единица измерения как в натуральном так и в стоимостном выражении
Что представляют собой объем выпуска продукции и объем реализации
Ресурсы любого предприятия, вне зависимости от вида продукции, которая выпускается, ограничены. Объем выпуска товаров, работ и услуг и объем реализации – важнейшие показатели. Необходимость их расчета в условиях рынка диктуется многими факторами: помимо планирования производства как такового, это работа отдела снабжения фирмы, отдела сбыта, функционирование производственных фондов и их величина.
Объем производства
Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.
Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.
В приведенной нами далее формуле используются два показателя: товарная и валовая продукция в стоимостном выражении. Валовая продукция (ВП) – это весь объем товара, работ или услуг за определенный период, выпуск полуфабрикатов, внутренний оборот продукции, колебания остатков незавершенного производства. Товарная продукция (ТП) – это продукция только для реализации. Если у предприятия нет колебаний «незавершенки», внутренних перемещений продукции, то ВП=ТП.
В общем случае формула будет такая: ВП = ТП + (НПк – НПн), где, кроме валовой и товарной продукции, учитываются показатели незавершенного производства конца года (НПк) и начала года (НПн).
Можно исчислить объем производства, используя натуральные показатели. Здесь формула может иметь вид ОПР = К * С, где объем производства (ОПР) равен произведению количества единиц продукции (К) и стоимости каждой единицы (С). Ее применяют, если нужно подсчитать производственный объем однородной продукции, различающейся по видам.
Пример (условный): выпуск деталей Д1 за период 350 ед., стоимость единицы — 110 руб.; деталей Д2 за тот же период — 210 ед., 200 руб. за единицу. ОПР = (350 * 110) + (210 * 200) = 38500 + 42000 = 80500 руб.
Формула, аналогичная исчислению валовой продукции с учетом незавершенного производства, может применяться и при расчете требующегося объема производства готовой продукции.
Формула будет выглядеть так: П = ОП – О + О лим., где:
Такой расчет делается, как правило, помесячно в натуральных единицах. Расчетный объем продаж берется из плана продаж. Складские остатки определяются по бухгалтерским отчетам (если прогноз делается на какой-то один месяц) либо учитываются расчетные показатели по остаткам (если прогнозируется сразу несколько месяцев, год). Неснижаемый лимит устанавливается локальным документом фирм и обычно не меняется в течение года.
Объем реализации
Лежащий на складе непроданный товар сам по себе не формирует прибыль фирмы – необходима его реализация. Объем реализованной продукции (ОР) знать так же важно, как и производственные показатели – это основа для аналитических выводов, разработки стратегии и тактики продаж.
Реализацию в бухгалтерской и статистической отчетности обычно исчисляют выручкой, денежным измерителем. Объем проданного товара в натуре также исчисляется и анализируется для принятия управленческих решений.
Здесь используется схожая с приведенной выше методика расчета. Формула: ОР = ВП + ОГПн — ОГПк, где:
Пример: выпуск продукции за год — 200 тыс. руб., начальные остатки на складе — 50 тыс. руб., конечный остаток — 30 тыс. руб. Продажи за год: ОР = 200 + 50 — 30 = 220 тыс. руб.
Анализировать колебания спроса на реализованную продукцию целесообразно в динамике, за несколько лет.
Оптимальный объем
Определение оптимального объема производства продукции – это поиск определенного баланса между объемом производства и объемом реализации. При минимальных затратах экономический эффект должен быть максимальным.
Поясним на условном примере. Пусть цена изделия постоянна и составляет 110 руб., валовые издержки постоянного характера — 1100 руб. В расчете участвуют также:
Наконец, возьмем значение 40 изделий и сделаем расчет. Выручка будет (40 * 110) = 4400 руб., общая сумма издержек (1100 + 2400) = 3500 руб. Прибыль (4400 — 3500) = 900 руб.
Предположим, продажи свыше этого объема ведут к необходимости резкого увеличения издержек: постоянные не изменяются, а переменные увеличиваются вдвое. Тогда при выпуске 50 изделий издержки составят (1100 + 2400 + 1200) = 4700 руб. Выручка (50 * 1100) = 5500 руб., прибыль (5500 — 4700) = 800 руб.
