает и министров своего кабинета. Хотя сам Каддафи не занимает никаких официальных постов, он остается ведущим политическим деятелем Ливии.

Ислам в Ливии — государственная религия, при этом влияние мусульманского духовенства ограничено. В стране провозглашено прямое народовластие, доходы от продажи нефти позволяют поддерживать высокий уровень жизни ливийцев. В Ливии сокращено присутствие иностранного капитала, национализированы предприятия крупной и средней промышленности.

Официальной идеологической доктриной является «Третья Всемирная теория» М. Каддафи, основные положения которой изложены им в «Зеленой книге» (1976—1979 гг.) — его главном программном труде. В соответствии с нею введена система «прямой народной демократии» — «джамахирия», созданной по образцу античной демократии.

В каждом магазине в Ливии в продаже всегда найдется «Зеленая Книга» и в большинстве случаев на разных языках, в том числе и на русском. Прочтение данного труда немного начинает проливать свет на то, почему ливийцы живут именно так, а не иначе.

Книга представляет собой цитатник ливийского лидера, разделенный на три части, и охватывает следующие жизненно важные аспекты существования:
решение проблемы демократии (Власть народа);
решение экономической проблемы (Социализм);
общественный аспект «Третьей Всемирной Теории».

Первая часть «Зелёной книги» — «Решение проблемы демократии (Власть народа). Политический аспект «Третьей Всемирной Теории» (вышла в январе 1976) — отрицает традиционные формы демократии, такие как парламент, партии, референдумы, и излагает основные принципы прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. Хоть здесь изложены и вполне очевидные вещи, только, скорее всего не многие задумывались о том, что демократия и прочие свободы в действительности являются ничем иным, как разновидностью диктатуры. В данной части это весьма наглядно отражено и раскрыто.

Согласно «Зеленой Книге», победителем в борьбе за власть всегда выходит орудие правления — отдельная личность, партия, класс, а побеждённым всегда оказывается народ, то есть, по мнению Каддафи, подлинная демократия. Политическая борьба нередко приводит к приходу к власти того орудия правления, которое представляет собой меньшинство, « к тому же законным демократическим путём». То есть все, существующие политические режимы фальсифицируют подлинную демократию и являются диктаторскими режимами.

Парламентаризм, по мнению Каддафи, — порочное решение проблемы демократии. Парламент не может выступать от имени народа, потому что демократия означает власть самого народа, а не тех, кто выступает от его имени. Методы избирания парламента не могут считаться демократическими, потому что массы становятся полностью оторваны от депутата. Депутат монополизирует власть масс и право решать за них их дела. Парламент, по сути, представляет не народ, а победившую на выборах партию. Фактически, народ используется политическими силами в борьбе за власть. Система выборных парламентов является демагогической системой, ибо голоса можно покупать и подтасовывать; то есть, парламентское представительство — обман. В целом, теория представительского правления — устаревшая и изжившая себя практика, придуманная философами и мыслителями в ту пору, когда народом помыкали правители, как бессловесным скотом.

Партия, согласно «Зеленой Книге», это современное диктаторское орудие правления — это власть части над целым. Партии создаются группами людей для осуществления своих интересов или навязыванию обществу своих взглядов и установлении господства в нём своей идеологии. Количество партий не меняет существа дела. Более того, чем больше партий, тем острее между ними борьба за власть, что подрывает программу, направленную на благо всего общества. Интересы общества и общественного развития приносятся в жертву межпартийной борьбе за власть. Кроме того, партии могут быть продажны и могут быть подкуплены извне и изнутри. Оппозиция — это не орган контроля народа за деятельностью правящей партии, она лишь выжидает подходящий момент, чтобы занять место правящей партии у кормушки власти. Контроль находится в руках партии, стоящей у власти (посредством парламента), а власть — в руках партии, осуществляющей контроль. Отсюда ясно, как лживы, фальшивы и несостоятельны существующие в современном мире политические теории.

Каддафи сравнивает партию и клан. По его мнению, борьба партии за власть ничем не отличается от борьбы за власть между племенами и кланами. Оба этих вида борьбы оказывают на общество негативное и разрубающее воздействие.

Референдум — это фальсификация демократии. Голосующие могут сказать всего лишь одно слово либо «да» либо «нет». М. Каддафи считает, каждый должен иметь возможность обосновать своё желание, причину, одобрения либо неодобрения. Поэтому, чтобы быть до конца демократичными, надо создать такое орудие правления, которое являло бы собой весь народ в целом, а не представительство от его имени.

Каддафи предлагает создать особую иерархическую структуру народных конгрессов и комитетов, в результате которой «управление становится народным, народным становится контроль, утрачивается определение: демократия — это контроль народа над правительством, и на его место приходит новое: демократия — это народный самоконтроль».

«Единственным средством осуществления народной демократии являются народные конгрессы. Всякие иные системы правления недемократичны. Все существующие ныне в мире системы правления недемократичны, если они не придерживаются этого метода правления. Народные конгрессы являются конечной целью движения народов на пути к демократии. Народные конгрессы и народные комитеты представляют собой конечный результат борьбы народов за демократию».

Подобная система работает достаточно эффективно: в Джамахирии все население страны разбивается на народные конгрессы, которые избирают народные комитеты, которые в свою очередь формируют второй круг народных конгрессов, а уже те избирают административные комитеты, заменяющие собой госадминистрацию. Вопросы, рассматриваемые на народных конгрессах, окончательно формулируются каждый год на Всеобщем народном конгрессе. Соответственно, итоги и решения Всеобщего конгресса доводятся до нижестоящего звена в обратном порядке.

На Всеобщем народном конгрессе, где совместно собираются руководящие органы народных конгрессов, народных комитетов, профсоюзов и профессиональных объединений, обсуждаются важнейшие общественные вопросы и выносятся окончательные законодательные решения.

В первой части «Зеленой Книги» М. Каддафи также изложил и свои воззрения на свободу слова. По его мнению, «человек, как физическое лицо, должен иметь свободу самовыражения, и даже будучи умалишенным иметь право свободно выражать свое безумие». Человек, как юридическое лицо, также свободен в выражении себя как такового. В первом случае человек представляет только самого себя, во втором — лишь группу физических лиц, образующих юридическое лицо.

«Общество состоит из множества физических и юридических лиц. Поэтому, если физическое лицо является безумным, это не означает, что остальные члены общества также умалишенные. Пресса — это способ самовыражения общества, а не отдельного физического или юридического лица. Газета, являющаяся собственностью индивидуума, выражает только точку зрения ее владельца. Утверждение, что она представляет общественное мнение, несостоятельно, и не имеет никаких оснований, ибо на деле она выражает точку зрения физического лица, а с точки зрения подлинной демократии недопустимо, чтобы отдельная личность владела публичными средствами печати и информации».

Во второй части «Зеленой книги» — «Решение экономической проблемы (Социализм)» — изложен экономический аспект «Третьей Всемирной Теории» (вышла 2 февраля 1978).

В данной части разоблачает рабский характер наёмного труда и провозглашает право работника на произведенный им продукт. Человек обязан трудиться в меру своих сил и должен при этом иметь достаток, удовлетворяющий потребности, а все излишки должны направляться на накопление общественного богатства. Накопление излишков одним человеком приводит к уменьшению потребностей другого человека, а, следовательно, является недопустимым.

В сентябре 1977 года Каддафи выдвинул в качестве основы развития хозяйственной жизни принцип «самоуправления в экономике». В соответствие с этим принципом предусматривался переход предприятий в коллективное управление тех, кто там работает. Провозглашенный им впоследствии лозунг «Партнеры, а не наемные работники», нашел теоретическое обоснование во второй части «Зеленой книги» и с ноября того же года начал внедряться на ряде производственных предприятий.

В ходе развития своих экономических идей Каддафи выдвинул новый лозунг: «Жилище — собственность его обитателя». То есть, человек, живущий в доме, хозяин, а не его арендатор. В мае 1978 года был принят закон, в соответствии с которым сдача жилых помещений в аренду запрещалась, а бывшие арендаторы становились собственниками арендуемых квартир и домов.

