если малыш не слышит что делать
Если малыш не слышит что делать
К сожалению, тугоухость лечить медикаментозно в большинстве случаях бесполезно. В 90% случаев восстановить слух можно только при помощи слухопротезирования. Как только врач диагностировал поражение слуха и признал, что лечение и операция не могут решить проблему, надо сразу же обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его, с учетом индивидуальных особенностей потери слуха.
Сурдологи единодушны в том, что протезировать слух ребенку нужно сразу же, как было выявлено слуховое расстройство. Речевое, физическое и психологическое развитие ребенка напрямую зависит от качества и срока слухопротезирования. Поэтому основной принцип, которого должны придерживаться родители при протезировании малыша: «чем раньше, тем лучше». Если «ждать», «наблюдать» и «тянуть», можно упустить драгоценное время.
Если малышу подобрать подходящий слуховой аппарат в возрасте до одного года, то есть все шансы, что к 2-м годам он начнет говорить, как здоровые дети. Если же ребенок уже разговаривал и внезапно потерял слух, то без слухового аппарата его речь быстро нарушится и станет непонятным. Спасти речь малыша можно с помощью слухового аппарата лишь до 3-х лет, а если протянуть с коррекцией слуха до 5 лет, то речевые навыки придется восстанавливать заново, а это очень сложно.
Чтобы ребенок привык к слуховому аппарату, научился жить с ним и слушать окружающий мир, надо не только носить его, но и заниматься с сурдопедагогом, который будет развивать у ребенка умение слышать, говорить и общаться. От родителей также потребуются усилия, чтобы приучить малыша к аппарату. Для этого рекомендуется применять принцип постепенного приучения: надевать аппарат только тогда, когда малыш в хорошем настроении, постепенно увеличивать время ношения устройства, вместе с ребенком слушать звуки, показывать и рассказывать о пользе слухового аппарата. В первое время можно носить слуховой аппарат с шапочкой, которая как бы фиксирует его, не дает снять.
Для протезирования детей в подавляющем большинстве используются слуховые аппараты заушного типа. Внутриушные аппараты можно использовать после 14-15 лет. К тому же заушные слуховые аппараты имеют прочный корпус, что немаловажно для детей. К выбору слухового аппарата для ребенка надо подходить очень серьезно: он должен быть мощным, максимально точно отображать слух и иметь широкий диапазон частот. Ведь чем лучше будет ребенок слышать, тем быстрее он научится говорить, тем ярче и полноценнее будет его жизнь.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Наш малыш не глухой! Или… все может случиться?
Автор: Редакция Мастерслух
Как распознать снижение слуха у ребенка? Что делать, когда родители отказываются принять очевидное: их сын или дочь глохнут? Обратим ли этот процесс, и можно ли его как-то предотвратить, профилактировать? Объясняет Елена Анохина – заведующая дневным стационаром клиники «МастерСлух» в Ростове-на-Дону, врач сурдолог-оториноларинголог, кандидат медицинских наук.
Касается каждого
Отрицание, гнев, принятие – эти основные стадии проходят, наверное, все родители, когда сталкиваются со снижением слуха у своего маленького ребенка.
Если еще в роддоме младенцу определяют критическое снижение слуха, глухоту, у взрослых мало времени на сомнения и переживания. Наоборот, чтобы обнаруженная проблема не успела сказаться на дальнейшем развитии ребенка, нужно действовать быстро, как можно скорее провести операцию – кохлеарную имплантацию.
Но бывает и так, что малыш растет, развивается и… не сразу теряет слух. Тогда родители могут пропустить начало возникновения тугоухости, долгое время не признавать этот факт. Им кажется, что детское развитие идет по плану (вроде и на профосмотре в поликлинике все было нормально, и ребенок ни на что не жалуется). А узнав о проблеме, могут даже отказываться признавать ее – это своего рода защитная реакция.
Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?
Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:
С младенцами – сложнее.
Особое внимание – если недавно малыш травмировался, например, падал, ударяли другие дети, перенес простуду, насморк, у него болели уши.
Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.
На приеме у врача
Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:
Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.
Замечено: одного врача малыши боятся, к другому – льнут, как к родному. Доброго специалиста, умеющего и любящего работать с детьми всегда можно найти в клинике сети «МастерСлух».
Это обратимо?
Каждый случай – индивидуален. По умолчанию считается, что обратимая тугоухость, выражаясь, медицинским языком, кондуктивная – та, которая не связана со слуховым нервом, повреждением внутреннего уха, и которую успели вовремя заметить. Вовремя – это максимум в течение месяца после возникновения и то не в каждом случае, а, например, после простуды или травмы. В дальнейшем эффективность медикаментозного лечения снижается. Чтобы не упускать время, важное для развития ребенка, рекомендуется слухопротезирование (слуховые аппараты, если отпадет в них надобность, всегда можно снять) и занятия с логопедом-дефектологом, дабы не отстать от сверстников.
Если требуется хирургическая коррекция (удаление жидкости из среднего уха, восстановление слуховых косточек и т. п. – вариантов очень много), сурдолог подробно расскажет об этом на приеме, объяснит порядок действий.
Зачастую многие взрослые относятся к детским отитам пренебрежительно, мол, с кем ни бывало. Но даже такая, казалось бы, мелкая неприятность, способна вызвать стойкое снижение слуха. Все заболевания нужно долечивать.
Если же в результате обследований подтверждается, что снижение слуха – сенсоневральное или смешанное, т. е. уже связанное со слуховым нервом, невозможностью проводить звуки во внутреннем ухе, будет разработан маршрут реабилитации со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, участием различных узких специалистов.
Просто ждать и наблюдать в большинстве случаев – не вариант. Ребенку необходимо слышать весь частотный диапазон. Каждый звук важен для развития!
Так, при потере слуха I степени, т. е. самой небольшой, легкой, на которую многие взрослые у себя вообще могут не обращать внимание, у малыша будет нарушена разборчивость слов. Особенно тех, где звуки близкие по звучанию. Например, слова «кошка» и «ложка» ребенок будет воспринимать одинаково. Даже в тишине на небольшом расстоянии от говорящего. Способствует ли это детскому развитию или мешает – ответ потен без объяснений.
В шумной акустической обстановке – на фоне разговоров в классе, на улице с десятками звуков, шумом машин, разговорами прохожих, в помещении, где работает телевизор, играет музыка – ребенку на 100 % придется сложно.
Поэтому детям даже с I степенью тугоухости рекомендовано слухопротезирование и занятия со специалистами.
Комплексовать и бояться по этому поводу не надо.
Во-первых, дети зеркалят отношение взрослых к проблеме. Если окружающие спокойны и позитивны, свое снижение слуха малыш воспримет нормально. Ходят же детки в очках, брекетах, у некоторых вообще протезы или они передвигаются на инвалидных колясках, а у него всего-то оригинальные девайсы на ушах.
Во-вторых, современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты практически не мешают вести полноценную насыщенную жизнь. И даже делать «фантастические» вещи – например, подключаться к смартфону и отвечать на звонки, не беря аппарат в руки. Какие возможности откроются в будущем – сегодня трудно даже представить. В общем, во всем можно найти плюсы.
Как не допустить снижение слуха у детей?
Нарушения, связанные с осложнениями после перенесенных заболеваний, попытаться предотвратить, понятное дело, можно лишь уберегаясь от этих заболеваний, закаляясь, не игнорируя лечение и реабилитацию.
Также нужно стараться избегать длительного шумового воздействия. Не страшно, если человек на несколько минут попадает в среду с громкими звуками. А вот когда подросток целый день в наушниках, и музыку из них слышно с другого конца комнаты, это уже опасно. Многие научные работы подтверждают связь развития тугоухости с хроническими шумовыми травмами. Это, конечно, не повод враждовать с дочерью или сыном-тинейджером и совсем лишать тех наушников. В данный момент признан безопасный стандарт – проводить не более 2-3 часов в день в качественных профессиональных наушниках с громкостью ниже 80 дБ. Вполне достаточно, чтобы и в игры поиграть, и любимой музыкой насладиться.
Ко всему нужно подходить разумно. И будьте здоровы!
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Взаимопомощь – основа добра и милосердия
Во время пандемии коронавируса «МастерСлух» продолжает помогать своим подопечным, представителям старшего поколения, жителям домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Читать далее →
Добрый доктор. Что нужно знать о визитах к сурдопедагогу
Консультация сурдопедагога: зачем она нужна, как проходит, сколько визитов к специалисту требуется и в каких случаях. Рассказывает сурдопедагог «МастерСлух» Наталья Васильева. Читать далее →
Звук, который всегда с тобой
Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →
Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь
Автор: Редакция Мастерслух
По данным Минздрава, в России на 1000 новорожденных приходится один слабослышащий ребенок. В 2017 году нарушения слуха были выявлены у более чем 1,3 млн детей, и эта цифра растет.
Устойчивые снижения слуха приводят к критическим нарушениям психоречевого развития, вплоть до полного отсутствия речи с нарушениями интеллекта. Они плохо влияют на психоэмоциональное развитие ребенка, если проблема вовремя не диагностирована и не устранена. Нарушения, выявленные и устраненные до 6-месячного возраста, дают отличные шансы на то, что особенность практически не повлияет на развитие ребенка. Но именно в младенчестве проблему заметить сложнее всего.
Как понять, что у ребенка нарушение слуха
В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.
Регистрацию ОАЭ выполняют с помощью специального прибора в течение нескольких минут. Процедура безболезненная и безопасная.
Положительный результат скрининга
Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).
Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:
Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.
В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.
Младенец прислушивается к лепету другого ребенка, который слышит из динамика телефона. Источник: YouTube
В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.
Гуление и лепет – звуки, которые издают младенцы. Первый похож на «а-а-а», «у-а», «а-э-э». Второй похож на «ба-ба-та», «та-та-та», «да-ба-ба».
К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.
Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.
Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог. Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.
Что будет делать врач
Сначала сурдолог проверит, действительно ли у ребенка есть нарушения слуха. Если в ходе диагностики тугоухость подтвердится, врач назначит лечение. Важно знать, что нейросенсорная тугоухость не лечится, ее можно скорректировать только с помощью слуховых аппаратов (СА). В случае тяжелых потерь СА могут оказаться неэффективными, тогда ребенку будет рекомендована кохлеарная имплантация.
Как сурдологи диагностируют тугоухость
Сначала врач побеседует с вами, а потом осмотрит ребенка. Специалист проверит состояние слуха у ребенка с помощью объективных методов диагностики.
Есть и субъективные методы – это тональная или игровая аудиометрия. Базовый метод, который прекрасно подходит для взрослых. Но есть нюансы: участие пациента. Когда пациенту нет еще 3 лет, он не может осознанно выполнять распоряжения врача, а значит, результат такого теста будет недостоверен.
Если ребенку больше 3 лет, его слух можно проверить с помощью тональной аудиометрии
Игровая аудиометрия – диагностика слуха, в которой участвует сурдопедагог. Он помогает врачу и с помощью игровых методик определяет, как малыш реагирует на звуки определенного тона.
Игровую аудиометрию проводят при участии сурдопедагога
Поэтому в случае с маленькими детьми «золотым стандартом» является объективная аудиометрия, то есть ОАЭ, КСВП, АСВП, АSSR-тесты и другие. При этом по сравнению с традиционной регистрацией коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), регистрация акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП) отличается автоматическим алгоритмом, когда в анализе данных не участвует специалист.
На приеме обычно сурдологи начинают с осмотра наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью отоскопа. Этот прибор в буквальном смысле позволяет заглянуть в ухо. Отоскопия – безболезненная и безопасная процедура, но маленький ребенок может испугаться чужого человека и активно протестовать.
Отоскопия позволяет визуально оценить состояние слухового прохода и барабанной перепонки
Затем врач померяет вызванную отоакустическую эмиссию. Измерение ОАЭ позволяет оценить состояние внутреннего уха и диагностировать нейросенсорную тугоухость.
Нейросенсорная тугоухость возникает из-за нарушений восприятия звука в результате поражения структур внутреннего уха или слуховых анализаторов головного мозга.
Измерение ОАЭ – быстрая и безболезненная процедура
Еще один аппаратный метод диагностики – акустическая импедансометрия. Суть метода: с помощью прибора доктор измеряет акустическую проводимость среднего уха. Есть два типа импедансометрии: тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.
Это тоже безопасная и безболезненная диагностическая процедура. Позволяет выявить нарушения функции среднего уха, патологию лицевого нерва и слуховых анализаторов.
Самый надежный метод диагностики слуха у новорожденных и младенцев – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). С помощью специального оборудования врач регистрирует импульсы ствола мозга, которые возникают в ответ на звуки. Во время процедуры ребенок должен спать. Для регистрации КСВП на кожу головы малыша врач накладывает датчики прибора, обработав кожу специальным скрабом. Это, пожалуй, единственный момент в подготовке, который может не понравиться маленькому пациенту.
Внешне это напоминает регистрацию кардиограммы.
Регистрацию КСВП проводят во время сна пациента
Процедура безболезненная и безвредная. Регистрация КСВП позволяет диагностировать нарушения слуха, порог слышимости, а также необходима для отбора пациента на кохлеарную имплантацию.
Регистрация КСВП может проводиться в любом возрасте
Как лечат нарушения слуха у детей
Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.
Помните, чем раньше выявлена проблема, тем проще устранить ее влияние на развитие ребенка. В идеале нарушения слуха должны выявлять в первые месяцы жизни. В этом случае правильное лечение предупреждает негативное влияние тугоухости на развитие малыша.
Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.
При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.
Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.
Для профилактики кондуктивных нарушений слуха в результате инфекционных заболеваний важно вакцинировать ребенка согласно национальному календарю прививок.
При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.
Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.
Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.
Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать
Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.
Что такое слухоречевая реабилитация
Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:
После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.
Проблемы со слухом нужно решать как можно раньше
Вот главный посыл по итогам статьи: эффективность лечения тугоухости и реабилитации ребенка зависит от сроков выявления проблемы. Чем раньше диагностированы нарушения слуха, тем менее серьезно они влияют на развитие. Поэтому в роддомах и детских поликлиниках проводят аудиологический скрининг. Если ваш ребенок по какой-то причине не прошел проверку или вы подозреваете нарушения слуха, обратитесь к сурдологу.
Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (800) 775-11-07.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Взаимопомощь – основа добра и милосердия
Во время пандемии коронавируса «МастерСлух» продолжает помогать своим подопечным, представителям старшего поколения, жителям домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Читать далее →
Добрый доктор. Что нужно знать о визитах к сурдопедагогу
Консультация сурдопедагога: зачем она нужна, как проходит, сколько визитов к специалисту требуется и в каких случаях. Рассказывает сурдопедагог «МастерСлух» Наталья Васильева. Читать далее →
Звук, который всегда с тобой
Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →
Если малыш не слышит что делать
Мир наполнен тысячами звуков: шумом дождя, пением птиц, гудками машин. Мы воспринимаем звуки как неотъемлемую часть окружающей действительности, поскольку нам кажется, что мы слышали их всегда. Слуховой анализатор, который отвечает за восприятие и узнавание звуков, действительно развивается и начинает работать задолго до рождения ребенка.
Будущий малыш слышит голос матери, биение ее сердца, шумы, доносящиеся извне. Поэтому многие мамы делятся друг с другом воспоминаниями о том, что посещение рок-концерта на поздних сроках беременности не оставляло равнодушным будущего малыша — он начинал шевелиться.
Но еще активнее слуховое восприятие развивается после рождения. Прожив всего 12 часов, ребенок уже отличает человеческую речь от других звуков, реагируя на нее едва заметными движениями, может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между «родным» и «незнакомым» языком.
Французский исследователь-лингвист Жак Меллер провел эксперимент, в котором принимали участие четырехдневные младенцы из семей, родители которых говорили на французском языке. Ученый использовал специально сконструированные соски, регистрировавшие частоту сосательных движений ребенка. Во время кормления младенцы прослушивали рассказ, записанный на магнитофон, сначала на русском, а потом на французском языке. Когда младенцы слышали французскую речь, они сосали более энергично, тогда как прослушивание русской речи не влияло на их поведение.
Слух ребенка развивается быстрыми темпами: сначала новорожденный замечает лишь те звуки, которые расположены на небольшом расстоянии (не более 1,5 метров) от него. К концу года расстояние, на котором малыш воспринимает звук, увеличивается до шести метров. Новорожденный не знаком с многообразием звуков окружающей среды. В течение всего периода детства ребенок овладевает своеобразным «звуковым словарем», «запоминая» огромное количество бытовых звуков — смех, плеск воды, скрип двери, визг тормозов, голоса животных, птиц, людей…
Слух играет одну из ведущих ролей в развитии речи: слушая речь окружающих, малыш запоминает звучание слов, ритмические и интонационные особенности родного языка. Память тонких звуковых оттенков позволяет нам гораздо позднее, разговаривая по телефону, безошибочно различать голоса близких по их индивидуальным интонациям.
В моем кабинете молодая мама и непоседливая малышка, которой не дают покоя игрушки на полке. Тыкая на них пальчиком, она показывает нам, что хочет поиграть с ними. «Вот» — досадливо говорит мама, — «Только и умеет, что тыкать пальцем, когда ей что-то нужно. А попросить не может. А ведь скоро три года, большая. Ее сверстники уже давно говорят предложениями, а у нас только крики да жесты.
Никак не могу понять, почему до сих пор не говорит. В нашей семье все начали говорить рано — и я, и муж. Так хочется, чтобы она говорила… ». После долгой беседы с мамой и осмотра девочки, я предлагаю им пройти обследование у врача-сурдолога (специалиста, занимающегося нарушениями слуха). Мама удивлена, она никак не ожидала, что задержка речевого развития ее малышки связана со снижением слуха. К сожалению, этот случай очень типичный.
Незначительные потери слуха чаще всего воспринимаются родителями как невнимательность ребенка и поэтому почти не выявляются в раннем возрасте. Родители детей с большими потерями слуха начинают подозревать, что «что-то не так», довольно рано, как правило, на первом-втором году жизни малыша. Их настораживает явное игнорирование малышом громких звуков, отсутствие реакции на собственное имя, задержка темпов речевого развития. Одна взволнованная бабушка привела внука к специалистам после того, как проверила его слух домашним «кастрюльным методом» — ребенок не поворачивался на звук ударов двух крышек.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 600 тысяч детей и подростков с нарушением слуха. Считается, что на 1000 физиологических родов приходится 1 ребенок с выраженной степенью тугоухости. Данные о распространенности слабых и средних потерь слуха до сих пор требуют уточнения. Это связано с поздней обращаемостью родителей детей к специалистам, а также с отсутствием настороженности врачей-педиатров. В 1/3 случаев слабые и средние потери слуха впервые выявляются в возрасте 3-7 лет.
Слуховой анализатор — второй после зрительного, анализатор человека, играющий важную роль как составляющая получения информации об окружающем мире. Между состоянием слуха и развитием речи имеется теснейшая взаимосвязь. Поэтому любое, а тем более грубое нарушение слуха в виде тугоухости и глухоты оказывает большое влияние на общее и психическое развитие растущего ребенка: несвоевременное выявление нарушений слуха у детей раннего возраста может привести не только к задержке речевого, но и интеллектуального развития ребенка.
Причины нарушения слуха
Существует много причин (или факторов риска, как их называют врачи), которые могут способствовать снижению слуха, однако сами по себе они могут не вызвать тугоухость. Факторы риска создают благоприятный фон для развития нарушения. В большинстве случаев к нарушению слуха приводят несколько причин, действующих в различные периоды развития ребенка. Слуховой аппарат ребенка особенно уязвим с четвертой недели беременности и до четырех-пяти лет жизни малыша. Врачи выделяют три группы причин.
Первая группа — наследственные факторы, когда в семье уже были случаи снижения слуха. Они приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной врожденной тугоухости.
Вторая группа — факторы, действующие во время беременности и родов, приводящие к врожденной тугоухости. К ним относятся:
Третья группа — факторы, действующие после рождения на орган слуха здорового ребенка и приводящие к приобретенной тугоухости:
Поведенческие признаки нарушения слуха проявляются у детей довольно рано.
Новорожденный реагирует на звук тем, что начинает шевелиться или приоткрывает глаза. Услышав громкий звук, ребенок вздрагивает, замирает и может расплакаться. В отличие от слышащего ребенка, малыш с большими потерями слуха не пугается громких звуков, не реагирует на звучание погремушки или звон колокольчика.
Ребенок в возрасте четырех месяцев может повернуть голову в сторону источника звука, который располагается справа или слева от него. Малыш старше шести месяцев поднимает голову, чтобы посмотреть на источник звука, который расположен выше уровня глаз. Годовалый малыш может определить местонахождение источника звука (локализовать звук в пространстве) во всех направлениях. Так, если вы находитесь на расстоянии полутора метров от ребенка (вне поля его зрения), ваши хлопки или тихий шепот (например, длительное протягивание звука [c]) должны заставить вашего малыша повернуть к вам голову. Дети со сниженным слухом не ищут глазами источник звука, не поворачивают голову в его сторону.
Малыши с нарушениями слуха часто не реагируют на бытовой шум (гул работающего пылесоса, звуки радио, звонок телефона). Для того чтобы услышать даже громкие звуки, детям со сниженным слухом необходимо приблизиться как можно ближе к источнику звука, поэтому им нравится сидеть рядом с работающей стиральной машиной, включенным на полную громкость телевизором или радиоприемником. Даже если громкость телевизора кажется всем членам семьи слишком сильной, ребенок садится прямо возле телевизора.
Если малыш умеет регулировать громкость, он сам включает телевизор или радиоприемник на чрезмерно высокую громкость. На сниженный слух указывает и то, что ребенок не слышит говорящего, если он находится вне поля его зрения. Когда ребенок замечает, что его позвали (при этом вам приходится повышать голос), вы с удивлением можете встретить его испуганный или удивленный взгляд. Часто такой ребенок переспрашивает, внимательно следит за мимикой говорящего. Ребенок со сниженным слухом не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.
Самым серьезным признаком возможного нарушения слуха является недостаточное или запоздалое развитие речи. На первом году жизни предречевые реакции (гуление, лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша.
У ребенка со сниженным слухом также формируется комплекс оживления — он улыбается, активно двигает ручками и ножками в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, может гулить и лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает. Ребенок с большими потерями слуха может начать говорить только после специального обучения у сурдопедагога — специалиста по нарушениям слуха. У детей со средними или небольшими потерями слуха речь появляется в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками, но страдает качество речи. Ребенок со сниженным слухом не лепечет во время игр и не сопровождает свою игру другими вокализациями (произнесением звуков, звукосочетаний).
Если у вас возникли подозрения, понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что малыш просто не обращает внимание на них в данный момент. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
Как проводится обследование?
ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями.
Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.
Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.
Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент. Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука).
В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.
При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:
1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.
2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).
3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней «шумовой» баночкой.
4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.
Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?
Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.
Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.
Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).
Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.
Признаки возможного нарушения слуха
В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.
Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).
Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.
Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.
Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.
Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.
Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».
Конец 10-го месяца и 11-й месяц
Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
Конец 12-го месяца и старше
По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.
Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:
Контакты со специалистами
Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.
Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.
Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.
Как правильно строить общение с ребенком со сниженным слухом?
Разговаривая с ребенком, убедитесь в том, что он видит ваши губы. Для него очень важно читать по губам. Если вы хотите обратить внимание ребенка на игрушку (или предмет), поднесите ее к губам и рассказывайте о ней, удерживая ее на уровне рта. Разговаривайте с ребенком, приблизив губы на расстояние 10—15 сантиметров от уха малыша, или повышайте силу голоса.
Не бойтесь пользоваться смысловыми жестами. Вы можете придумать целую систему жестов, понятную только вам и вашему ребенку. Эти жесты не имеют ничего общего с «языком глухих», которого опасаются многие родители. Они помогут вашему ребенку научиться понимать смысл многих слов и общаться с вами, пока он не научится говорить.
Дополнительным средством, которое поможет вашему малышу понять обращенную к нему речь, может стать богатая мимика. Утрированные мимические выражения радости, испуга, восторга, страха позволят ребенку лучше понять, что вы хотите ему сказать. Учите ребенка выражать свои желания и потребности, используя доступные ему средства общения — жесты, мимику, интонацию, слова.