Делаем вывод, что выпуск именно 40 изделий будет оптимально прибыльным, поскольку далее с увеличением количества прибыль снижается.
Может оказывать влияние и ценовой фактор, к примеру, если решено оптовым покупателям снижать цену за единицу. Для удобства определения оптимального объема данные обычно заносят в таблицу и оценивают значения показателей: издержки, доход, прибыль. Опираясь на полученные данные, планируют заключение контрактов с покупателями и их объемы.
Оптимальный объем производства оценивается в комплексе с рыночными факторами: спросом на конкретный товар, покупательской способностью, уровнем цен и конкуренции в данном сегменте рынка. Необходимо оценить и ресурсы самой фирмы: материальные, производственные, кадровые, насколько они способны обеспечить расчетные оптимальные показатели.
Учет продукции в натуральных, натурально-условных единицах и стоимостном выражении.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Основным методом учета промышленной продукции является натуральный учет в соответствующих физических единицах измерения (штуки, килограммы, метры, литры и т. д.). Именно этот метод показывает, какое количество конкретных потребительских стоимостей произведено за отчетный период. Учет в натуральных единицах измерения лежит в основе и других методов учета продукции, он широко используется для построения балансов производства и распределения отдельных продуктов, для вычисления объема производства важнейших видов продуктов на душу населения.
Учет ведется по методу так называемого валового оборота, когда подсчитывается количество изготовленной предприятием продукции, независимо от того, пошла ли часть этой продукции на собственное производственное потребление (в дальнейшую переработку на данном предприятии) или полностью за пределы предприятия. Например, металлургический завод наряду с прокатом должен показать в отчете весь выплавленный чугун, как реализованный на сторону, так и потребляемый заводом на выплавку стали, всю сталь, как реализованную на сторону, так и перерабатываемую на заводе в прокат.
Учет продукции производится по всей номенклатуре (ассортименту) изготавливаемых изделий. В отчете в стоимостном выражении показывается вся выработанная продукция, а в натуральном — лишь важнейшие виды продукции, перечень которых определен отчетной номенклатурой изделий. В отчетную номенклатуру включаются важнейшие виды продукции независимо от того, в каком количестве они были изготовлены, и независимо от того, являются ли они для данного предприятия основными или второстепенными.
При учете продукции в натуральном выражении большое значение имеет также единообразие применяемых единиц измерения. Дело в том, что ряд изделий можно учитывать в разных единицах измерения, например, цемент — в бочках и в тоннах, ткани в метрах погонных, метрах квадратных и в весе. Для обеспечения правильности учета продукции следует, помимо номенклатуры, иметь твердо установленные для каждого изделия единицы измерения. Обычно они устанавливаются уже в самой номенклатуре изделий. Во многих случаях указываются две единицы измерения (например, по производству электромоторов — в штуках и в киловаттах мощности).
Разновидностью натурального учета является учет продукции в условных натуральных измерителях. Сущность метода условных натуральных измерителей состоит в том, что разнообразные продукты данного вида выражаются в единицах одного продукта, условно принятого за единицу измерения.
Для определения объема продукции в условных натуральных единицах измерения () следует объем продукции в натуральных единицах измерения (
) умножить на коэффициент пересчета ()
:
Коэффициент пересчета определяется следующим образом:.
В некоторых случаях коэффициенты пересчета устанавливаются по соотношению трудоемкости или затрат времени работы оборудования (например, при пересчете количества выработанного предельного и литейного чугуна в количестве предельного чугуна). При этом надо иметь в виду, что условные натуральные измерители продукции не заменяют, а дополняют натуральные и в экономическом анализе их следует использовать совместно.
Обобщающую характеристику производства продукции в целом по предприятию, отрасли промышленности, региону можно получить с помощью стоимостного учета. В этом случае для учета продукции применяются оптовые и розничные цены.
На практике используется система стоимостных показателей, в состав которой включаются валовой оборот, валовая продукция, объем продукции, реализованная и чистая продукция, а также стоимость, добавленная обработкой. Каждый из этих показателей имеет самостоятельное экономическое назначение.
Для учета в стоимостном (денежном) выражении надо знать количество произведенной продукции и ее цену.
