если не забрал деньги в банкомате что делать
Что делать, если забыл забрать деньги из банкомата или нашел там забытые кем то еще?
Закончил в 2001 году СПбГЭУ по направлению «Бухучет и анализ». Работал с 2009 по 2016 год в банке Санкт-Петербург. В данный момент занимается юридической практикой.
Такой вопрос возникает чаще всего в самых нелепых ситуациях. Бывает, рядом с банкоматом шумно и душно: человек может потеряться, его самочувствие ухудшается и тогда он просто забывает о деньгах — он хочет только уйти из этого неприятного места. Бывает, за получением денег что-то отвлекает: кофемашина рядом, знакомый с новостями, мессенджеры и т.д. В настоящей статье мы разбираем, как поступить правильно в зависимости от ситуации.
Что делать, если забыл деньги в банкомате?
Нужно понимать, что если человек забыл забрать деньги из банкомата Сбербанка или любого другого банка, пути решения зависят от одного фактора: забрал ли банкомат деньги или же их забрал другой человек. В зависимости от этого и нужно принимать решение.
Если человек забыл деньги в банкомате Сбербанка или терминале любой другой организации, банкомат «зажевывает» эти деньги. Клиенту дается всего 40 секунд, чтобы он успел забрать наличность. Если так уж получилось, что в этот срок по какой-либо причине клиент не уложился, деньги возвращаются в банкомат. При этом на карточке баланс остается таким, будто бы пользователь забрал деньги.
После этого опишите сотруднику свою проблему. Желательно назвать адрес, на площади которого размещен банкомат — это значительно ускорит процедуру поиска операции в базе данных. После того, как операционист найдет незавершенную операцию, он сообщит вам, забрал ли деньги кто-то другой или же они лежат в банкомате.
Если выяснится, что деньги лежат в терминале, то все обошлось: вам нужно явиться в удобное время в отделение Сбербанка и написать там заявление. Укажите в бумаге:
Если после проверки сотрудники службы безопасности банка подтвердят, что пользователь просто снимал деньги в банкомате и забыл их взять, деньги вам будут возвращены на карточку или выданы наличкой в кассе банка.
Соответственно, банк почти наверняка не сможет ничем помочь, ведь операция полностью прошла успешно: банк выдал деньги, как того и хотел клиент, а то, что он их забыл и, по итогу, потерял, не является виной банка.
В такой ситуации нужно сразу же писать заявление в банк, в содержании которого объясните ситуацию. Напишите заявление в двух экземплярах — на том, что вы оставите себе, обязательно должна стоять подпись уполномоченного сотрудника и печать банка.
Далее, не дожидаясь ответа, пишите заявление в полицию по ст. 158 УК РФ. Если заявление не захотят принимать под предлогом незначительности преступления, обращайтесь сразу в прокуратуру. Опишите все, что сможете вспомнить: не только данные об операции, адресе банкомата и прочем, но и приметы людей, стоявших позади вас, их цвет одежды и т.д. Все эти данные помогут полицейским найти преступника.
Но банк просто так не дает доступ к своим видеокамерам. Вот тут-то и пригодится заявление, которое вы отправляли банку — в полиции это сочтут попыткой предварительного урегулирования конфликта, а значит, юридически доступ к камерам будет упрощен.
Стоит ли брать чьи-то чужие забытые деньги?
Ни в коем случае не берите деньги, забытые другим человеком. Как мы уже говорили, это — преступление по статье 158 УК РФ. Так как в терминалах люди обычно снимают небольшие суммы, то такое преступление классифицировалось бы по ч. 1 ст. 158 УК РФ, максимально строгое наказание по ней предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.
При этом, подчеркиваем, шанс уйти незамеченным практически отсутствует — у каждого терминала есть своя маленькая камера, и она обязательно запечатлела лицо преступника. Даже если эта камера сломана, банкоматы расположены чаще всего в людных местах: магазинах, метро, административных зданиях и т.д. В современном мире подобные площади почти всегда находятся под камерами видеонаблюдения.
Как поступить в случае такой находки?
Если вы видите деньги в банкомате, и человек, снявший их, уходит — остановите его и спросите, не забыл ли он забрать наличность. Это лучшее, что вы можете сделать в такой ситуации. Если наличность выдана, а человека рядом нет — изучите банкомат.
Какой бы организации он бы ни принадлежал — Тинькофф, Сбербанк, ВТБ и т.д. — по закону на всех банкоматах и терминалах должны быть нанесены телефоны поддержки. Позвоните по этому телефону и озвучьте ситуацию. Следуйте инструкции оператора.
