если чеченец сбрил бороду что значит

Почему мусульмане сбривают усы, но оставляют бороду?

если чеченец сбрил бороду что значит. Смотреть фото если чеченец сбрил бороду что значит. Смотреть картинку если чеченец сбрил бороду что значит. Картинка про если чеченец сбрил бороду что значит. Фото если чеченец сбрил бороду что значит

В русской традиции принято отращивать бороду с усами. А вот мусульмане иногда усы сбривают, оставляя только бороду. Разберемся, с чем это связано.

Согласно мусульманским преданиям, Пророк призывал последователей сбривать усы, но отращивать бороду, чтобы правоверные не походили «на огнепоклонников». Сам Пророк придерживался именно такого правила – носил бороду без усов. В сборнике канонических хадисов имама аль Бухари рассказано предание, когда в последних паломничествах в Мекку Пророк раздавал людям состриженные с головы и лица волосы. В исламском мире они считаются одной из почитаемых и ценнейших реликвий.

Обязательно или нет?

В многочисленных течениях ислама и у мусульманских богословов не сложилось единого мнения о том, обязательно ли оставлять бороду и сбривать усы. Так, захиристкий теолог Ибн Хазм писал о строгом запрете на сбривание бороды. Такой же позиции придерживались сторонники суннитского, ханбалитского мазхаба и ханафиты.

Отдельные представители шафиитского мазхаба (арРафии, анНавави, Закария-аль-Ансари, аль-Хатиб-аш-Шарбини) говорили, что сбривать бороду нежелательно, но оставляли человеку право выбора.

Главное условие отращивания бороды

Сегодня большинство теологов склоняется к мнению, что строгий запрет на сбривание бороды – проявление неграмотности и неверного толкования традиций ислама. Так, известный исламский проповедник-богослов Шамиль Аляутдинов в книге «Ношение бороды» подмечает, что наряду с рекомендацией стричь усы и отращивать бороду, Пророк рекомендовал своим последователям тщательно следить за внешность и соблюдать правила гигиены: чистить зубы палочкой, промывать нос, стричь ногти, выщипывать волосы под мышками и соблюдать другие ритуалы.

Автор ссылается на пояснения имама ат Табари, который пояснял: не нужно бездумно следовать упомянутым в хадисах рекомендациям. Если борода будет неряшливой, грязной, то не сделает мусульманину чести. Доктор богословия Али-Ахмад-Мари также напоминал, что важно при отпускании бороды помнить об аккуратности и опрятности внешнего вида. Если борода становится причиной насмешек и олицетворением неряшливости, то следование традиции утрачивает смысл, ведь мусульманин обязан следовать правилам гигиены, быть опрятным, аккуратным и солидным.

Шамиль Аляутдинов напоминает, что уход за отпущенной бородой – часть кропотливой работы над собственной личностью. Борода – это маркер, через который окружающие оценивают ее хозяина. А ее ношение – сунна, то есть путь и пример подражания Пророку и праведникам. А потому все бородачи обязаны помнить об ответственности, которую накладывает на них буйная растительность.

Помня заветы Пророка, многие мусульмане продолжают сбривать усы и отращивать бороды, чтобы не походить на многобожников. Однако традиция ношения бороды характерна и для других религий: и православные, и иудеи носят бороды. Чтобы отличаться от них не только сбритыми усами, мусульмане издавна красили бороды натуральными природными красителями. По преданиям сам Пророк носил желтую шевелюру и бороду. Он говорил, что лучшее средство для закрашивания седины – басма или хна.

В России подобная традиция встречается редко, а вот в Бангладеш, например, туристы не могут удержаться от селфи со стариками-мусульманами, образ которых украшают длинные бороды всевозможных расцветок – огненно-красные, оранжевые, синие, изумрудные. Именно такой непредсказуемый эффект дает окрашивание седины натуральной хной и басмой. А вот в черный бороду красить запрещено. Исключение – придание устрашающего облика во время джихада.

Большинство богословов считают, что бороду можно постричь, но в том случае, если она перерастает длину сжатого кулака. При такой оптимальной длине бороды и ухаживать за ней проще, и смотрится она аккуратно и солидно. Бороды подстригали ближайшие сподвижники Пророка – Ибн-Умар и Абу-Хурайра. О разрешении подстригать бороду говорится в трудах многих богословов – исламского аскета Хасан аль Басри, правоведа маликитской школы Ибн-Абд аль Барра, арабо-мусульманского теолога Ибн-Таймии и пр.

О правилах сбривания усов у исламских богословов единого мнения нет. Так, сторонники шафиита считают, что сбривать усы полностью не нужно. Достаточно подрезать то, что отросло ниже губы. Ханафиты убеждены, что усы нужно «искоренять» полностью. Заметим, что часть сподвижников Пророка сбривали усы целиком (Абу-Раида, Инб-Умар и пр.). Другие – лишь подстригали (Абдуллах-ибн-Бишр, Микдам-ибн-Мадикариб и др.).

О запретах и наказаниях

В истории зафиксированы случаи, когда нарушение правил относительно бороды приводило к трагическим последствиям. Так, талибы в Афганистане обязывали мужчин отращивать бороды и проводили проверки. Тех, кто по каким-то причинам не смог вырастить бороду длиннее сжатого кулака, жестоко избивали. В Пакистане талибы запрещали парикмахерам брить бороды, а заведения отказавшихся или нарушивших запрет подрывали.

Сегодня большинство мусульманских стран всё же относятся к бородачам лояльно. Так, обязательное ношение бороды в Карачаево-Черкессии предписано только имамам. В Татарстане считают, что борода – атрибут, который следует заслужить, поэтому небольшую поросль можно отпустить в 30-35 лет после женитьбы, и только разменяв седьмой десяток, разрешается отращивать длинную бороду.
источник

Источник

Борода в Исламе

Споры о бороде в мусульманском мире ведутся настолько бурно, что ее наличие стало чуть ли не самым главным признаком верующего человека. Можно подумать, что в мире нет большей проблемы, чем отсутствие бороды. Мусульмане так часто зацикливаются на второстепенных вопросах веры, а порой и вообще к вере не имеющие никакого отношения, что забывают о главных Законах Всевышнего. Споры ведутся не только о наличии или отсутствии бороды, но также о ее длине, ширине, цвете и форме.

О том, что человеку не разрешается сбривать бороду вообще, большинство мусульманских ученых единодушны, если только в этом нет какой-то необходимости. Например, из-за медицинских показаний. И то это делается с разрешения улемов. О дозволенности сбривания бороды говорят лишь единицы. Но на таких людей то самое большинство, как правило, вешают ярлык «неверный», «заблудший», «тагутчик» и другие страшные слова.

Согласно ханафитскому мазхабу, полностью сбривать бороду является нежелательным, близким к запретному. По ханбалитскому и маликитскому мазхабу это запрещено. По шафиитскому мазхабу – нежелательно, но не запрещено. В общем, является ли сбривание бороды грехом или нет, полностью зависит от четырех основателей школ шариатского права, одной из которых следует мусульманин. Так что решать вам, дорогие мусульмане, следовать за учеными, или думать своей головой.

О длине бороды исламские ученые разошлись во мнениях. Некоторые считают, что бороду можно отпускать до той длины, до которой она вырастает естественным образом. Другие говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека.

Помимо бороды, немаловажную роль играют усы. Согласно мнению одних, их нужно сбривать полностью. Согласно других – длина усов должна ограничиться лишь удалением того, что выходит за край губы. Имам Малик, основатель маликиского мазхаба, вообще считал, что полное сбривание усов является нововведением. А тех, кто так делает, следует побивать. Один из его последователей, Ибн Фархун, запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.

В те времена сбривание бороды считалось уподоблению женщинам. Это основной аргумент сторонников отращивания бороды, что, мол, уподобление женщинам запрещено хадисами и Кораном. Да, это так. Но при чем здесь борода? По этой логике длинные волосы тоже должно приравниваться к уподоблению женщинам. Согласно Писаниям и хадисам, многие пророки ходили с длинными волосами. Даже пророк Мухаммад. Почему же Посланник не укорачивал волосы?

А еще женщины красят голову. Чаще для того, чтобы скрыть седину. Не все это знают, но в хадисах пророк Мухаммад велел мусульманам красить волосы. Особенно седину, о чем есть соответствующий хадис [1]. При этом он запретил краситься в черный цвет. Предпочтение отдается красному цвету. Это касается и мужчин и женщин. Тут сразу же встает вопрос: разве это не уподобление женщинам? И почему именно красный цвет? В других хадисах пророк запрещает мужчинам одежду красного цвета, так как это цвет для женщин[2]. А в мечети красный цвет отвлекает верующих от молитвы. Представьте себе, молитесь вы в мечети, а тут заходит мужчина с красными длинными волосами, и все внимание молящихся приковывается к нему. Явное противоречие. И почему сегодня мусульмане, повторяющие каждый шаг Посланника, не красят свои волосы в красный цвет?

О том, что сам пророк красил волосы в красный цвет, есть хадисы [3].

Красить же волосы надо по той причине, что так не делают иудеи и христиане:

«Иудеи и христиане не красят (т.е. бороды), вы делайте наоборот» [4].

Иудеи и христиане еще много чего не делают. Что же теперь, мусульманам вменяется все, что они не делают? Иудейские раввины и христианские священники тоже носят длинную бороду. Получается, мусульмане им все-таки подражают?

Есть другие хадисы, только в них пророк велит удлинять бороды и отрезать усы, чтобы отличаться от многобожников и язычников [5].

Читаем другой хадис:

«Десять вещей [относятся] к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой»[6].

Прежде чем комментировать этот хадис, надо пояснить, что главным аргументом сторонников отращивания бороды является то, что, сбривая бороду, мужчина пытается изменить облик творения Аллаха и подчиняется воле шайтана, что человек восстает против своей природы. В качестве подтверждения этих слов, приводится аят из Корана:

«Аллах проклял его (Иблиса), и он сказал: “Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им изменять творение Аллаха”» (Коран, 4:118-119).

Ни в одном переводе в аяте слова «и прикажу им изменять творения Аллаха» не понимаются как сбривание бороды, или что-то вроде этого. Если на то пошло, если нельзя пытаться изменить облик творения Аллаха, зачем вообще что-либо сбривать? Зачем сбривать усы? Зачем выщипывать волосы подмышками и брить пах? Разве в этом случае человек не пытается изменить Его творение? Разве он не восстает против своей природы? То же самое относится и к обрезанию. Зачем изменять первоначальный облик, созданный Всевышним? Если все лишнее нужно сбривать и отрезать, почему тогда Всевышний не сделал так, чтобы борода и усы росли до определенной длины, как, например, ресницы и брови? Аргумент лишен всякой логики и здравого смысла.

Есть также хадисы, в которых рассказывается, что пророк Мухаммад подстригал и сбривал бороду. Но они считаются недостоверными или вымышленными. Я не могу дать оценку этим хадисам, так как не нашел ни один такой хадис. В интернете существует жесткое подавление инакомыслящих. Сайты и группы в соцсетях с подобным содержанием блокируются или закрываются. И не только в интернете. Литература объявляется экстремистской и изымается из книжных магазинов. Вскоре «недостоверные» и «вымышленные» хадисы вообще канут в лету.

Теперь перейдем к Корану. В Священной Книге мусульман Всевышний нигде не упоминает о запрете сбривания бороды, усов, или о необходимости выщипывания или удаления волос где бы то ни было. Даже в качестве рекомендации. Этот вопрос Всевышний оставил на усмотрение людей. Правда, есть попытки найти подтверждения отпускать бороду в Коране. Читаем:

«(Харун) сказал (Мусе, который схватил его правой рукой за волосы, а левой за бороду): «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову, я боялся, что ты скажешь: «Ты вызвал разделение среди потомков Исраиля и не соблюл моего слова [наставления Мусы о заботе о потомках Исраиля]». (Коран, 20:94).

Это якобы говорит о том, что раз пророк Харун был с бородой, значит борода должна быть обязательно. Убийственная логика.

«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).

Некоторые алимы утверждают, что под словами «покончат со своей неопрятностью» означает бритье головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды (размером с кулак). Но это лишь их собственное мнение, никак не подтверждаемое самим Кораном. Некоторые толкователи считают, что в аяте имеется в виду обрядовое очищение. И я с ними согласен[7].

«Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками». (Коран, 17:107).

Некоторые алимы говорят, что в данном аяте под словами «касаясь земли своими подбородками» имеются в виду бороды, ибо невозможно падать ниц, то есть совершать земной поклон так, чтобы при этом подбородок (в котором нет бороды) касался земли. Лично мне непонятно, почему тогда Всевышний так и не сказал «борода», вместо «подбородка»? Возможно, я что-то не понимаю. Ведь арабский язык был тогда очень сложным, как уверяют алимы. И, тем не менее, это не значит, что борода – обязательный атрибут веры. Допустим, в аяте действительно говорится о бороде. Я уже не раз говорил в своих статьях, что слова Всевышнего в Коране обращены в основном к современникам пророка Мухаммада. Это уже видно по аяту. Всевышний обращается к Посланнику словами: «Скажи…». Ношение бороды в то время было обычным делом. Борода считалась признаком ухоженности и опрятности. Она была неким дресс-кодом. Сегодня же в большинстве светских странах все наоборот. Борода считается признаком неухоженности, а иногда и неопрятности. Тогда были другие обычаи, сейчас – другие. И опять же, ношение бороды (если она все же имеется в виду в аяте) в Коране мусульманам нигде не вменено в обязанность.

Не все исламские ученые согласны с мнением, что борода – обязательна. Известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум… Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[ 8].

По мнению известного богослова шейха Мухаммада Абу Захра, следование Пророку, связанные с отпусканием бороды, стрижкой усов, выбором одежды и приема пищи относится к бытовым вопросам, не касающимся выполнения его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это просто проявление уважение к пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)[9].

Под конец добавлю, что хадисы не должны восприниматься как второй источник веры. За эти полторы тысячи лет хадисы переписывали, искажали, неверно трактовали и выдумывали. Если пророк и запретил брить бороду, то к религии это не имело никакого отношения. Это не является грехом, и за отпускание бороды никакой награды не будет. Возможно, это была традиция тех времен. Многие народы чтят свои традиции. Это помогает сохранить свою историю, свою идентичность. Это важно. Но это была традиция тех времен, традиция арабов. И все мусульмане на земле не обязаны соблюдать эту традицию. Времена меняются, меняются традиции, нравы. А Законы Аллаха не меняются. Они остаются неизменными. Это Законы Корана. Надо соблюдать то, что лучше для мусульман. Длинная борода сегодня ассоциируется с терроризмом, и люди из-за действия каких-то религиозных фанатиков делают выводы обо всех мусульманах. Следовательно, ношение бороды не выгодно мусульманам с точки зрения имиджа Ислама. Поэтому, на мой взгляд, лучше воздержаться от ношения длинной бороды. Возможно и такое, что пророк хотел этим как-то выделить мусульман из общей массы. Это было его личным предпочтением, его личным выбором, который не касался вопроса веры, и за несоблюдение которого человек не получит никаких санкций.