Выбор цены определяется задачами оценки. Для построения индексов физического объема продукции за ряд периодов оценка должна осуществляться в сопоставимых (неизменных) ценах, для сравнительной характеристики объема продукции разных предприятий — по текущим оптовым ценам. Оценка продукции в текущих ценах необходима для наблюдения за реальными отношениями, в которые вступает предприятие, для определения объема продукции, расчетов с поставщиками и покупателями, определения размера прибыли.
Сопоставимые цены используются для получения динамических показателей, они периодически пересчитываются и согласуются с более современными условиями.
Объем производственной работы промышленного предприятия может быть исчислен не только в натуральном и стоимостном, но и в трудовом выражении по методу нормо-часов. Техника такого расчета проста и сводится к суммированию произведений числа единиц выработанных изделий (деталей) в натуральном выражении на установленную норму времени в часах на одно изделие.
Пример. Если в механическом цехе завода за день выработано 300 деталей А, 500 деталей Б и 100 деталей В, причем нормы времени на обработку одной детали А установлены 4 ч., а на детали Б и В — соответственно 5 и 3 ч., то выработанная продукция в нормо-часах составит: нормо-часов
НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Выбор единиц измерения зависит от особенностей объектов. Натуральные показатели используют, как правило, для учёта однородных экономических и социальных явлений в присущей им естественной форме. Урожай сельскохозяйственных культур, продукты животноводства и птицеводства, добыча нефти и газа, производство автомобилей, потребление тех или иных продуктов на душу населения, уровень безработицы, индикаторы социальной сферы и другие выражаются в натуральных показателях, поскольку их стоимостная (денежная) или какая-либо другая форма не может быть определена либо же не имеет значения для характеристики динамики и пропорций в экономике.
В условиях натурального хозяйства посредством натуральных показателей могли выражать не только количественные, но и качественные характеристики социально-экономических отношений. Так, оброк в крестьянских общинах вплоть до 1860-х годов рассчитывался в России по «силе» тех или иных хозяйств, а московские дьяки могли сосчитать, сколько «сох» (условная податная единица, применяемая для обложения землевладельческих хозяйств) содержится в рыбной «ловле», в «бортях» (промысел мёда диких пчёл), в мельницах и т. п.
Особое значение получила система натуральных показателей в условиях плановой экономики СССР и др. социалистических стран. Эти показатели служили основой определения стоимостных показателей, которые в условиях товарно-денежных отношений играли, наряду с натуральными, существенную роль. Огромное разнообразие производимых в промышленности и сельском хозяйстве продуктов требовало чёткой регламентации порядка формирования системы натуральных показателей. Обширная практика планирования и учёта продукции в натуральных показателях в советской экономике и народном хозяйстве др. стран выявили многие их (показателей) уязвимые места. Ннатуральным показателям присущи особенности, которые ограничивают область их применения. Так, каждое изделие обладает многими потребительскими свойствами, а в натуральных показателях можно отразить лишь одно из них. В отдельных случаях выход состоял в одновременном применении двух и более таких показателей. Например, выпуск двигателей планировался в штуках и единицах мощности (киловаттах).
Принято считать, что по мере развития товарно-денежных отношений система натуральных показателей уступает своё место стоимостным. Практика показывает, однако, что это происходит далеко не прямолинейно. Натурализация экономики, а потому и соответствующие ей натуральные измерители, как правило, «возвращаются» в условиях войн, кризиса финансовых систем, радикальных социальных изменений. Вместе с тем и в «спокойных» условиях рыночной экономики и национальная, и международная статистика широко использует систему натуральных показателей. Это объясняется тем, что они, в отличие от стоимостных показателей, не подвержены влиянию инфляционных процессов, на них не отражается разница валютных курсов и др. особенности, связанные со стоимостным учётом и монетарными манипуляциями. Натуральные показатели используются в демографии, при изучении социальных процессов в стране и мире, в др. социально-экономических науках.
Экономика
Натуральные показатели
Натуральные показатели — количественная или качественная характеристика продукции в натуральных единицах, физических или условных. В качестве натуральных показателей применяются: штуки, метры (погонные, квадратные, кубические), тонны, килограммы; комплексные или агрегированные единицы (двигатели планируются в штуках, лошадиных силах, тысячах киловатт-часов); условные измерители (минеральные удобрения выражаются в условных единицах, вагоны — в условных двухосных вагонах, синтетические моющие средства и мыло — в пересчете на 40%-ное содержание жирных кислот).
Совершенствование хозяйственного механизма предполагает утверждение в пятилетних планах экономического и социального развития промышленным министерствам, объединениям и предприятиям заданий по производству основных видов продукции в натуральном выражении, в том числе продукции для экспорта. В годовом плане объединениям и предприятиям планируется производство продукции в натуральном выражении по более развернутой номенклатуре, чем в пятилетнем плане, в том числе продукции для экспорта; по товарам народного потребления — производство продукции в натуральном выражении в групповом ассортименте, включая товары для детей.
В систему натуральных измерителей продукции вносятся необходимые изменения на основе научно обоснованных показателей, позволяющих учитывать эффективность, качество и другие потребительские свойства продукции. Планирование производства оборудования будет вестись по расширенной номенклатуре в единицах измерения, полнее отражающих его производительность и другие потребительские свойства. Показатели в тоннах признано целесообразным применять лишь в необходимых случаях в качестве расчетных. Натуральные показатели являются основой планирования производства промышленной продукции в целях обеспечения сбалансированности производства и потребления, удовлетворения потребностей общества в средствах производства и предметах потребления. Потребность определяется па основе прогрессивных норм и нормативов затрат сырья, материалов и готовых изделий, осуществления режима экономии и рационального использования всех видов ресурсов (см. нормативное планирование).
Объем продукции в натуральном выражении устанавливается в планах; как правило, по валовому выпуску — с учетом внутрипроизводственных потребностей, в отдельных случаях — по товарному выпуску (за вычетом внутрипроизводственного потребления предприятия-изготовителя). Натуральные показатели являются основой определения стоимостного объема продукции. В настоящее время действует порядок оценки выполнения плана по стоимостному показателю — объему реализованной продукции с учетом выполнения планов поставок продукции потребителям в натуральном выражении и ассортименте в соответствии с заключенными договорами. Превышение стоимостного объема продукции (при невыполнении договоров) над натурально-вещественным объемом не засчитывается в выполнение плана. Это означает, что натуральные показатели контролируют динамику стоимостного объема продукции с позиций интересов общества и отдельных потребителей.
При разработке планов производства в натуральных показателях в государственный план включаются: продукция, определяющая главные направления, темпы и пропорции развития народного хозяйства; важнейшие виды предметов потребления, определяющие уровень жизни населения; продукция, характеризующая достижения научно-технического прогресса; продукция оборонного значения; продукция, вывозимая за пределы страны. На уровне министерств и ведомств СССР и союзных республик в планы включается продукция, входящая в номенклатуру народнохозяйственного плана, продукция для обеспечения общесоюзных нужд, межотраслевых и межреспубликанских поставок, а также другие виды продукции, которые планируются на соответствующем уровне.
Опубликовано 26 июля 2012 11:17:41.
Показатели объема промышленной продукции
Для измерения объема продукции могут быть использованы следующие методы:
Основным методом учета промышленной продукции является натуральный, т.е. учет продукции в свойственных ей физических единицах измерения (штуки, метры, пары, кг. и т.д.). Первостепенность данного метода обусловлена двумя факторами: во-первых, он лежит в основе других методов учета; во-вторых, он показывает какое количество конкретных потребительских стоимостей произведено за отчетный период.
Условно-натуральный метод учета считается разновидностью натурального. Его сущность состоит в том, что разнообразные продукты данного вида выражаются в единицах одного вида продукции, условно принятого за единицу измерения.
Определение объема продукции в условно-натуральных единицах
(Qусл-нат) производится по формуле
, (2.1)
где q – физический объем продукции;
Кпер. – переводной коэффициент (или коэффициент пересчета).
.
Например, необходимо оценить степень выполнения плана по производству продукции
Таблица 2.1 – Выполнение плана в натуральных и условно-натуральных единицах
Вид продукции | Производство продукции | Переводной коэффициент | Производство продукции в условных единицах (400 г.) |
план | отчет | план | отчет |
Сок (пачка 400 г.) | 1,00 | ||
Сок (пачка 1000 г.) | 2,50 | ||
Сок (пачка 1500 г.) | 3,75 | ||
Сок (пачка 2000 г.) | 5,00 | ||
Всего |
Произведенные расчеты показали, что в натуральном выражении план по производству продукции выполнен на 100%
.
