единоверцы кто это такие
ЕДИНОВЕРИЕ
Император Павел I, приверженный древнему чину православного богослужения (в его домовой церкви в Михайловском замке служили по-старому), полагал дело восстановления полноты русской Церкви одной из главных задач своего правления.
В 1796 г. законное священство было даровано старообрядцам Казани, в 1797 г. — Нижнего Новгорода, а 12 марта 1798 г. был издан именной указ императора, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев, причем в обязательном порядке по древнему чину. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов.
Сразу же после издания указа на высочайшее имя было подано прошение московских старообрядцев. В прошении содержался в том числе важный пункт — о том, чтобы старообрядцам по их личному желанию было разрешено приобщаться Святых Христовых Тайн в Греко-Российской Церкви, а сынам этой Церкви «приобщаться Святых Тайн от старообрядческих священников».
Из отмены клятв естественно вытекало требование о том, что «распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения». На поданном ему прошении император начертал: «Быть по сему».
На доработку документ направили московскому митрополиту Платону. Тот составил «11 пунктов единоверия», утвержденные Синодом. В большинстве своем они удовлетворяли стремления просителей, однако некоторые детали были прописаны так, что существенно сужали возможности изживания церковного раскола.
Так, пункт 1 разрешает (отменяет) клятвы, наложенные на приверженцев старого обряда только в случае их перехода в единоверие. Присоединение к единоверию было возможно только для «не менее пяти лет уклонявшихся от Церкви» (пункт 5), а принятие Святых Тайн членом Греко-Российской Церкви от единоверческого священника допускалось только «в крайней нужде, в смертном случае» (пункт 11).
Оговорки лишали стремления как императора Павла, так и старообрядцев силы и ясности, придавали тогдашнему единоверию двойственный характер и были одной из причин того, что в большинстве своем старообрядцы «11 пунктов» не приняли и продолжали поиск церковной иерархии «на стране далече».
Официально единоверческая церковь была утверждена в 1800 г.
Современное единоверческое движение стало формироваться в 1970-е гг. (Поместный собор 1971 г. отменил клятвы на старый обряд) с разрешения российских властей в ответ на ходатайство старообрядцев-беглопоповцев.
Единоверцы, сохранив старую обрядность и верность дореформенным богослужебным книгам, приняли руководство Русской Православной Церкви, епископы которой стали рукопологать для единоверческих церквей священников.
ЕДИНОВЕРИЕ
Император Павел I, приверженный древнему чину православного богослужения (в его домовой церкви в Михайловском замке служили по-старому), полагал дело восстановления полноты русской Церкви одной из главных задач своего правления.
В 1796 г. законное священство было даровано старообрядцам Казани, в 1797 г. — Нижнего Новгорода, а 12 марта 1798 г. был издан именной указ императора, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев, причем в обязательном порядке по древнему чину. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов.
Сразу же после издания указа на высочайшее имя было подано прошение московских старообрядцев. В прошении содержался в том числе важный пункт — о том, чтобы старообрядцам по их личному желанию было разрешено приобщаться Святых Христовых Тайн в Греко-Российской Церкви, а сынам этой Церкви «приобщаться Святых Тайн от старообрядческих священников».
Из отмены клятв естественно вытекало требование о том, что «распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения». На поданном ему прошении император начертал: «Быть по сему».
На доработку документ направили московскому митрополиту Платону. Тот составил «11 пунктов единоверия», утвержденные Синодом. В большинстве своем они удовлетворяли стремления просителей, однако некоторые детали были прописаны так, что существенно сужали возможности изживания церковного раскола.
Так, пункт 1 разрешает (отменяет) клятвы, наложенные на приверженцев старого обряда только в случае их перехода в единоверие. Присоединение к единоверию было возможно только для «не менее пяти лет уклонявшихся от Церкви» (пункт 5), а принятие Святых Тайн членом Греко-Российской Церкви от единоверческого священника допускалось только «в крайней нужде, в смертном случае» (пункт 11).
Оговорки лишали стремления как императора Павла, так и старообрядцев силы и ясности, придавали тогдашнему единоверию двойственный характер и были одной из причин того, что в большинстве своем старообрядцы «11 пунктов» не приняли и продолжали поиск церковной иерархии «на стране далече».
Официально единоверческая церковь была утверждена в 1800 г.
Современное единоверческое движение стало формироваться в 1970-е гг. (Поместный собор 1971 г. отменил клятвы на старый обряд) с разрешения российских властей в ответ на ходатайство старообрядцев-беглопоповцев.
Единоверцы, сохранив старую обрядность и верность дореформенным богослужебным книгам, приняли руководство Русской Православной Церкви, епископы которой стали рукопологать для единоверческих церквей священников.
