если ребенок ходит на носочках что это значит в 6 лет
Что делать, если ребенок ходит на носках?
Вы об этом спрашивали
Детский невролог ОКДЦ Надежда Леонидовна Ким отвечает на ваши вопросы
Если ребенок ходит на носках это норма или патология?
Что является причиной патологического подъема на носки?
Их очень много. Одной их самых частых причин этого состояния является локальное повышение мышечного тонуса, также причиной этого могут быть различные наследственные нервно-мышечные заболевания, врожденные деформации стоп, ахиллова сухожилия, патология голеностопного сустава и пр.
Почему же происходит повышение мышечного тонуса?
Локальная спастичность может являться следствием поражения центрального мотонейрона пирамидных путей из-за тех или иных отрицательных влияний на структуры головного мозга плода во время беременности, родов. В зависимости от степени негативного воздействия на стр-ры головного мозга могут формироваться различные формы детского церебрального паралича. Само по себе повышение тонуса в той или иной группе мышц вызывает различные двигательные нарушения, в том числе нарушение походки.
Что делать, если ребенок ходит на носках?
Конечно, обратиться к врачу. Это может быть, например, невролог или ортопед.
Какие исследования выполняются в ОКДЦ для постановки правильного диагноза?
Объем исследований определяется после осмотра ребенка, это может быть и МРТ головного мозга или спинного мозга и электронейромиография, и различные анализы крови, например КФК. Все эти исследования можно выполнить в условиях ОКДЦ.
Чем и как нужно лечить это состояние?
А в чем суть этой терапии?
Это процедура, когда таргетно в спастичные мышцы вводится ботулотоксин типа А с целью их расслабления, улучшение ходьбы и в том числе опоры на всю стопу.
Есть ли противопоказания для этой процедуры?
Их крайне мало, это гиперчувствительность к любому компоненту препарата в анамнезе воспалительный процесс в месте предполагаемой инъекции, острая фаза инфекционных заболеваний, беременность и некоторые другие.
Как выполняется процедура?
Она представляет собой несколько инъекций в заинтересованные мышцы, в случае необходимости с применением УЗИ контроля.
А с какого возраста возможно применение ботулотоксина?
В педиатрической практике разрешено применение с 2-х лет. В целом чем раньше начато лечение, тем лучше отдаленные прогнозы, например, меньше вероятности развития стойких деформаций стоп.
Используется ли этот метод лечения в ОКДЦ?
Да, конечно. Сначала нужно пройти консультацию детского невролога, для определения показаний к терапии, объема вводимого препарата, а затем уже записаться на саму процедуру. После выполнения инъекций препарата в течение 20-30 минут надо будет находится в центре для оценки состояния ребенка после процедуры.
Записаться на консультацию к детскому неврологу можно по телефону регистратуры 8(863) 227-00-00.
Энциклопедия мам
Радость для любого родителя, когда его ребенок начинает самостоятельно ходить, но вот незадача… он ходит на носочках. И действительно, ХОДЬБА НА НОСОЧКАХ весьма актуальный и частый вопрос для обсуждения на приеме у детского невролога.
Дети, которые продолжают ходить на носочках даже после того, как они достигли возраста 1,5 – 2-х лет, обычно делают это по привычке. Если рост и развитие ребенка нормальные, то самостоятельная ходьба на носочках не повод для беспокойства.
Давайте разберем несколько причин, по которым ребенок может так настойчиво продолжать ходить на цыпочках.
Идиопатическая ходьба на носочках
Самый распространенный и благоприятный случай, причина которого остается неизвестной-идиопатическая ходьба на носочках. Первый случай описан в 1967 году и был расценен, как врожденное укорочение ахиллова сухожилия. Частота встречаемости составляет от 3% до 24% в популяции. Имеет наследственный характер. Её отличительными особенностями являются:
Идиопатическая ходьба на носочках является диагнозом исключения (о данном состоянии можно утверждать только тогда, когда исключены другие состояния, которые будут представлены ниже.)
В некоторых случаях ходьба на пальцах ног может происходить из-за различных заболеваний. Рассмотрим некоторые возможные варианты и потенциальные причины:
Детский церебральный паралич
Известно, что при спастическом церебральном параличе мышцы вокруг стоп становятся очень жесткими, что может вызвать затруднения при ходьбе. Некоторые недоношенные дети также могут страдать от кровоизлияния в мозг, которое может вызвать церебральный паралич и привести к проблемам с ходьбой, что способствует ходьбе на пальцах ног.