В то же время перевод объемов производства в условно-натуральные единицы указывает на недовыполнение плана на 18,43%.
.
В тех сферах производства, где не представляется возможным выделить какое-то одно основное потребительское свойство для расчета переводных коэффициентов (например, легкая промышленность), коэффициенты пересчета устанавливаются по соотношению трудоемкости.
Необходимо учитывать, что условно-натуральные измерители не заменяют, а дополняют натуральные.
Для получения обобщающей характеристики объема продукции в целом по предприятию, по отрасли, по региону используется стоимостной метод учета.
Система стоимостных показателей объема продукции включает в себя:
Валовой оборот характеризует в стоимостном выражении объем продукции, произведенной за отчетный период всеми промышленно-производственными цехами предприятия как для отпуска на сторону за пределы предприятия, так и для дальнейшей переработки и производственного использования в других целях. Показатели валового оборота включают повторный счет стоимости продукции в пределах предприятия, равный стоимости внутризаводского оборота. Внутризаводской оборот, в свою очередь, представляет собой сумму произведенных и потребленных на промышленно-производственные нужды полуфабрикатов.
Валовая продукция промышленного предприятия представляет собой общий объем продуктов основной деятельности предприятия за отчетный период в денежном выражении. В этом показателе учитываются все произведенные в данном периоде продукты (работы, услуги), отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности. Валовая продукция может рассчитываться двумя способами:
1) исходя из валового оборота
где ВП – валовая продукция;
ВО – валовой оборот;
ВЗО – внутризаводской оборот.
2) на основе поэлементного подсчета, т.е. в валовую продукцию включают:
— стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период основными и подсобными цехами, как из своего сырья, так и из материалов заказчика;
— стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия;
— стоимость прироста или убыли полуфабрикатов собственного производства;
— стоимость изменения остатков незавершенного производства.
Определяют величину каждого элемента без внутризаводского оборота и результаты по всем элементам суммируются.
Товарная продукция представляет собой показатели, характеризующие объем продукции, произведенной для реализации на сторону.
Товарная продукция включает:
— стоимость готовых изделий, произведенных основными и подсобными подразделениями предприятия;
— стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону;
— стоимость работ промышленного характера, выполненных для непромышленных подразделений и организаций своего предприятия.
Таким образом, товарная продукция, в отличие от валовой, не включает те результаты производственной деятельности, которые остаются на предприятии и не предназначены к отпуску на сторону (изменение остатков полуфабрикатов, незавершенного производства), а также стоимость сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция на данном предприятии.
Реализованная продукция – представляет собой продукцию, отгруженную потребителю и оплаченную им (либо принятую к оплате).
На практике реализованная продукция может отличаться от товарной как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от наличия остатков готовой продукции на складах.
Более того, если предприятие в своей учетной политике определяет учет реализации по факту поступления денежных средств от покупателя, показатели отгруженной (ОП) и реализованной продукции (РП) не совпадают.
Все перечисленные стоимостные показатели не отражают реальный вклад предприятия в выпуске продукции, так как содержат в себе многократный учет продуктов. Этого недостатка лишены показатели добавленной стоимости.
Добавленная стоимость представляет собой стоимость, добавленную к продукции обработкой на данном предприятии. Она определяется вычитанием из объема произведенной продукции в фактических отпускных ценах промежуточного потребления. Различают валовую добавленную стоимость
, (2.3)
где МЗ – материальные затраты, в т.ч. сырье заказчика;
НУ – нематериальные услуги сторонних организаций;
АП – арендная плата;
КР – командировочные расходы;
ПР – представительские расходы.
Чистая добавленная стоимость
, (2.4)
где А – амортизация основных средств.
Амортизация в данном случае характеризует величину потребления основных средств.
Иными словами валовая добавленная стоимость включает в себя стоимость оплаты труда (СОТ), амортизацию (А) и прибыль (П), а чистая добавленная стоимость это сумма стоимости труда и прибыли.