Единоверие: проблемы и перспективы
В 1800 году, спустя 150 лет после великого раскола Русской Церкви, митрополитом Московским Платоном (Левшиным) и императором Павлом I были учреждены […]
В 1800 году, спустя 150 лет после великого раскола Русской Церкви, митрополитом Московским Платоном (Левшиным) и императором Павлом I были учреждены Правила Единоверия. Согласно им числившихся в расколе старообрядцев принимали в общение с Церковью и поставляли священников по старым книгам. Богослужения и все обряды единоверцы могли совершать по древним книгам, сохраняя свой уклад сообразно со своими традициями. Данное постановление, первыми «испытателями» которого стали старообрядцы Стародубья, положило официальное начало врачеванию тяжелой раны раскола и восстановлению исторической справедливости в отношении русского церковного предания.
Почему случился раскол в XVII веке?
Сторонники реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайлович Романова сегодня утверждают, что изменения были необходимы: богослужебные книги содержали огромное количество ошибок, обряд отличался от современного тому периоду греческого, а вера плотно переплелась с русским язычеством. Противники разумно отвечают, что «книжная справа» вместо работы над орфографией затронула изменение смысла текстов (самое знаменитое – изменение некоторых моментов в Символе веры), хранимый на Руси обряд был калькой с переданного византийцами еще в 988 году (о чем свидетельствовали и сами приезжавшие до реформы в Москву греки), язычество же как было, так и осталось в сознании отдельных народных групп, и борьба с ним требовала не реформ, а дотошной работы проповедников. Более того, реформа вылилась в разрушение и многовекового размеренного богослужебного образа жизни, и изменением ряда чинопоследований, и даже в жестокое преследование несогласных, что было чаще всего неоправданным. Человек мог отправиться на каторгу сроком в 10 лет за наличие в доме крошечной литой иконы – абсолютно каноничной с точки зрения богословия, но неприемлемой с позиций «реформаторов». В ходе реформы же сам патриарх Никон был низложен с патриаршего престола и отправлен в «вечную» ссылку.
Так появились старообрядцы – последователи «святой старины». Большое их количество и отсутствие единого центра сыграло свою роль: появилось огромное количество «согласий» (объединений в соответствии с религиозным мировоззрением в новых условиях). К сожалению, некоторая часть, оставленная без попечения пастырей, выродилась в сектантские объединения. Таковых, правда, было меньшинство.
Старообрядцы были самыми настоящими христианами, веровавшими в Пресвятую Троицу, но не смирившимися с жестокой реформой. Долгое время среди согласий жила надежда на обретение трехчинной иерархии. Снаряжались экспедиции на христианский Восток в поисках епископов. В некоторых случаях старообрядцы принимали «беглых» попов из официальной Церкви. Однако своего архиерея им предстояло ждать еще очень долго.
Учреждение Единоверия. Единоверие в XIX и XX веках
Случаи поставления для старообрядцев священников от Синодальной Церкви известны задолго до 1800 года. Инок Никодим, озабоченный восстановлением трехчинной иерархии, во второй половине XVIII века подал прошение в Синод. Этот момент можно считать точкой, которая завела механизм по учреждению Единоверия. В 1799 году московские старообрядцы подают митрополиту Платону прошение о даровании им единомысленных священников. Владыка, составив на основании прошения Правила Единоверия, подал их императору Павлу I. 27 октября 1800 года вышел подписанный государем указ с 16 пунктами. Согласно им, Синод снимал клятвы со старообрядцев, переходящих из раскола в единоверие, рукополагал для таковых приходов священников по старопечатным книгам, дозволял им совершать богослужения, обряды и таинства в соответствии с дораскольными чинами и жить согласно «древнерусскому укладу». Однако прихожанам Синодальной Церкви строго-настрого запрещалось посещать подобные приходы и примыкать к ним. Причащаться от единоверческого батюшки – только в случае неминуемой смерти.
Конечно, некоторый «униатский» подход в отношении старообрядцев в ту пору имел место быть. Более того, к сожалению, государство вновь вмешивается в духовные дела, и в царствование Николая I старообрядцы подвергаются гонениям. На этой волне их храмы и молельни силой переиначиваются в единоверческие. Такую позицию не одобряли ни сами старообрядцы, ни те из них, кто по зову души соединился с Церковью посредством Единоверия. Весь XIX век можно назвать периодом непростого становления Единоверия и борьбы за свои права. Поборники церковной старины стремились и к отмене клятв Соборов 1666–1667 года, и к получению равных прав с общеправославным большинством, и к поставлению своих епископов. Всем этим чаяниям предстояло сбыться.
Симеон Шлеев, происходивший из семьи старообрядцев спасового согласия и присоединившийся к Единоверию в 1876 году, стал настоящим революционером на ниве врачевания раскола. Приняв священство, отец Симеон активно занимался апологетикой старого обряда и необходимости соединения всех отпавших чад с Церковью. Он издавал журнал «Правда Православия», тем самым выступив объединителем разрозненных по Империи единоверческих приходов. Батюшка полемизировал и с синодальными миссионерами, и со старообрядцами разных согласий. Именно ему в заслугу можно поставить и первый Съезд православных старообрядцев (единоверцев) в 1912 году в Петербурге, сильно централизовавших движение ревнителей церковной старины. В 1918 году отец Симеон становится епископом Симоном Охтенским – первым в истории единоверческим епископом. Вслед за ним происходят одна за другой хиротонии архиереев. Граница между православными и единоверческими приходами в плане преград – стерта окончательно. Сторонники консервативных идей пополняют ряды единоверцев. Кажется, сделан серьезный шаг к преодолению раскола.