Возможна даже ситуация, когда вас попросят взять эти деньги и принести в отделение банка. В таком случае запишите этот процесс на мобильное видео, чтобы позже, в случае «подставы», у вас было доказательство невиновности. Или вовсе не соглашайтесь на подобные действия, чтобы не было даже малейшего шанса привлечь вас к ответственности, которую вы нести не должны.
Что делать, если вы взяли эти деньги?
Вернитесь к банкомату. В ситуациях, когда честный гражданин забыл деньги в банкомате Сбербанка, первое, что он постарается сделать — это вернуться к терминалу. Сделайте так же — высока вероятность, что вы его встретите у аппарата самообслуживания.
Если человека рядом с банкоматом нет, возьмите номер телефона, написанный на терминале. Позвоните операционисту банкомата и объясните ситуацию. Сделайте вид, что вы не намеревались брать себе эту наличку — просто вы были в шоке и думали все это время, как передать деньги забывшему их человеку.
А если забыл не деньги, а карточку?
Ушел по делам и забыл карточку — это случается со всеми. Переживать не стоит — просто напишите заявление в отделении банка. С момента принятия дается всего три рабочих дня, чтобы заявление рассмотрели. Чаще всего на возвращение карты уходит не больше четырех дней.
Краткое резюме статьи
Теперь понятно, что делать, если забыл или забыла деньги в терминале: нужно писать заявление в отделении банка. Если выяснится, что деньги забрал другой человек — обращайтесь в полицию, чтобы было возбуждено дело по ст. 158 УК РФ «Кража».
А если деньги чужого человека забрали вы — спокойно вернитесь к банкомату, возьмите номер телефона поддержки и позвоните. Объясните ситуацию и скажите, что вы желаете помочь. К ответственности привлекать не будут за отсутствием состава преступления.
Что делать, если забыл забрать деньги из банкомата? И получится ли их вообще вернуть?
Такая ситуация, как клиент забыл снятые деньги в банкомате, бывает не так уж редко. Как показала статистика, около 60-70 клиентов банка Сбербанка ежемесячно забывают забрать снятые деньги. Как поступить в этом случае и удастся ли вернуть всю сумму?
Что может быть со снятыми и оставленными в банкомате наличными
Может быть два варианта развития событий:
Выход из каждой сложившейся ситуации есть. Рассмотрим их.
Деньги забрал банкомат обратно
Если вы забыли деньги в банкомате, нужно как можно быстрее вернуться к нему. Если в устройстве для выдачи денег нет наличности, возможно банкомат забрал их обратно. В этом случае клиент должен позвонить на горячую линию банка и сообщить о сложившейся ситуации. При звонке указать свои данные, а также данные банкомата (номер устройства и адрес расположения). На основании обращения сотрудник банка оформит заявление. На основании него банк проверит были выданы наличные или нет.
Если клиент обращается в отделение банка, в заявлении он указывает такие данные:
Если деньги забрал банкомат, возможно, забытая сумма в течение 24 часов поступит на счет клиента. На практике все происходит гораздо быстрее. Уже в течение нескольких минут забытая сумма возвращается на счет клиента. В любом случае, сотрудники банка видят операции банкомата и могут проследить выдачу наличных.
Деньги забрал посторонний человек
Бывает так, что после вас в очереди стоит еще один человек. Он может воспользоваться ситуаций и забрать забытые вами деньги. В этом случае необходимо действовать решительно.
Во-первых, необходимо позвонить на горячую линию банка и сообщить о сложившейся ситуацией. Сотрудники банка могут подсказать, как действовать дальше. На основании заявления клиента они могут предоставить запись с видеорегистратора, размещенного непосредственно в банкомате. Если он не работает, что бывает достаточно редко, можно использовать записи с камер наблюдения, которые расположены над банкоматом или вблизи него. Как правило, в магазинах, которые стали популярным местом для установки банкомата, их достаточное количество.
Во-вторых, нужно написать заявление в полицию. Забравшему чужие деньги грозит уголовная ответственность в соответствии со статьей 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. В заявлении надо указать данные заявителя, адрес расположения устройства и другие необходимые сведения. К нему приложить видеозаписи с камер наблюдения или видеорегистратора. Их получают на основании официального запроса сотрудников полиции сделают это самостоятельно.
Что касается возврата денег, то банк, скорее всего, ее не вернет. Деньги можно будет взыскать в судебном порядке с того, кто их забрал.
Банкомат списал деньги, но не выдал их. Что делать?
Пошаговая инструкция на случай восстания машин
Иногда банкоматы не выдают деньги.
