если человек прощает значит любит
Прощаешь? Значит, любишь
Говорят, что прощение и понимание нужно заслужить. Каждый день мы общаемся с большим количеством людей, и не все из них проникают глубоко в нашу душу, не всем мы открываем доступ к нашему сердцу. Но если уж приняли человека, и это чувство, наверное, знакомо каждому, то этот особый уголок в сердце мы отвели для уже близкого нам человека навсегда.
В такой ситуации включаются ещё и чувства, сопутствующие чувству близости. Ставший родным человек становится ещё и тем, на кого мы можем позволить себе обидеться. Как же, он ведь теперь уже родной, мы впустили его в тайники своей души, и теперь уже оправдывай доверие?
Действительно, даже обиды возникают не на каждого человека. Но именно потому, что люди рядом с нами – близкие и важные в нашей жизни, рядом с обидами, рука об руку, должно идти прощение.
И обида, и прощение – сложный, очень личный процесс. Не с каждым мы можем его разделить, ведь это очень глубокие чувства. И всё-таки, когда мы испытываем обиду, это означает, что тот, по отношению к кому мы её испытываем, нам небезразличен. А тот, кого мы всегда прощаем, – особенный человек в нашей жизни. Ведь прощение – большой путь к самому себе, к себе сильному, перерождающемуся, к себе новому.
Терпеть или не терпеть?
Порой от выбора, который мы совершим в своей душе, зависят все последующие события в нашей жизни. Наше решение способно изменить жизнь, поменять важные отношения, и в результате может сложиться счастье, а может не сложиться, а наоборот, разбиться, не дай Аллах. Да, всё это может случиться в результате нашего выбора: простить или пуститься в джунгли обид, слёз, упрёков, страданий. За короткое время мы можем превратиться либо в того, кто обрубает отношения и чувства словами: «Не прощу, не могу больше, всё, моё терпение лопнуло», либо в того, кто верит в то, что наступит завтра, и укрепляет свои отношения прощением.
Есть и такая версия: когда любят – прощают, но когда слишком долго прощают, перестают любить. Очень мудро об этом высказался Ларошфуко: «До тех пор, пока мы любим, мы умеем прощать». С этим сложно не согласиться. Можно заметить, что в нашей жизни каждый человек появляется именно тогда, когда мы больше всего нуждаемся в уроке, который он с собой несёт, нуждаемся в том влиянии на нас, которое нас изменит. И если мы хотим, чтобы этот человек оставался в нашей жизни и в будущем, мы выработаем в себе привычку прощать.
Прощение в браке
Конечно же, прощение – одна из основ крепкого брака. «Где, как не в браке, можно наблюдать примеры чистой привязанности, подлинной любви, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимного удовлетворения, разделённой печали, понятых вздохов, пролитых вместе слёз», – говорил Дени Дидро. Прощение в таком союзе, как брак, просто необходимо. Именно в семье и прежде всего в ней мы должны прощать друг друга. Помните притчу про мужа и жену, которые прожили в браке много лет и между ними не было ссор? Они жили душа в душу, и не было между ними никаких тайн… только у жены лежала на полочке коробка из-под обуви, в которую муж никогда не заглядывал. Как-то раз, заболев, жена решила рассказать об этой коробочке мужу и попросила принести её. Когда он принёс и открыл коробку, внутри увидел две очень красивые вязаные куклы и большую пачку денег.
– Что это? – спросил изумлённый муж.
– Знаешь, перед нашей свадьбой моя любимая бабушка открыла мне секрет счастливой семейной жизни. Она сказала: «Если ты обидишься или рассердишься на своего мужа, то никогда не высказывай ему то, что накипело, а пойди и свяжи одну куклу».
На глаза мужа навернулись слёзы, ведь в коробке было всего две куклы.
Тогда он спросил:
– Ответь, что это за деньги? Ведь ты никогда не откладывала из тех денег, что мы тратили на хозяйство?
– Я накопила их, продавая кукол…
Оказалось, что она продала огромное количество кукол – копеечных тряпичных кукол, раз смогла накопить 25 тысяч рублей. Кто может похвастаться таким терпением, силой воли и выдержкой? Её можно только пожелать от всей души каждой женщине.
Когда я начала писать о прощении, мысль сама вывела меня на тему прощения именно в браке. Видимо, все-таки прощение ассоциируется с отношениями мужа и жены. Мужчины хотят, чтобы мы прощали и понимали их, а мы хотим гордиться тем, что мы это умеем. На одном из федеральных каналов показывали цикл передач Киры Прошутинской под названием «Жена. История любви». Поразила история Нелли Кобзон, супруги Иосифа Кобзона. Молоденькой девушкой, выйдя за него замуж, она поставила цель стать для него всем, создать ему идеальные условия везде, где бы он ни находился. Поэтому она ездила с ним по гастролям с маленьким примусом и продуктами и готовила горячие обеды прямо в гостиничном номере. Однажды они шли по аэропорту, и их начали щелкать фотографы. Певец решил взять все эти авоськи из рук жены, чтобы выглядеть в более выгодном для мужчины свете. И тут авоськи порвались, и оттуда высыпались лук, картошка, морковка. Он был разъярён: «Да ты меня опозорила на всю страну! Не будешь больше возить свои авоськи. ». В ответ она не возмутилась, не обиделась, а просто ответила: «Ну, дорогой, ты же останешься без обедов?».
В любой религии и народности есть образцы поведения хорошей жены. Но в Исламе особенно чётко и ясно сказано, как должна терпеть и прощать жена-мусульманка. Мы же обязаны уметь это делать по велению Аллаха.
Прощать – красиво и благородно
На прощении держатся семьи, отношения мужа и жены, отношения между коллегами в коллективе, отношения родителей и детей. Когда, например, ребёнок провинился и знает, что прощения ждать не стоит, это очень отрицательно сказывается на его восприятии мира. И наоборот, когда он знает, что мама и папа его поймут, он больше любит мир и себя в нём, понимает важность своего существования, в юном человеке вырабатывается оптимизм. У каждого в жизни должен быть человек, который простит, поймёт, поддержит в любой ситуации. Если никто не поддержит, если некому высказать то, что на душе, не на кого опереться в трудный момент, это вызывает отчаяние и ощущение безысходного одиночества.
Мы не должны забывать, что такое истинное великое прощение: все наши ошибки, за которые нам стыдно, из-за которых в нас сидят страх, скорбь и боль, нам прощает Всевышний Аллах. У Него нужно просить и прощения, и сил для того, чтобы прощать других людей. Только Он может дать нам эти силы, потому что великая мудрость заключается в том, что человек простил и продолжает любить своего близкого, то есть не разрушает, а наоборот, укрепляет эти отношения. Возможно, только спустя какое-то время мы узнаем, почему так сложилось, что мы простили, перенесли какую-то сложность и, иншаАллах, приобрели для себя что-то хорошее и сохранили что-то важное.
В начале этого года в Астрахани проходил конкурс профессионального мастерства психологов. В нем приняли участие как школьные психологи, так и психологи детских дошкольных учреждений. Участники защищали свою концепцию, показывали свое профессиональное мастерство на открытых занятиях. Финалисты проводили занятия-импровизации по предложенной им накануне теме.
Я, как школьный психолог и участница конкурса, хочу поделиться с коллегами разработкой занятия на тему «Трудный путь прощения». Это занятие я проводила с учащимися 11-го класса.
Предложенная тема требует осторожного «внедрения» в наши школы элементов духовного воспитания, забытых традиций народной культуры. Считаю, что беседы и дискуссии по данной теме будут способствовать нравственному совершенствованию учащихся, воспитанию у них толерантности, сдерживающей проявления нетерпимости и агрессивности.
Быть толерантным — значит уважать других, быть внимательным к другому, не замыкаться на установившихся стереотипах, обращать внимание на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет. Проявлять толерантность — значит противодействовать мирными средствами угрозе насилия, бережно относиться ко всему живому на нашей планете, заботясь о будущих поколениях.
Занятию на тему «Трудный путь прощения» могут предшествовать тренинги по эффективному общению, разрешению и упреждению конфликтных ситуаций, тренинги коммуникативной компетентности и личностного роста. Цель такой глобальной работы школьного психолога — помочь подростку и старшекласснику повысить самооценку, полюбить себя, другого и мир вокруг.
Любить — это значит прощать,
прощать — это понять,
понять — это значит знать,
знать — это приблизиться к порогу
мудрости.
Надежда МАЙСАК,
психолог-методист
Ленинского территориального
отдела образования,
психолог гимназии № 3,
г. Астрахань
Подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимого другого.
Развивать умение осмысленно воспринимать информацию.
Развивать рефлексию и эмпатию.
Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
Воспитывать фрустрационную толерантность, то есть выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
«Разогрев» участников, направленная беседа, групповая дискуссия, ролевая игра, терапевтическая метафора, элементы арт-терапии (сказкотерапия, музыкотерапия), «заякоренный знак».
Стихотворение Э. Асадова «Трусиха», репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», Библия, магнитофон, аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена и музыкальной композиции «Yesterday» ансамбля Beatles, игрушки-сюрпризы «Ангелы» (см. иллюстрацию), листы с написанными на них фазами прощения (см. в описании занятия).
Занятие ведет психолог, помогает ему соведущий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Знакомство
Упражнение направлено на возникновение чувства доверия. Участники стоят в кругу. Необходимо представиться, выразительно произнеся свое имя, подчеркнув особенность своей личности жестом, позой, мимикой. После каждого представления все стараются точно воспроизвести увиденное, чтобы почувствовать и передать состояние каждого из присутствующих.
Вступительное слово психолога
Участники садятся в круг, берутся за руки, чтобы почувствовать атмосферу тепла, добра, единения.
Психолог. Ребята, сегодня у нас очень важная тема занятия, интересная и актуальная для каждого из нас.
Я предлагаю вам послушать стихотворение Эдуарда Асадова, которое мы — я и ваши родители — читали и даже учили наизусть, когда были в вашем возрасте.
Зачитывается стихотворение «Трусиха»
Эдуард АСАДОВ
ТРУСИХА
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза.
А потом, вздохнув, сказала тихо:
— Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: — Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел. И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул: — Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть, — на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: — Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
За убийство — стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: — Ладно. тише, гром. —
А второй промямлил: — Ну их к черту! —
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
Психолог. Ребята, как вы думаете, встретятся ли вновь парень с девушкой или нет? Почему?
— Парень струсил. Скорее всего, девушка не захочет с ним встречаться, так как ей стыдно за него.
— Парню стыдно за свое поведение, и они могут встретиться, но через некоторое время.
— Они могут продолжать встречаться, но отношения будут уже не те.
Психолог. Что же чувствует девушка после произошедшего инцидента?
Участники. Обиду, разочарование, пренебрежение, жалость к парню.
Психолог. А что чувствует юноша?
Участники. Вину, стыд за себя, гордость за девушку.
Соведущий дискуссии. А я считаю, что он не струсил, а побеспокоился о собственной безопасности и безопасности девушки. Его можно назвать даже «защитником» девушки.
Ответы участников:
— Она — девушка с обостренным чувством справедливости, «защитница» всех и вся. Он же реально оценил силу противника и принял, возможно, самое верное решение.
Соведущий дискуссии. Я считаю, что девушка — «бесшабашная натура», которая подставляет и себя, и молодого человека. Ведь она своими фразами провоцирует по отношению к себе и молодому человеку агрессивные и, вполне возможно, преступные действия. Вдруг это показное проявление превосходства? И все-таки как же, по вашему мнению, будут развиваться отношения между юношей и девушкой?
Во время дискуссии нужно подвести старшеклассников к мысли о том, что следует учиться вставать на точку зрения другого человека, принимать его аргументы, даже если они не всегда совпадают с собственными убеждениями. Желательно разыграть встречу девушки и молодого человека.
Беседа по теме занятия
Психолог. Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста. (Обычно все поднимают руки.) Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
— Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
— Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию.
— Возникают сомнения в существовании справедливости.
— Жизнь меняется в отрицательную сторону.
Психолог. А есть ли среди нас тот, кто сам никогда никого не обижал?
. Да, каждому случалось обидеть кого-то и быть обиженным кем-то. А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, — обидчик?
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
— Гнев, агрессию, боль, чувство вины.
— Жажду примирения.
— Он переоценивает существующую справедливость или себя самого.
Психолог. А как же быть в тех случаях, когда после конфликта, сопровождавшегося обидой, агрессией, желанием отомстить, тебе предстоит жить рядом с обидчиком, учиться с ним в одном классе? А если тебе этот человек — брат или сестра, отец или мама?
— Предстоит налаживать отношения.
Психолог. Знаете ли вы, что в книгу рекордов Гиннесса занесли одно удивительное слово из языка американских индейцев — «мамихпапинатапа». Удостоилось оно такой чести за то, что выражает суть такого понятия: «Смотреть друг на друга в надежде, что каждый первым сделает то, чего хотят оба, но не делают этого в надежде, что это сделает другой».
Вспомните хотя бы одну такую ситуацию из собственной жизни и ответьте: «Чего же хотят оба?»
— Примирения.
— Извиниться за вольно или невольно нанесенные обиды, простить.
Психолог. А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
— Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно «отпустить» вину, дать возможность почувствовать, что он прощен.
— Если ситуация не ущемляет чувства собственного достоинства, то все-таки не стоит лелеять в себе обиду, взращивать злость и желание отомстить.
Здесь обсуждается человеческая способность прощать даже преступления.
Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Психолог. В психотерапии есть такое направление — сказкотерапия. Душу человека пытаются исцелить сказкой. Я тоже хочу рассказать вам маленькую терапевтическую сказку.
Сказка «Прости»
Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретилось Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.
Вдруг разверзлась бездна меж ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец своей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено им вместе умереть.
Немые губы сжались, а языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе. И потянулись руки навстречу, и Слово родилось: «Прости!»
Психолог. В чем суть этой сказки? Кому следует ее рассказать и почему? Какой вывод вы делаете?
(Участники отвечают.)
Психолог. Сегодня мы с вами говорим о способности каждого из нас прощать, о трудном пути прощения. Мой долг — помочь вам осознать жизненную необходимость прощения, почувствовать светлую радость прощения. Я думаю, что наша встреча будет способствовать тому, что вы и сегодня, и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям. Только тонко настроенная душа человека способна прощать даже самые сильные обиды!
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить — делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».
Специалисты считают, что процесс прощения проходит четыре фазы.
(Постепенно по ходу рассказа нужно помещать листы с написанными на них фазами на доске для наглядности.)
Фаза открытия. Наличие гнева, постоянные мысли об обиде, сравнение себя с обидчиком; осознание чувств стыда и вины, если таковые имеют место.
Фаза принятия решения. Поскольку прежние стратегии поведения не избавляют от обиды, человек готов рассматривать прощение как предпочтительный выбор, готов простить обидчика. Ведь многие были в подобных ситуациях.
Фаза действий. Происходит примеривание на себя различных ролей, чтобы «влезть в шкуру» обидчика, «поглощение» боли, эмпатия к обидчику, нахождение для себя личностного смысла в прощении.
Фаза результата. Уменьшение негативных чувств и рост позитивных. Прощающий осознает свое несовершенство и несовершенство других людей. Таким образом ослабляется угнетенное состояние души, улучшается мнение об обидчике, налаживаются отношения с ним. У того, кто простил, повышается самоуважение и самооценка.
Прощение — свободный выбор личности. Нельзя никого принудить проявить милосердие! Путь избавления от межличностных обид можно даже представить графически: это продвижение от мести через переживание, превозмогание негативных эмоций, мыслей, поведения к положительным эмоциям, мыслям и поведению —
к прощению.
Обсуждение ситуации
Психолог. Я предлагаю сейчас обсудить и, проиграв, разрешить примирением конфликтную ситуацию, сложившуюся в одной семье.
Дочь поделилась с матерью тем, что ей очень нравится мальчик, живущий в соседнем подъезде, но он на нее не обращает никакого внимания. Мать обещала об этом никому не рассказывать. Сама же поведала обо всем отцу, который начал подшучивать над дочерью и осуждать ее выбор. Брат же, поняв в чем дело, обещал рассказать все этому парню. После этого девочка назвала мать предательницей, стала огрызаться на реплики отца, поругалась с братом, замкнулась в себе. В семье сложилась угнетающая атмосфера.
Как разрешить сложившуюся ситуацию? Как начать разговор о прощении? Кто из членов семьи должен первым сделать шаг навстречу?
В результате обсуждения участники приходят к выводу, что первым прощает тот, кто более милосерден, великодушен, стоит на более высокой ступени личностного развития.
Беседа по теме занятия
Звучит композиция ансамбля Beatles «Yesterday».
Психолог. В христианстве прощению отведен даже специальный день — день духовного очищения от грехов вольных или невольных — последний день Масленицы накануне Великого поста. Это (участники подсказывают) — Прощеное воскресенье. Считалось, что грехи, отпущенные людям в этом мире, не будут зачтены Богом и в мире ином.
Тема прощения проходит красной нитью через Библию, которая является источником нравственных канонов для некоторой части людей. К этой теме обращались и великие люди ушедшего тысячелетия. Один из них — голландский художник Рембрандт, для которого библейская «Притча о блудном сыне» послужила сюжетом для написания знаменитой картины.
Демонстрируется репродукция картины.
Сын, ведя распутный образ жизни, промотал свою долю отцовского состояния. Однако он вернулся к отцу, и отец простил его.
Психолог зачитывает Притчу о блудном сыне из Евангелия от Луки.
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. и пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым».
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».
Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил; пропадал и нашелся».
Данная тема была близка и самому Рембрандту. После смерти любимой жены коллекцию его картин и все его имущество продали с молотка за долги. Видимо, и самому Рембрандту было кого и за что прощать.
Эта картина стала лебединой песней великого художника. Находится она в Эрмитаже в г. Санкт-Петербурге.
Итак, что же означает теперь для вас слово «простить»?
— Перестать гневаться и винить другого человека.
— Не упрекать человека за нанесенную обиду.
— Не ждать, пока другой исправит ошибку и первым придет мириться.
— Избавить человека от ощущения вины.
— Вернуть и себе, и другому чувство уверенности в себе.
— Справиться с депрессией и тревожностью.
— Не ставить человеку в вину дурную мысль или поступок.
— Относиться терпимо к чужим проступкам.
— Разорвать порочный круг озлобленности и мести.
— Полностью реализовать свои возможности, показав окружающим пример сочувствия, великодушия и мудрости.
Психолог. Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?
— Удивление.
— Избавление от тяжких мук и обид.
— Счастье, облегчение.
— Радость.
— Желание начать новую жизнь.
Психолог. Ребята, а как дать человеку понять, что ты прощаешь его?
— Если человек осознал свою вину и просит извинить его, надо принять эти извинения.
— Сделать доброе дело тому, кто нанес тебе обиду или причинил неприятности.
— Можно написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.
Психолог. Какие качества помогут нам сделать это?
— Смелость, сострадание, великодушие.
— Любовь.
— Уважение.
— Чувство ответственности.
Психолог. Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несем через всю жизнь.
И пусть скептики говорят, что прощение противоположно торжеству справедливости, что оно — проявление слабости, что оно может стать отказом от борьбы за собственную точку зрения, проявлением превосходства, снисхождения. Некоторые люди считают даже, что просить прощения — значит унизиться перед другим. Но прощение — это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.
Оттенки жизни — черное и белое?
Оттенки страсти — черное и красное?
Да, чувства рисовать — попытка смелая,
Но в двух цветах — занятие опасное.
Какою краской расцветить прощение?
В пастель тонов как положить негаданность?
Какого цвета боль приносит мщение?
И почему так золотится радостность?
На риторические вопросы Елены Шевченко нам еще предстоит ответить.
Заключение
Психолог просит всех взяться за руки, почувствовать тепло, исходящее от каждого.
Психолог. Я хочу каждому из присутствующих здесь сегодня подарить ангела как символ чистоты и святости. Это не просто игрушка, а знак, который будет напоминать вам слова Норта: «Прощение — не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью, в то время, когда он, казалось, должен быть лишен права на них».
Спасибо вам, ребята, за активное участие. До свидания!