егисз что это и зачем
ЕГИСЗ
Если у вас нет времени читать статью, посмотрите видео. Корпоративный юрист ПроДокторов объясняет, что такое ЕГИСЗ и к какие штрафы грозят клиникам.
Время просмотра — 4 минуты
Как избежать штрафов?
1 июня 2021 года Правительство РФ опубликовало новое Постановление №852, которое напрямую касается каждой частной клиники страны. В частности, оно обязывает каждую клинику выгружать данные в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.
Новые правила вступят в силу с 1 сентября 2021 года. Если их не выполнить, клиника получит штраф.
Сейчас ЕГИСЗ может не казаться вам большой проблемой. Но мы уверены: чем раньше вы разберетесь в этом вопросе, тем легче вам будет взаимодействовать с системой. В этой статье мы расскажем вам, что такое ЕГИСЗ, при чем тут частные клиники и каким образом клиника должна выгружать данные в ЕГИСЗ.
Что такое ЕГИСЗ?
ЕГИСЗ — это специальная платформа, с помощью которой Минздрав будет хранить и обрабатывать информацию от клиник:
Зачем нужна ЕГИСЗ?
ЕГИСЗ объединяет все клиники в одну информационную сеть и помогает Минздраву их контролировать. Еще ЕГИСЗ вводит общую классификацию всех медицинских услуг и общий формат электронных карт пациентов, создает общую базу всех медицинских работников и помогает всем гражданам РФ получать медицинские услуги через интернет.
ЕГИСЗ: что такое, для чего нужно, как подключиться к системе частной клинике
Расскажем, что такое ЕГИСЗ, кто ее пользователи и участники и самое главное — как и зачем клинике выгружать в нее данные.
Что такое ЕГИСЗ
Расшифровывается как Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Пользователями и участниками ЕГИСЗ являются три стороны:
Оператор — в лице Министерства здравоохранения. Его главные задачи: обеспечить надежную и бесперебойную работу ЕГИСЗ, принимать информацию от участников, хранить, систематизировать и обрабатывать ее. Кроме этого, оператор следит за разграничением прав доступа, отвечает за развитие системы: техническое, программное. Также Минздрав отвечает за подключение к ЕГИСЗ остальных участников.
Поставщики данных. Вот здесь все куда интереснее. Предоставлять информацию в ЕГИСЗ должны все интересанты, которых она так или иначе затрагивает. Это сам Минздрав, Федеральная налоговая служба, медицинские учреждения, фонд медицинского страхования, фармацевтические организации. У них задач поменьше, главное — вовремя передавать в систему достоверные сведения, а также отвечать за исправность собственных программно-аппаратных средств.
Пользователи. Если упростить, пользователями будут две вышеперечисленные группы плюс граждане Российской Федерации. Они получают доступ к данным ЕГИСЗ в соответствии с законодательством РФ.
Зачем нужна ЕГИСЗ
Цели и задачи системы подробно описаны в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 555 от 5 мая 2018 года. Документ большой и объемный, но мы тезисно перевели его с юридического на русский.
Итак, ключевые задачи Единой государственной системы в сфере здравоохранения:
создание единой информационной среды для оператора, поставщиков и пользователей данных. Участники ЕГИСЗ получают доступ к системе исходя из целей и задач. Поставщики передают информацию, которая распределяется по 13 категориям (расскажем о них чуть ниже). А пользователи, в свою очередь, получают доступ к данным;
информирование населения касательно здорового образа жизни, профилактики заболеваний, порядка оказания медпомощи, сведений о рецептах на лекарства;
обеспечение доступа граждан Российской Федерации к медицинским услугам через интернет.
Какая информация хранится в ЕГИСЗ
Как мы уже говорили, в ЕГИСЗ входит 13 групп данных:
федеральный регистр медицинских работников (ФРМР);
федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО);
федеральная электронная регистратура (ФЭР);
федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ФИЭМК);
федеральный реестр электронных медицинских документов (ФРЭМД);
специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан;
информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности;
федеральный реестр нормативно-справочной информации (ФНСИ);
подсистема обезличивания персональных данных;
защищенная сеть передачи данных;
Кто должен подключаться к ЕГИСЗ
Если отбросить госорганы в лице налоговой, ПФР, Фонда обязательного медицинского страхования и множества других, в обязательном порядке подключаться к ЕГИСЗ должны:
лицензированные медицинские учреждения, в том числе частные;
операторы других информационных систем, связанных с ЕГИСЗ.
