если машинное слово выглядит так 10111001 то разрядность процессора равна
О разрядности процессоров
Целью данной статьи является попытка посеять сомнение в голове читателя, уверенного, что он знает о разрядности всё или почти всё. Но сомнение должно быть конструктивным, дабы сподвигнуть на собственное исследование и улучшить понимание.
Термин «разрядность» часто используют при описании вычислительных устройств и систем, понимая под этим число бит, одновременно хранимых, обрабатываемых или передаваемых в другое устройство. Но именно применительно к центральным процессорам (ЦП), как к наиболее сложным представителям вычислительного железа, не делимым на отдельные детали (до тех пор, пока кто-то не придумал, как продать отдельно кэш или умножитель внутри чипа), понятие разрядности оказывается весьма расплывчатым. Продемонстрировать это поможет умозрительный пример.
Представьте себе, что вокруг благодатные 80-е, в мире (всё ещё) десятки производителей ЦП, и вы работаете в одном из них над очередным поколением. Никаких 256-битных SSE8, встроенных GPU и 5-канальных контроллёров памяти на свете пока нет, но у вас уже есть готовый 16-битный процессор (точнее, «16-битный» пишется в технической документации), в котором 16 бит везде и во всём — от всех внешних шин до архитектурного размера обрабатываемых данных. Реальным примером такого ЦП могут быть первые однокорпусные (правда, не однокристальные) ЦП для архитектуры DEC PDP-11. И вот приходит задание руководства — разработать новое, обратно совместимое поколение этого же ЦП, которое будет 32-битным — не уточняя, что понимается под последним. Именно это понимание и предстоит прояснить в первую очередь. Итак, наш главный вопрос: что именно надо удвоить по разрядности в нашем пока насквозь 16-битном ЦП, чтобы получившийся процессор мог называться 32-битным? Чтобы решать задачу было легче, применим два подхода: систематизируем определения и посмотрим на примеры.Систематизируем
Первое, что приходит в голову — разрядность чего именно считать? Обратимся к определению любой информационной системы: её три основных функции — это обработка, хранение и ввод-вывод данных, за которые отвечают, соответственно, процессор(ы), память и периферия. Учитывая, что сложная иерархически самоподобная система состоит из многих компонент, можно утверждать, что такое разделение функций сохраняется и на компонентном уровне. Например, тот же процессор в основном обрабатывает данные, но он также обязан их хранить (для чего у него есть относительно небольшая память) и обмениваться с другими компонентами (для этого есть разные шины и их контроллёры). Поэтому будем функционально разделять разрядности обработки, хранения и обмена информации.
Рискну предположить, что все производители любого программируемого «железа», особенно процессоров, на 90% стараются не для конечных пользователей, а для программистов. Следовательно, с точки зрения производителей процессор должен выполнять нужные команды нужным образом. С другой стороны, детали структуры кристалла (топологические, электрические и физические параметры отдельных транзисторов, вентилей, логических элементов и блоков) могут быть скрыты не только от пользователя, но и от программиста. Выходит, что разрядность надо отличать и по реализации — физическую и архитектурную.
Следует добавить, что программисты тоже бывают разные: большинство пишут прикладные программы на языках высокого уровня с помощью компиляторов (что делает код до некоторой степени платформонезависимым), некоторые пишут драйверы и компоненты ОС (что заставляет более внимательно относиться к учёту реальных возможностей аппаратной части), есть творцы на ассемблере (явно требующем знания целевого процессора), а кто-то пишет сами компиляторы и ассемблеры (аналогично). Поэтому под программистами далее будем понимать именно тех, для кого детали аппаратной реализации важны если не для написания программы вообще, то хотя бы для её оптимизации по скорости — «архитектурная» разрядность чего-либо будет относиться именно к программированию на родном машинном языке процессора или более удобном ассемблере, не залезая при этом в нутро ЦП (это уже вопросы микроархитектуры, которую мы для большего различия и назвали физической реализацией). Описанные нюансы всё равно влияют на всех программистов, т.к. языки высокого уровня почти всегда переводятся компиляторами в машинный код, а компиляторы тоже должен кто-то написать. Исключения в виде интерпретируемых языков тоже не стоят в стороне — сами интерпретаторы тоже создаются с помощью компиляторов.
Осталось рассмотреть, разрядность какой именно информации нам интересна. Что вообще потребляет и генерирует ЦП в информационном смысле? Команды, данные, адреса и сигнально-управляющие коды. О последних речь не идёт — их разрядность жёстко зафиксирована в конкретной аппаратной реализации и в большинстве случаев программно не управляема. Чуть трудней с командами — в семействе архитектур RISC, например, разрядность любого обращения к памяти должна быть равна физической разрядности шины данных процессора, в т.ч. и при считывании кода (кроме некоторых послаблений в современных ARM и PowerPC). Это хорошо для ЦП — нет проблем с невыровненным доступом, все команды имеют одинаковую, либо переменную, но просто вычисляемую длину. Зато плохо для программиста — RISC это усечённый набор команд, которые ещё и занимают больше места, чем при более компактном кодировании (для того же алгоритма нужно больше команд, но и для того же числа команд надо больше байтов). Поэтому именно CISC-парадигма завоевала наибольший подход с её разнообразием и переменной длинной команд, не равной разрядности чего-либо. Разумеется, все современные ЦП внутри — настоящие RISC, но это только физически, а не архитектурно. Остались только два вида информации — данные и адреса. Их и рассмотрим.Собираем
У нас имеется три критерия видов разрядности: функциональный (обработки, хранения и обмена), реализационный (физическая и архитектурная) и типовой (данных и адресов). Итого уже 12 видов этой непонятной штуки. Предположим, что на каждую комбинацию критериев для нашего исходного ЦП мы отвечаем «16-битная» (и физическая разрядность обработки данных, и архитектурная хранения адресов, и все остальные). Теперь посмотрим, какие из этих вопросов обязательно должны давать ответ «32-битная», чтобы получившийся процессор оказался именно таким.
Начнём с архитектурной части. Должен ли ЦП хранить данные и адреса в логическом 32-битном формате, чтобы называться 32-битным? Насчёт данных, очевидно, да, а вот по поводу адресов всё не так просто. Почти все 8-битные (по данным) ЦП имеют возможность хранить 16-битные адреса в парах регистров (иначе им не видать распространённой на этих платформах 16-битной адресации), но от этого их не называют 16-битными. Может быть, если ЦП сможет хранить 32-битные данные, но всего-то 16-битные адреса, его уже можно называть 32-битным.
На аналогичные вопросы об архитектурных вычислениях над 32-битными данными и адресами, а также программно 32-битном обмене данных с программно 32-битной адресацией ответ может быть таким же — с данными надо, а с адресами не факт.
Перейдём на физическую реализацию. Должен ли ЦП хранить данные и адреса в физически 32-битном формате? Оказывается, не обязательно, т.к. для 32-битных операндов можно спарить регистры, чем успешно пользовались ещё 8-битные ЦП, начиная с i8080. А зилоговские 16-битные Z8000 могли даже счетверять регистры, получая 64-битный аргумент (только для данных). Это не так эффективно, т.к. полный объём данных, умещающийся в регистровом файле, не увеличится, но это и не требовалось. Зато всегда есть возможность обратиться и к старшей, и к младшей половине виртуального 32-битного регистра — камень в огороды архитектур IA-32 и MC68k, где можно обращаться только к младшей половине (в IA-32 — ещё и с префиксом, что замедляет выполнение).
Идём далее. Должен ли ЦП обрабатывать данные и адреса 32-битными физическими порциями? Оказывается, и это не требуется, операнды можно обрабатывать половинками в функциональных устройствах 16-битного размера. Стоит вспомнить процессор Motorola MC68000, применявшийся в первых Макинтошах, Амигах, Атари и других популярных машинах — он считался 32-битным, в нём есть 32-битные регистры, но нет ни одного 32-битного ФУ (оно появилось только в 68020). Зато есть целых три 16-битных АЛУ, два из которых умеют спариваться при выполнении 32-битной операции. У i8080 и Z80 8-битные АЛУ выполняли 16-битные операции для вычисления адреса последовательно над его байтами. Позже эта история повторилась с набором SSE и его 128-битными операндами, которые поначалу обрабатывались на 64-битных ФУ.
Наконец, обмен: нужно ли процессору физически принимать и передавать данные 32-битными порциями с 32-битной адресацией? На первый вопрос дали ответ почти все производители ЦП, выпустив чипы с половинной шириной шины: 8 бит для 16-битного i8088, 16 бит для 32-битных MC68000/010 и i80386SX/EX/CX, и даже 8 бит для 32-битного MC68008. С физической разрядностью шины адреса куда веселее. Начнём с того, что для многобайтовых шин данных (т.е. начиная с 16-битной) физическая адресация памяти может происходить по словам или по байтам. В первом случае на шину адреса всегда подаётся адрес слова, а шина данных считывает или записывает нужную его часть — от отдельного байта до слова целиком. Для обозначения разрядности доступа может применяться отдельная шина байт-маски (в архитектуре x86 такой приём начал применяться со времён i386 — по биту на каждый байт шины данных), либо комбинация управляющих сигналов с младшими битами шины адреса, которые в этом режиме не нужны (для 32-биной шины данных адрес слова нацело делится на 4, а потому младшие 2 бита шины адреса всегда равны нулю) — так было до выхода i386. Случай же адресации байтов возможен лишь при динамической подстройке ширины шины и из широко известных ЦП применялся только в MC68020/030. В результате к сегодняшнему дню используется именно адресация слов вместе с байт-маской, поэтому физическая разрядность шины адреса оказывается меньше её логической ширины на число бит, на единицу меньшее разрядности шины данных в байтах. Из чего следует, что 32-битная физическая шина адреса может быть только при 8-битной шине данных, на что ни один архитектор и инженер в здравом уме не пойдёт по очевидным соображениям.
Но это ещё не всё. Зачем нам вообще 32-битная физическая или логическая адресация? Середина-конец 80-х, на рынке только-только появились мегабитные микросхемы памяти, типичный объём памяти для ПК пока что измеряется сотнями килобайт, но чуть позже — мегабайтами. А 32-битная адресация позволит получить доступ к 4 ГБ физического ОЗУ! Да кому вообще такое может понадобиться в ближайшие лет 20 в персоналках?! Неудивительно, что первые популярные «32-битные» ЦП имели совсем не 32 бита логической ширины шины адреса: MC68000 имел 24 (23 физических + 1 для управления разрядами), а MC68008 — и вовсе 20. Intel 386SX (вышедший на 3 года позже оригинального полностью 32-битного i80386), помимо уполовинивания шины данных, сократил и шину адреса до 24 (23 физических) бит, а его встраиваемые версии 386EX/CX имели 26-битную шину. Более того, первые чипсеты, позволявшие оперировать 32-битными адресами, появились лишь в 90-х, а первые материнские платы, имевшие достаточное число слотов памяти, чтобы набрать >4 ГБ модулями максимального на тот момент размера — лишь в 2000-х. Хотя первые ЦП с 64-битной физической шиной адреса (IBM/Motorola PowerPC 620) появились аж в 1994 г.. Выводим
Итак, физически в процессоре вообще ничего не требуется делать 32-битным. Достаточно лишь архитектурно убедить программиста, что ЦП выполняет 32-битные операции одной командой. И хотя она при отсутствии полноценных внутренних ресурсов неизбежно будет декодироваться в цепочки микрокода для управления 16-битными физическими порциями информации и аппаратными блоками — это уже программиста не волнует. Так что же, достаточно переписать прошивку, переделать декодер и схему управления, и вот наш 16-битный процессор сразу стал 32-битным?
Как известно, любую хорошую идею можно довести до абсурда, и тогда она сама себя дискредитирует. Увеличение разрядности ЦП — не исключение. На этом месте архитектурщик сразу должен задаться вопросом — а зачем всё это? Увеличивать разрядность данных хорошо для ускорения работы с ними (часто требуется обрабатывать значения, не умещающиеся в 16 бит), а адресов — для получения возможности оперировать большими объёмами данных (ограничение в 64 КБ для 16-битной адресации, кое-как ослабленное сегментной моделью IA-16, сковывало программистов уже в середине 80-х). Можно, конечно, сделать страничную адресацию с программно переключаемыми банками (могли же 8-битные ЦП адресовать 1 МБ на популярных дешёвых ПК и игровых приставках), но ценой усложнения программ и замедления доступа к памяти. Аналогично — разве имеет смысл делать 32-битность для данных такой, что она почти не ускоряет производительность по сравнению с обработкой 32-битных чисел на 16-битной платформе под управлением программы, а не микрокода? Таким образом мы только упростим программирование, сэкономив на числе команд, но не получим скачок в скорости. Из чего мы приходим к выводу — увеличение разрядности должно реализовываться так, чтобы оно реально привело к качественному (больше памяти) и количественному (быстрее операции) скачку возможностей архитектуры. «Больше памяти» здесь относится именно к качественному развитию, т.к. многие алгоритмы и приложения вообще откажутся работать при недостатке ОЗУ, в то время как даже медленный процессор всё равно рано или поздно программу выполнит. Виртуальная память с дисковой подкачкой бессмысленна при менее чем 32-битной реализации.
Но означает ли всё это, что в ЦП как можно больше ресурсов, и аппаратных, и архитектурных, должны быть 32-битными, чтобы его можно было бы назвать полноценным 32-битным процессором? Совсем нет. Возьмём тот же MC68000 — у него 32-битная архитектура для данных и адресов и 32-битные регистры, но 16-битные АЛУ и внешняя шина данных и 24-битная физическая внешняя адресация. Тем не менее, недостаточная «32-битность» не мешает ему обгонять появившийся на 3 года позже «16-битный» 80286: на популярном в 1980-е бенчмарке Dhrystones MC68000 на 8 МГц набирает 2100 «попугаев», а 286 на 10 МГц — 1900 (также 16-битный i8088 на 4,77 МГц — 300).
Но всё это нам не поможет ответить на вопрос — что же такое разрядность процессора? В момент, когда мы уже было пришли к некоему заключению, на сцене появляется новый герой — тип данных. Всё вышеизложенное имело отношение лишь к целочисленным вычислениям и их аргументам. Но ведь есть ещё и вещественные. Кроме того, пока что мы оперируем скалярными величинами, но есть ещё и векторные. А ведь, по слухам, Intel намерена встроить вещественный сопроцессор прямо внутрь своего нового 80486 (напомню: на дворе у нас, условно — 80-е годы). С учётом того, что внутреннее физическое и архитектурное представление данных (с адресами FPU не работает) 80-битное — как же тогда называть «четвёрку» — «32/80-битным» процессором? Вернёмся обратно в настоящее — как называть Pentium MMX, который откусил 64 бита от каждого 80-битного скалярного вещественного регистра и назвал их целочисленным векторным регистром? А Pentum Pro/II с 256-битной шиной данных между кэшем L2 и ядром? (Ещё ранее MIPS R4000 и его варианты имели внутренний контроллёр L2 с внешней 128-битной шиной до самого кэша.) А как назвать Pentium III с его 128-битными регистрами XMM, хотя в каждом таком векторе могут пока храниться лишь 32-битные компоненты, а обрабатываться лишь парами в 64-битных ФУ, но не четвёрками? А как воспринимать готовящиеся сейчас для новых архитектур (в частности, Intel Larrabee) команды векторной адресации типа Scatter и Gather, где части векторного регистра воспринимаются как адреса, а не данные, и потому адресация тоже может считаться ххх-битной?
Современный спор о переходе с 32-битной на 64-битную платформу повторяет эту историю с дополнениями, ещё более подсаливающими и так разнообразное по вкусу блюдо. Прежде всего, если посмотреть на темпы удвоения разрядности (что бы под ней не понимали) однокристальных ЦП, то окажется, что переход от первых 4-битных к первым 32-битным произошёл всего за 8 лет — c 1971 г. (i4004) по 1979 г. (MC68000 и куда менее известный NS32016). Следующее удвоение до 64 бит потребовало 10 лет — i860 имел 32-битное целое скалярное АЛУ и 32-битные универсальные регистры со спариванием, но 64-битные FPU и целочисленное векторное ФУ, 64-битные внешние шины и, впервые, внутреннюю 128-битную шину ядро-кэш. А пока 64 бита добрались до ПК — прошло ещё лет 15, хотя 64-битный доступ к памяти (через 64-битную же шину данных, но для «32-битного» процессора) появился уже в первых Pentium в 1993 г.. А дело в том, что для целочисленных скалярных вычислений два главных типа операндов — данные и адреса — пока достаточно было иметь лишь 32-битными. Об избыточности 32-битной адресации для 80-90-х гг. уже сказано, но и жёсткая необходимость в 64-битных целочисленных вычислениях, в отличие от 32-битных, также до сих пор не возникала, да и не просматривается и сейчас. Для целых чисел диапазон от –2·10 9 до 2·10 9 или от 0 до 4·10 9 покрывает подавляющее большинство нужд, а редкие моменты 64-битности вполне удовлетворяются дедовским способом — операциями над частями операндов с переносом, что не так уж сильно медленнее и доступно с первых моментов появления 32-битных архитектур. Дополнительной пикантности добавляет тот факт, что 64-битная арифметика над целыми числами в архитектуре x86 появились ещё до AMD64 и EM64T, причём сразу векторная — начиная с набора SSE2 (2001 г.) существуют команды paddq и psubq для сложения и вычитания целых 64-битных компонентов, а команды 32-битного перемножения для любой архитектуры дают 64-битное число (команды деления, соответственно — его принимают; аналогично для многих 16-битных платформ, включая IA-16).
Разрядности некоторых процессоров для ПК
Критерий | Разрядность | |||||||||||
Функциональный | обработки | хранения | обмена | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Реализационный | физич. | архитектурн. | физич. | архитектурн. | физич. | архитектурн. | ||||||
Типовой (D: данных; A: адресов) | D | A | D | A | D | A | D | A | D | A | D | A |
i8080/85, Z80 | 8 | 8 | 8-16 | 16 | 8 | 8 | 8-16 | 16 | 8 | 16 | 8-16 | 16 |
Z8000 | 16 | 16 | 8-64 | 16 | 16 | 16 | 8-64 | 16 | 8-16 | 23 | 8-64 | 23 |
MC68000/010 (MC68008) | 16 | 16 | 8-32 | 32 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-16 (8) | 24 (20) | 8-32 | 32 |
MC68020/030 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-32 | 32 |
i8086/186* (i8088/188*) | 16 | 16 | 8-16 | 16 | 16 | 16 | 8-16 | 16 | 8-16 (8) | 20 | 8-16 | 20 |
i80286 | 16 | 16 | 8-16 | 16 | 16 | 16 | 8-16 | 16 | 8-16 | 24 | 8-16 | 24 |
i80386DX | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-32 | 32 |
i80386SX (EX/CX) | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 32 | 32 | 8-32 | 32 | 8-16 | 24 (26) | 8-32 | 32 |
i860 | 32/64|64 | 32 | 8-64/64|64 | 32 | 32/64/32 | 32 | 8-64/64/64 | 32 | 64 | 64 | 8-64 | 64 |
i80486 | 32/80 | 32 | 8-32/80 | 32 | 32/80 | 32 | 8-32/80 | 32 | 32 | 32 | 8-80 | 32 |
Pentium, K5 (Pentium Pro) | 32/80 | 32 | 8-32/80 | 32 | 32/80 | 32 | 8-32/80 | 32 | 64 | 32 (36) | 8-80 | 32 (51) |
Pentium MMX (Pentium II) | 32/80|64 | 32 | 8-32/80|64 | 32 | 32/80|64 | 32 | 8-32/80|64 | 32 | 64 | 32 (36) | 8-80 | 32 (51) |
K6 (K6-2) | 32/80| 64(/64) | 32 | 8-32/80| 64(/64) | 32 | 32/80| 64(/64) | 32 | 8-32/80| 64(/64) | 32 | 64 | 32 | 8-80 | 32 |
Athlon | 32/80| 64/64 | 32 | 8-32/80| 64/64 | 32 | 32/80| 64/64 | 32 | 8-32/80| 64/64 | 32 | 64 | 36 | 8-80 | 51 |
Athlon XP | 32/80| 64/64 | 32 | 8-32/80| 64/32-128 | 32 | 32/80|64/128 | 32 | 8-32/80| 64/128 | 32 | 64 | 36 | 8-128 | 51 |
Pentium III (Pentium 4/M, Core) | 32/80| 64/64 | 32 | 8-32/80| 64(+128)/32-128 | 32 | 32/80| 64(+128)/128 | 32 | 8-32/80| 64(+128)/128 | 32 | 64 | 36 | 8-128 | 51 |
Pentium 4 D/EE (Athlon 64*) | 64/80| 64/64 | 64 | 8-64/80|64 + 128/32-128 | 64 | 64/80|64 + 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/128 | 64 | 64(+16) | 40 | 8-128 | 52 |
Atom | 32-64/80| 64/64-128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/32-128 | 64 | 64/80|64 + 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/128 | 64 | 64 | 36 | 8-128 | 51 |
Core 2 (i7*) | 64/80| 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/32-128 | 64 | 64/80|64 + 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/128 | 64 | 64 (192+16) | 40 | 8-128 | 52 |
Athlon II*, Phenom (II)* | 64/80| 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/32-128 | 64 | 64/80|64 + 128/128 | 64 | 8-64/80|64 + 128/128 | 64 | 128+16 | 40 (48) | 8-128 | 52 |
* — Мультиплексированная шина данных и адреса (для ЦП с интегрированным контроллёром памяти — только межпроцессорная)
«A/B|C/D» — для данных указана разрядность скалярного целого / вещественного | векторного целого / вещественного доменов
«X+Y» — имеет домены этого вида двух разрядностей
«X-Y» — в зависимости от команды или ФУ принимает все промежуточные значения с целой степенью двойки
Если вы дочитали до этого места, то объявленная цель статьи, скорее всего, уже достигнута, а Идеальное Конечное Точное Определение разрядности так и не найдено. Может быть, его вообще нет, и это даже хорошо. В конце концов, если компьютер это главный инструмент для работы с информацией, то каждая IT-технология это метод улучшения работы компьютера. Разрядность сама по себе ничего не даст в отрыве от всего остального арсенала высоких инфотехнологий. PDA/коммуникаторы, мобильники, нетбуки, медиа-плееры и прочая карманная электроника, а также гигантское количество встроенных контроллёров и бортовых компьютеров отлично работают, увеличивая свою популярность и без всякой 64-битности. Так зачем тогда переходят на большие разрядности? Зачем, например, никому пока не нужная 64-битность в Intel Atom для нетбуков, где 8 ГБ памяти мало того, что никому не нужны, так ещё и за пару часов досуха выжмут батарею, а научные или экономические вычисления (где могут потребоваться 64 целых бита) никто запускать не будет? Один из возможных ответов: «потому что мы можем». Дополнительная пара миллионов транзисторов для удвоения ещё оставшихся 32-битными блоков утонет каплей в море вентилей, уже потраченных на всё остальное в этом же чипе. Галопирующий прогресс микроэлектроники как главного паровоза IT сделал интегральный транзистор таким дешёвым, что теперь лакомый для любого маркетолога шильдик «64 bit» обойдётся потребителю в десяток лишних центов, обеспечивая совсем не бутафорское, а вполне реальное ускорение на 10-50 % в 1-5 % приложений. И если мелкая овчинка стоит почти бесплатной выделки, почему нет?
Контрольно-оценочные средства, ЕН.03. Информационные технологии в профессиональной деятельности, специальность 39.02.01 Социальная работа (СПО)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ЕН.03. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
040401 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
КОС разработаны в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО 040401 Социальная работа, программой учебной дисциплины ЕН.03 Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Организация-разработчик: ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова»
Таряшинова Н.В., преподаватель информатики
Дисциплинарной (цикловой) комиссией
Протокол № ____ от «____» ________ 20__
Председатель ДЦК __________/Башланова И.А.
Заместитель директора по УПР
____________/ Романова Р.Г.
«____» _____________ 20___
Оглавление
В результате освоения учебной дисциплины Информационные технологии
в профессиональной деятельности обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 040401 Социальная работа следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию:
У1. Умение использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально-ориентированных информационных системах;
У2. Умение использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
У3. Умение применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
З1. Знание основных понятий автоматизированной обработки информации;
З2. Знание общего состава и структуры персональных компьютеров и вычислительных систем;
З3. Знание состава, функций и возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
З4. Знание методов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
З5. Знание базовых системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
З6. Знание основных методов и приемов обеспечения информационной безопасности
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
З1. Знание основных понятий автоматизированной обработки информации;
П1. Изложение понятий, терминов и определений систем обработки информации
З2. Знание общего состава и структуры персональных компьютеров и вычислительных систем;
П1. Изложение основных категорий персональных компьютеров
П2. Изложение назначения основных блоков персонального компьютера.
П3. Изложение назначения периферийных устройств
З3. Знание состава, функций и возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
У3. Умение применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
П1. Изложение аппаратных средств организации компьютерных сетей.
П2. Изложение программных средств организации компьютерных сетей.
П2. Изложение возможностей сервисов Интернет
П3. Организация поиска информации
З4. Знание методов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
У1. Умение использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных
в профессионально-ориентированных информационных системах;
П1.Изложение технологии обработки графической информации
П2. Изложение технологии работы с массивами информации
П3. Изложение технологии обработки числовой информации
П4. Изложение технологии обработки текстовой информации
З5. Знание базовых системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
У2. Умение использовать
в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения,
в т.ч. специального;
П1. Изложение возможностей организации печати документа
П2. Изложение технологии работы в мультимедийных средах
П3. Представление о системах управления базами данных
П4. Изложение технологии работы в текстовых процессорах.
П7.Изложение технологии работы в табличных процессорах.
З6. Знание основных методов и приемов обеспечения информационной безопасности
П1. Изложение принципов правовых основ и законов в области информационной безопасности
П2. Изложения технологии антивирусной защиты информации
3. Оценка освоения умений и знаний учебной дисциплины:
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
З1. Знание основных понятий автоматизированной обработки информации;
П1. Изложение понятий, терминов и определений систем обработки информации
З2. Знание общего состава и структуры персональных компьютеров и вычислительных систем;
П1. Изложение основных категорий персональных компьютеров
П2. Изложение назначения основных блоков персонального компьютера.
П3. Изложение назначения периферийных устройств
З3. Знание состава, функций и возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
У3. Умение применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
П1. Изложение аппаратных средств организации компьютерных сетей.
П2. Изложение программных средств организации компьютерных сетей.
П2. Изложение возможностей сервисов Интернет
П3. Организация поиска информации
З4. Знание методов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
У1. Умение использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных
в профессионально-ориентированных информационных системах;
П1.Изложение технологии обработки графической информации
П2. Изложение технологии работы с массивами информации
П3. Изложение технологии обработки числовой информации
П4. Изложение технологии обработки текстовой информации
З5. Знание базовых системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
У2. Умение использовать
в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения,
в т.ч. специального;
П1. Изложение возможностей организации печати документа
П2. Изложение технологии работы в мультимедийных средах
П3. Представление о системах управления базами данных
П4. Изложение технологии работы в текстовых процессорах.
П7.Изложение технологии работы в табличных процессорах.
З6. Знание основных методов и приемов обеспечения информационной безопасности
П1. Изложение принципов правовых основ и законов в области информационной безопасности
П2. Изложения технологии антивирусной защиты информации
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной дисциплины
Форма контроля и оценивания
Средства информационных и коммуникационных технологий
Технические средства и программное обеспечение информационных технологий
Раздел 2 Технологии создания и преобразования информационных объектов
Возможности настольных издательских систем
Возможности динамических (электронных) таблиц.
Организация баз данных и систем управления базами данных
Программные среды компьютерной графики, мультимедийные среды.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей
Использование поисковых систем
Этические и правовые проблемы информатизации
4. Комплект оценочных средств
4.1. Контрольно-оценочные материалы для текущей аттестации по учебной дисциплине
Тестовое задание (ТЗ)
1. Текстовый редактор представляет собой программный продукт, входящий в состав:
а) системного программного обеспечения;
б) систем программирования;
в) операционной системы;
г) прикладного программного обеспечения.
а) программа, распределяющая ресурсы ПК при обработке изображения;
б) устройство, управляющее работой графического дисплея;
в) электронное, энергозависимое устройство для хранения двоичного кода изображения, выводимого на экран;
г) часть оперативного запоминающего устройства.
3. Объект, позволяющий вносить формулы в документ:
а ) Microsoft Excel;
б ) Microsoft Equation;
в ) Microsoft Graph;
г ) Microsoft Access.
4. За минимальную единицу измерения информации принят:
б)1 пиксель; г) 1 бит.
а) устройство для хранения и выдачи информации;
б) устройство для обработки информации;
в) универсальное, электронное, программно-управляемое устройство для хранения, обработки и передачи информации;
г) универсальное устройство для передачи информации.
6. У лазерного принтера по сравнению со струйным:
а) выше быстродействие, но ниже качество печати;
б) ниже быстродействие, но выше качество печати;
в) ниже быстродействие и качество печати;
г) нет никаких преимуществ;
д) выше быстродействие и качество печати.
7. Адресуемость оперативной памяти означает:
а) дискретность структурных единиц памяти;
б) возможность оперативного доступа к информации:
в) возможность произвольного доступа к каждой единице памяти;
г) энергонезависимость ячеек оперативной памяти;
д) наличие номера у каждой ячейки оперативной памяти.
8. Архиватором называют:
а) программу для уменьшения информационного объема (сжатия) файлов;
б) программу резервного копирования файлов;
в) программу, предназначенную для хранения редко используемых программных файлов;
г) программу, обеспечивающую расширение возможностей ОС;
д) программу для защиты от компьютерных вирусов.
1. Одной из основных функций графического редактора является:
а) ввод изображений;
б) создание изображений;
в) хранение кода изображения;
г) просмотр и вывод содержимого видеопамяти.
а) для работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
б) управления ресурсами ПК при создании документов;
в) работы с текстовой информацией в процессе делопроизводства, редакционно-издательской деятельности и др.;
г) автоматического перевода с символических языков в машинные коды.
3. Среди приведенных записей формулой для электронной таблицы является:
а) АЗВ8+12; в) А1=АЗ*В8+12;
В рулетке общее количество лунок равно 32. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении об остановке шарика в одной из лунок?
5. Информационная магистраль это:
а) набор команд, предназначенных для управления процессом обработки данных в ЭВМ;
б) кабель, осуществляющий информационную связь между устройствами;
в) количество одновременно передаваемых по шине бит;
г) быстрая, полупроводниковая, энергонезависимая память.
а) устройство для работы с текстами;
б) электронное вычислительное устройство для обработки чисел;
в) устройство для хранения информации любого вида;
г) многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;
д) устройство для обработки аналоговых сигналов.
7. Для долговременного хранения информации служит
а) оперативная память;
в) внешний носитель;
8. Архивный файл представляет собой:
а) файл, которым долго не пользовались;
б) файл, защищенный от копирования;
в) файл, сжатый с помощью архиватора;
г) файл, защищенный от несанкционированного доступа;
д) файл, зараженный компьютерным вирусом.
1. В ячейке электронной таблицы Н5 записана формула =$В$5*5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку Н7?
2. Поля реляционной базы данных:
а) автоматически нумеруются;
б) именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД;
в) именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями;
г) нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД.
3. Множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения, здания, называется:
а) глобальной компьютерной сетью;
б) информационной системой с гиперсвязями;
в) региональной компьютерной сетью;
г) локальной компьютерной сетью.
Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
а) 100 бит; в) 10 Кбайт;
б) 100 байт; г) 1000 бит.
5. Назначение процессора:
а) обрабатывать одну программу в данный момент времени;
б) управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия;
в) осуществлять подключение периферийных устройств магистрали;
г) руководить работой вычислительной машины с помощью электронных импульсов.
6. Скорость работы компьютера зависит:
а) от вида обрабатываемой информации;
б) организации интерфейса операционной системы;
в) объема внешнего запоминающего устройства;
г) объема обрабатываемой информации;
д) тактовой частоты процессора.
7. При отключении компьютера от сети информация:
а) исчезает из оперативной памяти;
б) исчезает из постоянного запоминающего устройства;
в) стирается на «жестком» диске;
г) стирается на магнитном диске;
д) стирается на компакт-диске.
8. Архивный файл можно:
в) запустить на выполнение;
1. Документы, созданные в MS Word и MS Excel, подвержены заражению:
б) загрузочными вирусами;
в) сетевыми вирусами;
Главным преимуществом при работе с текстом в текстовом редакторе (в сравнении с пишущей машиной) является:
а) возможность уменьшения трудоемкости при работе с текстом;
б) возможность многократного редактирования текста;
в) возможность более быстрого набора текста;
г) возможность использования различных шрифтов при наборе текста.
3. Многоуровневый список создается последовательностью команд:
а) выделить фрагмент => Список / Ok;
б) выделить фрагмент => Список / Многоуровневый / Ok;
в) выделить фрагмент => Список / Многоуровневый / Ok => понизить уровень элементов;
г) выделить фрагмент => Список / Ok «> понизить уровень элементов.
4. В целях сохранения информации жесткие магнитные диски необходимо оберегать от .
а) понижения температуры;
б) перепадов атмосферного давления;
г) ударов при установке.
5.Укажите устройства ввода:
и) накопитель на МД;
в) графический планшет;
6. Основными характеристиками процессора являются:
а) емкость ОЗУ, тактовая частота, разрядность;
б) разрядность, тактовая частота, адресное пространство;
в) тип, адресное пространство, разрядность;
г) емкость ОЗУ, тип адресации, быстродействие; Д) быстродействие, объем памяти, разрядность.
7. Дисковод — это устройство, предназначенное:
а) для хранения компакт-дисков;
б) долговременного хранения информации;
в) чтения/записи данных с внешнего носителя;
г) вывода информации на внешний носитель;
д) временного хранения команд исполняемой программы.
8. Степень сжатия файла зависит:
а) только от типа файла;
б) только от программы-архиватора;
в) от типа файла и программы-архиватора;
г) от производительности компьютера;
д) от объема оперативной памяти персонального компьютера, на котором производится архивация файла.
1. Точечный элемент экрана дисплея называется:
в) графический примитив;
а) набор программ, обеспечивающих работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;
б) прикладная программа для обработки текстов и различных документов;
в) программная система, поддерживающая наполнение и манипулирование данными в файлах баз данных;
г) оболочка операционной системы, позволяющая более комфортно работать с файлами.
3. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылку формула, записанная в ячейке С1, после ее копирования в ячейку С2?
4. В растровом графическом редакторе изображение формируется из.
а) линий; в) прямоугольников;
б) окружностей; г) пикселей.
а) графический планшет;
5. Укажите устройства вывода:
м) факс-модем; н) сканер;
6 . Содержимое ячейки памяти процессора называется:
а) адресным пространством;
7. Устройством ввода информации является:
8. Архивный файл отличается от исходного файла тем, что:
а) доступ к нему занимает меньше времени;
б) легче защищается от вирусов;
в) занимает меньше места на диске;
г) более удобен для редактирования;
д) легче защищается от несанкционированного доступа.
1. Система управления базами данных представляет собой программный продукт, входящий в состав:
а) системного программного обеспечения;
б) прикладного программного обеспечения;
в) операционной системы;
г) систем программирования.
2. Графические примитивы в графическом редакторе представляют собой:
а) операции, выполняемые над файлами, содержащими изображения, созданные в графическом редакторе;
б) среду графического редактора;
в) режимы работы графического редактора;
г) простейшие фигуры, рисуемые с помощью специальных инструментов графического редактора.
3. Наибольшие возможности для доступа к информационным ресурсам обеспечивает способ подключения к Интернету:
а) терминальное соединение по коммутируемому телефонному каналу;
б) удаленный доступ по телефонным каналам связи;
в) постоянное соединение по оптоволоконному каналу;
г) постоянное соединение по выделенному каналу.
4. Чему равен 1 байт?
б) 1024 бит; г) 1000 бит.
5. Укажите верное высказывание:
6. Если машинное слово выглядит так 10111001, то раз рядность процессора равна:
7. Устройство для подключения компьютера к сети Интернет:
8. Компьютерные программы-вирусы:
а) возникают в результате сбоев в аппаратных средствах компьютера;
б) пишутся специально для нанесения ущерба пользователям ПК;
в) имеют биологическое происхождение;
г) являются следствием ошибок в операционной системе;
д) являются побочным эффектом при разработке программного обеспечения.
1. Устройством ввода текстовой информации является:
2. Какой инструмент нарушает признак, по которому подобраны все остальные инструменты (для работы в графическом редакторе) из приводимого ниже списка?
а) Кисточка (перо, карандаш);
б) резинка (для стирания);
3. Выберите фразу, написание которой соответствует правилам набора текста на компьютере:
а) Тихо по снегу идет человек. Падает, падает, падает снег;
б) Тихо по снегу идет человек; падает, падает, падает снег;
а) кодирование цвета в палитре;
б) количество информации для кодирования цвета точки изображения;
в) черный и белый цвет из палитры;
г) преобразование изображения.
5. Накопитель на жестком магнитном диске предназначен:
а) для того, чтобы переносить документы и программы с одного компьютера на другой, хранить информацию, не используемую постоянно на компьютере, делать архивные копии;
б) для долговременного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ или нет; быстродействие ниже, чем у оперативной памяти;
в) для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером.
6. Если разрядность процессора равна 64, то его регистр имеет размер:
а) 2 байта; в) 8 байтов; д) 6 байтов.
б) 4 байта; г) 16 байтов;
7. Принцип программного управления работой компьютера предполагает:
а) двоичное кодирование данных в компьютере;
б) необходимость использования операционной системы для синхронной работы аппаратных средств;
в) использование прикладных программ для решения различного класса задач;
г) возможность автоматического выполнения серии команд без внешнего вмешательства;
д) наличие программы, управляющей работой компьютера.
8. По среде обитания компьютерные вирусы классифицируют:
а) на резидентные и нерезидентные;
б) неопасные, опасные и очень опасные;
в) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские;
г) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;
1. Сетку из горизонтальных и вертикальных столбцов, которую на экране образуют пиксели, называют:
г) дисплейный процессор.
Для создания шаблона бланка со сложным форматированием необходимо вставить в документ:
3. Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1, которая содержит абсолютную и относительную ссылку?
а) 50; б)25; в)75; г) 150.
4. Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10*10 точек. Какой информационный объем имеет изображение?
а) 100 бит; в) 800 бит;
б) 400 байт; г) 10 байт.
а) для хранения информации;
б) обработки информации в данный момент времени;
в) передачи информации по телефонным каналам связи;
г) вывода информации на печать.
а) число двоичных операций, совершаемых процессором в единицу времени;
б) число вырабатываемых за одну секунду импульсов, синхронизирующих работу узлов компьютера;
в) число возможных обращений процессора к оперативной памяти в единицу времени;
г) скорость обмена информацией между процессором и устройствами ввода/вывода;
д) скорость обмена информацией между процессорами ПЗУ.
7. Комплекс взаимосвязанных программ, обеспечивающий пользователю удобный способ общения с программами, называется:
8. Отличительными особенностями компьютерного вируса являются:
а) легкость распознавания и уничтожения;
б) значительный объем программного кода;
в) маленький объем программного кода;
г) способность к самостоятельному запуску и многократному копированию кода, к созданию помех корректной работе компьютера;
1. В иерархической базе данных совокупность данных и связей между ними описывается:
в) древовидной структурой;
Г) совокупностью таблиц.
2. Расстояние между базовыми линиями соседних строк называют:
а) набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети;
б) правила установления связи между двумя компьютерами в сети;
в) последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети;
г) правила интерпретации данных, передаваемых по сети.
4. В мониторе графическая разрешающая способность экрана равна 800*600; глубина цвета равна 16. Каков объем видеопамяти?
а) 1,4 Мбайт; в) 938 Кбайт;
б) 469 Кбайт; г) 768 Кбайт.
5. Оперативная память служит:
а) для хранения информации;
б) обработки информации;
в) запуска программ:
г) обработки одной программы в заданный момент времени.
6. Основные компоненты общей функциональной схемы работы компьютера:
а) клавиатура, монитор, дисковод, принтер;
б) устройства ввода/вывода, процессор, внутренняя память, внешняя память;
в) монитор, винчестер, принтер;
г) устройства ввода/вывода, арифметико-логическое устройство, устройство управления, оперативная память;
д) клавиатура, мышь, монитор, дисковод, принтер, сканер.
7. Расширение имени файла, как правило, характеризует:
а) время создания файла;
в) место, занимаемое файлом на диске;
д) тип информации, содержащейся в файле.
8. Для удобства работы и систематизации данных файлы группируют:
1. Команды меню Формат в современных текстовых процессорах позволяют осуществить действия:
а) сохранение документа в папке;
г) выбор параметров абзаца и шрифта.
2. База данных содержит поля ФАМИЛИЯ, ГОД РОЖДЕНИЯ, ДОХОД. При поиске по условию: ГОД РОЖДЕНИЯ>1958 AND ДОХОД :
а) имеющих доход менее 3500, и тех, кто родился в 1958 году и позже;
б) имеющих доход менее 3500, и старше тех, кто родился в 1958 году;
в) имеющих доход менее 3500, или тех, кто родился в 1958 году и позже;
г) имеющих доход менее 3500 и родившихся в 1959 году и позже.
3. Какая операция нарушает признак, по которому подобраны все остальные операции из приводимого ниже списка?
б) удаление в тексте неверно набранного символа;
в) вставка пропущенного символа;
г) замена неверно набранного символа.
4. Производится бросание симметричной четырехгранной пирамидки. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении о ее падении на одну из граней?
5 . Персональными стали компьютеры следующего поколения ЭВМ:
6. Магистрально-модульный принцип архитектуры современных персональных компьютеров подразумевает такую логическую организацию его аппаратных компонент, при которой:
а) каждое устройство связывается с другими напрямую;
б) каждое устройство связывается с другими через одну центральную магистраль;
в) каждое устройство связывается с другими через магистраль, включающую в себя шины данных, адреса и управления;
г) устройства связываются друг с другом в определенной фиксированной последовательности (кольцом);
д) связь устройств друг с другом осуществляется через центральный процессор, к которому они все подключаются.
7. Операционные системы входят в состав:
а) прикладного программного обеспечения;
б) системы управления базами данных;
в) систем программирования;
г) системного программного обеспечения;
д) программного обеспечения для решения специального класса задач.
8. Загрузочные вирусы характеризуются тем, что:
а) поражают программы в начале их работы;
б) запускаются при загрузке компьютера;
в) всегда меняют начало и длину файла;
г) изменяют весь код заражаемого файла;
д) поражают загрузочные секторы дисков.
1 . Графика с представлением изображения в виде совокупностей точек называется:
2. База данных описывается следующим перечнем записей:
После сортировки по возрастанию по второму полю записи будут располагаться в порядке:
3. Запись # # # # # в ячейке указывает:
а) непонятна формула;
в) ссылка циклическая;
г) размер ячейки мал.
4. Векторные графические изображения хорошо поддаются масштабированию (изменению размеров), так как:
а) используют большую глубину цвета;
б) формируются из пикселей;
в) формируются из графических примитивов (линий, окружностей, прямоугольников и т. д.);
г) используют эффективные алгоритмы сжатия.
5. Устройство , выполняющее все арифметические и логические операции и управляющее другими устройствами компьютера, называется:
6. Устройства, входящие в состав процессора:
а) оперативное запоминающее устройство, устройство управления;
б) арифметико-логическое устройство, устройство управления;
в) оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство, внешняя память;
г) постоянное запоминающее устройство, устройство управления;
д) кэш-память, видеопамять.
а) совокупность основных устройств компьютера и средств управления ими;
б) система программирования на языке высокого уровня;
в) совокупность программ, обеспечивающих работу всех аппаратных устройств компьютера и доступ пользователя к ним;
г) набор программ, обеспечивающих работу с оперативной памятью компьютера;
д) программа для оперативного уничтожения компьютерных вирусов.
а) всегда меняет длину файла;
б) поражает загрузочные секторы дисков;
в) всегда меняет начало файла;
г) всегда изменяет код заражаемого файла;
д) всегда меняет начало и длину файла.
1. В какой последовательности расположатся записи в базе данных после сортировки по возрастанию в поле Память?
а) 1,2, 3,4; б) 4, 3, 2,1; в) 2, 3,4,1; г) 4,1,2, 3.
а) прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
б) прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
в) устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
г) системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц.
3. Модем, передающий информацию со скоростью 28800 бит/с, может передать 2 страницы текста (3600 байт) в течение:
а) 1000 бит; в) 1024 бит;
б) 8*1024 бит; г) 1010 бит.
5. К внешней памяти относятся устройства:
а) модем, лазерный диск, магнитный диск;
б) кассета, оптический диск, магнитофон;
в) винчестер, дисковод, магнитный диск;
г) магнитный диск, кассета, оптический диск;
д) CD-ROM, магнитный диск, сканер.
6. Постоянное запоминающее устройство служит:
а) для хранения программ начальной загрузки компьютера и тестирования его узлов;
б) хранения программы пользователя во время работы;
в) хранения особо ценных прикладных программ;
г) хранения постоянно используемых программ;
д) постоянного хранения особо ценных файлов и документов.
7. Программы обслуживания внешних устройств компьютера называются:
1. Команды меню Правка в современных текстовых процессорах позволяют осуществить действия:
а) вставку объектов из буфера обмена;
б) сохранение документа в папке;
в) вставку таблицы в документ;
г) выбор параметров абзаца и шрифта.
2. Последовательность действий для копирования фрагмента текста из одной области в другую:
а) выделить фрагмент => Правка / Копировать;
б) выделить фрагмент => Правка / Копировать => установить курсор в нужное место => Правка / Вставить;
в) выделить фрагмент => Правка / Копировать => Правка / Вставить;
г) выделить фрагмент => Правка / Копировать => Правка / Вставить => снять выделение,
а) обработки изображений;
б) управления ресурсами ПК при создании рисунков;
в) работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
г) работы с различного вида информацией в процессе делопроизводства, редакционно-издательской деятельности и др.
4. Каков информационный объем текста, содержащего слово ИНФОРМАТИКА, в 8-битной кодировке?
а) 11 бит; в) 11 Кбайт;
б) 11 байт; г) 11 бод.
5. Многопроводная линия для информационного обмена между устройствами компьютера называется:
6 . Во время исполнения прикладная программа хранится:
г) в оперативной памяти;
д) в устройстве управления.
7. Могут ли различные файлы иметь одинаковые имена?
а) Да, если они имеют разный объем;
б) да, если они имеют различные даты создания;
в) да, если они хранятся в разных каталогах;
д) да, если они созданы в различное время суток.
8. Назначение антивирусных программ под названием «детекторы»:
а) обнаружение и уничтожение вирусов;
б) обнаружение компьютерных вирусов;
в) «излечивание» зараженных файлов;
г) уничтожение зараженных файлов;
д) контроль возможных путей распространения компьютерных вирусов.
Эталонный ответ к тестовым заданиям по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»:
Практические задания к текущей аттестации
ПЗ№1. Устройства организационной, коммуникационной и компьютерной техники в обеспечении информационных технологий в профессиональной деятельности.
ПЗ№2. Информационные технологии подготовки текстов как массовые технологии современного общества.
ПЗ№3. Графическое представление статистической информации с помощью MS Excel.
ПЗ№4 Работа с объектами базы данных.
ПЗ№5. Создание презентации по профилю специальности.
ПЗ№6 Использование аудиовизуальных технологий в управлении социальной сферой.
ПЗ№7. Информационные ресурсы органов социальной защиты в сети Интернет
ПЗ№8 Электронная почта
ПЗ№9 Социальная сфера в Интернете: актуальность проблемы
Самостоятельная работа студентов к текущей аттестации
СРС№1. Функциональная схема: Программные средства автоматизации управленческой деятельности в социальной сфере в России: АИС «Адресная социальная помощь», АИС «Региональное социальное законодательство», программный комплекс «Модельные методики автоматизированного учета доходов и уровня жизни населения»
СРС№2. Плакат: Информационный материал о региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
СРС№3. Сообщение «Статистическая обработка данных с помощью ПК»
СРС№4. Выработка предложений: Базы данных по трудоустройству в сети Интернет
СРС№5. Обзор: Основные виды аудиовизуальных технологий в управлении социальной сферой
СРС№6. Интернет-обзор: Интерактивные Интернет-ресурсы по самопомощи
СРС№7. Брошюра-памятка: Интерактивные возможности сети Интернет в социальной сфере
СРС№8. Презентация: Формирование единого информационного пространства в социальной сфере.
З1. Знание основных понятий автоматизированной обработки информации;
П1. Изложение понятий, терминов и определений систем обработки информации
З2. Знание общего состава и структуры персональных компьютеров и вычислительных систем;
П1. Изложение основных категорий персональных компьютеров
П2. Изложение назначения основных блоков персонального компьютера.
П3. Изложение назначения периферийных устройств
З3. Знание состава, функций и возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
У3. Умение применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
П1. Изложение аппаратных средств организации компьютерных сетей.
П2. Изложение программных средств организации компьютерных сетей.
П2. Изложение возможностей сервисов Интернет
П3. Организация поиска информации
З4. Знание методов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
У1. Умение использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных
в профессионально-ориентированных информационных системах;
П1.Изложение технологии обработки графической информации
П2. Изложение технологии работы с массивами информации
П3. Изложение технологии обработки числовой информации
П4. Изложение технологии обработки текстовой информации
З5. Знание базовых системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
У2. Умение использовать
в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения,
в т.ч. специального;
П1. Изложение возможностей организации печати документа
П2. Изложение технологии работы в мультимедийных средах
П3. Представление о системах управления базами данных
П4. Изложение технологии работы в текстовых процессорах.
П7.Изложение технологии работы в табличных процессорах.
З6. Знание основных методов и приемов обеспечения информационной безопасности
П1. Изложение принципов правовых основ и законов в области информационной безопасности
П2. Изложения технологии антивирусной защиты информации
4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения
учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности
по специальности СПО Социальная работа
код специальности 040401
У1. Умение использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально-ориентированных информационных системах;
У2. Умение использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
У3. Умение применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
З1. Знание основных понятий автоматизированной обработки информации;
З2. Знание общего состава и структуры персональных компьютеров и вычислительных систем;
З3. Знание состава, функций и возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
З4. Знание методов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
З5. Знание базовых системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
З6. Знание основных методов и приемов обеспечения информационной безопасности
Инструкция: Контрольная работа представлена в 10 вариантах и состоит из двух теоретических вопросов и вопроса практической направленности.
1. Охарактеризуйте технологические решения обработки информации.
2. Дайте определение операционной системы. Опишите загрузку ОС Windows.
3. Как произвести сортировку данных в электронной таблице? Опишите алгоритм работы.
1. Какие программы называются файловыми менеджерами? Охарактеризуйте работу этих программ.
2. Дайте понятие несанкционированного доступа (НД) к информации. Перечислите наиболее распространенные пути НД к информации.
3. При помощи какой функции можно сложить данные столбца электронной таблицы? Опишите алгоритм работы.
1. Что называется архивацией данных? Опишите возможности архиватора WinRAR.
2. Дайте понятие автоматизированной информационной системы (АИС). Каким принципам должна отвечать АИС?
3. Как напечатать сложную формулу в текстовом процессоре? Опишите алгоритм работы с редактором формул.
1. Охарактеризуйте гипертекстовую технологию обработки информации и технологию гипермедиа.
2. Охарактеризуйте автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
3. Как создать автооглавление в текстовом процессоре? Опишите алгоритм работы.
1. Охарактеризуйте антивирусные программы по классификации.
2. Охарактеризуйте функциональную схему ЭВМ.
3. Как построить диаграмму для данных в электронной таблице? Опишите алгоритм работы.
1. Дайте определение текстового процессора. Охарактеризуйте основные возможности процессора MS Word.
2. Охарактеризуйте информационно-поисковые системы по классификации.
3. Как протестировать компьютер на наличие вирусов? Опишите алгоритм работы.
1. Дайте определение электронной таблицы (ЭТ). Охарактеризуйте основные возможности ЭТ MS Excel.
2. Что называется сервером. Охарактеризуйте работу различных типов серверов.
3. Как установить программу на персональный компьютер? Опишите алгоритм работы.
1. Дайте определение системе управления базами данных (СУБД). Охарактеризуйте основные возможности СУБД MS Access.
2. Что называют сетевым протоколом? Какие действия в соответствии с протоколом выполняют компьютер-отправитель и компьютер-получатель?
3. Как создать архив папки с файлами? Опишите алгоритм работы.
1. Дайте определение электронной презентации. Охарактеризуйте основные возможности программы MS Power Point.
2. Охарактеризуйте состав микропроцессора и его работу.
3. Как составить запрос в базе данных, если нужно выбрать из списка все фамилии на букву С. Опишите алгоритм работы.
1. Охарактеризуйте технологию оптического распознавания символов на примере программы Fine Reader.
2. Охарактеризуйте работу устройств ввода-вывода информации: принтера, сканера, многофункциональных устройств (МФУ).
3. Как создать форму в базе данных? Опишите алгоритм работы.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка, объяснение заданий и критерий оценки работы 10 мин.;
выполнение 45 мин.;
сдача и проверка 35 мин.
всего 1 час 30 мин.
Перечень объектов контроля и оценки
З3. Знание состава, функций и возможностей использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
У3. Умение применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
Правильность ответов на вопросы.
Аккуратность и грамотность выполненной работы
З4. Знание методов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
У1. Умение использовать технологии сбора,
размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных
в профессионально-ориентированных информационных системах;
Правильность ответов на вопросы.
Аккуратность и грамотность выполненной работы
З5. Знание базовых системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
У2. Умение использовать
в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения,
в т.ч. специального;
Правильность ответов на вопросы.
Аккуратность и грамотность выполненной работы.
З6. Знание основных методов и приемов обеспечения информационной безопасности
Правильность ответов на вопросы.
Аккуратность и грамотность выполненной работы
З1. Знание основных понятий автоматизированной обработки информации;
Правильность ответов на вопросы.
Аккуратность и грамотность выполненной работы
Шкала оценки образовательных достижений
Обучающийся:
— усвоил основной материал программы;
— ответ, в основном, удовлетворяет установленным требованиям;
— но при этом делает несущественные пропуски при изложении фактического материала, предусмотренного программой;
— допускает две негрубые ошибки или неточности в формулировках.
Обучающийся:
— знает и понимает основной материал программы;
— материал излагается упрощенно, с ошибками и затруднениями.
Обучающийся:
— излагает материал бессистемно;
— при отсутствии ответа.
Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
Оборудование учебного кабинета:
— рабочее место преподавателя;
— посадочные места для обучающихся;
— двойной лист с ФИО, номером группы; ручка.