если апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения что делать дальше
20 правил апелляции по ГПК от Пленума ВС
Впервые Пленум обсуждал апелляционные правила гражданского процесса на заседании 6 апреля. Тогда проект направили на доработку, итогом которой стали незначительные правки. Но и 27 апреля Пленум не стал принимать это постановление: вопрос сняли с повестки «для продолжения работы над проектом». Вероятно, документ будет принят одновременно с разъяснениями кассационного процесса по ГПК – их представили только сегодня и также отправили на доработку.
В 2019 году суды общей юрисдикции пополнились собственными апелляциями. Предыдущие разъяснения правил апелляционного процесса, принятые в 2012 году, не содержали отсылки на новые суды, и Пленум исправил эту ситуацию.
ВС напоминает, что районные суды рассматривают в апелляции решения мировых судов, а городские, областные и верховные суды субъектов – те, что были приняты районными судами по первой инстанции. Апелляционные CОЮ слушают дела, которые по первой инстанции изучали городские, областные и верховные суды субъектов.
Новые разъяснения, как и «старая» версия 2013 года, подчеркивают: судебные приказы в апелляционном порядке не оспариваются. Их можно попытаться отменить в кассационном суде.
Жаловаться в апелляцию можно на решение суда в целом, на его часть, на дополнительное решение, а также на решения по вопросам о судебных расходах и о порядке и сроках исполнения решения.
Если апелляция подана не на решение суда в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу целиком.
Пленум напоминает, что подать жалобу на решение суда первой инстанции можно в месячный срок с момента вынесения решения.
Если суд в заседании огласил только резолютивную часть решения, то срок считается с момента изготовления мотивировочной части решения.
Так, если мотивированное решение составлено 31 июля, то последним днем для подачи жалобы является 31 августа – число, соответствующее дате составления мотивированного решения. Если в следующем месяце нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Например, когда мотивировка составлена 31 марта, то последним днем срока станет 30 апреля.
Если последний день срока выпадает на выходной день либо на нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается следующий за ним первый рабочий день.
Подать жалобу можно не только через канцелярию суда, но и в таком случае нужно быть внимательным со сроками.
Так, срок на подачу апелляции не будет считаться пропущенным, если заявитель успел отнести ее на почту до 23:59 последнего дня срока. В таком случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте или квитанции о приеме заказной корреспонденции.
А если заявитель загрузил жалобу через сайт суда, то время ее подачи будет считаться с момента «поступления в соответствующую информационную систему».
Нахождение директора организации в командировке или в отпуске не признают уважительной причиной для опоздания с обжалованием. Отсутствие в штате организации юриста и ссылка на отсутствие денег для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины тоже не поможет восстановить срок.
Пленум ВС напоминает, что, помимо этого, у сторон есть и процессуальные причины для восстановления срока. Например, позднее получение копии решения из суда или неучастие в суде первой инстанции, которое произошло по ошибке суда. Нарушение права участников процесса на ознакомление с материалами дела и копирование этих материалов – тоже повод для восстановления срока.
Гражданский процессуальный кодекс предусматривает, что апелляцию нужно подавать в суд, который принял обжалуемое решение, то есть в первую инстанцию. Но заявители нередко ошибаются и подают жалобу сразу в апелляционный суд.
Пленум ВС отметил, что в таких случаях документ не нужно возвращать заявителю – суд должен сам направить его в первую инстанцию для проведения всех необходимых процессуальных действий.
Пленум ВС оставляет судам меньше пространства для ненужного формализма и закрепляет, что суд не вправе оставить жалобу без движения из-за недостатков и ошибок в оформлении жалобы. Так что грамматические или технические ошибки или описки не помешают рассмотрению апелляции.
Участники спора вправе подать свои возражения на апелляционную жалобу. «Если возражения на апелляционную жалобу поступили в суд первой инстанции после направления дела в суд апелляционной инстанции, то эти возражения с приложенными к ним документами пересылаются в суд апелляционной инстанции», – подчеркивает ВС.
Пленум ВС предписывает судам первой инстанции «по своей инициативе» и исходя из доводов апелляционных жалоб исправлять описки, опечатки или явные арифметические ошибки в судебном акте, рассматривать замечания на протокол или аудиозапись судебного заседания, а также принимать дополнительные решения, если это необходимо.
Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные судьи выяснят, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке административного судопроизводства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам КАС.
Такой переход возможен и после начала рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, объясняет Пленум.
У апелляционной инстанции есть два месяца на то, чтобы рассмотреть жалобу. Срок считается со дня поступления дела в суд. Но если дело сложное, то председатель суда, его заместитель или председатель судебного состава могут продлить двухмесячный срок – но лишь один раз и только на один месяц.
Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, по общему правилу в апелляции не рассматриваются.
Исключение составляют только требования, которые первая инстанция должна была разрешить вне зависимости от того, были они заявлены или нет. Например, о взыскании алиментов на ребенка по делам о лишении и об ограничении родительских прав.
По общему правилу, апелляционный суд не исследует новые или дополнительные доказательства по делу. Но Пленум закрепляет право сторон в некоторых случаях все же предоставлять такие доказательства.
Это возможно, если первая инстанция необоснованно отклонила ходатайство о приобщении доказательства. Но новые доказательства не будут исследоваться, если выяснится, что заявитель злоупотребил своими процессуальными правами и намеренно скрыл их от первой инстанции.
Оглашение имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов или воспроизведение аудио- и видеозаписей должно происходить только при необходимости. По общему правилу, тратить время суда и участников процесса на это не нужно.
Пленум закрепил за апелляционным судом право выходить за пределы доводов апелляционной жалобы. В некоторых случаях апелляция может проверить решение суда первой инстанции в полном объеме – если это «соответствует интересам законности». К таким «интересам» Пленум относит защиту семьи, обеспечение права на жилище, охрану здоровья, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образование, а также необходимость охраны правопорядка.
Апелляционная инстанция должна проверять решения в полном объеме и в том случае, если обжалуемая часть «неразрывно связана» с другими частями решения.
Несоответствие резолютивной части мотивированного решения суда резолютивной части решения, объявленной в судебном заседании, – это существенное нарушение, влекущее безусловную отмену акта первой инстанции.
А вот отсутствие в деле протокола заседания или отсутствие на нем необходимой подписи – это не безусловное основание для отмены решения, если в деле есть еще и аудио- или видеозапись суда.
Верховный суд напоминает: итогом удовлетворения апелляционной жалобы должно стать новое решение или определение о прекращении производства по делу. «Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по общему правилу не допускается», – подчеркивает Пленум.
Но и из этого правила существуют исключения. Например, дело нужно вернуть в первую инстанцию, если нижестоящий суд ошибся с подсудностью или рассмотрел дело без исследования фактических обстоятельств. Новое решение не примут, если суд ошибочно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства. В таком случае первая инстанция рассмотрит спор повторно, но уже по общим правилам искового производства.
Процессуальный институт снятия дела/жалобы с апелляционного рассмотрения в гражданском процессе. Не поименованный в законодательстве феномен
Гражданский процессуальный кодекс в статье 328 содержит исчерпывающий, на первый взгляд, перечень полномочий суда апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
Однако в сложившейся практике апелляционными судами широко используется и иной институт, пока ещё не нашедший своего отражения на страницах кодекса: снятие дела или жалобы с рассмотрения (или, как нередко пишут, с апелляционного рассмотрения) и направление в суд первой инстанции для совершения определённых действий.
С момента принятия ГПК количество определений о снятии дела с рассмотрения исчисляется уже тысячами и хотелось бы систематизировать случаи, служащие поводом для вынесений судами таких судебных актов.
При снятии дела с рассмотрения суды, как правило, включают в определение ссылки на следующие статьи ГПК:
44 – процессуальное правопреемство
112 – восстановление процессуальных сроков
Кроме того, суды, обосновывая снятие дела или жалобы с рассмотрения, нередко ссылаются на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», а именно на следующие его пункты:
П. 16, указывающий на обязанность именно суда первой инстанции исправлять ошибки и выносить, при надобности, дополнительное решение;
П. 18, в силу которого апелляция вправе возвратить жалобу вместе с делом в суд первой инстанции, если имелись основания для возвращения или оставления жалобы без движения, а суд первой инстанции не совершил соответствующих процессуальных действий;
П. 19, указывающий на необходимость рассматривать все апелляционные жалобы в рамках одного заседания. Данный пункт указывает на обязанность суда апелляционной инстанции возвращать дело в первую инстанцию при поступлении другой апелляционной жалобы для совершения соответствующих процессуальных действий.
По результатам анализа определений о снятии дела с апелляционного рассмотрения можно говорить о следующих наиболее часто встречающихся основаниях для такого процессуального действия (перечислены в произвольной последовательности):
Из означенного перечня особое недоумения вызывает снятие дела с рассмотрения при отсутствии в материалах протокола судебного заседания, поскольку часть 5 ст. 330 ГПК прямо указывает на то, что в таких случаях суд апелляционной инстанции не возвращает дело, а рассматривает его по правилам производства в суде первой инстанции.
Однако подобный подход был даже фактически одобрен Верховным судом в Решении от 15.11.2016 № ДК16-68. Верховный суд оставил в силе решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи Гудзовской, указав, среди прочего, что 40 рассмотренных ей дел были впоследствии сняты с рассмотрения из-за отсутствия протоколов судебных заседаний и судебных постановлений.
Что интересно, в судебных актах арбитражных судов такой процессуальный институт, применительно к делу или жалобе, не упоминается ни разу. С рассмотрения могут сниматься заявления, ходатайства, либо отдельные вопросы в рамках конкретного дела, но не апелляционная жалоба.
Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ, вносящий множественные поправки в процессуальное законодательство, который скоро вступит в силу, отчасти решил этот вопрос, дополнив ГПК статьёй 325.1 следующего содержания:
«Статья 325.1. Возвращение дела судом апелляционной инстанции
1. Суд апелляционной инстанции возвращает дело, поступившее с апелляционными жалобой, представлением, в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было рассмотрено:
1) заявление о восстановлении срока на подачу апелляционных жалобы, представления;
2) замечание на протокол судебного заседания;
3) заявление о вынесении дополнительного решения.
2. Суд апелляционной инстанции также возвращает дело в суд первой инстанции, если судом первой инстанции не было изготовлено мотивированное решение.»
С одной стороны хорошо, что данный сложившийся институт хотя бы отчасти найдёт своё отражение в законодательстве. С другой – жаль, что судьи апелляционной инстанции во всех остальных случаях, похоже, будут продолжать действовать по неким неписаным нормам с неопределённой сферой применения. Не мешало бы также упомянуть термин «снятие с рассмотрения» в ГПК, коль скоро он столь активно используется апелляционными судами и определиться, наконец, что именно суд снимает с рассмотрения – дело, или жалобу.
Что делать, если проиграл суд?
Алгоритм от адвоката: что делать в случае проигрыша инстанции?
В процессе участвует две стороны. Если одна сторона выигрывает суд, то вторая – проигрывает. Проиграть может как истец, так и ответчик. Проигравшая сторона, кроме того, еще и обязана возместить своему оппоненту судебные расходы. Если проиграл суд, что делать?
Спойлер: Использовать все возможности для оспаривания. Идти до конца.
Содержание статьи:
Обжалование в апелляционной инстанции
Порядок апелляционного обжалования в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах очень похожи.
Жалобу и в гражданском, процессе можно подать в течение одного месяца с момента вынесения решения суда. Если проиграли арбитражный процесс, то срок на обжалование такой же.
Если вы пропустили срок по уважительной причине, суд может восстановить его по вашему ходатайству.
Для физических лиц уважительными могут быть: болезнь, длительная командировка, неразъяснение судом порядка обжалования.
Для компаний командировки или болезни руководителей и юристов срок восстановить не помогут, но суд встанет на вашу сторону, если, например, вы поздно получили решение суда, а в картотеке арбитражных судов решение не было опубликовано.
Подача апелляционной жалобы
Апелляционная жалоба подается через суд, вынесший решение, но в жалобе вы должны указать суд, в который ее направляете:
Не забудьте приложить документ об оплате госпошлины (или ходатайство об ее отсрочке), а также квитанцию о направлении копии жалобы другой стороне.
Составим апелляционную жалобу
Грамотно
Быстро
Онлайн (возможно оказание услуги онлайн)
Какое решение может вынести апелляция:
Но чтобы суд удовлетворил вашу жалобу, у него должны быть достаточные основания для этого. Они идентичны и для судов общей юрисдикции, и для арбитражных, а именно:
Чтобы убедить суд апелляционной инстанции в том, что имеются основания для отмены или изменения решения, не стоит переписывать исковое заявление. Необходимо проанализировать оспариваемый судебный акт, и указать на недостатки решения, опираясь на нормы закона и судебную практику. Для составления жалобы обратитесь к опытному адвокату. Кроме того, вы можете заказать экспертизу вынесенного решения у правоведов, имеющих блестящую репутацию и ученую степень.
Если проиграл суд и в апелляции, то постановление суда апелляционной инстанции сразу же вступает в законную силу, но есть еще возможность обратиться с кассационной жалобой.
Кассация (кассационная инстанция)
И в гражданском, и в арбитражном процессе существует так называемая «сплошная» кассация, при которой суд принимает к рассмотрению все поступившие кассационные жалобы, если они соответствуют обязательным требованиям.
Обратиться в кассацию возможно только, если подавалась апелляционная жалоба.
Подача кассационной жалобы
Жалобы также подаются через суд первой инстанции. К ней не забудьте приложить документы, подтверждающие оплату госпошлины и направление копии другой стороне.
Составим кассационную жалобу
Грамотно
Быстро
Онлайн (возможно оказание услуги онлайн)
По итогам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции может:
Основания для отмены судебного акта: несоответствие выводов суда доказательствам и фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение материальных или процессуальных правовых норм.
Чтобы суд кассационной инстанции отменил вступивший в силу судебный акт, должны быть веские основания, и нарушения, допущенные судами, должны быть значительными. Составление кассационных жалоб требует от адвокатов и юристов высокой квалификации и большого опыта.
Как составить кассационную жалобу по арбитражному спору? Читайте алгоритм!
Что делать если проиграл кассационный суд? И в гражданском, и в арбитражном процессе есть еще вторая кассация.
Вторая кассация и надзор
Если кассация оставила незаконный, по вашему мнению, судебный акт в силе, у вас есть возможность, обратиться в соответствующую коллегию Верховного суда (гражданскую или по экономическим спорам).
Кассационная жалоба не попадает автоматически на рассмотрение коллегии, а проходит стадию отбора. Вначале ее рассматривает единолично судья Верховного суда и принимает решение, передать жалобу или отказать в этом.
Заказать кассационную жалобу в Верховный суд
Грамотно
Быстро
Онлайн (возможно оказание услуги онлайн)
И на отказ в восстановлении срока, и на отказ в передаче жалобы на рассмотрение коллегии вы можете пожаловаться председателю ВС или его заместителю, но если он откажет, то его решение будет для вас окончательным, так как в надзор можно обратиться только после вынесения судебной коллегией ВС решения по существу.
В коллегию передается незначительное количество всех поступающих жалоб, поэтому написание такой жалобы требует высокой квалификации от юриста, так как необходимо убедить сначала судью ВС передать ее в коллегию, а потом убедить коллегию отменить судебные акты.
Полномочия судебной коллегии такие же, как и у кассационных судов, но основаниями для отмены постановлений и решений являются только существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Если вы проиграли Верховный суд в кассации, у вас еще остается возможность подать надзорную жалобу.
Что касается надзорной инстанции, то туда попадает совсем незначительное число дел. Надзорную жалобу также вначале рассматривает судья ВС единолично, он передает ее в надзорную инстанцию или отказывает в передаче. Надзорной инстанцией является президиум Верховного суда.
Надзорную жалобу можно направить не позднее трех месяцев с момента вынесения определения коллегией ВС по существу. Срок также может быть восстановлен судом по вашему ходатайству, а отказ в восстановлении срока или в передаче дела в президиум ВС можно обжаловать у председателя ВС или его заместителей.
В порядке надзора судебные акты могут быть отменены только если нарушены права и свободы, предусмотренные Конституцией или международным правом, публичные интересы или единообразие судебной практики.
По ходатайству заинтересованных лиц или по представлению генерального прокурора председатель ВС или его заместители могут внести в президиум на пересмотр дело не позднее шести месяцев с момента принятия последнего судебного акта, если посчитает, что нарушены фундаментальные основы материального или процессуального права.
Заказать надзорную жалобу
Грамотно
Быстро
Онлайн (возможно оказание услуги онлайн)
Затраты на обжалование решения суда
По общему правилу, одинаковому и в гражданском, и в арбитражном процессе, судебные расходы взыскиваются с проигравшей стороны в пользу победившей, пропорционально удовлетворенным требованиям. Если вы проиграли дело в суде, готовьтесь доказывать необоснованность и неразумность расходов своего оппонента.
В состав таких расходов входят: оплата услуг представителя, госпошлина, стоимость почтовых услуг, проезда и проживания, экспертизы, услуг специалистов и переводчиков.
Более подробно о порядке взыскания судебных расходов мы писали в статье.
Если вы проиграли суд, как платить за услуги представителя другой стороны?
Стоимость услуг представителя взыскивается в разумных пределах, то есть в соответствии со стоимостью аналогичных услуг в регионе.
Часто судьи берут за основу среднюю стоимость услуг, публикуемую соответствующими адвокатскими палатами. Суды учитывают объем заявленных требований, цену иска, сложность дела, наличие аналогичной судебной практики, количество и длительность судебных заседаний.
Также в разумных пределах взыскивается стоимость проезда и проживания представителя, учитывая стоимость экономичного транспорта и гостиниц. Если представитель летел самолетом, то он может доказать, что в соответствующем регионе нет другого транспорта и иным образом добраться до места суда невозможно.
