если в детской поликлинике нет нужного специалиста что делать
Разъяснение законодательства, регулирующего вопросы прикрепления к поликлинике
Принцип прикрепления к поликлинике по месту регистрации отменен. Никаких объяснений по поводу смены поликлиники не требуется.
Реестры размещаются на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС. В случае изменения места жительства или места пребывания гражданина, он может прикрепляться к новой поликлинике чаще, чем 1 раз в год.
Поликлиника по заявлению гражданина обязана его прикрепить и не имеет права отказать или требовать прикрепиться по месту жительства без объективных причин. Прикрепление к медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы, производится бесплатно.
В случае изменения места жительства, застрахованный гражданин обязан осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца, если в новом регионе проживания отсутствует страховая медицинская организация, в которой ранее был застрахован гражданин.
Медицинской организации отводится четыре рабочих дня на проверку указанных гражданином сведений и прикрепление. Открепление от прежней поликлиники происходит автоматически.
Если в структуре городской поликлиники, к которой гражданин планирует прикрепиться, нет отделения стоматологии и женской консультации, необходимо отдельно прикрепиться к стоматологической поликлинике и женской консультации.
Жители России имеют право на получение медицинской помощи по базовой программе ОМС на всей территории Российской Федерации. Наличие полиса ОМС подтверждает эти права. Для получения экстренной и неотложной помощи иногороднему гражданину необходимо обратиться в медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, по месту временного пребывания с полисом ОМС и документом, удостоверяющим личность. Отказ в оказании медицинской помощи иногородним жителям при наличии этих документов является неправомерным.
Если гражданин работает или длительное время проживает не по месту постоянной регистрации, он имеет право прикрепиться к поликлинике по месту временного пребывания.
При возникновении вопросов, связанных с получением услуг в сфере ОМС, граждане вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Когда не нужно платить за лечение и куда жаловаться, если требуют денег
В России есть понятие бесплатной медицины. Имеется в виду, что за некоторые услуги граждане ничего не должны платить из своего кошелька. Эти расходы на лечение оплачивает государство и страховые компании. Все это регулируется законами и программами, которые невозможно полностью изучить и понять обычному человеку. Поэтому иногда люди платят за то, что можно получить бесплатно, ждут дольше положенного или вообще не обращаются за помощью, хотя бюджет выделяет на это деньги.
Минздрав выпустил памятку, где собрал все важное, что людям нужно знать о лечении, деньгах и защите прав. Памятка хоть и меньше закона, но все равно большая и не очень понятная. И там не все, что желательно знать. Лет через десять они научатся говорить на человеческом, а пока что мы исполним обряд перевода.
Желтой плашки сегодня не будет
Прочитайте всю статью, чтобы быть в курсе своих прав. Как говорят, дьявол в деталях.
Какие виды медпомощи оказывают бесплатно
Россия гарантирует, что предоставит вам некоторые медицинские услуги бесплатно. На самом деле они не бесплатные, но за них платят не люди, а бюджет и фонд медицинского страхования.
Чтобы получить эти услуги, нужно иметь полис ОМС : он подтверждает, что вы застрахованы и государство выделяет деньги на ваше лечение. Иногда полис не нужен, а помощь все равно окажут всем и бесплатно.
По закону не нужно платить за такие виды помощи:
Никогда не нужно платить за экстренную помощь. Даже частная медицинская организация обязана оказать ее бесплатно и без полиса. Если есть угроза жизни, можно обратиться в любое медучреждение — платное или бесплатное, по месту прописки или в другом городе. За отказ спасти человека или если за такое требуют денег — уголовная ответственность.
Кому положены бесплатные лекарства
Кроме консультаций, лечения, диагностики, скринингов и операций в некоторых случаях положены бесплатные лекарства. Но лекарства выдают не вообще при любом обращении, а, например, только в стационаре, при вызове скорой или конкретных заболеваниях. Если обращаться за амбулаторным лечением, бесплатные лекарства положены при определенных диагнозах, некоторым категориям пациентов или их можно купить со скидкой 50%.
Сколько нужно ждать, пока вам помогут
По срочности медпомощь делится на три вида:
Для каждого вида — свои сроки ожидания. Максимальные сроки устанавливает не поликлиника и не конкретный врач, а закон. Если скорая при инфаркте едет три часа — это нарушение. А вот ждать, пока проведут томографию, можно и две недели — все по закону.
Сроки ожидания медпомощи
Сроки ожидания медпомощи
Когда нужно платить за лечение
Хотя медицина бесплатная, иногда за помощь и лечение нужно платить.
По желанию. Потому что за это не платит бюджет или хочется быстрее. Например, можно прийти в бесплатную поликлинику, попасть на прием к терапевту или эндокринологу за счет бюджета, а анализы сдать платно: чтобы в удобное время, а не в рабочий день.
Хочется лечиться платно. То есть ходить не к окулисту в свою поликлинику, а в продвинутый медцентр с лазерными технологиями. А зуб ребенку удалять не по талончику, а платно с анестезией, игрушками и под музыку.
Нужен сервис получше. Услуги за деньги могут быть не только медицинские. Например, после бесплатной операции или родов можно попросить платную палату.
Государство лечит не так. В законах есть порядок — как оказывать медицинскую помощь. При такой болезни лечат так, процедуры такие, материалы вот эти. Если пациент хочет получать медицинские услуги в другом порядке, ему могут предложить их платно. Например, талончик к эндокринологу нужно ждать две недели. Если заплатить, могут принять быстрее. Тут нет нарушения. Обход правил — за деньги.
Анонимное лечение. Чтобы государство оплатило прием, операцию или лекарства, нужно знать, кто за ними обратился. Больницы отчитываются по каждому человеку и его лечению. Если хочется сохранить личность в тайне от государства, можно заплатить. По ОМС получить анонимную помощь нельзя, но можно зашифровать персональные данные цифровым кодом.
Нет полиса или гражданства. Чтобы получать бесплатную помощь, нужно быть застрахованным. Полис могут выдать и без гражданства, но просто так прийти к терапевту в поликлинику проверять зрение нельзя. Без полиса бесплатно примут только в экстренных случаях. Полисы выдают даже безработным, детям и предпринимателям. За это не всегда приходится платить взносы, но сам документ нужно оформить.
Обращение в другую поликлинику или больницу. Каждый человек закреплен за каким-то медучреждением по прописке или по личному выбору. Выбирать можно не чаще раза в год. Но можно в любое время прийти в другую поликлинику или не к своему врачу — за деньги.
Что делать, если врачи навязывают платные услуги?
Предлагать платные услуги, материалы и обследования — это само по себе еще не нарушение. По закону можно предложить пациенту оплатить дорогой шовный материал, если с ним лучше заживает и его потом не нужно снимать. Бесплатно будут использовать российский, а за деньги — немецкий.
Но в таком случае пациенту должны дать весь расклад: он должен понимать, что бесплатно его все равно не оставят без швов и анестезии. Врач может предложить что-то получше, но не заставлять платить за сам факт лечения, если оно может быть бесплатным по закону. От предложения доплатить всегда можно отказаться.
Если врач именно навязывает услуги за деньги и намекает на плохое лечение или задержку обследований без доплаты, нужно жаловаться.
Куда жаловаться, если требуют денег?
Если в поликлинике или больнице с вас требуют денег за то, что должны делать бесплатно, пишите жалобы:
Если вы не захотели платить и вас из-за этого плохо лечили, не сделали нужные анализы или выписали раньше времени из больницы, жалуйтесь в Роспотребнадзор. Пациент государственной больницы — такой же потребитель услуг, как клиент парикмахерской, химчистки или языковой школы. Ваши права защищает закон. За плохое лечение с больницы можно потребовать компенсацию. Но сначала — написать претензию самой больнице, такой порядок.
Кто такие страховые представители и зачем они нужны?
Если у вас есть полис, вы застрахованы в конкретной страховой компании. Она получает за это деньги. А больницы и поликлиники получают деньги от нее.
Специально обученные люди должны следить, как лечат их клиентов, не нарушают ли их права и не требуют ли от них лишних денег. Если что-то непонятно по поводу лечения и платежей, можно позвонить в страховую и разобраться. Иногда представители страховых компаний сидят прямо в поликлиниках.
Вот какие проблемы поможет решить страховой представитель:
Телефон страховой компании указан на полисе. В любой непонятной ситуации звоните туда. Можно прямо из кабинета врача.