Источник

Если чеченец сбрил бороду что значит

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

В Узбекистане за весну и лето 2021 года прошло несколько полицейских облав на мужчин с бородами — насильно побриты были десятки людей. СМИ также писали о подобных рейдах в Таджикистане, которые продолжаются по сей день. Руководство обеих стран не признает фактов насильственного бритья бород, но подчеркивает, что такой внешний вид чужд и Таджикистану, и Узбекистану. «Медиазона» поговорила с теми, кому против воли сбрили бороду, и попыталась разобраться, что стоит за желанием представителей власти навязывать свои услуги в качестве цирюльников.

Узбекистан. «Это сунна»

24-летний Бобурмирзо из Андижана исповедует ислам, читает намаз, отращивает бороду, а его супруга носит хиджаб. Молодой человек иногда подрабатывает уличным сапожником. В середине мая 2021 года к нему на улице подошли два человека в гражданском, велели встать и пойти с ними, рассказывает Бобурмирзо.

По словам Бобурмирзо, когда полицейские привезли его в горотдел, там уже было примерно шесть задержанных с бородами и парикмахер. Силовики записали его личные данные, сфотографировали, а затем велели сбрить бороду. После бритья всех задержанных сфотографировали снова.

«Я ругался с ними, кричал, что они дармоеды, у них нет доказательств, что я ваххабит, и они не имеют права так делать. Они орали, что имеют право на все, чтобы я закрыл рот и подчинился, иначе меня оштрафуют или арестуют. На вопрос, на каком основании они это делают, они не отвечали. Вообще, ни на один вопрос не отвечали. Только говорили: «В Конституции у нас вот так»», — описывает произошедшее с ним Бобурмирзо.

Он считает, что быть верующим мусульманином в Узбекистане — значит постоянно получать угрозы и запреты на ношение длинной одежды; при этом рассчитывать можно только на отношение как к «собаке». Бобурмирзо решил больше не отращивает бороду, чтобы спокойно ходить по улицам и работать, но не знает, как ему теперь быть. «Это сунна в исламе, религии моих предков», — недоумевает он.

В исламе нет однозначного мнения по поводу ношения бороды. Хадис гласит, что пророк Мухаммед сказал: «Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы». Некоторые мусульмане считают, что это желательное, но необязательное действие. Другие избавление от волос на лице называют греховным, запрещенным действием. Для третьих борода — это не только отличие от неверующих и язычников, но и отличие мужчин от женщин и данный Аллахом облик, который грех менять.

Салафитские богословы Насируддин аль-Албани, Ибн Баз, Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин считали бритье бороды грехом. Некоторые сторонники шафиитской школы в суннитском исламе говорили, что бритье нежелательно.

Шамиль Аляутдинов, имам Московской Мемориальной мечети, утверждает, что обязательным ношение бороды не является. Он объясняет, что это все-таки сунна — желательное действие. Аляутдинов также отмечает, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине». Он считает, что если мусульманин отращивает бороду, то за ней следует ухаживать, придавать ей опрятный, красивый вид. «Если мужчина отпускает симпатичную бороду, намереваясь соблюсти сунну, тогда получает Божье воздаяние (саваб). Если не отпускает, то упрека или наказания в Судный День не заслуживает», — говорится в блоге имама.

По данным «Газеты.uz», в мае 2021 года в соцсетях распространилась аудиозапись с сообщением об операции «Борода»: «Надо ускориться по мероприятию «Борода». Горотдел требует. Прибывшие гости из министерства внутренних дел тоже взяли это под контроль. Каждому ГОМу необходимо установить по 20 бородатых, сфотографировать их с бородой, а затем без бороды. Рядом указать информацию: где проживает, какого года рождения, кто он. Каждому ГОМу предписано по 20, у нас пока ни одного нет».

Представитель МВД Шохрух Гиясов отрицал, что сотрудники органов внутренних дел когда-либо проводили такие рейды. «Отпускать бороду или нет, зависит от самого гражданина, его веры. Никто не имеет права вмешиваться в это», — прокомментировал он ситуацию журналистам.

В начале июня стало известно об очередном рейде на мужчин с бородой — на этот раз в Ангрене Ташкентской области. За неделю в горотделе были побриты двадцать мужчин. Среди тех, кого насильно обрили, были в основном мусульмане. «Сотрудники правоохранительных органов не беспокоят тех, кто носит бороду только ради моды», — объяснял один из пострадавших.

Соответствие с фотографией в паспорте

В августе 2019 года сотрудники ГУВД Ташкента задержали, по словам очевидцев, около сотни работников технорынка «Малика», доставили их в отделение и сбрили всем бороды.

Одним из задержанных был директор магазина религиозной литературы QAMAR Жамолиддин Мухаммаджон. Узбекистанец вспоминает, что, когда его привезли в отдел, там уже была длинная очередь из бородатых мужчин. На втором этаже работали четыре парикмахера, к ним также выстроилась очередь из задержанных. Предприниматель пытался отказаться от бритья, но сотрудники в штатском сказали, что с бородой он из здания не выйдет. Силовики, вспоминал он, ссылались на некий «приказ сверху». В итоге Мухаммаджона вынудили побриться.

Спустя четыре дня после рейда ГУВД Ташкента выпустило пресс-релиз, в котором утверждалось, что на рынке задерживали людей по делам о краже, скупке и сбыте сотовых телефонов. «На беседу приглашались вне зависимости от наличия бороды, хотя, надо признать, на рынке таких большинство», — объясняло ведомство. В релизе также отмечалось, что бороды могут помешать камерам с системой распознавания лиц идентифицировать людей.

«Отдельным гражданам было рекомендовано привести себя в соответствие с фотографией в биометрическом паспорте. Практически все отнеслись к просьбе с пониманием. Многие признались, что борода для них не принципиальна: большинство сослались на отсутствие времени, кто-то следует моде и примеру знаменитостей, нашлись даже те, кто сказал, что ему было лень побриться», — утверждала пресс-служба управления.

В феврале 2021 года рынок «Малика» снова упоминался в сообщении о рейдах против бородачей: сотрудники полиции и службы госбезопасности Узбекистана потребовали от торговцев побриться, иначе они «это сделают за них». В УВД вновь отметили, что во время проверки «отдельных лиц могли попросить привести себя в соответствие с фотографией в биометрическом паспорте».

Иллюстрация: Марина Маргарина / Медиазона

Таджикистан. Максимальная длина бороды

В Таджикистане в 2012 году для приверженцев ислама ханафитского толка — основной части мусульман республики — установили максимальную длину бороды: она должна помещаться в кулак. Такой размер определил совет улемов Исламского центра по поручению Комитета по делам религии.

Для мужчин-педагогов с 2009 года действует правило, согласно которому борода не должна быть длиннее трех сантиметров. Учителя, не достигшие 50-летнего возраста, и вовсе не должны носить бороды. Публично или анонимно чиновники Комитета по делам религии, представители духовенства или силовые структуры не объявляли, что будет с теми, кто нарушит эти ограничения.

Самым громким случаем насилия со стороны силовиков из-за ношения бороды стало избиение до смерти 23-летнего жителя Вахдата Умара Бободжонова. Бободжонов был студентом Санкт-Петербургского государственного университета, учился заочно на третьем курсе юридического факультета и работал. В 2015 году он приехал в Таджикистан во время летних каникул навестить родных.

28 августа 2015 года Умара и его друга Зохирджона Сохибова во время прогулки задержали милиционеры. Они отвезли юношей в участок, где сильно избили. Бободжонов впал в кому и был госпитализирован, а через неделю умер, не приходя в сознание. Милиция настаивала, что он был пьян, упал и ударился головой о бордюр.

«Устранить бороду»

В последние годы таджикские СМИ не сообщали о рейдах на бородачей, но житель Душанбе Далер рассказал «Медиазоне», что в начале июля столкнулся с попыткой милиционера задержать его из-за внешнего вида.

«Я шел в банк, это было в центре города. Ко мне подошел молодой парень в милицейской форме, представился местным участковым и предложил пройти в участок, чтобы «устранить мою бороду», как он тогда выразился. После недолгого объяснения, что носить бороду не преступление, и при желании я бы и сам мог «устранить» эту бороду, но не в отделе, а дома, он начал настаивать, что мне нужно пройти в отдел, — рассказывает душанбинец. — Я тогда сказал, что позвоню на горячую линию МВД и пожалуюсь на его действия. Однако по телефону горячей линии мне не ответили. Пришлось подключать знакомых к этому делу, тогда этот милиционер отстал».

По словам собеседника «Медиазоны», сначала тон милиционера был сдержанным, но постепенно становился все более настойчивым и грубым. Ношение бороды он назвал признаком «антиправительственных настроений».

Пару лет назад Далера задержали во время рейда и насильно сбрили его бороду в отделении. Тогда, вспоминает он, милиционеры вели себя агрессивно. В бородачах, говорит Далер, силовики видят потенциальных сторонников оппозиции. Однако после этого случая таджикистанец не прекратил носить бороду.

«Моя борода никакого отношения к моим религиозным взглядам не имеет. Это просто нежелание бриться по личным соображениям. Когда бриться, когда носить бороду — это дело каждого и никто не должен диктовать, как мне выглядеть», — уверен он.

Собеседник «Медиазоны» считает, что МВД устраивает подобные мероприятия, потому что только так структура может показать, как борется с оппозиционной Партией исламского возрождения Таджикистана, которую власти приравнивают к террористической организации.

«Для МВД борьба с бородой и хиджабами — это показатель работы в борьбе с терроризмом. Хотя, конечно, никакого отношения борода и хиджаб к терроризму не имеют. Просто когда профессионализма для эффективной борьбы с настоящими террористами не хватает, силовики берутся за обычных граждан — кому-то бороду сбреют, кому-то хиджаб снимут, кого-то за лайки и репосты посадят», — рассуждает Далер.

Успешные борцы с экстремизмом

Бахром Хамроев, правозащитник, специализирующийся на делах мигрантов из Центральной Азии, подтверждает, что практика преследования за бороды широко распространена в Таджикистане и Узбекистане. Он также говорит, что подобные случаи происходили и в России: в Чечне, Астрахани, Москве, Казани.

«Это уже настолько привычная практика, что если мусульманину сбреют бороду и выпустят [из отдела полиции], то он скажет: «Слава Аллаху, Альхамдулиллях. Обошлось»», — утверждает правозащитник.

По его мнению, Узбекистан и Таджикистан таким образом позиционируют себя как самых успешных борцов с экстремизмом в Центральной Азии: «Они [МИДы Узбекистана и Таджикистана] шантажируют Запад. Их задача выбивать кредиты. Они говорят: «У нас очень опасно, помогите нам деньгами, и мы обеспечим безопасность в регионе». Вот так это подается».

Случаи насильственного сбривания бород происходили не только в странах Центральной Азии — известно, что гонениям из-за бород подвергались мусульмане в Азербайджане и Чечне.

О подобных случаях в 2007 году писало издание Kvkz.ru. В материале говорилось, что в нескольких районах Азербайджана полиция насильно сбривает бороды мужчинам. По информации адвоката Эльмана Османова, с жалобами обратилось около 50 человек.

Отмечалось, что репрессии касаются именно ваххабитов: в отделениях полиции им сначала поджигали бороды зажигалкой, а затем сбривали. Житель Закатальского района на севере Азербайджана Адиль Раджабов рассказывал, что ему сбривали бороду трижды. Он уехал в Баку, но и там сталкивался с преследованиями со стороны силовиков из-за ношения бороды.

В октябре 2015 года «Кавказский Узел» писал о десятках задержанных за ношение бород жителях Грозного и других городов. По свидетельствам чеченцев, задержанным не только насильно сбривали бороды, их еще и избивали.

Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *