если ребенок стал тоддлером это значит что он начал самостоятельно
Кто такие тоддлеры
И что психологи рекомендуют им смотреть
В последнее время в комментариях на родительских сайтах и в соцсетях всё чаще появляется загадочное слово «тоддлер». Мамы пишут, что водят детей в «тоддлер-группу», что их малыш «стал тоддлером» и т. д. И нет, они не ругаются и не ставят ребёнку какой-то диагноз.
Тоддлер — англоязычное обозначение детей, которые только начинают ходить. Чаще это слово используют для объединения всех детей от 1 до 3 лет в одну группу. В русском языке подобных терминов нет (хотя некоторые предлагают слово «ходунок»), поэтому понятие «тоддлер» у нас прижилось.
Считается, что тоддлерство — это особый период в развитии ребёнка, практически такой же сложный, как и переходный возраст. От 1 до 3 лет у малышей появляется тяга к самостоятельности, они начинают отдаляться от родителей и пробовать что-то делать без их помощи.
Тоддлер — он как бы «я сам», но всё ещё очень нуждается в родительской опеке и любви. В этом возрасте дети начинают изучать мир и каждый день совершают тысячи новых открытий. Они всё хотят попробовать, причём и на ощупь, и на вкус, весь окружающий мир для них — чистое волшебство. И тоддлеры стремятся его осмыслить.
Именно поэтому в данном возрасте дети постоянно всё трогают, роняют, кидают, ведь иначе понять принцип работы им сложно. Это время не размышлений, а экспериментов. Они не любят рутину, им всё время нужно что-то новое, захватывающее, интересное. Тоддлеры делают только то, что им нравится, а от остального отказываются с завидным упрямством.
Тоддлеру очень важно наращивать словарный запас, начинать разбираться с понятиями цвета, размера, звука и т. д. В этом возрасте нужно уделять большое внимание развитию малыша, и все игры и развлечения делать обучающими.
Играя в строительство башни из кубиков, нужно проговаривать, что этот кубик синий, а этот зелёный, этот маленький, а этот большой, и так далее. Чем чаще вы будете повторять такие простые основы с ребёнком, тем быстрее он это запомнит, особенно в игровой форме.
Нужно уделять большое внимание тому, что смотрит тоддлер, ведь многие мультики остаются для него непонятным (а иногда и пугающим) набором картинок. Безусловно, к просмотру анимации в целом стоит подходить очень по чуть-чуть и аккуратно, большие динамичные мультфильмы рекомендуется отложить до возраста 3+. Туда же мы бы отнесли и известную своим хулиганством «Машу и Медведя» — несмотря на то, что этот мультсериал родители регулярно включают малышам младше, его рекомендуется показывать тогда, когда ребёнок уже сможет оценить все её шалости и их последствия.
А для тоддлера лучше всего подойдут однозначно добрые развивающие мультсериалы, например такие, как, «Кошечки-Собачки» или «Деревяшки», и психологи из Международного Психологического Центра объяснили почему. Простой сюжет, яркие цвета, изучение времени и пространства, цветов и животных — это то, что нужно тоддлеру. Кроме того, тоддлеры обожают подобные мультфильмы, могут пересматривать их по сотне раз и при этом развиваться в нужном направлении.
В общем, тоддлер — это сложный, но безумно милый и наивный ребёнок, который встаёт не только на ноги, но и на путь познания мира. И задача родителей максимально ему в этом помочь.
А у Вас тоже есть тоддлер.
Загадка в слове…
Начнём с того, что заимствованное словечко из английского не так уж и давно пришло в русский язык. Toddler — это буквально обозначает ребёнка, который начинает ходить. Другими словами — это малыш в возрасте от 1 года до 3 лет. Такое слово я часто встречала на форумах молодых родителей, в группах популярных социальных сетей. Ну, а тот, кто часто заказывает своим малышах-тоддлерам одежду и обувь за бугром, тот безусловно знаком с таким словом.
Особенности данного возраста
1) Быстро всему учаться.
2) Живут по принципу «Я сам» и «Могу».
3) Напрочь отсутсвует совесть 🙂
4) Есть чувство стыда.
Нет границ!
Если у вас ребёнок принёс чужую игрушку из детского садика, то это только потому, что она ему понравилась и он просто взял.в таком возрасте для ребенка нет понятий моральных правил, к которым и относится понятие «воровать — плохо», у него все просто и прямолинейно — я ХОЧУ И БЕРУ СЕБЕ, что необходимо просто на элементарных примерах разъяснять, что взял чужое — верни, ведь хозяин машинки будет так плакать без любимой игрушки! И главное — не зацикливаться! Моя младшая дочка сейчас как раз в этом возрасте. Она тоддлер! И может принести чужую машинку домой. Очень любит играться с машинками, но мы с ней разговариваем о том, что эта машинка погостит у нас до завтра и потом вернётся к мальчику Саше.
Моя дочь — тоддлер!
Я мама-педагог, которая связана с педагогикой с 15 лет. Именно с этого возраста я официально училась на воспитателя-гувернёра, сдавала экзамены после 3-х летнего обучения. Потом был педагогический университет и работа. Педагогический опыт работы с детьми разного возраста составляет 11 лет.
Когда родилась старшая дочка, то все периоды развития прошли плавно и мягко. Мне просто повезло! Ни одного кризиса не было в детстве старшей. О, чудо! Но раз я решила стать мамой во второй раз, то тут я прохожу все стадии материнства вдвойне! Младшая дочь рано пошла, показывала как она сильна физически и с детства
проявлялаинтерес к машинкам, технике. Ей 2,5 и куклы её до сих пор не интересует. Она настоящий тоддлер, со своими правилами! Она не поддается ни на какие уговоры, если ей это не выгодно!
Старшая и младшая абсолютно разные. Это нормально! Я ни разу не видела и не встречала в одной семье одинаковых по характеру детей. Но каждый день сюрпризы устраивает именно младшая дочь. Я уже сбилась со счёту сколько потерь мы понесли за 2,5 года: разбитый телевизор, люстра, оторванные наличники дверей, рамки с фотографиями, порванные стулья, изгрызанные подлокотники кожанего дивана и так далее. Я точно знаю, что у неё нет гиперактивности. Но она довольно активный ребёнок во всем: на занятиях со мной, она собирает быстро картинки, лего, может долго танцевать и изображать, что она поёт. Довольно-таки забавно!
Собираю тоддлер-группы
Я веду занимательные развивающие занятия с детьми и их мамами. Моя группа так и называется «Я сам». Где я помогаю разнообразить занятия детей, где мамы наблюдают как их ребёнок ведёт себя в другой обстановке. Я бы не стала менять своё название, просто потому, что оно новое, необычное. Ведь и так понятно о чём идёт речь. А кто-то пишет, что такое слово ему не по душе, но это абсолютно дело каждого. Это просто слово, аналог которое есть в нашем родном языке.
Я посмотрела статистику на Яндексе. тоддлер запрашивали за последний месяц 2883 раза. Неплохо! Слово пользуется попульярностью, а значит есть шанс, что в нашем языке оно останется.
Куклы-тоддлеры
Ещё такой термин обозначает кукол, которые выглядят как настоящие дети. Уж очень реалистично их создают. Я заглянула в словарь кукольника и вот что удалось узнать:
Toddler Doll, тоддлер — кукла-ребенок от 1-1,5 лет до младшего дошкольного возраста.
Reborn toddler — кукла-младенец, выполненная в гиперреалистичной манере автором либо из уже существующей промышленной куклы либо из специального набора.
Чем занять современных тоддлеров?
На самом деле, мнение о том, что тоддлер нуждается в каких-то особенных, развивающих, специальных игрушках — ошибочно. Конечно, такие игрушки имеют место быть в детской, но следует помнить, что совершенной необходимости в них нет. Все, что нужно для успешного развития легко может найти дома.
1. Детская. Здесь находятся все богатства: пирамидки, кубики, мячики и т. д. Необходимо помнить, что очень важен способ хранения игрушек в комнате. Красивые и доверху набитые корзины совсем не подходят.Лучше пусть на небольшой полочке стоят несколько игрушек, и внимательная мама их будет менять, как только заметит, что ребенок утратил интерес к тому или иному предмету. При такой организации пространства Вам будет намного проще научить ребенка убирать на место то, с чем он уже закончил заниматься.
2. Кухня. Место, где малыш проводит довольно много времени. Если нет проблем с едой, он чувствует здесь себя вполне уверенно — она не связана ни с какими отрицательными эмоциями. Здесь тоддлер учится обращаться со столовыми приборами, пользоваться салфетками, накрывать на стол и убирать тарелку за собой, вытирать со стола — эти действия к началу третьего года жизни ребенок вполне способен выполнить сам.
Кроме того кухня — это место, где малыш может:
• Мыть посуду — весьма непростой навык, который требует соблюдения целой последовательности действий и обращения с разными составляющими: посуда, губка, струя воды, моющее средство, полотенце;
• Подметать пол — навык, тренирующий координацию движений, внимательность и сосредоточенность;
• Помогать маме готовить — участие в совместной деятельности со взрослым формирует самооценку;
• Манипулировать с различными емкостями различной величины — формирует представления о свойствах предметов;
• Знакомиться со свойствами жидких, сыпучих веществ, особенно при их смешении (это не очень нравится родителям, но весьма полезно для развития ребенка).
3. Коридор. Пространство для удовлетворения потребности в движении, если позволяет место, конечно. Кроме того, здесь ребенок тренируется в навыке одевания/раздевания (для этого важно организовать пространство нужным образом: крючок для одежды на уровне ребенка, низкий стульчик).
5. Спальня родителей. Во многом эта комната дублирует предыдущие пространства (полки, вещи, шкафы), за исключением, пожалуй, места, где хранятся мамины драгоценности и косметика. Отмывая ребенка от помады и выпутывая из бус, помните, что ребенок только что экспериментировал со своим телом и лицом и получал новый опыт.
Все вышеперечисленные занятия для тоддлера называются упражнениями практической жизни, они формируют в ребенке независимость, самостоятельность, уверенность в себе. Позволяйте своему тоддлеру быть самостоятельным и приветствуйте его инициативу!
И обязатиельно набраться надо терпения, чтобы пережить все открытия и эксперементы! Быть может именно Ваш тоддлер вырастит будущим гениальным учёным!
Почему тоддлеры такие тоддлеры
Тоддлеры очень любят повторения
Читать одну и ту же книжку, много раз пересматривать один мультфильм, слушать одну и ту же песню по кругу нравится тоддлерам не просто так.
Повторения в любом виде помогают им учиться и лучше запоминать информацию. С рождения в мозге стремительно наращиваются новые нейронные связи — синапсы, а повторения делают эти связи прочнее. Этот процесс лежит в основе развития мозга и закладывает основу для дальнейшего обучения.
На самом деле, каждый раз повторяя слова песни или снова прослушивая любимый рассказ, ребенок делает это немного по-другому, обращает внимания на новые детали и нюансы. Таким образом он одновременно лучше запоминает старое и понимает что-то новое.
Еще воссоздание знакомой ситуации с помощью повторения может помогать детям почувствовать себя в безопасности. По этой причине для них так важны ритуалы и режим.
Тоддлеры очень избирательны в еде
Предпочтения детей в еде тоже во многом основываются на принципе повторения. Сделать так, чтобы ребенок попробовал новое блюдо или продукт, особенно если это что-то полезное, весьма непросто.
«Капризный» подход к питанию имеет эволюционные преимущества. Такая осторожность оберегала наших далеких предков от отравлений неизвестными продуктами. К сожалению, в современном мире, где любимой диетой ребенка часто становятся макароны, хлеб или рис с сосиской, это может снижать питательность получаемой пищи.
Исследования показывают, что проблемы с избирательностью меньше тревожат семьи, в которых есть несколько детей, а вот пол ребенка никак не влияет на эту особенность поведения.
Они закатывают истерики, дерутся и кусаются
Основная причина истерик и агрессивного поведения тоддлеров заключается в том, что они еще не умеют справляться со своими эмоциями иначе.
Причины этого кроются в возрастных особенностях их развития. Области мозга, которые отвечают за самоконтроль, развиваются у человека очень медленно, и первые годы жизни для регуляции сильных эмоциональных состояний им нужно непосредственное руководство заботящихся взрослых. Также в этом возрасте у них только начинает формироваться эмпатия, поэтому они не всегда осознают, что могут делать другим больно и неприятно. Усугубляется положение тоддлеров тем, что им сложно полностью выразить свои эмоции словами.
И истерики, и некоторая агрессивность в поведении являются нормальными этапами детского развития. Родителю нужно следить, чтобы никто, включая самого ребенка, от этого не пострадал, и постепенно объяснять, как еще можно справляться со сложными ситуациями и стрессом.
Они хотят все делать самостоятельно
Фраза «я сам» становится для детей одной из любимых в промежуток от 18 до 36 месяцев. Интенсивность желания делать все самостоятельно может варьироваться в зависимости от темперамента ребенка. Апофеозом сцен, когда проявить независимость тоддлеру не разрешают, часто становятся истерики, которые уже упоминались выше.
Несмотря на то, что эта детская особенность может доставлять родителям много новых сложностей, есть несколько причин ей порадоваться. Таким образом проявляется растущее осознание ребенка, что он отдельный человек, и это сопровождается огромным скачком в когнитивном развитии. Ему это нравится, и он чувствует себя достаточно безопасно, чтобы учиться, исследовать свои способности и мир вокруг. Все это и ваша заслуга тоже, вы молодцы!
Как жить, если их теперь двое: учимся справляться с тоддлером и новорожденным
Когда рассказать тоддлеру о том, что у него будет сиблинг?
Не стоит торопиться и сообщать ребенку новость сразу после того, как тест покажет две полоски. Ему будет совершенно непонятно, откуда это вдруг у вас возьмется ребенок. Когда живот станет заметным, ребенок и сам поинтересуется, что это с вами стало. Это и будет отличным моментом, чтобы рассказать ему о том, что же происходит.
Вы можете предложить ему потрогать свой живот, аккуратно погладить его и даже что-нибудь сказать будущему малышу. Отвечайте на вопросы ребенка, если они у него есть, просто не вдавайтесь в те подробности, которые не хотите раскрывать.
С момента, когда первенец узнает о предстоящем появлении брата или сестры, говорите об этом каждый день, но не грузите ребенка ответственностью. Не надо каждые пять минут сообщать ему, что он скоро станет старшим братом или сестрой, просто упоминайте о том, что в доме скоро появится малыш.
Как подготовить ребенка к рождению малыша?
Говорите с ним о том, каким он сам был в младенчестве, показывайте фотографии и видео, говорите, что младенцы выглядят вот так. Обсудите с ним, что вы будете вместе делать, когда у него появится новый родственник. Спросите, хочет ли он помогать вам (вам, а не малышу!) делать дела, связанные с уходом за малышом — подавать одежку, петь песенки, купать его.
Если вы планируете кормить грудью, покажите ребенку (если он уже отлучен), как это происходит — можно посмотреть видео, а можно сходить в клуб для детей и родителей, где можно увидеть кормящих мам. Если вы собираетесь кормить тандемом, заранее расскажите, что малыш тоже будет прикладываться к груди.
Также заранее начните подготовку к отъезду в роддом — проводите с ребенком побольше времени в компании людей, которые будут о нем заботиться в ваше отсутствие (а еще лучше, чтобы ко всему этому папе детей удалось взять отпуск на пару недель после рождения младшего, чтобы помогать не только маме, но и старшему — ему предстоит пережить большое потрясение). Если это бабушки и дедушки, ходите к ним в гости, приглашайте их к себе. Но при этом старайтесь не разлучаться надолго с ребенком — цените время вдвоем и проводите вместе как можно больше минут и часов, потому что очень скоро все изменится. Напитайте ребенка любовью максимально.
И еще: не создавайте ложных ожиданий. Не говорите, что ребенок подружится со своим братиком или сестричкой. Для тоддлера дружба — это возможность поиграть вместе, побегать, порисовать и так далее. С новорожденным ребенком ничего этого провернуть невозможно. Поэтому не надо обещать того, что не сбудется как минимум в течение года.
Как справляться со всем в первые дни после родов?
Прежде всего, заранее заготовьте побольше полуфабрикатов — заморозьте бульоны, овощи, голубцы, фаршированный перец, котлеты, фрикадельки и другие сытные штуки. Они вас спасут!
К утренней прогулке готовьтесь с вечера, чтобы не носиться с выпученными глазами в поисках одежды, подгузников и необходимых игрушек. Прикиньте, сколько времени вам потребуется на сборы — а потом умножьте его на два, и тогда вы сможете хоть что-то успевать.
Снизьте свои стандарты красоты и чистоты дома. Необязательно убиваться с влажной уборкой каждый день. Если переживаете за уровнь влажности дома, просто купите увлажнитель воздуха, он никому не повредит, особенно если рождение малыша ожидается зимой, в отопительный сезон.
Если с первым вы справлялись без всякой помощи, то со вторым не стесняйтесь ее просить и принимать. Родные, друзья и бебиситтеры могут быть полезны в хозяйстве.
Сразу же включайте старшего в новую жизнь, не оттягивайте этот момент и не спихивайте его на родственников. Да, они могут с ним прогуляться или накормить его, но жить с ним все-таки нужно вам. Поэтому говорите ему, что малышу интересно за ним наблюдать, что он его уже очень любит и ценит его заботу. Хвалите старшего за любую помощь — принес ли он вам попить или решил поприсутствовать при первом купании. Не заставляйте его делать то, чего он не хочет, но поддерживайте и озвучивайте свое восхищение его успехами в деле налаживания связи с младшим.
Нужно ли скрывать от старшего факт кормления грудью?
Не нужно. Покажите ему, что лактация — естественный процесс, здоровое явление, которое не нужно скрывать от глаз ребенка. Будьте живой иллюстрацией к мысли о том, что кормление — это не стыдно. Если у ребенка будут вопросы, отвечайте на них и не забывайте называть вещи своими именами. Давайте уже вырастим поколение людей, которые не будут считать кормление грудью поводом для срачей в интернете.
Чем занять старшего, пока младший кормится?
Старайтесь поделать что-то вместе, когда у вас есть такая возможность. Например, вы можете почитать книжку, пока младенец висит на груди. Тоддлер при этом может держать книгу у себя на коленях и перелистывать, когда вы его попросите.
Поиграйте в «Съедобное-несъедобное», «Слова» или просто в называние предметов одной категории (мебель, животные, одежда и так далее).
Усадите старшего есть. Пусть едят одновременно, говорите при этом, что детки постарше едят ложкой или вилкой, а малыши — вот так (да, и ты так тоже ел). Посчитайте предметы на кухне. Можно поиграть в математику с едой — посчитать вместе кусочки овощей или ягоды.
Посмотрите фотоальбом со снимками старшего в младенчестве. Расскажите ему смешные истории о его первых месяцах жизни. Скажите, что и младший тоже будет забавный, и вы месте сможете посмеяться над его выходками.
Что делать, если старший после этого тоже захочет приложиться к груди?
Есть разные пути выхода из этой ситуации. Некоторые мамы стесняются такого развития событий и стараются отвлечь старшего какой-то игрой или мультиками. Другие предлагают попробовать сцеженное молоко, чтобы ребенок понимал, что это такое и каково оно на вкус. Третьи не отказывают и разрешают приложиться — часто старшие дети после этого просто трогают грудь и убегают, весело хохоча. В любом случае, этот вопрос решается индивидуально в каждой семье. Проявление интереса к груди говорит о том, что старший ребенок хочет привлечь к себе ваше внимание, ведь он человек наблюдательный и быстро сообразил, что тот, кто кормится грудью, сейчас получает больше заботы.
Да, тоддлер все чаще стал вести себя, как маленький, это нормально?
Конечно. Он сейчас переживает трудный период, точно так же, как и вы. Но, к сожалению, взрослый в этих отношения вы, и именно вы должны помочь старшему принять факт появления младшего. Опять-таки — не прибегайте к формулировкам типа «ты теперь старший, ты взрослый, не веди себя, как малыш». Это не только не поможет, но еще и усугубит переживания ребенка.
Вместо этого дайте ему возможность побыть ребенком. Проводите с ним время вдвоем, пока младший спит. Качайте на ручках, целуйте и напоминайте ему, что он тоже ваш, и пока еще, конечно же, тоже маленький. 10-15 минут обнимашек способны творить чудеса — в отличие от получаса нотаций.
В этот период вы также можете заметить регресс в поведение тоддлера — он может начать хуже спать, промахиваться мимо горшка, отказываться от еды. Это все часть адаптации к новому порядку. Не ругайте его, постарайтесь максимально соблюдать тот же режим, что был и до рождения младшего.
Старший ревнует и завидует младшему. Что с этим делать?
Не делать вид, что ничего не происходит. Сейчас самое время включить эмпатию (даже если вам кажется, что тут нечему сочувствовать) и дать старшему понять, что вы чувствуете его боль. «Тебе это все не нравится. Тебе хочется, чтобы все было, как раньше. Ты хочешь, чтобы мама играла с тобой, а у нас теперь есть малыш, и он требует внимания. Да, детка, это тяжело», — говорите что-то вроде этого с утвердительной интонацией, не спрашивая и не пытаясь получить согласие с тем, что вы произнесли. Вы констатировали факт и признали, что поделать с этим ничего нельзя, и всем придется привыкать к новой жизни.
Когда старший начнет отбирать вещи у младшего, точно так же называйте этот факт, озвучивайте его: «Ты забрал игрушку. Малыш расстроен и может заплакать. Ему теперь не с чем играть». Если после этого ничего не произошло, подскажите старшему решение: «Если ты вернешь погремушку или предложишь другую игрушку, он обрадуется. А тебе найдем что-нибудь более интересное, чем погремушка».
Фокус в том, чтобы не отрицать наличие конфликта интересов, но и не занимать позицию «он младше, поэтому делись».
Как быть, если старший ведет себя агрессивно по отношению к младшему?
Это довольно расхожая ситуация, ведь старший ребенок не хочет делить маму с каким-то самозванцем, и сейчас испытывает сильные эмоции, которые могут находить выход в агрессии (это возможно, даже если он у вас вообще-то тихий и спокойный).
Если вы видите, что старший хочет обидеть — укусить, ударить, ущипнуть — младшего, сначала выставите физическую границу. Аккуратно заслоните младшего рукой, чтобы предотвратить физическое воздействие. Затем вам опять придется проговорить то, что чувствует старший, но при этом не указывая прямо на природу его эмоции и не называя ее. Скажите так: «Тебе хочется ущипнуть/укусить/ударить. Смотри, ты можешь укусить что-нибудь другое, например, вот эту подушку. Кусай». Предложите ребенку путь вывода агрессии из себя. Бить подушки и одеяла — окей, но бить ребенка — нет, именно эту мысль вам надо донести до тоддлера.
Обязательно так много говорить?
Ну вообще-то, это не так уж много — вы же не с лекцией перед старшим выступаете. Просто это может быть непривычно, если раньше вы такое не практиковали. Но коммуникация — залог успеха. Говорите с ребенком и показывайте ему свою любовь, но не стесняйтесь показывать ее и младшему, боясь вызвать приступ ревности. Ревность более или менее случается во всех семьях, где больше одного ребенка (впрочем, и один время от времени ревнует одного родителя к другому, вы же знаете), так что столкнуться с ней все равно придется. Но лучше встретить ее с открытым забралом, чем обороняться, сидя в своем уютном коконе из чувства вины. Да, родительство, а тем более родительство в двойном объеме, это трудно.