Федеральный фонд ОМС и Всероссийский союз страховщиков напоминают, что застрахованные лица в сфере ОМС имеют право на выбор или смену поликлиники
Каждый гражданин РФ, застрахованный по ОМС, имеет право один раз в год поменять медицинскую организацию, в которой ему амбулаторно предоставляется медицинская помощь – поликлинику, в том числе стоматологическую поликлинику, а также женскую консультацию. При этом гражданин может выбрать любую медицинскую организацию из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Принцип прикрепления к поликлинике по месту регистрации отменен. Никаких объяснений по поводу смены поликлиники не требуется.
Реестры размещаются на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС. В случае изменения места жительства или места пребывания гражданина, он может прикрепляться к новой поликлинике чаще, чем 1 раз в год.
Поликлиника по заявлению гражданина обязана его прикрепить и не имеет права отказать или требовать прикрепиться по месту жительства без объективных причин. Прикрепление к медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы, производится бесплатно.
Обращаем внимание, что в случае изменения места жительства, застрахованный гражданин обязан осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца, если в новом регионе проживания отсутствует страховая медицинская организация, в которой ранее был застрахован гражданин.
Для прикрепления необходимо обратиться в выбранную медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, и иметь при себе следующие документы:
Полис ОМС или временный полис ОМС;
Паспорт, временное удостоверение личности или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
Документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего, в случае, если прикрепить необходимо ребенка;
Документ, подтверждающий смену места жительства, в случае смены поликлиники чаще, чем 1 раз в год по причине изменения места жительства.
Медицинской организации отводится четыре рабочих дня на проверку указанных гражданином сведений и прикрепление. Открепление от прежней поликлиники происходит автоматически.
Если в структуре городской поликлиники, к которой гражданин планирует прикрепиться, нет отделения стоматологии и женской консультации (касается женского пола), необходимо отдельно прикрепиться к стоматологической поликлинике и женской консультации.
При кратковременном пребывании в другом субъекте РФ
Жители России имеют право на получение медицинской помощи по базовой программе ОМС на всей территории Российской Федерации. Наличие полиса ОМС подтверждает эти права.Для получения экстренной и неотложной медицинской помощи иногороднему гражданину необходимо обратиться в медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, по месту временного пребывания с полисом ОМС и документом, удостоверяющим личность. Отказ в оказании медицинской помощи иногородним жителям при наличии этих документов является неправомерным.
При длительном пребывании в другом субъекте РФ
Если гражданин работает или длительное время проживает не по месту постоянной регистрации, он имеет право прикрепиться к поликлинике по месту временного пребывания.
Отказ в прикреплении из-за отсутствия регистрации по месту временного пребывания при наличии необходимых документов является неправомерным.
При получении специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи
Выбор медицинской организации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме осуществляется пациентом, в том числе, в соответствии с предоставленной врачом информацией о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых предоставляется необходимая пациенту медицинская помощь. Врач выдает направление, в котором указывается наименование медицинской организации, а также срок, в течение которого в медицинскую организацию необходимо обратиться.
Врач обязан предупредить пациента о возможных сроках ожидания медицинской помощи в выбранной медицинской организации. Если гражданин самостоятельно выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания превышает установленный территориальной программой, то лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации пациента. [2] В случае затруднения с предоставлением медицинской помощи, в том числе консультации врача-специалиста, необходимо обратиться к руководителю медицинской организации или в страховую медицинскую организацию, выдавшую пациенту полис ОМС.
В случае, если у Вас возникли затруднения при прикреплении к выбранной поликлинике, направлении в медицинскую организацию, предоставляющую специализированную медицинскую помощь, а также при наличии любых вопросов, связанных с получением услуг в сфере ОМС, Вы вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую Вам полис ОМС.
Номер круглосуточной «горячей линии» указан на Вашем полисе ОМС, а также на сайте Вашей страховой медицинской организации.
[1] В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2012 № 24278).
В поликлинике нет нужного врача, а направление в другую больницу не дают: что делать и куда жаловаться?
Кризис в российском здравоохранении все никак не закончится: врачей все еще не хватает, а те, что есть – разбегаются по страховым компаниям и частным клиникам. Бесплатная медицина есть, но она остается в сильно урезанном варианте и иногда к нужному врачу вообще никак не попасть. Мы разобрались, что нужно сделать в этой ситуации.
Как устроена запись к узкому специалисту по ОМС
Лечиться в России можно в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), и в большинстве случаев можно обойтись без дополнительных расходов. Полис покрывает достаточно много видов заболеваний, диспансеризацию, вакцинацию, частично стоматологию, а некоторые тяжелые заболевания финансируются государством по отдельным программам.
