если почему поэт так озаглавил свое стихотворение
Почему поэт так озаглавил свое стихотворение «Если»?
Задание по литературе для 3 класса Почему поэт так озаглавил свое стихотворение?
Если честно, я вряд ли использовала для этого стихотворение название «Если», но воля автора, в данном случае Сергея Михалкова, называть написанное им произведение так, как ему больше нравится.
В этом же стихотворении скучающие в непогоду дети гадают, сколько воды будет в море, полученном из капель дождя, какой длиной получится капля, собранная из всех капель, какого размера будет туча, если все тучи соединить в одну.
При этом дети все время используют слово Если: Что будет если?
Возможно это предположение, которое передает слово если и толкнуло автора назвать именно так свое стихотворение.
Стихотворение Михалкова «Если» рассказывает не просто о том, что детям было скучно, или о том, что шел дождь. В нем мы видим, что дети, которым было нечего делать, стали фантазировать, сами нашли себе увлекательное занятие. Они стали предполагать, что случится, если сделать то и то. Например, если объединить все тучи. Поэтому вынесенное в заголовок слово Если служит для указания на придуманную детьми игру-забаву.
Определим какие сравнения использует Некрасов в описании картин осени в этом отрывке из стихотворения «Железная дорога».
прежде всего найдем яркие образы-сравнения, которые использует поэт для описания листвы и снега. Листва у Некрасова лежит на земле словно ковер, и читая это сравнение мы действительно представляем себе разноцветный ковер листьев. Снег сравнивается с мягкой постелью, в которой можно выспаться. Лед сравнивается с тающим сахаром, и мы понимаем, что первый лед в это время действительно подтаивает.
Ну а сам осень. Автор называет ее славной, подчеркивая, что воздух в это время ядреный.Это красочный эпитет, который создает ощущения чего-то очень свежего и сильного.
У каждого из нас бывают в жизни такие минуты, память о которых хочется сохранить навсегда. Минуты к которым мы обращаемся в своих воспоминаниях, потому что нам приятно их вспоминать.
Как правило, это минуты счастья или успеха. Мы вспоминаем те события, которые нам очень приятны, которые составляют наш триумф, или в которых мы проявили себя с самой лучшей стороны. Иногда это минуты торжества, исполнения желаний. Иначе говоря мы охотно вспоминаем о счастье, которое испытали и напротив стараемся поскорей забыть неудачи.
Я например часто вспоминаю то, как в детстве ждала новогодней елки и каким она всегда была чудом для меня. С каким восторгом я наряжала зеленое дерево, как я любовалась ее красотой и как любила, совсем маленькой забраться под широкие ветки и взять с собой конфет и мандаринов. Это одно из самых светлых воспоминаний моей жизни.
Бунин в стихотворении «Детство» делится с читателем своими сокровенными воспоминаниями о детстве, о том, как он десятилетним мальчишкой любил гулять по лесу и прижиматься к коре деревьев.
И когда поэт прижимается к коре дерева, он словно переносится в прошлое и снова чувствует себя маленьким мальчиком. Часто это помогает человеку смирится с окружающей действительностью, найти себе уголок, в котором он будет чувствовать себя спокойно.
Рассказ о зайце по сказке Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца».
Жил в лесу один заяц, которому однажды надоело боятся всех и каждого. И объявил тогда этот заяц, что никого в лесу не боится, ни волка, ни медведя, никого.
Очень смеялись над ним остальные зайцы, потому что считали, что наш зайчик просто глупый, а в глупости он смешон. И потому называли они этого зайчика и смешным и глупым.
Но тут случилась история.
Подкрался к зайцам волк и первым его увидел наш Зайчик. Подпрыгнул он со страху, упал на волка и задал стрекача. От страха он сделался несчастным, он боялся, что сейчас его съедят.
Но и волк испугался, он решил что в него стреляли и тоже убежал.
Остальные зайцы увидели это и решили, что это Зайчик напугал волка, они стали искать его и звали его храбрым и бесстрашным.
Так зайчик стал героем и подтвердил свою храбрость.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Сергей Владимирович Михалков Стихотворение «Если»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Сергей Владимирович Михалков Стихотворение «Если»
познакомить с творчеством С.В. Михалкова;
развивать навыки выразительного чтения;
воспитывать любовь к предмету.
1. Организационный момент
Доброе утро (руки в стороны)
Улыбнись скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И тогда весь день будет веселее.
Я поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём ладошки сильнее-сильнее (трут)
А потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Будьте все здоровы! (руки в стороны)
Урок сейчас пойдёт,
В мир знаний поведёт.
— Доброе утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на работу.
— Долгожданный дан звонок,
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?
— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
2. Речевая разминка.
— Ребята, вспомним главное правило.
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)
— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Я люблю читать книги.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Разгадайте кроссворд и прочитайте ключевое слово (см. ресурсный материал).
Ключевое слово: Маршак.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
Проводит чтение-слалом (см. ресурсный материал)
Проводит игру-конкурс на лучшее знание произведений С. В. Михалкова.
– Назовите, из какого произведения отрывок (см. ресурсный материал).
– С творчеством какого поэта мы познакомимся сегодня? (С творчеством Сергея Михалкова.)
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 116–117.
– Прочитайте название стихотворения и подумайте, о чем оно может быть?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
С. В. Михалкова
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно.
– Совпало ли его содержание с вашими предположениями?
– Что помогло детям скоротать скучный дождливый день? (Детские фантазии.)
– Прочитайте, во что они превратили лужу.
– Прочитайте, что они хотели бы сделать с тучей.
– Прочитайте, как у них получилась каплища
1. Почему поэт так озаглавил свое стихотворение?
Слово «если» ассоциируется с какими-то возможными вариантами, размышлениями о чем-то.
Дети рассуждают, что было бы, если проделать с природными явлениями различные «штучки».
Каждая их идея начинается со слова «если».
Возможно, это и подвигло автора так озаглавить свое произведение.
2. Что помогло детям скоротать скучный, дождливый день, превратить лужу в море, каплю в каплицу?
Богатые фантазия и воображение дали возможность детям разукрасить унылый, пасмурный денек.
Они смогли отыскать в каждом природном явлении что-то интересное и необычное.
Это сделало обычные наблюдения из окна захватывающим и увлекательным занятием.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Сергей Владимирович Михалков Стихотворение «Если»
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Карточки для быстрочтения «частослов»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Сергей Владимирович Михалков
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Агния Львовна Барто » В театре»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Агния Львовна Барто «Разлука»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Агния Львовна Барто
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной. «
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: С.Я.Маршак «Гроза днем»
Презентация по литературному чтению на тему «Веселые стихи Б.Заходера (2 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5299692 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения в 3 классе по теме «С.В. Михалков «Если»
Урок литературного чтения в 3 классе
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Пятигорска
Алоян Алиса Араратовна
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Тема урока: С.В. Михалков «Если»
Цель урока: формирование знаний о биографии и творчестве С.В. Михалкова и знакомство с его произведением «Если».
Предметные: познакомить с жизнью и творчеством автора, читать и воспринимать на слух лирические тексты, развивать навыки выразительного чтения.
Метапредметные: обучающиеся получат возможность прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, анализировать прочитанное.
Личностные: воспитывать интерес к предмету, учить оценивать свою работу на уроке.
Регулятивные : осуществляют действие по образцу и заданному правилу, участвуют в оценке результатов деятельности;
Коммуникативные : понимают содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения, сотрудничают с одноклассниками при подготовке выразительного чтения;
Познавательные : ориентируются в речевом потоке, находят начало и конец высказывания;
Личностные: проявляют познавательный интерес, извлекают информацию, дополняют имеющиеся знания.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация
1.Этап мотивации. Слайд 2
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
(Цель: создать эмоциональную обстановку на уроке)
— Какой раздел мы с вами изучаем? Слайд 3
— С какими авторами мы познакомились в этом разделе?
— Какой жанр литературы мы изучаем в этом разделе?
— Вашим домашним заданием было подготовить выразительное чтение стихотворения «В театре» (выслушать 2-3 человека) слайд 4
— Чем вам понравилось это стихотворение?
— Что запомнилось? Что показалось смешным?
Упражнение «Именинный пирог». слайд 5
Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Следить, чтобы в процессе выдоха дети не добирали воздух.
Упражнение «Ароматный цветок». Слайд 6
Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».
(Цель этапа: актуализировать знания о разделе и его писателях, проверить домашнее задание)
3.Этап выявления места и причины затруднения.
— Возникли ли трудности?
4.Этап целеполагания слайд 7
— Прочитайте отрывки из стихотворений. Узнайте, кто их автор.
В доме восемь дробь один У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью. (каланча)
В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил Упрямый. (Фома)
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат. (коленки)
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые ………….(друзья)
Кто, набив пирожным рот, Говорит: А где …………(компот)
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел Толя пел, Борис молчал Николай ногой ……….. (качал)
Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный …… (рой)
— Ребята, а кто их автор? (Сергей Владимирович Михалков.)слайд 8
— Что вы знаете об этом авторе?
— С какими его стихами знакомы?
— Сформулируйте тему урока и цель.
(Цель этапа: учить определять тему урока и цель)
5.Этап открытия нового знания. Слайд 9
1) Знакомство с биографией писателя.
Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) родился в Москве, школьные годы провел в Пятигорске.
Слайд 10 Учился в средней школе №1, в 1977 году у преподавателей школы возникла мысль создать мемориальную комнату Михалкова, ребята приняли эту идею с восторгом. И Сергей Владимирович передал школе свои книги с автографом, фотографии и личные вещи.
Слайд 11 В день его 90-летия его имя было присвоено центральной городской детской библиотеке нашего города, также в городе есть улица Михалкова.
Слайд 12 Первые свои стихи — обыкновенные «взрослые» — напечатал в ростовском журнале. Поэту было пятнадцать лет, и из редакции он получил письмо: «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи».
Первое стихотворение для детей — оно называлось «Три гражданина» — Сергей Михалков напечатал в журнале «Пионер» в 1935 г., а вскоре появился «Дядя Степа», и молодой поэт, как говорят в таких случаях, проснулся знаменитым.
Слайд 13 Шли годы, Михалков написал множество стихов для детей, не забывал и взрослых — для них он сочинял басни, пьесы, киносценарии.
Физкультминутка. Слайд 14
Быстро встали, улыбнулись. Выше, выше потянулись. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на место прискакали.
2) Знакомство с стихотворением «Если».
— Как вы понимаете слово «если»?
— Прочитайте название стихотворения и рассмотрите иллюстрации к стихотворению.
— Предположите, о чем это стихотворение?
— Прежде чем познакомиться со стихотворением, проведем словарную работу.
Словарная работа. Слайд 15
Если – это союз, выражающий условие.
— Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.В. Михалкова «Если», а вы его внимательно послушайте и ответьте на вопросы: «Правильно ли вы предположили?», « И почему поэт так озаглавил своё стихотворение?».
(Цель этапа: познакомить с биографией писателя, учить прогнозировать произведения)
6.Этап первичного закрепления.
— Прочитайте стихотворение и сравните его содержание со своими предположениями.
(Самостоятельная работа учащихся.)
7.Этап включения в систему знаний.
Приём «Чтение с остановками»
— Будем читать с остановками. Для чего нам это нужно?
— Кто смотрит в окна? Что они видят?
— Почему собаки не хотят лаять?
— Что предположили дети?
— Что у них получилось?
— Что еще предположили дети?
— О чем они еще фантазировали?
— Как вы поняли, о чем это стихотворение?
-Что помогло детям превратить лужу в море?
-Что помогло детям превратить каплю в каплищу?
(Цель этапа: учить понимать и анализировать стихотворения)
8.Этап подведения итогов урока . Слайд 18
— Чему учит вас это стихотворение? (коротать время с интересом)
— Чем вам понравилось стихотворение?
— Кто автор произведения? Что вам о нем запомнилось?
9.Этап рефлексии и оценивания. Слайд 19
— Как вы считаете, кого можно похвалить за активную работу на уроке?
(Цель этапа: учить оценивать свою работу на уроке)
10.Этап ознакомления с домашним заданием. Слайд 20
На поэта Линор Горалик за стихотворение о зайчике и волчке написали донос
Фото: Из личного архива
«Русская народная линия» — ресурс любопытный. На заглавной странице — слоган времен империи: «Православие. Самодержавие. Народность». К самому идеологическому триптиху докоммунистической России у нас претензий нет. Немного напрягают заголовки статей типа «Протоколы заморских мудрецов» (думаем, тут аллюзия не требует пояснения). Но нельзя же сразу решать, что вместо здорового консерватизма авторы тут немножко антисемитизмом балуются. Это было бы преждевременно.
Давайте вчитаемся в первоисточник.
Ирина Ушакова обращается к главе образовательного ведомства «от лица учителей литературы нескольких московских школ и родителей, которые крайне удивлены и возмущены тем, что в муниципальный этап олимпиады школьников по литературе 2021–2022 гг. по Московской области включено произведение Линор Горалик «Как в норе лежали они с волчком…».
О чем стихотворение, отданное на анализ школьникам, — пересказать не сложно. В начале
В норе лежали они с волчком, —
зайчик на боку, а волчок ничком, —
а над небом звездочка восходила.
Зайчик гладил волчка, говорил: «Пора»,
а волчок бурчал, — мол, пойдем с утра, —
словно это была игра,
словно ничего не происходило.
В общем, два зверя, крайне привязанные друг к другу (не в фривольном, конечно же, смысле) и скованные теплом норы, — ленились вставать и идти в холод приветствовать родившегося Спасителя дарами, хотя Вифлеемская звезда дала знак отправляться в путь.
Двое товарищей продолжали лежать, поскольку на улице немудрено «вмерзнуть друг в друга». Они поступали так, как многие из нас поступают в воскресенье, в день, который христианам положено посвящать Богу и когда надо топать ножками в храм.
Перед нами — текст о человеческих слабостях (переданных аллегорически, как в баснях Крылова), но только с немного режущей концовкой. Что вот они мечтают, чтобы ничего не происходило, но, цитируем, «проклятая звездочка восходила».
Уберите слово «проклятая» — и стихотворение вообще невозможно будет уличить даже в мизерной крамоле.
Но Ушакова делает выводы об аморальности творчества Линор (Юлии Борисовны Горалик, уроженки украинского Днепропетровска). Мол, у нее в поэзии «нецензурная брань, кощунство, болезненная психика». И далее приводится другое, естественно, неолимпиадное стихотворение, где по факту мат есть.
Из всего процитированного защитница юных россиян делает вывод: «такие тексты программируют подростков на суицид».
Какие такие тексты — не ясно, зато четко сказано: «в нашей стране и сегодня трудятся настоящие писатели. Неужели люди, которые составляют программы школьных олимпиад, не знают, что детей надо воспитывать на классике, на самых лучших образцах художественного слова?»
У Ирины Ушаковой немного хромает логика: трудятся писатели сейчас, а ставить в пример надо бы классиков, хотя из ныне живущих — это Юрий Поляков и, может, еще пара имен. А остальные ушли, как говорится, в мир иной.
Как, скажем, Маяковский, покончивший с собой, а при жизни деливший возлюбленную с Осипом Бриком. Доведенная до самоубийства Марина Цветаева, не вынесшая страданий и элементарного голода. Есенин, создававший матерную поэзию, пропадавший в столичных кабаках с девицами и в финале повесившийся.
Продолжать или хватит?
Однако тлетворное влияние на детей, по версии Ушаковой, оказывает Горалик, расшатывающая умы и повреждающая психику. На самом деле в интернетах мы нашли второй такой донос, но уже Елены Пустовойтовой, с теми же акцентами — опомнитесь, что же вытворяют чуждые нам поэты.
Примечательно, что Линор Горалик величают «кощунницей, попавшей в школьную олимпиаду». Вот честно — про проклятую звезду она зря, это вроде как слова автора, а не зверушек этих. И реально на оскорбление чувств верующих тянет.
Но нам вспоминается скандал с Диной Рубиной — внимание — писательницей из Израиля.
Рубину пару лет назад гнобили за текст для Тотального диктанта. И как раз называли «матерщинницей». Матерщинница-кощунница. Прямо в рифму.
«МК» связался с Линор, она ответила на пару вопросов кратко, буквально на бегу. Но стало понятно, ху есть ху.
— Я отношусь к этой ситуации очень просто: мое дело — писать стихи, и каждый волен читать их так, как читает. Что же до письма Ирины Ушаковой — я не готова делать глубокомысленные выводы не из какой частной ситуации и не собираюсь никого судить.
— Письмо Ушаковой — это очередная попытка деления на «своих» и «чужих»?
— Мне кажется, деление на «своих» и «чужих» у одних существовало в сознании всегда, у других его не будет никогда.
— Есть ли у стихотворения про волчка и зайчика «второе дно»? Практически везде можно узреть сексуальный подтекст, а тут реально есть к чему придраться?
— Для меня это стихотворение, безусловно, про веру и любовь. Прочесть его иначе, кажется, довольно трудно.
— А где тогда подталкивание к самоубиванию?
В общем, господа, расходимся. Ничего интересного здесь уже не будет. Конечно, если дело не заведут.