Надо сказать, что перед революцией в Российской Империи существовало 600 единоверческих приходов и около 20 монастырей. В 1905 году двусторонне обсуждалась даже возможность объединения с крупнейшей старообрядческой поповской (приемлющей священство) иерархией – Белокриницкой.
Революция и последовавшие за ней гонения сломали многие планы единоверцев. В 1937 году был арестован последний единоверческий епископ Вассиан (Веретенников). Указом митрополита Сергия (Страгородского) единоверческие приходы переходили в управление епархиальных архиереев. Надо сказать, что в 1929 году патриаршим Синодом были сняты и клятвы на старые обряды Соборов 1666–1667 года. Решение было подтверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 году.
Большинство единоверческих церквей было уничтожено или закрыто в советское время. Общины переходили на домашнее богослужение, опасаясь гонений. Священников репрессировали. К закату советской эпохи на территории СССР известно лишь о трех сохранившихся приходах: в Горьковской и Кировоградской областях, а также в Латвии.
Единоверие в наши дни
После падения СССР духовная жизнь на его просторах начала возрождаться. Исключение не составили и единоверцы. По всей России постепенно начали открываться приходы. Стоит отметить, что среди людей, живо заинтересовавшихся Единоверием, далеко не всегда были потомственные единоверцы или старообрядцы. Скорее, это был зов души людей ищущих и образованных. И сегодня единоверческие приходы далеко не всегда состоят из потомственных старообрядцев. Хотя определенную и довольно важную роль они играют. Видными деятелями Единоверия, перешедшими из тех или иных старообрядческих согласий, стали священники, головщики (руководители церковных хоров), ученые-исследователи и общественные деятели. 4 июня 1999 года Священный Синод Русской Церкви принял определение, в котором призвал епархиальных архиереев и духовенство учитывать в практической деятельности общецерковные решения, отменяющие клятвы на старые обряды. На Архиерейском Соборе РПЦ 2017 года патриарх Кирилл подчеркнул, что «необходимо сохранять многовековое церковное предание», говоря о деятельности единоверческих приходов и их богословских центрах. Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) регулярно совершает богослужения старым чином и осуществляет руководство комиссии по взаимодействию со старообрядчеством. Однако несмотря на соборные постановления и явную поддержку со стороны патриарха и представителей Синода, в епархиях состояние единоверческих приходов и отношение к ним бывает зачастую очень разным. Попробуем рассмотреть основные проблемы, их причины и важные пути их решения.
Единоверие в XXI веке: проблемы, пути решения и перспективы
Революция 1917 года бросила нашу страну в духовную бездну. Последствия этого падения еще очень долго будут аукаться нашему народу во всех сферах жизни. В церковной среде невежество, которое до сих пор не изжито, не обходит стороной и Единоверия. И вот почему.
На рубеже XVIII–XIX веков (и много позже) старообрядцы составляли довольно значительный процент от общего населения империи. Более того, можно сказать, что старообрядчество и великороссийский народ были явлением фактически неразделимым. Помните, у Лескова в рассказе «Христос в гостях у мужика» повествователь называет свою веру «русской», имея в виду старообрядчество? Именно так это и было в те времена. Ввиду своей многочисленности и активности старообрядцы даже под гнетом «санкций» и при ущемлении в правах все равно имели огромное религиозное и культурное влияние на население страны. Синод и правительство, конечно же, не в последнюю очередь пытались добиться какого-то контроля над старообрядцами, с одной стороны, с другой – желание уврачевать раскол по зову души играло не последнюю роль. В 1800 году учрежденное Единоверие воспринималось чем-то вроде унии. Подобная позиция духовенства, естественно, серьезно пропитала всю духовную литературу и публицистику тех лет.
Поскольку единоверцы в принципе и в сознании большинства – те же старообрядцы, это сформировало отношение к ним. Правда, в первую очередь среди духовенства. Народ же всегда уважал старообрядцев за ревность в вере, христианскую жизнь, порядочность, честность и трудолюбие. Не в силах победить принципиальность старообрядцев, синодальные миссионеры идут на чудовищные хитрости (что позже и осудил патриарх Алексий II). Например, полемическая литература, в том числе и семинарская, была зачастую построена на подлоге и выдумывании фактов. Естественно, в сознании молодых пастырей, которые позже вели достойную священническую мысль, при всем при этом складывался не самый позитивный образ старообрядцев.
