если ожидание неуспеха велико значит наверняка работник постарается избежать выполнения задания
Компетентность и дисциплина в выполнении заданий
К чему приводит команда компетентных и дисциплинированных сотрудников в компании? У вас появилась очередная задача, которую необходимо выполнить в ближайшее время. Вы обсуждаете с сотрудниками детали задания, ставите срок, например, к следующей пятнице, и вы знаете, что к следующей пятнице задание будет выполнено. Как задача появилась, также быстро она и решилась. Есть два ключевых момента, которые объясняют, почему данное задание было выполнено эффективно.
Во-первых, сотрудники компетентны в своем направлении работы — это значит, что они способны качественно выполнять задания. С такими сотрудниками нет нужды в микроменеджменте, они не будут подходить к вам по 10 раз в день спрашивать совет. Полной противоположностью им являются сотрудники, которые даже собственные шнурки завязать не могут и по каждому вопросу дважды советуются с руководителем.
Во-вторых, сотрудники дисциплинированы. Если такой человек пообещал что выполнит задание в срок — можно считать, что оно уже выполнено. Вы дали сотрудникам задачу, они ее выполнили к дедлайну, а какими способами — вас даже и не особо интересует.
Компетенции
Компетентность означает, что сотрудник гипотетически способен выполнять определенный вид работы. Некомпетентность определяется следующим образом: если человек не может выполнить определенное задание даже в случае, когда его жизнь от этого зависит, значит, он некомпетентен в этом вопросе. Например, художник без математических интересов, не смог бы решить сложную задачу по квантовой физике в срок и наоборот, физик без интереса к искусству, не смог бы нарисовать впечатляющую картину. Естественно, что если нет компетентности в определенном вопросе, то, как бы сотрудник ни пытался выполнить работу в срок, он ее не выполнит.
Компетентность в определенной области является следствием образования и опыта работы исключительно в этой области. Таким образом, для того, чтобы устроиться на работу квантом или трейдером в Bulge Bracket банке, ценится математическое образование и опыт стажировок в отделе Sales and Trading. Другое образование или опыт работы являются нерелевантными для развития необходимых в S&T компетенций.
Потенциальная ошибка руководителя — требовать больше, чем сотрудник может выполнить в силу своих компетенций. Необходимо тщательно рассчитывать ресурсы сотрудников и давать задания, которые реалистично выполнимы определенным сотрудником, принимая в учет его компетенции. Например, не стоит давать младшему бренд-менеджеру задание в одиночку планировать и реализовывать рекламную кампанию крупной транснациональной корпорации на предстоящий год. Стоит также задуматься о качестве специалистов, которые работают в компании и о способе их отбора. Если интервью было не структурировано, ассессмент отсутствовал, или же сотрудника вообще взяли по связям — вполне вероятно, что он некомпетентен и не дисциплинирован.
Потенциальная ошибка сотрудника — браться за слишком сложные проекты и не выполнять их в срок или выполнять их так, что они не приносят результата. Если сотрудник не может выполнить задание, не компетентен — значит, не должен был соглашаться на данную позицию в компании. Если сотрудник берется за более сложные проекты, он рискует, ведь если он не выполнит обещание, ему придется столкнуться с последствиями.
Другая распространенная ошибка — браться в одиночку за групповые проекты. Есть такие виды заданий, например, создание и реализация рекламной кампании или же создание сайта — которые сотрудник в одиночку выполнить не может — необходимо слишком большое количество различных компетенций. Сотрудник пытается выполнить работу, попутно учится ее выполнять и в результате все заканчивается плачевно: сотрудник переработал, когнитивные и психические ресурсы истощены, проект завершен меньше чем на половину, что делать дальше — не понятно. Поэтому групповые проекты требуют тщательного планирования и должны выполняться группами компетентных специалистов, а не просто амбициозными индивидуумами.
Дисциплина, дедлайны, последствия невыполнения
Сотрудникам платят за выполнение определенного количества заданий в месяц. Дисциплина означает, что после того, как сотрудник принял на себя ответственность за выполнение задания согласно требованиям в срок, сотрудник выполнит свое обязательство, во что бы то ни стало. Сказал — выполнил, пусть даже целый континент уйдет под воду. Таким образом, не происходит нарушения трудового соглашения между работодателем и сотрудником. Если сотрудник берет деньги компании и не выполняет свои обязательства, он столкнется с последствиями своих действий.
Допустим, что сотрудник решил нарушить договоренности и не выполнить задание в поставленный срок. Вместо выполнения работы, сотрудник сидит Вконтакте, таким образом, кидая компанию. Также встречается ситуация, в которой сотрудник не выполнил работу к дедлайну, так как был занят множеством различных проектов, не проставлял приоритеты и не бережно относился к срокам. Бывает, что пунктуальность и дисциплина не ценятся в корпоративной культуре отдельной компании. Необходимо в самом начале объяснить, что произойдет, если задание не будет выполнено в срок, и обязательно поставить дедлайны.
Что должен сказать сотрудник, в случае если он не выполнил работу в срок? Он должен сказать «нет никакого оправдания том, что задание не было выполнено в срок, я принимаю полную ответственность за свои действия». За оправдания не платят. Платят за хорошо выполненную работу. Бывают и такие случаи, когда сотрудник сделал все от него зависящее для выполнения задания, но вследствие определенного стечения обстоятельств, выполнить задание не получилось. Это значит, что ему поставили шах и мат, возможно, придется принять свою ликвидацию.
Формула менеджмента
Руководитель назначает сотруднику задание и согласовывает сроки выполнения. Сотрудник выполняет задание в срок. Если задание не выполняется до конца, сначала проводится разговор, в котором выясняются причины невыполнения задания. По необходимости, организуется коучинг. В случае если производительность не улучшается, с сотрудником прощаются.
Например, руководитель отдела по активным продажам ставит сотрудникам цели на день во время утреннего совещания. Для сотрудников нужно провести тренинг по технике проведения холодных звонков и тренинг по технике проведения деловых переговоров, чтобы они приобрели компетенции, необходимые для выполнения работы. Когда для сотрудника провели обучение, у него не может быть оправдания, что он не знал, как правильно выполнять работу. Если опустить остальные факторы (руководство, система компенсации, потенциал рынка, удобность рабочего места…), остается единственная причина невыполнения работы — отсутствие дисциплины и нежелание работать.
Mindset
Каким должно быть мышление сотрудников, чтобы они полностью фокусировались на работе, не отвлекаясь на разговоры и личные дела?
Если работа не групповая, работать нужно молча. Социальные интеракции с коллегами на работе только по теме выполнения задания. Личная жизнь на работе не должна обсуждаться вообще, это крайне непрофессионально. Тем более нельзя оправдывать низкую производительность проблемами в личной жизни. Есть проблемы — решай вне работы или бери отпуск. На работе люди работают, если человек начинает говорить не по работе — ему делается предупреждение.
Работать нужно энергично, важно чтобы работа шла нон-стоп. Если вы когда-нибудь смотрели фильмы про трейдеров и брокеров на Wall Street, вы могли заметить невероятную рабочую атмосферу. Брокеры не кладут телефонную трубку весь день, активно общаясь с клиентами. Трейдеры интенсивно изучают рыночные прогнозы и принимают решения по покупке/продаже акций и других финансовых продуктов. Каждый занят своим делом.
Пример с демонстрацией дисциплины кандидата при прохождении интервью
Дисциплину и бережное отношение ко времени у кандидата нужно тестировать еще до приема на работу. Необходимо ставить временные слоты, отведенные на интервью. Например, назначить интервью с 11:30 до 12:00. Если соискатель приходит в 11:55, его вежливо благодарят за его время и прощаются. Соискатель должен приходить на интервью заранее, с распечатанным резюме, и в костюме. Если кандидат не может даже прийти вовремя на интервью, как можно ожидать, что он справится с выполнением работы?
Стратегия «избегание неудач»
Чем выше заберёшься, тем больнее падать. Упадёшь с табуретки — ушибёшься. С крыши — можешь и не встать. Но иногда на крышу очень надо. Да и табуретка на то и нужна, чтобы на ней сидеть. Всё это так. И всё это связано с двумя стратегиями поведения: «избегание неудач» и «стремление к успеху».
Движение «к. » или движение «от. »?
Представьте, что перед вами гора. Вы стоите у её подножья, задрав кверху голову. Ваши ноги щекочет трава, солнце печёт в спину. А там наверху вершина в снежной шапке упирается в самое небо. «Как там прохладно и свежо, — думаете вы, — вот бы и мне туда».
И вот тут начинается самое интересное. Потому что в этот момент человек делает выбор, какую стратегию поведения избрать: приложить свои умственные и физические способности, чтобы достичь вершины, либо оставить эту идею, потому что она опасна, бессмысленна или потребует слишком много ресурсов. Нужны деньги — надо купить снаряжение. Нужны время и силы — надо научиться пользоваться этим снаряжением, найти опытного проводника и так далее.
В разных случаях люди используют разные модели поведения, но у каждого из нас есть «любимый», привычный способ действовать.
Причём, человек с привычкой избегать неудачи тоже может решиться действовать. Купит снаряжение, найдёт опытного скалолаза, выпросит на работе отпуск. И вот всё готово, и он решительно двинулся в путь. Но чем он выше забирается, тем становится сложнее. И дышать тяжело, и гора всё круче, и земля всё дальше. И вот уже начинают мелькать предательские мысли: «и какой в этом смысл?», «и что там хорошего, на этой вершине?», «а может ну его?», «ой, что-то у меня живот свело — пожалуй в следующий раз, а сейчас я болен, да и ремонт в квартире надо делать».
Мозг услужливо начинает подкидывать варианты на тему: «Почему я не могу сейчас лезть на эту гору». Вероятно, как-нибудь в следующий раз, а сейчас вообще никак нельзя. И человек уступает. Да, потраченные деньги уже не вернёшь и отпуск потрачен впустую, но зато подножье горы ещё совсем рядом, и лучше отступить сейчас, чем потом, на высоте. Тем более, что «всё равно у меня ничего не получится».
Если же ведущая модель поведения «стремление к успеху», внимание фиксируется не на препятствиях, а на желанной цели. То есть вы движетесь К вершине. Спёртость воздуха, усталость, страх высоты — это, конечно, никуда не делось. Вот только цепочка мыслей при этом направлена не на то, как бы мне свернуть с дороги, чтобы всего этого избежать, а на том, как бы мне это всё преодолеть.
То есть с того момента, как возникло желание достичь вершины, человек начинает выбирать модель поведения: «стремления к успеху» (движение к. ) или «избегание неудачи» (движение от. ). И мы в реальной жизни постоянно совершаем выбор — как сейчас действовать. Если ставки невелики, мы можем даже не замечать этого.
Например, вы купили зарядку для телефона, а она не подошла. Ну ошиблись, так бывает. По закону, покупатель, может вернуть покупку в течении 14 дней. Кто-то без проблем пойдёт и сдаст. Но кому-то будет проще уговорить себя, что «может быть ещё пригодиться» или «не так уж дорого и стоит». Может, действительно пригодиться, а, может, просто неловко перед продавцом? Страшно, как он посмотрит, что подумает? Легче потерять эти несчастные 300 рублей и хранить на антресолях ненужную вещь, чем испытать дискомфорт при сдаче неподошедшего товара.
Стремление бежать от неудач — защитная реакция. Она рождена страхом. Страхом провала, боли, унижения, насмешек, неодобрения. Бывает, это стремление оправдано. Но иногда оно закрепляется, превращается во вредную привычку, побуждает человека защищаться и мешает достижению целей.
Стратегия «избегания неудач» — привет из детства
На днях наблюдала такую картину в вестибюле детской поликлиники. Мама одевает малыша. Он пытается сползти со столика. Мама придерживает его и нежно повторяет ему одно и то же: «Упадёшь, сейчас упадёшь. Упадёшь, упадёшь сейчас».
Вокруг наших детей, действительно, много опасностей: машины, ножи, электрические приборы. Без применения стратегии «избегания неудач» жить стало бы опасно. Допустим, ребёнок видит игрушку на самой верхней полке и во что бы то ни стало пытается её достать. Он забирается на тумбочку, карабкается по полкам. Его снимают, удерживают, объясняют, что это опасно, но он снова лезет и лезет.
Избегать неудачи — не всегда плохо. Страх перед опасностями — это защитная реакция организма. Но что будет, если воспитывать страхом постоянно — через край? «Не бегай — упадёшь», «не прыгай — ударишься», «не суйся — у тебя не получится». И дети, как это часто бывает, верят нам. И вот уже сами боятся упасть, удариться, боятся, что не получится. Привыкают боятся. И тогда страх становится не другом, а врагом. Он уже не защищает, а тормозит. Не даёт жить такой жизнью, какой человек хочет, а постоянно тянет его вниз, к подножью горы. И вершина начинает казаться чем-то несбыточным, предназначенным для других. Она уже не вписывается в жизненный сценарий. Это «другие» и талантливые, и весёлые, и всё у них так хорошо получается! А я. что я, лучше уж и не соваться.
Человек неосознанно ищет подтверждения своим сомнениям. Он заранее готов к неудаче. И когда неудача случается, готово привычное: «Так я и думал!». Хотя, при большей настойчивости, всё могло бы получиться.
Ключевой компонент при этом — ощущение стыда. Беспокойство: «Как меня оценят другие?».
Что делать, когда привычка «избегать неудачи» мешает жить?
Существует много техник, которые помогают изменить установки и посмотреть на мир другими глазами. Вот три из них. Их вы можете применить уже сегодня.
УПРАЖНЕНИЕ № 1. «Нестандартные поступки».
Это упражнение достаточно известное. Оно, одновременно и сложное, и простое. Простое, потому что не требует никаких вложений. Только ваша инициатива и действие. Сложное, потому что требует смелости, когда самое страшное: «Что обо мне подумают?».
Это упражнение заключается в совершении поступков в общественных местах, непривычных, выходящих за рамки так называемых нормальных. Например, громко и выразительно читать стихи на автобусной остановке. Или дарить цветы прохожим. Но практика показывает, что иногда человеку сложно даже спросить имя у постороннего человека. Можно начать с малого: попросить уступить вам место в автобусе, сделайте комплимент соседу по очереди. Сгодится всё, что угодно, если это не принесёт вреда окружающим.
УПРАЖНЕНИЕ № 2. Вырабатываем доверие к миру.
Мир прекрасен, не правда ли? Или вы глубоко в этом сомневаетесь, а то и уверены в обратном?
Внутренние установки начинают формироваться с раннего детства. У младенца формируется базовое доверие к миру, когда он уверен — на его плач всегда придёт мама. И вместо мокрых пелёнок и голода, он ощутит тепло, сухость и сладкий вкус материнского молока. Подрастая, у ребёнка складываются установки из собственного опыта и отношения значимых взрослых к миру. Как они говорят о нём? Мир страшный, злой? Или приветливый, светлый?
Отношение к миру можно менять и во взрослом возрасте. Доверие к миру и к себе вырабатывается через позитивные установки.
Попробуйте сегодня акцентировать внимание на плюсах, а не на минусах. Первое время улавливать хорошее будет, возможно, сложно. Во-первых, ваши установки воплощаются в жизнь. Если вы видите людей злыми, корыстными, жадными, то таких вы и будете встречать везде, хотя бы потому, что доброго и отзывчивого отношения вы можете попросту не замечать, ведь оно не вписывается в ваше видение мира.
УПРАЖНЕНИЕ № 3. Работаем со страхом.
Переместите фокус внимания со страхов на цель. Думайте, КАК достичь желаемого, вместо того, чтобы часами размышлять почему я этого боюсь и как бы унять страх. Приметесь как следует за дело и боятся уже будет некогда. Напишите план, наметьте первые шаги. И, не откладывая на завтра, сделайте что-то уже сегодня.
Один из эффективных методов подружиться со страхами — делать то, что страшно. Здесь главное объективно оценить риски: не угрожает ли то, что вы собираетесь сделать вашему или чьему-то ещё здоровью и жизни?
Допустим, вы боитесь собак. Начните с маленьких шагов навстречу страху. Пойдите в гости к друзьям, у которых есть маленькая дружелюбная собачка. Притроньтесь к ней. Погладьте. Обратите внимание, что вы при этом чувствуете. В теле появилась напряжённость? Где именно? Сердце забилось быстрее? Переждите. И попробуйте ещё и ещё раз. Пока неприятные ощущения не уйдут или не станут хотя бы чуть-чуть меньше.
Поменять установки, принять для себя за основную стратегию стремление к успеху, вместо избегания неудач задача не из лёгких. Вам может показаться, что вы бежите по замкнутому кругу и выхода нет. Приходят мысли: «Ну что поделать, такой уж я уродился». Но выход всегда есть. Просто находясь внутри ситуации, вы его не видите. Психолог поможет взглянуть на самого себя с другой стороны.
Сыграть собственную жизнь от начала и до конца удается не всем. Выйти на сцену трудно, страшно. А если начать хотя бы с середины? С четвертины? Прямо сейчас?
«Какова ваша самая большая ошибка, и как вы с ней справились?»
Ответ на этот вопрос в какой-то мере показывает шкалу жизненных ценностей кандидата, демонстрирует его способность признавать свои ошибки и находить пути решения непредвиденных ситуаций, помогает понять, способен ли человек критически оценивать свои поступки. А соискатель, рассказывая о промахах, может обратить свои недостатки в достоинства.
Зачем задают этот вопрос
Такой вопрос задается для того, чтобы определить, насколько соискатель способен признать долю своей вины в случившемся.
Спрашивая претендентов об ошибках, рекрутеры, как правило, не уточняют, из какой области должны быть промахи, перекладывая тем самым «ответственность» за выбор не самых удачных поступков на самих «утопающих». Таким образом они стараются выяснить приоритеты потенциальных сотрудников. Юлия Изотова, руководитель отдела подбора специалистов в области телекоммуникаций кадрового агентства Delogys Group, полагает, что вопрос об ошибке подразумевает множество вариантов ответов, так как не содержит в себе никаких уточняющих формулировок. И, по ее мнению, эйчарам имеет смысл спрашивать у соискателей скорее не о промахах как таковых, а о сложных задачах, проблемах, нестандартных ситуациях из прошлого опыта.
То, как человек переживает свои неудачи, его реакция на происходящие события, интерпретация переломных моментов карьеры может показать, насколько он соответствует ожиданиям потенциального работодателя. Елена Маркитанова, руководитель отдела по работе с предприятиями розничной торговли кадрового агентства Delogys Group, говорит, что, проанализировав предпринятые кандидатом попытки отыскать правильное решение в тяжелой ситуации, рекрутер может сделать предположение о его психологической выдержанности и способности справляться со стрессом.
Светлана Бабиченко, руководитель отдела по работе с телекоммуникационными и ИТ-компаниями кадрового агентства Delogys Group, считает, что таким вопросом проверяется в первую очередь умение презентовать себя, свои профессиональные достижения работодателю, ведь, перехватив инициативу ведения беседы, можно представить свои промахи как небольшие неудачи, которые встречаются у каждого человека. Так, Лариса К., бухгалтер, самой серьезной своей ошибкой назвала неверно выбранную базовую специальность. Она окончила биолого-почвенный факультет по специальности «Почвоведение», затем курсы психологии и менеджмента. На вопрос рекрутера, почему были выбраны именно эти специализации, Лариса ответила, что в первом случае она пошла на поводу у родителей, которые сами были выпускниками этого факультета, во втором – посоветовала лучшая подруга, работающая менеджером по персоналу. В итоге она сменила несколько профессий – от специалиста по продажам до инспектора отдела кадров. Затем попробовала свои силы в качестве помощника бухгалтера и поняла, что это именно та работа, которая ей интересна. Теперь Лариса получает экономическое образование и сожалеет о том, что пришлось потратить много времени, прежде чем удалось найти себя.
Кого и как спрашивают о неудачах
Как правило, такого рода вопросы задаются кандидатам, функционал которых предполагает высокий уровень ответственности и самостоятельности в принятии решений.
В большинстве случаев «ошибки» помогают специалистам овладеть на практике, в экстремальных условиях, такими навыками, которых не удалось бы постичь, владея только теоретической базой. Признание в собственных неудачах, аргументированное выстраивание логической цепочки причин и следствий продемонстрируют работодателю способность соискателя к быстрому принятию взвешенных решений, умение отвечать за свои действия. Вероника Давыдова, ведущий консультант КА «ВИЗАВИ Консалт», рассказывает: «Как правило, такого рода вопросы задаются кандидатам, функционал которых предполагает высокий уровень ответственности и самостоятельности в принятии решений. В первую очередь речь идет о менеджерах среднего и высшего звена. Цель – выяснить, способен ли потенциальный сотрудник взять на себя ответственность за произошедшие в его профессиональной биографии события».
Не все рекрутеры считают оправданным задавать вопрос об ошибке в такой широкой формулировке, тем самым предоставляя «простор для фантазии» кандидатов, которые вполне могут при ответе избежать разговора о профессиональных промахах, поведав пару случаев из своей личной жизни. Елена Соловская, директор ростовского рекрутингового агентства «Служба персонала», считает, что лучше, когда эйчары задают более конкретный вопрос, к примеру, о профессиональных неудачах.
Вопрос о допущенных ошибках несколько перекликается с вопросом о недостатках, ведь зачастую именно нехватка опыта, знаний и навыков приводит к просчетам. Вероника Давыдова полагает, что первый из них позволяет оценить какие-то конкретные поступки кандидата, то второй является уже «посягательством» на личность в целом. Именно поэтому соискатели чаще всего теряются и не могут ответить на него, так как им кажется, что любое утверждение может быть истолковано против них. Ведь если ошибка осталась в прошлом и, более того, была исправлена, то со своими недостатками бороться намного сложнее. Виктория Савилова, заместитель генерального директора компании ARDEX Russia, замечает: «Рассказывая об ошибках и способах решения проблемы, кандидат, как правило, попутно рассказывает и о своих достоинствах с недостатками, о тех личностных качествах, которые ему помешали, что говорит о его умении признавать свои слабые стороны».
Говорить или молчать?
Можно, проанализировав полученный вами опыт, подготовить ситуации из серии «на ошибках учатся», рассказ о которых будет для вас менее болезненным.
Конечно, менеджеры по персоналу не ждут от соискателей историю о «суровых жизненных буднях», однако вполне возможно, что формулировка промахов будет носить личностный характер. Например, Ирина Р. на интервью рассказала следующее. Она очень сожалела, что, заняв должность директора по персоналу крупной компании, ушла в декретный отпуск на два года, поскольку потом ей удалось найти новую работу с большим трудом, только согласившись на более низкую позицию. Но Ирина поняла, что проблема заключается в уровне ее компетенции, и поступила на заочное отделение для получения второго высшего образования, посещала выставки и семинары. В результате через год ее повысили, предложив более интересную и высокооплачиваемую работу. А вот Андрей С. поведал на собеседовании о том, что все свое рабочее и личное время посвящал исключительно работе, в семье его практически не видели. Осознав, что работа отнимает у него бóльшую часть жизни и лишает возможности проводить время с домашними, Андрей нашел работу с нормированным графиком, научился расставлять приоритеты и грамотно управлять своим временем. В итоге он сделал вывод, что для гармоничного развития очень важно уметь соблюдать баланс между личной и профессиональной сферами жизни.
На вопрос о просчетах можно дать и нейтральный ответ. Например, «вообще, ошибок в моей работе не было, случались лишь незначительные промахи, которые удавалось исправить в самые короткие сроки». Однако этот вариант все же нельзя назвать удачным, поскольку рекрутер, не сумев выяснить интересующие его моменты, попытается другими способами обнаружить «темные пятна» на карьерном пути соискателя. Можно сказать что-то вроде: «Ошибкой было начитаться книг и статей по прохождению интервью, где говорится, что ни один вопрос работодателя не стоит оставлять без ответа. Но, к сожалению, сейчас я действительно не готов ответить на ваш вопрос».
Чистосердечное признание смягчает вину
К примеру, у Ларисы К. был такой опыт: «В отделе освободилась должность начальника отдела, и кандидатов искали внутри компании. Шла жесткая борьба между сотрудниками за повышение. Я отошла в сторону, решив не участвовать в этой «мышиной возне». Подумала, что мне сами все предложат, так как показатели у меня были самые лучшие по отделу. Но выбрали более активного человека, и я поняла, что моя пассивность и надежда на «правильное» решение руководства сыграли со мной злую шутку. Тогда я подготовила план действий, пошла с ним к руководству и в результате получила повышение».
Осознание причин своих неудач очень важно для того, чтобы не совершать подобных ошибок снова. Умение делать выводы из прошлого, даже негативного, опыта, менять стиль поведения и управления, контролировать свои эмоции – все это играет значимую роль для сотрудника любой компетенции и статуса. Ведь однажды испытав сильный стресс от допущенной серьезной ошибки, человек постарается сделать все от него зависящее, чтобы не допустить в будущем повторения такой же ситуации, а компания сумеет заполучить в свои ряды кандидата с более разветвленной вариативностью поведения.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.