есть ли такая должность руководитель проекта
Руководитель проекта: должностная инструкция, права и обязанности
При запуске нового проекта высшее руководство обязательно определяет ответственного за его планирование и организацию работ. У данной должности существует множество названий, которые упоминаются в теории и практике. Самым распространенным является «руководитель проекта». Подробно остановимся на его обязанностях, нюансах профессии и трудностях.
Должность «руководитель проекта». Как и кем назначается?
Руководитель проекта наделяется соответствующими полномочиями инвестором, заказчиком или генеральным подрядчиком. Он занимается менеджментом всех фаз и процессов, включая координацию и контроль за любыми действиями участников. Естественно, на руководителе лежит полная ответственность за управление проектами. Со специалистом заключают контракт, в котором прописаны основные функции, обязанности, ответственность и, естественно, система оплаты.
Такого соискателя редко приглашают со стороны, чаще всего это сотрудник данной компании. Остановимся на достоинствах и недостатках подобных назначений.
Плюсы и минусы назначения «своего» руководителя проекта
Достоинства такого решения являются очевидными.
Минусы назначения руководителя проекта из «своих».
В-третьих, «своему» сотруднику сложно рассматривать данный проект комплексно и объективно. Обычно он начинает лоббировать местнические интересы, подвергаясь воздействию формальных или неформальных групп. Причем чаще всего он принадлежит к одной из них.
Плюсы и минусы назначения «чужого» руководителя проекта
Можно выделить следующие достоинства.
Недостатки назначения менеджера по проектам из «чужих».
Задачи руководителя проекта
Остановимся на основных из них.
Обязанности специалиста
Руководитель проекта должен:
Более подробно ответственность, функции, права и обязанности, которые должен выполнять руководитель проекта, инструкция типовая содержит. Естественно, ее всегда можно дополнить.
Трудности работы руководителя проекта
На практике менеджер должен решать много проблем.
Требования к соискателю на должность
Основными критериями являются следующие.
Данный специалист должен иметь опыт и знание управленческой работы. Идеальным вариантом будет, если соискатель работал в профильной области нескольких лет и овладел практическими навыками управления проектами. Предпочтение обычно отдается менеджерам с высшим экономическим или техническим образованием. Естественно, специалист должен быть мотивирован и понимать, ради чего он будет работать.
Вспомогательными качествами являются следующие: обладание лидерскими качествами, умение управлять конфликтами и наличие навыков работы на персональном компьютере.
Что должен уметь руководитель проекта?
Особенности работы руководителя проекта в строительстве
Данный специалист отвечает за успешное протекание процессов инициирования, планирования, исполнения и закрытия проекта в строительстве.
Менеджер должен обладать рядом общих навыков. Речь идет о способности разрешать межличностные конфликты, иметь навыки планирования, управления и контроля. Помимо этого, существуют специфические навыки.
Руководитель проекта в строительстве должен понимать, что его деятельность будет непосредственно связана с риском на протяжении всей работы. Он возникает, как правило, в ситуации неопределенности. Менеджер должен уменьшать риски, регулировать эмоциональное состояние коллектива и нести полную ответственность за все свои решения. Именно данные положения определяют, как правило, то, насколько будет успешен руководитель проекта. Обязанности прописываются в типовой должностной инструкции.
Менеджеры по проектам в строительстве очень часто используют программное обеспечение. Благодаря этому можно более эффективно организовать свою деятельность и направления работы сотрудников. Программное обеспечение позволит руководителю получить отчет и план в течение пары минут, избавит от сложных вычислений.
Заключение
Следовательно, работа руководителя проекта не такая простая, как кажется на первый взгляд. Специалисту необходимо быть достаточно стрессоустойчивым, чтобы выполнять ряд обязательных мероприятий.
Однако, необходимо учитывать один немаловажный факт.
Для того чтобы стать успешным, менеджер проекта должен заручиться поддержкой и авторитетом высшего руководства.
Кто такой руководитель проекта по мнению владельца бизнеса и как с этим бороться
Я хотел бы поговорить о том, что сегодня в России понимается под проектным управлением и в чем, по мнению многих, заключается роль руководителя проекта.
Коллеги знают, что у нас в стране по этой теме есть определенные разночтения и одни активно несут верное понимание в массы, другие оставили попытки и окуклились в своем уютном мирке, а третьи, к сожалению думая, что занимаются управлением проектами сейчас обнаружат, что это не так.
Чтобы понять всю глубину заблуждения достаточно открыть любой сайт с вакансиями и вбить в поисковике фразу «руководитель проектов». Как вы думаете, каких вакансий будет больше всего? Правильно — вакансий продавцов. Руководителей проектов по продажам, руководителей проектных продаж, менеджеров по проектам с поиском клиентов, холодным обзвоном и так далее. И хорошо бы, если это просто такой специфический бизнес, в котором тебе дают стул, стол и телефон, определяют отрасль и предлагают самому найти себе заказчика на проект, а потом и все остальное, включая ресурсы на его исполнения. В этом смысле это будет, конечно, проектная деятельность, однако чаще речь идет просто о неформализованных процессах продажи и исполнения заказов.
Возможно это звенья одной цепи с известными менеджерами по продажам, которые у нас до сих пор во многих магазинах вместо продавцов, но на мой взгляд — это результат глубинного непонимания со стороны руководителей и владельцев бизнесов того, что же такое проекты, кто и для чего ими руководит, какими компетенциями должен обладать и чем это все отличается от обычной операционной деятельности (более того, что такое операционная деятельность тоже часто не знают — для них фирма просто занимается тем-то люди там занимаются тем-то а все остальное — модные словечки и прочий хайп).
Наверное по этой же причине многие фирмы называют проектами. Итого на каком-нибудь мероприятии можно запросто услышать что-то типа: «У меня новый проект в индустрии красоты — открыл салон в бойком месте — есть у тебя какая-нибудь толковая девочка на руководителя проекта, ну так чтобы и на ресепшн и за мастерами следила и материалы вовремя заказывала?»
Я ни в коем случае не принижаю тут роль специалиста и не выпячиваю роль руководителя проекта. Команда программистов без руководителя скорее всего способна создать продукт (пусть это будет дольше, дороже и не всегда то, что хотел заказчик), но руководитель проекта без команды продукт сделать точно не может. Рынок труда в этом смысле давно расставил все по местам и зарплата программиста (члена проектной команды) часто выше, чем зарплата руководителя проекта.
Я лишь говорю о том, что все люди разные и хороший специалист может не вырасти в руководителя (в том числе и проектов), а хороший руководитель проектов вряд ли будет настолько же хорош, в качестве, например, аналитика или архитектора информационной системы.
Владелец бизнеса часто нанимает себе РП, рассказывает ему о своих идеях и начинает ждать результата. Через какое-то время РП приходит с черновиком устава проекта и интересуется а где же команда, так как надо бы обсудить структуру работ, составить расписания, идентифицировать и оценить риски. И тут он слышит: «Ну ты тут пока сам порешай, людей не отвлекай, люди будут потом, кстати, вот тут еще такая идея есть — пошерсти по рынку — составь мне справку о возможных вариантах, плюсах и минусах.» Приехали! РП уже, в лучшем случае, аналитик.
Итого, проекты часто путают с процессами, а руководителей проектов со специалистами или операционными руководителями. К чему призываю? Называть вещи своими именами, а для этого читать матчасть — взяться и прочитать, как бы он страшно не выглядел, PMBOK, PRINCE2 Manual, сходить на курсы по внедрению пары-тройки более легких феймворков типа P3Express, Канбан и при случае подсказать в непринужденной дружеской беседе знакомому владельцу бизнеса что есть что. Глядишь, через некоторое время мы с вами и увидим позитивные сдвиги в массовом сознании.
Профессия: руководитель проектов
Управлять проектами от идеи до внедрения может только самый ответственный и опытный сотрудник. Одной из ключевых фигур в компании зачастую выступает руководитель проектов. О роли руководителя проекта и его основных принципах взаимодействия с подчиненными рассказывает Виктория Малюгина, руководитель проектов «Гульдог», «Мурчалкин» компании Profilance Group.
Уже около 10 лет я занимаюсь управлением проектами и проектными командами. В компании Profilance Group я третий год занимаю позицию руководителя проектов «Гульдог», «Мурчалкин» и онлайн-школы «Гульдог». В команде наших проектов 14 человек, а вместе с выгульщиками, кинологами и котонянями работает около 500 человек.
В Profilance Group мы используем многие принципы бирюзовых организаций: вместо руководителей у нас наставники, отсутствует KPI и жесткий менеджмент, а сотрудники работают по принципу самоуправления.
Руководитель проекта – это «сердце проекта». Это человек, который отвечает за команду и настроение в ней, определяет вектор развития проекта и в целом отвечает за успех проекта. А еще руководителю проекта нужно не только решать все проблемы, но и предвидеть и предотвращать их заранее, но этот навык можно получить только с опытом.
Можно сказать, что весь мой опыт – это руководство проектами. Свой профессиональный путь я начинала в рекламном агентстве на позиции аккаунт-менеджера. На этой должности я попробовала все: от запуска самых разнообразных по масштабу и носителям рекламных кампаний до строительства стендов, декораций и организации различных мероприятий. После этого я несколько лет занималась организацией мероприятий в агентстве на должности руководителя проектов (я отвечала за всю команду по реализации мероприятий). Оттуда я перешла в департамент развития комплекса Москва-Сити и занималась развитием направления нестандартных проектов и внутри компании перешла на должность директора музея (а на самом деле руководителя проекта). И после музея я пришла в Profilance Group на проект «Гульдог».
Руководители проектов бывают разные, и стили управления также разные. Успешному менеджеру важно обладать такими качествами:
Звучит банально, но если руководитель при каждой проблеме будет паниковать и выходить из строя, то это отразиться на всей команде. В сложной ситуации руководитель должен не только сам быть спокойным, но и успокаивать свою команду.
Видеть полную картину и предвидеть – руководитель должен смотреть на проект как бы сверху и видеть полную картинку происходящего. А еще очень важно заранее предвидеть и предотвращать проблемы.
Все постоянно меняется, нужно уметь быстро адаптироваться и подстроиться под ситуацию.
Руководителю проекта важно не бояться взять на себя ответственность и принять решение.
Нельзя забывать, что главный ресурс — это люди и к каждому нужно уметь найти подход.
Поддержка очень важна, сотрудник не должен чувствовать себя брошенным, особенно если это человек с небольшим опытом. Очень важно направлять энергию молодых сотрудников в нужное русло. Но важно это делать правильно – не нужно создавать план задач и контролировать каждый шаг. Передавайте ответственность и проблемы, а уже после наблюдайте и направляйте.
Путем проб и ошибок внутри нашей компании мы создали систему наставничества руководителей проектов. У каждого сотрудника есть наставник, который помогает ему на всех этапах, поддерживает и направляет. Эта система оказалась эффективной: проекты стали запускаться быстрей, сотрудники – более мотивированными, а ошибок стало меньше.
Обратная связь – мощный инструмент, который может мотивировать сотрудников и построить «команду мечты», либо, наоборот, привести к полной демотивации и разрушить команду.
В нашей компании для обратной связи предусмотрены следующие форматы:
Еще мы очень любим друг друга хвалить и благодарить. Я стараюсь всегда благодарить коллег за помощь или выполненную задачу. У нас есть даже отдельный чатик «Скажи спасибо», где мы пишем друг другу благодарности.
Начинающим руководителям я бы посоветовала забыть слово «руководитель». Никогда не получится стать настоящим лидером, только указывая на свою должность. Может, вы и сможете внушить страх, но точно не уважение.
Для меня руководитель – это такой же член команды со своим набором обязанностей. А лидером руководитель уже становится благодаря своим действиям и своей команде.
Тема: Официальное название должности «Руководитель проекта»
Опции темы
Поиск по теме
Официальное название должности «Руководитель проекта»
Как правильно назвать должность в штатном расписании для сотрудников, которые выполняют функции руководителей проектами?
Просмотрел весь классификатор должностей: http://etks.info/okpdtr, ничего подходящего там не нашел.
Получается, официального законодательного названия должности «Руководитель проекта» не существует?
А что если в коммерческой организации назвать эту должность не по классификатору, а так и назвать «Руководитель проектов»?
Какие могут быть последствия?
Если название должности не влияет на досрочные пенсии и/или прочие специальные стажи или же не требуется для выполнения каких-либо лицензионных условий, можете называть как угодно.
У нас как-то временно работала продавцом женщина, которая, с учетом прошлого опыта и с надеждой на будущий карьерный рост очень не хотела в трудовой записи «продавец». Специально для нее придумали должность «менеджер розничной торговли».
Да кто ж ему не дает?
главное страховые взносы платить (как посчитали на форуме 27 т.р. в год, чтобы получить 1 балл за год). Может предложить руководству внести такие названия в ШР?? для наших «особых» работников))), красиво звучит!
Если на предприятии бизнес проектный, то почему бы не быть руководителям проектов?
У нас на предприятии они есть, например.
На предприятиях с долей иностранного капитала они называются проджект-менеджерами.