. (2.5)
В соответствии с инструкцией Министерства статистики и анализа РБ по заполнению отчетности по продукции в качестве стоимостного показателя, характеризующего уровень производства продукции, применяется показатель «Объем производства продукции, работ, услуг», в состав которого включаются:
— готовые изделия, выработанные за отчетный период всеми цехами организации, предназначенные для реализации другими организациями, непромышленным хозяйствам своей организации;
— полуфабрикаты своей выработки и продукция вспомогательных и подсобных производств (ремонтных, тарных участков и цехов, производство электрической и тепловой энергии, пара, газа, воды, сжатого воздуха, инструментов, приспособлений, штампов, моделей), отпущенные другим организациям за отчетный период, своему строительству и непромышленным подразделениям своей организации;
— стоимость работ (услуг) промышленного характера, выполненных по заказам других организаций или промышленных подразделений своей организации;
— стоимость работ по освоению и внедрению новой техники. Организации, осуществляющие силами своего промышленно-производственного персонала освоение новой техники в производстве, расходы на которое относятся на себестоимость продукции, включают работы по освоению в объем продукции в фактических и сопоставимых ценах, в размере произведенных в отчетном периоде затрат;
— продукция, изготовленная из покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, включается в объем продукции с учетом стоимости покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, израсходованных на производство этой продукции. В том случае, если организация производит сборку агрегатов (механических передвижных мастерских, механических станков, телескопических вышек, рентгеновых передвижных кабинетов и так далее) и при этом использует полученные от других организаций автомобили, тракторы, прицепы, оборудование, агрегаты, инструменты, то в объем продукции (работ, услуг) стоимость полученных от других организаций автомобилей, тракторов, прицепов, оборудования, агрегатов и инструментов не включается, их стоимость включается в отпускные цены на готовую продукцию (работы, услуги) (механические передвижные мастерские, механические станки, телескопические вышки, рентгеновские передвижные кабинеты и так далее). После реализации готовой продукции стоимость автомобилей, тракторов и так далее отражается в государственной статистической отчетности по реализации прочих материальных ценностей;
— стоимость тары, произведенной для отпуска другим организациям. Если стоимость тары, используемой для упаковки своей продукции, оплачивается потребителем сверх отпускной цены на эту продукцию, то стоимость такой тары включается в объем промышленной продукции сверх стоимости готовой продукции в том случае, когда это невозвратная тара собственного производства. Стоимость покупной возвратной тары в объем произведенной продукции (работ, услуг) (в сопоставимых и фактических ценах) не включается. Если стоимость тары, используемой для упаковки своей продукции, не оплачивается покупателем сверх цены на готовую продукцию, то при определении объема промышленной продукции стоимость этой тары не подлежит вычету из стоимости готовой продукции;
— ремонт тары заказчика включается в объем продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении по стоимости работ с включением стоимости израсходованных на производство ремонта материалов организации. Стоимость ремонтируемой тары, а также материалов заказчика, израсходованных на ремонт тары (хотя бы и оплаченных организацией, производящей ремонт), в объем продукции (работ, услуг) не включается.
Определяя в качестве основного показателя объем производства продукции (работ, услуг), обозначив его ОПП, можно представить его структуру формулой
, (2.6)
где СПР – стоимость потребленных ресурсов
или ОПП = СПР + А + ЧДС, (2.7)
либо ОПП = СПР + ВДС. (2.8)
Эти формулы дают возможность оценить влияние каждого из указанных факторов на изменение объема производства продукции.
На практике вызывает интерес исследование взаимосвязи показателей объема производства продукции (ОПП), объема отгруженной покупателям продукции (ОП) и объема оплаченной покупателями продукции (РП).
Не следует забывать о том, что в соответствии с выбранной учетной политикой возможно равенство ОП=РП.
Если учет реализации ведется по оплате, связь между указанными показателями выглядит следующим образом:
, (2.9)
где — доля отгруженной продукции в объеме произведенной;
-доля оплаченной продукции в объеме отгруженной.
Учитывая, что показатели ОПП, ВДС, ЧДС тоже взаимосвязаны
, (2.10)
где — доля валовой добавленной стоимости в объеме произведенной продукции;
— доля чистой добавленной стоимости в общем объеме добавленной стоимости, представляется возможным указать взаимосвязь рассмотренных показателей
. (2.11)
Эта модель также позволяет исследовать динамику показателя реализованной продукции и влияния на эту динамику целого ряда показателей.