джайманы оленевка кто такие
Оленевка(тарханкут)-история, описание
В непосредственной близости от села Оленевки находятся Большой и Малый Атлеш, которые представляют собой 30-40 метровые обрывистые мысы, а также Джангульское оползневое побережье, объявленные заповедниками и завораживающие своей суровой и дикой красотой.
К югу от Оленевки на пару километров берег обрывистый, пляжи есть лишь возле села Марьино.
До 1945 года село Оленевка называлось Караджа. Упоминание о Караджи имеется в Лоции Чёрного моря за 1851 год, где говорится о том, что деревня раскинулась между двумя мельницами и садом. Расстояние до села от пгт. Черноморское составляет 22 км. и до него легко можно доехать на рейсовом автобусе.
Также учёные предполагают, что вблизи Оленевки жили тюрки-азиаты, которые переселились сюда в VII веке н. э.
В начале Х ст. в Крым пришли кочевники-печенеги. На месте современного села Оленевки во времена Крымского ханства (1449-1783 гг.) была ногайско-татарская деревня Караджи. Существует множество версий о происхождении названия этой деревни. наиболее вероятно, что название «Караджи» произошло от тюркского языка, с которого оно переводится как «косуля». Другая версия – село носит имя тюркского хозяина Караджа, которое в Средневековье было достаточно распространенным. Ещё одна интересная версия: в это время немусульманское население, облагалось особым налогом – карадж. Не исключено, что именно оно и преобладало на западе Крыма.
В «Камеральном описании Крыма 1784 г.» встречается другое наименование деревни – Карагаджа.
После того как Крым вошел в состав России его западные территории были отданы в собственность высокопоставленного чиновника Попова Василия Степановича, который являлся личным секретарём Г.А. Потемкина, генерал-губернатора Новороссийского края. Ему досталось более 22 тыс. десятин земли, где он основал Тарханскую и Тархан-Сарыгольскую дачи, ставшие экономическим сельскохозяйственным центром. Попов переселяет в деревню Степановку со своих имений крепостных крестьян. Таким образом, вблизи Караджи в конце XVIII века был построен господский дом, заложен фруктовый парк, высажены декоративные деревья, сделаны хозяйственные помещения. Эта усадьба в перестроенном виде сохранилась и до настоящего времени на мысе Кара-Мрун на северо-востоке села Оленевка. Теперь здесь размещен пансионат «Солнечная долина». Даже сейчас можно сказать, что этот особняк доминирует перед современными постройками. В то время здание смотрелось величественно и неповторимо, и можно было, глядя на него, с уверенностью сказать, что даже на этой малоплодородной земле можно жить в достатке, получая высокий доход от экономической деятельности.
Помимо деревней Караджи и Степановка Попову принадлежали также другие деревни расположенные на мысе Тарханкут: Кунан, Шамак, Кипчак, Ой-Ели, Аблагаджи.
Умер В.С. Попов 5 ноября 1822 г. Его потомки владели землями Тарханкута до революции 1917 г. После смерти Василия Степановича земли перешли во владение его сыну, Павлу Васильевичу Попову. он участвовал в Великой отечественной войне. После его смерти в 1839 году управление крымскими имениями перешло к его жене грузинской княжне Елене Александровне Эристави (внучке грузинского царя Ираклия II). К сожалению после Крымской войны середины XIX века экономия Елены Александровны в селе Караджа была разграблена.
После того как военные действия на этой территории закончились, началась эмиграция крымско-татарского населения. Вместо татар, выехавших в Турцию имение Поповых в Тарханкуте заселялось крепостными крестьянами. При этом старосты и управляющие других имений, направляя в Крым крестьян, первым делом старались избавиться от неугодных крестьян (бунтовщиков, воровитых и ленивых).
Беспокойный нрав передавался от отцов детям и новое население Караджи стали называть «джайманами», что означает «разбойники». Они занимались грабежами и разбоем, а также в 1921 – 1922 гг. они обезвреживали суденышки, которые курсировали у побережья Тарханкута.
Население Караджи активно поддерживало политическую жизнь Российской империи. В результате в 1905 году селяне стали самовольно захватывать помещичьи земли. Эти выступления были остановлены только губернскими властями, снарядившими карательные экспедиции.
Осенью 1917 г. жителями села были захвачены 410 десятин земли под посевы, которые на тот момент находились в аренде у Чернова.
В 1918 г. в Караджи вступил под командованием Таранцова отряд Красной гвардии, произошёл раздел земли, инвентаря и скота.