Возможно, в будущем подключение к ЕГИСЗ будет условием для получения лицензии на оказание медицинских услуг.
Как частной клинике передавать сведения в ЕГИСЗ
14 августа 2020 года Минздрав утвердил «Методические рекомендации по организации информационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций частной системы здравоохранения с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения».
Нормативный документ определяет подключения и передачи данных от частных клиник в Единую систему.
Методичка предполагает три возможных формата обмена информацией:
частная МИС взаимодействует с ЕГИСЗ через региональную ГИС;
частная МИС подключается к региональной ГИС через третью информационную систему;
частная МИС и ЕГИСЗ обмениваются информацией напрямую.
Как вы догадались, для обмена данными между частной клиникой и ЕГИСЗ вам понадобится медицинская информационная система — МИС, например, ArchiMed+.
Через ArchiMed+ вы можете выгружать данные в ЕГИСЗ легко и быстро. Передача сведений идет через облачный сервис N3 Health в защищенном режиме. Все происходит автоматически, без участия человека. Это облегчает работу и снижает нагрузку на персонал. Сервис работает в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 555.
Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам касательно подключения к ЕГИСЗ и других функций МИС ArchiMed+.
Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения
Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, информационных систем в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, информационных систем фармацевтических организаций
Федеральная государственная информационная система в сфере здравоохранения, являющаяся центральным компонентом информационных систем в сфере здравоохранения и обеспечивающая доступ граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения
Государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Федеральная государственная информационная система в сфере здравоохранения, являющаяся центральным компонентом информационных систем в сфере здравоохранения и обеспечивающая доступ граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения
О ЕГИСЗ
Информационное обеспечение государственного регулирования в сфере здравоохранения
Информационная поддержка деятельности медицинских организаций, осуществления медицинской деятельности, включая оказание медицинской помощи
Информационное взаимодействие поставщиков информации в Единую систему и пользователей информации, содержащейся в Единой системе
Информирование населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи
Обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения
Федеральная интегрированная электронная медицинская карта
представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Задачи ИЭМК
а) получение, проверку, обработку и хранение структурированных обезличенных сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;
б) формирование баз данных обезличенной информации по отдельным нозологиям и профилям оказания медицинской помощи, позволяющие систематизировать информацию для изучения течения и исхода заболеваний, изучения клинической и экономической эффективности методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при отдельных заболеваниях, состояниях в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, и номенклатурой медицинских услуг, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральная электронная регистратура
Федеральная электронная регистратура представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для мониторинга и управления потоками пациентов в режиме реального времени посредством информационного обмена с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Задачи ФЭР
а) запись на прием к врачу в медицинскую организацию;
б) запись на профилактические медицинские осмотры;
в) ведение расписаний приема пациентов в медицинской организации;
г) планирование и проведение консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий;
д) регистрацию приема заявок (запись) на вызов врача на дом в медицинской организации;
е) предоставление отчетных и иных данных, необходимых для управления ресурсами медицинских организаций;
ж) взаимодействие с Единым порталом государственных услуг в целях обеспечения доступа гражданам к услугам в сфере здравоохранения посредством Единого портала государственных услуг.
Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения
Представляют собой подсистему Единой системы, содержащую совокупность информационных систем и баз данных, указанных в пункте 18 настоящего Положения, позволяющие систематизировать по единым правилам информацию для учета лиц, которым необходимо оказание медицинской помощи, а также позволяющие организовать оказание медицинской помощи таким лицам на основе указанной систематизированной информации.
Функции НР
а) ведение регистров лиц, страдающих отдельными заболеваниями или группами заболеваний, указанных в части 4 статьи 91.1 Федерального закона:
б) сведения об оказании высокотехнологичной медицинской помощи;
в) сведения о санаторно-курортном лечении в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти
Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности
Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для оптимизации и упрощения процедур сбора статистической и иной отчетной информации о показателях в сфере здравоохранения от подведомственных уполномоченному федеральному органу исполнительной власти организаций, федеральных органов исполнительной власти в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также для сокращения временных затрат на подготовку сводной отчетности по данным, собираемым и обрабатываемым в подсистемах Единой системы.
Функции Мониторинга
а) автоматический сбор данных из подсистем Единой системы и иных государственных информационных систем, сбор данных из которых допускается законодательством Российской Федерации и технические характеристики которых позволяют осуществлять получение данных в автоматическом режиме, за исключением указанных в статье 94 Федерального закона сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, доступ к которым осуществляется после их обезличивания в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации;
б) возможность ручного ввода данных в отчетные формы;
в) автоматизированное формирование и предоставление сводной статистической и аналитической отчётности на основании собранных и введенных данных;
г) автоматизированное ведение статистического наблюдения в сфере здравоохранения по отдельным формам статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения на основании данных подсистем Единой системы.
Интеграционные подсистемы
представляют собой подсистемы, реализующие функции управления базами данных, формирования единого хранилища данных, обеспечения защиты информации, информационно-технологического взаимодействия подсистем Единой системы между собой, с иными информационными системами, а также выполняют функции общесистемных технологических сервисов
Функции Интеграционных подсистем
а) ведение баз данных, включая хранилища данных, Единой системы;
б) ведение на основании сведений из регистра информационных систем единой системы идентификации и аутентификации реестра информационных систем, взаимодействующих с подсистемами Единой системы, подключенных к защищенной сети передачи данных;
в) информационное взаимодействие подсистем Единой системы;
г) защиту информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации;
д) разграничение прав доступа пользователей Единой системы;
е) информационное взаимодействие Единой системы с иными информационными системами.
Федеральный регистр медицинских работников
Представляет собой подсистему Единой системы и предназначен для учета сведений о кадровом обеспечении медицинских организаций, трудоустройстве медицинских работников в медицинские организации.
Функции ФРМР
Федеральный регистр медицинских работников обеспечивает сбор, накопление, хранение, обработку и передачу указанных в статье 93 Федерального закона сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности.
Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения
Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для автоматизированного формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, указанными в разделе V настоящего Положения, классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения, перечень, порядок ведения и использования которой утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Функции ФНСИ
а) стандартизацию и унификацию нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;
б) совместимость информационных систем в сфере здравоохранения при осуществлении информационного взаимодействия;
в) размещение и актуализацию в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» нормативно-справочной информации, используемой в межведомственном электронном взаимодействии с Единой системой;
г) доступ информационных систем, подключенных к Единой системе, непосредственно к объектам нормативно-справочной информации, содержащимся в Федеральном реестре нормативно-справочной информации;
д) обеспечение функционирования, совместимости и способности к взаимодействию информационных систем, указанных в частях 1, 5 статьи 91 Федерального закона.
Федеральный реестр электронных медицинских документов
Представляет собой подсистему Единой системы, содержащую сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится.
Функции РЭМД
а) получение, проверку, регистрацию и хранение сведений о медицинской документации в форме электронных документов, которая создается и хранится медицинскими организациями;
б) преемственность и повышение качества оказания медицинской помощи за счет предоставления медицинским работникам, с согласия пациента или его законного представителя, доступа к медицинской документации в форме электронных документов вне зависимости от места и времени ее оказания;
в) предоставление пациенту доступа к медицинской документации в форме электронных документов, в том числе с использованием Единого портала государственных услуг;
г) предоставление медицинской документации в форме электронных документов в государственные информационные системы, ведение которых осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и организациями.
Подсистема обезличивания персональных данных
Подсистема обезличивания персональных данных, представляет собой специализированную подсистему Единой системы, предназначенную для выполнения процесса обезличивания сведений, указанных в статье 94 Федерального закона, о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, поступающих из информационных систем, указанных в частях 1, 5 статьи 91 Федерального закона.
Федеральный реестр медицинских организаций
Представляет собой подсистему Единой системы и предназначен для учета сведений о медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, их структурных подразделениях с указанием профилей их медицинской деятельности, местонахождения, сведений об их оснащении, использования медицинских изделий.
Функции ФРМО
Федеральный реестр медицинских организаций обеспечивает сбор, накопление, хранение, обработку и передачу сведений о медицинских организациях, в которых оказывается медицинская помощь, в том числе о зданиях, строениях, сооружениях, структурных подразделениях таких медицинских организаций, отделениях, коечном фонде, оснащении, штатном расписании, и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования.
Геоинформационная подсистема
Представляет собой подсистему Единой системы, предназначенную для консолидации и графического отображения информации о ресурсах здравоохранения, в том числе о населенных пунктах и медицинских организациях, их структурных подразделениях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и населенных пунктах, на территории которых они размещены.
Задачи Геоинформационной подсистемы
а) автоматический сбор из подсистем Единой системы, указанных в подпунктах «а», «б» пункта 4 настоящего Положения, и отображение на геоинформационной карте сведений о ресурсах здравоохранения;
б) проведение анализа доступности медицинской помощи, с учетом территориального размещения подразделений медицинских организаций, видов и профилей оказываемой ими медицинской помощи;
в) проведение анализа оснащённости медицинских организаций;
г) отображение на геоинформационной карте информации о динамике ввода в эксплуатацию стационарных объектов в здравоохранении.
Защищенная сеть передачи данных
Защищенная сеть передачи данных представляет собой защищенную информационно-телекоммуникационную сеть, создание, эксплуатацию, организацию функционирования и координацию работ по подключению к которой обеспечивает Министерство здравоохранения Российской Федерации с целью обеспечения надежной, безопасной и достоверной передачи необходимой информации между подсистемами единой системы.
Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой информационную систему, которая позволяет осуществлять информационную поддержку контрольных процедур в сфере закупок лекарственных препаратов.
Задачи подсистемы
а) информационное взаимодействие с единой информационной системой в сфере закупок, в том числе для получения информации, формируемой в процессе планирования и осуществления закупок лекарственных препаратов, результатов исполнения контрактов на поставку лекарственных препаратов, представление сведений о референтных ценах на лекарственные препараты для медицинского применения, а также взаимодействие с федеральной государственной информационной системой мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя и информационной системой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;
б) формирование единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения на основании сведений государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в том числе в целях формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
в) расчет и анализ референтных цен на лекарственные препараты для медицинского применения;
г) мониторинг и анализ цен на лекарственные препараты, установленных государственными контрактами на их закупку.
Как частным клиникам «подключиться» к ЕГИСЗ
Рассказывает Владимир Соловьев, директор по развитию N3.Health — облачного сервиса для частных клиник. N3.Health — один из продуктов компании «Нетрика», разработчика комплексных ИТ-решений для государства и бизнеса. «Нетрика» входит в топ-5 крупнейших поставщиков ИТ-решений для здравоохранения (CNews, 2016), топ-100 ведущих поставщиков ИТ-услуг России (Tadviser, 2017) и топ-50 крупнейших поставщиков ИТ для госсектора (CNews, 2015); является членом ассоциации НП «РУССОФТ» и международной ассоциации HL7.
Параллельные прямые пересекаются
Цифровизация медицины в государственных и в коммерческих клиниках до недавнего времени почти не пересекалась. Ведь цели внедрения IT у частных и государственных клиник разные. В коммерческой медицине информационные технологии – выбор прогрессивных руководителей, инструмент управления процессами клиники, способ повысить лояльность и качество сервиса.
В госсекторе требования к системам определяет федеральный Минздрав, региональные власти, а руководители государственных медицинских организаций отвечают за их выполнение. Основная задача – эффективно управлять ресурсами, чтобы обеспечить равный доступ к медицинской помощи.
Ранее Минздрав РФ обязал клиники всех форм собственности передавать сведения, но ответственности за нарушение этой нормы не было. Однако уже с апреля 2020 могут вступить в силу штрафные санкции. Более того, обсуждается изменение условий лицензирования медицинских организаций. Передача данных об оказанной медицинской помощи в министерство, возможно, станет обязательным требованием для получения лицензии.
Учитывая эпидемиологическую ситуацию по коронавирусу, подключение к государственным системам может понадобиться срочно. Например, недавно Минздрав распорядился в течение нескольких дней актуализировать сведения о врачах и медсестрах в федеральном регистре медработников. Трудоемкая задача для клиник, которые раньше эту информацию не передавали.
Возможно, что так же срочно придется передавать данные и в другие государственные системы. Рассказываем, к чему готовиться.
Оцениваем контекст: как государственное здравоохранение переходит на цифру?
Полномасштабный проект цифровизации здравоохранения стартовал в России в 2011 году. На первом этапе прошла «базовая информатизация»: закуплены компьютеры, подключен интернет, в некоторых медучреждениях внедрены МИС. Так появилась Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
Сейчас термином ЕГИСЗ обозначается только федеральный уровень системы, а все информационные системы в совокупности принято называть «Единый цифровой контур здравоохранения», по названию одноименного федерального проекта.
Как это работает? Если пациент получает помощь по ОМС, первичная информация о нем заполняется на нижнем уровне, уровне медицинских информационных систем медицинских организаций (для краткости – МИС МО), и затем передается «наверх» в региональные, а затем в федеральные информационные системы.
МИС МО автоматизируют оказание медицинской помощи в отдельно взятом медучреждении. Этот класс систем ближе всего к медицинским CRM, которые используют многие частные клиники.
Региональные подсистемы, или, согласно официально принятой терминологии, ГИСЗ субъектов РФ, накапливают информацию из всех медицинских организаций региона, работающих в системе ОМС, и передают ее часть в федеральные сервисы.
Они управляют процессами оказания медицинской помощи на уровне региона: обменом лабораторными исследованиями, потоком пациентов, организацией системы скорой и неотложной медицинской помощи. Частные медицинские организации, участвующие в системе ОМС, подключаются к региональным ГИСЗ тем же образом, что и государственные клиники.
Самый верхний уровень – федеральный – состоит из нескольких сервисов, которые принимают данные по определенным правилам. Основной массив информации поступает в федеральные сервисы из региональных информационных систем, однако предусмотрен и альтернативный источник: так называемые «иные» системы, которые после регистрации также смогут передавать данные в ЕГИСЗ.
Сейчас взаимодействие с федеральными сервисами – почти полностью односторонний процесс. То есть передать информацию можно, а получить – нельзя. Но перспективы есть: планируется создание суперсервисов, например, кабинета «Мое здоровье» на портале госуслуг. В нем пациент сможет посмотреть протоколы осмотра, лабораторные исследования, выписные эпикризы в электронном виде.
С региональными ГИСЗ наладить обмен информацией проще, в том числе с помощью компаний, которые уже имеют опыт подключения клиник к государственным информационным системам.
Что требуется от клиник?
С 1 января 2019 года, согласно Постановлению Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», в обмен данными с ЕГИСЗ должны были включиться и негосударственные клиники: частные и ведомственные. То есть все организации, у которых есть медицинская лицензия, должны передавать данные в ЕГИСЗ. С 2020 за нарушение постановления будет налагаться административная ответственность.
Что нужно сделать, чтобы выполнить требования постановления?
Общий список сведений, которые нужно передавать, в таблице ниже. Типы данных перечислены в Постановлении №555:
Система ЕГИСЗ | Кол-во типов сведений | Можно через оператора? | Закрытый канал? |
I. Федеральный регистр медицинских работников | 4 | Нет | Нет |
II. Федеральный реестр медицинских организаций | 8 | Нет | Нет |
III. Федеральная электронная регистратура | 3 | Да | Да |
IV. Федеральная интегрированная электронная медицинская карта | 1 | Да | Да |
V. Федеральный реестр электронных медицинских документов | 1 | Да | Да |
VI. Подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечении | 9 | Нет | Нет |
VIII. Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности | 1 | Нет | Нет |
Как подключиться к ЕГИСЗ: просчитываем варианты
Если ваша клиника работает в ОМС, то подключение возможно через региональные государственные подсистемы, то есть точно так же, как подключаются государственные клиники. Как правило, региональные органы управления здравоохранением помогают частным клиникам пройти этот путь.
Для клиник, которые не работают в ОМС, подключение может происходить двумя способами.
Первый путь — обратиться к разработчикам медицинской информационной системы (МИС) или CRM, с которой работает организация, узнать их возможности и предложения. Разработчик доработает МИС таким образом, чтобы напрямую передавать сведения в государственные системы. Стоимость такой доработки, по нашим оценкам, может составить от 100 до 500 тысяч рублей для одной клиники.
Кроме того, при прямом подключении к защищенным сетям передачи данных органов государственной власти, как правило, потребуется строительство выделенной линии связи до клиники, аттестация точек подключения по требованиям государственных органов. Эти затраты существенные: как правило, в несколько сотен тысяч рублей.
Второй путь — обратиться к оператору «иной информационной системы». Термин «Оператор иной информационной системы» определен в постановлении №555. Оператор официально уполномочен осуществлять передачу некоторых данных в ЕГИСЗ. Этот путь, как правило, предполагает только операционные затраты. Поэтому крупных первоначальных инвестиций на каналы связи и средства защиты информации не требуется: медицинская организация платит абонентскую за подключение к облачному сервису. Правда, доработки МИС в таком случае тоже понадобятся.
Операторы иных систем могут передавать данные от коммерческой клиники и в ГИСЗ субъекта и обратно, при этом безопасность канала связи уже включена в стоимость. Операторы иных систем уже работали с разработчиками МИС, имеют нужный опыт, поэтому подключение в норме проходит быстро, за несколько дней.
Процесс получения статуса «оператор иной информационной системы» регламентирован Минздравом РФ. Сегодня зарегистрировано три таких оператора: информационная система «Мое здоровье», портал MedAboutMe.ru и программный комплекс N3.Health, который специализируется на подключении к ЕГИСЗ негосударственных клиник.
Подключение через оператора: бонусные функции
Несмотря на трудности, подключение к ЕГИСЗ – повод не только формально выполнить требования Минздрава, но и получить конкурентные преимущества. Государство проделало большую работу по развитию цифровых сервисов для медицины. Сотрудничая с разработчиком, имеющим опыт взаимодействия с госсистемами, клиника получает доступ к этим наработкам и может предложить своим пациентам полезные и современные сервисы.
Пример такого сервиса – электронная запись на прием. Пациенты смогут записаться в коммерческие клиники, не только через собственный сайт медорганизации, но и через сайт госуслуг, получать направления на услуги от других клиник.
У врачей появляется возможность направлять пациентов в другие частные или государственные медицинские учреждения прямо на приеме, без созвонов и отвлечений.
Бонус для частных клиник — возможность принять в сетку расписания записи от страховой. Экономия рабочего времени сотрудников контакт-центра и администраторов клиники очевидна.
Другой пример – сервис обмена данными лабораторных исследований. Сервис обеспечивает передачу заявок из клиник в лабораторные службы в электронном виде и позволяет вести их учет, отслеживать статус. Лечащий врач получает результаты анализов сразу, без задержек на доставку и внесение в МИС. Результаты можно выдать пациенту в личном кабинете клиники или на портале государственных услуг ЕПГУ.
К государственным сервисам уже подключены большинство крупных лабораторий, а значит, частные клиники смогут получить такую опцию уже готовой, «под ключ».
Множество плюсов имеет и сервис интегрированной электронной медицинской карты. Во-первых, это передача пациенту заключения врача прямо в Личный кабинет «Мое здоровье» на ЕПГУ. Во-вторых, единая информация о пациенте из множества источников: информационных систем филиалов клиники, диагностических лабораторий, стационарных отделений — даст врачу полную картину здоровья пациента и улучшит качество обслуживания. Доктор узнает, например, о выявленных аллергиях пациента, непереносимости лекарственных препаратов, особенностях организма (металлоконструкции, протезы, кардиостимуляторы и т.д.).
Если вы уже задумались, как подключиться к государственным системам, пора переходить к активным действиям. Подключение в комфортном для клиники ритме пока еще возможно.