Укорочение/уплотнение ахиллова сухожилия
Если ахиллово сухожилие очень короткое, то отмечается ограничение объёма движений в голеностопном суставе. Когда ахиллово сухожилие укорочено сильно, пациент стоит с характерным наклоном туловища чуть вперед. Если попросить такого ребенка выпрямиться, он начинается заваливаться назад. Симптомы ухудшаются при осмотре босиком. Если ничего не лечить, то ахиллово сухожилие обычно немного растягивается, что несколько улучшает походку. Тем не менее такие пациенты обычно ходят припрыгивающей походкой, потому что им приходится привставать на носок стопы, когда вес тела переносится при опоре вперед.
Расстройство аутистического спектра
Мышечная дистрофия
Такие дети начинают поздно ходить, они часто падают при попытке бежать, им трудно прыгать, из-за слабости проксимальных мышц они с трудом поднимаются по ступенькам, лестнице или по наклонному полу, из-за контрактуры сухожилий стопы ходят на больших пальцах. Характерна нарастающая псевдогипертрофия икроножных мышц.
Диагностика
Примеры вопросов, которые может задать врач, включают:
Исходя, из клинической картины врач определит дальнейший план диагностики.
Замечая особенность походки у ребенка во время консультации, врач обязательно проверит подвижность голеностопного сустава, мышечную силу, объём движений бедра, анатомию стопы и икроножных мышц.
В определенных обстоятельствах может потребоваться биохимический анализ крови на креатинфосфокиназу ( КФК ). Это фермент, который содержится преимущественно в клетках миокарда, скелетной мускулатуры, головного мозга, а в минимальном количестве — в щитовидной железе, легких. При разрушении мышц, показатели данного фермента будут очень высокими, превышая норму в 1000 раз.
Также возможно проведение такого исследования, как электромиография (ЭМГ). Вовремя ЭМГ тонкая игла с электродом вводится в мышцу ноги. Электрод измеряет электрическую активность пораженного нерва или мышцы. ЭМГ ног позволяет установить характер, интенсивность и локализацию патологического процесса, нарушения функциональной активности мышечных волокон.
Если врач подозревает такое состояние, как детский церебральный паралич или аутизм, то он может порекомендовать дополнительное обследование (например: МРТ, Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм M-CHAT, генетическое консультирование и т.д.). В случае подтверждения этих состояний, коррекция фокусируется на основном заболевании.
Лечение или наблюдение?
В большинстве случаев к возрасту 5,5 лет происходит спонтанное прекращение ходьбы на носках. Однако в тех случаях, когда дети испытывают перегрузку на суставы и мышцы нижней части спины, может потребоваться консервативная или хирургическая коррекция, что послужит профилактикой болям в спине, нарушениям осанки и появлению контрактуры голеностопного сустава.
Безоперационное лечение
Этапные гипсовые коррекции (смена повязки несколько раз по мере увеличения гибкости и объёма движений в голеностопном суставе). Ношение специальных гипсовых повязок для ног высотой до колена, которые помогут растянуть мышцы и сухожилия задней поверхности голени, если обнаружено, что они напряжены.
Ваш врач может порекомендовать комбинацию процедур для достижения наилучших результатов.
Хирургическое лечение
Если консервативные методы лечения не дали результатов, врач может порекомендовать операцию по удлинению мышц или сухожилий в задней части голени.
После операции ребенок будет носить гипсовые повязки в течение четырех-шести недель. Затем могут быть назначены занятия физической терапией для дальнейшего развития привычки ходьбы на полную стопу.
Отдельно хотелось бы рассмотреть программу ежедневных домашних упражнений, которая направлена на растяжение задних мышц голени и ахиллова сухожилия, а также укрепление передней группы мышц для того, чтобы ребенок мог ходить с опорой на пятку. Тип упражнений зависит от возраста ребенка. Желательно выполнять упражнения в
игровой форме. Не забывайте хвалить и поощрять, если у ребенка начинает получаться.
Упражнения для детей в возрасте до 6 лет
Важные рекомендации
При идиопатической ходьбе на носочках НЕ ЭФФЕКТИВНЫ:
Прогноз, выводы и основные положения
Не забывайте, что серьёзные диагнозы всегда имеют множество других симптомов, помимо ходьбы на носочках, поэтому пропустить их вряд ли получится.
Если ребенок ходит на носочках что это значит в 6 лет
Идиопатическая ходьба на пальцах стоп (ИХП) в детском возрасте является распространенным расстройством нормальной формулы ходьбы, в основе которого лежит, как правило, транзиторная билатеральная ходьба с опорой только на передние отделы стопы и пальцы при недостаточности опорной функции пяточной кости.
На базе ФГБУЗ «Центральная детская клиническая больница Федерального медико-биологического агентства России» специалистами было проведено когортное исследование, в котором приняли участие 59 пациентов в возрасте от 1 года 4 мес. до 15 лет.
Целью данного исследования стал клиникокатамнестический и электронейромиографический анализ группы детей с ИХП, находящихся под наблюдением в течение последних 6 лет.
Детальный неврологический осмотр всех пациентов показал отсутствие задержки темпов моторного и когнитивного развития. Длительность ходьбы на пальцах на момент первого осмотра — от 2 мес до 9 лет. Сила мышц во всех мышечных группах соответствовала 5 баллам. Тонус в проксимальных и дистальных мышцах ног был физиологичным у 56 (95 %) пациентов из 59. В 3 случаях наблюдалась умеренная мышечная гипотония в ногах с гипермобильностью в коленных и голеностопных суставах на фоне достаточной мышечной силы, что соответствовало критериям недифференцированной дисплазии соединительной ткани легкой степени.
У 3 пациентов старшего возраста отмечены признаки умеренной истиной мышечной гипертрофии икроножных мышц из-за постоянного их напряжения в условиях персистирующей ходьбы на пальцах стоп. Объем активных и пассивных движений в крупных суставах в подавляющем большинстве случаев (84,8 %) был достаточен. В 4 случаях у детей в возрасте от 6 до 9 лет отмечалась тугоподвижность в голеностопных суставах с ограничением амплитуды пассивного и активного тыльного сгибания стопы. У 5 пациентов в возрасте 6, 7, 10, 11 и 12 лет обнаружены фиксированные контрактуры одного или обоих голеностопных суставов с невозможностью тыльного сгибания стопы.
Авторы наблюдали зависимость формирования контрактур от длительности существования ИХП и возраста начала изменений биомеханики ходьбы: в этих случаях картина ИХП была стойкой, а дебют нарушений относился к дошкольному возрасту (4–6 лет).
Сухожильные коленные и ахилловы рефлексы вызывались у всех детей, причем у 26 (44 %) из них они были умеренно оживлены, а у 5 (8,5 %) детей наблюдалось небольшое расширение зон коленного рефлекса. Однако ни у кого из пациентов не отмечалось патологических стопных пирамидных симптомов, клонусов стоп и коленных чашечек, патологических синкинезий и иных клинических признаков, указывающих на поражение пирамидного тракта.
Походка детей характеризовалась периодическим подъемом на пальцы и опорой на переднюю часть стоп без формирования эквинусной позиции стоп. Такой тип ходьбы наблюдался у всех детей (100 %) в случаях эмоционального подъема или возбуждения, быстрого темпа ходьбы и при беге. В значительной части (80 %) случаев ИХП возникала при ходьбе без обуви в домашних условиях. При вертикализации в состоянии покоя у 50 (84,8 %) пациентов из 59 опорная функция осуществлялась на полную стопу. Исключение составили 9 пациентов с миогенными и фиксированными контрактурами в голеностопных суставах, которые не были способны опираться на полную стопу из-за возникающей неустойчивости при смещении центра тяжести тела назад.
Практически у всех пациентов отмечены существенные особенности, касающиеся эмоционально-волевой и поведенческой сферы: повышенная возбудимость (86,4 %), аффективная лабильность, склонность к истериформным, демонстративным, а также протестным реакциям (35,6 %), повышенный уровень тревожности (76,3 %), гипердинамическое расстройство поведения (69,5 %), нарушения процессов внимания и сосредоточения у детей старшего возраста (10,2 %). В некоторых случаях имелись анамнестические указания на периодические аффективно-респираторные состояния (5 %), навязчивости (8,5 %), моторные и вокальные тикозные гиперкинезы (15,3 %), дневную нейрогенную дисфункцию мочевого пузыря по гиперрефлекторному типу (3,4 %), невротические диссомнии (3,4 %), ночной энурез (11,9 %). Таким образом, в когорте обследуемых детей с ИХП наблюдался широкий спектр коморбидных нарушений функционально-невротического характера.