Через полгода с судна «Прут» высадился карательный отряд белогвардейцев Деникина, деревню окружили, начались расправы с крестьянами. Советская власть была окончательно установлена в 1920 году после того как белогвардейцы были изгнаны из Крыма. Крестьянами был избран сельский комитет и ревком, была создана народная милиция.
Первое коллективное хозяйство было образовано сельскими бедняками в 1923 году. А к 1929 году на территории деревни уже был создан колхоз им. Сталина, куда в течение года вступили 95 семей. Несколько позже здесь появились ещё два коллективных предприятия: сельскохозяйственный колхоз и рыболовецкая артель, которые оба назывались «Путь октябрьской революции».
Коллективизация на селе была проведена в условиях острого противостояния между крестьянами и кулаками.
В период ноябрь 1941 – апрель 1944 гг. Караджа была оккупирована немецко-румынскими войсками. В борьбе с оккупантами активное участие принимали жители села.
В 1963 году создается колхоз «Маяк», где труженики занимались земледелием, садоводством, виноградарством и животноводством. Колхоз перестал существовать в конце 90-х гг., т.к. после распаивания земель он был разделен на несколько обособленных хозяйств.
Сейчас численность населения Оленевки составляет 2400 человек. Это по-прежнему небольшое село, растянувшееся вокруг Караджинского лимана. Однако всё больше и больше людей приезжают сюда на отдых. Так как здесь можно спокойно уединиться и отвлечься от городского шума и суеты.
В Оленевке есть небольшие пансионаты, кемпенги среднего уровня, относительно недорогое частное жилье. Но главным достоинством Оленевки является возможность купания в наиболее чистой части Чёрного моря. Здесь можно загорать на многокилометровых песчаных пляжах, питаться фруктами, овощами и свежими морепродуктами.
Невозможно налюбоваться своеобразной красотой дикого Тарханкутского побережья, предпринимая здесь пешеходные прогулки. Можно также совершить путешествие на автомобиле к урочищам Джангуль, Атлеш, а также к Тарханкутскому маяку.
В нашу гавань заходили корабли.
В разные времена здесь обитали киммерийцы, тавры, греки, скифы, сарматы, хазары, половцы, ногайцы… Эта земля щедро кормила и своих, и пришлых.
Принесённые морем
Тарханкут… В этом слове слышится гортанный говор скифов, чувствуется терпкий аромат полыни, тебя словно овевает горячим дыханием степи, где сухие ветры нашёптывают сказки о городах, ушедших в облака… Здесь каждый холм кажется древним курганом, хранящим сон воинов древности и тайны. Скифия! Так называли эти края древние греки. Здесь всегда жили особенные люди. Сохранились предания о древних сатархах, совершавших пиратские набеги на храм Ахилла, расположенный на острове Березань, о контрабандистах, прятавших сокровища в местных пещерах и гротах, о казаках, скрывавшихся в прибрежных скалах. В разные времена здесь обитали киммерийцы, тавры, греки, скифы, сарматы, хазары, половцы, ногайцы…
Особенностью Тарханкута являются ветры – бризы, меняющие направление два раза в сутки. Дневной бриз дует с моря на сушу, ночной – с суши на море. Море принесло на берега Тарханкута корабли первых греческих поселенцев.
Земля эта щедро кормила и пришлых, и своих. Возникали города, смешивались расы и народы, кипела и затихала жизнь, оставляя после себя каменные гробницы и лабиринты полуразрушенных фундаментов.
В районе Тарханкута известно больше двадцати античных городищ. Их эллинские названия мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Исследователи называют древние города северо-западного Крыма по возникшим на их месте спустя столетия новым поселениям, крымско-татарским и славянским: Беляус, Панское, Тарпанчи, Маслины, Ойрат, Джарылгач, Караджа, Кульчук…
Не затерялся в веках только Калос Лимен (Прекрасная гавань), возникший в 3–4 веках до н. э. на месте нынешнего посёлка Черноморское. Это было третье по величине поселение в составе Херсонесского полиса; не случайно о нём говорится в знаменитой «Присяге херсонеситов». В пору расцвета Прекрасную гавань окружала мощная крепостная стена с башнями, за которой безбедно жили около 1200 эллинов. В 1 веке до н. э. город захватили скифы, но не разрушили, а укрепили рвом и, смешавшись с греками, продолжили выращивать хлеб и виноград.
Два тысячелетия назад эта дикая степь колосилась золотым раздольем пшеничных полей. Они не только кормили всю греческую Тавриду. Крымская пшеница необычайно ценилась за свои вкусовые качества, и тысячи амфор, наполненных зерном, плыли на кораблях в Элладу.
