если по осаго не хватило денег отремонтировать машину что делать
Что делать если не хватило денег на ремонт по ОСАГО
Полис обязательного страхования предполагает определенный лимит выплат пострадавшему. В итоге денег на ремонт может не хватить. Рассмотрим подробно, что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб, в каких ситуациях подобное возможно и каковы особенности такого ДТП.
Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция
Подобная ситуация может возникнуть в двух случаях:
Порядок действий зависит от того, по какой причине выплаченная сумма оказалась маленькой.
Кто доплачивает за ремонт
Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.
Если выплата по ОСАГО рассчитана правильно, но денег не хватает на ремонтные работы, пострадавший вправе взыскать недостающие средства с виновника аварии. Перед выставлением требований к инициатору ДТП нужно произвести действия, описанные ниже (см. раздел «Если стоимость ремонта больше выплаты). Если расчет компенсации выполнен с ошибкой, то претензии надо предъявлять СК (см. раздел «Намеренное занижение страховой суммы»).
Таким образом, если компенсации по ОСАГО не хватило на восстановительные работы, доплачивает:
Важно! Обязательство виновника доплатить недостающую часть закреплено в ст. 393 ГК.
Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы
В подобной ситуации нужно предпринять следующие действия.
Обратите внимание! Если стоимость иска составляет не больше 1 млн рублей, госпошлина не уплачивается. Если размер требований не превышает 50 тыс. рублей, заявление направляется в мировой суд, если больше – в районный.
В случае успешного завершения процесса, кроме основных выплат, потерпевший может рассчитывать на перечисление штрафа, который будет составлять половину от разницы выплаченной и полагающейся сумм.
Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты
В такой ситуации следует руководствоваться ч. 1 ст. 1064 ГК, согласно которой ущерб должен быть компенсирован лицом, причинившим его. Т. е., если не хватило денег на ремонт по ОСАГО, следует взыскать недостающую сумму с виновника автопроисшествия.
Для этого необходимо предпринять следующее.
Таким образом, общий порядок действий при получении недостаточной компенсации после ДТП:
Необходимые документы
При досудебном урегулировании понадобится минимум документов:
Если дело направляется в суд, данный список нужно дополнить:
В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться дополнительные документы.
Как взыскать недостающую часть: особенности
Подводим итоги
Несмотря на обязательство страховых компаний компенсировать ущерб, причиненный в результате ДТП, пострадавшему не всегда удается получить сумму, которая достаточна для восстановительных работ. Особенности подобных ситуаций следующие:
Таким образом, если сумма, полученная от страховой после происшествия, оказалась слишком маленькой для восстановления машины, можно получить недостающие средства, инициировав спор.Доплачивать будет СК либо виновник аварии.
Не хватило денег на ремонт по ОСАГО
При оформлении автогражданки страховые компании часто говорят о её преимуществах, и о том, что при аварии страховщик компенсирует весь причинённый вред. Однако на практике нередко происходит, что по ОСАГО не хватает на ремонт выплаченной суммы. В итоге пострадавший предъявляет виновнику аварии претензию о возмещении недостающей величины расходов. При отказе следует подача судебного иска. У многих возникает вопрос: что делать и как оспорить решение страховой, если не хватило денег на ремонт по ОСАГО?
Когда страховых выплат недостаточно, чтобы выполнить ремонт ОСАГО
На сегодняшний день российское законодательство устанавливает приоритетное прямое возмещение причинённого ущерба. Это значит, что пострадавшим лишь в определённых случаях будет произведена денежная выплата, по умолчанию же страховая компания оплатит ремонт транспортного средства. При этом сумма возмещения определяется не по смете автосервиса, а по установленной единой методике.
Случаи, когда на ремонт не хватает выплаты по ОСАГО, происходят достаточно часто. Поэтому водители должны хорошо знать, что предпринять в таких ситуациях.
Обычно страховая компенсация существенно меньше стоимости ремонта в таких ситуациях:
В каждом случае существуют важные детали, которые важно принять во внимание и учитывать при дальнейших действиях.
Величина причинённого ущерба занижена страховщиком
Если собственник автомобиля подозревает, что величина ущерба, который установил страховщик, не соответствует реальному положению дел, тогда прежде всего необходимо организовать повторную экспертизу повреждений. Для этого необходимо обратиться к независимому и квалифицированному специалисту. На такой осмотр необходимо пригласить все стороны – представителя страховой конторы, потерпевшего и виновного водителя. Этот факт лучше всего задокументировать.
Дополнительно необходимо потребовать у страховой компании акт о возникновении страхового случая. В документе должно быть описано дорожно-транспортное происшествие, сумму ущерба, величина и расчёт страхового возмещения. В соответствии с действующим законодательством, страховщик обязан предоставит данный документ не позже, чем через три дня после получения запроса.
После этого достаточно сравнить заключения страховщика и независимого эксперта. Это позволит определить, была ли занижена величина ущерба либо нет.
Внимание! Важно понимать, что такие действия помогут лишь тогда, когда компенсация была перечислена на банковский счёт собственника автомобиля или выдана наличными. Если организация выполняла восстановительные работы, тогда привлечение независимого эксперта ситуацию не изменит.
При обнаружении нарушения и значительно заниженной величины реальной стоимости полученных дефектов необходимо постараться решить спор в досудебном либо судебном порядке.
Превышение лимита по ОСАГО на ремонт автомобиля
Российское законодательство устанавливает, что максимальное страховое возмещения составляет 400 тысяч рублей, однако в жизни нередко происходит так, что для восстановления требуется намного большая сумма. В таких условиях возможно два решения:
1. Взыскать недостающие деньги с виновника аварии.
2. Покрыть нехватку за свой счёт.
В первом случае необходимо попробовать урегулировать спор мирным путём. Необходимо обратиться к виновному водителю, направив ему письменное обращение о возмещении недостающих средств. Важно, чтобы у пострадавшего был акт оценки суммы повреждений и документ об оплате страховых услуг.
Если виновник согласится покрыть недостающую сумму, лучше сразу же взять у него расписку. В документе должно быть указано решение заплатить необходимую величину денежных средств. Хорошо обозначить дату, когда виновник обязуется заплатить.
Не всегда бывает возможным договориться с виновником, а денег на ремонт по ОСАГО не хватает. Единственным решением станет обращение в суд. Для этого необходимо собрать такие документы:
Обычно такие разбирательства заканчиваются победой пострадавшего. Но в этом случае ответчику придётся уже компенсировать не только недостающую сумму для ремонта, но и оплатить услуги юристов и расходы суда.
Второй вариант понятен. Лучше сделать всё возможное, чтобы реализовать первый и не покрывать расходы со своего кармана.
Досудебное решение спора, если не хватило выплаты по ОСАГО на ремонт
Собственник автомобиля может самостоятельно разработать претензию, однако лучше получить помощь квалифицированного юриста. В документе должны быть кратко и по-существу описаны факты, которые доказывают, что величина ущерба была определена не точно. При обнаружении недочётов работы страховщика это тоже нужно обозначить.
Важно! При отказе страховой компании она обязана оповестить заявителя о принятом решение на протяжении 10 дней. Ответ должен быть подан в письменном виде.
В ответе должны быть указаны ссылки на законодательные акты, на основе которых страховщик аргументирует отказ на претензии пострадавшего автомобилиста. Многие хотят знать: что делать, если не хватило выплаты по ОСАГО, а страховщик ответил на претензию отказом? В такой ситуации можно подать судебный иск.
Как добиться получения нужной суммы на ремонт через суд
Если денег по ОСАГО не хватает, может остаться единственное решение – подать судебный иск. Перед этим необходимо подготовить копии такой документации:
На следующем этапе составляется исковое заявление, которое вместе с обозначенной выше документацией, подаётся в суд по месту нахождения страховой организации.
Если возмещение было произведено в виде денежной выплаты, а не в качестве прямого возмещения (ремонт), повышается вероятность, что судья займёт сторону заявителя. В результате страховая организация будет вынуждена доплатить недостающую сумму.
Если компенсационная выплата по автогражданке оказалась небольшой и не хватает на ремонт по ОСАГО, необходимо постараться узнать, почему такое случилось. Если причина кроется в том, что страховая фирма неправильно оценила причинённый ущерб, тогда нужно писать претензию и быть готовым отстаивать интересы в суде. В тех случаях, когда величина ущерба больше страхового лимита, необходимо предпринять те же действия, но с тем отличием, что второй стороной выступит виновный в дорожной аварии водитель. Исключение – только если пострадавший водитель не возражает против того, чтобы компенсировать нехватку выплаты за свой счёт.
Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб
О чём это?
Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.
Как было раньше?
Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.
Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец. Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний.
Что стряслось?
Это хорошо или плохо?
Если мою машину повредят, что мне делать?
Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.
Собирайте все документы на услуги автосервиса и оплату запчастей. Храните документы от страховой компании.
Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.
Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.
Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.
Дъявол, как всегда, кроется в деталях: что суд посчитает реальным/фактическим ущербом, как его будет оценивать, будут ли для расчета ущерба приняты подтверждённые фактические затраты? Опять же, «фактические» затраты могут легко раздуть, например, договорившись с небольшой частной СТО о завышении стоимости ремонта по документам.
Также бывают случаи, когда фактических затрат на восстановительный ремонт пострадавший не понёс, а просто решил получить страховое возмещение по ОСАГО и сразу продать свой поврежденный в ДТП автомобиль в не отремонтированном виде. А потом обратился к пресловутым «автоюристам», работающим в связке со «своими» совершенно «независимыми» от них оценщиками, которые раздули оценку ущерба всеми возможными способами (например, приписав не существующие не скрытые повреждения, которых реально не было и которые не были указаны ни в справке о ДТП, ни в акте осмотра оценщиком страховой). При этом страховое возмещение превысило сумму фактического ущерба, рассчитанного как разница/потеря рыночной стоимости авто в состоянии до и после ДТП? Как бороться с такими мошенническими попытками неосновательного обогащения?
Износ учитывается только если потерпевший ДОБРОВОЛЬНО соглашается на денежную выплату, в иных случая предусмотрен ремонт без учета износа.
А раз потерпевший добровольно согласился на износ, то уже не имеет права предъявлять требование о компенсации к виновнику.
CTigra, а если потерпевший получил деньги от страховой без износа, т е по цене новых деталей, у него есть право что то требовать с виновника? Все его расчёты не буду описывать,возьмём одну деталь, за неё ему насчитали 50 тыс, в магазинах цена от 40-60 тыс и он машет распечатками с тырнета с ценой 60 тыс, что ему не доплатили, плати разницу, за 50 тыс не хочу бампер, за 40 темболее. Ну блин на лицо, что хотят денег из воздуха. Как себя вести? Соглашаться? Послать лесом? Его иск в суде, но ещё не вызывали. Хочу понять как себя вести. Тоже махать картинками с инета, что есть цена вообще на 10 тыс ниже, чем ты получил?
CTigra, CTigra, Здравствуйте, давно ли такая практика, у нас в регионе (в Челяб. области) областной суд поддерживал взыскание разницы по износу с причинителя вреда, по крайней мере в декабре 20г. Такого толкования я не видел, хотя оно разумно. Сейчас много жуликов специально отказываются от ремонта, берут деньги и остаток требуют с причинителя. Может практика изменилась в ВС? Благодарю за ответ!
Не доплатили за ремонт по ОСАГО, что делать?
Страховая компания является коммерческой организацией, но нерегламентированные расходы бьют по кошельку. Ремонт по ОСАГО не всегда покрывает лимитированный платеж расхода, и страховщики будут стараться извлечь выгоду за счет клиентов. Если автогражданка не перекрывает потери, потерпевший участник может воспользоваться дополнительными условиями контракта.
Откуда берутся деньги за доплату
Во время ДТП могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема появляется на месте события или в автосервисе. Если ОСАГО правильно оформлена, компания обязана выплатить остаточный платеж. Потерпевшему участнику нужно правильно оформить документы, если не были нарушены правила дорожного движения.
Когда возникает парадоксальная ситуация:
Пострадавший водитель не обязан выплачивать издержки из своего кармана. Их перекрывает сообщество, если во время составления акта была допущена ошибка. Комиссию может выплатить также виновник аварии. В обоих случаях потерпевшему следует доказать свою невиновность.
Компания специально занижает сумму
Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:
Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.
Ремонт обходится дороже страховки
Если цена спецремонта превышает указанный размер страховки, пострадавший может воспользоваться статьей 1064 ГК ч. 1. Разницу выплатит делинквент.
Действия должны быть следующими:
Процедура позволяет урегулировать ситуацию мирным путем. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Только через суд можно решить вопрос.
Что нужно для взыскания недостающей суммы
Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.
В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:
События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после аварии), чтобы иметь весомый аргумент. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу обвинителя.
Права и обязанности сторон
Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.
По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:
Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, исход зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТО. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.
После столкновения потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать наивность автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.
Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет авто в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.
Читайте также
При продаже транспортного средства (ТС) владелец может получить часть страховки. Хозяин обязан расторгнуть договор с
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – значение, допускающее возможность возникновения страхового случая. Его расчет необходим для установления
Попав ДТП не по своей вине, каждый гражданин имеет право на возмещение ущерба. Покрытие убытков
Чтобы застраховать свою машину, ежегодно автовладельцы вынуждены отдавать немалую сумму за полис. Поэтому актуален вопрос,
Когда выплат по ОСАГО не хватило на ремонт
Спустя год после ДТП владелец пострадавшего автомобиля Toyota Camry обратился в суд с заявлением о возмещении ущерба, причиненного в результате аварии. Истец требовал от виновника ДТП выплатить ему 60,6 тыс. руб. разницы между стоимостью предполагаемого ремонта и выплатой страхового возмещения СПАО «РЕСО-Гарантия». Ситуацию должна была прояснить автотехническая экспертиза, назначенная определением суда.
В рамках исследования эксперт сделал реконструкцию механизма столкновения и характера образования повреждений Toyota по Гугл-картам. Согласно материалам дела, авария произошла, когда владелец Toyota остановился перед перекрестком на мигающем светофоре, а водитель ехавшего за ним «Инфинити» не снизил скорость путем экстренного торможения вплоть до полной остановки транспортного средства. По мнению эксперта, столкновение было продольное, попутное, параллельное и блокирующее. Транспортно-трасологическое исследование показало, что повреждения задней части Toyota соответствуют повреждениям передней части «Инфинити».
Согласно выводам, с технической точки зрения, в действиях водителя Toyota не усматривается каких-либо несоответствий правилам дорожного движения. В то же время действия водителя «Инфинити» находятся в причинно-следственной связи с аварией. Повреждения Toyota, указанные в актах осмотра и материалах ГИБДД, соответствуют заявленным обстоятельствам аварии.
Виновник аварии с такими суммами не согласился и обратился за рецензией на данное экспертное заключение. При первоначальном бесплатном анализе, после изучения представленного заключения и материалов дела, экспертом было отмечено, что заключение составлено с большим количеством процессуальных нарушений действующего законодательства, а именно Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г., и выполнено ненадлежащим лицом. Исследование относится к технической экспертизе транспортного средства, которая проводится экспертами-техниками, прошедшими дополнительную профессиональную переподготовку, имеющими соответствующие квалификации, прошедшими аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии и внесенными в реестр экспертов-техников Министерства юстиции РФ. Это предусмотрено п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 октября 2014 года N 1065 «Об определении уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, а также порядок ведения государственного реестра экспертов-техников», а также Приказом № 277 от 22 сентября 2016 года «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования». Однако в данном случае эксперт не прошел аттестацию, в реестр экспертов-техников Минюста не внесен, а значит, и права проведения данной экспертизы не имел.
При всех этих нарушениях рецензентом было отмечено, что расчет стоимости ремонта и расходных материалов выполнен практически верно, сумма завышена не более чем на 8-10 тысяч рублей, в связи с чем ответчику необходимо решить, стоит ли оспаривать данную экспертизу, если при повторной сумма ущерба, а значит, и сумма иска незначительно уменьшится.
Ответчик оказался очень принципиальным и решил, что ему нужна и рецензия и повторная экспертиза, несмотря ни на что.
Ознакомившись с выводами рецензии, суд назначил повторную автотехническую экспертизу, в рамках которой вновь был проведен расчет стоимости ремонта и расходных материалов транспортного средства истца. По результатам суммы оказались немного ниже. В итоге в пользу пострадавшего с ответчика было взыскано 54 тыс. руб.