если мылит объектив что делать
Артем Кашканов, 2020
Краткое содержание:
Вместо введения
Центр изображения резкий, края чуть размыты
Это связано с кривизной поля изображения. На самом деле объектив формирует не плоскую, а чуть вогнутую картинку. Если ввести «кривизна поля изображения» запрос в поисковой системе, то она выдаст множество картинки, подобной этой:
Если предположить, что плоскость идеального изображения совпадает с плоскостью матрицы, то четко видно, что в центре будет столь же идеальная резкость. По краям резкость «уходит» из-за того, что точка фокусировки уже не лежит в плоскости идеального изображения.
Схема, показанная выше сильно упрощена и применима только для объективов с одной линзой. В реальных объективах линз гораздо больше. Специальные асферические линзы уменьшают кривизну поля изображения, но полностью устранить ее не могут.
Общеизвестен тот факт, что дорогие профессиональные объективы имеют более резкую картинку по всему полю кадра, чем бюджетные. Это достигается использованием более качественного стекла, а также оптической схемы, сводящей кривизну поля изображения к минимуму. Разница с бюджетниками в плане резкости наиболее заметна на открытой диафрагме, но на F8 ее заметить уже бывает сложно.
Объектив «мылит» на зажатой диафрагме
Canon EOS 5D (фуллфрейм, 13 мегапикселей):
Если сравнивать детализацию картинки на F5.6 и F22, разница весьма ощутима. И это камера с очень крупными пикселями! Посмотрим, как обстоят дела у более современных фотокамер.
Panasonic Lumix GX9 (Micro 4/3, 20 мегапикселей):
Более подробно об упомянутом выше эксперименте и о дифракционном размытии можно почитать в этой статье.
Объектив «мылит» один угол
Каковы способы избавиться от этой проблемы?
Заключение
Пришло время подвести итоги и сделать выводы.
1. Идеальной оптики не бывает. Ни один объектив не сможет дать одинаковую детализацию по всему полю кадра.
2. Дорогие объективы имеют очень большую разрешающую способность, и их картинка полностью раскрывает возможности матрицы. Именно поэтому они резкие на любом фокусном расстоянии и практически при любом значении диафрагмы. Бюджетная оптика балансирует на грани резкости и мыла. Особенно это заметно по краям.
3. Большинство проблем, связанных с нерезкостью (при условии попадания фокуса куда надо), решаются определением границ «режима оптимальной картинки». Например, китовый объектив китовый 18-55мм 1:3.5-5.6 дает вполне резкую картинку в диапазоне 24-40 мм с диафрагмами 5.6-8 (это чисто ради примера). Поэкспериментируйте со своей оптикой и определите «зону комфорта» и старайтесь из нее не выходить.
Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.
Сервисный центр Penall
Ремонтируем и восстанавливаем технику
Сервисный центр в Киеве
Почему мылит, промахивается фотоаппарат, объектив?
“Мыло”, мыльное фото — это нерезкие снимки, когда по какой-то причине камера не может навести резкость в режиме автофокуса.
“Мыльный” объектив — это объектив, который из-за падения или заводского брака делает размытые снимки.
“Промах”, “объектива, фотоаппарат промахивается”, “бэк-фронт фокус” — это снимок, в котором зона в которую целился нерезкая.
Примеры “мыльных “ снимков:
Здесь видим бэк-фокус. Волосы вышли резко, а глаза нет. При том, что фокусировались на глаза.
В бэк-фокусе находится либо тушка, либо объектив — нужно тестировать.
Фронт-фокус или недолет к нужной зоне фокуса: лицо должно быть видно.
Суть бэк- и фрон-фокуса:
Почему мылит объектив — причины?
Как ни странно, “мылить” и промахиваться, может и сама камера:
Даже с резким объективом такая тушка промахивается, фокусируется не по всем точкам.
В данном случае проблема в том, что камера “видит” картинку по-другому, чем вы.
В видоискателе картинка резкая и вкусная, матрица “видит” все еще по-другому, а на фото — мыло.
Резкая наводка в видоискателе — не гарантия качественного снимка.
В тушке за резкость отвечают фазные датчики.
Они находятся за зеркалом.
Если датчики настроены неправильно, камера промахивается, делает снимки, резкие не по всем точкам.
В зеркальном фотоаппарате механизм быстрого автофокуса сложный, поэтому появилось такое понятие как “юстировка тушки”, чтобы исправить ошибки фазных датчиков.
AF Sensor — фазный датчик
Как определить — кто мылит: тушка или объектив?
Объектив ставим на эталонную тушку, а тушку — на эталонный объектив, делаем снимок.
Потом изучаем результат и видим, кто виноват.
Если в обоих случаях снимки мыльные — “виноваты” оба, юстировать нужно и тушку, и объектив.
Если мылят фото объектива на эталонной тушке — работаем с ним.
Если наоборот, — работаем с тушкой.
Что делать, если фото мыльные?
Если проблема в тушке — то юстируем тушку, исходя из диагностики.
Сначала методом цифровых правок.
Если не поможет, значит работаем с фазным датчиком.
Если проблема в объективе — то юстируем его.
Заключение: объективы “мылят” и промахиваться из-за заводского брака, люфтов от времени, ударов.
Тушки в свою очередь — из-за выхода из строя фазного датчика или он просто не отъстирован.
Спасает взаимоюстировка.
Новая надежда
Для тех, кто устал юстировать и подстраивать объектив к тушке и наоборот, есть радостная новсть — системные фотоаппараты, они же беззеркалки.
Беззеркальные фотоаппараты лишены такого недостатка, как несоотвествие резкости: что видит матрица, то видит и объектив.
Мылит объектив или почему размыт один край кадра или оба сразу
Рано или поздно любой новичок обнаруживает тот факт, что его любимый объектив не дает резкую картинку на краях кадра при разных фокусных расстояниях или диафрагмах.
Большая часть обвинит во всех грехах свой фотоаппарат, дескать, не самый лучший покупал и вот результат, после чего заложит в бюджет покупку более продвинутой камеры или объектива.
Меньшая часть начинающих фотографов изучает возникшую проблему, и наталкивается на эту статью или похожие опусы.
Почему объектив мылит по краям или с одной стороны
Рассуждая о размыливании краев кадра объективом нужно упомянуть такой термин, как перекос плоскости фокусировки.
Собственно, большая часть дефектов объектива, связанная с мыльностью краев или края кадра и вызывается перекосом плоскости фокусировки.
Проиллюстрировать возникшую проблему можно следующим образом:
Плоскость фокусировки на исправном фотоаппарате или объективе должна быть перпендикулярна оптической оси самого фотоаппарата.
Но из-за различных дефектов тушки или объектива, она может сместиться в какую-либо сторону. Это и приводит к размыливанию краев или одной стороны кадра.
На картинке красной линией показан условный перекос плоскости фокусировки от фактической, показанной черной линией.
Объект съемки находится в фокусе и зоне резкости, но противоположный край кадра окажется размытым из-за перекоса плоскости фокусировки.
Проиллюстрированную ситуацию несколько спасает съемка на закрытых диафрагмах, но при открытой диафрагме дефект проявится во всей красе.
Почему объектив начинает мылить край
Причинами этого дефекта выступает:
Все эти причины приводят к перекосу плоскости фокусировки, и проявляется как размывание краев кадра или какой-либо стороны кадра.
Что делать, если объектив мылит по краям
При всем богатстве выбора есть только один вариант: Отнести объектив и фотоаппарат на проверку в сервисный центр.
Я не рекомендую самостоятельно пытаться отремонтировать объектив.
Это сложная задача даже для тех, кто умеет держать инструменты в руках, но никогда не занимался подобным.
С перекосом плоскости фокусировки несколько разобрались.