Исследование методом ЭМГ во всех случаях выявило нормальные параметры скоростей распространения возбуждения по моторным волокнам большеберцовых и малоберцовых нервов (>40 м/с). Амплитуды максимальных М-ответов при стимуляции большеберцовых нервов были достаточными (5–9 мВ), а в 24 случаях (80 % обследованных) даже повышенными (10–17 мВ).
Необходимо отметить некоторые особенности параметров М-ответов при стимуляции малоберцовых нервов и расположении отводящих электродов над коротким разгибателем пальцев стопы. Известным фактом является то обстоятельство, что у здоровых лиц бывает затруднительно получить адекватный по амплитуде (>3,5 мВ) М-ответ с этой мышцы, что обусловлено ее топографическими особенностями, «распластанностью» на тыле стопы и отсутствием во многих случаях очерченного брюшка мышцы. Это диктует необходимость эмпирического смещения отводящих электродов с изменением их позиционирования с целью определения точки для получения лучшего по амплитуде и форме М-ответа.
В когорте обследуемых пациентов у 13 (43,3 %) было определено небольшое снижение по амплитуде М-ответов с короткого разгибателя пальцев (пределы колебаний от 2,28 до 2,89 мВ) при обычной форме ответов. Подобное снижение амплитуды М-ответа наблюдалось у всех пациентов с ИХП с тугоподвижностью и формированием контрактур голеностопных суставов, что явилось отражением перерастяжения данной мышцы и не свидетельствовало об аксональном поражении волокон малоберцового нерва.
У 1 пациента 2 лет 7 мес. определено повышение антидромной возбудимости спинальных мотонейронов поясничного утолщения при регистрации параметров F-волн при стимуляции большеберцовых нервов (увеличение числа повторных F-волн до 30 % справа и 50 % слева, доли «гигантских» F-волн до 10 % справа и 15 % слева), что было расценено как косвенный признак задержки темпов миелинизации пирамидных трактов.
Таким образом, по результатам ЭМГ нарушений функционального состояния структур периферического нейромоторного аппарата у пациентов с ИХП не определялось. Были достоверно исключены варианты миогенного и нейрогенного поражения. Не выявлены косвенные ЭМГ-признаки поражения пирамидных трактов. Продемонстрировано отсутствие продолженной тонической мышечной активности, свойственной спастическим формам ДЦП, наследственной спастической параплегии и фокальной дистонии стопы.
Биохимический анализ крови показал незначительное повышение уровня сывороточной креатинкиназы лишь у 2 пациентов (до 189 и 195 Ед/л при норме до 170 Ед/л), что не соответствовало критериям активного цитолиза при первично-мышечном процессе и могло быть обусловлено длительным произвольным напряжением икроножных мышц при ходьбе на пальцах стоп.
С учетом результатов комплексного клинико-неврологического осмотра, проведенной дифференциальной диагностики, данных ЭМГ и уровня активности креатинкиназы всем детям установлен диагноз ИХП.
Подходы к терапии. С учетом особенностей аффективной сферы большинства детей в качестве методов лекарственной терапии у некоторых пациентов были применены мягкие средства с транквилизирующим и анксиолитическим действием: гамма-амино-бетафенилмасляная кислота (фенибут), гидроксизина гидрохлорид (атаракс), препараты растительного происхождения, содержащие мяту, мелису, валериану (персен). Препараты назначались у 52,5 % пациентов с ИХП в виде повторных 2-месячных курсов. Таким образом, целью лечения было воздействие на комплекс коморбидных проявлений ИХП только в тех случаях, когда они носили явно выраженный характер. Итогом терапии явилось снижение возбудимости, тревоги, аффективной лабильности, двигательной и психической гиперактивности.
Всем пациентам было рекомендовано ношение корригирующей ортопедической обуви с фиксацией области голеностопного сустава. Необходимыми педагогическими факторами являлись пересмотр модели внутрисемейных отношений, уменьшение гиперопеки, снижение влияний факторов возбуждения нервной системы ребенка (ограничение зрительной нагрузки и использования гаджетов). Рекомендовались упражнения, обеспечивающие подвижность голеностопных суставов и направленные на ослабление патологического стереотипа ходьбы. В 4 случаях наличия тугоподвижности в голеностопных суставах курсами осуществлялись тепловые аппликации (парафин, озокерит, солевые разогревающие грелки) с последующей механической разработкой суставов (пассивное тыльное сгибание) для предотвращения формирования фиксированных контрактур. Пациентам с фиксированными контрактурами (5 случаев) было показано оперативное лечение (чрескожная ахиллотомия) с последующим ортезированием голеностопных суставов.
Катамнестическое наблюдение за пациентами в течение 2–6 лет показало полный регресс имевшихся симптомов и нормализацию формулы ходьбы к 7–8 годам жизни в большинстве (84,8 %) случаев ИХП. С учетом данных о том, что транквилизирующая и анксиолитическая терапия, направленная на коррекцию коморбидных расстройств невротического уровня, применялась только у 52,5 % пациентов с ИХП, можно предполагать спонтанный, а не лекарственно обусловленный регресс нарушений биомеханики ходьбы. При формировании миогенных и фиксированных контрактур (9 пациентов) возникала необходимость применения физических методов реабилитации и оперативной коррекции. В 2 случаях были проведены корригирующие ортопедические операции, значительно улучшившие функцию ходьбы у этих пациентов.
Таким образом, идиопатическая ходьба на пальцах стоп представляет собой доброкачественное возрастзависимое (возрастлимитированное) расстройство формулы ходьбы со спонтанным регрессом симптомов, обладающее высокой коморбидностью с расстройствами невротического спектра, не требующее применения активных методов физической реабилитации, медикаментозного лечения и локальной ботулинотерапии. Вторичные осложнения ИХП в виде фиксированных контрактур голеностопных суставов могут потребовать проведения хирургической ортопедической коррекции.
ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ТОМ, ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ХОДИТ НА НОСОЧКАХ (а может он готовится к балетной школе?
ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ТОМ, ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ХОДИТ НА НОСОЧКАХ (а может он готовится к балетной школе?
На какие только меры не идут родители, чтобы отучить свое чадо от хождения на цыпочках! Одни строго-настрого запрещают малышу подниматься на носочки, другие начинают активно водить кроху по врачам, сдавать анализы и искать повинное во всем заболевание. И все это потому, что в таком способе перемещения взрослые обязательно видят какую-то «ненормальность».
Чаще всего хождение на цыпочках не является признаком какой-либо патологии, утверждает Евгений Комаровский. Для детей в возрасте до 2 лет эпизодические попытки ходить на носочках являются абсолютной нормой, которая не должна ни в коей мере волновать маму и папу.
Анатомически это явление можно объяснить тем, что у детей, даже тех, кто еще не начал ходить вообще, довольно развита икроножная мышца. И когда малыш встает на ножки и пытается делать первые самостоятельные шаги, именно тонус в этой икроножной области легко может поставить ребенка на цыпочки. В этом нет ничего страшного, ведь по мере развития остальных мышц икры будут менее мускулистыми, и стопа при ходьбе примет правильное положение.
Достаточно часто родители бывают сами виноваты в том, что малыш ходит на носочках. Это может следствием того, что с самого раннего возраста, порой еще до 6 месяцев, начинают использовать такие устройства, как ходунки.
Малыш в ходунках опирается на носочки. Он не всегда достает до пола, и потом ему довольно трудно привыкнуть к тому, что можно опираться на стопу как-то иначе. В такой ситуации, по словам Евгения Комаровского, ребенка потом нужно переучивать, прививать ему новую полезную привычку ходить правильно.
Впрочем, не у всех 100% детей, которые ходят на носочках, причины для походки такие безобидные. Есть ситуации, когда ходьба на цыпочках является признаком какого-то из серьезных неврологических нарушений, связанных с нарушением мышечного тонуса и патологиями центральной нервной системы:
-детский церебральный паралич;
-мышечная дистония;
-пирамидальная недостаточность.
Но когда одно из этих заболеваний у ребенка имеется, хождение на носочках будет явно далеко не единственным симптомом. К тому же, скорее всего, родители узнают о заболевании значительно раньше, чем малыш начнет ходить. А потому, если в 2-3 года ребенок чувствует себя хорошо, у него ничего не болит, его ничего не беспокоит, и единственное, на что родители жалуются – это ходьба на носочках, то причин для волнения нет, утверждает Евгений Комаровский.
В лечении такой ребенок не нуждается, можно его не мучить и не водить по многочисленным врачебным кабинетам.
Есть у малышей для ходьбы на носочках и причины иного свойства — психологические. Карапуз видит, что его хвалят за то, что он подрос, что он уже большой. Естественно, ему хочется быть еще больше и выше, а потому и он время от времени и поднимается на носочки. Часто такая походка бывает свойственна деткам любознательным, очень подвижным, торопливым, впечатлительным, которые всегда куда-то спешат и бегут.
Как исправить походку?
Если патологий у ребёнка нет, как и неврологических диагнозов, то перед родителями может встать вопрос, как исправить походку малыша. Евгений Комаровский утверждает, что до 3 лет заниматься этим целенаправленно нет никакой необходимости. Но некоторые меры, предпринятые родителями, помогут ребенку быстрее овладеть правильными навыками постановки стоп:
-Можно купить ребенку обувь, которая будет хорошо фиксировать ножку. У нее должны быть закрытые носочки и твердая пятка. Евгений Комаровский советует выбирать такие модели, у которых есть небольшой каблук – это дополнительно поможет в профилактике плоскостопия. Хорошо, если обувь будет плотно застегиваться на липучки или шнурки, фиксируя ножку в одном положении. Специальной ортопедической обуви при хождении на носочках не требуется;
-больше времени нужно уделять активным прогулкам на свежем воздухе, связанным с ходьбой, бегом, прыжками. Отлично, если малыш научится ездить на велосипеде, ведь при этом ему придется опираться на всю стопу;
-дома и во дворе (если семья живет в частном доме) ребенок должен чаще ходить босиком;
-при выраженной привычке ходить на цыпочках можно заняться лечебной физкультурой, для этого достаточно обратиться к своему участковому педиатру, который даст направление в кабинет ЛФК;
-ребенку с привычкой ходить на носочках обязательно нужно делать ежедневный общеукрепляющий массаж. Для массирования ножек и стоп следует посоветоваться с массажистом, чтобы он показал точки для проведения точечного массажа, который позволяет эффективно расслаблять икроножные мышцы и стимулировать другие.
К сожалению, действительность такова, говорит Евгений Комаровский, что мама, которая обратится к участковому врачу с жалобами на то, что ребенок ходит на носочках, скорее всего получит рекомендации начать давать чаду медикаментозные средства. Нет ничего страшного в том, что медик назначит витамины и массаж.
Но зачастую ребенку прописывают не столь безвредные методы лечения. Так, могут быть рекомендованы ноотропные препараты, сосудистые, седативные. Евгений Комаровский советует избегать их применения без явной на то причины, то есть наличия серьезного (часто врожденного) заболевания неврологического характера. У этих медикаментов есть масса побочных действий, и здоровому ребенку, который всего лишь ходит не так, как хочется его маме, они совершенно не нужны.
Почему ребенок ходит на носочках?
Ребенок часто ходит на носочках – это отклонение, которое многие родители не замечают. Почему так происходит и как решить проблему?
Ходить на цыпочках для детей старше 1 года не физиологично. Если вы думаете, что ребенок играет, вставая на пальцы, вспомните, как начинались его первые шаги. Если при попытке поставить ребенка на ножки, он напрягал их, скрещивал или касался пола только пальчиками, то, вероятнее всего, у малыша повышенный мышечный тонус.
Почему возникает тонус?
Часто чрезмерный тонус связан с родовой травмой в процессе прохождения ребенком родовых путей. В этот момент нарушается работа нервных центров, регулирующих тонус мышц. Важно вовремя восстановить баланс, чтобы избежать нарушения кровоснабжения мозга.
Как лечат гипертонус?
Терапевты и неврологи чаще всего назначают курс массажа. Хороший специалист, конечно, поможет и на какое-то время снимет избыточный тонус за счет расслабляющего местного воздействия. Но причина гипертонуса может остаться неустраненной. Ортопед может порекомендовать носить обувь с жёстким задником и супинатором. Однако многие врачи считают, что растущая нога должна свободно двигаться и получать правильную нагрузку.
Как устранить причину?
В остеопатии лечение детей с «балетной походкой» заключается в восстановлении правильного положения костей основания черепа для хорошего кровоснабжения нервных центров, отвечающих за тонус мышц. Если вы замечаете, что ребенок часто ходит на носочках, знайте: он нуждается в правильном лечении и устранении причины мышечного тонуса.