если ты зашел в комнату и забыл зачем
Психологи разобрались, почему, выходя из комнаты, мы забываем, зачем шли
Трое психологов из университета Нотр-Дам опубликовали исследование под необычным названием «Проход через дверной проём приводит к забыванию». В ней учёные при помощи видеоигр и виртуальной реальности проверяли реальный эффект, который известен практически каждому.
Представьте, что вы решили что-то сделать, для чего необходимо пройти в другую комнату. Например, выпить стакан воды на кухне. Вы встали, пришли в кухню, и вдруг понимаете, что забыли, зачем шли. Знакомая ситуация? Психологи тоже хорошо знают этот эффект.
Мы обычно пытаемся объяснить себе этот раздражающий факт тем, что наши мысли были заняты чем-то другим, или то, что мы хотели сделать, было не слишком для нас важным, или же мы просто на что-то отвлеклись. Но исследователи решили изучить этот вопрос с научным подходом.
В первой части эксперимента испытуемые играли в видеоигру. В простом трёхмерном окружении им нужно было взять со стола в комнате некий геометрический объект и «отнести» его на другой стол. Затем игрок клал на тот стол принесённый объект и брал другой. При этом во время перемещения между столами объект не был виден игроку – он был в условном «рюкзаке».
Иногда другой стол находился в этой же виртуальной комнате, иногда – в другой комнате, но на том же расстоянии. Чтобы пройти в другую комнату, игрокам необходимо было пройти через дверной проём. Как вы уже догадались, иногда игроков внезапно спрашивали, какой объект у них в рюкзаке. Как ни удивительно, но игроки, прошедшие через дверной проём, отвечали на этот вопрос гораздо хуже.
Вторая часть эксперимента проходила в реальных комнатах с реальными объектами. Испытуемые, передвигаясь между столами, носили объекты в коробках. И здесь сработал такой же эффект – при проходе через дверной проём память отказывала чаще.
Возникает вопрос – всё-таки, дело в том, что человек проходит через дверь, и оттого забывает, или же ему просто легче вспомнить его задачу, находясь в той же комнате, где он её себе поставил? То есть, зависит ли способность запоминания от контекста и окружения? Для проверки этого экспериментаторы сделали ещё одну виртуальную реальность, где испытуемые так же носили объекты между столами. Но при этом, выходя из двери, они иногда попадали в другую комнату, а иногда – в ту же самую, откуда вышли. Но в любом случае, оказывалось, что дверные проёмы играют свою пугающую роль. Контекст, то есть возврат в ту же самую комнату, ничего не решал.
Заключение психологов следующее: судя по всему, на запоминание влияет не только концентрация и важность задачи. У памяти есть зависимость от происходящих событий – как назвали её психологи, «событийная модель». Мозг хранит информацию до тех пор, пока она остаётся актуальной. Когда, по мнению сознания, информация устаревает – она удаляется, чтобы освободить место для новой.
Событие, связанное с покиданием комнаты, где была поставлена задача, приводит к освобождению «места» в памяти для новых данных – а старые данные считаются «устаревшими». Такими же событиями могут стать и другие вещи – стук в дверь, завершение некоей сложной задачи, сильно отвлёкшее вас действие.
Объём оперативной памяти ограничен, поэтому вместо того, чтобы пытаться держать в уме всё сразу, человек всё время освобождает место для чего-то нового. Записывайте!
Синдром дверного проема или почему мы забываем, зачем вошли в комнату
Такое 100% случалось с каждым человеком. «Синдром дверного проема», «синдром порога» или «эффект портала» – именно так называется странная особенность человека забывать то, зачем он вошел в комнату. Попытки вернуться обратно и пройти этот путь еще раз, в надежде вспомнить что-то очень важное, чаще всего оказываются безуспешными. Так что же происходит с людьми на самом деле, кто или что стирает эту информацию из нашего сознания?
На самом деле это проделки человеческого мозга. Впервые термин «синдром дверного проема» появился в 2011 году благодаря психологу Габриэлю Радванскому. Прежде чем понять, почему так происходит, он провел ряд экспериментов.
Первой группе испытуемых необходимо было перенести предметы из одной комнаты в другую, переходя через дверной проем. А другой группе – перемещать эти же предметы на то же расстояние, что и первой, только в рамках одной комнаты. Когда людей спросили, помнят ли они, какие конкретно это были предметы, большинство испытуемых из первой группы затруднились ответить, что именно они переносили.
Радванский пришел к выводу, что порог или дверной проем представляет собой переход в другую локацию и наш мозг воспринимает это как новый информационный эпизод или некую «событийную модель». Чтобы не перегружать память и находить место для новой информации, он просто стирает то, что заполняло наши гигабайты до этого. Чаще всего мысль, которая пришла к нам накануне, и попадает под эту чистку. То есть мозг решает, что предыдущее событие больше не имеет смысла, а потому необходимо, грубо говоря, очистить «кеш».
Так как нашему мозгу свойственно замещать одну информацию другой, то во время перехода в иные комнаты мы отвлекаемся на неважные сопутствующие вещи, и пока обрабатываем новую информацию – теряем старую. Иными словами, «синдром дверного проема» либо стирает нам память безвозвратно, либо отправляет мысли в «мозговой архив». Чуть позже та причина, по которой мы заходили в комнату, еще всплывет в нашей памяти.
Еще одна версия, объясняющая почему наша память стирается – перегруженность мозга. В современном мире это далеко не редкость, ведь информационное поле вокруг нас достигло такого размера, что мы просто не в состоянии его контролировать или прерывать этот бесконечный поток. Так или иначе данные извне попадают в наше сознание и перерабатываются там, независимо от того, сознательно это происходит или нет.
Именно эта перегруженность и становится причиной стирания, по мнению нашего мозга, ненужной для него информации. То есть мы думаем о нескольких вещах одновременно и поэтому можем упускать некоторые детали.
Так что же делать, чтобы перестать забывать, зачем мы вошли в комнату? Контролировать «синдром дверного проема» вполне реально. Для этого необходимо специально концентрировать свое внимание на том действие, которое вы совершаете. Держать намерение в голове и не забывать про него поможет, например, какое-то конкретное ассоциативное слово, которое необходимо повторять вслух до тех пор, пока вы не дойдете до своей цели.
Магия дверного проёма: зашел в комнату и забыл, зачем шёл
Представьте, что вы смотрите захватывающий эпизод вашего любимого телешоу. И вот вам захотелось попкорна, поэтому вы встаете и идёте на кухню. Но когда вы туда заходите, вдруг останавливаетесь и думаете про себя: «А зачем я сюда пришёл?»
Озадаченные, вы возвращаетесь в гостиную. Как только вы садитесь на диван, то вспоминаете, что хотели взять попкорна. Возвращаетесь на кухню, но на этот раз уже не забываете, зачем пришли.
Эффект дверного проема
Мы все сталкивались с подобной ситуацией. Хотя эти провалы в памяти могут показаться совершенно случайными, некоторые исследователи назвали их причиной, собственно, дверные проемы.
Во многих исследованиях рассматривался вопрос, как память может быть затронута во время прохода через дверные проемы. Поразительно, но эти исследования показывают, что дверные проемы вызывают забвение, и этот эффект настолько последователен, что стал известен как “эффект дверных проемов”.
Когда мы переходим из одной комнаты в другую, дверной проем представляет собой границу между одним контекстом (например, гостиной) и другим (кухней). Мы используем границы, чтобы помочь разделить наш опыт на отдельные события, чтобы нам было легче запомнить их позже.
Эти “границы событий” также помогают определить, что может быть важным в одной ситуации, а что в другой. Следовательно, когда начинается новое событие, мы, по существу, избавляемся от информации из предыдущего события, потому что она может больше не иметь значения.
Другими словами, наше желание попкорна связано с событием в гостиной (телешоу), и эта связь прерывается, как только мы приходим на кухню.
Давайте проверим
Если эффект дверного проема настолько силен, почему эти провалы в памяти случаются дома довольно редко? Мы решили более внимательно изучить этот эффект.
Мы взяли 29 человек, которые носили гарнитуру виртуальной реальности и перемещались по разным комнатам в 3D-виртуальной среде.
Задача состояла в том, чтобы запомнить объекты (желтый крест, синий конус и т. д.) на столах в каждой комнате, а затем перейти от одного стола к другому. Важно отметить, что иногда соседний стол находился в той же комнате, а иногда людям приходилось проходить через автоматическую раздвижную дверь в другую комнату. К нашему удивлению, мы обнаружили, что дверные проемы никак не влияют на память. То есть люди очень редко забывали предметы, независимо от того, входили они в дверь или нет.
Давайте усложним задачу
Мы решили повторить эксперимент, но на этот раз у нас было 45 человек, выполняющих одновременно сложное задание на подсчет, чтобы увеличить нагрузку.
В этих более сложных условиях мы подтвердили эффект дверного проема. То есть, проходя через дверные проемы, у людей нарушались воспоминания о различных предметах. В частности, люди были более склонны ошибочно принимать подобный объект за тот, который они должны были запомнить. По сути, задача подсчета перегружала память людей, делая ее более восприимчивой к помехам, вызванным дверным проемом. Это открытие больше напоминает повседневный опыт, когда мы чаще всего забываем, для чего пришли в комнату, когда отвлекаемся и думаем о чем-то другом.
Виновата только дверь?
Почему наш результат так отличается от мощного эффекта, о котором сообщалось в предыдущих исследованиях?
Мы считаем, что это потому, что мы спроектировали комнаты так, чтобы они были визуально идентичны. Контекст не изменился, и никто не удивился тому, как выглядела следующая комната. Это означает, что не столько дверной проем сам по себе вызывает забвение, сколько изменение обстановки.
Представьте, что вы находитесь в торговом центре. Подъем с автостоянки на лифте должен заставить вас забыть больше, чем просто перемещение между двумя отделами на одном этаже.
Так как же мы можем улучшить нашу способность запоминать то, что мы делаем, когда переходим из комнаты в комнату?
Наши результаты показывают, что чем больше мы занимаемся многозадачностью, тем выше вероятность того, что наша память будет очищена дверными проемами. Мы можем держать в голове только определенное количество информации за один раз. Когда мы отвлекаемся на мысли о других вещах, наша рабочая память легче перегружается.
И дело не только в дверях. Наш мозг участвует в “сегментации событий” во всех аспектах жизни, будь то в физическом пространстве или в более абстрактном смысле.
Так что же мы можем сделать?
В большинстве случаев наша склонность разделять свою жизнь на отдельные события на самом деле очень удобна. Наши информационные возможности ограничены, поэтому мы не можем запомнить слишком много информации за один раз. Поэтому для нас более эффективно только извлекать информацию о текущей ситуации, а не запоминать всю информацию из всего, что мы недавно пережили.
Но если мы хотим избежать чар дверного проема, наилучший способ –это сохранять сосредоточенность на деле. Так что продолжайте думать о попкорне в следующий раз, когда захотите перекусить во время просмотра любимого телешоу.
Оригинальная статья: The Conversation — It’s Not Just Doorways That Make Us Forget What We Came for in the Next Room, March 2021
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pixabay.com
Ключевые слова: психология, память, забывчивость, эффект дверного проема, многозадачность, нагрузка на мозг
Выпуск 466. Почему, заходя в комнату, мы забываем, зачем шли?
Когда мне жалуются на свою память, то обычно в качестве примера говорят:
Я даже, бывает, в комнату захожу и забываю, зачем пришел! Вот какая у меня плохая память!
На самом деле этот эффект говорит о том, что у вас все нормально с работой мозга. При этом этот эффект забывания очень интересен с точки зрения анализа работы интеллекта.
Первым на такие интересные особенности психики обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. Он был очень наблюдательным человеком и заметил, что «сбои» в работе психики на самом деле совсем не сбои.
То есть если человек внезапно запинается, забывает слова, оговаривается — это все результат работы глубинных подсознательных процессов. Это так и есть.
К сожалению, сам Фрейд все свел только к сексуальным проблемам. Хотя у человека, помимо сексуальных, проблем и так выше крыши. Поэтому она часто и едет.
Разберемся, что же происходит в вашей психике, когда вы заходите в комнату.
Что вообще происходит?
— Сколько нужно фрейдистов, чтобы поменять лампочку?
— Два. Один меняет, второй держит ему член.
— ОЙ, ЛЕСТНИЦУ. Я ХОТЕЛ СКАЗАТЬ ЛЕСТНИЦУ.
Начнем с того, что мозг постоянно думает. В среднем в течение дня у человека проносится в сознании примерно 50–60 тысяч мыслей. Зачем так много?
Цель интеллекта — отражать окружающий мир. Поэтому мозг непрерывно строит модель окружающего мира. То есть поток мыслей — это постоянная реакция на изменившиеся внешние обстоятельства.
Человек что-то видит, слышит, обоняет и на основании этого видит, куда он попал и что происходит. Как только мозг более-менее определился, то интенсивность мыслей снижается.
Очень интересно, что происходит с мыслями, если вокруг ничего особо не меняется. Здесь человек сильно отличается от животных.
Например, котик, если ситуация стабильна, просто засыпает. Нет новостей — значит, спим дальше.
Мозг человека в этой же ситуации начинает отключаться от реальности и начинает бродить по временной шкале: человек либо думает о том, что когда-то было, либо о том, что когда-то будет.
Все это не имеет отношения к реальности, поэтому большей частью человек погружен в мысленную жвачку. Обычно эти мысли весьма неприятные: злость, зависть, сожаления, переживания и т. д.
И теперь вернемся к ситуации похода в комнату. Например, человек смотрел телевизор и решил сходить на кухню и посмотреть, нет ли в холодильнике чего-нибудь вкусного.
Он идет на кухню. Заходит. И видит, что кто-то оставил на столе тарелку.
Теперь посмотрим, что произойдет в этот момент в его психике. Когда он заходил на кухню, мозг построил некоторую модель кухни. И мозг ожидает, что кухня будет выглядеть точно так же. Но что-то изменилось. В этот момент запускается механизм обновления модели.
Это очень похоже на то, как ваш компьютер пишет: «Я загрузил обновления, и сейчас я буду перезагружаться». Вот точно так же мозг начал перенастраивать модель кухни.
В новой модели ситуации приходят новые мысли. Например, это может быть возмущение: «А кто тут тарелку бросил и не помыл?» Но главное — то, что было в голове до этого, уже потерялось. И после гневной тирады человек думает: «А зачем я сюда шел?»
Не обязательно это изменение обстановки. Это может быть ситуация, что вы заходили последний раз на кухню, когда было светло, а сейчас уже темно. И мозг должен решить, что надо включить свет.
Но если вы шастаете на кухню туда-сюда, то обновлять модель не надо и мозг все прекрасно помнит.
Точно такой же механизм работает во многих областях жизни. Например, вы достали телефон, чтобы посмотреть погоду, а видите сообщение в мессенджере. Прочитали это сообщение, с возмущением на него ответили и забыли, зачем брали в руки телефон.
Так что механизм забывания имеет естественную причину и говорит о здоровье вашего мозга.
Зная этот механизм, можно его учитывать при важных ситуациях. Когда нежелательно что-либо забыть.
Например, у вас гость и вы пошли на кухню, чтобы принести ему варенье. Как нейтрализовать механизм перезагрузки модели при смене обстановки?
«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли
Каждый из нас, наверняка, не раз попадал в такую ситуацию: вы встаете с места и уверенно идете в другую комнату с какой-то конкретной целью — но стоит перейти ее порог, как начисто забываете, зачем вы здесь. Когнитивные психологи исследовали это явление и дали ему название «эффекта дверного проема» (Doorway Effect). Все дело здесь в особенностях устройства нашей памяти. Об исследованиях этого любопытного феномена рассказывает психолог Том Стэффорд (Tom Stafford) в своей колонке на сайте BBC.
Этот «баг» нашей памяти на самом деле срабатывает и в других ситуациях.
Термин «эффект дверного проема» появился после исследований, проведенных в 2011 году психологом из США Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) и его коллегами. Ученые построили виртуальную модель большого дома, где испытуемым надо было перемещаться между комнатами и выполнять различные задания на запоминание. Они обнаружили, что человек намного чаще забывает увиденное или услышанное, если прошел сквозь дверной проем. Он мог пройти такое же расстояние по большой комнате и не забыть, но стоило ему перейти из комнаты в комнату, он забывал. Тот же эффект подтвердился и во втором эксперименте, уже с реальным домом. Наша память создает в этот момент «новый эпизод», записывается «новая глава», объяснили ученые, и вспомнить предыдущий эпизод становится сложнее.
Все дело в том, что наше восприятие одновременно учитывает разные уровни происходящего вокруг. Есть такая известная притча о трех строителях, которых спросили, чем они занимаются: один ответил «я кладу кирпич сверху на другой кирпич», второй сказал «я делаю стену», а третий ответил «я создаю храм». Но на самом деле каждый из них одновременно делает и то, и другое, и третье. Наше внимание переключается между этими разными уровнями восприятия: мы можем быть сконцентрированы на том, как кладем очередной кирпич, представлять себе процесс в целом, или же думать о целях всей работы.
Обычно, если вы еще не наработали навык, т.е. плохо умеете класть кирпичи, то вам не до целей, вы целиком сосредоточены на конкретном действии.
Все это имеет прямое отношение к «эффекту дверного проема». Он возникает как раз в тот момент, когда наше внимание перемещается между этими разными уровнями восприятия и останавливается не там, где нужно.
Допустим, вам надо взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы выйти погулять. Уровень «взять ключи» сменяется уровнем «дойти до спальни», а по дороге вы еще видите разбросанные кем-то носки — ваше внимание переключается на «поднять носки». Все эти переключения внимания вы, конечно, не замечаете, но чем чаще они происходили по дороге в спальню, тем больше вероятности, что вы зайдете внутрь и скажете «А зачем я сюда шел?». Пока вы шли, в вашем сознании несколько раз «сменилась картинка»: вам не нужно было постоянно думать про ключи — и вы успели подумать о десятке разных вещей, плюс вы видели что-то вокруг и тоже переключали на это свое внимание.
Найти же ответ часто помогает «обратное перематывание»: вы просто выходите из спальни и проходите обратно ровно тем же путем, будто проматывая свои воспоминания назад. Иногда это срабатывает: на том месте, где вы еще держали в голове задачу «взять ключи», она снова будто вспыхивает в памяти. И тут вы уже несетесь в спальню, не обращая ни на что внимания и для верности повторяя про себя, что вам нужно сделать.
Понимая, как работает этот механизм, можно помочь себе не попасть в следующий раз в неловкую ситуацию. Готовясь спросить о чем-то лектора, запишите ваш вопрос, а уже потом поднимайте руку и ищите удобный момент. Забыли, что собирались сделать, пройдитесь обратно по «главам» своей памяти мысленно или физически, пока не вернетесь к нужному воспоминанию.
P.S. Кстати, было бы интересно исследовать, как этот феномен связан с символикой порога и дверей в разных культурах, но это предмет совсем другого текста.
Психология | Psychology
7.9K постов 43.5K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
ну с котами теперь все понятно. А то открывай им, жди. а они просто забыли!
А чё я сейчас делал-то? Зачем я сюда зашёл? Забыл..
А пойду ка я мусор вынесу! Давно меня жена просит.
Так, где он?
На кухне.
Вот она кухня. О, забыл за чем шел.
Извини дорогая, эффект дверного проема.
Сама можешь почитать, я не виноват.
Так. Зачем я в интернет вышел?
Долбаный эффект пикабу.
Но есои честно, то не считаю что есть особый смысл так глубоко вдаваться в тему и расписывать её в таком объеме.
Иногда простое объяснение лучше: ты просто отвлекаешься на другие мысли и «сбиваешься с курса».
Вот и всё. Чё мудрить то?)
Метод локусов, дворец памяти, чертоги разума, пространственная мнемоника.
Человеческий мозг — это пустой чердак.
Мне кажется, что после сериала Шерлок про эту технику знают все. Но статей на эту тему мало, и мне показалось, что они либо сумбурно-сложные, либо упрощённые до степени невозможности практического применения. Ниже мой вариант рассказа об этой технике.
Примерно 2000 лет назад был написан старейший учебник риторики на латинском языке «Риторика для Геренния». Сохранилось около 100 средневековых рукописей этого произведения. Рукопись переписывалась и перепечатывалась. В ней содержалось первое известное описание мнемонической техники — метод локусов (locus — местоположение).
За 2000 лет у техники было очень много названий, самые популярные из которых:
Метод локусов, дворец памяти, чертоги разума, пространственная мнемоника.
Сама техника очень простая:
Дворец памяти — некое пространство с определёнными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своём воображении. Вы представляете себе помещение, которое хорошо знаете. А в этом помещении уже представляете себе слова. И тогда их запомнить легче.
Например, если попытаться запомнить пять слов в конкретном порядке:
арбуз, мороженное, жираф, книга, зубная щётка
то окажется, что легче сделать это не держа их в голове, как бы на весу, а разложить по полочкам. Представьте себе шкаф. Большой книжный шкаф.
1. На верхней полке будет лежать арбуз. Он готов скатиться со шкафа.
2. Но ему мешает подоткнутый рожок мороженого. Скоро оно дотает, и арбуз скатится со шкафа.
3. Мороженное капает на большого плюшевого жирафа, который стоит полкой ниже.
4. Растаявшее мороженое стекает по шее жирафа, растекается лужицей и портит книгу, на которой стоит жираф.
5. Полка под ними выглядит странно, это будто кафельная полка из ванной комнаты, там лежит мыло, бритва, ещё какие-то мелочи и в отдельном сверкающем стакане стоит зубная щётка.
Вот теперь я не забуду эти пять слов.
Или вернее — этим техника и уникальна — я их забуду. А потом просто посмотрю на эту картинку, на этот книжный шкаф со странной туалетной полкой и арбузом наверху. И сразу всё вспомню. Ещё и в нужном мне порядке.
Это просто шкаф. У него восемь полок. Не так уж много. Ещё есть пространство на самом шкафу и под шкафом. И четыре ножки, у которых что-то может стоять. Вот примерно 12 — 20 мест, куда я могу легко что-то сложить и запомнить это. Главное — правильно это уложить.
Сам этот шкаф может стоять в комнате, оборудованной так, как мне хочется.
Важно, чтобы была некоторая неподвижная основа. И вот на её фоне уже можно будет оперировать разными образами. Как аппликация. Я книжный человек — и образ книжного шкафа мне ближе и приятнее, чем любой другой. Но это может быть и платяной шкаф, и открытый стеллаж, и холодильник, и что угодно ещё. Всё зависит от того, что вам легче представить, легче взять основой.
Именно для лёгкости использования в качестве основы часто выбирают какое-то реальное место, которое хорошо знают. Например, комнату, в которой жили, стол, за которым работали. Но. Совершенно не обязательно, чтобы это место существовало в реальности. Можно хорошо знать и придуманное место. Его можно даже придумать вовсе — с нуля. А можно взять за основу придуманное кем-то другим место.
Метод локусов — это умственный конструкт, который предоставляет место для хранения информации.
Его называют «умственной прогулкой», так как при достаточном навыке можно создать несколько комнат с сундучками и шкафчиками, которые позволят всё удобно разложить и ходить между этих овеществлённых воспоминаний. При этом места — не ограничено. Можно создавать целые города. Можно быть архитектором без границ и рамок, примерно как в фильме «Начало» / «Inseption».
Пространство может хранить огромное количество информации. Кому-то легче запоминать маленькие вещи и хранить их в шкафу. Но то же самое можно делать из воспоминаний — например, улицу с магазинами/заведениями.
В моём примере со словами:
арбуз, мороженное, жираф, книга, зубная щётка
это было бы примерно так:
Вот я иду по улице, которую знаю. Например по ВДНХ — Выставке достижений народного хозяйства.
1. Сначала я прохожу лоток с арбузами. Странно он выглядит, будто с рынка сюда попал.
2. Рядом мороженщик продаёт мороженое со старомодной советской тележки, стоя в сугробе среди лета.
3. Дальше — тир. Все призы одинаковые — это плюшевые жирафы. Мишени — тоже жирафы. Ну и чего мелочится, лоточник, продающий пульки — тоже жираф.
4. Дальше книжные развалы с дисками и книгами, какие были в Олимпийском.
5. Ну и наконец, огромная зубная щётка заменяет собой ракету перед павильоном космонавтики.
То, что лежало в шкафу — теперь представляет из себя целую улицу, с клумбами и фонтанами.
Человек запоминает местоположение объектов на определённой улице и гуляет среди этих локаций, когда требуется вспомнить что-то. Можно дополнять и усложнять объекты. Например. Арбузов должно быть — 12, мороженых — 2, жирафов — 7, книжек — 30, а щёток — 5.
1. И вот арбузы сложены в горку, в которую воткнут ценник на жёлтой картонке, на нём написано — «12». Двенадцать.
2. Мороженщик обзаводится братом-близнецом, как из сказки «двое из ларца, одинаковых с лица!». Два.
3. Пульки продаются по семь штук. Семь.
4. Книги лежат равносторонними (10×10×10) треугольниками. Тридцать.
5. А лучи звёзд на окрестных фонтанах — это теперь зубные щётки. Пять.
Чем лучше знакома изначальная локация, тем легче к ней что-то присовокупить. Например, я уже вижу эти звёзды на фонтанах. Их не надо придумывать. Они там есть. Надо только их превратить в звёзды из зубных щёток. Я уже знаю, что пульки там продаются по семь. Так это на самом деле или нет — неважно. В моих воспоминаниях так.
Нужно будет присовокупить ещё данных, я придумаю, как это сделать ещё. У продавцов появятся имена и личности, они обрастут подробностями — они запомнятся мне. Сами. Их не надо будет держать в оперативной памяти. Помнить будет другой раздел мозга. Так запоминать гораздо легче.
Выберите пространство, которое вы превратите в свой дворец памяти. Улица? Дом? Комната? Шкаф? Лучше взять место, которое вы знаете, так чтобы его не надо было придумывать. Чтобы была прочная основа!
Создайте локусы. Найдите предметы, которые не меняют своего места.
Фонтан, холодильник, аквариум. Постарайтесь установить как можно больше таких вот «базовых» объектов.
Погуляйте там. Представьте выбранное пространство. Представьте себя внутри него. Походите там. Убедитесь, что вы знаете, что где, не плутаете и путаете, не переставляете холодильник то туда, то сюда. Удостоверьтесь, что вам есть куда развивать локус. Что шкафам есть куда надстраиваться, полкам продолжаться, а дверей достаточно, чтобы создавать дополнительные залы и комнаты. Те, кто практикуют, в скором времени понимают, что, начав с маленького помещения, они уже ходят по огромному дворцу.
Как пользоваться — показывал примерами со шкафом и с улицей. Кому как удобнее.
Десяток универсальных советов:
Ароматы очень прочно связаны с памятью. Используйте это.
За основу возьмите нечто хорошо знакомое. Или из жизни. Или из сериала. Или из игры. Или из книги. Место, с которым ваш мозг уже хорошо знаком. Оно должно стать отправной точкой. Первым локусом.
Этим словом обозначается витрина для вещей. В примере № 1 локус это громадный книжный шкаф. В примере № 2 локус это улица выставки достижений народного хозяйства. Сам дворец это большой локус. В нём есть локусы меньше — комнаты. В них локусы меньше — витрины, шкаф и пр.
Большинство из нас выросли, живут и работают в очень маленьких помещениях, привыкли перемещаться в ещё более крохотных машинах или вагонах, взглядом привычны к более плотной застройке, чем к простору полей и долин. Поэтому начинал бы я с маленького помещения. Со временем становится понятно, что гораздо эффективнее использовать большое — огромное, как музей — помещение, где есть анфилады комнат и выходы во внутренние дворы и на улицу.
Человек сразу является хорошим маркером. Кроме того, реальных людей лучше всего обозначать, собственно, людьми. Может быть с подчёркнутыми деталями одежды или внешности, чтобы было легче их запомнить. С визуализацией их характерных привычек и особенностей.
6. Размер вещей в локусе.
Не обязательно соответствовать реальности. Если вам надо запомнить что-то, можно делать это больше. Нужно делать это больше. Размер может подчёркивать важность. Большой человек — теперь реально может быть трёхметровым. Мелкая сошка — полметра. Смартфон — размером с дверь. Зато всё видно.
7. Разнообразие локусов.
К вашим услугам все цвета мира. Все особенности. Все размеры. Наконец-то не мешают ни законы оптики, ни законы физики, ни этот надоедливый здравый смысл. Используйте это. Не делайте одинаковых локусов. Делайте залы с максимально разными стенами и оформлением. Так ваш мозг не будет тратить ресурс на мелкие детали. Ему сразу будет понятно, что он в зелёной комнате, где всё заросло папоротниками, или в лиловой комнате с огромными люстрами, или в горчичной комнате, одна стена которой превращается в пляж.
8. Очерёдность в локусе — книга.
Мы читаем — слева направо и сверху вниз. Соответственно, располагать предметы в локусе нужно точно так же. Чем ближе к входу в локус, тем раньше слово. Чем выше — тем раньше. Чем левее — тем раньше. Словом, как в книжке: первая страница раньше (ближе к началу) пятой, первая строчка раньше (выше) пятой, первое слово раньше (левее) пятого.
9. Очерёдность локусов — анфилада.
Я не случайно сказал, что комнаты лучше располагать анфиладами. Иногда придётся проходить через залы, в которых вам ничего не нужно. Прыгать и телепортироваться не надо. Всегда ходите одними и теми же маршрутами. Даже если их несколько. Проходите через залы последовательно. Если вы будете пропрыгивать какой-то локус, то он может скоро исчезнуть из памяти.
Тренировка метода локусов заключается в том, что время от времени вам нужно будет гулять по своему дворцу, перебирать свои вещи. На мой взгляд это больше всего похоже на посещение музея и осмотр — иногда беглый, иногда тщательный — тех экспонатов, что там хранятся.
Вот, пожалуй, и всё, что я знаю об этой технике ))
Если кому есть что добавить — буду рад!
Два поста на пикабу, которые поднимают эту тему:
Счастье опыта
Вопрос для обсуждения:
– Почему с возрастом чувства притупляются? Почему всё новое приносит всё меньше удовольствия?
Биологически причина проста. Когда мы взрослели и впервые переживали новый опыт, он часто становился для нас лучшим либл худшим. Всё потому, что самый первый опыт вызывал у нас очень мощный всплеск гормонов, которые сразу формировали у нас большие нейронные пути.
Значит ли это, что получать удовольствие можно только от нового опыта? И да, и нет. Новый опыт везде: в профессии мы развиваемся, в творчестве меняемся, в отношениях обрастаем новыми впечатлениями. А нет, потому что независимо от количества опыта нужно ещё к нему прислушаться.
Вокруг вас всегда найдутся новые люди, места, знания. Но если не обратить на них внимания, они не станут впечатлениями. И даже несмотря на всю новизну, не сделают вас счастливым.
Одиночная камера подарила мужику волшебную способность
Обратился очень необычный человек с очень необычной просьбой. Это был мужчина, которому, как он говорил, довелось два года сидеть в одиночной камере. Там он научился развлекаться тем, что воспоминал какие то моменты своей жизни, разглядывая и смакуя все детали. Времени было много, поэтому он вспомнил, таким образом, практически всю свою жизнь. Причём, эти воспоминания он научится мысленно визуализировать настолько подробно, что достиг в этом совершенства. Ложкой дёгтя в бочке меда были плохие воспоминания. Научившись переживать прошлое ярко и полно, мой собеседник сильно страдал, если речь шла о травматических событиях. Причём, повторное переживание, как показал опыт, тяжесть не уменьшало. Помощь психолога ему понадобилась, чтобы получить инструментарий, с помощью которого он надеялся освободиться от непригодных для столь чувствительного аппарата эмоций прошлого.
Сеанс проходил тоже необычно. Мой собеседник сам по своему оригинальному ритуалу настраивался. И погружался сразу в требуемое травматическое воспоминание. Мне только оставалось разряжать его, что я и делал. Так, одно за другим, мы прошли все психотравмы, которые, словно на конвейере, мой подопечный выдавал мне для проработки. Память была полностью очищена.
Этот чудесный опыт подарил мне две мысли:
1. Перепроживание травматического сюжета само по себе ничего не значит.
2. Человек способен восстановить самые мелкие подробности даже самого давнего воспоминания.
Проблема в том, что постижение этой удивительной техники возможно только через длительное заключение в «одиночке». Я подумал: лично я пока не готов.
Аська
На волне годовщины ICQ.
Достаточно долго работал в IT-сфере, где вся переписка была через Аську и по работе да и не по работе, но уж лет 15 тружусь совершенно на другой ниве. И следовательно ICQ вообще не использовал с тех пор. И вот вспоминаю я про этот замечательный мессенджер. Захожу в его сервис он-лайн.
Туплю, вспоминаю свой номер. Вспомнил. А пароль не помню.
Отошел. Налил себе кофейку. Подошёл.
Расслабился и ввёл «с разбегу» сразу и номер и пароль. Пальцы просто вспомнили миллион раз набранную комбинацию цифр и продолжили на автомате вводом пароля.
А ведь 15 лет прошло. Чудны дела твои, Господи (мышечная память).
5 необычных симптомов депрессии
Принято считать, что человек в депрессии выглядит грустным и подавленным. Ничто его не радует, поэтому он непременно похож на меланхоличного ослика Иа. Классическая «тройка» симптомов депрессии: ангедония (невозможность получать радость от жизни), адинамия (нежелание совершать какие бы то ни было движения, даже чистить зубы по утрам) и заторможенность мышления, – действительно подразумевает очень грустного человека, который неделями лежит на диване лицом к стене. Однако проявления депрессии бывают значительно разнообразнее, чем принято считать. Иногда депрессия маскируется под другие болезни, и, прежде чем поставить правильный диагноз, врачу приходится перебирать одну гипотезу за другой.
Вспомните бабушек в трамвае, которые просыпаются ни свет ни заря и отправляются в общественный транспорт – без определенной цели, зато в очень плохом настроении. Они цепляются ко всем вокруг с нравоучениями и руганью, а уж если удается спровоцировать полноценный конфликт – это для пожилой особы настоящий праздник. Сварливость, склочность, желание критиковать всех и вся, категорическое несогласие с любым событием в жизни (от творческой деятельности Ольги Бузовой до снега за окном) принято считать проявлением «сложного характера» и «старости». На самом деле это не всегда так.
Раздражительность, а порой и ненависть ко всему сущему, может быть проявлением дисфории при депрессии, и связано это с недостатком серотонина в мозге (в то время как вечно тихие и печальные «ослики Иа» – это, как правило, пациенты с преимущественным дефицитом дофамина).
— Ухудшение памяти и внимания
Эта проблема часто возникает у пожилых. Забывчивость, снижение повседневной активности, нежелание узнавать новости обычно списывается на «старческий маразм» и преподносится с пессимистичным заявлением: «Ну а что вы хотите, возраст».
Нередко такое случается после тяжелой болезни, которая вдруг настигла пожилого человека. Это может быть перенесенный инсульт, инфаркт или недавно выявленное онкологическое заболевание. И вот пенсионер, который еще недавно был бодр и полон скромных планов по облагораживанию своей дачи, надеялся пройти ежегодный осмотр в поликлинике, вдруг теряет интерес ко всему, вплоть до элементарных бытовых дел: перестает принимать душ, забывает поесть, не понимает, какие таблетки должен принять. Детальное обследование у невролога помогает отличить истинное снижение памяти от депрессии. Последнюю лечить куда легче и эффективнее: одна-две нехитрых таблетки плюс немного внимания близких творят чудеса и быстро позволяют вернуть личность человека буквально из небытия.
И снова вспомним бабушек из трамвая. Почему они встают так рано, если им все равно не нужно на работу? Конечно, у пожилых людей снижена потребность в ночном сне, иногда до 4–5 часов. Однако это не единственная причина ранних пробуждений.
Если человек просыпается каждое утро с тревожными мыслями, начинает обдумывать возможные негативные жизненные сценарии, которые, возможно, никогда не произойдут, или строить в голове бесконечные диалоги с обидчиками, дело может быть в депрессии. Нарушение глубины сна и его продолжительности – обычное дело при депрессивных состояниях.
Нормально испытывать чувство вины из-за того, что вы случайно обидели человека. Однако если вина приобретает колоссальные масштабы и надолго преобладает над остальными эмоциями, дело плохо. Мать, которая чувствует себя виноватой перед ребенком, потому что каждое утро отводит его в садик, чтобы пойти на работу, и которой одновременно совестно перед начальником, что она слишком часто вспоминает о своем малыше, возможно, находится в депрессии. Мужчина, который чувствует вину перед родителями, женой, детьми, друзьями и немного – перед всем человечеством в целом, вероятно, также имеет проблемы с нейромедиаторным обменом в мозге.
Непонятные боли, с которыми пациент обошел всех врачей, но так и не нашел их причины. Неопределенный дискомфорт, ощущение постоянной усталости без видимых причин и полное отсутствие жизненных сил. Странные головные боли, причину которых доктор не находит ни после осмотра, ни на МРТ. Все это может быть «телесными» проявлениями депрессии.
Иногда депрессия маскируется за обострением хронического заболевания, например гастрита.
Важным «маячком» является несоответствие картины, которая обнаруживается после обследования, и субъективных ощущений пациента. Если на гастроскопии найдется неопасный катаральный гастрит, а пациент ощущает ужасный дискомфорт днем и ночью, пребывает в уверенности, что хуже его заболевания нет ничего и проявления его нехитрого недуга сопоставимы по апокалиптичности с концом света, это может быть депрессивное расстройство.
Проявления депрессии не всегда укладываются в классическую схему и зачастую не осознаются пациентом: ему сложно представить, что это не мир вокруг стал каким-то серым и враждебным, это его мозг транслирует искаженную картину и нуждается в бережной «перенастройке.
Сколько видов памяти Вы знаете?
Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.
Давайте начнëм. Виды памяти:
Имплицитная, или «скрытая память»
Данный тип памяти неосознаваемый, он обеспечивает использование информации, полученной на основе прошлого и неосознаваемого опыта.
Процедурная память входит в «состав» имплицитной. Включает, в том числе, и память на движения, тоесть мышечную память.
Эксплоцитная память подразумевает под собой осознанное использование. Еë используют в течении дня, например, вспоминая событие из прошлого.
Еë структура состоит из 2 подсистем:
Эпизодическая.
События из жизни, которые происходили с человеком или вокруг него. Даëт возможность ментально путешествовать к событиям.
Семантическая
Касается общих мировых знаний (факты, идеи, смыслы, понятия), которые могут быть сформулированы.
Рабочая или оперативная память— это когнитивная система ограниченной емкости, обеспечивающая временное хранение информации, доступной для непосредственной обработки. Работа оперативной памяти необходима для проведения рассуждений, для текущей мыслительной деятельности, например, для решения логической задачи или осознания сложной информации, и руководства при принятии решений и поведении.
Иконической памяти. Так называется сенсорная память, в которую поступает и сохраняется стимульная визуальная информация, отфильтрованная и агрегированная зрительной системой. При этом зрительная система человека формирует и обрабатывает поток информации в 10 миллионов бит в секунду.
Эхоической памяти. Она сохраняет стимульную звуковую информацию, поступающую через слуховую сенсорную систему из органов слуха.
Тактильной памяти.
Тактильная память регистрирует стимульную информацию, поступающую через соматосенсорную систему.
Вкусовой сенсорной памяти.
Вкусовая сенсорная память регистрирует стимульную информацию вкусовых раздражителей, поступающую через вкусовую сенсорную систему.
Обонятельной сенсорной памяти.
Она регистрирует запаховую стимульную информацию, поступающую через обонятельную сенсорную систему.
Эйдетической памяти. Это долговременная память на сенсорную информацию.
Долговременная память
В отличии от сенсорной и кратковременной памяти, объекты долговременной памяти непосредственно не доступны сознанию, то есть эта память является частью подсознания. Сенсорная и кратковременная память имеют жестко ограниченную ёмкость и время хранения, информация в них остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить, за счет повторения, телефонный номер долгие годы.
И это ещë не всë.
Также выделяют :
Социальную память. Это память социальных связей: знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения.
Топографическая память.
Её также часто называют пространственной. В основном они хорошо помнят топографию пространства своих жилищ, родственников, друзей, окрестности, где они живут, места отдыха, игр, прогулок, путешествий и т. д., с самого раннего детства. Хорошо запоминают топографические характеристики мест, в которых бывают и дорог, по которым перемещаются.
Ещë есть проспективная память, направленная на намерения и будущие действия.
Также есть непроизвольная память, эмоциональная, образная и болевая.
На стыке между эпизодической и семантической памятью выделяют автобиографическую память, включающую в себя черты обоих.
Но также не стоит забывать о ложной памяти, или парамнезии. В ней может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных событий и вымышленных, стирается нарушением и качественным извращением памяти.
Есть несколько видов ложной памяти:
Также есть ложные, внушëнные воспоминания.
Память играет важную роль в обучении, сознании и самоиндификации, прогнозировании и воображении несуществующего. Вероятно, этот процесс и процесс обучения являются очень интересной процедурой
«Нарезки» и «перетасовки» фрагментов воспоминаний.
А теперь попробуйте вспомнить те виды и типы памяти, о которых было написано. Если получится больше 10, то это повод гордиться)