есть такое направление в архитектуре как арбоархитектура
Есть такое направление в архитектуре как арбоархитектура
Деревянные дома европейского
качества по ценам российского
производителя
Строительство домов из клееного бруса
+7 (495) 640-07-97
+7 (495) 724-13-63
ФОТОГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТЫ ДОМОВ
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
О КОМПАНИИ
КОНТАКТЫ
Следует заметить, что эта технология родилась не вчера. Например, на северо-востоке Индии и сегодня строят (или сажают?) мосты из отростков корневых систем каучуковых деревьев. Строители (или агрономы?) ждут, когда отросток дотянется до противоположного берега, и потом укореняют его в грунте. Подобный живой мост можно построить, или вырастить, всего за каких-то. 12-15 лет. Долго? Зато потом им будут пользоваться многие поколения. К тому же мост постоянно растет (он ведь живой!) и от того становится только крепче и надежнее. Хотя и новый, он выдерживает до 50 человек. Как говорится, инвестиции в будущее.
Одним из наиболее ярких примеров арбоархитектуры является проект ландшафтного специалиста Джулиано Маури/Giuliano Mauri, который придумал и начал создавать Зеленый храм/Cathedral Vegetale. Сооружение расположено на окраине итальянского города Бергамо. Внутри созданных из дерева 42 колонн были посажены саженцы граба. Согласно идее Джулиано, спустя примерно 15 лет колонны-ограничители станут тесны для выросших деревьев и разрушатся естественным образом. А грабы, напротив, сформируют конструкцию настоящего собора, имитирующего готическую архитектуру. Площадь 650 кв. м. После смерти Джулиано Маури его дело продолжает сын.
Арбоархитектура очень популярна в Германии. Может быть потому, что для такого строительства не требуется получать разрешение. По всей Германии идут посадки зеленых зданий. Всего за несколько лет здесь было возведено около 10 тыс. живых домов. Немецкие специалисты даже предложили новый термин — бауботаника, что означает все то же: создание живых растительных конструкций, однако акцент делается на союзе человека и природы, на взаимодействии современных строительных технологий и материалов с живыми тканями деревьев. Лидером этого направления выступает архитектор Фердинанд Людвиг, доцент Штутгартского университета.
Древние технологии арбоархитектуры Фердинанд Людвиг усовершенствовал. Для строительства живых зданий он использует металлические строительные леса и другие конструкции. С ростом деревьев металлические соединения продолжают укреплять строение. Здесь важно отметить, что деревья способны уживаться с инородными материалами, как-то: металл и пластик, и это открывает значительные перспективы в строительстве.
В то же время не все виды деревьев подходят для подобной обработки. Самые оптимальные те, которые являются гибкими, быстрорастущими, имеют тонкую кору и хорошо переносят прививки. Таким образом, Фердинанд Людвиг составил свой список идеальных деревьев для арбоархитектуры: ива (Salix), платан (Platanus), тополь (Populus), береза (Betula) и граб (Carpinus).
Фердинанд Людвиг проводит свои исследования в течение нескольких лет и выработал несколько приемов, которые решают такие проблемы, как повреждения живых конструкций морозом, градом, некачественной водой, заболеваниями. Он научился заменять пострадавшие деревья, не причиняя ущерба остальному строению.
На сегодняшний день самым большим сооружением, построенным (вернее строящимся — растущим), в соответствии с принципами ботанической архитектуры, является куб из платанов Plane-Tree-Cube, который был представлен на выставке садово-паркового искусства Landesgartenschau в городе Нагольде, Германия, в 2012 году. Согласно проекту, он должен расти в течение 20 лет. Иными словами, до завершения строительства осталось еще 16 лет. В принципе, не так уже и долго.
Согласно идеологическому обоснованию, платановый куб (объем 1 тыс. куб. м) должен продемонстрировать связь природы и технологий в том представлении, которое раньше не было знакомо мировой архитектуре.
Архитектурно-ботаническое сооружение (присутствуют рукотворные и природные элементы) будет состоять из живых платанов и стальных конструкций, как-то: каркас, лестница и галерея. Около одной тысячи платанов будут привиты друг на шести уровнях. Зеленые ветви, переплетаясь между собой, сформируют стены помещений и крышу (крона). Деревья превратятся в единый организм, в некоторых местах стальные конструкции буквально врастут в растения. В результате потребность в стальных конструкциях в определенных узлах, отпадет, и их удалят, например, угловые опоры.
Собственно, все, что произойдет с платановым кубом, происходит в природе постоянно, то есть чего-то суперуникального в технологии Фердинанда Людвига нет. Стволы деревьев, ветви и корни, расположенные близко друг к другу, всегда постепенно переплетаются. Этот процесс называется сращивание, прививка сближением или аблактировка. Он может возникать в пределах одного дерева или между соседними деревьями, причем даже если они разных видов. С течением времени ветви-корни-стволы разрастаются, оказывают сильное давление друг на друга, внешняя кора отшелушивается, внутренняя ткань обнажается, и в результате сосудистая система деревьев объединяется — они (деревья) становятся единым организмом. Другим словами, спустя 16 лет тысяча платанов превратится в одно дерево-куб.
Эффект должен получиться необыкновенным. Шум листьев на ветру, тенистая прохлада — все как в настоящем лесу. Три платформы предназначены для посещения. Возникает только один вопрос — что будет с этим зданием зимой, когда листья опадут?
Арбоархитектура, или бауботаника, открывает перед человечеством новые горизонты. Назовем только лишь очевидные преимущества. Корни деревьев способны улучшать качество подземных вод и противостоять эрозии почвы. Густые кроны, создающие прохладную тень в жаркое время года, обуславливают уменьшение расхода энергии на охлаждение зданий. Важно, что само строение является максимально экологичным — это ведь живые растения! Соответственно, невысокая стоимость стройматериалов — они же сами растут, только поливай. Кстати, живое дерево не гниет. В конце концов, это просто красиво. Единственный минус — длительное время строительства. Мало кто готов ждать 10-15 лет, пока дом вырастет. С другой стороны, наука не стоит на месте. Вдруг будет открыт рецепт быстрого роста деревьев. Воткнул саженец весной, а на следующий год уже мебель затаскиваешь вовнутрь дома. Крастота!
Арбоархитектура
Связанные понятия
Живые корневые мосты распространены в районе города Черапунджи, штат Мегхалая на востоке Индии, и представляют собой один из древнейших примеров арбоархитектуры. Они традиционно создаются из воздушных корней каучуконосного фикуса народами кхаси и джантийа. В XX веке, не теряя своего транспортного значения, эти подвесные мосты стали яркой достопримечательностью региона, неизменно привлекающей туристов.
Соломенный дом — метод натурального строительства зданий из строительных блоков из прессованной соломы. Дома, построенные из соломы, зачастую строятся в различных экологических посёлках, демонстрационных проектах и т. д.
Вертикальное сельское хозяйство — обобщённое название высокоавтоматизированного агропромышленного комплекса, размещенного в специально спроектированном высотном здании, а также название самого здания. Главное отличие вертикального сельского хозяйства от традиционных тепличных хозяйств и животноводческих ферм — это интенсивный подход к использованию территории, вертикальное многоярусное размещение насаждений.
Песчаный замок — это тип песчаной скульптуры, похожий на здание, часто на дворец. Два основных строительных ингредиента, песок и вода, доступны в избытке на песчаном пляже, поэтому большинство игр с песком случаются там или в песочнице. Пляжи, подверженные действию приливов, имеют песок, ограничивающий высоту и структуру из-за формы песчинок. Хорошие песчаные скульптуры получаются из немного грязного, с примесями ила и глины, которые помогают связать вместе песчинки неправильной формы. Вариант песчаного.
Зимний сад и теплица мало чем отличаются друг от друга. Как правило, зимний сад — более нарядная постройка, в которую можно войти прямо из дома, хотя в прошлом в Англии в богатых поместьях зимние сады устраивали поодаль от жилого дома. Теплицы обычно используют для выращивания рассады и получения продукции и не содержат в них декоративные растения, тем не менее иногда теплицы отводят целиком под коллекции альпийских растений или орхидей.
Это статья об эскимосском жилище. Об Иркутском государственном лингвистическом университете (ИГЛУ) см. статью Иркутский государственный лингвистический университет.И́глу (инуктитут ᐃᒡᓗ/iglu; на языке индейцев Северной Америки — куинзи) — зимнее жилище эскимосов.
Как вырастить дом из саженца: Арбоархитектура от древности до будущего
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немного быстрее справлялись с аналогичными задачками в древней Японии. Там для этих же целей использовали лозы винограда, которые, во-первых, быстро растут, а во-вторых отличаются невероятной прочностью. Такие мосты «строили» сразу с двух сторон реки. Посадив в подходящем месте лозы, им давали вырасти до нужной длины, а затем переплетали, соединив посередине. Ученые предполагают, что подобные агро-сооружения люди начали здесь строить еще с XII века, но в некоторых местах ими можно воспользоваться до сих пор – ведь конструкции, построенные из живых растений, не подвергаются разрушению, а только укрепляются в течение всей жизни «зеленого стройматериала». Кроме того, в процессе эксплуатации их можно «омолаживать», добавляя молодые побеги к старым. Так что в древности люди умели действительно выращивать мосты – в прямом смысле этого слова.
Современная Арбоархитектура (или «Стройботаника») – это очень молодое, но бурно развивающееся направление. Основу его заложили в 2005 году американские ученые, которые предложили «выращивать дома», но за реализацию такого необычного строительства взялась команда молодых немецких архитекторов из Института основ современной архитектуры и дизайна университета Штутгарта. Трое энтузиастов основали «Общество развития строительной ботаники» и взялись за первые опытные «постройки». Пока молодые ученые разрабатывают методику построения зеленых домов. Плюсами подобных сооружений ученые считают экологичность и долговечность – ведь живое дерево не подвержено гниению. Кроме того, необычные живые постройки необычно красивы и меняются в зависимости от времени года. К минусам относят долгое «строительство» и недостаточные исследования того, как будет вести себя живая и постоянно меняющаяся система в течение долгого времени, ведь остановить ее рост нельзя.
Одним из последних проектов стал целый Собор из живых деревьев, заложенный в 2009 году в Италии талантливым архитектором Джулиано Маури. «Живой собор» (Cattedrale Vegetale) был торжественно открыт в конце 2010 года в коммуне Ольтре-иль-Колле в итальянской провинции Бергамо. Площадь необычного храма составляет 650 кв.м. Пока его буковые стены еще растут в своих деревянных клетках-конструкциях. По задумке архитектора, через некоторое время эти временные «леса» сами распадутся, и 42 деревянные колонны постепенно создадут крышу для этого необычного здания.
А пока собор в Италии подрастает, немецкие архитекторы уже изучают поведение стен своих строений «в процессе эксплуатации». Кстати, их эксперименты находят не только новых заказчиков, но и партнеров, которых интересуют данные разработки, так что можно ожидать, что со временем наши города станут еще более зелеными, а поговорку про «посадить дерево и построить дом» можно будет немного изменить, ведь дома наши потомки, возможно, будут тоже выращивать.
Экологичные здания из необычных материалов – одной из самых современных направлений архитектуры. Так, например, Архитектор из семьи кочевников возводит здания, каждое из которых – экологичный арт-объект
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».