В середине июля мне потребовалось 150 000 Р на ремонт. Подрядчиками были строители-частники, поэтому требовались наличные, а варианта оплатить картой или по безналичному расчету не было. Я пошел к банкомату, запросил нужную сумму, но не получил ни чека, ни наличных. А со счета деньги списались.
Запасных 150 000 Р у меня не было. Я думал, что смогу вернуть деньги быстро, но процесс затянулся на месяц. В этой статье я расскажу, как проходит такой возврат.
Что произошло
Мой счет открыт в «Альфа-банке». У него есть банки-партнеры, которые не берут комиссию за снятие наличных в своих банкоматах. В тот день я воспользовался банкоматом «Бинбанка». Но такое могло случиться вообще с любым банкоматом.
В тот день я ввел на экране банкомата сумму 150 000 Р и нажал кнопку «Снять». Банкомат «думал» около минуты, а потом выдал сообщение об ошибке и вернул карту.
Я повторил операцию, запросив ту же сумму. На этот раз банкомат отреагировал быстрее: появилось сообщение, что на счете недостаточно средств. Сначала я подумал, что превышен лимит на снятие, поэтому открыл мобильное приложение, чтобы увеличить лимиты. Но в выписке по счету я сразу увидел, что операция снятия прошла и деньги списались.
Детали операции списания: номер банкомата «Бинбанка», даты блокировки и списания средств
Сначала я решил, что банкомат еще обрабатывает операцию и через несколько секунд выдаст деньги. Но карту он мне уже вернул, а на экране появился стандартный слайд, приветствующий следующего клиента.
Чек банкомат не выдал. Получилось, что у меня на руках не было ни одного бумажного подтверждения о совершенной операции.
Я понял, что произошла ошибка, в которой виновата техника. Причины сбоя бывают разные: нехватка купюр, неисправность оборудования, сбой в банковском приложении. Других свидетелей рядом со мной не было, поэтому я сам стал собирать «улики».
Не паникуйте и постарайтесь зафиксировать все, что поможет банку быстрее разобраться в ситуации и вернуть ваши деньги.
Убедитесь, что банкомат завершил работу с картой. Наличные появляются в лотке через 10—30 секунд после возврата карты. Иногда купюры застревают из-за технических неполадок. Если не взять деньги, банкомат заберет купюры обратно через 30—60 секунд и вернет карту. В этом случае деньги тоже спишутся, но вернуть их будет проще, потому что это не ошибка. Банкомат забирает деньги обратно для сохранности, чтобы их не взял кто-то другой.
Если купюры были доступны, но их взял посторонний человек, оспорить операцию не получится: банк в этом не виноват. Пишите заявление в полицию по факту кражи.
Запишите адрес и номер банкомата — это от 4 до 8 цифр, которые указаны на лицевой или боковой стороне.
Если деньги банкомат не выдал, не издавал характерные при наборе купюр звуки, карту вам вернул, а чек не дал — проверьте баланс через мобильное приложение или в другом банкомате. Если, как в моем случае, деньги списались, срочно свяжитесь со своим банком.
Запомните точное время, чтобы сообщить его сотрудникам банка. Если рядом с вами в этот момент кто-то был, запишите контакты: показания свидетелей могут вам пригодиться.
Позвоните в банк и расскажите, что произошло. Оператор зарегистрирует обращение по телефону или предложит обратиться в банк. Лучше дополнительно посетить отделение, чтобы получить бумажную копию обращения.
Звонить или писать надо в банк, выпустивший карту. По правилам международных платежных систем, нужно обращаться в банк-эмитент карты, даже если вы снимали деньги в банкомате банка-партнера.
Я сразу обратился в колцентр «Альфа-банка». Оператор принял обращение и сообщил срок рассмотрения — до 30 календарных дней. На мой вопрос «Почему так долго?» оператор ответил, что это максимальное время и обращение могут рассмотреть быстрее.
У банка, обслуживающего банкомат, есть 30 дней на то, чтобы он проверил, действительно ли средства не были выданы. Срок увеличивается до 60 дней, если деньги снимали в другой стране.
Если деньги списались с дебетовой карты, по которой начисляются проценты на остаток, банк не обязан компенсировать эти проценты. Если карта была кредитная и близятся платежи по кредиту, ошибочное списание не дает права на отсрочку, поэтому либо внесите платеж из других средств, либо получите штрафы и запись о просрочке в кредитной истории.
Банкомат «Бинбанка» стоял в отделении банка, поэтому первыми, к кому я обратился со своей проблемой, были сотрудники «Бинбанка». На мою просьбу оперативно решить вопрос сотрудники сообщили, что ошибочными списаниями занимается служба безопасности и они могут только принять обращение.
Первое письменное обращение я составил в «Бинбанк». Мне дали бланк, в котором я указал подробности ошибочного списания, время операции, номер банкомата и свои контактные данные:
В «Альфа-банк» я уже звонил, но для надежности отправился в его ближайшее отделение. Там сотрудники подтвердили, что обращение уже рассматривается. Еще одно обращение на бумаге я составлять не стал, о чем жалею, потому что у меня не было никакого письменного подтверждения об обращении в «Альфа-банк».
В обращении надо указать номер карты, сумму, время операции (можно примерное), адрес и номер банкомата. Попросите копию обращения с печатью банка, датой и реквизитами сотрудника, который его у вас принял. Проверьте дату принятия в заявлении — с этого дня начинается отведенное банку время на решение проблемы. Чем раньше заявите о проблеме, тем быстрее вопрос будет решен. Но перед возвратом средств банк захочет убедиться, что это технический сбой, а не ваш злой умысел.
Если у банка нет отделений, можно составить обращение на бумаге, подпишите, заверьте у нотариуса и отправьте заказным письмом с описью вложения. Почтовый адрес банка есть в договоре. Но учтите, что на скорость рассмотрения вашей заявки письменное обращение никак не повлияет.
Если деньги не выдал банкомат стороннего банка, составьте аналогичное обращение в этот банк. В каждом банкомате установлена камера. Банкоматы в отделениях банка попадают в зону камер внутреннего наблюдения. Составив обращение, вы уведомите сторонний банк о произошедшей ошибке, и он сможет принять меры для сохранения записей с камер, если рассмотрение обращения затянется.
Что было дальше
Через несколько часов мне пришло смс от «Бинбанка». Это была формальная отписка, в которой мне предложили обратиться в банк, выдавший карту. Никаких подробностей в ответе не было.
На следующий день я позвонил в колцентр «Альфа-банка», чтобы узнать статус своего обращения. Сотрудники предложили дождаться инкассации банкомата, посчитав, что деньги вернутся на счет при обнаружении ошибки.
Когда вы снимаете в банкомате деньги, они не сразу списываются со счета, сначала они только блокируются. Банкомат через платежную систему, например «Визу» или «Мастеркард», отправляет в банк — эмитент карты запрос на блокировку средств. В мобильном приложении или интернет-банке рядом с такими операциями виден символ часов — он означает «деньги заморожены». Операции снятия подтверждаются позднее.
Если при изъятии денег в банкомате обнаружен излишек, сотрудники банка проверяют совершенные операций с момента последней инкассации.
Но после инкассации моего банкомата деньги мне не вернулись: через несколько дней транзакция была подтверждена, а средства окончательно списаны. Сотрудники колцентра «Бинбанка» ссылались на решение по уже рассмотренному обращению и ничего больше не сообщали, а в «Альфа-банке» каждый раз мне говорили про 30 календарных дней.
В этот момент я понял, что межбанковское общение может затянуться и я не смогу быстро вернуть деньги. Оба банка не сообщали никаких подробностей и предлагали дождаться решения.
Просто ждать я не мог, поэтому начал сам выяснять подробности.
Как ускорить возврат
Соединить меня с ответственным за мое обращение операторы наотрез отказывались. Но мне удалось дозвониться до сотрудника, который занимается возвратами неверно списанных средств. Он рассказал, что если снимать деньги в «своем» банкомате, то в случае ошибки банк сам может проверить транзакцию, камеры наблюдения и банкомат, а рассмотрение займет 3—7 дней. Если воспользоваться «чужим» банкоматом, банки будут общаться через платежную систему — так же, как и при блокировке средств, только общение будет идти между сотрудниками. В моем случае так и было, поэтому решение по моему обращению затянулось.
Через неделю я решил напомнить о себе и позвонил в колцентр «Альфа-банка». Все это время со мной никто не связывался и о статусе моего обращения ничего не сообщали. Получив от оператора очередной ответ про 30 календарных дней, я оставил отзыв на сайте banki.ru. На отзыв отреагировали через день — быстрее решить проблему это не помогло, но зато сотрудники пообещали «держать меня в курсе расследования».
Когда мое обращение рассмотрели, сотрудники банка быстро добавили на «Банки-ру» комментарий о положительном решении моего вопроса. На этом «держание в курсе» закончилось.
Возврат денег
Ровно через 30 дней после того, как я составил обращение, мне пришло смс от «Альфа-банка». В нем было написано, что по моему делу «принято положительное решение». В колцентре это подтвердили и сообщили, что возврат средств займет дополнительно до 5 рабочих дней. Почему именно пять, сотрудник ответить не смог, но деньги вернулись на счет уже через 2 дня.
Вместе с смс пришло и письмо на электронную почту. Новых подробностей там не было, только извинения от банка.
Операцию оформили задним числом, как будто деньги отправили в день списания (17 июля), но на мой счет они поступили месяцем позже (17 августа). Средства вернулись на тот же счет, с которого списались. Весь процесс возврата занял 32 дня с момента оформления обращения.
Что я после всего этого понял
Однажды снимал деньги с карты тинькова в банкомате газпромбанка. Банкомат деньги списал, потом завис и ничего не выдал. Я позвонил в тинькоф, там ситуацию зарегистрировали, тоже назвали длительные максимальные сроки возврата, но посоветовали дополнительно обратится в банк, которому принадлежит банкомат. Позвонил в газпром, они удаленно проверили банкомат (может быть деньги пересчитали) и вернули деньги на карту тинькова в течении нескольких минут. Много зависит от самих банков.
Артур, у меня то же Газпром не выдал часть суммы, но уже 2 недели рассматривают обращение..
Со мной как-то похожая ситуация произошла, только сумма была «смешная» в 100 рублей: срочно на проезд понадобилось, вот и попытался снять с карты РосБанка в банкомате РайффайзенБанка. Банкомат выдал ошибку, я плюнул и ушёл к другому банкомату. Потом когда проверял баланс карты оказалось, что стольник таки списали. Три дня ожидал, что может денюжка вернётся, но увы, через три дня банк подтвердил успешную транзакцию. Хоть сумма и была мелкая, но я вознегодовал, пришёл в офис РосБанка, накатал там заявление с описанием ситуации и требованием отдать мне мои родные-кровные сто рублей, о банкомате Райффаза указал только адрес его месторасположения. Меня так же проинформировали, что вопрос будет решаться 30 дней, и. через 40 дней вернули мне таки стольник на счёт. Так что да, не стоит снимать наличные в неродном банкомате. Может оказаться «чревато боком»)))
Было бы не плохо, если в журнале от Тинькофф было бы фото и их банкомата тоже, особенно после вывода «не связываться с банками партнерами», которых у самого Тинькофф очень много, а собственных банкоматов очень мало.
Georgy, да, маркером от руки нарисованный номер на бочине банкомата доверия к БИН-Банку не добавляет. как будто это табуретка какая-то.
Баадри, у меня похожая ситуация была, но банкомат не в отделении, а в супермаркете. итоге с инкассацией и проверками проваландались три недели. Так что автору в копилку рекомендаций еще один пункт: снимать деньги не только в банкомате банка-эмитента, но и непосредственно в отделении, а не в ТЦ и супермаркетах.
Georgy, норм рекомендация, спасибо
Баадри, Вам повезло, что банкомат и карта были одного банка. Пусть даже Сбера 🙂 Это как раз одна из моих рекомендаций выше.
Ира, рад, что помог. Аккуратнее с крупными суммами 🙂
Была такая же ситуация. Снимала 100 тыс. в банкомате ВТБ с карты Банка Тинькофф, Деньги списали, наличку банкомат не выдал. Сотрудники ВТБ банка никак не отреагировали. Позвонила в Тинькофф, объяснила ситуацию, что деньги нужны срочно, потому что через 2 часа надо рассчитаться за оперативное лечение в клинике. Вопрос был решён и в течение 1 часа деньги были возвращены на карту. Огромное спасибо сотрудникам Банка Тинькофф!
Эльвира, не иначе сам Олег Юрич порешал )
Natalia, может быть
я как-то снимал с банкомата РосБанка кажется что-то в районе 50к. Банкомат посчитал, открыл лоток, но щель в нём была узкая, я начал выковыривать купюры.. вытащил кажется штук 29, остальное он зажевал. на месяц.
Так что могу рекомендовать снимать не более 30 купюр за раз 🙂
Георгий, ага. Только инкасация в банках раз в 1-2 недели по графику. Ее сторонняя банку организация осуществляет. И поэтому ускорить не могут банки.
Про бумажное оформление инцидента я как-то не задумался. Но во всей истории у меня не было причин об этом пожалеть. Если бы банкомат был «чужого» банка, наверно у меня был бы позыв оформлять все документарно.
Спасибо, Райф 🙂
Почему вы считаете, что банк не обязан нести ответственность за неисполнение вашего распоряжения о выдаче вам ваших денежных средств? В ФЗ «о национальной платежной системе» я такого ограничения не нашёл. Мне кажется, вы вполне могли требовать возмещения с банка, в рамках ГК, за пользование вашими денежными средствами.