есть способность человеческого мозга создавать образы не такие как они предстают органам чувств
Раскрыт механизм создания образов в мозге
Нейробиологи из Стэнфордского университета показали, что способность человека распознавать объекты и определять их расположение в пространстве зависит от взаимодействия между областями мозга, отвечающими за обработку зрительной информации, формирование эпизодической памяти и способность прокладывать маршруты. Препринт статьи опубликован на сайте bioRxiv.
Человеческий мозг обрабатывает огромное количество визуальной информации, выделяя множество признаков — цвет, ориентацию, движение в пространстве, которые затем объединяются в единый образ. Такая способность называется восприятием естественных сцен (processing natural scenes). Ученым было известно, что несколько участков мозга могут играть роль в восприятии, однако оставалось непонятным, как эти области взаимодействуют друг с другом.
Материалы по теме
Слабоумие и отвага
Специалисты воспользовались данными, полученными благодаря исследованиям в рамках Human Connectome Project, цель которого состоит в создании наиболее полных карт нейронных связей в человеческом мозге. С помощью статистических инструментов нейробиологи изучили, насколько сильно связаны различные зоны, задействованные в восприятии естественных сцен.
Нейробиологи обнаружили, что восприятие естественных сцен обеспечивается за счет двух различных нейронных сетей, расположенных в парагиппокампальной области мест (PPA) — зоне мозга, которая, как известно, активируется в ответ на изображение мест. Одна из сетей включает в себя затылочную зону мест, а также заднюю часть PPA. Вторая состоит из нижней теменной извилины, ретросплениальной коры и передней части PPA. Она соединяется с гиппокампом и участвует в формировании эпизодической памяти и навигации.
Гиппокамп представляет собой часть головного мозга, которая отвечает за формирование эмоций, удержание важной информации, обработку памяти, в том числе пространственной.
Есть способность человеческого мозга создавать образы не такие как они предстают органам чувств
Деятельность, сознание, познание
По поводу возникновения человека существует несколько версий.
1. Мутационная теория (Де Фриз, В. Хауэлл, В.И. Кочеткова и др.). Согласно этой теории, возникновение человека является результатом крупных единичных скачкообразных наследственных изменений, произошедших в организме животного, близкого человеку, затем в результате наличия благоприятных условий эти изменения укрепились и развились. При этом отрицается роль естественного набора.
2. Одна из версий неоламаркистских теорий рассматривает происхождение человека как результат усилий некоего «сверхсознания».
3. Эволюционная теория Ч. Дарвина и развивающая ее трудовая теория антропогенеза
Ф. Энгельса. Это – наиболее вероятная версия.
Дарвин в работе «Происхождение человека и естественный отбор» убедительно показал закономерное возникновение человека из мира животных на основе законов животного мира, в частности, закона естественного отбора. Согласно его теории, человек произошел из высших обезьян, живших в Африке. Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» детально прояснил механизм антропогенеза, подчеркнув при этом решающую роль труда, человеческой деятельности, социальных условий вообще.
Именно труд, другие виды деятельности, а также общение определили зарождение и развитие человека, становление его сознания и языка. Этому способствовали некоторые физиолого-анатомические изменения, произошедшие у древнего предка человека: 1) появление способности к прямохождению, 2) появление развитого мозга, 3) появление развитой кисти руки, 4) изменения в анатомии лица и голосового аппарата (увеличивается объем гортани, изменяется положение корня языка, уменьшается размер челюсти и др.). Эти морфологические признаки человека были приобретены некоторыми видами предков первобытного человека в результате процесса видовой борьбы, приспособления к среде в процессе трудовой деятельности.
Однако эти признаки ещё не объясняют происхождения сознания, они лишь придают животным предкам человека черты сходства с людьми, способствовавшие их выживанию. Дальнейшее развитие первобытного человека было связано с совершенствованием мозга как центральной подсистемы всего организма, осуществляющей оценку информации о внешней среде и управляющей поведением всего организма, управление деятельностью освобожденной руки, ориентацией тела в конкретной жизненной ситуации, построение программ поведения и т.д.
Дальнейшее усложнение трудовой деятельности приводит к переходу от стада к племени (коллективному союзу), где необходимость передачи словесной информации возрастает, появляется возможность сохранения и передачи коллективного опыта. В результате, возникшее сознание и язык вместе с деятельностью становятся наиважнейшими условиями возникновения и выживания родовых, племен, общин.
Поскольку в плане филогенеза возникновение сознания было связано с практически-преобразовательной и познавательной деятельностью людей, необходимостью закрепления навыков, способов совместной, коллективной деятельности, можно говорить об общественной природе человеческого сознания. Общественная природа сознания человека выражается также в его способности: а) устойчиво воспроизводить выработанные способы совместной деятельности; б) передавать опыт из поколения в поколение.
Перейдем к вопросу о связи сознания с мозгом. Мозг является предметом изучения многих специальных наук: анатомии, физиологии, нейропсихологии и др. Философия, обобщая указанные наработки, представляет знания о мозге в целом, системном виде.
Рассматривая проблему соотношения сознания и мозга, необходимо отметить, что мозг является одним из главных органов, посредством которого осуществляется извлечение из внешней среды информации, ее усвоение и создание внутренней информационной модели внешнего мира. «Нося в себе» внешний мир в виде информационной модели определенных ситуаций, мозг, да и организм в целом, продолжает осваивать эти ситуации вне непосредственного контакта с ними. Именно таким образом осуществляется человеческое познание.
Непосредственное участие в процессе познания принимает аппарат памяти, который формирует, накапливает и хранит следы прошлого и настоящего ради их использования в будущем. У человека различают оперативную, кратковременную и долговременную память.
Часто говорят, что психика (сознание в том числе) является продуктом высокоорганизованной материи (мозга человека). Это утверждение нельзя понимать упрощенно. Головной мозг не вырабатывает такое вещество, которое можно было бы назвать психикой или сознанием. Речь идет о другом. По отношению ко всему существующему, нейрофизиологические механизмы мозга оказываются или могут быть его знаком. Человеческий мозг, состоящий из множества нервных клеток и волокон, обладает уникальнейшими возможностями по знаковому воспроизведению богатства мира, своего собственного в том числе. В этом смысле человеческий интеллект представляет собой конструкт. Интеллект – это разум, способность мыслить, совокупность тех умственных функций, которые превращают восприятие в знание и анализируют уже имеющиеся знания. Конструкт – это нечто недоступное непосредственному наблюдению, но выведенное логическим путем на основе наблюдаемых признаков.