если коэффициент вариации превышает 33 процента что делать дальше по 44 фз
Если коэффициент вариации превышает 33 процента что делать дальше по 44 фз
Является ли нарушением закупка, начальная максимальная цена которой была рассчитана с превышением коэффициента вариации более чем на 33%?
Согласно части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ФАС России и ее территориальные органы осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
При этом, необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком еще при формировании плана-графика.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям антимонопольного органа.
При этом, согласно положениям Закона о контрактной системе документация о закупке, извещение об осуществлении закупки должны содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая вышеизложенное, при осуществлении контрольных функций в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, по мнению Тывинского УФАС России, необходимо отметить следующее.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Рекомендации).
При этом, действительно Рекомендации разработаны в целях оказания помощи заказчикам в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и не носят нормативного характера.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.20.2 Рекомендаций совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33%. Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.
Таким образом, по мнению Тывинского УФАС России, заказчику целесообразно использовать ценовую информацию, наиболее соответствующую нуждам заказчика, в разрезе количества товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.
Коэффициент вариации по 44-ФЗ
Понятие
Коэффициент вариации по 44-ФЗ — это показатель разброса по выбранным ценовым предложениям тендера, применяемый при использовании метода сопоставимых рыночных цен.
Он необходим для определения степени неоднородности полученных цен, так как его значение показывает, какую долю занимает средний разброс от среднего значения.
Коэффициент вариации был введён Приказом Минэкономразвития № 567. Приказ также содержит методические рекомендации по его оптимальным показателям.
Значения
Коэффициент может принимать четыре промежутка, от которых зависит возможность использования исследования рынка:
Допустимым вариантом коэффициента вариаций по 44-ФЗ является результат до 33%.
При результате свыше 33% заказчику необходимо сделать новую выборку поставщиков для определения НМЦК.
Использование неоднородных результатов не допускается, а проведённое исследование рынка признаётся недействительным.
В том случае, когда по каким-то причинам запросить другие данные о стоимости на интересующие товары, работы или услуги невозможно, заказчик может воспользоваться сведениями из реестра контрактов.
Расчёт
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле:
(Среднеквадратичное отклонение/Средняя стоимость) * 100%
Первая переменная считается следующим образом:
(√∑i=1 n (Цена — Средняя арифметическая цена) 2 )/n — 1, где n — это количество предложений.
При наличии в одной закупке нескольких товаров коэффициент определяется в отношении каждого из них.
От правильного определения коэффициента зависит правильный расчёт НМЦК, поэтому тщательно проверяйте полученные результаты и следите за соответствием допустимым значениям.
Коэффициент вариации по 44-ФЗ. Пример расчёта, формула
Одной из ключевых стадий подготовки закупочной документации становится расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Законодательно предусмотрено несколько способов, с помощью которых можно производить расчеты. Чаще всего используется метод сопоставимых рыночных цен. При этом итоговая НМЦК должна определяться с учетом коэффициента вариации. Поэтому всем заказчикам необходимо понять, что включает в себя этот показатель и как его правильно определить.
Что такое коэффициент вариации
Размер НМЦК определяется еще на этапе планирования. Эта сумма должна быть отражена в плане и план-графике. Непосредственно перед подготовкой извещения она корректируется с учетом сложившейся на тот момент экономической обстановки. Вопросы, связанные с НМЦК рассматриваются в статье 22 44-ФЗ. Методики ее расчета описаны в Приказе Министерства экономики и развития № 567 от 02 октября 2013 года. В этом же документе приводятся правила определения коэффициента вариации.
Разработано несколько методик выявления НМЦК: нормативная, тарифная, проектно-сметная, затратная. Самым приоритетным считается метод сопоставимых рыночных цен. Именно его рекомендуется использовать при определении стартовой цены. Он предполагает сравнение коммерческих предложений, предоставляемых потенциальными поставщиками по запросу заказчика. Для проведения такого анализа и применяется коэффициент вариации. Он выражается в процентах.
Под коэффициентом вариации понимается мера относительного разброса предлагаемых цен. Он показывает, какую долю занимает средний разброс цен от среднего значения цены. Этот показатель может принимать следующие значения:
Для определения коэффициента разработана специальная формула. По ней легко подсчитать параметр, подставив соответствующие данные. Упростить себе задачу можно, используя калькуляторы, которые сегодня широко представлены в интернете.
Что делать, если коэффициент завышен
Если при расчете коэффициента вариации получилось значение меньше 33%, то выборка признается однородной. Следовательно, полученное значение можно использовать для определения НМЦК.
Если возникла такая ситуация, что значение коэффициента оказывается выше 33 процентов, тогда потребуется внесение корректировок в используемые данные. Для этого проводится дополнительное исследование рынка. Необходимо собрать коммерческие предложения от большего количества поставщиков и повторить расчет на основе новых данных. Если собрать дополнительные предложения не получается, можно воспользоваться сведениями из ранее заключенных договоров, которые хранятся в реестре контрактов.
В крайней ситуации, когда никак не получается добиться нужного коэффициента вариации можно исключить из выборки неподходящие предложения. Вы также можете попросить поставщика указать в своем предложении нужную вам сумму.
Правила расчета
Методика расчета коэффициента вариации прописана в приказе Минэкономразвития № 567. Согласно действующим нормам заказчик должен направить не менее пяти запросов коммерческих предложений потенциальным поставщикам. Для расчета используются не менее трех предложений, полностью соответствующих требованиям заказчика.
Стоит отметить, что приказ № 567 не является нормативным актом, следовательно, его исполнение не обязательно. За его нарушение никаких штрафных санкций не предусматривается. Однако во избежание спорных ситуаций заказчика рекомендуется пользоваться именно этими правилами расчета.
Для определения коэффициента вариации применяется следующая формула:
Среднеквадратичное отклонение позволяет определить разброс данных. Для его определения выбирают среднюю цену и меру разброса. Вычислить среднеквадратичное отклонение удается по следующей формуле:
В ситуациях, когда закупка включает в себя одновременно несколько позиций, расчет ведется по каждой из них. Это позволяет выявить товары с наибольшим разбросом цен.
Пример расчета
Предположим, что государственное учреждение проводит закупку принтеров для собственных нужд. Потенциальным поставщикам были отправлены соответствующие запросы. Было получено четыре коммерческих предложения цен: 2500 рублей, 2800 рублей, 2450 рублей и 2600 рублей.
В первую очередь необходимо рассчитать среднеарифметическое значение цены
Следующим шагом становится расчет среднеквадратичного отклонения
Осталось только рассчитать коэффициент вариации
Полученное значение коэффициента меньше 33%, следовательно, все собранные данные подходят для расчета стартовой цены контракта. Расчет НМЦК и коэффициента вариации оформляются в форме отчета, который становится обязательной частью закупочной документации.
Коэффициент вариации – важный инструмент, позволяющий оценить правильность ценовых предложений, полученных от поставщиков. Поэтому при составлении документации заказчикам необходимо учитывать правила расчета этого показателя и особенности его применения.
Памятка – Расчет и обоснование НМЦК. Метод анализа рынка. Часть 1
Нормативная база
Статья 22 Закона 44-ФЗ
Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (далее – Методические рекомендации)
Заказчики Пермского края учитывают приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 17.07.2019 N СЭД-32-01-04-83 «Об утверждении регламента проведения экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Пермского края».
Какая цена должна быть обоснована
начальная максимальная цена контракта – предельное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ [1] ), которая устанавливается при проведении конкурентной закупки.
цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – конкретное значение цены контракта (общая стоимость ТРУ), согласованное с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) и зафиксированное в контракте
начальная сумма цен единиц ТРУ – предельное значение суммы единичных расценок ТРУ, которое устанавливается при проведении конкурентной закупки с «неопределённым» объемом в соответствии с ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ.
В тексте настоящей памятки под НМЦК понимается НМЦК и ЦКЕП и НЦЕ
Что такое обоснованиеНМЦК
– Обоснование размещается в ЕИС «анонимно»:
– Рекомендуется хранить «первоисточники» (не менее 3 лет, также как и обоснование НМЦК [ 3] ):
– В случае закупки со спецификацией (если в рамках одной закупки предполагается закупка технологически и функционально связанных товаров, работ, услуг), то НМЦК может быть рассчитана одним из двух вариантов:
Где отражается обоснованиеНМЦК
Способ определения поставщика
Документ, содержащий обоснование НМЦК
Извещение о проведении запроса котировок
Документация о проведении запроса предложений
Закупка у ЕП (пункты 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч.1 ст.93)
Закупка у ЕП (пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13-17, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-56 ч.1 ст.93)
Не требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93)
Кто составляет обоснование НМЦК
Условия применения метода анализа рынка
Должны выполняться два условия в совокупности [5] :
Коммерческие и (или) финансовые условия поставок ТРУ признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий [6]
Идентичность/однородностьТРУ
Показатель
Идентичные
Однородные
Товары
Работы
Услуги
Как учесть страну происхождения при определении идентичности (однородности) товаров?
Ответа на этот вопрос Закон 44-ФЗ и Методические рекомендации не содержат, но из совокупного анализа норм закона следует, что необходимо учитывать акты о национальном режиме (ст.14 Закона 44-ФЗ), в частности акты, устанавливающие запрет на закупку иностранных товаров (ПП РФ от 21.12.2019 № 1746, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236 и ПП РФ от 30.04.2020 № 616). Т.о. если закупаемый заказчиком товар попадает под действие указанных постановлений, то при расчете НМЦК следует принимать в расчет только российские и евразийские товары.
При сопоставлении качества товара следует учесть требования ГОСТ, ТУ, технических регламентов. Так товар, производимый по ГОСТ, и товар, производимый по ТУ, не являются идентичными, но могут являться однородными.
Не являются идентичными товары, для которых установлены различные технические условия (постановление ФАС ЗСО от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003), жилье, находящееся на стадии строительства, и готовое жилье (постановление ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/11844-09), новый товар и товар б\у (постановление ФАС ЗСО от 14.11.2005 N Ф04-7171/2005(15769-А27-15, постановление ФАС ЦО от 22.01.2009 N А64-7270/07-13), грузовой автомобиль и полуприцеп (постановление ФАС СЗО от 13.02.2006 N 44-3208/2005-9), квартиры, расположенные в разных районах города, на разных этажах, имеющие различную площадь, отделку и количество комнат (постановление ФАС ПО от 19.12.2000 N А55-5935/7074/00-34).
Как учесть характеристики, квалификацию подрядчика (исполнителя)?
Из совокупного анализа норм закона и сложившейся практики рекомендуется учесть следующее:
Например, при определении идентичности (однородности) услуг аренды недвижимости сопоставимыми являются такие условия, как наличие отдельного входа в здание и подъезда, персонального пассажирского и грузового лифта, охраны, размер площадей, месторасположение (постановление ФАС ВВО от 11.01.2006 N А43-7220/2005-30-310, ФАС ПО от 31.07.2007 N А55-16334/2006). При определении идентичности услуг охраны, необходимо учесть наличие у лиц, чьи ценовые предложения анализируются, лицензии на частную охранную деятельность.
Нормативные акты не требуют обосновывать идентичность/ однородность ТРУ. Но сведения, которые позволят заказчику определить идентичными или однородными являются ТРУ, должны быть указаны в запросе на предоставление ценовой информации, направляемом потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю).
Общий алгоритм метода
1. Определить потребность в конкретном ТРУ.
2. Установить перечень необходимых требований к ТРУ, закупка которых планируется.
3. Провести исследование рынка в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям заказчика.
4. Сформировать Техническое задание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ, а также требования к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. Проверить наличие актов о нормировании в соответствии со ст.19 Закона 44-ФЗ.
Если такие акты есть и в них установлена предельная цена, то необходимо рассчитать НМЦК нормативным методом и сравнить ее потом с НМЦК, рассчитанной анализом рынка.
6. Направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее 5 поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
7. Разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС.
Это не обязательно! Но настоятельно рекомендуем для «подстраховки» заказчика.
8. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
9. Осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
10. Проверить выявленные (полученные) ценовые предложения на соответствие условиям заказчика, не соответствующие – отклонить.
11. Проверить полученные ценовые предложения на наличие идентичных ТРУ, если их нет – однородных ТРУ.
12. Применить к полученным ценам корректирующие коэффициенты (при необходимости).
13. Проверить однородность полученных цен, рассчитать коэффициент вариации.
14. Осуществить расчет НМЦК по идентичным ТРУ (не менее 3 ценовых предложений), при их отсутствии – по однородным ТРУ, сравнить ее с НМЦК, полученной нормативным методом (если требуется).
15. Сформировать обоснование НМЦК.
Источники информации для расчета НМЦК анализом рынка[13]
Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ
Информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС
Использовать одно ценовое предложения для расчета НМЦК нельзя [14]
Правительство РФ может ограничить перечень источников информации – см., например, распоряжение Правительства РФ от 18.09.2017 N 1995-р.
При закупках технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, используется только 3 источника информации:
реестр контрактов по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта РФ, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика субъектов РФ
каталог ТРУ в ЕИС (при наличии информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам)
ценовые предложения поставщиков, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен в ЕИС
Общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ[15]
Вид информации
Комментарий
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в контрактах
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях
обращенные к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (ст. 437 ГК РФ).
Публичная оферта – предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах
информация о котировках на электронных площадках
данные государственной статистической отчетности о ценах ТРУ
информация о ценах ТРУ, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными НПА, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях
Например, справочник цен в РИС Закупки ПК (для Пермского края).
Приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 12.12.2019 N СЭД-32-01-04-154 “Об утверждении предельных цен ТРУ”.
информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств
Например, можно обратиться в оценочные компании и региональные торгово-промышленные палаты.
Для заказчиков Пермского края – Пермская ТПП (центр оценки, тел. (342) 235-78-48, доб. 134, 122, www.permtpp.ru )
результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен
информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка
иные источники информации
Административная ответственность за нарушения при обосновании НМЦК
Например, РФ – Федеральное казначейство, Пермский край – Минфин Пермского края.
Состав административного правонарушения
Сумма адм. штрафа, руб.
Статья КоАП РФ
Несоблюдение порядка обоснования НМЦК
Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (например, в документах нет обоснования НМЦК)
[1] Товары, работы, услуги
[2] п.1.9, п.2.1 Методических рекомендаций
[3] Статьи 219 – 222, 229 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 N236
[4] П.3 ч.4 ст.38 Закона 44-ФЗ
[5] Ч.2, 3 ст.22 Закона 44-ФЗ
[6] Ч.16 ст.22 Закона 44-ФЗ
[7] Ч.6 ст.22 Закона 44-ФЗ
[8] Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”
[9] П.3.9 Методических рекомендаций
[10] П.3.20.2 Методических рекомендаций
[11] П.3.21 Методических рекомендаций
[12] Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-10/37713
[13] Ч.5 ст.22 Закона 44-ФЗ
[14] Письмо ФАС России от 13.07.2011 N АЦ/27041
[15] Ч.18 ст.22 Закона 44-ФЗ
[16] Письмо Минэкономразвития от 03.10.2016 N Д28и-2581, письмо Минфина от 12.12.2017 N 24-01-09/82766
[17] П.3.7.3 Методических рекомендаций
[18] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2017 N Ф01-5888/2016 по делу N А38-2169/2016
[19] П.3 ч.8 ст.99 Закона 44-ФЗ
Читать Часть 2
Читайте так же
5 комментариев “ Памятка – Расчет и обоснование НМЦК. Метод анализа рынка. Часть 1 ”
Закупка у ЕП (пункт 17 ч 1 ст 93) обязательно требуется обосновывать цену (ч.4 ст.93)
Благодарим Вас за полезную для работы Памятку.
Работаю в бюджете есть расценки на виды работ, ремонт дорог, но составили НМЦК с учетом сопоставимых рыночных цен. Есть ли обоснование, что нужно составить Локальную Смету в расценках сметных программ.
Спасибо огромное за информирование. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: можно ли взять коммерческие по аналогичной закупке, применить индекс потребительских цен и использовать для другой закупки (абсолютно такой же, только в другом периоде)?
согласно пункту 3.14 приказа Минэкономразвития №567, при расчете НМЦК целесообразно использовать информацию, предоставленную заказчику не более чем за 6 месяцев до даты проведения анализа рынка. Поэтому перед каждой закупкой рекомендуется собирать обновленные коммерческие предложения.