Вторым пунктом такового отношения можно было бы назвать обрядоверие русского народа, которое никуда ни ушло после реформы. Надо отметить, что в трепетном отношении к обряду нет ничего дурного, если в иерархии церковных ценностей он занимает свою позицию, не затмевая главный принцип Христовой любви. Оттого даже среди современных старообрядцев, людей, казалось бы, воцерковленных, можно встретить довольно невежественное отношение к Единоверию. Не в последнюю очередь проблема и в элементарном отсутствии этих знаний у духовенства.
Создается очень интересная ситуация: Единоверие разрешено, но на местах отношение к нему очень разное. Многое зависит от правящего архиерея и степени его просвещенности в вопросе. Если разбирается – приход возникает и постепенно развивается. Нет – община может очень долго существовать на птичьих правах «религиозной группы».
Раскол стал настолько серьезным явлением в русской религиозной жизни, что слово «старообрядцы» неминуемо ассоциируется с «другой Церковью». И у простых мирян (да и священников) наступает самый натуральный «когнитивный диссонанс», когда ты им с самого начала, от раскола до наших дней, описываешь историю старообрядцев, пожелавших при сохранении своих порядков сохранить единство с Церковью.
«Старый обряд – это поверенный веками инструмент спасения, основательная христианская духовная практика»
Ценность «многовекового русского церковного предания» в наши дни крайне велика. С одной стороны, старый обряд – это поверенный веками «инструмент» спасения, основательная христианская духовная практика. В центре жизни христиан-старообрядцев вера, поэтому значительную часть времени они стараются посвятить богослужению. Практика древнего обряда сохранила и опыт богослужения мирским чином – в случае отсутствия священника весь богослужебный круг совершается мирянами. Это очень благотворно влияет на духовную жизнь прихода, организует его, повышает грамотность и ответственность прихожан. Внимательное отношение к чтению, пение по крюкам, особая храмовая эстетика, иконы «рублевского канона», специальная богослужебная одежда – всё это создает прекрасную атмосферу для встречи с Богом в молитве и правильном настрое.
Надо сказать, что привычка воцерковлять пространство вокруг себя, присущая русскому человеку с давних времен, у единоверцев сохранилась. К внешнему виду, убранству жилища относятся очень серьезно, в том числе и потому, что это может стать элементом безмолвной проповеди. На Руси был очень глубокий подход к окружавшей действительности: обстановка либо дисциплинирует, либо развращает.
Старообрядная традиция сегодня нужна Церкви. Ведь никого же не смущает появление храмов и монастырей «афонской традиции». Почему не имеет права жить «традиция Сергия Радонежского»? Поэтому сегодня очень важно подумать о том, как благодатный опыт предков на пути к Богу сохранить и принять на вооружение в духовной жизни, найти ту Святую Русь, которая никуда и не делась, на самом деле.
Старообрядных приходов в мире сегодня около 50. Единоверцы есть даже в США. Старообрядцев – чад Русской Церкви, пребывающих с ней в многовековом разделении – по-прежнему немало. Приходы единоверцев, при правильной организации и правильной позиции церковных властей, помогут вернуть многих старообрядцев в Церковь. А для тех, кто желает соприкоснуться с наследием Древней Руси – единоверческие храмы открыты всегда. Это ведь такие же православные христиане.
Сегодня необходима более звучная поддержка священноначалия в отношении единоверческих приходов. Существует Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции, начали появляться епархиальные аналоги. Подобные образования необходимо открывать в каждой митрополии Русской Церкви. На базе центров необходимо организовывать (как это уже реализуется в существующих учреждениях) просветительские курсы, обучение уставу, пению и чтению, истории, а также знакомить учащихся с древнерусскими церковными текстами, которые, увы, сегодня не рассматриваются православным большинством как серьезный источник христианской мудрости. Специалисты центра также могут положительно повлиять на подготовку епархиальных катехизаторов и всех учащихся образовательных курсов епархии. Необходимо доносить до всех слушателей сущность Единоверия и обучать их особенностям миссионерской работы со старообрядцами.
Говоря об образовании, надо сказать, что единоверцы «созрели» до уровня открытия собственного духовного училища (в перспективе – семинарии). В свою очередь, в каждом духовном учреждении Русской Православной Церкви необходимо разработать более внятный и честный спецкурс, посвященный истории раскола, старообрядчеству, а главное, Единоверию. Это очень серьезно повлияет и на отношение, и на дальнейшее развитие течения ревнителей церковной старины.
В каждой епархии необходимо открыть один единоверческий приход. И если никто не пробивается снизу, как это всегда и бывает – открыть приход сначала номинально, на бумаге, сообщив об этом в открытом пространстве. Убежден, люди появятся. А епархия получит в духовную сокровищницу жемчужину.
Конечно, единоверцам требуются свои единомысленные епископы, как это и было сделано Поместным Собором 100 лет назад. Человек, понимающий проблемы и нужды подобных приходов, снял бы ответственность (а иногда и лишнюю головную боль) с епархиального архиерея. И стал бы катализатором расцвета Единоверия в Церкви.
Важно подумать об открытии единоверческих монастырей. Какая глубокая это традиция – монастырский опыт Древней Руси со всеми правилами и атрибутами! Кстати, женский единоверческий монастырь не так давно появился в городе Верещагино Пермского края.
Единоверие – это невидимый мостик между современной Церковью и ее древнерусской предшественницей. Сохранив эту невидимую связь, эту богатую традицию, мы сохраняем опыт предков, для которых Царство Небесное было не «вторым этажом» или чем-то далеким, а реальностью, в которой они пытались приближаться каждый день. В XX веке наш народ совершил достаточно ошибок, чтобы сделать серьезные выводы. В первую очередь – духовные.
ЕДИНОВЕРИЕ
Предыстория учреждения Е.
Массовые обращения старообрядцев к правосл. Церкви начались в правление имп. Екатерины II Алексеевны, при к-рой политика в отношении к последователям «старой веры» была смягчена. В сент. 1763 г. Синод объявил о том, что употребление двоеперстия не должно считаться признаком раскола, в марте следующего года был издан манифест императрицы, распространявший постановление Синода о двоеперстии на все старые обряды. В 1765 г. архим. Платон (Левшин) издал кн. «Увещание в утверждение истины и в надежду действия любви евангельской», в к-рой говорилось о единении веры при разности обрядов. Книга стала своеобразным руководством для рассмотрения возможности присоединения старообрядцев к правосл. Церкви с сохранением для них дореформенных чинопоследований, на нее ссылались старообрядцы в ранних прошениях о воссоединении.
Стародубье стало тем местом, откуда пошло массовое движение в старообрядчестве с целью примирения с правосл. Церковью. Инициатором движения был принадлежавший к дьяконову согласию инок Никодим. С 1765 г. на протяжении 19 лет он занимался поисками епископа для старообрядцев, в 1768 г. с этой целью ездил в Грузию, участвовал в посылке ходоков на христ. Восток за древлеправосл. архиереем в 1779 и 1781 гг. В 1781 г. Никодим вместе со свящ. Михаилом Калмыком побывал у наместника Малороссии гр. П. А. Румянцева-Задунайского, который предложил им обратиться к императрице и Синоду с прошением о назначении для старообрядцев архиерея. В следующем году гр. Румянцев-Задунайский представил Никодима имп. Екатерине II, обещавшей, что старообрядцам поставят священников и епископа, если они согласятся присоединиться к правосл. Церкви. Начались поиски архиерея в России, но ни живший на покое свт. Тихон Задонский, ни Крутицкий еп. Сильвестр (Страгородский), ни Рязанский еп. Палладий (Юрьев) не дали согласия. В 1783 г. Никодим подал генерал-губернатору Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний кн. Г. А. Потёмкину прошение в Святейший Синод, подписанное 1,5 тыс. старообрядцев из Стародубья, о соединении с правосл. Церковью. Прошение содержало 12 пунктов, главные из которых касались снятия клятв на старые обряды, дозволения совершать богослужение по старопечатным книгам и назначения хорепископа, который, подчиняясь непосредственно Синоду, управлял бы делами всех старообрядцев. Кн. Потёмкин составил к проекту перечень замечаний и объединил его со своим планом заселения Новороссии. Согласно этому плану, при переселении в Таврический край старообрядцы получали епископа. Однако после смерти инока Никодима 12 мая 1784 г. проект учреждения старообрядческой иерархии в лоне Российской Церкви не был реализован. Результатом усилий стародубских дьяконовцев стало позволение Синода в 1787 г. правосл. священникам совершать богослужение в стародубских слободах по старопечатным книгам. Старообрядцы, принимавшие правосл. священников, стали называться соединенцами, образовав небольшое новое согласие. В первые годы царствования имп. Павла I Петровича соединенцы появились в Казани, Н. Новгороде, Торжке, Твери, С.-Петербурге и др. городах. При этом соединяющиеся с правосл. Церковью старообрядческие общества стремились добиться для себя собственных условий соединения. Такое положение не могло существовать долго, требовалось выработать единые правила, необходимость к-рых признавало и правительство, вынужденное высказать свое отношение к Е.
Е. в XIX в.
Митр. Платон, назвавший старообрядцев-соединенцев единоверцами, ограничил их пункты прошения, в первую очередь 5-й и 11-й. Московский митрополит разрешил присоединяться к Е. только тем из незаписных старообрядцев (числившихся православными), к-рые никогда не ходили в правосл. церкви и не участвовали в таинствах. Митр. Платон ограничил возможность причащения православных у единоверческих священников «крайней нуждой», если бы «в смертном случае» не нашлось правосл. священника. И в том и в др. случае иерарх желал предупредить переход православных в Е. В таком переходе он видел несоответствие цели Е., к-рое считалось уступкой старообрядцам, «в неведении погрешающим», и рассматривалось только как ступень к полному единению с Русской Церковью, в т. ч. и в обряде. Отсутствие ограничений для присоединения к Е., по мысли митр. Платона, могло послужить соблазном для нек-рых православных, подобно старообрядцам придававшим слишком большое значение обрядовой стороне церковной жизни.
В первые же годы после утверждения правил Е. образовались единоверческие приходы в Москве (1801), Калуге (1802), Екатеринбурге (1805), Костромской епархии (1804) и др. Важным для существования Е. стало учреждение 31 дек. 1818 г. указом Синода единоверческой типографии при московской Троице-Введенской ц. для печатания богослужебных книг в дореформенной редакции. В 1849 г. в единоверческой типографии было выпущено 7,2 тыс. экз. книг, в 1854 г.- 9,6 тыс. экз., книги получали широкое распространение, использовались в т. ч. старообрядцами. В царствование Александра I Павловича (1801-1825) отношение правительства к старообрядчеству было мягким, по правилам 1822 г. старообрядцы могли принимать беглых из правосл. Церкви священников, вслед. чего положение Е. пошатнулось. Немало единоверцев возвращалось в старообрядчество. В первую очередь единоверцев не удовлетворяло отсутствие собственных архиереев. Кроме того, присоединиться к Е. могли только старообрядцы, записанные как таковые во время ревизий (записные), в то время как большое число фактических последователей «старой веры», номинально писавшихся православными, не могли стать единоверцами.
В 60-х гг. XIX в. к Е. присоединились видные деятели Белокриницкой иерархии: еп. Браиловский, наместник Белокриницкой митрополии Онуфрий (Парусов), еп. Коломенский Пафнутий (Овчинников), впосл. вернувшийся в старообрядчество, священноинок Белокриницкого мон-ря Иоасаф, архидиак. Филарет, иеродиак. Мелхиседек. Вскоре их примеру последовали Сергий, бывш. еп. Тульский, и протодиак. Кирилл, затем Иустин, еп. Тульчинский, архим. Викентий, священноинок Козьма и иеродиак. Феодосий. В 1868 г. к Е. присоединился видный деятель федосеевского согласия инок Павел Прусский (Леднев), ставший настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, деятельным и авторитетным проповедником. В царствование Николая I к Е. присоединилось до 200 тыс. старообрядцев, в 1851 г. насчитывалось 179 единоверческих церквей. Однако зачастую вынужденный характер присоединения стал причиной возвращения многих из Е. в старообрядчество в либеральное царствование Александра II Николаевича.
В 1877-1878 гг. в Синод было подано неск. прошений от единоверцев из разных городов о пересмотре ряда правил 1800 г., препятствовавших распространению Е. В ответ Синод в 1881 г. издал определение о дополнении отдельных пунктов правил 1800 г. В определении был подтвержден прежний взгляд на Е. как на переходную ступень к объединению старообрядцев с правосл. Церковью. Внесенные Синодом в правила 1800 г. небольшие поправки не изменили основного содержания, большую часть прошений единоверцев Синод не удовлетворил. Основные пункты дополнений были следующими: Синод предоставил право крестить детей, рожденных от браков православных с единоверцами, по желанию в правосл. или единоверческой церкви. 5-й пункт правил Синод дополнил разрешением присоединяться к Е. тем из незаписных старообрядцев, к-рые не менее 5 лет уклонялись от участия в таинствах правосл. Церкви. Синод подтвердил, что православные могут обращаться к единоверческим священникам «для исполнения христианского долга исповеди и святого причащения лишь в особо уважительных случаях. с тем чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православного в единоверие» (цит. по: Шлеёв. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 2004. С. 238).
Еще одно ходатайство от единоверцев поступило в Синод в 1885 г. В нем содержалась просьба об издании постановления, разъясняющего, что «православная Греко-Российская Церковь не утверждает и не разделяет тех порицательных выражений о именуемых старых обрядах, которые содержатся в противораскольнических сочинениях прежнего времени». В 1886 г. Синод издал «Изъяснение», в к-ром ответственность за «жестокословные порицания» старых обрядов, присутствующие в полемических сочинениях, возложена на авторов этих сочинений, при этом в «Изъяснении» отмечены «высокие достоинства» этих трудов. В прошении единоверцев 1890 г. были вновь подняты вопросы о свободном переходе старообрядствующих православных в Е., о свободном общении православных с единоверцами в таинствах Причащения, Брака и в других случаях церковной жизни (о возможности крещения детей, рожденных от браков православных с единоверцами, в единоверческих храмах, о допущении правосл. детей в единоверческие школы). Это ходатайство не имело последствий
В 70-90-х гг. XIX в. единоверцы заявляли о своих нуждах в органах печати, как духовной, так и светской, вокруг этих публикаций шла полемика. В с.-петербургском Обществе любителей духовного просвещения в 1872-1873 гг. Т. И. Филиппов прочел ряд лекций о нуждах Е. Он говорил о том, что клятвы Собора 1666-1667 гг. положены на всех держащих старые обряды, следов., и на единоверцев, что один Свящ. Синод Русской Церкви без сношения с вост. патриархами не мог эти клятвы разрешить; обращал внимание на то, что на единоверцев из-за соборных клятв и порицательных выражений в противораскольничьей литературе смотрят не как на истинных чад Церкви, что Е. считается лишь переходной ступенью к Православию, и т. п. Лекции были опубликованы в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», «Правительственном вестнике», др. газетах и стали широко известны, «нужды единоверия» вызывали сочувствие в обществе. Оппонентами Филиппова выступили профессора СПбДА И. Ф. Нильский, И. В. Чельцов и др., видевшие в Е. лишь временное и потому терпимое явление. Хотя в 1885 г. Синод издал постановление архипастырей, собравшихся в Казани, в к-ром впервые было сказано не только о важном миссионерском значении Е., но и о его тождестве с Православием, все же прежний взгляд на Е. как на временное явление преобладал, о чем свидетельствуют решения II миссионерского съезда (1892). В ответ на ходатайство единоверцев о епископе миссионеры постановили считать это пожелание оскорблением и взять с единоверцев подписку не возбуждать его впредь.
Е. в XX-XXI вв.
В первые 2 десятилетия XX в. развитие Е. было связано с деятельностью 1-го единоверческого епископа Симона (Шлеёва; в миру Симеона), принадлежавшего к потомственным единоверцам и служившего в 1900-1905 гг. в единоверческой ц. во имя апостолов Марка, Матфея, Луки и Иоанна (Четырех-Евангелистовской) в Казани. Он посвятил 100-летнему юбилею учреждения Е., праздновавшемуся в 1900 г., кн. «Единоверие и его столетнее организованное существование в Русской Церкви» (СПб., 1901). В сочинении была изложена т. зр. автора на Е. как на учреждение, тождественное Православию, но отличающееся собственными равноспасительными обрядами и особым бытовым укладом его приверженцев.
После издания 17 апр. 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» надежды единоверцев на обретение собственного епископа возросли. Распечатание в 1905 г. алтарей Рогожского кладбища привело, в частности, к тому, что часть единоверцев присоединилась к Белокриницкой иерархии, но благодаря усилиям свящ. Симеона Шлеёва, поднявшего вопрос о поставлении для единоверцев особого епископа, этот процесс был остановлен. В янв. 1905 г. о. Симеон был переведен в Никольский единоверческий храм, что на Николаевской ул. в С.-Петербурге, и в мае того же года с.-петербургские единоверцы во главе с о. Симеоном обратились с прошением о епископе к обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву. Последний с сочувствием отнесся к проекту, но советовал не торопиться, потому что, по его мнению, не было достойных кандидатов для посвящения. В провинциальные приходы были отправлены выборные представители 3 с.-петербургских единоверческих церквей, собиравшие подписи на прошениях об учреждении единоверческой епископской кафедры и о назначении на нее архиеп. Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого). Вдохновителем и организатором этой работы явился свящ. Симеон. В авг. 1905 г. он издал программную брошюру «К вопросу: какой епископ нужен единоверию?». Свящ. Симеон писал: «Единоверцы те же православные и имеют право не выделяться в полуцерковь, а имеют все основания быть в той же Церкви, в коей и православные, быть притом с епископом, единомысленным с ними и в обрядах». В брошюре описаны особенности единоверческих приходов: «Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов» ( Шлеёв. К вопросу: Какой епископ нужен единоверию? С. 17-18) (быт единоверцев подробно описан И. С. Шмелёвым в романе «Лето Господне»).
К осени 1905 г. было собрано ок. 120 приговоров из 31 епархии, присоединявшихся к ходатайству 3 с.-петербургских единоверческих церквей о епископе, и в дек. того же года прошение было передано в Синод. Суждение по нему должен был высказать 6-й отдел Предсоборного присутствия, занимавшийся вопросами Е., старообрядчества, внутренней и внешней миссии. Заседания отдела возглавлял архиеп. Антоний (Храповицкий), привлекший к работе свящ. Симеона Шлеёва. Отношение отдела к прошению единоверцев было положительным, но 15 дек. 1906 г. работа Предсоборного присутствия по указу императора была прекращена. Тем не менее поставленные вопросы и намеченные пути решения во многом определили ход дальнейших дискуссий вплоть до обсуждений на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Немалое значение в истории Е. сыграл издававшийся свящ. Симеоном Шлеёвым в 1906-1908 гг. в С.-Петербурге ж. «Правда православия». В журнале впервые были напечатаны главы опубликованного в 1910 г. капитального труда свящ. Симеона «Единоверие в своем внутреннем развитии: (В объяснение его малораспространенности среди старообрядцев)».