Проводя в жизнь лозунг «Партнеры, а не наемные работники», рабочие и служащие под руководством народных комитетов захватывали предприятия и учреждения в сфере не только производства, но и торговли, а также различных служб обслуживания. Бывшие владельцы получали вместе с компенсацией и возможность участвовать в управлении этими предприятиями, но на правах «равного партнерства с производителями». Эта кампания «народного захвата», как ее назвали в Ливии, стала своеобразной формой ликвидации частной собственности крупной и средней буржуазии.

Функционирование политической системы

«Джамахирии» на местах и, особенно на производстве затруднялось как из-за саботажа буржуазных слоев, так и по причине недостаточной подготовленности осуществляемых мероприятий, неспособности нового управленческого аппарата руководить хозяйством. Все это вызвало недовольство и брожение среди части населения. Против политических и экономических новаций ливийского руководства выступила и некоторая часть мусульманского духовенства. Она обвинила Каддафи в «отступлении от положений Корана».

В ответ власти пошли на серьезные меры, направленные на ограничение влияния духовенства. Оппозиционно настроенным «хранителям чистоты ислама» Каддафи устроил по телевидению публичный экзамен на знание Корана. Богословы не смогли ответить на вопросы лидера ливийской революции, и были скомпрометированы в глазах верующего населения. Это дало Каддафи основание лишить впоследствии некоторых из них права вести религиозную службу.

Завершающим итогом всех экономических реформ в Джамахирии должно стать «достижение новым социалистическим обществом стадии, на которой окончательно исчезнут прибыль и деньги, когда общество станет целиком производительным, а производство будет полностью удовлетворять материальные потребности всех членов общества. На этом заключительном этапе прибыль исчезнет сама собой, и, значит, перестанут существовать и деньги». В настоящее же время, каждый в Ливии получает столько, сколько хватает для удовлетворения его физиологических потребностей: хлеб и прочие продукты питания стоят дешево; транспорт и бензин практически бесплатные; все жители Ливии обеспечены бесплатным жильем.

Благодаря начавшейся с 1961 эксплуатации богатых нефтяных ресурсов некогда полунищая Ливия превратилась в процветающее государство с самым высоким в Африке доходом на душу населения. В 1970-е годы цены на нефть на мировых рынках значительно повысились, что привело к накоплению значительных средств в Ливии, являвшейся поставщиком нефти в западные страны. Государственные поступления от экспорта нефти шли на финансирование градостроительства и создание современной системы социального обеспечения населения. Вместе с тем для повышения международного престижа Ливии огромные суммы расходовались на создание хорошо вооруженной современной армии. На Ближнем Востоке и в Северной Африке Ливия выступала в роли носителя идей арабского национализма и бескомпромиссного противника Израиля и США. Резкое падение цен на нефть в середине 1980-х годов и санкции ООН за укрывательство палестинских сепаратистов (от 1992 года) привели к значительному ослаблению Ливии. 12 сентября 2003 года Совет Безопасности ООН отменил санкции против Ливии введенные 1992 году.

Третья часть — «Общественный аспект Третьей Всемирной Теории» (вышла 1 июня 1979) — касается многих сторон жизни, в том числе положения женщин, системы образования, слияния языков мира, спорта. Именно в этой части представлено глобальное видение правильного сосуществования. Основополагающие принципы сводятся к тому, что: каждый народ должен иметь свою религию; признать значимость непрерывной общественной цепочки («семья — племя — нация — мир»; «от малого к великому»).

Согласно «Зелёной Книге»: «если национальный дух оказывается сильнее религиозного духа, то борьба между различными нациями, до этого объединенными одной религией, усиливается, и каждая из этих наций добивается независимости, возвращаясь к свойственной ей общественной структуре»; «племя — это та же семья, но увеличившаяся вследствие роста потомства, то есть племя — это большая семья. Нация — это племя, но племя, разросшееся в результате увеличения потомства, то есть нация — это большое племя. Мир — это нация, но нация, разделившаяся на множество наций в результате роста населения, то есть мир — это большая нация».

«Племя — это естественная социальная защита человека, обеспечивающая его социальные потребности». В Ливии, соответствии с принятыми социальными традициями, племя коллективно обеспечивает выкуп своих членов, сообща платит за них штраф, совместно мстит за них, коллективно их защищает. Особое место в Зеленой Книге отведено женщине, ее физическому строению и социальной роли в обществе:
Во-первых — «женщина — человек, равно как и мужчина»;
Во-вторых — женщина — особь женского пола, а мужчина — особь мужского пола. В силу этого женщина «имеет регулярное заболевание в виде ежемесячных кровотечений, если же этого не происходит, значит, у нее наступила беременность».
В-третьих — тенденция лишить женщину ее естественной роли матери и заменить ее как мать яслями кладет начало отказу от гуманного, человеческого общества и превращению его в биологическое общество, живущее искусственной жизнью (вследствие этого в Ливии отсутствуют детские сады, а женщина, родив ребенка, уже никогда не выходит на работу).
В-четвёртых — мужские особи в мире растений и животных по природе своей сильные и грубые, тогда как женские и в мире растений, и в мире животных, и в мире людей по природе своей красивые и нежные.

Исходя из этого, М. Каддафи делает вывод, что «человеческие права равны для всех — мужчин и женщин, однако обязанности далеко не равны.

Упоминает в своем труде М. Каддафи и о черной расе: «править миром будут черные». По его мнению, данное событие неминуемо вследствие демографических и социальных закономерностей. Вот почему, в последние десятилетия Ливия ассоциирует себя все больше не с арабским миром, а с Африканским континентом, пытаясь занять в нем лидирующие позиции.

Языковая проблема также поднята в третьей части «Зеленой книги»: «Люди будут отсталыми, пока не смогут объясняться на одном языке». Однако вопрос этот будет решен лишь когда процесс слияния языков пройдет ряд стадий, на что уйдет жизнь не одного поколения при условии, что со временем эти поколения утратят фактор наследственности: «чувственные восприятия, вкус и темперамент дедов и отцов».

Оригинальным является взгляд «Зеленой книги» на спорт и зрелища:
«спорт может быть только индивидуальным, подобно молитве»;
«массовый спорт — это социальная потребность людей, поэтому недопустимо как со спортивной и демократической точек зрения передоверять занятия спортом другим лицам»;
«коллективный спорт — дело масс»;
«трибуны стадионов существуют лишь для того, чтобы закрыть массам доступ на спортивные поля»;
«бокс и разные виды борьбы свидетельствуют, что человечество еще не окончательно избавилось от пережитков варварства».

Такой подход к спорту привел к тому, что большинство стадионов страны открываются в Ливии лишь во время проведения военных парадов, а любые виды борьбы находятся под строжайшим запретом.

Не находя в так называемом «исламском социализме» конкретных рецептов преобразования общества, М. Каддафи постоянно вносил поправки в свою теорию. Если до «Зеленой книги» ислам считался одним из идейных источников официальной идеологии, то в вышедшей летом 1979 года третьей части этой книги «истинность» Третьей Всемирной теории уже не измерялась постулатами ислама.

Напротив, «истинность» самих исламских положений стала оцениваться с точки зрения их соответствия самой этой теории. Движущей силой истории объявлялась национальная и общественная борьба. Вместе с тем, уточнял М. Каддафи, «если бы мы ограничились только поддержкой мусульман, то показали бы пример фанатизма и эгоизма: Истинный ислам — тот, который выступает в защиту слабых, даже если они не мусульмане».

В последующих пояснениях и комментариях к «Зеленой книге» многие ее положения подвергались значительной корректировке. Но эта книга по-прежнему остается как бы основополагающим катехизисом официальной идеологии в Ливии.

Продолжение преобразований в Ливии

Трансформация ливийского общества в современную политическую систему, названную Джамахирией, сопровождается многими зигзагами и проходит медленнее, чем того хотел бы М. Каддафи. Но созданная им система, несомненно, пробудила ливийский народ к политической активности. Однако, как он вынужден был признать, «участие народа в управлении страной было не полным».

Поэтому на состоявшейся 18 ноября 1992 года в городе Сирт сессии ВНК было принято решение о создании в Ливии новой политической структуры. Она предполагала переход страны на высшую ступень народовластия — образцовой Джамахирии. Речь идет о создании вместо первичных народных собраний полутора тысяч коммун, представляющих собой самоуправляемые мини-государства в государстве, обладающих всей полнотой власти в своем округе, включая распределение бюджетных средств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *