если причастие попало на одежду что делать
Частица Причастия пролилась на плат
Вера и духовная жизнь. Матушки.ру
Частица Причастия пролилась на плат ⇐ Вера и духовная жизнь
Модератор: Topolek
Сообщение Лисонька » 16 мар 2012, 14:25
Сообщение Верона » 16 мар 2012, 14:32
Сообщение Анатольевна » 16 мар 2012, 14:36
Сообщение Лисонька » 16 мар 2012, 14:49
Сообщение Таля » 16 мар 2012, 15:59
У нас другой случай был. Заранее извиняюсь за офф топ, но, может, что посоветуете.
Девушка причащала ребёнка, видимо первый раз. Может быть даже не своего. Ребёнку около трёх лет. Его причастили Телом и Кровью. Так вот ребёнок, отойдя от причастия, вытащил у себя изо рта Тело и начал сувать его девушке со словами: «Не буду. Не вкусно!». Девушка не ожидала такой реакции и смутилась. Сама она не причащалась, поэтому не смогла принять частицу. Как в таких случаях поступать? (Чем закончилось, не знаю. )
Сообщение Настя Молодчикова » 16 мар 2012, 16:47
Что делать, если упали святые дары, священник пролил причастие на престол в церкви
В силу особого значения Божественной литургии из-за совершения на ней таинства Евхаристии Церковь обусловила ее совершение подробными постановлениями. Местом совершения Божественной литургии может быть только храм, освященный архиереем или имеющий освященный и присланный епархиальным архиереем антиминс. В последнем случае совершается «Последование, како освященный антиминс положити в новосозданнем храме, данный от архиерея архимандриту, или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранну на сие и искусну» (Большой требник). И в том и другом случае освящение храма называется великим. Если в освященном храме при его реставрации или других обстоятельствах будет поврежден или поколеблен престол, или если храм будет осквернен язычниками или еретиками, великое освящение повторяется. При ремонте храма, когда престол не передвигается, а также если миряне во время какого-либо несчастного случая прикасались к престолу и другим святыням или произошло какое-нибудь другое нарушение порядка, – положено малое освящение храма, которое совершается чрез окропление его святой водой после чтения двух молитв «в обновлении Божия храма» (Большой требник). Чтению молитв обычно предшествует молебное пение с каноном храмовому празднику и малое освящение воды.
Ни в каком другом месте, кроме освященного православного храма и святого престола, Божественная литургия совершена быть не может. В крайнем случае для ее совершения необходим антиминс, на котором, например, если в храме возникнет пожар, и заканчивается в подходящем месте совершение начатой литургии. В свое время Святейшим Синодом было разрешено миссионерам в инородческих деревнях, расположенных далеко от храмов, совершать Божественную литургию на переносных антиминсах как в молитвенных домах и часовнях, так и в других приспособленных к этому зданиях, а также и на лоне природы.
В оскверненном храме совершать Божественную литургию запрещается. Если осквернение произойдет во время литургии, до великого входа, священник должен прекратить службу, потребить хлеб и вино, приготовленные для совершения таинства Евхаристии, и, окончив разоблачение, покинуть храм. Если оно произойдет после великого входа, священник заканчивает литургию, но больше здесь ее не совершает до освящения храма.
Древнее правило определяет временем совершения Божественной литургии третий час, по нашему исчислению девятый. Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета. Исключение составляют лишь некоторые дни, когда литургия совершается «порану» или соединяется с вечерней службой. Это день Святой Пасхи, дни Святой Четыредесятницы для литургии Преждеосвященных Даров, дни навечерий Рождества Христова и Богоявления, а также дни Великой субботы и Пятидесятницы.
Священник не может совершать в один день более одной литургии. Участие уже служившего священника в тот же день в соборном совершении другой литургии недопустимо. На одном престоле в один день может быть совершена только одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы.
Священник обязан совершать Божественную литургию неукоснительно во все воскресные и праздничные дни и литургию Преждеосвященных Даров по средам и пятницам в дни Великого поста.
Православная Церковь требует, чтобы священнослужители достойно приготавливали себя к совершению таинства Евхаристии. Служение священником Божественной литургии без приготовления не допускается, даже при соборном служении: он должен быть чист телом, чистой должна быть и одежда; в духовном отношении от него требуется молитвенное настроение и искреннее желание причаститься Святых Таин. Поэтому Правило, положенное Уставом перед совершением Божественной литургии, он должен исполнять неукоснительно: с вечра совершить или выслушать вечерню, повечерие и вычитать определенные каноны, различные на разные дни: под воскресенье – канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон ко Пресвятой Богородице или канон Пресвятой Богородице, положенный на повечерии в Октоихе, и канон Ангелу Хранителю; под понедельник – канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон ко Пресвятой Богородице и канон Бесплотным Силам; под вторник – покаянный канон ко Господу Иисусу, канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, канон Иоанну Предтече; под среду – канон Иисусу Сладчайшему, канон Богородице Одигитрии, канон Ангелу Хранителю; под четверг – покаянный канон ко Господу Иисусу, молебный канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, канон святым апостолам и канон Святителю Николаю; под пятницу – канон Животворящему Кресту, молебный канон ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю; под субботу – канон Иисусу Сладчайшему, канон Пресвятой Богородице и акафист Ей же (неотложно), канон всем святым и канон заупокойный. Все каноны следует вычитывать с вечера, чтобы утром из-за возможных случайностей не задержать начало Божественной литургии. Утром священнослужитель должен совершить или прослушать полунощницу, утреню, часы и канон вместе с молитвами ко святому Причащению. Диакону вычитывать вечерние молитвы и молитвы шестопсалмия не нужно, так как тайные молитвы положены для иерея. Во время совершения служб положенные по Уставу каноны и молитвы вычитывать не следует.
Если по не зависящим от него обстоятельствам кто-нибудь не сможет выполнить всего Правила, он должен закончить его после Божественной литургии, молитвы ко святому Причащению должны прочитываться до нее. При выполнении Правила необходимо, чтобы содержание его проникло в душу и привело ее в состояние сокрушения о грехах, умиления и благоговения.
Священник или диакон, готовящийся к совершению Божественной литургии, если он состоит в браке, накануне и в день ее совершения должен воздерживаться от супружеского общения. Вкушать пищу и пить он может только до полуночи, так как Святая Евхаристия совершается по правилам лишь при воздержании от пищи и пития (VI Вселенский Собор, правило 29; Карфагенский Собор, 419 г., прав. 50, 58).
Есть и некоторые состояния духа, которые дóлжно препобеждать готовящимся к совершению Божественной литургии: рассеянность, которая изгоняется молитвой и усердным размышлением о страстях Христовых; внутреннее смущение или тоска, которые преодолеваются размышлением о величии дара, получаемого в таинстве Причащения, и надеждой соединиться в нем со Христом; уныние или леность, которые должны устраняться бодрствованием и воздержанием, и, наконец, смущение или движение телесное, то есть такое искушение во сне, когда совершается истечение спермы. Если со священнослужителем случилось последнее, приступать к совершению таинства Евхаристии он не должен. Однако он может прочесть «Последование о священнице, во сне искусившемся» (Требник) и затем совершать Божественную литургию, если не чувствует за собой вины.
Еще бóльшими препятствиями к совершению таинства Евхаристии являются вражда с ближними и ненависть к ним. Правила Церкви требуют, чтобы священнослужители не приступали к совершению Божественной литургии, находясь во вражде с кемлибо и не примирившись. Если нет возможности примириться тотчас, нужно примириться в душе и дать обет примириться при первой встрече, и лишь тогда с сокрушением сердца о своем недостоинстве приступить к совершению таинства Евхаристии. Всякий тяжкий грех священнослужителя является препятствием для совершения им Божественной литургии. В таком случае он должен прежде всего очистить свою совесть в таинстве Покаяния. При этом нужно помнить, что священник совершает таинство Евхаристии, как и другие священнодействия и таинства церковные, не в силу своих личных заслуг или достоинств, а потому, что в таинстве Священства ему преподаны благодать и дар учить, право священнодействовать и управлять вверенной ему паствой, которые пребывают в нем всегда, если он не извержен из сана или не запрещен в священнослужении. Поэтому освящающее значение совершаемого священником таинства не подлежит сомнению, если даже он и приступал к богослужению не вполне достойно. За недостоинство он ответит перед Богом, а долженствующие получают освящение, так как в таинствах действует не человек, а Господь Иисус Христос во Святом Духе чрез посредство священника.
Совершать Божественную литургию священнослужитель должен со всяким благо- говением и сердечным умилением. Все мысли его должны быть устремлены к Богу, перед Которым он предстоит, служит и образ Которого во время богослужения собой представляет. Положенные тайные молитвы он должен прочитывать с вниманием и полностью, ничего не пропуская, и читать их не на память, а по книге, чтобы вследствие забывчивости чего-нибудь не пропустить и не нарушить благоговейного совершения службы.
При совершении таинства Евхаристии употребляется чистый пшеничный квасный хлеб и красное виноградное вино, в которое во время проскомидии и самого совершения таинства в небольшой пропорции добавляется вода и теплота.
Священник должен следить за выпечкой просфор и всегда иметь запасную просфору для Агнца, а также заранее осмотреть приготовленные просфоры, чтобы убедиться в их доброкачественности. Употреблять для Агнца просфору, из которой изъяты частицы, не разрешается. Если священник, зная о недоброкачественности просфоры, приготовит из нее Агнец и совершит литургию, то он «святотатским грехом согрешит».
Эти же правила он должен соблюдать и в случаях, если в потире не будет вина или воды или они окажутся нечистыми. В таком случае нужно вылить воду или вино в какой-либо чистый сосуд и влить в потир вина с малым количеством воды при произнесении слов «И един от воин копием рéбра Ему прободе». Затем со слов «Подобне и чашу по вечери, глаголя: пийте от нея вси», совершает всё тайно по порядку, не произнося лишь совершительных слов и не творя положенных действий над хлебом, если он уже освящен. По совершении Божественной литургии и потреблении Святых даров вылитая из потира вода должна быть снова влита в чашу вместо теплоты, употребляемой для ее очищения, и потреблена. Если перед освящением святой чаши окажется, что в вино не была добавлена вода, это нужно сделать немедленно с произнесением слов: «Един от воин копием рéбра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода: и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его». Если это обнаружится по освящении вина, вода не вливается, а вливается в положенное время теплота.
Если Святые Дары нечаянно пролиты и священнику нечем причащаться, он должен снова налить в потир вина с малым количеством воды, при произнесении проскомидийных слов: «И абие изыде кровь и вода», и совершить над вином обычное освящение, начав со слов «Подобне и чашу по вечери, глаголя» и прочее, и поступать далее, как сказано выше.
Во всех случаях остановки совершения литургии, во избежание паузы, хор исполняет приличные случаю церковные песнопения. Продолжается Божественная литургия с того же места, на котором была остановлена священником для совершения священнодействий над веществом таинства.
Если священник, совершающий таинство Евхаристии, забыл, произнес он или нет над хлебом и вином слова Господни или молитву «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа», или совершительные слова «И сотвори убо. преложив Духом Твоим Святым», и будет в недоумении, освящены Святые Дары или нет, не смущаясь этим, он должен тихо произнести положенное, начиная со слов «В нощь, в нюже предаяшеся» с верою, что Святые Дары освящаются, если не освящены.
Если священник перед освящением Даров заболеет и будет не в состоянии окончить службу или скоропостижно умрет, служба остается неоконченной. Если это случится после освященния Даров и в храме найдется другой священник, готовый к причащению Святых Таин, он должен окончить Божественную литургию, начав с того места, на котором она была прервана, и потребить Святые Дары. Если священника нет, то диакон или кто-нибудь из благоговейных мужей должен накрыть Дары покровом, не прикасаясь к ним руками. По прибытии священника совершается новая полная Божественная литургия, с потреблением прежних и вновь освященных даров. Если Дары не были освящены, священник потребляет их по потреблении освященных, и не как Тело и Кровь Христовы, а как благословенные хлеб и вино. Если после скоропостижной смерти священника освященные или неосвященные Дары на долгое время останутся непотребленными, закиснут и потребить их будет невозможно, священник должен вылить их в проточную воду или сжечь в храме, а пепел высыпать в непопираемое место.
Если священника, служащего Божественную литургию, позовут напутствовать Святыми Тайнами умирающего или крестить опасно больного младенца, служба может быть приостановлена до великого входа, и во время отсутствия священника для народа читается Апостол, Псалтирь или каноны, а по его возвращении служба заканчивается обычным порядком. Если священник вынужден оставить служение Божественной литургии сразу после совершения проскомидии, а потом почему-либо задержится, то может совсем не совершать ее в этот день, а на другой день после совершения Божественной литургии и потребления Святых Даров должен прежде приготовленные хлеб и вино потребить особо. По великом входе служение литургии остановлено быть не может, и больной оставляется на волю Божию.
Если священнику угрожает нападение от злоумышленников, меры безопасности он может предпринять лишь после потребления Святых Даров, чтобы предохранить их от поругания.
В случае пожара и другой опасности, угрожающей храму во время совершения Божественной литургии, священник должен осторожно взять Святые Дары с антиминсом и закончить службу в другом, подходящем месте.
Если перед освящением Даров в чашу попадет муха или другое неядовитое насекомое, его нужно вынуть, завернуть в бумажку и сжечь, а пепел поместить под престолом или в другом, непопираемом месте. Если в потир попадет паук или другое ядовитое насекомое или вещество, вино дóлжно вылить в другой приличный сосуд, а вместо него налить новое вино с произнесением проскомидийных слов: «Един от воин копием рéбра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода». Прежнее вино по окончании службы должно быть вылито в проточную воду. Если насекомое попадет в чашу по освящении Святых Даров, их следует потреблять обычным порядком, а насекомое предварительно вынуть со всеми предосторожностями так, чтобы не упала на что-нибудь капля Крови Христовой, трижды промыть вином над другим сосудом, завернуть в бумагу или тряпочку, а по окончании литургии сжечь и вместе с вином вылить в проточную воду.
Если зимой Кровь Христова замерзнет в потире, священник или диакон согревают его подогретыми покровцами или ставят чашу в сосуд с кипятком. Если зимой замерзнет Агнец, священник, поместив его на дискосе и покрыв звездицею с покровцем, пока Агнец не оттает, должен держать его на престоле над сосудом с горящими углями. Чтобы во время богослужения зимой Кровь Христова не замерзала, на проскомидии нужно вливать в чашу меньше воды и больше вина, а потом влить больше теплоты и предотвратить замерзание.
Во время совершения таинства Евхаристии или приобщения Святых Даров свя- щеннослужители должны принимать все меры предосторожности, чтобы Кровь Хри- стова не капнула на антиминс, престол, одежды или что-либо другое, и тем более остерегаться пролить чашу. Такие же предосторожности нужно соблюдать и в отношении Тела Христова, чтобы не рассыпать его частицы на престоле или где-либо еще.
Если частица Святых Даров упадет на доску или на камень, то в первом случае это место должно быть чисто выстругано, а во втором – вытерто влажной губкой. Стружки нужно сжечь, пепел поместить в непопираемое место, а воду вылить в проточную воду. Если капли Крови Христовой попали на престольную индитию, на антиминс, на покровец или на одежду, по окончании службы священник должен высосать место, куда попали капли, затем вытереть его губкой, трижды вымыть в чистой воде над сосудом, а воду вылить под престол или в проточную воду. Если что-либо от Святых Даров упадет на подножный ковер, это место нужно протереть губкой, трижды промыть водой, вырезать его и сжечь вместе с губкой, с пеплом поступив обычным порядком.
О пролитии Святых Даров, по какой бы причине это ни случилось, священник обязан немедленно и с чувством глубокого раскаяния сообщить своему епископу и до получения его решения не приступать к совершению Божественной литургии. Если Святые Тайны прольются на антиминс, последний должен быть сдан архиерею. За ненамеренное пролитие Святых Даров обычно назначается епитимия по усмотрению церковной власти. По древним церковным правилам, виновный подвергается шестимесячному запрещению в священнослужении. За намеренное пролитие виновные лишаются сана (Номоканон, правило 158). Если Святые Тайны прольются при причащении больного по его неосторожности или неопытности лиц, окружающих его, то по тщательном испытании на священника налагается молитвенная епитимия для очищения и успокоения совести.
В Русской Православной Церкви существует обычай потреблять оставшиеся Святые Дары сразу по окончании Божественной литургии, до требоисправления. Однако на практике Святые Тайны не потребляют, если есть крестины, до причащения новокрещеного.
Если по причащении Христовых Таин с кем-нибудь случится рвота, всё извергнутое должно быть собрано в чистые тряпочки, сожжено, а пепел высыпан в непопираемое место. В современной церковной практике принято, чтобы, по долгу совести и по благоговению пред святыней, диакон, не подготовившийся надлежащим образом к участию в совершении литургии, устранялся от некоторых литургийных действий: он не выходит со священником пред царские врата для чтения входных молитв пред проскомидией; не берет обычного начала у священника пред «Благословено Царство», а только тихо произносит: «Благослови, владыко» и, получив благословение от священника, целует его руку и отходит на амвон для возглашения «Благослови, владыко», а затем произносит ектению. После великого входа он не обращается к священнику с прошением молитвы о себе, а священник к нему, так же, как и при начале литургии, диакон испрашивает благословение, говоря «Благослови, владыко», и, получив благословение, отходит на обычное место для дальнейшего служения. При возгласе священника «Победную песнь» он не поднимает звездицы, – это делает священник. При освящении Святых Даров он не подходит к трапезе и при возгласе «Твоя от Твоих» не поднимает их, а лишь во время пения «Достойно есть», по освящении Даров совершает каждение. Он не подходит к трапезе и во время причащения. В некоторых храмах диакон, служащий без приготовления, не выносит Святые Дары после причастна и не возглашает «Со страхом Божиим».
Державный храм
города Фрязино Московской области
Вопрос священнику
Поделиться:
545 комментариев к Вопрос священнику
Здравствуйте! Меня все еще волнует вопрос о том что ребенку отказано в посещении воскресной школы по причине не хватки мест. Я все время об этом думаю. Дочери очень хочется ходить и слушать Закон Божий. Не обязательно ведь посещать остальные уроки, это могут делать те дети у которых есть и желание петь и способности. Если нет мест за партой, то сидеть можно и на скамеечке. Я дам знания исходя из своей возможности, но малограмотный человек даст столько сколько сможет. Мне бы себя обучить…. А время идет и она набирается со всех сторон разных знаний, привычек и примеров поведения. Я очень боюсь, что придет наша очередь ходить за знаниями, а того желания не будет, как это было со старшим сыном. Я никак не могу понять, так почему такие строгие рамки для слушания Закона Божия
P.S. п.2.8 стандарта говорит о количестве учащихся
Здравствуйте! Вопросом зачисления в Воскресную школу при нашем храме занимается директор школы отец Дионисий. Он должен был Вам все объяснить. На сколько я владею информацией, в нашей школе обучается максимально возможное количество детей (на данный момент более 60). Ограничение связано не только с местами за партами (т.е. вместимостью аудиторий), но и многими другими аспектами, в том числе, учебным процессом, который при определенном количестве детей начинает превращаться в балаган. В этой связи мы просто вынуждены отказывать в приеме детей в Воскресную школу, и в сложившейся ситуации отдавать предпочтение детям наших постоянных прихожан, исправно посещавших занятия в предыдущие учебные года. В пункте 2.8 Стандарта речь идет об общем количестве обучающихся в Воскресной школе, а не о конкретном классе. Вполне логично, что качественность обучения кого-либо чему-либо зависит от количества учащихся (чем их больше, тем меньше возможность донести информацию до каждого).
Здравствуйте, Елена! Крошки лучше всего не облизывать с руки, а всасывать (как пылесос). Запивка нужна для того, чтобы замыть полость рта После причастия. Исторически запивка появилась лишь во времена святителя Иоанна Златоустого (IV-V вв). До этого верующие ничего не запивали. Запивать Причастие — благочестивая традиция.
Представить, что частица Причастия осталась на чашечке для запивки, возможно лишь гипотетически. Так как причащают небольшой частицей, которую особо и жевать нет необходимости. Поэтому оставить на чашке Причастие мог лишь человек с серьезными нарушениями здоровья, который нормально не может глотать и т.п. Скорее всего, частичка на чашке была от антидора или просфоры, которые дают с запивкой.
Православная Жизнь
Есть две распространенные ошибки касательно причастия Тела и Крови Христовых. Эти две ошибки диаметрально противоположны друг другу.
Первая – отсутствие должного благоговения перед Святыми Дарами и какая-то «санитарная» брезгливость: «мол, все причащаются из одной лжицы и все из одной Чаши, тем более сейчас, во время пандемии». Эта ошибка характерна для новоначальных православных христиан в большинстве случаев.
Вторая ошибка – чрезмерный страх перед причастием. Не просто страх Божий, а надуманный еще страх, когда человек себя накручивает специально из романтических или экзальтированных соображений, стараясь довести себя до определенных экстатических состояний. Это уже ошибка в большинстве своем характерна для воцерковленных людей.
Но, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Так и с Таинством Евхаристии. Здесь тоже всё просто. Твое дело – распахнуть себя настежь перед причастием и принять Тело и Кровь Христовы. При этом соблюсти обряд определенный, который установлен в первую очередь для того, чтобы в суете, эмоциональности и спешке не выбить у священника Чашу или лжицу со Святыми Дарами или, не дай Бог, не выплюнуть их. Поэтому мы и скрещиваем руки диагонально на груди перед Чашей. Хочешь сделать земной поклон, сделай его на расстоянии, а перед самой Чашей не суетись, уже не надо поклонов. Скрести диагонально руки на груди (левую на правое плечо, а правую поверх левой – на левое плечо) и иди с Богом ко Святому Потиру. Крестообразно скрещенные руки – это тот же крест Христов, который мы, как православные христиане, накладываем на тело. И в то же время этим жестом мы словно бы убираем руки, чтоб они не двигались, как лопасти мельницы, мешая причаститься или создавая для священнослужителя, стоящего на амвоне со Святыми Дарами, дополнительную опасность.
Потом подойди к Чаше, назови свое имя и открой рот. Больше от тебя ничего не требуется. Проглоти Тело и Кровь Христовы, подожди, когда диакон или пономарь оботрет тебе уста, поцелуй нижний край Чаши (не руку священника, не крест его, но только нижний край Чаши) и далее, ничего не целуя, иди возьми просфору, скушай, запей запивкой, хорошо прополощи рот и проглоти всё это. Потом уже можешь свободно целовать иконы, крест и т. д.
Не брезгуй Телом и Кровью Христовыми. Пусть тебя не смущает, что ВСЕ подходят к Чаше. Потому что Господь наш Иисус Христос – Один и Тело Его Одно. И все мы объединяемся вокруг Него в одно целое. В этом и есть одно из главных выражений Единства и Соборности Церкви. Все одно. Все вместе, всем миром вкушают Тело и Кровь Христовы и спасаются. И ни один человек от этого еще не заболел. Это попросту невозможно. И ты прочь гони сомнения. И не дерзай сомневаться в спасительности и животворности Святых Даров. Вспомним Павловы слова: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29, 30). И «достойно» здесь означает со страхом Божиим и верою приступать. Ничего в этом мире нет выше и святее Тела и Крови Христовых! Посредством Их Господь соединяет тебя с Собой. Так чего же ты боишься? Не бойся!
С другой стороны, у некоторых воцерковленных людей есть противоположная ошибка. Они накручивают себя. Перед Чашей надо обязательно физически затрепетать, нужно обязательно заплакать, почувствовать себя мерзким. Или я не буду причащаться, потому что недостоин или недостойна. Но, дорогой мой, это огромное заблуждение! Никто недостоин! Нет ни одного человека в мире, достойного причастия. Оно – это милость Божия. Снисхождение в наше недостоинство. Смотри, не фарисействуй! Не актерствуй! Вспомни, что случилось перед первой Литургией в мире – на Тайной вечере: «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:5–8). И если бы Петр не согласился, чтобы Спаситель умыл ему ноги, то Петр бы не имел части с Богом и не спасся. Так и ты не отнимай себя от Бога. Спаситель пришел, чтобы умыть тебе ноги, чтобы посредством священнослужителей послужить тебе. Не отнимай своих уст от Чаши, не размышляй чрезмерно: «Теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Твое дело подготовиться, почитать каноны, Последование ко Святому Причащению, утренние и вечерние молитвы, поисповедоваться, попоститься. А остальное всё не твое дело, а Господа Бога.
Теперь насчет слез, дрожания и трепета. Не вымучивай, не выкручивай из себя тех состояний, которые являются не твоей заслугой и не твоими качествами, но благодатными Дарами Святого Духа. Твое дело – сокрушиться, прийти в покаянное чувство, смирить себя и в мире, спокойствии, со вниманием, безэмоционально, насколько это возможно, подойти к Телу и Крови Христовым. И пусть ваш страх Божий и вера будут примерно такими, как у священнослужителя. Т. е. предельная концентрация внимания не на своем состоянии, болезнях и прочем. Нет. Но только и исключительно на Святых Дарах: «Как бы не пролить, не выплюнуть, как лучше открыть рот, не капнуть, принять правильно Великую Святейшую Святыню». Вот о чем нужно думать, подходя к Чаше. Смотрите на священника в этот момент, на диакона или пономаря, взаимодействуйте с ними, слушайте их, а не себя. В этом тоже состоит послушание Церкви.
И также хочется обратиться вообще ко всем верующим. Момент причастия священников в алтаре – это не антракт в театре. Не расслабляйтесь. И не расслабляйте причастников. Этот момент сродни моменту Великой Субботы. Когда умолчит всякая плоть в преддверии Воскресения Христова. Когда отвалится камень от гроба, откроются Царские врата и вы узрите Воскресшего Христа Телом и Кровию Своими, Пребывающего с нами. Это очень великий момент!