Свободный край
А вот другое обиталище древних греков – Кульчук – удивляет археологов найденными здесь монетами: они по большей части не херсонесские, а из мест весьма отдалённых, например, с острова Лесбос. Возможно, в этом повинны… древние контрабандисты. Каждый житель древнегреческого государства Херсонес приносил присягу, в которой так и говорилось: «…и хлеб вывозной с равнины не буду продавать и вывозить в другое место с равнины, но только в Херсонесе». Но, видимо, во все времена находились люди, для которых вес собственного кошелька был важнее законов и интересов страны.
Тайком вывозить хлеб из Калос Лимена было неудобно и рискованно из-за бдительных херсонесских чиновников. А вот из более отдалённых поселений, таких как Кульчук, могли выходить в море суда с зерном и перегружать его на корабли контрабандистов. Те же рассчитывались не местной монетой, а деньгами, довольно редкими в этих краях. Выходит, контрабандистским традициям Тарханкута ни много ни мало две тысячи лет!
Понятия свободы и степных просторов заключены в самом названии «Тарханкут». В истории Древней Руси слово «тарханный» означало «несудимый». В пору владычества Золотой Орды тарханная грамота выдавалась ханом в знак особого благоволения и давала её владельцу право на освобождение от различных повинностей и обязанностей.
Но Золотая Орда с гиканьем и звоном сабель растаяла в пыли веков, а тарханные грамоты на Руси…остались! Вплоть до эпохи царя Алексея Михайловича они выдавались как особый вид жалованных грамот, предоставлявших патриарху, архиереям, монастырям, князьям и знатным боярам не быть судимыми никем, кроме государя, и не платить податей. Так и повелось: Тарханкут – свободный край!
Кто смел – тот и съел
Коренные жители полуострова с гордостью именуют себя потомками джайманов – свободолюбивых людей с крутым нравом, выходцев из села Караджи. К слову, «караджа» по-тюркски означает «косуля». Возможно, поэтому при переименовании на русский лад село и получило название Оленёвка. О джайманах в исторических источниках говорится так мало, что кое-кто считает их отдельным малочисленным народом.
На самом деле, их история началась в 1784 году, когда по велению князя Потёмкина часть земель Тарханкутского полуострова, обезлюдевших после присоединения Крыма к России, была передана генерал-майору Василию Степановичу Попову. Кстати, он был заведующим канцелярией фаворита императрицы. Сообразительный чиновник одним из первых среди российских дворян создал в западном Крыму Тарханскую и Тархан-Сарыгольскую дачи, построил большой господский дом, сохранившийся до наших дней, разбил фруктовый сад у моря, развивал животноводство… Чтобы хозяйство процветало, нужны были рабочие руки. Недолго думая, Василий Попов велел переселить на Тарханкут своих крепостных крестьян из Мелитопольской и Полтавской губерний. Именно эти славяне-переселенцы и получили вскоре прозвище «джайманы», что означало «общинные воры», «разбойники». Ведь на новое место жительства отправляли чаще всего неуживчивых, бунтарского характера крестьян, а заодно и всякий антисоциальный элемент.
Особенный менталитет обитателей Караджи передавался из поколения в поколение. Они бунтовали при царе-батюшке, сопротивлялись коллективизации в пору становления советской власти и не давали спуску фашистам во время Великой Отечественной войны.
…Ранним июльским утром 1943 года рыболовецкая моторная шхуна из Караджи вышла на промысел в Чёрное море под присмотром вооруженного немецкого сержанта. Никто из врагов не знал, что не только хамса и камбала гуляют в здешних водах, но и «щука», то есть советская подводная лодка Щ-201, которая в это время проводила разведку. То-то перепугался немец, когда прямо у него перед носом показался перископ! Лодка быстро всплыла, из люка высыпала группа захвата и в считанные минуты переправила всех людей из баркаса на борт. Немец хотел было спастись вплавь, но его выловили, а баркас затопили. И всё это на глазах у обалдевших фашистов, обедавших на берегу! Пока те вызвали авиацию, лодка была уже далеко, и глубинные бомбы напрасно тревожили морскую гладь. Так потомки непокорных тарханкутских джайманов стали первыми крымчанами, освобождёнными от немецкой оккупации. А подлодка Щ-201 продолжила воевать, уничтожив и подбив за годы войны двенадцать кораблей врага…
Фотография — shutterstock.com ©
Продолжение читайте в январском номере (№1, 2016) журнала «Чудеса и приключения»
Джайманы оленевка кто такие
До свидания, мальчики!, «Мосфильм» (1964год)
Режиссер: Михаил Калик
Музыка Микаэла Таривердиева добавила романтический и лирический настрой фильму.
Оператор: Леван Пааташвили
В ролях: Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Наталья Богунова, Анна Родионова, Виктория Фёдорова, Ангелина Степанова, Ефим Копелян, Евгения Мельникова, Евгений Перов, Николай Граббе
О фильме «До, свидания мальчики». (далее…)
Кто такие Джайманы?
Самый известный населенный пункт на Тарханкутском полуострове это село Оленевка. Оно расположено между мысами Тарханкут (Чертов Угол) и Кара-Мрун (Черный Нос) вдоль Караджинской бухты. Старое название Оленевки — Караджа. Село было основано на абсолютно непригодных для жизни землях. По сути земли здесь и нет. Небольшим слоем почвы накрыта сплошная скала. Сейчас коренные жители гордо называют себя джайманами, — потомками свободолюбивых людей с крутым нравом. О джайманах в исторических источниках говорится немного. Кто же они такие, эти джайманы из Караджи? (далее…)
Театр кукол «Марионетки».
В 1987 году в Евпатории был создан единственный в Крыму Театр кукол «Марионетки». Художественный руководитель театра Лариса Дубова. За долгие годы работы заметно вырос профессионализм артистов театра, коллектив театра пополнился молодыми артистами овладевшими навыками работы с куклами-марионетками. В Крыму больше нет театра представляющего этот жанр театрального искусства. Артисты театра кукол «Марионетки» обладают высоким творческих потенциалом, фантазией и молодым задором. При Театре кукол открыты курсы обучения молодежи для работы в области культуры и искусства.
В репертуаре Театра кукол «Марионетки»: (далее…)
«Король» в номинации «Эстетика».
24–25 сентября 2011 года в городе Арнем (Голландия) прошёл Международный фестиваль «Живая скульптура» для любителей и профессионалов. На фестивале были представлены 175 участников и победителей отборочного тура «Живая скульптура» из Евпатории, в чемпионате принимали участие любители и профессионалы из Голландии, Аргентины, Бразилии, Украины, Перу, Мексики, Канады, Китая, Португалии, Германии, Франции, Чили, Швеции и других стран.
Геродот о реках Скифии.
Геродот с интересом изучал варваров, этим словом, греки называли всех, кто говорил не по-гречески. Изучая варварские народы Скифии, Геродот признавал, что их традиции древнее греческих.
В своих Историях он часто признает, что о чем-то, невозможно узнать достоверно. Например, о землях к северу от Скифии (то есть о русской и украинской средней полосе). Геродот пишет, что «никто точно не знает, что находится выше страны, о которой начато это повествование. У меня даже нет возможности расспросить кого-либо, кто утверждал бы, что знает это как очевидец… Но то, что мы смогли как можно более точно выяснить по слухам, — всё это будет изложено»… (далее…)
Керкинитида возвращается.
Корни деревьев Евпатории уходят на глубину двадцати пяти веков, ухватившись за серые камни древней Керкинитиды.
Не удивляйтесь, Керкинитида лежит у вас под ногами, вытянувшись по обеим сторонам Дувановской улицы! Здесь на глубине двух метров тянутся целые кварталы жилых домов: крохотные дворики, вымощенные камнем улицы, ровные кладки стен, четкая окружность уличных колодцев, гладкие земляные полы, внутри домов, очаги, осколки амфор, на одном из них можно прочесть несколько строк древнегреческого текста… Возможно, эта надпись откроет завесу тайны истории Керкинитиды — города 25 веков, о котором до недавних пор было мало что известно.
В начале века видный английский историк Э. Миннз писал: «Немногие маленькие города вызывали по отношению к себе такое непропорциональное количество споров, как Керкинитида». (далее…)
Я буду долго гнать велосипед…
Евпатория поддержала инициативу Европейской недели альтернативных видов транспорта проведением велофестиваля на Театральной площади города. (далее…)
Хотите на рыбалку?
По вторникам, четвергам и субботам теплоход «Янина» приглашает всех любителей рыбной ловли на рыбалку в открытом море близ Евпатории. (далее…)
Пелика с ласточкой.
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” — подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись… И может быть час
Никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
И каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)… (далее…)
Древнегреческое наследство.
Древняя Греция подарила человечеству величайшее культурное наследство. Археологические раскопки открывают для нас всё новые и новые произведения древнегреческого искусства.
Нетронутой невестой тишины,
Питомица медлительных столетий, —
Векам несешь ты свежесть старины
Пленительней, чем могут строчки эти.
Какие боги на тебе живут?
Аркадии ли житель, иль Темпеи
Твой молчаливый воплощает сказ?
А эти девы от кого бегут?
В чем юношей стремительных затея?
Что за тимпаны и шальной экстаз?…
(перевод Ивана Лихачева «Ода греческой вазе»)
Как назывались кубки для вина в древней Греции?
Канфар (греч. kantharos) — кубок на высокой ножке с двумя вертикальными ручками. Этот сосуд для питья украшенный росписью, использовался в культовых ритуалах для жертвоприношений богу Дионису. (далее…)
Кому полезно грязелечение?
Издавна считаются показанными для грязелечения хронические воспалительные процессы в стадии затихания. Как подтверждает вековой опыт, грязелечение зачастую полезно и тогда, когда другие способы лечения оказываются бессильными.
Показанными для грязелечения в Евпатории считаются:
1. Заболевания органов движения. Мышц, связок, сухожильных влагалищ, слизистых сумок (бурситы). Хронические заболевания суставов — ревматические, инфекционные, токсические, травматические и обменные (подагрические). Хронические воспаления надкостницы, костей, костного мозга (остеомиелиты) и хрящей. Контрактуры на почве заболеваний суставов, мышц и на почве Рубцовых изменений кожи. Заболевания позвоночника—спондилоар-триты — ревматические, инфекционные, протекающие по типу деформирующих, анкилозирующих и других артритов. (далее…)
Способы грязелечения.
Лечебные грязи оказывают сложное действие на человеческий организм.
Прежде всего, лечебная грязь действует своим давлением, трением и массой, подобно массажу она ускоряет циркуляцию крови и лимфы, улучшает обмен веществ. В организм через кожу проникают сероводород, йод, аммиак, органические кислоты, сернокислая закись железа и другие вещества, входящие в состав лечебной грязи. Грязь поглощает с поверхности тела посторонние частицы, газы и бактерии, очищает кожу и тем самым увеличивает ее всасывающие свойства. Важную роль играют радиоактивные элементы грязи (уран, радий, актиний, торий, рубидий, кобальт и другие), а также химические раздражения. (далее…)
Химический состав грязи Мойнакского озера.
Образование лечебного ила в естественных условиях происходит чрезвычайно медленно, а во многих местах оно прекратилось. Вследствие геологических,- климатических и других изменений последних столетий, ход естественного грязеобразования чёрного ила прекратился в большинстве грязевых водоёмов Крыма. (далее…)
Мойнакская грязелечебница.
Целебные свойства грязи соляных озер известны с глубокой древности. Знаменитый историк античного мира Геродот (V век до нашей эры) в своих произведениях отмечал, что египтяне обмазывали тело илом со дна реки Нила и лежали под палящими лучами тропического солнца. Кое-где этот способ сохранился до сих пор и известен под названием «египетского способа».
Известный энциклопедист древности Гай Плиний Секунд в своем труде «Естественная история» говорил о чудотворных свойствах почвы и упоминал об одном городе нашего полуострова — Парасине, который обладает землей, «исцеляющей всякие раны»
Клавдий Птоломей (знаменитый астроном, математик и географ, живший в Александрии во втором веке н. э.) называет город Парасин и указывает его местонахождение на полуострове. По этим сведениям становится ясным, что у обоих авторов речь идет о поселении, которое находилось на месте нынешнего г. Саки, и лечебных сакских грязях, хотя в современной Сербии также существует небольшой местечко Парасин, близ сербского города Соко-баня, но грязевого лечения там нет.
Если звёзды зажигаются, значит…
Пожалуй, до сих пор мало кому известно о том, что Анна Павлова имеет в роду караимские корни, происходящие из Евпатории. Отцом Анны Павловой был караим, прихожанин караимских кенасс в Евпатории Шаббетай Шамаш, в быту его называли Матвеем.
Вот выдержка из статьи «Анна Павлова: тайна великой русской балерины» историка члёна-корреспондента Российской академии естественных наук М.М. Казаса, опубликованной в сборнике «Караимы и Москва». (далее…)
Детский санаторно-оздоровительный Центр «Маяк».
C 2001 года лауреат Республиканского конкурса «Крымская жемчужина» ДСОЦ «Маяк», является лучшим детским оздоровительным центром в Евпатории. (далее…)