Так обычно говорят чиновники и политики. На практике ситуация в здравоохранении может быть несколько иной. Действительно, попасть на прием к терапевту обычно можно в течение суток с момента обращения (если по записи), а к узкому специалисту – в течение 14 дней.
Алгоритм действий пациента весьма простой:
Кстати, если у человека состояние, которое требует немедленной помощи (острая боль, температура и т.д.), то его должны принять в течение 2 часов – безо всякой записи.
Соответственно, узкие специалисты не примут никого без направления от терапевта. Другой вопрос – что записываться на прием к узкому врачу, скорее всего, пациенту придется самостоятельно.
И главное – если такого узкого врача нет в поликлинике, с большой долей вероятности у пациента будут проблемы.
Нет узкого специалиста – что делать?
Узкого специалиста, прием которого необходим пациенту, может не оказаться в данной поликлинике. Такое происходит по разным причинам: например, врач ушел в отпуск, уволился, или его изначально там не было (например, онколог принимает в специализированных учреждениях).
В этом случае с точки зрения закона есть буквально один вариант дальнейших действий: врач должен выписать направление по форме 057/у-04 , в которой указывается, в какое учреждение направляется пациент (оно обязательно должно работать по ОМС). Обычно эта справка выдается тем, кого направляют в стационар на госпитализацию, но ее используют и при отсутствии профильных специалистов в поликлинике.
Проблема в том, что получить такую справку получается далеко не везде. Формально повод для отказа может быть один: прием специалиста в другом учреждении пациенту не требуется по медицинским показаниям. В реальности врачи часто на словах отказываются выписывать такую справку.
В беседе с пациентом ему говорят, что нужного врача нет и на прием к нему лучше сходить в ближайшую частную клинику. Конечно, это не совсем законно, но побороть явление все еще не получается. Причина этого – когда другое учреждение примет пациента по направлению, деньги за него получит именно оно.
Другая проблема – к нужному врачу запись возможна, но она растягивается на несколько месяцев вместо максимально допустимых 14 дней. И это тоже нарушение, за которое поликлиника должна нести ответственность.
Как говорит Юрий Рыбко из «Центра медицинских знаний», возможных вариантов действий у пациента есть много – начиная от «мирных» попыток договориться, и заканчивая жалобами:
Ситуация, когда в лечебном учреждении нет нужного специалиста или к нему слишком большая очередь, не редкость. Есть несколько вариантов решения данного вопроса.
Юрий Рыбко, врач-организатор здравоохранения ООО «ДМЦНЭиО «Центр медицинских знаний»».
Другими словами, если пациенту отказывают в реализации его законного права на медицинскую помощь, нужно обращаться в разные инстанции – начиная от главврача, и заканчивая территориальным фондом ОМС.
Точно так же работает система и в случаях, когда пациенту не дают направление на бесплатные анализы и некоторые виды диагностики (например, МРТ). Если врач настойчиво предлагает обратиться в частный центр и пройти процедуру за свои деньги, это нарушает права пациента.
Правила требуют, чтобы пациенту выдали направление по форме 057у на необходимую для него процедуру, и, например, в случае с МРТ пациент должен ждать обычно не более 30 дней.
Правда, у всего есть обратная сторона. Врач может не выписывать направление не из вредности и не из желания сэкономить деньги поликлиники. Часто он руководствуется интересами пациента:
Поэтому, если врач отказывается выписать направление, лучше напрямую спросить у него, почему он так поступает. Иногда они – в первую очередь врачи, а уже потом бюрократы, и действуют лишь во благо пациента.
Куда жаловаться и помогут ли жалобы
Что касается жалоб и обращений по поводу качества и доступности медицинской помощи, то тут все неоднозначно: если пожаловаться на действия врача, его, вероятно, накажут (и чаще всего материально). Но если город небольшой и врач по такой специализации всего один, в будущем это может повлечь предвзятое отношение к пациенту.
Тем не менее, в настоящее время жалобы остаются едва ли не единственным действенным механизмом для защиты прав пациентов.
Если пациент столкнулся с какими-то проблемами (ему прописали заведомо недействующие гомеопатические препараты или отказали выдать направление к специалисту), есть определенная очередность, куда жаловаться:
Часто бывает так, что страховая компания сама решит проблему за пациента, после чего ему просто скажут, куда подойти за талоном на запись к врачу.
Но даже если в городе всего один специалист нужной квалификации, и принимает он только в частной клинике, а до другого врача ехать сотни километров, вряд ли поможет даже прокуратура. Однако выход есть и здесь: можно обратиться в частную клинику за свой счет, а потом попытаться вернуть деньги через суд.
Конечно, главное – чтобы это обращение к специалисту было назначено терапевтом, иначе никто ничего не компенсирует.
Как говорит Надежда Тризна из «ЛьготОтвет», жалобы в российской практике обычно помогают – их достаточно подробно рассматривают и должны предоставить ответ пациенту:
Если утвержденные сроки нарушаются, снова придется жаловаться в те же инстанции. Кроме того, можно подключить Росздравнадзор и местные органы управления здравоохранением (например, департамент). Сделать это можно как письменно, при личном визите, так и через интернет. Обычно на сайтах этих контролирующих организаций есть специальные формы обратной связи, где можно оставить жалобу, указав свои контактные данные. Все обращения отрабатываются: даже на благодарности отвечают по электронной почте, а жалобу уж точно должны будут разобрать от и до.
Надежда Тризна, редактор издания «ЛьготОтвет».
Так что закон достаточно неплохо защищает права пациентов. Нужно лишь помнить о том, что поданная жалоба не увеличит число врачей и не добавит им несколько часов приема каждый день.
Скорее всего, если пациента усилиями страховой компании и главврача «втиснут» в график приема, врачу просто придется поработать дольше – и дополнительная оплата ему за это полагается далеко не всегда.
Альтернатива – частные клиники и ДМС
Как уже можно было понять, государственной медицине решить все проблемы пока не удалось. Особенно сильно это ощущается в небольших городах, где может не хватать многих важных специалистов, и никакими жалобами их невозможно материализовать.
Альтернативой остаются частные клиники, которые активно захватывают рынок медицинских услуг в России. Зачастую в них работают врачи, уволившиеся из государственных поликлиник, или совмещающие работу сразу в двух местах.
Правда, доходы населения в реальном исчислении не растут уже несколько лет, и отдать 1000-1500 рублей за прием специалиста и 2000-3000 рублей за диагностическую процедуру вроде ЭКГ или УЗИ людям крайне затруднительно.
Выход есть и тут – определенное количество частных клиник работает по ОМС. Мы уже писали об этом подробно. Если рассказать вкратце, то некоторые частные клиники предлагают прием разных врачей в рамках ОМС – от первичного приема терапевтом до консультации профильным специалистом.
Проблем у частной медицины при работе в системе ОМС хватает. Это недостаточные квоты (фонд ОМС готов оплачивать прием лишь некоторого количества пациентов), низкий тариф в системе, сложная и запутанная отчетность.
Как правило, в системе ОМС работают частные клиники в новых районах (где других вариантов нет вообще), центры МРТ и гемодиализа, некоторые стоматологические клиники. При прочих равных условиях пациенту предпочтительно обратиться именно в частную клинику – уровень комфорта там выше, а очередей почти нет.
Однако есть и еще один альтернативный вариант – оформить полис дополнительного медицинского страхования (ДМС). Это программы страхования, предлагаемые медицинскими страховыми компаниями уже за деньги. Чаще всего ДМС оплачивает работодатель, но иногда такой полис покупают и обычные люди.
ДМС может стоить 20 тысяч рублей в год, а может – и все 100. Самые дешевые программы похожи на ОМС, отличия лишь в праве записаться на прием без очереди и в чуть большее количество медицинских учреждений. Запись по ДМС бывает двух видов:
На практике программа ДМС может сработать даже в минус – если по ОМС врачи без промедления приступят к оказанию помощи, то по ДМС они должны дождаться гарантийного письма из страховой компании.
Кроме того, большая часть программ ДМС покрывает лишь те страховые случаи, когда жизни пациента что-то угрожает. Если это плановый прием терапевта, то полис может его и не покрывать.
Особенно невыгодно покупать полис ДМС в небольшом городе, где с ними может не работать ни одна клиника (просто по причине их отсутствия), а в государственной поликлиники пациенты с ОМС и ДМС будут иметь одинаковые права.
Тем не менее, бывают случаи, когда лучше обратиться к врачу «здесь и сейчас» за деньги, чем ждать записи на прием и терять драгоценное время. Здоровье в этом случае может оказаться дороже денег.