если человек накосячил что делать
ИнструкцияЕсли вы погорячились:
Как правильно извиняться
7 шагов, чтобы выйти из ситуации достойно
Текст: Яна Шагова,
автор телеграм-канала «Со мной всё в порядке!»
В пылу ссоры мы порой говорим или делаем что-то обидное для наших близких или друзей. Что делать, если злые и несправедливые слова уже сорвались с языка, или вы хлопнули дверью и ушли в ночь, а теперь понимаете, что сделали это напрасно? Слов «прости меня» не всегда бывает достаточно. Как извиниться перед близким человеком и наладить контакт?
Не рассыпайтесь в многословных извинениях
Во-первых, это обесценивает слова «прости» и «извини меня». Особенно не стоит этого делать, если вы ещё злы на оппонента и чувствуете, что «недовыяснили» отношения. Ваши извинения прозвучат неискренне, и с большой вероятностью вы перейдёте обратно к обвинениям. В следующий раз близкий человек не станет доверять вашему «Прости, я был неправ», поскольку будет знать, что эти слова могут внезапно превратиться в повторную атаку. Такое ощущение небезопасности бьёт по доверию, так что возьмите за правило просить прощения лишь в том случае, когда действительно готовы мириться. И обязательно исключите конструкции вроде: «Согласна, я была неправа, но и ты…»
Дайте другому время
Позвольте человеку пойти погулять, почитать книгу на диване или запереться в соседней комнате и не выходить. Если вас мучает чувство вины, можно один раз подойти и спросить, готов ли он принять ваши извинения. Если всё ещё нет — будьте терпеливы и подождите ещё. Всем требуется разное время, чтобы отойти.
Не грызите себя
Признать свою неправоту и есть себя поедом — разные вещи. Внутренние муки скорее приведут к тому, что вы снова разозлитесь на партнёра, а конфликт выйдет на новый виток. Иногда кажется, что как следует «потерзаться» — это достаточное наказание, так что извиняться уже не нужно. Конечно, это не так: второй стороне нужны конкретные действия — может быть, искренний разговор или даже компенсация, а не ваши мучения. Лучше расскажите собеседнику, что вы сожалеете и очень расстроены произошедшим.
Иногда разворачивается такой сценарий: агрессор, который только что кричал, так расстроен из-за своей несдержанности, что уже партнёру приходится его утешать: «Ну что ты, я тебя прощу, ничего страшного». Это манипуляция, несомненно приятная для агрессора, но разрушительная для отношений. Согласитесь, всё-таки получать утешение и компенсацию должна пострадавшая сторона.
Выслушайте ответ — и прислушайтесь к нему
Обычно в любом конфликте есть более активная и более пассивная сторона. Когда вы кричите или обвиняете, а второй участник ссоры молча слушает, плачет или уходит из комнаты, то вы активная сторона, а она или он — пассивная. Приготовьтесь к тому, что после извинений ваши роли поменяются. Вполне вероятно, что после слова «прости» на вас обрушатся ответные обвинения. Если вы твёрдо настроены прекратить ссору и перевести разговор в конструктивное русло, не отвечайте сразу. Постарайтесь обратить внимание на чувства собеседника и его реакцию в потоке обиды. Это то, к чему стоит прислушаться и что стоит учесть на будущее.
Признайте чувства
Это один из самых действенных и самых сложных приёмов, и здесь вам пригодится предыдущий пункт, в котором вы постарались понять чувства второй стороны. Признать — не значит согласиться с позицией партнёра и отказаться от своей. Вы можете всё ещё не соглашаться, но при этом признавать, что для неё или него такие чувства и реакция на события реальны: «Когда мы поссорились и я допоздна уехала к друзьям, ты чувствовал себя брошенным и ненужным. Наверное, это было тяжело». Заметьте, здесь вы не обещаете больше не уезжать к друзьям и даже не говорите, что ваша реакция была неправильной. Вы лишь признаёте реальность второго человека: он чувствовал себя брошенным и ему было тяжело.
«Прости, тебе, наверное, было обидно и страшно, когда ты так торопилась ко мне, а я вместо „привет“ стала кричать, что ты всё время опаздываешь и мне надоело вечно тебя ждать». Опять же вы не говорите, что готовы принимать дальнейшие опоздания, но признаёте, что получить такое приветствие было очень обидно и даже могло испугать.
Сделайте для человека что-то приятное
Если вторая сторона сильно обиделась и вы чувствуете, что извинения и разговоров недостаточно, предложите какую-то деятельную компенсацию. Лучше всего в открытую: «Я чувствую себя очень виноватым (виноватой). Мне хочется сделать для тебя что-то. Давай я (…)?» Оптимальный вариант — сходить куда-то вместе, приготовить любимое блюдо, провести вечер так, как хочет обиженный. Или спросить у человека, что вы могли бы для него сделать.
Компенсация в виде подарков, пожалуй, самая слабая. Нет ничего плохого в подарках самих по себе, но вклад деньгами и вещами предполагает минимальную эмоциональную и деятельностную вовлечённость. Когда пострадала эмоциональная связь между людьми, «ремонтировать» нужно именно её, и для этой цели лучше всего подходит совместная деятельность и забота.
Что делать, если ты облажался
Мы все постоянно лажаем. Всегда и во всем есть место ошибке, оплошности, неловкости и так далее. Плохо, если твой косяк навредил только тебе самому, еще хуже, если он нанес определенный ущерб окружающим. Кстати, не обольщайся: в силу того, что хомо сапиенс — животное социальное, как правило, накосячить и ни капли не задеть при этом других почти ни у кого не получается.
Для тебя и прочих облажавшихся существует несколько общих правил, выполнение которых, конечно, не перенесет тебя назад во времени, однако поможет пережить последствия твоей неудачи и, возможно, даже избежать встречи с этими граблями в будущем.
1. Извинись сразу же
Если ты понимаешь, что ты напортачил, — извинись, будь человеком. Тот, кто не в состоянии признать свою ошибку и принести извинения, выглядит, в зависимости от контекста, трусом, хамом, а если вследствие непризнания тобой своей вины страдает невиновный — еще и отборнейшей сволочью. В любом случае, косяк не пройдет бесследно для твоей репутации, если ты не извинишься.
2. Убедись, что твой косяк не повторится в дальнейшем
Главное, чтобы твоя ошибка не вошла в привычку. Подумай о том, что именно ты сделал не так, проанализируй причины, по которым те или иные твои действия привели именно к подобному результату, и приложи максимум усилий для того, чтобы не облажаться снова. Кстати, возвращаясь к теме извинений: важно не только сказать «этого больше не повторится», но действительно сделать так, чтобы не повторилось.
3. Сделай перерыв
Самое лучшее, что ты можешь сделать для самого себя, — на время покинуть ту среду, в которой была совершена ошибка. Дай своему мозгу возможность отдохнуть и абстрагироваться от совершенного. В случае, если ты останешься на месте, стресс, связанный с неудачей, чувство вины и прочие негативные переживания не дадут тебе нормально функционировать дальше, что увеличит риск облажаться снова.
4. Будь к себе добрее
Ок, ты напортачил. Но тебе придется как-то жить с этим, так что прочитай еще раз первые три пункта, а потом подбери сопли и вспомни избитую, но не становящуюся от этого менее актуальной истину: людям свойственно ошибаться. Будь добрее к себе.