Почему мылит объектив на длинном или коротком конце фокусных расстояний
Если вы намерены развиваться в фотографии и дальше, то вам нужно запомнить и усвоить два термина.
Они неофициальные, но очень распространены в среде фотографов и в различных руководствах. Это короткий конец объектива и длинный.
Для китового объектива 18-55 мм, короткий конец объектива находится на фокусном расстоянии 18 мм.
Для китового объектива 18-55 мм, длинный конец составит 55 мм фокусного расстояния. Для объектива 18-105 мм, он равен 105 мм.
Фикс объективы не обладают длинным или коротким концом из-за фиксированного фокусного расстояния.
Часто бывает, что на крайних фокусных расстояниях, то есть на коротком или длинном конце, зум объективы размыливают картинку в той или иной мере.
Это явление обуславливается конструкцией объектива, качеством линз и качеством исполнения объектива.
То есть, всем тем, на что вы повлиять не можете.
Существует ошибочное мнение, что дорогие объективы не страдают размыливанием на крайних фокусных расстояниях.
Дорогой объектив не гарантирует отсутствие этого дефекта. Как и дешевый.
При покупке любого зум-объектива убедитесь, что он способен снимать резко, не размыливая изображение на краях диапазона фокусных расстояний.
Что делать, если объектив мылит на крайних фокусных расстояниях
В отличие от проблемы перекоса плоскости фокусировки, в случае размывания картинки на коротком или длинном конце, есть способ, позволяющий обойти этот дефект или значительно уменьшить его проявление.
Я знаю, что мой китовый 18-55 мм объектив не выдает резкую картинку на фокусном расстоянии 55 мм и наиболее резкое изображение получается при фокусном расстоянии 45-48 мм.
Для резкого кадра мне достаточно не поворачивать зуммирующее кольцо до упора и фотографировать на 45-48 мм, а не 55 мм.
На итоговую композицию кадра это не влияет, ибо разница раскрытия кадра между 48 мм и 55 мм достаточно мала.
И я получаю резкий нормальный кадр, взамен того «мыла», что обеспечила бы мне съемка на 55 мм.
Как я выяснил, что мой объектив размывает на 55 мм?
Проверил его при помощи линейки и стопки книг.
Объектив мылит на открытой диафрагме или на всех диафрагмах
Классическая жалоба неопытного фотографа это жалобы на размыливание картинки при съемке на открытых диафрагмах.
Этот способ съемки был популяризирован двумя явлениями:
Многие начинающие широко открывают диафрагму ради размытого фона на портретах.
Проблема в том, что начинающие не владеют понятием резко изображаемого пространства (ГРИП) в должной мере.
Выпадая из глубины резкости, и получая размытый снимок, начинающие винят объектив или фотоаппарат, но не собственное незнание.
Если вы столкнулись с проблемой мыльных снимков на открытых диафрагмах, то изучайте понятие глубины резко изображаемого пространства и того, как оно работает.
В большинстве тех случаев, что известны мне лично, проблема размытых снимков исчезала после того, как начинающий переставал перестраивать кадр после фокусировки на открытой диафрагме и обучался правильно фокусироваться.
Иная проблема, если фотоаппарат размыливает картинку на всех диафрагмах.
Что делать, если объектив мылит на всех диафрагмах
Размывание кадра на всех диафрагмах говорит о том, что существует проблема с самой системой фокусировки фотоаппарата или объективом.
Самое разумное, это отнести фотоаппарат и объектив в сервисный центр на проверку.
Я описал наиболее часто встречающиеся проблемы мыльного объектива, не упомянув разрешающую способность объектива и дифракционный предел.
Из своего опыта могу заверить, что большая часть новичков не умеет пользоваться своим фотоаппаратом и объективом.
Они не умеют правильно фокусироваться, они не знакомы с понятием глубины резкости и легко выпадают из нее при съемке на открытых диафрагмах.
Они не знакомы с техническими минусами своих фотоаппаратов и не умеют их обходить.
В сухом остатке, все проблемы мыльного объектива можно устранить повышением собственных навыков в фотографии или посещением сервисного центра.
Достаточно правильно определить, какой именно дефект вы наблюдаете на своих снимках.
Перекос ли плоскости фокусировки или простое выпадение из глубины резкости.
О дифракционном размытии, или почему объектив мылит на F22
Артем Кашканов, 2019
Приведенная выше фотография была сделана с объективом Olympus 12-40mm 1:2.8, на диафрагме 22. Фокус не промахнулся! Когда диафрагма зажимается до максимума, вокруг источников света появляются характерные лучи. Я догадывался, что при зажатии диафрагмы пострадает детализация, но не ожидал, что это будет настолько сильно!
В чем суть дифракционного размытия? При прохождении световой волны сквозь диафрагменное отверстие (апертуру) световой пучок огибает ее края и как бы «распыляется», подобно спрею:
Если вспомнить курс физики и школьные (институтские) лабораторные опыты, такое явление возникает когда длина волны сопоставима с размером отверстия.
Влияет ли качество оптики на дифракционное размытие?
Чтобы исключить возможность брака объектива, я включил в эксперимент всю свою оптику. В эксперименте участвовали три объектива:
Был еще рыбий глаз 7artisans 7.5mm 1:2.8, но поскольку он по фокусному расстоянию слишком далек от этой троицы, он в экспериметне не участвовал.
Все объективы были выставлены на фокусное расстояние 25 мм и с их помощью были сделаны тестовые снимки совершенно шикарного вида с балкона автора 🙂
Итак, китовый объектив 12-32 мм:
Вот это да! Без комментариев. Может если изменить фокусное расстояние, что-то изменится? Выдвигаем зум на 40 мм:
Нет, принципиальных изменений нет.
А потом пришел «полный кадр» и все испортил 🙂
Canon EOS 5D, которому сто лет в обед и объектив Canon 24-105mm 1:4L, выставленный на 50 мм показал такие результаты (внутрикамерный Jpeg, auto WB):
Выводы
Еще раз подтвердилось, что дифракционное размытие на фотографиях напрямую связано с площадью пикселя. Чем он меньше, тем при меньшем диафрагменном числе размытие начнет проявляться. Утверждать, что полный кадр более устойчив к дифракции, чем кроп некорректно, так как у «топовых» полнокадровых камер с разрешением 40-50 мегапикселей размер пикселя точно такой же, как у 20-мегапиксельного «дваждыкропа», а то и меньше.
Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.
Что означает «мыльный объектив»?
Сообщество –
Как создать сообщество?
Как вступить в сообщество?
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Chastnick Гость | 08.08.2002 09:23:31 | Re: Что означает «мыльный объектив»? |
|
BarmaleyII сообщений: 51 в Клубе: 7109 дней Город Киев | 08.08.2002 11:58:02 | |
| |
Grans автор темы сообщений: 15 в Клубе: 7055 дней Тюмень | 08.08.2002 13:33:03 | Re: Что означает «мыльный объектив»? |
| |
Бывалый сообщений: 62 в Клубе: 7367 дней Россия, Москва | 08.08.2002 15:31:55 | |
|
Vit36 Гость | 08.08.2002 16:36:38 | |
| |
| |
obServer Гость | 09.08.2002 11:00:59 | [b]в защиту ГЕЛИОС-44[/b] |
| |
ГОСТ Гость | 09.08.2002 12:07:56 | Re: [b]в защиту ГЕЛИОС-44[/b] |
| |
eo сообщений: 9022 фотографий: 59 в Клубе: 7213 дней масква, рассея, панимаш | 09.08.2002 13:01:08 | Re: [b]в защиту ГЕЛИОС-44[/b] |
| |
Добрый человек Гость | 09.08.2002 15:22:39 | Re: [b]в защиту ГЕЛИОС-44[/b] |
| |