если esp 1 то такое предложение называется
Предложение Esp»1 – это предложение обладающее св-ом,
когда изменениеР на 1%, величина предложения изменяется
более чем на 1%. 2)неэлостичное 0 «Esp «1- предложение
обладающее св-ом когла Р изменяется на 1% величина
предложения изменяется менее чем на 1%. 3) единичное Esp =1
предложение обладающее св-ом когда при изменении Р на 1%
,то величина предложения изменяется так же на 1%.4)совершенно
Элостичный Esp-бесконеч. Маленькое повышение Р приводит к
Подения величины предложения до 0,малейшее снижение цены
Приводит к изменению величины предложения до бесконечности.
5) совершенно неэлостичный Esp=0 величина спроса при любой
Цене остается неизменной.
Ценовая элостичность предложения(Esp)- мера реакции величины
Предложения на изменение цены этого товара. Изменение :1)Эластичное
Предложение Esp»1 – это предложение обладающее св-ом,
когда изменениеР на 1%, величина предложения изменяется
более чем на 1%. 2)неэлостичное 0 «Esp «1- предложение
обладающее св-ом когла Р изменяется на 1% величина
предложения изменяется менее чем на 1%. 3) единичное Esp =1
предложение обладающее св-ом когда при изменении Р на 1%
,то величина предложения изменяется так же на 1%.4)совершенно
Элостичный Esp-бесконеч. Маленькое повышение Р приводит к
Подения величины предложения до 0,малейшее снижение цены
Приводит к изменению величины предложения до бесконечности.
5) совершенно неэлостичный Esp=0 величина спроса при любой
Цене остается неизменной.
Детерминанты :
Факор времени: а)мгновенный период- совершенно не элостичнное S.
Б)краткосрочный период-неэластичное предлож-есть возможность
Изменить оборотный капитал.в)долгосрочный период-эластичное
Предложение-можно изменить все производство.
Наличие или отсутствие резервов про-ва. Чем больше резервов,не
Задействующих в про-ве, тем больше эластичность предложения и
Наоборот.
Кол-во запасов готовой продукции. Чем больше запасов тем
Выше эластичность предложения.
22. Предпосылки теории поведения потребителей.
Полезность(ТU) –кол-ный показатель удовлетворения, которое
Человек испытывает от потребления товара, измеряется в ютелях.
Совокупная полезность (TU)-измеряет суммарное удовлетворение,
Получаемое человеком от потребления товара. Предельная
Полезность(MU)-прирост совокупной полезности. Закон убывающей
Предельной полезности гласит, что по мере роста потребления
Некоторого товара в течении определенного отрезка времени
Возростает общее удовлетворение человека, получаемое от
Потребления товара,каждая новая единица товара приносит
Стоимость издержек спортивного мероприятия не зависит от количества
n При понижении Р выручка будет увеличиваться (т.к. спрос эластичен)
n При дальнейшем снижении Р(как только спрос становится неэластичным), выручка начинает падать.
àобщая выручка сначала возрастает, а потом начинает падать.
Соответствует цене билета в 10$. При этой цене будет продано 15 000 билетов.
n Т.к. стадион вмещает 20 000, то остается 5 000 пустых мест. Чтобы заполнить эти места, организаторам пришлось бы понизить цену ниже 10$.
Но такое понижение цен привело бы к снижению доходов. Предприниматели не хотят полностью заполнять стадион, т.к.это снизит доходы.
Ценовая эластичность спроса зависит от следующих факторов:
n Удельный вес цены товара в доходе потребителя
чем больше удельный вес, тем эластичнее спрос; если удельный вес низкий, то повышение цен не влияет на потребление этих товаров;
n Заменяемость
чем больше субститутов у данного товара, тем эластичнее спрос на него;
n Фактор времени
чем больше времени для принятия решения о покупке товара имеется в распоряжении потребителя, тем более эластичен спрос:
пример 1: потребители – люди привычки (например, цена на мясо растет, но потребление в краткосрочном периоде может практически не сократится);
пример 2 (США): краткосрочный спрос на бензин менее эластичен, чем долгосрочный.
n Спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен; на предметы первой необходимости – неэластичен;
11. Ценовая эластичность предложения и ее факторы. Рыночный период. Практическое значение теории эластичности.
Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность предложения к изменению цены.
§ Если | E S P | > 1– предложение эластично:
Ø предложение изменяется быстрее, чем цена;
Ø зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции – прямая.
§ Если |E S P |
Ø предложение изменяется медленнее, чем цена.
Ценовая эластичность предложения (E S p) рассчитывается как отношение процентного изменения величины предложения (Q S ) к процентному изменению цены (Р). E S p= % изменения (Q S )/ % изменения (Р)
точечная эластичность предложения
интервальная эластичность предложения
Главным фактором эластичности предложения является фактор времени.
Он анализируется с помощью категории «рыночный период».
• Период времени, в течение которого производители никак не могут отреагировать на изменение цены (то есть, не успевают изменить объем ресурсов для изменения объема предложения), называется кратчайшим рыночным периодом.
• Кривая предложения в кратчайшем периоде совершенно неэластична.
• Краткосрочный рыночный период – это период времени, в течение которого фирма может изменить часть ресурсов,которые легче поддаются изменению (трудовые ресурсы, сырье).
Ночасть ресурсов остается неизменной(производственные мощности).
Этот период называется периодом фиксированных производственных мощностей.
• Кривая предложения в краткосрочном периоде более или менее эластична.
• Кривая предложения в долгосрочном периоде очень или даже совершенно эластична.
Эластичность спроса и предложения
P1
S1
P
2
Pe
D1
Q, шт.
Рис. 2.6. Изменение рыночного равновесия
Эластичность спроса (предложения)– это показатель, отражающий изменение объема спроса (или предложения) при изменении одного из определяющих их факторов (детерминант).
Выделяют два вида эластичности спроса (предложения): по цене (ценовую эластичность) и эластичность по доходу (по затратам).
· Эластичность спроса по цене(E D p) показывает насколько изменится величина спроса на товар при изменении цены на него 1%.
E D p = (2.3),
где: ΔQ / Q – относительное изменение спроса;
ΔP / P – относительное изменение цены.
Практическое значение расчета коэффициента ценовой эластичностисостоит в том, что он позволяет экономическим агентам прогнозировать изменения объема спроса или предложения и как следствие изменение получаемой ими выручки при изменении цены товара.
· Эластичность спроса по доходу (E D I) показывает насколько изменится величина спроса на товар при изменении доходов его потребителей на 1%.
E D I = (2.4),
где: ΔI / I – относительное изменение доходов потребителей.
Практическое значение расчета коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в том, что с его помощью прогнозируются перспективы отраслей: развитие, стабильность или застой. Чем выше в отрасли эластичность спроса по доходу, тем активнее развивается эта отрасль. Отрицательный коэффициент эластичности спроса по доходу является признаком падения в отрасли объемов производства.
Спрос называется эластичным, если E D p(E D I) >1, то есть, если спрос изменяется (растет или падает) быстрее цены (дохода); неэластичным (жестким), когда E D p(E D I) D p(E D I) =1, то есть снижение цены (повышение дохода потребителя) в равной степени компенсируется соответствующим ростом спроса.
Графически различные случаи эластичности спроса изображены на рис. 2.7. При этом конфигурация кривой спроса определяется эластичностью спроса: чем спрос более эластичен, тем кривая более пологая, и наоборот.
P(I) P(I)
|
P(I)1
P(I)1
P(I)2
P(I)2
D D
|
|
|
Рис. 2.7-а. Эластичный спрос Рис. 2.7-б. Неэластичный спрос
P(I) P(I) D2
|
|
P(I)1
P(I) D1
P(I)2
D
|
|
|
Рис. 2.7-в. Спрос единичной Рис. 2.7-г. Абсолютно эластичный
эластичности спрос (D1) и абсолютно
неэластичный спрос (D2)
Неэластичный спрос имеет место тогда, когда объем спроса жестко зависит от предложением. В этом случае преимущества находятся на стороне продавца, так как даже при уменьшении величины спроса продавец выигрывает от обгоняющего ее роста цены. Обычно неэластичный спрос наблюдается на многие виды продуктов питания (хлеб, соль, молоко и др.), лекарственные средства и другие жизненно важные товары. Крайним случаем является абсолютно неэластичный спрос, когда никакое изменение цены не влечет изменения объемов спрашиваемой продукции. Это возможно, например, в отношении жизненно важных лекарственных средств и медицинских услуг (например, инсулин для диабетиков, процедура гемодиализа и т. д.). Напротив абсолютно эластичный спрос возможен на совершенно конкурентном рынке или в условиях высокой инфляции, когда при незначительном повышении цен или в ожидании их повышения потребитель значительно увеличивает объем покупок, стараясь потратить деньги, чтобы уберечь их от обесценивая, вложив в материальные блага.
Факторами, влияющими на эластичность спроса являются:
· качество товара – чем более качественным является товар, тем он менее эластичен (сложнее найти ему адекватную замену);
· наличие товаров-заменителей (субститутов) – чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар, и наоборот (например, у соли нет заменителей, поэтому при любой цене на соль размер спроса на нее будет изменяться незначительно);
· степень необходимости для потребителей данного товара – так спрос на предметы первой необходимости почти всегда неэластичен вследствие их жизненной необходимости для потребителя (например, инсулин для диабетиков);
· размер дохода потребителя – чем больше у потребителя доход, тем больше диапазон его потребительского выбора, и тем выше ценовая эластичность его спроса;
· удельный вес товара в бюджете потребителя – чем он больше, тем выше ценовая эластичность спроса (например, ценовая эластичность спроса на мясо в бюджете потребителей будет выше, чем на зубную пасту);
· степень насыщения потребности (или размер товарного запаса) – чем они больше, тем более эластичен спрос (например, если у каждого члена семьи уже есть автомобиль, то приобретение еще одного будет возможно только при значительном снижении цены);
· ожидания потребителей – например, в ожидании ажиотажного повышения цен, спрос будет неэластичен.
· Эластичность предложения по цене (E S p) показывает насколько изменится величина предлагаемого рынку товара при изменении цены на него на 1%.
E S p = (2.5).
где: ΔQ / Q – относительное изменение предложения;
ΔP / P – относительное изменение цены.
· Эластичность предложения по затратам (E S I) показывает насколько изменится величина предложения товара на рынке при изменении затрат товаропроизводителей (себестоимости производства товара) на 1%.
E S I = (2.6),
где: ΔI / I – относительное изменение затрат товаропроизводителей.
Предложение называется эластичным, если E S p(E S I) >1, то есть, если оно изменяется (растет или падает) быстрее цены (затрат); неэластичным (жестким), когда E S p(E S I) S p(E S I) =1, то есть повышение цены (и затрат производителей) вызывает равный рост предложения.
Графически различные случаи эластичности предложения изображены на рис. 2.8.
P(I) S2 P(I) S2
|
S1
S1
B2
Рис. 2.8-а. Эластичное (S1) и Рис. 2.8-б. Абсолютно эластичное (S1)
неэластичное (S2) и абсолютно неэластичное (S2)
Факторами, влияющими на эластичность предложения являются:
· время (или, в конечном счете, скорость перелива капитала из одной отрасли производства в другую) – в мгновенном периоде предложение абсолютно неэластично (товаропроизводители не успевают «перелить» капиталы из низкорентабельной отрасли в высокорентабельные), в краткосрочном – малоэластично, в долгосрочном – эластично;
· дифференциация затрат у разных товаропроизводителей – чем она выше, тем выше эластичность предложения;
· степень загрузки производственных мощностей – чем она выше, тем менее эластично предложение;
· наличие свободной рабочей силы – чем ее больше, тем эластичнее предложение.
Эластичность спроса (предложения) на одно благо (a) относительно цен на другое благо (b) называется перекрестной эластичностью спроса(E D x) илипредложения (E S x).
E D x (E S x) = (2.7).
В зависимости от значения E D x(E S x) в экономике выделяют следующие виды товаров:
· взаимозаменяемые или субституты имеют следующие значения перекрестной эластичности: E D x > 0, E S x D x S x > 0, так как повышение цены товара A вызовет уменьшение спроса (увеличение предложения) на товар B, поскольку A дополняет B (например, с ростом цены на автомобили спрос на бензин уменьшится);
· независимые товары, для которых E D x(E S x) = 0, то есть изменение цены на один товар никак не скажется на спросе на другой товар (например, с ростом цены на хлеб спрос на цемент не изменится).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет