ектения это в православии что такое

Православная Жизнь

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме можно услышать, как священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.

Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Источник

40. Понятие о литургии верных и главные действия, ее составляющие. Ектения, начинающая литургию верных. Херувимская песнь. Великий вход. Просительная ектения, внушение мира и любви, исповедание Символа веры

За литургией оглашенных следует литургия верных. Она называется так потому что при совершении ее в древнее время могли присутствовать только одни «верные», т.е. принявшие крещение и не отлученные от церкви. Главные действия этой, части литургии состоят: 1) в перенесении даров с жертвенника на престол, 2) в освящении даров, 3) в приготовлении верующих к причащению, 4) в самом причащении и 5) в благодарении за причащение. Литургия верных начинается ектениею: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Потом следуют две краткие ектении. После этих ектений диакон входит в алтарь, отворяет царские врата и совершает каждение. На клиросе в это время поют Херувимскую песнь:

«Иже Херувимы Тайно Образующе, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми, аллилуйя».

Мы таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь все житейские заботы, чтобы нам поднять Царя всех невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуйя.

Эта песнь называется Херувимскою потому, что начинается словом «Херувимы» и оканчивается песнью Херувимов «Аллилуйя». Слово «дори» греческое означает «копье». Выражение «дориносима» напоминает тот обычай, когда воины поднимали на щитах копьями своего полководца в знак особенного почета. Как земного царя с почетом окружают воины – телохранители, так всегда окружают Господа Царя Небесного Ангельские чины – воины небесные. Херувимскою песнею молящиеся призываются забыть все заботы о житейском и быть с такими чистыми мыслями пред Господом, с какими предстоят Ему на небе Херувимы; это для того, чтобы принять в себя в таинстве причащения Царя всех, которого невидимо с торжеством сопровождают Ангельские чины с песнею «Аллилуйя». После пения слов Херувимской песни «отложим попечение» совершается «великий вход» или перенесение приготовленных на проскомидии хлеба и вина с жертвенника на престол для освящения. Во время пения херувимской песни священник три раза тихо читает ее и при этом поднимает свои руки. Это напоминает моление Господа в саду Гефсиманском.

Великий вход напоминает нам вход Господа в Иерусалим. Снятие дискоса с головы диакона изображает снятие тела Иисуса Христа со креста, а постановление дискоса на престол – положение во гроб. Священник и диакон в это время изображают Иосифа и Никодима, которые сняли тело Христово со креста и положили во гроб. Кадило – душистые мази, которые принес Никодим. Покровы – плащаницу, которою было обвито тело Христово. Алтарь – Иерусалим, где пострадал Иисус Христос. Затворенные царские врата – камень, приваленный ко гробу. Закрытая завеса – печать, приложенную ко гробу.

После великого входа и пения херувимской песни начинается приготовление молящихся к присутствию во время совершения таинства Св. Причащения. Это приготовление начинается так: после закрытия царских врат диакон выходит на амвон и произносит просительную ектению, в которой есть особое прошение «О предложенных честных дарех». Тело и Кровь Христовы или Святое Причастие называются «дарами», потому что мы принимаем их не за какие-нибудь заслуги, но даром, по одной милости Божией. Этим прошением мы молим Господа о приготовленных для освящения хлебе и вине, чтобы Господь освятил их. После этой просительной ектении верующим внушается иметь мир и любовь со всеми, без чего нельзя присутствовать в храме. Священник, обратясь в алтаре лицом к западу благословляет народ и говорит: «мир всем», а диакон после этого возглашает:

«Возлюбим друг-друга да единомыслием исповемы»,

Мы будем любить друг – друга и единодушно выразим свою веру и будем исповедывать.

