если поменял счетчик воды что делать
Правила предоставления комуслуг больше не разрешают потребителям использовать новые счетчики воды, газа и тепла, если УК уклоняется от их оформления
nikolaynikolay/ Depositphotos.com |
Минстрой России в рамках своей компетенции разъяснил, что с июля 2020 года добросовестный собственник, который решил самостоятельно поставить прибор учета воды, купил его, произвел монтаж и попросил УК ввести этот счетчик в эксплуатацию (то есть оформить как ИПУ), не может использовать прибор по назначению, даже если УК злостно уклоняется от ввода ИПУ в эксплуатацию (Письмо Минстроя России от 30 ноября 2020 г. N 35072-ОГ/06).
Напомним, что до поправок, внесенных в Правила N 354 постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 (в связи с передачей обязанности по содержанию и замене счетчиков электроэнергии в МКД на гарантирующих поставщиков), п. 81.2 Правил устанавливал, что если УК не явилась в предложенные потребителем дату и время для осуществления ввода ИПУ в эксплуатацию (или иные согласованные с потребителем дату и время, или предложенные УК новые дата и время были позже, чем две недели после получения заявки потребителя), то такой счетчик считался введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес УК заявки от потребителя.
При этом потребитель вправе лишь пожаловаться на свою УК в орган жилнадзора (УК обязана осуществлять ввод ИПУ по заявке потребителя), понудить ее к этому через суд или вовсе инициировать ОСС по смене нерасторопной УК.
Вы самостоятельно установили счетчики на воду что делать дальше
Ситуация для меня горячая, так как в приобретенном жилье нет приборов учета. Пришлось изучать тему глобально. Очень много противоречий получила от УК, но обратившись к закону, получилось как-то так. Читайте мой ликбез. Буду рада активной дискуссии, так как ряд вопросов все же не совсем вселяют уверенность.
В 2019 году, коэффициент для оплаты потребляемой воды по нормативу, будет равен 1,5. Для тех, в чьей квартире прописано много человек, пересчеты значительно ощутятся в общем бюджете семьи.
2. Где зарегистрировать счетчики на воду
Регистрацию водосчетчиков проводит управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив или другая организация, которая осуществляет управление эксплуатацией дома. Если такой компании нет (например поселки с частным сектором), то регистрацию выполняет расчетная группа водоканала. Документы можно направить сразу в расчетно-информационный центр.
Регистрацию приборов учета, в том числе и счетчиков на воду, регламентирует постановление № 354, п.31.
Список документов, необходимых для прохождения регистрации, обозначен в п.6.
3. Установка счетчика на воду и подготовительные работы
Нормативно-правовой базой предусмотрено право домовладельцев устанавливать счетчик собственными силами. При этом, счетчик, проект и оплату установки оплачивает сам потребитель. Опломбировка осуществляется бесплатно, как при регистрации, так и после плановой поверки. Оплата за установку пломбы может взиматься в случаях, если:
• нарушение пломбы произошло по вине потребителя или третьих лиц;
• возникла необходимость в ремонте, который предусматривает нарушение целостности пломбы.
Правовые отношения потребителей и исполнителя регламентируются следующими законодательными актами:
Для того, чтобы установить счетчик воды, необходимо:
• иметь на руках исправный (-ые) счетчик (-и) (для горячей и холодной воды), соответствующий техническим требованиям. В полном сборе для вертикальной трубы, понадобятся: обратный клапан, грязевой фильтр, ниппель с резьбой, соединительный штуцер и накидная гайка к нему, шаровой кран;
• определить место установки в соответствии с техническими требованиями, техническими условиями и проектной документацией (Постановление правительства РФ No 776 от 04.09.2013): проектная документация выдается на основании технических требований, предоставляемых водоснабжающей компанией. Подготовкой проектов занимаются специализированные организации;
• с технической стороны, необходимо проводить установку с полной герметичностью, которая обеспечивается специальными уплотнителями. Если появляются дефекты в местах соединения, то счетчик на воду может давать сбои в работе;
• перед началом монтажа отключается подача воды (в многоквартирных домах, где есть общий стояк, иногда невозможно перекрывать водопровод, без предварительного обращения в управляющую компанию);
• в процессе установки понадобятся специальные ножницы для резки пластиковых и металлопластиковых труб, паяльник для ПВХ изделий, трубный ключ.
Если проектная документация предусматривает конструктивные изменения, то необходимо приобрести дополнительно трубы.
Приобретение счетчиков лучше осуществлять после консультации в водоканале. На момент установки есть ряд моделей, которые не входят в список разрешенных устройств. Номер, указанный на корпусе должен быть идентичен номеру в техническом паспорте.
Новый счетчик имеет пломбу на корпусе, с оттиском Госстандарта.
Нарушение пломбы завода может послужить отказом в разрешении на эксплуатацию.
В тех паспорте указаны данные о поверке, проводимой заводом-изготовителем. Эти сведения потребуются при последующей опломбировке, после установки. Приобретение счетчика должно фиксироваться в техническом паспорте специальным штампом продавца, где указывается дата покупки.
По техническим требованиям к эксплуатации, указан диапазон температур, где нижняя граница находится на отметке +5C. По требованиям водоканала в ряде регионов, установка счетчика в частном доме не должна производиться в помещении. Это значит, необходимо заранее оборудовать место установки. Там, где устанавливают любые приборы учета, должен быть свободный доступ в любое время.
3.1. Выбор компании для регистрации
Компания может устанавливать счетчики, без имеющейся на такие работы, лицензии. Аккредитацию, представители сервисных служб должны иметь по параллельным видам деятельности, например для проведения поверки.
Вопросы о вводе в эксплуатацию, опломбировку, лучше предварительно обсудить с УК.
В подтверждение компетентности и профессионализма, при первом требовании, компания обязана предоставить любые организационные и лицензионные документы, в том числе и о прохождении аттестаций.
Обязательно, завершение работ по установке, должно подкрепляться гарантией на определенный срок. В течение этого срока, организация за свой счет должна устранять неполадки и восстанавливать корректную работу счетчика. В том числе и в случае, если при контрольном пуске выявляется ошибка в показаниях прибора.
Список услуг в подобных организациях может отличаться. Чем обширней перечень проводимых работ, тем быстрее получится ввести счетчик в эксплуатацию. Вопросы, в которых могут быть компетентны представители услуг по монтажу, могут включать сам монтаж, оформление необходимых документов, в том числе и разрешений, техническое обслуживание, последующую замену, при возникновении такой необходимости.
Сориентировать потребителя в выборе компании помогут отзывы, рекомендации знакомых.
Стоимость услуг устанавливается среднерыночная, но может корректироваться руководством организации и не является фиксированной на законодательном уровне. Цена остается в указанных пределах после составления и подписания договора.
3.2. Вызов мастера
Учитывая, что законодательно не запрещается самостоятельная установка счетчиков воды, то и мастер осуществляющий такую услугу может быть частным лицом. Мастер должен обладать не только опытом в монтаже устройств и приборов в сантехнической сфере, а также определенными знаниями, чтобы не нарушить технические условия, прописанные в Постановление правительства РФ №776 от 04.09.2013. Частный сантехник предоставит гарантию на свои услуги, так же как и организация. Составление и подписание договора услуг может производиться между заказчиком и мастером, даже если это физическое лицо.
3.3. Проверка установки
После того, как установлен, впервые или взамен старого, счетчик, потребитель должен обратиться в управляющую компанию или водоканал, со сведениями о дате установки и вводе в эксплуатацию (если эта информация не предоставлена в процессе установки и проверки).
После предоставления информации об установке пломбы, абонент будет оплачивать потребляемую воду в соответствии с показаниями. Расчеты по показаниям будут производиться (приниматься) до периода следующей проверки.
По прошествии сроков, в которые должна осуществляться следующая проверка, в случае, если абонент не инициировал такую поверку, может быть начислена плата по нормативу.
Для проведения данной процедуры нужно обратиться в организацию по обслуживанию, с соответствующим заявлением. После рассмотрения заявления, направляется контролер по указанному адресу. Он снимает показания, фиксирует их, что позволяет произвести снятие счетчика для осуществления дальнейшей поверки. Вся процедура, если она происходит не в квартире, занимает до 14 дней. Этот период рассчитывается на основании показаний за последние три месяца. Расходы, связанные с установлением работоспособности оплачивает абонент.
3.4. Опломбировка
Установить счетчик и платить по его показаниям сразу не получится. Его необходимо зарегистрировать в специальной службе контроля.
• подать заявку в водоканал о необходимости установки пломбы;
• определить время визита инспектора;
• предоставить в указанную дату инспектору счетчик и документы, указанные в п.6;
• заполняется акт о вводе в эксплуатацию.
После такой последовательности, официальные процедуры оформлены, а счетчик считается действующим.
Если устанавливается водный фильтр, то порядок устройств следующий:
При этом, фильтр пломбируется вместе со счетчиком.
3.5. Составление акта о регистрации счетчика воды
Акт регистрации или ввода в эксплуатацию является неотъемлемой частью составленного прежде договора, между поставщиком услуг и абонентом.
В данном документе указывается:
• число, месяц, год ввода в эксплуатацию;
• поставщик услуг, в данном случае, организация, поставляющая воду;
• данные специалиста, проводящего установку и/или обследование и составившего данный акт;
• данные потребителя (владельца);
• идентификационный номер, маркировка, модель;
• номерной знак пломбировки;
• при ранее установленном счетчике, необходимо указать данные последней поверки, в том числе ее дату.
Акт составляется в двух экземплярах. Этот документ необходимо сохранять на весь период использования счетчика.
4. Почему могут отказать в регистрации водомера
Причины, по которым могут отказать в процедуре приема счетчика, могут заключиться в ряде причин. Наиболее частым поводом отказа служит несоответствие технических условий.
Опломбировать и зарегистрировать не получится также, если:
• модель не находится в списке Государственного реестра;
• в тех паспорте не поставили печать и/или штамп с датой продажи и/или заводской проверки;
• имеется задолженность по оплате услуг (такого закона нет, но фактически, есть поставщики, которые могут отказаться от проведения опломбирования из-за задолженности);
• вышел срок поверки (законодательное основание, которое можно исправить, обратиться с заявлением на проведение поверки).
5. Какие могут быть льготы
Есть категории граждан (семей), которые пользуются законными льготами по установке. Оплата технических условий и другие сборы, может быть снижена или полностью снята (компенсирована), в зависимости от положения семьи и региональных законодательств.
К таким категориям относятся:
• семьи и лица имеющие статус «малоимущие»;
• абоненты с инвалидностью I или II группы;
• семьи, на иждивении у которых ребенок — инвалид.
Это общий список, который может пересматриваться на региональном уровне. Для уточнения возможности установки по льготным условиям, необходимо обратиться в своем регионе в отдел социальной поддержки и водоканал за консультацией.
6. Как происходит регистрация при самостоятельной установке нового счетчика на место старого
При самостоятельном монтаже и последующей регистрации, необходимо собрать все документы, основанием которых, является действующее законодательство.
Чтобы зарегистрировать счетчик воды потребуется ряд документов, а именно:
а). Сведения о счетчике из Государственного реестра измерительных средств;
в). Акт, который подтверждает ввод в эксплуатацию.
г). Если счетчик устанавливался организацией, осуществляющей такие услуги, то необходимо иметь договор монтажа.
д). Акт о поверке и/или отладке, заключение о работоспособности (услугу предоставляют специализированные аккредитованные организации).
е). Договор последующего техобслуживания.
Предварительная подготовка пакета документов для регистрации предупредит возможные трудности по опломбированию счетчика. Это ряд стандартных требований, но они могут незначительно разниться, в зависимости от региона и/или компании поставщика услуг.
Что нужно знать о счетчиках на воду и электричество в квартирах?
Да, есть. Не нужно путать межповерочный интервал с окончанием срока службы прибора. Сроки службы счетчиков по ГОСТу для крыльчатых приборов учета ГОСТ Р 50601-93 устанавливает срок службы 12 лет, однако на разные модели счетчиков горячей и холодной воды срок годности может меняться, нужно сверяться с техническим паспортом.
Если у счетчика закончился его срок службы, то необходимо заменить его самостоятельно или обратившись в свою УК, ТСЖ, ресурсопоставляющую организацию. Опломбировку производит управляющая компания дома, причем согласно Постановлению №824 эта процедура абсолютно бесплатна. Он собственника потребуется только написать заявление и представить документы на квартиру. При этом покупка и установка счетчика производится за счет средств собственника квартиры.
До тех пор, пока новый счетчик не установят, плата будет начисляться по нормативам, утвержденным региональными энергетическими комиссиями (РЭК).
Материал подготовлен на основании комментариев: ПАО «Мосэнергосбыт», а также президента ассоциации АКОН, заместителя председателя комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства ТПП РФ Сергея Крекова
Получить информацию об окончании срока межповерочного интервала можно в паспорте своего прибора учета или на сайте завода изготовителя, который и устанавливает данный срок для каждого определенного типа счетчика. На самом приборе учета указана дата выпуска, от которой зависит и срок поверки.
Но, если техпаспорт утерян, тогда необходимо произвести внеплановую проверку, которая покажет исправность того или иного прибора, и в соответствие с этим можно установить срок его службы и рабочее состояние счетчика.
Клиенты «Мосэнергосбыта» могут получить консультацию по сроку очередной поверки электросчетчика в контактном центре компании (тел.8-495-981-981-9).
Да, законно. Для счетчика как прибора измерения имеет значение поверка его точности. Первая поверка делается на заводе, на ее основании в техпаспорте указывается не дата изготовления прибора, а дата поверки, означающая, что в этот день ОТК принял прибор к эксплуатации и гарантирует потребителю его качественную работу в течение определенного срока. Счетчик, не прошедший вовремя очередную поверку, согласно действующему законодательству считается непригодным для дальнейшего использования, пока не будет произведена поверка, которая покажет обратное. Поэтому до проведения поверки и предоставления ее результатов в УК абоненту будет начисляться плата по нормативам.
Однако окончание межповерочного интервала не означает, что нужно обязательно менять счетчик (не путать с окончанием срока службы). Поэтому управляющие организации не могут принуждать, навязывать или требовать от собственника замены счетчика, если поверка показала, что он находится в рабочем состоянии и годен к эксплуатации.
В ситуации, если счетчик не работает, для начала необходимо выяснить период, когда он вышел из строя или закончился срок эксплуатации. До момента проведения поверки вы должны будете оплатить услуги по нормативам. Нормативы рассчитываются исходя из усредненного потребления за период последних трех-шести месяцев.
В силу требований «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности), в том числе истечения межповерочного интервала поверки приборов учета обязан незамедлительно известить об этом организацию, предоставляющую коммунальные услуги, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены или поверки) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя.
При этом согласно п. 81(12) Правил ПП № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Дополнительно сообщаем, что периодичность поверки счетчиков воды определяет производитель. Информация о межповерочном интервале указана в паспорте на прибор учета расхода воды. Следует помнить, что лучше озаботиться вопросом поверки/замены счетчика заранее, за 1-1,5 месяца до окончания срока межповерочного интервала.
Также на каждый вид счетчика устанавливаются разные периоды межпроверочного интервала. Это связанно с конструктивными особенностями прибора и условиями эксплуатации, которые предусмотрены на определенный тип счетчика. Для электросчетчиков разных конструкций межпроверочный интервал может составлять от 8 (механические) до 16 лет (электронные). После проверки метрологическая служба делает отметки в паспорте прибора учета и выписывается свидетельство о проверки. Если говорить о счетчиках на воду, то межпроверочный интервал составляет на горячую воду 4-5 лет, на холодную 5-6 лет. Первый межпроверочный интервал исчисляется из даты первой проверки и выпуска из производства. Стоимость поверки одного прибора учета в среднем составляет порядка 300-500 рублей.
Для проведения поверки необходимо обратиться в специализированную организацию, например, Центр стандартизации и метрологии или в ближайший клиентский офис ПАО «Мосэнергосбыт», где помогут организовать поверку счетчика. В случае если прибор поверку не пройдет, то будет предложена его замена.
Перед тем, как самостоятельно приобретать счетчик, очень важно договориться с мастером, уполномоченным аккредитованной организацией. Ведь счетчик должен соответствовать техническим характеристикам и качественно снимать показатели. Без согласования, счетчик лучше не приобретать, дабы не понести незапланированные расходы. Также зачастую компании сами производят продажу приборов учета и в связи с этим могут отказаться ставить ваш счетчик. Организации, в которую вы обратились, с уже самостоятельно приобретенным счетчиком экономически не выгодно принимать заявку. Ведь сама процедура ввода счетчика в эксплуатацию и опломбировка прибора после проверки по закону является бесплатной. А составляющая бизнеса организаций, которые занимаются установкой, являются продажи. Они будут всячески стараться найти причину, по которой установить счетчик будет не допустимым и вам будет сложно дискутировать с сотрудниками данной организации.
За установкой счетчика можно обратиться в вашу управляющую компанию, при условии, что она имеет полномочия на установку приборов учета. Если этого нет, то УК должна предоставить список сервисных организаций, которые занимаются установкой счетчиков.
Также для установки приборов учета электроэнергии и воды можно обратиться в любую специализированную организацию.
Но при установке/замене прибора учета электроэнергии в Москве необходимо до проведения работ по установке подать письменную заявку в обслуживающий клиентский офис ПАО «Мосэнергосбыт» для осуществления допуска нового прибора учета в эксплуатацию.
Оформить заявку на услугу по установке/замене прибора учета в ПАО «Мосэнергосбыт» можно следующими способами:
После установки/замены прибора учета расхода воды клиент обращается в ресурсоснабжающую организацию (ДЭЗ, УК) для заключения договора. Далее самостоятельно обращается в ЕРЦ для приемки к расчетам ИПУ расхода воды.
В 2009 году был принят закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», согласно которому собственники обязаны были установить счетчики учета потребляемых коммунальных ресурсов. А в конце 2014 года президентом РФ был подписан акт о необязательности установки газовых счетчиков. Соответственно, обязательство установки счетчиков с населения были сняты.
При этом в случае утраты прибора учета либо его выхода из строя потребитель обязан незамедлительно уведомить об этом энергосбытовую компанию, а также принять меры по восстановлению надлежащего учета потребляемой электроэнергии в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в случае выявления несанкционированного подключения к электросети (несанкционированного вмешательства в работу прибора учета), производится доначисление (расчет) платы за электроэнергию исходя из суммарной мощности несанкционированно подключенного (либо всего используемого потребителем) электрооборудования.
В соответствии с п.145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442, обязанность по организации учета электроэнергии путем оснащения помещения прибором учета (счетчиком), обеспечению надлежащего технического состояния и работы счетчика возлагается на собственников энергопринимающих устройств (то есть на потребителя).
Таким образом, люди вынуждены самостоятельно принимать решение: выгодно ли им устанавливать счетчики или нет. Со стороны государства это своего рода стимуляция населения в пользу установки приборов учета. Отсутствие счетчика грозит людям финансовыми потерями.
Порядок действий при замене водяных счетчиков
Прибор учета воды сегодня установлен практически в каждой квартире, ведь с его помощью легко отслеживать количество использованного ресурса, и не переплатить за услугу. Существуют ситуации, когда может потребоваться замена счетчика, тогда владельцы квартир сталкиваются с трудностями. Чтобы не нарушать законодательство и сделать все правильно, рекомендуется рассмотреть основные положения и случаи, когда приходит время менять прибор учета.
Когда и почему нужно менять счетчик воды
Приборы учета холодной и горячей воды позволяют регулировать ее расход, эти механические или электронные приспособления должны быть установлены в квартиру на определенный срок. Постоянная эксплуатация изделия приводит к его износу, кроме того, законодательство устанавливает временные рамки использования одного прибора.
Вышел срок эксплуатации – плановая замена
Каждый водомер имеет свой срок эксплуатации, эту информацию можно найти на вложенной внутрь упаковки инструкции. Если счетчик эксплуатируется свыше установленного срока, он может предоставлять неверные данные в большую или меньшую стороны.
Справочно! Каждый производитель проводит лабораторные исследования своих изделий. В среднем, приспособление может прослужить 15-20 лет.
На данный момент счетчики не меняют, а делают их поверку: для холодной воды – каждые 6 лет, для горячей воды – каждые 4 года. Замена происходит лишь тогда, когда прибор уже изношен и не подлежит эксплуатации.
Выявлены нарушения при проверке
Если на период использования и во время проверки инспектор водоканала отмечает неисправности – приспособление также необходимо заменить. Счетчик останавливается, и не считывает информацию о расходе воды. Еще один нюанс, где уже замешан сам владелец квартиры – используются внешние средства для замедления считывания количества израсходованной воды.
Если инспектор отмечает, что при проверке сорвана пломба или на счетчик воздействует магнит или другой предмет, замедляющий его работу – то будет наложен штраф. Приспособление в таком случае все-таки придется поменять, а также заплатить в ЖКХ средства по перерасчету.
Если меняет мастер из управляющей компании
Если владелец хочет, чтобы замену произвел мастер из ЖКХ или управляющей компании, то необходимо выполнить ряд действий:
Акт о замене прибора делается в двух экземплярах: один остается у владельца квартиры, другой мастер отдает в управляющую компанию. С нового месяца показания считаются по установленному прибору. Чтобы замена мастером прошла быстро и аккуратно, важно заранее подготовить доступ к трубам, а также убедиться, что они исправны. Перед работой вода должна быть перекрыта.
Самостоятельная замена
Мало кому известно, но заменить водосчетчик можно своими силами – для этого потребуется выполнить ряд процедур, но на конечном этапе все равно придется вызывать инспектора водоканала или мастера из ЖКХ для опломбировки.
Получение разрешения
Перед тем, как получить разрешение на самостоятельную замену, необходимо приобрести прибор учета горячей или холодной воды. Его характеристики должны соответствовать потоку воды в трубах, чтобы не возникло проблем. По нормам, приспособление должно соответствовать СП 30.13330.2012, ГОСТу P 50601‑93 – такие данные обычно уточняются у продавца, а также прописываются в техническом паспорте к изделию.
В паспорте должен быть указан срок гарантии, а также сертификация модели – только так изделие может пройти отбор по закону. Для получения разрешения стоит обратиться в управляющую компанию и провести согласование.
По правилам, ЖКХ не может отказать в самостоятельной замене, но существуют организации, которые категорически против данного действия. Это связано с наполнением бюджета компании, ведь услуга считается платной. В итоге владелец квартиры должен получить акт о разрешении снятия пломбы, а потом приступать к работам.
Перечень документов для самостоятельной замены
Чтобы в управляющей компании не возникло вопросов, рекомендуется тщательно подготовиться к получению разрешения. В организации без проблем выдадут согласование, если предоставить:
Как только организация получит эти документы, она выдаст разрешение, владельцу квартиры останется самостоятельно выполнить демонтаж старого приспособления, установку нового, а также вызвать мастера для опломбирования.
Демонтаж старого водомера
Перед тем, как произвести замену водяных счетчиков, необходимо перекрыть стояк с соответствующим типом воды. Когда вентиль закрыт, нужно проверить – действительно ли напор не поступает. Затем открывают клапан на смесителе, чтобы выпустить давление.
Обратите внимание! При демонтаже старого счетчика происходит вытекание воды, которая в нем осталась. Чтобы избежать грязи, стоит заранее подготовить тряпки и таз для стекания жидкости.
Чтобы снять прибор учета своими руками, понадобится разводной и трубный ключ. С помощью разводного ключа необходимо открутить все гайки, находящиеся с двух сторон изделия, а затем очистить штуцер от коррозии, старых прокладок. Чтобы убрать налет, можно воспользоваться специальной очистительной жидкостью, приложив к запчасти тряпочку, смоченную в ней, на 30 минут.
Дополнительная арматура
Одно из обязательных условий для нормальной работы прибора – наличие обратного клапана. Он выполняет такие функции:
Еще один необходимый элемент – сетчатый фильтр очистки, который не допустит загрязнения прибора примесями из воды. Если найти такой сложно, то рекомендовано использовать старые фильтры из труб, предварительно обработав их. Эти элементы могут идти в комплекте с приборами учета, поэтому, при выборе, стоит уточнять у продавца. Если же обратный клапан не идет в наборе, его можно приобрести в сантехническом магазине.
Монтаж нового
Установка нового прибора – процесс не менее ответственный. Чтобы все выполнить правильно, стоит подготовить инструменты – болгарка, ножовка, газовый и разводной ключ, ФУМ-лента, уголки, сгоны, переходы на другой диаметр – при необходимости. В магазине нужно приобрести водомер, обратный клапан и сетчатый фильтр. Сгоны и уголки можно заменить гибкими подводками.
Сначала накручивается запорный кран, при этом важно запомнить количество витков, а также использовать ФУМ-ленту или паклю. Затем устанавливается фильтр грубой очистки и счетчик.
Важно! В собранном виде выключатель крана, отстойник фильтра и циферблат счетчика должны быть направлены вверх, а крыльчатка – вниз.
На каждой детали конструкции имеются стрелки. Они показывают, в каком направлении будет двигаться вода, что позволит правильно монтировать счетчик. Если во время установки стрелки будут перепутаны, то инспектор не сделает опломбировку. Допускать в эксплуатацию можно только те приборы, которые установлены по всем требованиям.
В каких случаях замена требуется обязательно
Существует несколько ситуаций, когда замена водомера обязательна. Для этого не всегда нужно приглашать мастера из управляющей компании, ведь признаки неисправности будут заметны невооруженным взглядом. Одними из распространенных проблем являются случайные остановки прибора, а также замена стояка. Тогда владелец квартиры должен обратиться в ЖКХ, сообщив о трудностях с эксплуатацией.
Еще один нюанс – конец срока эксплуатации прибора, указанного в паспорте. Позаботиться о замене рекомендуется минимум за 1,5-2 месяца до окончания предписанного периода. Менять водомер через 4-6 лет после его установки нет необходимости. По закону, достаточно выполнить поверку изделия.
Ввод в эксплуатацию
Для введения счетчика в квартирах в эксплуатацию стоит посетить управляющую организацию или ЖКХ. Если водомер установлен, но не зарегистрирован и не опломбирован, ресурс будет считаться по максимуму – по количеству прописанных людей в квартире. В течение 3 дней после момента подачи заявки придет уполномоченный мастер или инспектор водоканала.
Ему необходимо предъявить все документы на изделие. Инспектор не обязан проверять марку счетчика и другие нюансы. Он также не будет предъявлять претензии к квалификации мастера, осуществлявшего замену. Вольные абоненты не приветствуются в водоканале, поэтому процедура пройдет быстро. Инспектор сделает записи в акт ввода в эксплуатацию: номер счетчика, показания и дату.
Пломбировка и регистрация
После ввода в эксплуатацию инспектор производит опломбирование прибора. Для этого используются специальные приспособления, которыми обматывают весь узел водомера. Далее инспектор выдает договор об обслуживании, где необходимо поставить подпись владельца квартиры. С условиями документа нужно внимательно ознакомиться.
Чтобы зарегистрировать водомер, необходимо:
В процессе регистрации определяются сроки поверки, записывается год изготовления приборов, а также серийные номера. В акт заносят дату установки и стартовые показатели. Не всегда владельцу квартиру нужно ехать в организацию для проведения данной процедуры. Все документы моно предоставить инспектору, который передаст их в компанию.
Экспертиза в случае выявленных нарушений
Если при замене счетчика воды порядок действий был соблюден беспрекословно, то проблем при проверке не возникнет.
Существуют ситуации, когда водомер показывает неисправность, тогда его нужно заменить. Перед этим происходит экспертиза – инспектор проверяет установленный прибор и выносит свое заключение.
Где можно проверить счетчик
В каждом городе есть ряд аккредитованных организаций, которые имеют право проводить подобные экспертизы. Если не хочется сталкиваться с частниками, можно обратиться в водоканал – они также предоставляют данный сервис. Владельцу нет необходимости снимать изделие и нести в организацию: мастер сам приезжает на место и проводит измерения. На всю процедуру уходит не более 1 часа.
Оставлять счетчик или ставить новый
Если водомер, который устанавливает управляющая организация или владелец квартиры, прошел экспертизу, то в замене нет никакого смысла. Достаточно соблюдать сроки эксплуатации и раз в определенный период осуществлять поверку в соответствующих органах. Если прибор требует замены, то пользователю приходит извещение о непригодности к применению.
Затем нужно вызывать мастера, заключать акт на проведение работ или самостоятельно устанавливать новое изделие.
Рекомендуем! Некоторые сантехнические магазины проводят акции. Клиент сдает старый счетчик, который признан непригодным, и может получить новый, уже со скидкой.
Заключение
Необходимость замены старого водяного счетчика возникает в случае его неисправности или окончания срока годности. В остальных ситуациях водомер можно поверить: раз в 4 года – для горячей воды и раз в 6 лет – для холодной воды. Если инспектором были выявлены нарушения, на пользователя налагается штраф, последует замена изделия.
Установить новый прибор можно, обратившись в управляющую компанию, или сделать это самостоятельно. После выполнения работ счетчик вводят в эксплуатацию и регистрируют в компании, ответственной за использование данного ресурса. Соблюдение периода пригодности, поверок и правильная эксплуатация продлят срок службы водомера.