если взялись за ответственное дело так держите свою марку исправить
Урок-лабораторная работа «Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари» по русскому языку для 6 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Фразеологическое богатство русского языка. Фразеологические словари».
1) Закрепить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся; научится: работать со словарем фразеологизмов, находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов; расширить представления о фразеологизмах, их происхождении и значениях.
2) Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи; развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности, коммуникативности, умение работать в команде;
3). Вызвать интерес учащихся к богатству и выразительности русского языка; прививать чувство любви и уважения к родной речи на основе развития познавательного интереса учащихся; воспитывать творчески активную личность, способную к саморазвитию через самообучение.
Оснащение: карточки с заданиями, образцы ответов на задания, словари фразеологизмов.
I . Порядок выполнения работы
1. Прочитайте текст, придумайте название. Определите стиль текста.
2. Дайте определение что такое фразеологизмы, объясните их функцию.
4. Попробуйте заменить фразеологизмы в тексте словосочетаниями. Сравните звучание измененных предложений.
5. С найденными фразеологизмами составьте свой вариант текста.
6. Подготовьте выразительное чтение предложенного текста. Озвучьте его перед классом.
Творческое задание в игровой форме*: Изобразить фразеологизм в виде пантомимы. Например, «денег куры не клюют», «водить за нос», «мухи не обидит» (можно предложить выполнить по одному заданию каждой из групп, а другим группам отгадать показанный фразеологизм).
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, развесили уши, слушаем. У моего братишки аж голова вскружилась от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем, да пойдем!» А сын лесника говорит, что он такой мастер рыбу ловить – собаку съел на этом деле. Не знаю, каких он собак ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним махом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
Образцы ответов к заданию:
1. Стиль текста – художественный
2. Фразеологизмы из текста и их значение:
пальчики оближешь – о чем-то очень вкусном;
развесили уши – в нимательно, с полным доверием к рассказывающему, слушать что-либо;
голова вскружилась – п отерять чувство реальности;
собаку съел – о человеке, являющемся мастером в каком-то деле;
попались на удочку – поверить во что-то;
одним махом – с первой попытки, сразу;
морочит голову – р азыгрывает, вводит в заблуждение кого-то; дурачит, сбивает с толку;
в три ручья – п ереживая большое горе, безудержно плакать;
не в своей тарелке – и спытывать чувство неловкости, смущения;
ни в сказке сказать, ни пером описать – о восхищении чем-то прекрасным, которое трудно передать словами.
Задание для группы № 1
Внимательно прочитайте и найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите предложения исправив ошибки в написании фразеологизмов.
1) Я тебя прождал целый битый час.
2) Они такие друзья, что их водой не разольёшь.
3) Моего соседа все знают: он говорит нараспашку.
4) Это была оборотная сторона мысли.
5) Все единодушно потребовали приподнять занавес над этой странной историей.
2. Составьте связный текст из 3 – 5 предложений, введя в них любые из предложенных фразеологизмов.
3. Ответьте на вопрос: «Как нужно употреблять в речи фразеологические обороты? Является ли значение фразеологизмов буквальным?»
Образцы ответов к заданию:
1. 1) Я тебя прождал битый час.
2) Они такие друзья, что их не разлить водой.
3) Моего соседа все знают: у него душа нараспашку.
4) Это была оборотная сторона медали.
5) Все единодушно потребовали приподнять завесу над этой странной историей.
3. Фразеологические обороты следует воспроизводить в речи точно, в том виде, в каком они закрепились в языке. Ни один фразеологизм не следует толковать буквально – это образные выражения.
Задание для группы № 2
1. Вспомните правило, что такое синонимы.
2. Подберите синонимы к названным фразеологизмам.
4) Пальчики оближешь.
5) Закрывать глаза на… (что).
3. Составьте связный текст из 3 – 5 предложений, введя в них сначала одни фразеологизмы, потом – заменив их на фразеологизмы-синонимы.