На клиросе пением дополняют, кого мы будем исповедывать: «Отца и Сыни Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». После этого пения диакон произносит: «двери, двери премудростию вонмем». Эти слова в древней христианской церкви относились к сторожам церковным. Они в эти святые минуты должны были крепко охранять двери церковные, чтобы никто не вошел в храм из оглашенных или неверных и никто не выходил их храма. Теперь же эти слова побуждают нас охранять двери своего сердца от дурных мыслей и желаний и быть внимательными к премудрости, изложенной в символе веры, который поется сейчас же после этих слов. Перед пением символа веры отнимают завесу от царских врат; это делается для того, чтобы показать верующим, что они могут исповедовать свою веру пред самым престолом Божиим и что царство Христово открывается людям только через веру. В начале пения символа веры молящиеся осеняют себя крестным знамением и тихо повторяют символ веры:

1) Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2) И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3) Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4) Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5) И воскресшего в третий день по писанием.

6) И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца.

7) И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

8) И в Духа Святого, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глоголавшего пророки.

9) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.

10) Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11) Чаю воскресения мертвых.

12) И жизни будущего века. Аминь.

Во время пения символа веры священник тихо в алтаре произносит его и при этом поднимает и опускает над чашей и дискосом большой покров-воздух; в знак присутствия Духа Божия над Святыми Дарами.

Для беседы с учащимися: Почему третья часть литургии называется литургиею верных? Кто называется верными? Какие главные действия этой части литургии? Чем начинается литургия верных? Как читается Херувимская песнь»? Почему эта песнь называется Херувимскою? Что значит слово «дориносима»? К чему призываются молящиеся Херувимскою песнею? Когда совершается великий вход? Как совершается великий вход? Где священник ставить чашу и дискос после великого входа? Что делают молящиеся во время великого входа и кому они подражают? Что изображает великий вход? Кого изображают священник и диакон во время великого входа? Что означают в это время кадило и покровы? Что напоминает снятие дискоса с головы диакона после великого входа? Что изображают в это время алтарь, царские врата и закрытая завеса? Что произносить диакон после закрытия царских врат? О чем мы молимся в просительной ектении? Что делает священник после просительной ектении? Что произносить диакон после благословения народа священником? К кому относились в древности слова о хранении дверей? Что означает отнятие завесы от царских врат перед пением символа веры? Что делает священник во время пения символа веры? Что означают в это время действия священника?

Источник: Издание «Сотрудник школ» А. К. Залесской. Москва, 1917 г.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Ектения

Екте­ния́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (про­тя­жен­ное, сугу­бое (моле­ние)) – назва­ние особой формы сов­мест­ного моле­ния на цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, когда диакон (или свя­щен­ник, если нет диа­кона) воз­гла­шает опре­де­лен­ные молит­вен­ные про­ше­ния, а хор, на каждое про­ше­ние, отве­чает (поёт) «Гос­поди, поми­луй» или «Подай, Гос­поди».

ектения это в православии что такое. Смотреть фото ектения это в православии что такое. Смотреть картинку ектения это в православии что такое. Картинка про ектения это в православии что такое. Фото ектения это в православии что такое

Окан­чи­ва­ется екте­ния воз­гла­сом свя­щен­ника. Екте­ния бывает несколь­ких видов: вели­кая – начи­на­ется сло­вами «Миром Гос­поду помо­лимся»; сугу­бая, т.е. уси­лен­ная, – начи­на­ется: «Рцем вси, от всея души…», с трое­крат­ным «Гос­поди, поми­луй» на каждое про­ше­ние (начи­ная с тре­тьего); про­си­тель­ная – в ней про­ше­ния закан­чи­ва­ются пением «Подай, Гос­поди» и малая – состоит только из трех про­ше­ний и начи­на­ется сло­вами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще екте­ния об огла­шен­ных, про­из­но­си­мая на литур­гии, екте­ния об умер­ших – т.н. заупо­кой­ная, и екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями, про­из­но­си­мые при совер­ше­нии таинств и иных чино­по­сле­до­ва­ний. Каждое молит­вен­ное про­ше­ние екте­нии сопро­вож­да­ется крест­ным зна­ме­нием и пояс­ным покло­ном.