В 1906-1909 гг. прошли Курский, Вятский и Московский епархиальные съезды единоверцев, послужившие подготовительным этапом к созыву в янв. 1912 г. в С.-Петербурге 1-го Всероссийского съезда правосл. старообрядцев (единоверцев). В работе съезда под председательством архиеп. Антония (Храповицкого) участвовали 256 депутатов, 20 правосл. архиереев, в т. ч. Московский митр. св. Владимир (Богоявленский), присутствовал представитель К-польского патриарха архим. Иаков. Программа съезда включала пересмотр правил Е., обсуждение порядка богослужения в единоверческих церквах, организации «общества единоверцев» (приход, благочинные, съезды, братства и т. п.), устройства общего управления Е., ходатайство о поставлении особого епископа для единоверцев, изложение желательной для единоверцев постановки вопроса о клятвах Собора 1666-1667 гг., рассмотрение возможности привлечения в лоно Церкви старообрядцев.
Постановление о Е. Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Постановление Собора 1917-1918 гг., хотя и не отражало всех пожеланий единоверцев (в частности, не были сняты клятвы Соборов 1656, 1666-1667 гг.), явилось огромным шагом вперед в рус. церковной жизни. Большое влияние на принятие соборного решения оказало развитие отечественной историко-богословской науки, прежде всего трудов профессоров Н. Ф. Каптерева, Е. Е. Голубинского (МДА), Н. Д. Успенского (СПбДА), А. А. Дмитриевского (КДА) и др. Их исследования показали, что дониконовская рус. богослужебная практика имеет древние корни, а исправление богослужебных книг (против необходимости исправлений не возражали и ревнители церковной старины) в ходе книжной справы сер. XVII в. осуществлялось не по древним греч. текстам, а гл. обр. по юго-западнорус. книгам.
Е. в 1917-1970 гг.
Прот. Симеон Шлеёв, больше всех заботившийся о том, чтобы единоверцам были дарованы епископы, стал первым кандидатом на столичную Охтинскую кафедру. В нач. июня 1918 г. он был пострижен в иночество с именем Симон и возведен в сан архимандрита, 16 июня Патриарх Московский и всея России св. Тихон возглавил хиротонию Симона во епископа Охтинского. Первому единоверческому архиерею пришлось окормлять, конечно с ведома местных правящих архиереев, большинство единоверческих приходов России. В мае 1920 г. свт. Тихон направил еп. Симона в Уфу для временного управления местной правосл. епархией, 18 авг. 1921 г. еп. Симон мученически погиб.
Значительную роль в Е. в 20-х гг. XX в. играл архиеп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), ревнитель церковного единства и воссоединения со старообрядцами. Являясь Уфимским архиереем, он в 1919 г. был избран единоверцами на Саткинскую кафедру, к-рую замещал одно время вместе с Уфимской. Распространенные в лит-ре сведения о якобы имевшем место переходе архиерея в старообрядчество опровергаются записками архиеп. Андрея (в форме письма митр. Сергию (Страгородскому)), в к-рых он убеждает адресата в желательности соединения со старообрядцами и категорически отрицает свое присоединение к ним ( Андрей (Ухтомский), архиеп. История моего старообрядчества / Публ. и коммент.: А. В. Знатнов // Наш современник. 2007. № 1. С. 192-228). Архиеп. Андрей (Ухтомский) совершал тайные хиротонии епископов, в т. ч. единоверческих. Отдельные общины единоверцев-катакомбников (андреевцев и климентовцев) уцелели, хотя их число, равно как и число их членов, в лит-ре многократно преувеличивается.
В 20-30-х гг. почти все единоверческие общины, в к-рых не было ни одного случая присоединения к обновленчеству, были разгромлены. В 1922 г. власти закрыли оба московских единоверческих мон-ря (Никольский муж. и Всехсвятский жен.), в 1931 г. прекратилось богослужение в Троицком и Введенском московских единоверческих храмах. В 1927 г. была упразднена петроградская единоверческая община на Волковом кладбище, в 1932 г. закрыт Никольский единоверческий собор, старостой которого являлся акад. А. А. Ухтомский, брат архиеп. Андрея. В наст. время канонизированы священномученики-единоверцы Иоанн (Бороздин), служивший в Никольской единоверческой ц. на Рогожском кладбище, и Петр (Озерецковский), в последние годы жизни служивший в подмосковном с. Михайловская Слобода.
Е. в 1971-2007 гг.
В 1971 г. произошло событие, ставшее поворотным пунктом в отношении священноначалия к православно верующим людям, придерживающимся старых церковных обрядов, в особенности к тем из них, кто находится в лоне РПЦ, т. е. к единоверцам. Поместный Собор РПЦ, подтверждая постановления Временного Свящ. Синода от 23 апр. 1929 г., после доклада Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) «Об отмене клятв на старые обряды» признал клятвенные запреты, наложенные Соборами 1656 и 1666-1667 гг. на древние рус. богослужебные обряды и на придерживающихся их, «яко не бывшие», засвидетельствовал спасительность старых рус. обрядов, отверг порицательные о них выражения и подтвердил православие рус. богослужебных книг, употреблявшихся до патриарха Никона. В деянии от 2 июня 1971 г. Собор утвердил равночестность старых и новых церковных обрядов. Реабилитация дониконовского богослужебного уклада была подтверждена на Поместном Соборе 1988 г.