4. Сделайте вывод о взаимозаменяемости фразеологизмов-синонимов.
Образцы ответов к заданию:
Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
1) Куры не клюют – хоть пруд пруди.
2) Тьма кромешная – ни зги не видно.
3) Глядеть в оба – держать ухо востро.
4) Пальчики оближешь – язык проглотишь.
5) Закрывать глаза на что – смотреть сквозь пальцы.
В русском языке одно и то же значение можно выразить не только разными словами, но и разными фразеологизмами. То есть, фразеологизмы, как и слова, могут находиться в синонимических отношениях друг с другом, быть близкими по значению. Такие фразеологизмы называются фразеологизмами-синонимами.
Задание для группы № 3
Прочитайте данные два предложения: 1) По приказу командира солдат вышел из строя. 2) Аппарат очень быстро вышел из строя и нуждается в ремонте.
Выделите общее (повторившееся) в тексте обоих предложений.
В каком предложении употреблен фразеологизм? Назовите его. Что он обозначает?
Ответьте на вопрос: от чего зависит, является ли словосочетание фразеологизмом?
Образцы ответов к заданию:
Фразеологизм употреблен во втором предложении: «вышел из строя», т.е. сломался, испортился.
1). Он боролся со своей усталостью и с тем, чтобы не закрывать глаза. – «закрывать глаза» свободное словосочетание.
3). От сильного зноя хотелось больше держаться в тени. – «держаться в тени» свободное словосочетание.
Является ли словосочетание фразеологизмом зависит от контекста.
Подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом, обобщение.
* игровой эффект важен на каждом уроке, независимо от возраста учащихся. Именно игра помогает, с одной стороны, снять напряжение в процессе умственной деятельности, а с другой – активизировать внимание на многообразии фразеологии, увидеть ее богатые языковые возможности. Увлекательные, занимательные формы работы вызывают интерес и прививают чувство любви и уважения к родной речи.
Алефиренко Н. Фразеологический словарь. Культурно-познавательное пространство русской идиоматики. — М.: Элпис, 2008. — 472 с. — (Филологические словари русского языка).
Бахвалова, Т.В. Лабораторные работы в курсе «Современный русский язык / Т.В.Бахвалова –РЯШ 2/1997 – 128 с.
Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
Бураева, Н.Н. Лабораторные работы на уроках русского языка в 10 классе. / Н.Н.Бураева – РЯШ 1/2005 – 128 с.
Войнова Л. А., Жуков В. П., Молотков А. И., Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1987. — 543 с.
Камынина,АА и др. Лабораторные работы по русскому языку / А.А.Камынина и др. – М.: Просвещение, 1983 – 353 с.
Худякова, Л.А. Лабораторные работы по русскому языку – в школу / Л.А.Худякова – РЯШ 6/1999 – 128 с.
Конспект. Русская фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
Урок русского языка. 10 класс
Учитель Александрова С.В.
Урок русского языка
Учитель Александрова С.В.
Русская фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов. Фразеологические словари.
— образовательная: закрепить и расширить полученные ранее знания о фразеологической единице (многообразии и разнородности), источниках фразеологии; закрепить правила уместного употребления фразеологизмов в речи; совершенствовать умение находить и оценивать употребление устойчивых словосочетаний в художественной литературе, публицистике как средства выразительности речи, навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи
— развивающая: развивать навык самостоятельной поисковой деятельности, коммуникативной компетентности, умения работать в группе;
— воспитательная: воспитывать стремление к совершенствованию собственной речи, воспитывать творчески активную личность, способную к саморазвитию через самообучение.
Тип урока – систематизации и обобщения ЗУН
Виды деятельности учащихс я: слушание, беседа, самостоятельная работа, работа в группах, выполнение заданий творческого характера, работа со словарями.
Оборудование урока: учебник, фразеологический словарь, проектор, мультимедийная презентация, дидактический материал, ЭОР L earning A pps.org
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Начать наш урок я предлагаю с шуточных вопросов:
Есть ли у земли лицо? ( Стереть с лица земли).
Есть ли глаза у правды, опасности, смерти? (Смотреть правде в глаза)
Бывает ли у некоторых людей в голове блюдо? (Каша в голове).
Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).
— В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания? (Фразеологизмы).
Сообщение темы урока, совместная постановка целей и задач. ( Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи).
3) Актуализация знаний.
Орфографическая разминка «НЕ и НИ с разными частями речи»
Ни рыба ни мясо, никак нет, несмотря на все усилия, никаким образом, ни в коем случае, как никогда, погружаться в нирвану (отдаваться состоянию полного покоя), не смотря под ноги, не защищен, нелепо, ни шагу назад, нечист на руку, нечего сказать, неутолимая печаль, на нет и суда нет, тридцать три несчастья, неподкупная совесть, нем как рыба, нелегкая принесла, еще не прочитан, немеркнущая звезда.
— Проверьте написанное (самопроверка). Обоснуйте выбор написания частицы не или ни, слитного или раздельного написания.
— Найдите в словарном диктанте фразеологизмы.
— Какие признаки фразеологизмов вы знаете? (Устойчивые, неделимые словосочетания. Лексическое значение имеет не каждое слово, а все словосочетание в целом. В предложении является одним членом предложения).
Подведем итог: Фразеологизм – это лексически неделимое, целостное по значению, воспроизводимое в готовом виде сочетание слов. Фразеологизмы помогают немногими словами сказать многое, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Так, устойчивое сочетание на широкую ногу означает не просто «богато», а «богато, роскошно, не стесняясь в средствах». Фразеологизм заметать следы означает не просто «уничтожать, устранять, что-либо», а «устранять, уничтожать то, что может служить уликой в чем-либо».
4) Обобщение и систематизация знаний
Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.
Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.) (от греч. phrases, родительный падеж от phráseōs – выражение и logos – слово, учение).
Интерактивное упражнение «Обучая учусь». Объединение учащихся в 4 группы, инструктаж: самостоятельное изучение теоретического материала в группах – до 5 минут (сотрудничество), презентация результатов – 3 минуты (с использованием таблиц, схем, кластеров), рефлексия результатов работы группы учениками.
Задания группам (раздаточный материал, приложение 1).
1. Фразеологизм и его признаки
2. Происхождение фразеологизмов русского языка
3. Источники русских фразеологизмов.
4. Использование фразеологизмов в речи.
Каждой группе предлагаются карточки с заданиями-фразеологизмами. При помощи пантомимы необходимо изобразить фразеологизм, а остальным группам – угадать и объяснить значение.
Задания на карточках:
Стоять на задних лапках.
Попасть не в бровь, а в глаз.
5) Применение знаний и умений
Сопоставьте фразеологизмы и их значение (интерактивное упражнение с использованием ЭОР L earning A pps.org)
Пример: выйти из строя
1) По приказу командира солдат вышел из строя (свободное сочетание). 2) Из-за неправильной эксплуатации аппарат очень быстро вышел из строя (фразеологизм: терять свои качества, пригодность, испортиться; в предложении все сочетание является сказуемым)
2 группа — закрывать глаза, держаться в тени ;
3 группа — лёд тронулся, плыть по течению ;
Фразеологизмам свойственны такие явления, как синонимия и антонимия.
Ответьте на вопросы:
— Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)
Подбери пару. Подберите синонимы и антонимы к фразеологизмам, соедините парами (работа с карточками.).
Найдите фразеологические синонимы
Связывать по рукам и ногам
Вставлять палки в колеса
Строить воздушные замки
Найдите фразеологические синонимы
Набрать в рот воды
Встал не с той ноги
Теряться в догадках
Как сквозь землю провалился
Днем с огнем не найдешь
Найдите фразеологические антонимы
Последняя спица в колесе
Играть первую скрипку
Как кошка с собакой
За тридевять земель
Найдите фразеологические антонимы
Как из-под земли вырос
Как кошка с собакой
Как сквозь землю провалился
Учитель: При употреблении фразеологизмов очень часто возникают ошибки (на слайде):
1. Искажение смысла
2. Неправильное толкование
Авиаторы на своих крыльях приходят на помощь.
3. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых)
Идти в одну ногу со временем, главный
гвоздь программы / успехи желают много лучшего (пропущ. оставляют )
4. Смешение двух фразеологизмов
У них всё было шито-крыто белыми нитками (шито крыто + шито белыми нитками)
5. Искажение лексического состава (замена слов)
Не мудрствуя долго (надо «. лукаво»)
Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой ошибки.
Наша группа успешно закончила полугодие, проделав сизифов труд. (Сизифов труд – это бесполезный, поэтому фразеологизм нельзя применять в случаях, когда речь идет об успехах.)
Мы идем в ногу со своим временем. (Нарушение целостности фразеологизма: вставка во фразеологизм «в ногу со временем слова «свой»)
Решение задачи привело в тупик. (Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «зашло в тупик».)
Затея лопнула, как карточный домик. (Смешение двух фразеологических оборотов: «разлететься, как карточный домик» и «лопнуть, как мыльный пузырь».)
Он работал, опустив рукава. (Нарушение целостности фразеологического оборота «работать спустя рукава».
Если взялись за ответственное дело, так держите свою марку. ( Нарушение целостности фразеологизма: «держать марку»).
Я тебя прождал целый битый час ( Нарушение целостности фразеологизма: «битый час»).
Моего соседа все знают, он говорит нараспашку. ( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «душа нараспашку»).
Это была оборотная сторона мысли. ( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «оборотная сторона медали»).
Каждый из них хочет плыть по ветру. ( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «плыть по течению»).
Все единодушно потребовали приподнять занавес над этой странной историей. ( Нарушение воспроизводимости фразеологического оборота «приподнять завесу»).
В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение. ( Смешение двух фразеологических оборотов: «играет большую роль», «имеет значение»).
Чтобы не допускать ошибок при употреблении фразеологизмов, нужно чаще заглядывать в словарь фразеологизмов.
Словари фразеологизмов (на слайде).
В 1955 г. был издан сборник «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной (3-е изд. М., 1966). В книге собрано большое количество литературных цитат и образных выражений, расположенных в алфавитном порядке. Наличие алфавитного указателя в конце книги позволяет пользоваться ею и как справочником.
С большой полнотой представлена русская фразеология в вышедшем в 1967 г. под редакцией А.И. Молоткова «Фразеологическом словаре русского языка», содержащем свыше 4000 словарных статей (3-е изд. 1978; 4-е изд. 1986). Фразеологизмы приводятся с возможными вариантами компонентов, даётся толкование значения и указываются формы употребления в речи. Каждое из значений иллюстрируется цитатами из художественной литературы. В ряде случаев дается этимологическая справка.
Фразеология в широком смысле термина включает в себя также пословицы и поговорки. Наиболее полным собранием русских пословиц является сборник «Пословицы русского народа» В.И. Даля, изданный в 1861-1862 гг. (переиздан в 1957 г.). В 1966 г. вышел «Словарь русских пословиц и поговорок» В.П. Жукова (3-е изд. М., 1967), содержащий около 1000 пословиц и поговорок, расположенных в алфавитном порядке по первому слову. В 1981 г. был издан «Словарь-справочник по русской фразеологии» Р.И. Яранцева (2-е изд. М., 1985), куда вошло около 800 фразеологизмов
овчинка выделки не стоит; вавилонское столпотворение; исчадие ада; зу бы заговаривать; блажен, кто смолоду был молод; по образу и подобию; Васька слушает да ест; ахиллесова пята; а ларчик просто открывался; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; без году неделя; попал как кур в ощип; попасть впросак; еле-еле душа в теле; мавр сде лал свое дело, мавр может удалиться; играть первую скрипку; тяжела ты, шапка Мономаха; быть или не быть; хоть кол на го лове теши; альфа и омега; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и ветрил.
исконно русские фразеологизмы: овчинка выделки не стоит; зу бы заговаривать; Васька слушает да ест; а ларчик просто открывался; попасть впросак; еле-еле душа в теле; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на го лове теши; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и ветрил.
старославянские фразеологизмы: попал как кур в ощип; без году неделя; исчадие ада; блажен, кто смолоду был молод; по образу и подобию; без году неделя;
заимствованные фразеологизмы: вавилонское столпотворение; ахиллесова пята; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; мавр сде лал свое дело, мавр может удалиться; играть первую скрипку; быть или не быть; альфа и омега.
Проверим, насколько хорошо мы знаем русскую литературу. Определите авторов фразеологизмов. Запишите только те фразеологизмы, которые принадлежат тому или иному писателю.
Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!
Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах🙂
Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.
бухгАлтеров, род.п. мн.н
Искра знания и искрА зажигания
Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
мАркЕтинг (допустимы оба ударения)
мЕстностей род.п. мн.ч
стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.
твОрОг (двойное ударение)
фенОмен (необычное явление)
феномЕн (выдающийся человек)
электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)
языкОвая колбаса, языковАя система
Большинство материала взято с этого источника
Всем спасибо за внимание!
Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.
Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?
Мускулатура, подмышки и мыши: этимология
Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.
Во-первых, слитно или раздельно она пишется?
Во-вторых, при чём тут вообще мыши?
Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.
Слово «мышка» (под которой подмышка) действительно происходит от слова «мышь». А ещё от слова мышь происходит слово «мышца» (в древнерусском произносилось как «мышица», а писалось до падения редуцированных «мъшьца»).
Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали «подмышкой».
Существительное отвечает на вопрос «что?» и его производные, в этом случае пишем слитно:
чесать (что?) подмышку
гладкие (что?) подмышки
аромат исходит (от чего?) от подмышек
жмёт (в чём?) в подмышках
А наречие отвечает на вопросы «где?», «куда?» и пишется раздельно:
Путин готовит в России массовое уничтожение людей. Это нужно остановить!
ГОТОВИТСЯ МАССОВОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ.
Последние записи в этом журнале
Адвокат Сергей Гула задаёт вопросы Зеленскому касательно политики вакцинофашизма на Украине
Газпром выпускает газ: 3 000 000 кубометров газа взлетели на воздух. Утечки случаются регулярно
Миллер признал: В «Газпроме» случился «газовый Чернобыль». О чем поведало миру «Kayrros SAS»? Комментарий…
Всё-таки с неба нам на головы сыплют дрянь и это уже не конспирология, а факт
Специалисты и учёные взяли анализы почвы и воды и дают показания о химтрейлах Распыляемый алюминий и прочая микродрянь в виде наночастиц…
То, что американцы будут болеть и умирать от применения ОМП ничего. Самолёты важнее
Провайдеры сотовой связи Verizon и AT&T были вынуждены отложить полное развертывание 5G, поскольку Федеральное управление гражданской…
Не хотите дохнуть от вакцин, сдохнете от антисанитарии
Де Блазио позволяет Нью-Йорку гнить: Мусор начинает скапливаться после того, как около 1440 санитарных работников были отправлены в отпуск…
Комментарий странника: всё логично: мировое правительство состоит из членов масонских лож, в которых поклоняются Люциферу и выполняют его планы.…
200-м конгрессменам США негласно прописали Ивермектин в качестве профилактики и лечения Ковид-19
Ивермектин: если для обычных американцев это средство от ковида называется «противоглистный препарат для лошадей», то для членов…
Технологии сбора урожая в мире
Нечисть федерального значения. Профессор Александр Редько
Из комментариев: «У власти просто нет аргументов, поэтому могут только чернить человека. Это обкатанный их и излюбленный способ. Низкий…