«Екте­ния – молитва совер­шенно осо­бого харак­тера. Она рас­счи­тана на воз­можно мень­шее утом­ле­ние вни­ма­ния, на посто­ян­ное воз­буж­де­ние его. Ввиду этого цель­ная молитва делится на ряд крат­ких отры­воч­ных про­ше­ний, кото­рые пре­ры­ва­ются пением еще более крат­ких молит­вен­ных вос­кли­ца­ний «Гос­поди, поми­луй», «Подай, Гос­поди».

Назва­ние этой молитвы «екте­ния», εκτενή – напря­жен­ное, при­леж­ное моле­ние, в гре­че­ских бого­слу­жеб­ных книгах, впро­чем, усво­я­ется только так назы­ва­е­мой у нас «сугу­бой екте­нии»; екте­ния же вообще назы­ва­ется там συναπτή (под­ра­зу­ме­ва­ется ευχή) – состав­ная молитва.

Назва­ние екте­нии усво­ено этого рода молит­вам потому, что они явля­ются осо­бенно усерд­ными молит­вами, воз­но­си­мыми от всех веру­ю­щих. С целью при­вле­че­ния к уча­стию в них всех они про­из­но­сятся не свя­щен­ни­ком, лицом, по пер­во­на­чаль­ному обычаю, пре­клон­ного воз­раста («пре­сви­тер»), а диа­ко­ном, почему екте­ния в древ­них памят­ни­ках бого­слу­же­ния назы­ва­лась τα διακονικά, «диа­кон­ства».

Ввиду же того, что диакон не явля­ется свя­щен­но­дей­ству­ю­щим лицом в соб­ствен­ном смысле, екте­ния состав­ля­ется не в соб­ственно молит­вен­ных выра­же­ниях, а в выра­же­ниях, при­гла­ша­ю­щих к молитве и ука­зы­ва­ю­щих пред­меты ее. Но по вре­ме­нам (на вели­кой екте­нии в конце, в послед­нем про­ше­нии, а на сугу­бой и про­си­тель­ной в начале) это при­гла­ше­ние к молитве воз­вы­ша­ется до насто­я­щей молитвы («Заступи, спаси…», «Поми­луй нас, Боже…»)».

Во время Бого­слу­же­ния мы часто слышим ряд молит­вен­ных про­ше­ний, про­из­но­си­мых про­тяжно, мед­ленно, воз­гла­ша­е­мых диа­ко­ном или свя­щен­ни­ком от лица всех моля­щихся. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди, поми­луй!» или «Подай, Гос­поди». Это так назы­ва­е­мые екте­нии, от гре­че­ского наре­чия екте­нос – «усердно».

Екте­нии раз­де­ля­ются на несколько видов:

Вели­кая екте­ния

Сокра­щен­ная вели­кая екте­ния

Вели­кая екте­ния состоит из 12 про­ше­ний или отде­лов.

1. Миром Гос­поду помо­лимся.

Это значит; При­зо­вем на наше молит­вен­ное собра­ние мир Божий, или бла­го­сло­ве­ние Божие и под сению лица Божия, с миром и любо­вью к нам обра­ща­е­мого, при­сту­пим к моле­ниям о наших нуждах. Равным обра­зом и молиться будем в мире, про­стивши вза­им­ные обиды ( Мф.5:23-24 ).

2. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших, Гос­поду помо­лимся.

«Мир свыш­ний» – это мир земли с небом, при­ми­ре­ние чело­века с Богом или полу­че­ние от Бога про­ще­ния в грехах чрез Гос­пода нашего Иисуса Христа. Плодом же про­ще­ния грехов или при­ми­ре­ния с Богом, служит спа­се­ние наших душ, о чем мы также молимся во втором про­ше­нии Вели­кой екте­нии.

3. О мире всего мира, бла­го­сто­я­нии святых Божиих церк­вей и соеди­не­нии всех, Гос­поду помо­лимся.

В тре­тьем про­ше­нии мы молимся не только о соглас­ной и друж­ной жизни между людьми на земле, не только о мире всей все­лен­ной, но и мире, более широ­ком и более глу­бо­ком, это: мир и согла­сие (гар­мо­ния) во всем мире, в пол­ноте всех Божиих тво­ре­ний (неба и земли, моря и «вся яже в них», анге­лов и чело­век, живых и умер­ших).

Второй пред­мет про­ше­ния; бла­го­сто­я­ния, т.е. спо­кой­ствие и бла­го­по­лу­чие святых Божиих церк­вей или отдель­ных пра­во­слав­ных обществ.

Плодом и след­ствием про­цве­та­ния и бла­го­ден­ствия пра­во­слав­ных обществ на земле будет обшир­ное нрав­ствен­ное еди­не­ние: согла­сие, друж­ное воз­ве­ще­ние славы Богу от всех стихий мира, от всех оду­шев­лен­ных существ, будет такое про­ник­но­ве­ние «всего» высшим рели­ги­оз­ным содер­жа­нием, когда будет Бог «совер­шенно во всем» ( 1Кор.15:28 ).

4. О святом храме сем, и с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим вхо­дя­щих в он, Гос­поду помо­лимся.

Бла­го­го­ве­ние и страх Божий выра­жа­ются в молит­вен­ном настро­е­нии, в отло­же­нии житей­ских попе­че­ний, в очи­ще­нии сердца от вражды и зави­сти. С внеш­ней сто­роны бла­го­го­ве­ние выра­жа­ется в телес­ной чистоте, в при­лич­ной одежде и в воз­дер­жа­нии от раз­го­во­ров и ози­ра­ний по сто­ро­нам.

Молиться о Святом Храме, значит про­сить Бога, чтобы не отсту­пал нико­гда Он от храма своею бла­го­да­тию; но сохра­нил от осквер­не­ния вра­гами веры, от пожа­ров, зем­ле­тря­се­ний, гра­би­те­лей, чтобы в храме не оску­де­вали сред­ства для под­дер­жа­ния его в цве­ту­щем состо­я­нии.

Храм име­ну­ется святым по свя­то­сти свя­щен­ных дей­ствий, в нем совер­ша­е­мых и по бла­го­дат­ному при­сут­ствию в нем Бога, со вре­мени освя­ще­ния. Но не для вся­кого доступна бла­го­дать, в храме пре­бы­ва­ю­щая, а только для всту­па­ю­щих в него с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим.

5. О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем Свя­тей­шем Пат­ри­архе (имя), о Гос­по­дине нашем Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шем мит­ро­по­лите (или: архи­епи­скопе, епи­скопе) (имя), чест­нем пре­сви­тер­стве, во Христе диа­кон­стве, о всем причте и людех, Гос­поду помо­лимся.

6. О Бого­хра­ни­мей стране нашей (Рос­сий­стей), вла­стех и воин­стве ея, Гос­поду помо­лимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живу­щих в них, Гос­поду помо­лимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жите­лях их (потому что по хри­сти­ан­скому бра­то­лю­бию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О бла­го­рас­тво­ре­нии воз­ду­хов, о изоби­лии плодов земных и вре­ме­нех мирных, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода даро­вать нам хлеб насущ­ный, то есть все необ­хо­ди­мое для нашей земной жизни. Просим бла­го­при­ят­ной погоды для про­из­рас­та­ния хлебов, а также мир­ного вре­мени.

9. О пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих, неду­гу­ю­щих, страж­ду­щих, пле­нен­ных, и о спа­се­нии их, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии Св. Цер­ковь при­гла­шает нас молиться не только о при­сут­ству­ю­щих, но и об отсут­ству­ю­щих: 1) нахо­дя­щихся в дороге (пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих), 2) боля­щих, неду­гу­ю­щих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страж­ду­щих (то есть при­ко­ван­ных к одру опас­ной болез­нью 1 ) и 3) о нахо­дя­щихся в плену.

10. О изба­ви­тися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода изба­вить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бед­ствий и невы­но­си­мого стес­не­ния.

11. Заступи, спаси, поми­луй, и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тью.

В этом про­ше­нии мы молим Гос­пода огра­дить нас, сохра­нить и поми­ло­вать чрез Его милость и бла­го­дать.

12. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу Нашу Бого­ро­дицу, и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Матерь Божию мы потому посто­янно при­зы­ваем в екте­ниях, что Она служит нашей Заступ­ни­цей и Хода­тай­ни­цей перед Гос­по­дом. После обра­ще­ния за помо­щью к Матери Божией Св. Цер­ковь сове­тует себя, друг друга и всю жизнь нашу пору­чить Гос­поду.

Вели­кая екте­ния иначе назы­ва­ется «мирною» (потому что в ней часто испра­ши­ва­ется людям мир).

В древ­но­сти екте­нии были сплош­ными молит­вами по форме и общими молит­вами всех при­сут­ству­ю­щих во храме, дока­за­тель­ством чего и явля­ется, между прочим, слова «Гос­поди поми­луй», сле­ду­ю­щие за воз­гла­ше­ни­ями диа­кона.

Сугу­бая екте­ния

Вторая екте­ния назы­ва­ется «сугу­бой», то есть уси­лен­ною, потому что на каждое про­ше­ние, про­из­но­си­мое диа­ко­ном, певчие отве­чают трой­ным «Гос­поди поми­луй». Сугу­бая екте­ния состоит из сле­ду­ю­щих про­ше­ний:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем.

Скажем Гос­поду от всей души и от всего помыш­ле­ния нашего: (далее и пояс­ня­ется, что именно скажем).

2. Гос­поди Все­дер­жи­телю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Гос­поди Все­дер­жи­тель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и поми­луй.

3. Поми­луй нас, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Поми­луй нас, Гос­поди, по Твоей вели­кой бла­го­сти. Молимся Тебе, услыши и поми­луй.

4. Еще молимся о всем Хри­сто­лю­би­вом воин­стве.

Еще молимся за всех воинов, как защит­ни­ков Веры и Оте­че­ства.

5. Еще молимся о бра­тиях наших, свя­щен­ни­цех, свя­щен­но­мо­на­сех, и всем во Христе брат­стве нашем.

Еще молимся о бра­тиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о бла­жен­ных и прис­но­па­мят­ных свя­тей­ших Пат­ри­ар­сех пра­во­слав­ных, и бла­го­че­сти­вых царех, и бла­го­вер­ных цари­цех, и созда­те­лех свя­того храма сего, и о всех пре­жде­по­чив­ших отцех и бра­тиях, зде лежа­щих и повсюду, пра­во­слав­ных.

Еще молимся о свят. пра­во­слав­ных Пат­ри­ар­хах, о бла­го­вер­ных пра­во­слав­ных царях и цари­цех; – о всегда памят­ных созда­те­лях Св. храма; о всех наших умер­ших роди­те­лях и бра­тьях, погре­бен­ных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о мило­сти, жизни, мира, здра­вии, спа­се­нии, посе­ще­нии, про­ще­нии и остав­ле­нии грехов рабов Божиих братии Свя­того храма сего.

В этом про­ше­нии мы просим у Гос­пода телес­ных и духов­ных благ при­хо­жа­нам того храма, где совер­ша­ется служба.

8. Еще молимся о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во святем и все­чест­нем храме сем, труж­да­ю­щихся, поющих и пред­сто­я­щих людех, ожи­да­ю­щих от Тебе вели­кия и бога­тыя мило­сти.

Еще молимся о людях: «пло­до­но­ся­щих» (т.е. при­но­ся­щих веще­ствен­ные и денеж­ные пожерт­во­ва­ния на бого­слу­жеб­ные потреб­но­сти в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «доб­ро­де­ю­щих» (т.е. про­из­во­дя­щих укра­ше­ния в храме или жерт­ву­ю­щих на под­дер­жа­ние бла­го­ле­пия в храме), а также о дела­ю­щих какую-нибудь работу в храме, напри­мер, чита­ю­щих, поющих, и о всех людях, нахо­дя­щихся в храме в ожи­да­нии вели­кой и бога­той мило­сти.

Про­си­тель­ная екте­ния

Про­си­тель­ная екте­ния состоит из ряда про­ше­ний, окан­чи­ва­ю­щихся сло­вами «у Гос­пода просим», на кото­рые певчие отве­чают сло­вами: «подай Гос­поди». Чита­ется про­си­тель­ная екте­ния так:

1. Испол­ним (вечер­нюю или утрен­нюю) молитву нашу Гос­по­деви.

Совер­шим (или допол­ним) нашу молитву к Гос­поду.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

Защити, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Дне (или вечера) всего совер­ше­ние, свята, мирна и без­грешна, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы нам этот день (или вечер) про­ве­сти целе­со­об­разно, свято, мирно и без­грешно.

4. Ангела мирна, верна настав­ника, хра­ни­теля душ и телес наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода Св. Ангела, кото­рый явля­ется верным настав­ни­ком и хра­ни­те­лем души нашей и тела.

5. Про­ще­ния и остав­ле­ния грехов и пре­гре­ше­ний наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода про­ще­ния и остав­ле­ния грехов (тяжких) и пре­гре­ше­ний (легких) наших.

6. Добрых и полез­ных душам нашим и мира мирови у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода всего полез­ного и доб­рого нашим душам, спо­кой­ствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и пока­я­нии скон­чати, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы остав­ше­еся время нашей жизни мы про­жили в мире и спо­кой­ной сове­сти.

8. Хри­сти­ан­ская кон­чины живота нашего, без­бо­лез­нены, непо­стыдны, мирны, и Добраго ответа на страш­ном судищи Хри­стово, просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы кон­чина наша была бы хри­сти­ан­ской, то есть с испо­ве­дью и При­ча­ще­нием Св. Тайн, без­бо­лез­нен­ной, непо­стыд­ной и мирной, то есть чтобы мы перед кон­чи­ной поми­ри­лись со своими близ­кими. Испро­сим доб­рого и без­бо­яз­нен­ного ответа на Страш­ном Суде.

9. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Малая екте­ния

Малая екте­ния пред­став­ляет собой сокра­ще­ние вели­кой екте­нии и заклю­чает только сле­ду­ю­щие про­ше­ния:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Гос­поду помо­лимся.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Иногда к этим про­ше­ниям вели­кой, сугу­бой, малой и про­си­тель­ной екте­ний при­со­еди­ня­ются еще другие, состав­лен­ные по спе­ци­аль­ному поводу, напри­мер, по случаю погре­бе­ния или поми­но­ве­ния усоп­ших, по случаю освя­ще­ния воды, начала учения, наступ­ле­ния Нового Года.

Эти екте­ний с допол­ни­тель­ными «изме­ня­ю­щи­мися про­ше­ни­ями» содер­жатся в особой книге для молеб­ных пении.

Заупо­кой­ная екте­ния

в) Трой­ная заупо­кой­ная екте­ния состоят из трех про­ше­ний, в кото­рых повто­ря­ются мысли вели­кой екте­нии.

Екте­ния об огла­шен­ных

Екте­ния о выходе огла­шен­ных

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния

При­ме­ча­ние

1 Иные зна­че­ния слова “страж­дать”: 1) стра­дать, мучиться; 2) много тру­диться, рабо­тать; 3) сно­сить, тер­петь; 4) под­ви­заться, под­вер­гаться. (Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­ченко. Полный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *