если небольшое количество почвы намочить и она хорошо скатывается в шарик значит в почве много
Простейшие методы определения свойств почвы.
Часто пишут об этом. На дорогие исследования у нас нет денег, но простые анализы мы можем сделать сами.
Определение состава почвы механическим путем –
возьмите горсть почвы, размочите ее водой до тестообразного состояния,
потом скатайте шарик, а из шарика шнур, а из шнура кольцо.
Теперь делаем выводы:
Шарик не получается – значит почва песчаная.
Шарик получился, а шнур не скатался – почва супесчаная.
Шарик и шнур образуются, а кольцо не получилось – почва суглинистая.
Все образуется без проблем, даже трещин нет – почва глинистая.
Методы улучшения глинистой почвы
Методы улучшения песчаной почвы
Песчаная почва моментально пропускает и не задерживает питательные вещества для корней.
Почва отличная для пропускания воздуха, вода в ней не задерживается. Поэтому на таких почвах советуют вносить удобрения в меньшей концентрации, но чаще. Желательно регулярно вносить торф или илистые образования, что повышает уплотнение свойства почвы, они займут место между частицами, а навоз создаст благоприятную среду обитания для почвенных микроорганизмов.
Как узнать, ваша почва кислая или щелочная?
Сделайте сами тест для кислой или щелочной почвы.
1. Набрать почву из разных мест, сада-огорода в разные контейнеры. Достаточно по совку.
2. Если нет никакой реакции, Возмите совок свежего образца почвы в другие контейнеры. Добавить половину стакана воды и перемешать. Затем добавьте половину стакана пищевой соды. Если почва пузырится или шипит почва очень кислая.
Анализ будет приблизительным, Но все же, даст понятие о химии ваших почв.
Или вы можете использовать инновационный и недорогой набор испытания почв. Он содержит тесты для азота, фосфора и уровня калия; 40 тестов в общей сложности. Также имеет диаграмму уровней рН и NPK
Физическая спелость почвы
Требования к влажности почвы
Чтобы определить влажность почвы на вашем садовом участке, возьмите горсть почвы и начните разламывать. Если почва при разламывании в руках пылит – значит, она сухая и не подходит для большей части..
Урок по окружающему миру на тему » Почвы России»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План- конспект урока по предмету «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века».
Учитель: Жеребненко Елена Геннадьевна
Название раздела : «Родная страна: от края до края»
1.Сформировать представление учащимся о почве как верхнем слое земли; выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения
2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.
3. Воспитывать умение работать в паре, в группе, бережное отношение к богатству
Узнают состав, свойства и образование почвы; научатся моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Осознают положение «Вредных живых существ в природе не бывает»
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: осуществляют наблюдения, опыт, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, оформление вывода, рассуждение; прогнозируют предстоящую работу (составляют план).
Регулятивные: осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: умеют работать в паре, в группе, планировать учебное сотрудничество
Основное содержание темы, понятия и термины
Образцы почв, посуда для опытов, лупы, фильтровальная бумага.
Технологическая карта урока
Формы, методы, методические приемы
I. Мотивирова-ние к учебной деятельности (организацион-ный момент)
Фронтальная форма работы. Словесный метод (рассказ)
Приветствует учащихся, эмоционально настраивает их на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования
Здравствуйте ребята. Мне приятно вас снова видеть на уроке, давайте улыбнемся друг другу и начнем урок. Проверьте всё ли у вас готово к уроку
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку
Проявляют эмоциональную отзывчивость. Умеют организовывать рабочее место
II. Проверка домашнего за-дания
Фронтальная форма работы
Проводит опрос обучающихся по теме «Природные зоны России. Степи и пустыни. Субтропики»
Заслушиваются сообщения 3 групп на тему: « Степи», «Пустыня» и
Владеют навыками самоорганизации, саморегуляции, самопроверки
III. Постановка учебной задачи. Работа в парах
Словесный метод (рассказ, беседа)
1.Определи по корневой системе растения, в какой природной зоне оно произрастает. Обоснуй свой ответ.
2.Определи по корневой системе растения, в какой природной зоне оно произрастает. Обоснуй свой ответ.
— Какой можно сделать вывод?
-Какие именно условия?
О климатических условиях природных зон мы говорили на прошлых уроках.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
В разных природных зонах существует разные условия для произрастания растений.
Осуществляют логические действия. Формулируют ответы на вопросы
1. Рассказ учителя «Почва и ее состав».
Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа, расска з
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь
-Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?
-Как вы думаете, что сегодня на уроке мы сможем узнать?
— И какими свойствами обладает.
— Первоначально наша Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. На протяжении миллионов лет солнце, воздух и вода разрушали скалы. Постепенно обломки скал заселили лишайники. После того как растения обжили эти территории, на них поселились животные.
— Везде ли на Земле есть почвенный слой?
-А ещё где отсутствует почвенный слой?
— Как определить, есть ли на данном участке местности почва?
-Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см. Горные породы разрушаются под действием солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются.
-Что происходит с горной породой?
Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их при замерзании и при вымывании растворимых веществ. Ветер выдувает мелкие ча стицы песка и глины, образуя участки, где смогут прижиться семена растений.
Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы.
-Ребята, как вы думаете, из чего состоит почва?
Итак¸ можно выдвинуть гипотезу: Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов.
Чудесная кладовая есть на самом деле.
— Этого слоя нет на ледяных просторах Арктики и Антарктиды.
-На вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.
— На почве растут растения
-Это верхний плодородный слой суши, в которой живут растения, животные и микроорганизмы.
Почва состоит из песка, глины, остатков растений и животных, воды воздуха.
Фиксируют знание и незнание, затруднение.
Пронимают и сохраняют учебную задачу Работают с текст.
V. Практическая деятельность.
1.Исследование состава и свойств почвы (опыты)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа). Наглядный метод (опыт). Индивидуальная форма работы (работа в тетради)
Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу разделимся на 4 группы и проведём опыты.
( Каждая группа получает подробную инструкцию)
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь? Запиши.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь? Запиши.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Перед вами два образца почвы.
1.С помощью лупы внимательно рассмотрите образцы.
2. Что вы увидели? Запишите.
3. Возьмите в руки небольшое количество почвы 1 образца, намочите её и разомните между пальцами.
4. Попробуйте скатать шарик.
5. Что вы увидели? Запишите.
6. Возьмите в руки небольшое количество почвы 2 образца, намочите её и разомните между пальцами
7.Попробуйте скатать шарик.
8. Что вы увидели? Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух,.
мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
1. Возьмите стакан водой и бросьте туда комочек почвы.
2. Тщательно размешайте
Каким получится раствор?
3. Оставьте для отстаивания.
4. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит? Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).
Итак, ребята, давайте подведём общий итог наших исследований и составим схему « Состав почвы» на доске и в тетради с. 14 задание 17
Учитель вызывает представителей групп.
Состав почвы
-Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве?
-Назовите главное свойство почвы и главное ее отличие от горной породы.
— Как вы понимаете слово «плодородие»?
— От чего зависит плодородие почвы? Найдите ответ в учебнике (с. 38-39)
-Кто кроме растений живёт в почве?
Выполните в тетради задание 18 с.14
— Прочитайте вывод в учебнике (с. 39).
-Можно ли сказать, что гипотеза, выдвинутая нами в начале урока, подтвердилась?
— На обширных пространствах Земли образуется огромное количество разнообразных почв.
— Как вы думаете, от чего зависит цвет почвы?
— Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный?
достигает60-100см. Чернозём распространён в зоне лесостепей и степей.
Мы с вами ребята проживаем именно в этой зоне.
В нашей Белгородской области преобладают черноземные почвы. Это важнейшее богатство области. Они имеют большие запасы гумуса и мощный перегнойный горизонт, имеет толщину 75—90 сантиметров.
Благодаря чернозёмам в нашей области собирают богатые урожаи сахарной свёклы, подсолнечника, зерновых культур, сенокосных трав. Чудесные урожаи получаем и мы с вами на приусадебных участках.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке мокрое пятно.
Вывод: в почве есть вода.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых
Вывод: Если почву нельзя скатать в шарик, то в ней много песка, если почва скатывается в шарик,
то в ней много глины.
Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).
Вывод: в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.
Представители групп заполняют схему на доске с помощью табличек и картинок
Работают в тетради на печатной основе.
Дети читают статьи учебника и отвечают на вопросы.
Как протестировать почву, чтобы узнать как можно больше о ее свойствах, влияющих на урожай
Почва: тест на урожайность
Новый огородный сезон не за горами. А знаете ли вы, какая у вас на участке почва? Богатую органическими и минеральными веществами землю называют плодородной. А еще — кормилицей. Оно и понятно: урожаи–то на ней родят щедрые. Но и по составу, и по кислотности почвы могут быть самыми разными. В том числе пустыми и бесплодными. Об этом прекрасно знают ребята, занимающиеся в образовательном центре ОО «Белорусский зеленый крест», что в деревне Крюковщина возле Смолевичей. Сегодня под руководством руководителя проекта «Школьный сад» Владимира Пустошило и мы попробуем протестировать почву, чтобы узнать как можно больше о ее свойствах, влияющих на урожай.
Почва, исходя из научного объяснения, — самостоятельное природное тело, образовавшееся в результате совокупной деятельности пяти факторов: материнской породы, растительных и животных организмов, климата, рельефа местности, возраста страны. То есть у каждого на участке — она своя (см. таблицу № 1).
— Почва всегда ценилась и изучалась, — объясняет Владимир Николаевич. — Уже в X — XI тысячелетиях до нашей эры применялись различные обработки земли с учетом ее свойств. О приемах повышения плодородия в своих сочинениях писали Аристотель и Вергилий. Древние мыслители выделяли в почве верхний горизонт, пригодный для пахоты, затем — слой, который служил для питания корней травянистых растений, под ним — слой для питания деревьев. Отдельно выделялась так называемая жировая прослойка, в которой якобы находились вода, огонь, воздух и особые соки земли. Почвы, имеющие эту прослойку, считались плодородными, а не имеющие — бесплодными. На Руси велись писцовые книги, в которых указывали угодья — леса, луга, болота и особенно подробно пашни. Их делили по качеству на «землю добрую, среднюю, худую и добре–худую». Плодородие же — это способность почвы ускорять рост и развитие растений. В отличие от света и тепла (так называемых космических факторов), получаемых от Солнца, вода и питательные вещества — земные составляющие.
Поэтому, прежде чем спланировать и разбить грядки под ту или иную культуру, надо досконально изучить почву. И начать можно с ее кислотности. Ведь именно она фактически определяет агрохимические качества, проще говоря — ростовые процессы у растений, и тем самым влияет на усвоение ими питательных веществ. Если эти требования не совпадают, хороших урожаев никогда не добиться.
Низкий показатель кислотности тормозит и подавляет усвоение серы, кальция, магния и молибдена. Результат такого голодания — гибель растений, на которых порой даже не замечалось никаких тревожных признаков. Слишком высокая кислотность почвы плохо влияет на развитие корневых бактерий, что практически делает невозможным усвоение азота бобовыми культурами. На сильно щелочных почвах (pH 7,5 — 8,5) заметно снижается доступность марганца и меди, цинка и бора, железа и многих других микроэлементов. При pH 5,5 фактически теряется четвертая часть внесенного азота, треть калия и половина фосфора. Легче всего питательные вещества усваиваются на нейтральных почвах — рН 6 — 7 (см. таблицу № 2).
Чтобы узнать кислотность грунта, можно воспользоваться индикаторной бумагой: она продается в садово–огородных магазинах. В кислой среде она краснеет, а в щелочной — синеет. Выкопайте на участке ямку на штык лопаты и с ее стенок соберите горсть (20 — 30 г) грунта. Высыпьте его в стакан, залейте 50 мл чистой воды и перемешайте. Затем опустите в стакан индикаторную бумажку. Если ее цвет изменится от желтого до розового (pH от 5 до 3), то почва кислая, если от зеленого до синего (pH от 7 до 10), то щелочная.
Можно индикатор сделать и самим, была бы краснокочанная капуста. Овощ натрите на мелкой терке и проварите 30 — 35 минут, затем процедите. В отвар опустите нарезанные полоски обычной белой бумаги. После того, как они хорошо пропитаются, достаньте и высушите. Храните «капустный» индикатор в сухой емкости и подальше от солнечного света. Работает он точно так же, как и заводской, разве только с небольшой погрешностью. Поможет здесь и обычный столовый уксус. Капните несколько его капель на горсть грунта. Если появятся пузырьки и услышите шипение, значит, почва не кислая, а щелочная — в ней есть известь.
Следующий этап — определение гранулометрического состава грунта. К основным видам почв, с которыми чаще всего сталкиваются огородники, относятся: глинистая, песчаная, супесчаная, суглинистая, известковая и болотистая. Именно от качества грунта будет зависеть возможность выращивания тех или иных культур, необходимость в тех или иных удобрениях, частота поливов и прополок. Да–да! Все это, если не знать, с какой почвой имеешь дело, может идти как на пользу, так и во вред растениям.
Протестировать почву можно прямо в поле, совсем необязательно нести в лабораторию. Пожалуй, самый простой способ «ЗЕРКАЛО» — СУХОЕ РАСТИРАНИЕ. Небольшой (размером с горошину) комочек почвы разотрите между пальцами и высыпьте на сухую ладонь. Минутку втирайте ее указательным пальцем в кожу, а затем руку переверните и слегка встряхните. На ладони за счет оставшихся в бороздках и порах кожи наиболее мелких частиц (фракций физической глины) появится так называемое «зеркало». По нему и определяют гранулометрический состав песчаных, супесчаных и легкосуглинистых почв. Более тяжелые по составу грунты в сухом состоянии очень трудно растирать пальцем. Рыхлые пески практически не оставляют никакой картинки, у связных песков изображение слабое и редкое, но все же заметное. У супесей «зеркало» более явное, но прерывистое; у легких суглинков — хорошее, почти сплошное, у средних суглинков — цельный рисунок. Пылеватые почвы и породы при растирании дают ощущение мягкости или бархатистости, песчанистые — жесткости, шероховатости, пылевато–песчанистые — одновременно мягкости и явного присутствия песчинок.
Еще один полевой метод — МОКРОЕ РАСТИРАНИЕ. Небольшую щепотку почвы смочите и растирайте на ладони. Рыхлые пески не оставят почти никакого следа, связные — слегка загрязнят ладонь. Супеси дадут более заметный след, легкие и средние суглинки замажут кожу почти полностью, а тяжелые — всю. Глина же превратится в однородную мажущуюся массу.
Для определения гранулометрического состава почвы применяют и другие методы. Один из них — СКАТЫВАНИЕ ШНУРА. Землю смочите и разминайте пальцами до консистенции теста: вода не отжимается, а почва блестит и мажется. Хорошо размятую почву раскатайте между ладонями, а шнур, толщина которого около 3 мм, сверните в колечко диаметром около 3 см. Пески не образуют шнура, супеси при скатывании распадаются на мелкие кусочки. Из легких суглинков шнур вроде бы и получается, но распадается на дольки. Средние суглинки хорошо скатываются, но при сворачивании в кольцо разламываются. Тяжелый суглинок образует сплошной шнур, на котором при сворачивании в кольцо появляются мелкие трещинки. А вот глина и скатывается хорошо, и сворачивается без повреждений.
Можно для теста СКАТАТЬ ШАРИК. Из сырой или смоченной и размятой почвы скатайте его диаметром 2 — 3 см, затем расплющите в тонкую лепешку. Из рыхлых песков шарик не получится, из связных — будет легко крошиться. Скатанный из суспесей выйдет шероховатым, а при расплющивании распадется на куски. У шарика из суглинков будет гладкая поверхность, но при сжатии он глубоко растрескается по краям. Из легких суглинков получится гладкий блестящий комочек, у которого при расплющивании пойдут по краям лишь незначительные трещинки. Самая лучшая лепешечка получится из средней и тяжелой глинистой почвы.
Можно попробовать определить состав грунта и по самому полю, особенно если его только что забороновали. Если почвы рыхло–песчаные, то получится какая–то бесструктурная масса. На супесчаных кое–где на поверхности станут заметны отдельные комки. Если почвы рыхлопесчаные, то комочков будет не менее трети, на связносупесчаных — до половины, на легкосуглинистых — около 3/4. Если же грунт среднесуглинистый, то вся поверхность будет покрыта комками размером от голубиного до куриного яйца. На тяжелых суглинистых и глинистых почвах комки (а среди них будут и великаны — размером до 10 см и более) образуются по всей поверхности участка.
• песчаная очень сыпуча, плохо удерживает влагу и бедна питательными веществами;
• супесчаная и легкосуглинистая лучше задерживают влагу и неплохо прогреваются;
• среднесуглинистая считается лучшей для выращивания большинства сельскохозяйственных культур;
• тяжелосуглинистая и глинистая богаты элементами питания, но необходимо улучшить их физические свойства, в частности, уменьшить связность;
• торфяная почва станет живой, если внести свежую органику.
Лакмусовая бумажка широко используется и в быту. Ею можно определить водородный показатель любой биологической жидкости, растворов, смесей — слюны, мочи, грудного молока, воды и т.д. В том числе косметических средств по уходу за кожей: в идеале они должны быть нейтральными.
Самостоятельная работа по теме » Почва» 3 класс, окружающий мир
Самостоятельная работа расчитана на 20 минут. Использованы задания закрытого типа. Содержит критерии оценивания
Содержимое разработки
Самостоятельная работа по теме » Почва» 3 класс
Время работы 20 минут
1) верхний плодородный слой земли
2) слой земли на поверхности
3) слой земли, в который внесли удобрения
4) слой земли, в котором обитают животные
2. Что не входит в состав почвы?
1) песок 3) дождевой червь
3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки. Наличие чего в почве это доказывает?
2) солей 4) перегноя
4. Что растения не могут получить из почвы?
2) кислород 4) солнечный свет
5. Чем богата плодородная почва?
1) перегноем 3) глиной
2) песком 4) воздухом
6. Почему почву трудно восстанавливать?
1) ее разрушают животные 3) камни долго разрушаются
2) она медленно образуется 4) растения впитывают много минеральных солей
7.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
2) глина; 4) перегной
8.Почва питает все живое, значит она – …
1) защитница; 3) поилица
2) кормилица; 4) красавица
9.В почве обитают живые существа: …
1) муравьи, мухи, тараканы;
2) бабочки, жуки, мыши;
3) кроты, медведи, дождевые черви;
4) дождевые черви, кроты, медведки.
10. Какие действия человека наносят вред почве?
1) хищническая вырубка лесов
2) распахивание почвы на больших участках
3) возделывание одних и тех же растений на одном участке
11.Почву ежегодно перекапывают и рыхлят, чтобы…
1) почва хорошо пропускала воздух;
2) почва хорошо удерживала влагу;
3) снег быстрее растаял;
4) почва хорошо пропускала воздух и удерживала влагу.