единственники христиане кто такие
Единственники христиане кто такие
NaCl: христианство с солью запись закреплена
ФЕНОМЕН «ПЯТИДЕСЯТНИКОВ-ЕДИНСТВЕННИКОВ»: ЕРЕСЬ МОДАЛИЗМА, ЦЕРКОВНЫЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ ИЛИ ПЕТЕРБУРЖСКИЙ ВЫПЕНДРЁЖ?
Поводом к этой статье послужили колебания некоторых из моих знакомых христиан. Как относиться к местной питерской церкви «единственников»? Как к братьям во Христе, или как к еретикам? Про еретиков Писание говорит так:
«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит 3:10)
Модализм и близкое к нему савеллианство – предшественники современных единственников-унитариев – были осуждены как ереси на Александрийском и Римском Соборах в 261-262 году.
Краткая суть этого учения: Троица – это не три божественных Личности, составляющих Единого Бога, а три «модуса» одного и того же Бога. По учению Савеллия Отец создал мир и даровал Синайское законодательство, Сын воплотился и жил с человеками на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею. Но во всех этих трех модусах, последовательно сменяющих один другой, действует единый Логос. Такое понимание полезно тем, что исключает угрозу христианского «многобожия», когда-то соблазнявшего евреев. У единственников, как и у евреев ОДИН БОГ. Сохраняется строгий монотеизм, а «лица» (греч. «просопон») понимаются как «маски», в одном из оригинальных греческих значений этого слова:
«Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).
Познанием славы Божией, явленной здесь в «образе» (маске, обличье, «просопон») Иисуса Христа. В другой раз она (слава Божья = видимое Присутствие Бога) может явиться в ином «образе», например, в Святом Духе и его огненных языках.
Вот, как к этому относиться? Вроде, не отрицают Троицу и Христа, и Святой Дух, но понимают по-другому. Насколько важно «ортодоксальное» понимание Троицы? Что оно значит для ПРАКТИКИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ? Или ничего не значит: а просто богословская формула?
…Впервые я зашел в церковь «единственников», когда заочно учился в питерском РХГА, 17-18 лет назад. Я, пятидесятник, вместе со служителями и пасторами пятидесятнических церквей получал образование в светском православном вузе.
А по воскресеньям мы искали себе церковь. Так, в одно из воскресений я и зашел на богослужение «единственников». Мне не терпелось узнать «из первых уст» суть этого учения. Я ожидал, что проповедь будет называться «Учение единственников – единственно верное христианское учение» или что-то в этом роде.
Вместо этого, я услышал стандартную пятидесятническую вдохновляющую проповедь о вере, о том, что мы призваны Богом быть успешными во всех делах. Ну, ладно, подумал я, посмотрю на книжный стол, где продаются книги. Может, там встречу книги об «единственническом» учении?!
К удивлению, НИ ОДНОЙ такой книги я не увидел: всё те же стандартные «наши» пятидесятнические Кеннет Хейгин, Рик Реннер, Джон Бивер, Лестер Самралл…
Наконец, я обратился к одной сестре, которая увидев меня-новенького, стала проявлять внимание: Вы не расскажете мне о деталях учения «единственников»? Ой! – воскликнула она – я тут несколько лет уже хожу, но только краем уха что-то где-то слышала… Вы приходите к нам на домашнюю группу! У нас хорошо! Мы – пятидесятники, и наша церковь имеет почти 100-летнюю историю!
Моему ошеломлению не было предела: что это за ересь такая, о которой никто не говорит? Или ее тщательно скрывают, или реально ее плохо знают и не придают ей серьезного значения. Хорошенько подумав, я понял: здесь скорее ВТОРОЕ.
По прошествии почти 20 лет я утвердился в этом мнении, когда услышал что старший пастор этой церкви назначен епископом Северо-Западного региона крупного российского пятидесятнического союза. То есть, в подчинении у «еретика» оказались множество церквей, которые понимают Троицу «как надо».
Мои подозрения подтвердил, в приватной беседе, один пятидесятнический пастор. Он сказал примерно так:
«Вот, какая разница – как кто там понимает Троицу? Что это значит для практики жизни: почти ничего! Гораздо важнее, как человек рождается свыше, принимает Иисуса своим Господом и Спасителем, получает крещение Духом, живет по вере; как изменяется его жизнь; как он отказывается от прежних греховных привычек и приобретает новые, «святые» привычки: участие в служениях, молитва, чтение Библии. Практика важнее сухой теории. А что там у них в Троице: на небесах разберемся, если туда попадем!»
Кроме того, уже живя в Питере, я подумал, а почему церковь не меняет своего «еретического» момента в богословии, зная что он раздражает многих. В Питере очень ценят уникальность и индивидуальность, как ни в одном российском городе. Если хочешь оскорбить человека, здесь надо сказать: да, ты такой же, как и все! Здесь все любят, каждый на свой лад, «выпендриваться», отличаться от других. И даже эта «ересь» очень вписывается в этот питерский дух…Вот если бы богословие этой церкви было бы такое же, как у других пятидесятников, она была бы «одной из церквей». А тут, «ересь» стала еще одной «фишкой», привлекающей интерес. Мы – особенные, мы не такие, как все! И нам, с нашей «ересью», больше 100 лет. Поверьте, это очень по-питерски!
Иными словами, пятидесятничество – это очень «постмодернистская» деноминация, деноминация христианского постмодернизма. В эпоху постмодернизма слова не то, чтобы совсем не важны. Но гораздо важнее – ДЕЛА, РЕЗУЛЬТАТЫ. Причем, желательно, не где-то в отдаленном будущем (в раю или при коммунизме), а здесь и сейчас.
Времени мало, все торопятся. Потому и в вере важны результаты: как больные исцеляются или мёртвые воскресают. Как бывший алкоголик или наркоман становится служителем церкви или директором ребцентра для зависимых. Как Церковь реально изменяет общество здесь и сейчас! И богословские споры прошлого, с их ожесточением, здесь только мешают…
Характерно потому, что именно пятидесятничество в последние 50-100 лет стало самой быстрорастущей христианской деноминацией. Более того, оно изменило духовный климат целых стран и народов. Наиболее яркие примеры: на Востоке – Южная Корея или Индонезия, на Западе – Южная Америка (особенно, Колумбия и Аргентина). Да и в Африке эти церкви растут очень быстро.
Интересный пример из Южной Америки: если папа Бенедикт XVI еще выражал озабоченность «засильем» пятидесятников в Колумбии и массовым переходом католиков в пятидесятники, то папу Франциска, католического епископа Буэнос-Айреса, уже благословляли на папство и аргентинские пятидесятники, в том числе…
Как выразилась одна моя недавно воцерковившаяся знакомая: «если бы христиане были бы злыми и на детей моих огрызались, то хоть они самые лучшие были бы в богословии, я бы предпочла еретиков, которые дружелюбны».
И эти слова – характерный манифест и характерная примета христианства нашего времени: не слова важны, не точность истины, а практические дела любви, «вера, действующая любовью». Это главное, что сейчас привлекает людей в Церковь…
…Но, всё-таки, до конца я с этим не могу согласиться. Я – очень «словесный» человек. Пожалуй, даже в жизни я ничего толком-то и не умею, кроме как говорить, учить и писать статьи и книги. Даже в снах я постоянно с кем-то разговариваю, кого-то учу, участвую в диалогах и диспутах.
И Бог, христианский Бог, всё же, сотворил мир СЛОВОМ. И хоть гётевский Фауст и переделал ее на «в начале было дело», но, что Бог сказал, то Он сказал. А значит, если пострадает точность слова, то и дело – рано или поздно, – тоже потерпит неудачу. Этот факт мне подтвердили два мастера поэтического слова, два поэта. Один, Александр Блок, сказал: «Слова поэта суть его дела». Само греческое слово «пойэо» означает «творить». А другой, современный неизвестный поэт, уже лично мне заметил вот что: «Ты думаешь, что поэты мыслят произвольными образами? Нет! Поэтическое слово точнее, чем научная формула; оно уникально, неповторимо и незаменимо!»
…Однажды к нам, пятидесятникам, приехал пастор из Индонезии. Его звали Эдди Лео. Он поведал о нескольких примерах исцелений больных и даже воскресений мёртвых в их церквах. Но вдруг он стал говорить о ТРОИЦЕ! Обычно на пятидесятнических библейских школах учат о прощении и исцелении, о вере и пророчестве, о процветании и успехе, о семье и браке. Троица и Христос – темы, с одной стороны, как будто давно «пройденные» на детской воскресной школе. С другой стороны, с подачи блаженного Августина, о них принято говорить: «Троица – это тайна, недоступная человеческому разуму».