Вопрос о распределении судебных расходов может быть решен судом соответствующей инстанции в итоговом судебном акте. Кроме того, заявление о возмещении судебных расходов может быть подано в суд первой инстанции не позднее трех месяцев с момента вступления в силу последнего судебного акта по делу. Срок может быть восстановлен, если пропущен по уважительной причине.
В гражданском процессе предусмотрена компенсация за фактическую потерею времени, взыскиваемая со стороны, подавшей заведомо неосновательный иск, недобросовестно затягивающей процесс, а арбитражном процессе суд может отнести судебные расходы, на сторону злоупотребляющую своими процессуальными правами. Такие правовые нормы побуждают стороны вести себя добросовестно, хотя недобросовестное поведение нужно еще доказать.
В Адвокатском бюро «Правовая гарантиЯ» Вы получите квалифицированную юридическую помощь. Работаем на всех инстанциях и любой стадии судопроизводства. Используем все легальные способы решить спор в пользу доверителя. Опыт успешных кассационных жалоб в Верховном суде РФ и защите интересов доверителя.
Как обжаловать решение суда
Когда судья выносит решение, одна из сторон этим решением часто недовольна.
Это нормально: если бы была «золотая середина», участники договорились бы обо всем до суда. Важно заранее оценить перспективы и понять: решение вам просто не нравится или оно неправильное с точки зрения закона. В первом случае имеет смысл обжаловать решение суда, только чтобы его исполнили позже. Во втором случае результат обжалования напрямую зависит от количества и качества документов, которые попали в дело в первой инстанции.
В статье я расскажу, как обжаловать решение суда общей юрисдикции первой инстанции, то есть про апелляционную процедуру.
Кто и в какой срок может обжаловать решение суда
Не все имеют право обжаловать решение. Вот кто может это сделать:
Решение можно обжаловать, пока оно не вступило в законную силу. Сначала судья выносит мотивированное решение. Это полное решение суда, в котором судья подробно рассказывает, какие доказательства сторон он рассматривал и почему счел их убедительными или сомнительными. Потом проходит месяц, и решение вступает в законную силу.
Если дело рассмотрели без вызова сторон, в упрощенном порядке, решение вступит в силу через 15 дней после принятия или после составления мотивированного решения по запросу участника судебного процесса.
Еще существует резолютивная часть решения. В ней судья пишет, кто с кем и о чем спорил, кратко перечисляет законодательные нормы, которыми руководствовался, и приводит итоговое решение. Резолютивную часть оглашают в заседании.
Мотивированное решение судья районного суда обязан составить в течение 10 дней после оглашения резолютивной части, а мировой судья — тоже в течение 10 дней, но после того, как поступит запрос от участника процесса. Но на практике так бывает не всегда.
С 1 октября 2019 года составлять мотивированное решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, суды будут не 5, а 10 дней после запроса от участника процесса. Так что решение вступит в силу позднее
Бывает так, что судья составляет мотивированное решение недели две — а дату, когда он составил решение, указывает «по правилам». В одном деле, где я участвовала, судья написала мотивированное решение через три недели после того, как решение огласили. За это время она успела слетать в отпуск. Бывает и наоборот — когда судьи надолго закрываются в своем кабинете после заседания и выходят сразу с мотивированным решением.
Когда судьи долго готовят решение, хочется ускорить процесс. Некоторые юристы подают жалобу председателю, но я так делать не советую. Задержки не так велики, чтобы портить отношения с судьями.
Не исключено, что позже вы попадете к этому же судье с субъективным вопросом вроде компенсации морального вреда. Если судья злопамятный, он может присудить вам 10 тысяч вместо 20. И такое вряд ли получится обжаловать. Или же в другом процессе не удастся договориться с судьей на удобное вам время судебного заседания. Тогда придется отказаться от запланированного отпуска, потому что когда-то вы отказались понять загруженность судьи.
Если судья задерживает выдачу мотивированного решения, это не мешает подать краткую апелляционную жалобу. Всё равно суд первой инстанции будет направлять в апелляционный суд готовое дело с полным решением, и до апелляционного заседания у вас будет возможность получить решение и обдумать его недостатки.
Скачать образец краткой жалобыPDF, 52 КБ
Скачать образец полной жалобы на решение судаPDF, 60 КБ
Вы можете звонить в суд первой инстанции и регулярно напоминать о своем желании получить решение. Еще можно раз в неделю письменно запрашивать решение — бланки и образцы есть в канцелярии. Письменные запросы будут проходить через председателя суда — мне это помогало.
Апелляционная инстанция должна рассмотреть жалобу в течение двух месяцев. На практике, скорее всего, так и получится. Но если суд решит рассматривать дело по правилам суда первой инстанции — с представлением дополнительных доказательств — все может затянуться.
Зачем юристы подают краткую жалобу
Чтобы имело смысл подавать апелляционную жалобу, в ней нужно указать веские доводы. Но иногда времени на подготовку этих доводов просто нет: поздно получили решение или человек обратился к юристу только после провала дела в первой инстанции. В этом случае нужно срочно подать в суд краткую апелляционную жалобу, чтобы не пропустить сроки обжалования, а потом уже готовить «сильную» жалобу.
За свою практику я подала десятки кратких жалоб. Но когда доводилось представлять интересы физических лиц, не раз сталкивалась с недоверием клиентов к такой жалобе. Они считали, что это непрофессионально, и порой уходили к другим юристам. Но в обжаловании важны процессуальные моменты — если их не соблюдать, жалоба может вообще не дойти до апелляционной инстанции. А чтобы победить, нужно отшлифовать ее содержание. Это лучше не делать второпях.
В какой срок можно обжаловать заочные решения
Бывает, что суды извещают ответчика о заседании, но он не приходит. В этом случае судья может вынести заочное решение и направить его ответчику по почте. У ответчика есть 7 дней после того, как ему вручили копию решения. За это время он может сообщить суду, почему его не было на заседании, и потребовать отменить решение. Все сообщения суду направляют в письменной форме почтой или через канцелярию суда. К сообщению нужно приложить документы, которые подтверждают, что ответчика не было по уважительным причинам.
Месяц на апелляционное обжалование отсчитывают после окончания этих семи дней или, если ответчик подал заявление об отмене, после вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления. Если срок пропустили по уважительной причине, можно вместе с жалобой заявить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Например, суд может восстановить срок на обжалование, если человек не знал о рассмотрении дела, потому что повестки приходили по адресу, где он не живет. В таких случаях срок восстанавливают по ходатайству заинтересованного лица.
Скачать образец ходатайства о восстановлении срока на обжалованиеPDF, 72 КБ
Гражданско-процессуальный кодекс называет одной из уважительных причин пропуска сроков тяжелую болезнь — когда человек знал о вынесенном решении, но не мог подать жалобу по объективным причинам. Но на практике суд восстанавливает сроки, только если человек не только не был способен лично дойти до суда или почты, чтобы отправить жалобу, но и не мог осознавать смысл происходящего. Судьи отказывают восстанавливать срок человеку со сломанной ногой, потому что считают, что он мог попросить кого-нибудь отправить письмо в суд или послать жалобу в электронном виде.
Бесполезно подавать апелляционную жалобу, если пропустили срок на обжалование без уважительной причины: ее не будут рассматривать.
Какие доводы приводить в жалобе
Судебное решение можно обжаловать по материальным или процессуальным основаниям.
Материальные основания связаны с сущностью законов и встречаются реже, но по ним обжалование результативнее: например, если в законе написано одно, а судья написал в решении совсем наоборот, то такое решение отменят.
Процессуальные основания связаны с тем, как нужно рассматривать дело. Эти основания встречаются чаще, но влияют скорее на качество решения, а не на его сущность. Это происходит, когда судья нарушил строгие правила судебного разбирательства и это повлияло на возможность участников отстоять свою точку зрения — например, если на заседании не вели протокол.
Суд апелляционной инстанции полностью рассматривает решение суда первой инстанции с процессуальной стороны, а с материальной — только в пределах доводов сторон. Но и материальные аспекты дела суд вправе проверить полностью в интересах законности.
То есть во второй инстанции проверят, соблюдены ли нормы Гражданского процессуального кодекса РФ, даже если участники процесса об этом не просили. При этом то, соответствует ли решение другим законам, проверят, только если об этом попросили в апелляционной жалобе. Но судьи, скорее всего, не пропустят очевидные ошибки в решении, даже если в жалобе про них ничего нет.
В апелляционной жалобе нельзя заявлять новые требования или представлять новые документы. Можно лишь просить заново оценить ранее представленные документы. Исключение действует только для лиц, которых не привлекли к первому рассмотрению дела. Например, если наследственный спор рассмотрели без жены умершего, та может подать апелляционную жалобу и все ее требования и документы будут новыми для дела.
Еще можно представить документы, которые было невозможно представить при первом рассмотрении. Например, участник дела не смог получить вовремя какой-то документ и попросил в ходатайстве отправить запрос на этот документ. Если судья вынес решение без него, документ можно представить в апелляции.
Ссылаться нужно на те доводы, которые ГПК считает вескими для отмены решения: в решении отсутствует логика, не соблюдены законы и нарушен процессуальный порядок. Я всегда писала жалобы, опираясь на список оснований для отмены, последовательно проходя по нему и выписывая подходящие основания. К ним я добавляла обстоятельства конкретного дела.
Решение суда должно быть законным. Еще решение должно быть основано на доказательствах, представленных на заседании. Может случиться так, что представленные сторонами документы об одном, а решение о другом. Тогда решение суда нельзя подтвердить никакими документами, и апелляционный суд может отменить это решение.
Суд должен правильно выбирать закон, на который будет опираться в решении. Если вместо нужного закона он использовал неподходящий, а подходящий закон не использовал или истолковал неправильно, апелляционная инстанция может изменить решение.
Например, если физлицо покупает товар или услугу для себя, применяют закон о защите прав потребителей. Если товар некачественный, покупатель может вернуть деньги. Если компания не вернет деньги за товар добровольно, покупатель сможет требовать в суде штраф в 50% от всей присужденной суммы. А если обе стороны — организации, назначать такой штраф нельзя: закон о защите прав потребителей касается только физлиц.
В заседании нужно соблюдать все процессуальные формальности. При этом правильное по существу решение суда первой инстанции вряд ли отменят по одним только формальным соображениям. Но есть случаи, когда решение точно отменят:
Во всех этих случаях апелляционная инстанция будет рассматривать дело заново — можно будет представлять новые документы, просить об экспертизах и прочее, как в первой инстанции. Это очень редкая ситуация, когда апелляционная инстанция может даже назначить одно или несколько новых судебных заседаний.
Именно поэтому большая часть решений после апелляции, кассации и надзора сохраняет свое практическое содержание. Даже Верховный суд РФ часто отправляет дела на пересмотр, чтобы привести в порядок формулировки, а не изменить суть решения.
Как сформировать пакет документов
С технической стороны обращаться в апелляционную инстанцию проще всего — нужны только сама жалоба, чек об оплате госпошлины и доверенность, если за участника процесса действует юрист. Судебное решение приложит тот суд, который рассматривал дело.
Апелляционную жалобу нужно правильно оформить, иначе ее вернут. В жалобе нужно указать:
Жалобу нужно подписать, дату указывать необязательно. Время, когда подали жалобу, определяют по входящему штампу канцелярии суда или по штампу почтового отделения о принятии заказного письма с описью вложения.
В суд общей юрисдикции жалобу направляют по количеству участников дела — для судьи и сторон. Если вы истец и судитесь с двумя ответчиками, то должны подать в суд три экземпляра жалобы: для судьи и двух ответчиков. На вашем экземпляре в канцелярии суда поставят входящий штамп с датой. Приложения тоже нужно подавать по количеству участников. Квитанцию об оплате госпошлины и доверенность представителя копировать не нужно.
С 1 октября 2019 года копии жалобы в суд общей юрисдикции самостоятельно направляют другим участникам судебного разбирательства, как в арбитражном разбирательстве. К жалобе, направленной в суд, прикладывают почтовые квитанции. Они подтвердят, что вы действительно направили копии жалобы сторонам. Если вы отдали их участникам лично, направьте в суд экземпляр жалобы с отметками участников о получении.
На практике это происходит так: на почте с описью вложения нужно сформировать почтовые отправления для второй стороны, а уже после вложить почтовые квитанции в конверт для суда. Я всегда фотографировала эти квитанции, чтобы сохранить идентификатор для отслеживания и подтвердить расходы на отправку для клиента или бухгалтерии.
Размер госпошлины за апелляционную жалобу — 150 Р для граждан и 3000 Р для организаций. Госпошлину уплачивают по реквизитам суда апелляционной инстанции: они есть на сайтах абсолютно всех судов.
Как подать жалобу в суд
У судов общей юрисдикции есть своя иерархия. Апелляционную жалобу рассматривает суд, следующий за тем, в котором рассматривали дело изначально. Например, если решение вынес мировой судья, обжаловать это решение нужно в районном суде.
Другие случаи встречаются реже, но выше главного суда региона стоят пять апелляционных судов общей юрисдикции. Они находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске и рассматривают апелляционную жалобу, если дело касается государственной тайны или если нужно признать решение иностранного суда.
Жалобу направляют в тот же суд, который рассматривал дело. Суд первой инстанции проверит, правильно ли подана жалоба с формальной стороны, и передаст дело в апелляционную инстанцию.
Вторая сторона может письменно изложить свои возражения на апелляционную жалобу и передать их другим участникам через суд. К возражениям обычно прилагают документальные доказательства своей позиции. Когда истечет месяц на обжалование, судья первой инстанции отправит все документы в апелляционную инстанцию.
Когда могут вернуть жалобу
Апелляционную жалобу могут оставить без движения или вернуть.
Жалобу оставят без движения, то есть дадут срок на устранение недостатков, если:
Судья оставит жалобу без движения на конкретный срок. За этот срок нужно успеть устранить недостатки жалобы и известить об этом суд — тогда жалобу передадут дальше. Если не устранить недостатки в срок, жалобу вернут.
Жалобу вернут и в том случае, если ее поздно подали и не приложили ходатайство о восстановлении срока. Подающий жалобу и сам может попросить о возврате. От жалобы тогда нужно письменно отказаться. Сделать это можно только до тех пор, пока по жалобе не вынесли апелляционное определение.
С 1 октября 2019 года суд апелляционной инстанции возвращает дело в суд первой инстанции, если судья:
Как рассматривают жалобу
Апелляционный суд заблаговременно известит стороны о дате, времени и месте судебного заседания. После доклада председательствующего судьи предложат высказаться подателю жалобы или истцу, если жалобы поступили от обеих сторон. Потом судьи выслушают возражения на жалобу и разберутся с поступившими ходатайствами и новыми доказательствами.
В итоговой части судебного заседания — в прениях — сторонам дадут второе и последнее право высказаться. Обычно в прениях кратко повторяют свою позицию по жалобе и поступившим возражениям, но иногда участник процесса начинает по новой зачитывать доводы своей жалобы или свои возражения. Это не запрещено, но бесполезно и раздражает судей, у которых и так очень плотный график с длинными задержками.
После прений судебная коллегия удаляется в совещательную комнату и за закрытыми дверями принимает решение по жалобе.
Суд апелляционной инстанции вправе:
Решение первой инстанции отменяют достаточно редко. Например, по статистике судебного департамента при Верховном суде РФ за первое полугодие 2020 года, по апелляционным жалобам отменили 24,9% решений по гражданским делам, а изменили — 2,8%. 70,6% решений апелляционная инстанция оставила без изменения, прочие же жалобы не стали рассматривать либо прекратили в связи с отказом заявителей.
Но эта сухая статистика не совсем отражает действительность. Я не раз слышала, казалось бы, такое очевидное начало «Апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить с вынесением нового решения…» А потом судья по сути повторяла обжалованное решение, но с другими юридическими формулировками.
То есть на практике, если решение отменят или изменят, это не всегда что-то меняет для истца и ответчика. Иногда апелляционная инстанция просто редактирует решение первого судьи, выражает его более юридически грамотным языком.
Это связано не только с солидарностью судей разных уровней, но и с тем, что отмена решений идет судьям в личный незачет. Идти против закона или плохо делать свою работу судьям экономически невыгодно — они могут потерять свой статус с хорошими бонусами. По моему мнению, плохих судей — единицы, и их быстро снимают с должности.
С 1 октября 2019 года исчезло правило о том, что жалобы обязательно должна рассматривать коллегия судей. То есть в областном суде можно попасть к одному судье.
Самое большое количество судей, которое я видела одновременно, — 18. Это была кассационная инстанция в президиуме областного суда. Большая часть судей была слушателями, они сидели сзади. Психологически это некомфортно. Думаю, что неюристам, самостоятельно отстаивающим свои права в суде, будет легче выступать перед одним судьей.
Свою позицию суд выносит в виде апелляционного определения, которое сразу вступает в законную силу. На его основании можно получить исполнительный лист или обязать государственные органы зарегистрировать какой-то юридический факт.
Обычно после оглашения апелляционного определения говорят, что текст можно будет получить в суде первой инстанции через три недели. За это время судья составляет мотивированное определение, приводит дело в порядок и отправляет его в нижестоящий суд.
На практике этот срок может быть больше из-за загруженности судов. В этом случае я звонила в областной суд и напоминала о своем желании получить документы. Еще я писала запросы на выдачу определения и повторные запросы: «Определение вынесено месяц назад и письменно запрошено дважды — такого-то и такого-то числа — но до сих пор мной не получено». Это помогало.
Если апелляционное определение не устроило участников судебного разбирательства, они могут обратиться в кассацию и надзор. По моему мнению, эти виды обжалования менее эффективные. Обжаловать определение в кассационной инстанции может и человек без юридического образования и без образования вообще, но грамотный юрист значительно увеличит шансы на победу.
Большое значение имеет качество доказательств, попавших в суд в первой инстанции: иногда проигрышное решение — трамплин к победе в следующей инстанции.