Поразмышляем об этом. Вот, скажите, что главное в человеческой жизни? Большинство ответят: главное – любовь! Но что такое любовь? Персонаж фильма Андрея Тарковского «Солярис» говорил так: «Для нормального существования человеку нужны тайны…тайны любви, тайны смерти…»
А теперь я постараюсь показать, в чем ЕРЕСЬ модализма, в чем изъяны богословия «единственников». Причем, я буду опираться не на постановления Вселенских Соборов, а на ПРАКТИКУ ЖИЗНИ, христианской и человеческой…Хотя, я – философ, поэтому без философии и богословия здесь не обойдется. И, уж конечно, этот взгляд – МОЙ ЛИЧНЫЙ, но, думаю, я в нем един со многими и многими богословами и философами (с вариациями в деталях):
1) В христианском богословии Троицы важно, что три РАЗНЫХ божественных Личности есть Единый Бог. Почему это так важно? Потому что «Бог ЕСТЬ любовь» (1 Ин. 4:8). Обратите внимание, не Бог сильно любит, не Бог всех любит, но Бог ЕСТЬ любовь. Сама эта фраза кое-что важное повествует как о Боге, так и о любви. Вот как определял любовь русский философ Семен Франк: «Свойство личности делать другую личность центром своего бытия, более важным, чем моё собственное Я». А апостол Павел писал: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20)…Итак, христианский Бог НЕ ОДИН, как у евреев и мусульман, ЕГО ТРОЕ, но эти трое настолько едины, настолько посвящены друг другу, настолько не мыслят себя друг без друга, что они ВСЕГДА составляют Единого Бога. И другого Бога нет и быть не может!
2) Христианское богословие – не просто о Боге, но о человеке, и о Царстве Божием. Через Иисуса Христа, Бога и Человека, всякий верующий усыновляется Богом. Что же такое Царство Божие? Это ВВЕДЕНИЕ В ТРОИЦУ каждого верующего человека, каждый верующий становится БОГОМ ПО БЛАГОДАТИ, божественной личностью через богочеловеческое соединение в любви с Личностью Христа.
3) Тогда есть два противоположных образа Царства Божия. Если Бог только один, то наша задача и сейчас, и в вечности: смотреть на Него, служить Ему и Церкви, не замечая ближних. Если же мы – боги, то критерий нашей подлинной любви к Богу – это любовь к ближнему, любовь к каждому человеку. И Евангелие это подтверждает. Не количество и качество наших молитв и даже не постоянство чтения Библии являются критерием нашей духовности (фарисеи молились дольше всех), а то, как мы любим или не любим наших ближних.
4) Если три Личности Бога – это, на самом деле, не личности, а только формы проявления, подобно театральным маскам (один из переводов греческого «просопон», лицо, личность), то и мы тоже – не личности. Мы тоже состоим из функций: отца, мужа, жены, ребенка, работника, служителя или прихожанина церкви, продавца, покупателя и т.д. А где же МЫ САМИ?! Описанное (функции) – это не христианский, а ВОСТОЧНЫЙ взгляд на человека (китайский, индийский, буддистский, индуистский). Никто не отменяет «ролевых функций» человека, но всё же, ИДЕАЛ христианства – это быть САМИМ СОБОЙ всегда, быть открытым и искренним.
5) Греческое слово «просопон» (личность, лицо), переводимое «единственниками» как «театральная маска», имеет и другие значения. О них поведал в своей книге «Бог после метафизики» оригинальный носитель греческого языка, философ и православный богослов Джон Пантелеймон Мануссакис. В слове «прос-опон» приставка «прос» имеет значение «вперед», корень «опон» = «смотрящий». Получается, что ГЛАВНОЕ качество личности (человеческой или божественной) – не сидеть в своей «шкуре», в своей «клетке», а «выходить из себя», выходить за свои пределы: в любви ли, в творчестве ли…Даже Бог не сидит В СЕБЕ. Да, у Него не было НУЖДЫ творить мир и человека, Он не был одинок. Три Личности могли вечно общаться в любви, выходя каждая из Себя к Другой. Но Богу захотелось большего: явить Свою Славу в тварном мире и в нас…Потому, если читатель этих строк сидит в своей «депрессии»: оглянитесь вокруг – есть столько людей, которым Вы можете быть нужны и столько дел, которые ждут Ваших рук…
Пожалуй, пока хватит. Это – не книга о Троице, а только маленькая статья про пятидесятников-единственников. Лично я подам им руку и буду общаться с ними, как с братьями и сестрами. Они – христиане, и множество моих знакомых христиан получают благословение в их церквах. У них есть победы и проблемы, у меня есть проблемы и победы. Нам всем, христианам, есть чему поучиться друг у друга.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ, одна из церковных организаций пятидесятников на территории бывшего СССР. Относится к группе пятидесятников-унитарианцев.
Конфессия евангельских христиан в духе апостолов появилась в России раньше других групп пятидесятников — в первой половине 1910-х гг. Основателем её был Александр Иванович Иванов (1880—1931), являвшийся прежде пресвитером общины евангельских христиан (конфессии, слившейся с баптистами в 1944, см. Евроазиатский союз евангельских христиан-баптистов), но под влиянием американских и скандинавских миссионеров принявший пятидесятничество. После смерти А. И. Иванова во главе конфессиональной группы стал Николай Петрович Смородин (1875—1953) (её приверженцев поэтому нередко называют смородинцами, но сами они отвергают такое наименование).
Поскольку решающее влияние на Н. П. Смородина и А. И. Иванова оказал американский миссионер-пятидесятник Э. Уршан, придерживавшийся унитарианской доктрины, новая конфессия приняла догматические положения, близкие к американской унитарианской пятидесятнической организации — Объединённой пятидесятнической церкви, международной. Евангельские христиане в духе апостолов отвергают тринитарианскую доктрину (учение о Божественной Троице), не признают тринитарианское крещение «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и крестят вступающих в церковь по формуле: «Во имя Иисуса Христа» (в связи с этим их сторонников называют иногда единственниками или иисусовцами).
В остальном эта конфессиональная группа мало отличается от основной массы пятидесятников. В ней признаются два благословения: оправдание, под которым понимается обращение, и крещение Святым Духом. Как и другие протестанты, евангельские христиане в духе апостолов считают, что спасение человека может быть достигнуто только верой, признают в качестве единственного Богом данного авторитета Библию.
Обрядность сходна с обрядностью в других пятидесятнических церквах, за исключением формулы крещения и некоторых других частных особенностей (так, у них не повторяется молитва Отче наш, отсутствует совместная молитва во время богослужения на языках, в хлебопреломлении не обязательно должен использоваться пресный хлеб).
Достоверных данных о численности евангельских христиан в духе апостолов не имеется. Можно предполагать, что она не превосходит 10 тыс. человек. Наибольшее число живёт в России (Санкт-Петербурге, Москве и других городах), есть они также в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Литве, Эстонии; большинство из них — русские.
ИСТОРИЯ
В тот же день Эварт повторно крестил своего последователя Гленна А. Кука во имя одного Иисуса, а затем Кук повторно крестил Эварта (Mark Oppenheimer, The Modern Beginnings of Oneness, http://www.letusreason.org/Onenes21.htm). Этим было положено начало повторному крещению тысяч пятидесятников. Движение единственников быстро распространилось среди пятидесятнических церквей, в особенности входящих в конфессию Ассамблеи Бога (АБ). АБ поставили вопрос о крещении именем одного Иисуса на своей генеральной ассамблее в 1915 году и в 1916 году искоренили это движение внутри конфессии, включив требование веры в Троицу в свое «Утверждение основополагающих истин» (там же). Вслед за этим 156 служителей покинули АБ и образовали независимую конфессию единственников. В январе 1918 года Генеральная ассамблея апостольских ассамблей объединилась с пятидесятнической конфессией Ассамблеи мира, прослеживающей свою историю от первоначального пятидесятнического пробуждения на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе (там же).
Чрезвычайно значительное событие в истории движения пятидесятников-единственников произошло в 1945 году, когда две разные группы, слившись, образовали Объединенную Пятидесятническую Церковь (ОПЦ). Начав с 617 церквей в 1946 году, в настоящее время эта конфессия насчитывает 25 283 церкви, а количество прихожан превышает 2.6 млн. человек (About the United Pentecostal Church International, http://www.upci.org/main/about).
Движение пятидесятников-единственников в России и бывшем СССР представлено Евангельскими христианами в духе апостолов (ЕХвДА), также известными как «смородинцы».
В России эта конфессия зародилась в 1913 г., когда под влиянием американского миссионера-единственника А.Уршана из общин евангельских христиан в Гельсингфорсе и Выборге выделилась группа пятидесятников во главе с А.И.Ивановым и Н.П.Смородиным. Новое движение быстро распространило свое влияние на Новгородскую, Вятскую и Московскую губернии. В 1918 г. с разрешения Ленина в Петрограде был открыт первый молитвенный дом.
Дэвид К.Бернард, один из наиболее видных апологетов учения единственников, разъясняет: «Термин «Бог Отец» есть в Библии и относится к самому Богу. [Библия] также ясно говорит, что Иисус есть единый Отец. Святой Дух, пребывавший в Сыне Божьем, был никто иной, как Отец» (David K.Bernard, J.D., The Oneness of God, http://ourworld.compuserve.com/homep. l/One-Ch6.htm).
Иными словами, Бог не состоит из трех отдельных Личностей, разделяющих одну сущность. Единственная Личность выполняет различные роли, в которых носит титулы Отца, Сына и Святого Духа. Когда монотеистичный Бог действует как Творец, Он выполняет роль Отца. Совершив искупительную жертву, чтобы дать человеку возможность спастись, Он выступал как Сын. И, наконец, работая над изменением искупленного человечества, Он выступает как Святой Дух.
Феофил Антиохийский, христианский проповедник второго века, общепризнанно считается (согласно известным фактам) первым человеком, использовавшим слово «Троица» для разъяснения библейского учения о Боге (The Letter of Theophilus to Autolycus in Rev. Alexander Roberts, D.D., and James Donaldson, LL.D, Ante-Nicene Fathers: The Writings of the Fathers down to A.D. 325 (Edinburgh; n.p., 1884), Book 2, Chapter 18). Отсутствие более ранних документальных свидетельств использования слова «Троица» приводит многих пятидеястников-единственников к мысли, что «жадные до власти епископы» в ранний согласительный период христианства придумали это учение, чтобы сохранить греко-римские традиции (Timothy Crews, Spiritual Roots, 2nd edition, p. 10). Они утверждают, что на Никейском Соборе это учение было развито еще больше, чтобы приспособиться к богословским и политическим притязаниям императора Константина (там же, p. 11).
В этом вероучении налицо три заблуждения: (1) неверное понимание того, на каком основании достигалось согласие; (2) непонимание истоков модализма и (3) непонимание библейского учения о Троице. Правильное понимание всех трех положений жизненно необходимо для точного христианского богословия.
МОДАЛИЗМ. Учение о Боге, которое проповедуют пятидесятники-единственники, восходит своими корнями не к Библии, а к еретическому учению модалистов, которое отстаивал в III столетии нашей эры Савеллий (хотя первым его начал проповедовать еще в 190 году Феодот Византийский). Савеллий учил, что монотеистичный Бог (именуемый монадой), постепенно раскрывает себя через три разных проявления. Знаменательно, что за свои еретические взгляды Савеллий был отлучен от Церкви. Учение пятидесятников-единственников о том, что Бог «проявил» Себя в роли Отца, Сына и Святого Духа, проистекает непосредственно от Савеллия, который, формулируя свои взгляды, даже использовал термин «проявление» (Gene Frost, The «Oneness» Doctrine of Pentecostalism Nelson, B.C.: MacGregor Ministries, 1974, pp. 21-22).
Представление единственников о том, что спасение зависит от крещения во имя Иисуса, точно так же опровергается Священным Писанием. Пятидесятники-единственники указывают на Деяния 4:12 как на свидетельство того, что спасение приходит именно через такую формулу крещения. Если спасение приходит только через крещение в священное имя Бога, и если Сын является простым проявлением Бога-Отца, то крещение следовало бы совершать во имя Элохима или Иеговы. Поскольку сами единственники не согласятся с таким пониманием, необходимость крещения во имя одного Иисуса можно легко опровергнута при помощи их же собственной логики.
ДАР ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ: Многие пятидесятники-единственники полагают, что для спасения христиане должны получить дар говорения на языках или глоссолалии. Необходимо отметить, что сторонники этой позиции не считают сам по себе дар глоссолалии спасительным; однако каждый человек, который принял Святого Духа и спасение, обязательно получит и проявит дар языков. Дэвид К. Бернард поясняет:
ПЯТИДЕСЯТНИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
О петербургской церкви ЕХБ написано немало – есть книги, статьи, воспоминания. Значительно меньше известна история пятидесятничества в нашем городе. Особую таинственность добавляет то обстоятельство, что пятидесятники долгое время считались «изуверской сектой» и не имели легальных молитвенных домов. Соблюдая конспирацию, меняя адреса собраний, они встречались на квартирах друг у друга или за городом в безлюдных местах. Здесь они молились «на иных языках», слушали рассказы о чудесах и таинственные пророчества, распространявшиеся потом по церквям в виде слухов. Сюда устремлялась верующая молодежь, привлеченная мистикой и возможностью принять крещение, к которому ее (по негласному велению властей) не допускали в молитвенном доме ЕХБ.
В России пятидесятническое учение стало известно в 1911 г. через проповедь американского миссионера Андрея Уршана. Среди первых новообращенных были служители русской общины евангельских христиан г. Гельсингфорс (Финляндия) Николай Петрович Смородин и Александр Иванович Иванов. В 1913 г. они создали отдельную группу «христиан Пятидесятницы».
Вскоре Смородин, рукоположенный Уршаном в пресвитеры, переехал в Петербург, куда позднее перебрался и Иванов. Вместе они активно занялись распространением пятидесятнического учения. Их последователями становились, главным образом, выходцы из русских сект и протестантских течений (евангельских христиан, молокан, трезвенников и др.). В том же 1913 г. в столице Российской империи начались регулярные собрания пятидесятников. Их посещали 70–80 человек.
По фамилии руководителя Н.П. Смородина сторонников этого течения стали называть смородинцами, или единственниками (самоназвание – евангельские христиане в духе апостолов). В 1921 г. эта община насчитывала около 50 членов и даже имела свой филиал в Гдовском уезде (Псковская обл.). Но в 30-е годы ее, как и многие другие церкви, постигла трагическая участь: собрания были запрещены, а служители репрессированы.
Один из них – проповедник Карл Иванович Корьюс был арестован 9 декабря 1937 г. Первоначальное обвинение (участие в «фашистской организации сектантов») вскоре переквалифицировали на шпионаж в пользу Польши. 27 января 1938 г. 35-летний К.И. Корьюс был расстрелян. У него остались жена Анна и 5 малолетних детей.
В годы Великой Отечественной войны советская религиозная политика несколько смягчилась. Стали открываться молитвенные дома, регистрироваться общины. В Москве состоялся съезд евангельских христиан и баптистов, объединившихся в один Союз. В церковь ЕХБ разрешалось войти и пятидесятникам,но только на условиях Августовского соглашения (отказ от публичного моления «на языках», обряда омовения ног и пропаганды в общинах ЕХБ своего вероучения).
В Ленинграде часть пятидесятников присоединилась к церкви ЕХБ, имевшей молитвенный дом на Охте. Другие, формально не вступая в общину, посещали богослужения; третьи сохраняли полную обособленность. Но независимо от своего отношения к баптистам, пятидесятники стремились к общению между собой. Нелегальные собрания в Тосно в Ленинградской области посещали 35–40 человек. В конце 40-х годов появилась группа молодых пятидесятников, бывавших по воскресеньям в доме молитвы на Охте, а в будние дни собиравшихся у верующей церкви ЕХБ Валентины Розовой.
Другая группа объединилась в 1947 – начале 1948 г. вокруг пресвитера Ивана Акимовича Боровкова. В независимой Эстонии он служил проповедником и книгоношей, а теперь жил в Печорской районе Псковской области, время от времени наведываясь в Ленинград. Из пятидесятнических лидеров он лично знал Н.П. Смородина, хотя сам, видимо, принадлежал к воронаевскому направлению.
Вскоре к группе присоединился 37-летний рабочий Антон Иванович Моренков. Еще в молодости (с 1928 г.) он посещал молитвенные собрания евангельских христиан, а после войны стал ходить в церковь ЕХБ на Охте. В 1947 г. он попросил пресвитера А.С. Чижова о крещении, но получил отказ, несмотря на пройденное испытание (очевидно, это было связано не столько с «неготовностью» Моренкова, сколько с требованиями властей ограничить крещения людей активного возраста). Неудача настолько выбила Антона из колеи, что он перестал ходить на собрания.
Но однажды, в конце лета 1947 г., пятидесятница, которую Антон знал по молитвенному дому, пригласила его на встречу с приезжим братом. Им оказался Иван Акимович, с которым Моренков познакомился еще в 1944 г., когда его военная часть стояла в Печорском районе. Тогда они успели коротко поговорить и помолиться вместе. Антон оставил Боровкову свой адрес, но тот не стал писать (видимо, опасаясь довериться малознакомому человеку).
Теперь же Боровков сообщил, что приехал в Ленинград по Божьему повелению: сделать Антона благовестником. Через несколько дней состоялось посвящение. Еще не будучи полноправным членом церкви, Моренков начал активное служение, а в апреле 1948 г. крестился, для чего специально ездил к пресвитеру в Псковскую область.
С этого времени Антон стал ближайшим помощником Боровкова, а в его отсутствие – фактическим главой общины. Он проводил собрания, проповедовал, благовествовал, посещал верующих в Ленинградской области и даже в соседних областях, совершал крещения и хлебопреломления. К ноябрю 1950 г. община насчитывала более 60 человек, причем около половины было крещено лично Моренковым. Нелегальные крещения совершались обычно по ночам – на речке Каменке в Ленинграде, в Новолисино и Саблино Тосненского района.
Для меня загадка, как они умудрились за два года привлечь 30 новообращенных – в условиях жесткой конспирации, в городе, где раскручивалось Ленинградское дело и любое неосторожное слово могло стоить головы… Даже в наше спокойное время редкая община имеет такой стремительный рост.
Летом 1950 г. Моренков с помощниками дважды выезжал в Лычковский район Новгородской области, где жили родители одной из прихожанок. Он провел нелегальные собрания в деревне Накладец, селах Муры и Мирохны, а во время своего второго приезда крестил около 15 человек. Таким образом, ленинградская община пятидесятников не только сама росла численно, но и создавала новые самостоятельные группы. Известно, что в Лычковском районе некие «группы сектантов» (видимо, пятидесятники, крещеные Моренковым) сохранились по меньшей мере до конца 50-х годов.
Ленинградские пятидесятники тайно собирались в Коломягах, где жил Моренков, в комнате Анны Корьюс (вдовы репрессированного служителя) на улице Петра Лаврова, у сестер Егоровых на улице Красной Конницы и по другим адресам, а также в поселке Новолисино Тосненского района у М.Ф. Четокина. Верующие встречались группами от 4–5 до 15–20 человек. Собрания посещали не только люди пожилого и среднего возраста, но и около 20 юношей и девушек. Пятидесятники читали Библию, слушали проповеди наставников, молились «на иных языках».
В общине были женщины, считавшиеся пророчицами – Мария Николаева, Александра Алексеева, Вера Котова. Уставшие от тяжелой жизни, лишений, постоянного страха преследований, люди хотели верить, что их страдания скоро закончатся, что Иисус Христос придет к концу тридцать третьего года безбожной власти «антихриста» (впоследствии это было истолковано чекистами как антисоветская пропаганда).
Сам Моренков, похоже, искренне верил в свои слова, когда, указывая на рубашку, говорил, что она не успеет износиться до пришествия Христа. Он призывал верующих не только самим готовиться к этому событию, но и «сеять слово Божье, чтобы приблизить к Господу народ и больше спасти народа и душ человеческих». Осенью 1950 г. в Ленинград на постоянное жительство приехал Боровков с планами еще более активного служения.
Но ожидаемая дата второго пришествия не принесла избавления. Практически она совпала с началом репрессий. 18 ноября 1950 г. И.А. Боровков и А.И. Моренков были арестованы. У Моренкова на свободе остались жена Степанида и 5 детей в возрасте от 2 до 17 лет.
Аресты продолжились в январе–феврале 1951 г. Оба служителя, а также активисты общины – работница поликлиники А.А. Алексеева, домохозяйка А.Л. Суханова, уборщица М.И. Гаврилова, плотник М.Ф. Четокин, кассирша Т.И. Иванова и слесарь В.Д. Иванов были признаны виновными не только в религиозной, но и в политической деятельности (клевета на советский строй, агитация против советской власти и т. д.).
Проповедник Василий Иванов обвинялся также в пособничестве оккупантам, хотя в действительности он добровольно ушел в партизанский отряд, служил связным штаба и участвовал в боевых операциях. Постановлением Особого совещания при Министре Государственной Безопасности от 23 июня 1951 г. все арестованные были осуждены на сроки от 5 до 10 лет исправительно-трудовых лагерей.
Но пятидесятническое подполье в Ленинграде снова активизировалось в годы «оттепели». В 1955 г. осужденные пятидесятники, кроме Боровкова и Моренкова, были досрочно освобождены, а обвинение их в антисоветской деятельности признано необоснованным. Судьба А.И. Моренкова остается неизвестной, а И.А. Боровков и В.Д. Иванов продолжили активное служение среди ленинградских пятидесятников. В 1958 г. община насчитывала 150–200 чел. Верующие собирались на подпольные богослужения в Ленинграде, а также в Саблине и Тосно Ленинградской области.
Кроме того, в городе оставалось немало пятидесятников-смородинцев. В 1957 г. около 110 верующих во главе с пресвитером П.К. Шатровым предприняли попытку зарегистрировать самостоятельную общину, но, получив отказ, присоединились (по крайней мере, формально) к ленинградской церкви ЕХБ.
Только в 70-е годы власти разрешили пятидесятникам регистрировать свои общины автономно, без присоединения к Союзу ЕХБ. В это время в Ленинграде и Ленинградской области действовало по меньшей мере 5 пятидесятнических общин. В 1975 г. их общая численность составляла 400–450 чел. Даже те пятидесятники, что формально входили в общину ЕХБ, проводили по домам и квартирам отдельные собрания, куда – к недовольству церковного руководства – привлекали и баптистов.
В сентябре 1978 г. автономную регистрацию получили 2 общины ленинградских пятидесятников. Евангельских христиан в духе апостолов насчитывалось около 150 человек (руководитель Д.Л. Шатров). В начале 1980 г. по разрешению Ленгорисполкома верующие приобрели частный дом в поселке Парголово. Уже в апреле того же года они впервые отмечали Пасху в новом молитвенном доме (присутствовало около 100 человек).
Вторая зарегистрированная община возникла путем объединения двух пятидесятнических групп воронаевского направления, руководимых электромонтером Г.Ф. Ноготовым и пенсионером И.К. Безобразовым. Новообразованная община, возглавленная Ноготовым, насчитывала около 180 человек. Верующие получили для переоборудования в дом молитвы небольшой жилой дом в поселке Рыбацкий, где собираются до сих пор.
Однако не все пятидесятники согласились выйти из подполья. Они опасались вмешательства властей в дела общины, либо считали регистрацию греховным делом. Даже в зарегистрированных общинах по этому вопросу не было полного единства. Например, в общине Г.Ф. Ноготова группа верующих не согласилась на регистрацию и стала собираться отдельно.
На нелегальном положении осталась община в Гатчине, руководимая А.А. Сюгияйненом и состоявшая по преимуществу из финнов (60–70 человек). «В подавляющем большинстве это пожилые люди, вдовы и одинокие женщины, у которых не сложилась жизнь». Спросить, откуда цитата В условиях строгой конспирации действовала община, возглавляемая братьями Сергеем и Андреем Ковалевыми. Верующие (50–60 человек) собирались в лесу за городом, а также проводили собрания небольшими группами в Ленинграде, Колпино и поселке Володарский. По мнению ленинградского уполномоченного по культам Г.Е. Жаринова, эта община отличалась «жесточайшими порядками» (строгий изоляционизм, запрет общаться даже с единоверцами из других групп). Впоследствии она примкнула к объединению незарегистрированных церквей ХВЕ.
В конце 80-х годов, едва ослабло давление режима, пятидесятники окончательно отделились от церкви ЕХБ, создав собственные союзы. В настоящее время в Санкт-Петербурге существует целый ряд пятидесятнических общин разных направлений.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов