есть в пятницу такой час
Час в пятницу, когда принимается Дуа
Посланник Аллаhа (ﷺ) упомянул (в разговоре с людьми) о пятнице и сказал: «Есть в (этот день определённый) час, и если раб (Аллаhа), являющийся мусульманином и совершающий (в это время) молитву попросит о чём-нибудь Аллаhа Всевышнего, то Он обязательно дарует ему это», после чего сделал рукой знак, желая указать, что этот промежуток времени крайне мал. (Бухари, Муслим).
Посланник Аллаhа (ﷺ) об этом часе, сказал: «Какой это час?», на что Пророк (ﷺ) ответил: «Это последний час дня». (Абдуллах бин Салям) спросил: «Поистине, является ли этот час временем молитвы?» Он сказал: «Конечно (является). Если верующий раб совершит молитву, а затем будет сидеть, и ничто его не будет задерживать, кроме молитвы, то он (все это время) будет находиться в состоянии молитвы».
И доводом на это мнение служат множество хадисов, среди которых хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «В пятнице двенадцать часов, и среди них есть такой час, что если мусульманин попросит в нём Аллаха о чём-либо, то ему будет даровано это. Так ищите же его в последний час времени Асра.» ан-Насаи 1387, и то, что в квадр. скобках в ас-Сунан аль-Кубра 1/256/1697, Абу Дауд 1048, и аль-Хаким, который назвал его достоверным, и с ним согласился аз-Захаби 1/279, и с хорошим иснадом его приводит Хафиз ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари».
«Ищите час в день пятницы, начиная с Асра до захода солнца». Сахих ат-Тирмизи 1/277 и «Сахих ат-Таргиб» 1/238.
Посланника Аллаха(ﷺ) который сказал: «В пятнице двенадцать часов, и среди них есть такой час, что если мусульманин попросит в нём Аллаха о чём-либо, то ему будет даровано это. Так ищите же его в последний час времени Асра.» ан-Насаи 1387.
Секретный час пятницы (джума)
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в пятницу[1] есть час [временной промежуток]. Если стоя молящийся мусульманин (мусульманка) [человек, в ком есть вера в Бога и чувство покорности Ему] попадет в этот промежуток времени и попросит Аллаха (Бога, Господа) о чем-либо [о чем угодно из благого, хорошего, созидательного][2], то Он [Господь миров] даст ему (ей) это»[3]. При этом жестом руки пророк Мухаммад показал, что этот временной промежуток невелик[4].
Пояснение к хадису
Относительно этого часа, а точнее — некоего временного промежутка, было более сорока авторитетных мнений[5], но самыми обоснованными Сунной являются два.
Первое. Этот благословенный период времени начинается с момента, когда имам-проповедник встает на минбар[6], приветствует людей и садится, а заканчивается, когда он завершает пятничную молитву-намаз[7]. В одном из хадисов по этой теме так и сказано: «Это время между тем [моментом], когда имам сядет [на минбар], и тем, когда завершится [пятничная] молитва-намаз»[8].
Второе. Этот благословенный период времени начинается по завершении послеполуденной молитвы ‘Аср и продолжается до захода солнца[9]. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в пятницу есть час. Если мусульманин (мусульманка) попадет в этот промежуток времени и попросит Аллаха (Бога, Господа), то Он даст ему (ей) это. И этот час после молитвы ‘Аср»[10]. Учитывая смысл одного из достоверных хадисов по данной теме, этот час ближе к заходу солнца[11].
Касательно слов «стоя молящийся», то все авторитетные комментаторы говорят, что «стоя» подразумевает постоянство в ожидании, пусть даже происходит оно сидя, «молящийся» же – это не совершающий молитву-намаз, а обращающийся к Богу с мольбой-ду‘а[12]. Такую трактовку ученые дали по той причине, что в описанные в хадисах периоды дополнительные молитвы-намазы не совершаются.
Человек в пятницу остается, например, после молитвы-намаза ‘Аср на месте совершения ее[13] и уделяет время чтению Корана, например, а также своей особой молитве-ду‘а, с которой он желает обратиться к Богу, находясь в полной уверенности[14] в ее реализации. Он остается на этом месте до четвертой молитвы Магриб, ведь именно ближе к ней находится этот благословенный промежуток. Также в этом контексте полезно вспомнить достоверный хадис: «Пока у человека сохраняется состояние ритуальной чистоты и он [продолжая сидеть] не сходит с того места, где только что совершил молитву[-намаз], ангелы молятся за него: «Господи, прости его! Господи, помилуй его!»[15].
Также слушайте проповедь на эту тему:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пятница начинается в четверг с заходом солнца и заканчивается в пятницу с заходом солнца.
[2] В некоторых риваятах (вариантах) хадиса конкретизируется, что именно «из благого». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 330, хадис № 14–(852).
[3] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 278, хадис № 935; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 330, хадис № 14–(852); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1137, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 168, хадис № 1432 «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 375.
[4] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1137, «сахих».
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528–536.
[6] Минбар – кафедра, с которой имам-проповедник обращается к присутствующим с проповедью.
[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 377.
[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 331, хадис № 16–(853); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140.
[9] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528.
Имам Ибн Кайим, например, считал это мнение наиболее верным. Но на практике более предусмотрительным было бы учесть оба мнения и воспользоваться для молитвы-ду‘а обоими временными промежутками.
[10] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 550, хадис № 7674 (7688); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 378, 379.
[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1048, «сахих».
Подробнее см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 379.
[12] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140, комментарий к хадису № 14–(852); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528;
[13] В достоверном хадисе сказано: «Поистине, если верующий человек совершил молитву[-намаз] и после сел, и сидеть его заставляет лишь молитва[-намаз, то есть он не бездельничает и проводит время не бессмысленно и праздно, а – с пользой для души, интеллекта и в ожидании очередной обязательной молитвы-намаза], то он [даже не совершая молитвы, не проговаривая молитвенных формул и не выполняя поясных или земных поклонов] находится в состоянии молитвы [то есть время, проведенное в ожидании, зачтется ему так, словно он совершал молитву-намаз]». См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1139, «хасан сахих».
Хадис немного отличающийся, но с таким же смыслом об «ожидании молитвы-намаза, которое засчитывается пред Богом как совершение ее» есть в других сводах хадисов. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1046, «сахих».
[14] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Молите Аллаха (Бога, Господа) с уверенностью в [Его] ответе [вам]. Знайте, Он [Господь миров] не отвечает на мольбу беспечного [равнодушного] и невнимательного (небрежного) сердца». Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 965, хадис № 3488; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 316.
[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и др. Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 157, хадис № 445; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 708, хадис № 445; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 48, хадис № 1753, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 38, хадис № 2/1062.
ЧАС В ПЯТНИЦУ, КОГДА НА МОЛЬБУ ДАЁТСЯ ОТВЕТ
А бу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Сказал Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует: «Поистине, есть в пятницу определённый час, и если (этот час) совпадёт с тем временем, когда мусульманин, будучи в молитве, попросит у Аллаха благое, то ему непременно будет даровано (то, о чём он просил).»
И Абу Хурайра сказал: «(И он указал) своей рукой, (что продолжительность этого часа) мала.» аль-Бухари 935, Муслим 852.
Сказал имам ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах Всевышний: «И из всех слов наиболее предпочтительны два мнения. В каждом из них есть предмет для обсуждения, однако одно из них наиболее вероятно, чем другое.» Зад аль-Ма`ад 1/389-390
И об этих двух мнениях подробнее:
Сказал Уахф аль-Кахтани: «Я слышал, как наш шейх, имам ибн Баз, да помилует его Аллах, разъясняя вопрос достоинства пятницы, сказал: «. это после `Асра, но, возможно, что и после того, как имам садится на минбар. И если пришёл человек, сел после `Асра в ожидании Магриба и совершает ду`а, то это соответствует тому, чтобы ему было отвечено, равным образом как и человек, совершающий ду`а в своём суджуде после того, когда имам поднялся на минбар, это так же соответствует тому, чтобы ему было отвечено.»
Передают от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « В пятничном дне двенадцать часов, и есть в нем один час, в который о чем бы ни попросил Аллаха мусульманин, Он дарует это ему, так ищите же это (время) в последний час после молитвы ‘аср». Абу Дауд 1048. Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Сунан Аби Дауд» 926.
Наставление пятницы: когда наступает тот час, в который принимаются все дуа?
Есть два мнения относительного того, когда наступает время принятия дуа в пятницу(Фото: www.shutterstock.com).
В одном из хадисов посланника Аллаха (с.а.с.) сказано, что в пятницу есть время, когда принимаются все мольбы верующих, и ни один мусульманин не останется без того, о чем он просил: «Есть в пятнице такой час, когда мусульманин, выстаивающий намаз, непременно получит все, о чем попросит Могучего и Великого Аллаха» (Бухари).
Когда именно наступает период принятия всех дуа в пятницу, и можно ли застать это время? Точное время наступления сокровенного часа известно только Всевышнему Аллаху, тем не менее, в достоверной сунне есть указание на то, что наиболее вероятно случается это в один из двух промежутков времени.
Согласно одному мнению, это время начинается с момента пятничной проповеди и длится до завершения пятничного намаза. Подтверждением этому является хадис: «Этот момент начинается, когда имам восходит на минбар и длится до окончания пятничной молитвы» (Муслим).
Есть также мнение, что час принятия дуа наступает после аср-намаза (полуденного намаза) и длится до заката солнца. Пророк (с.а.с.) говорил: «В пятницу есть час, в который какой бы мусульманин не попросил Аллаха о благом, Он дарует ему это. И это время после аср-намаза» (Ахмад).
Сообщается, что Абу Хурайра (р.а.) рассказывал ибн Саляма, как посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «В пятницу есть час, в который, если совпадет мольба раба Аллаха мусульманина, обращающегося к Аллаху во время молитвы со своей нуждой, Аллах обязательно дарует ему это».
Абдуллах ибн Саляма (р.а.) сказал: «Это последний час пятничного дня».
Абу Хурайра спросил: «Как это может быть последним часом пятничного дня, если посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «… если совпадет мольба раба мусульманина, обращающегося к Аллаху во время молитвы». Ведь это то время, когда не совершается молитва».
На что Абдуллах ибн Салям (р.а.) ответил: «А разве посланник Аллаха (с.а.с.) не говорил: «Если кто-то будет сидеть, ожидая молитву, то он уже находится на молитве, пока не совершит ее? Вот это и есть то время» (Ахмад, Тирмизи).
Также есть хадис, в котором сказано: «Ищите час в день пятницы, начиная с асра до захода солнца» (Тирмизи).
Знания человека ограничены, мы не можем знать, когда и какая наша мольба будет принята Аллахом, поэтому в пятницу следует совершать как можно больше дуа за себя и за своих близких о благах обоих миров.
Есть в пятницу такой час
Есть в пятницу такой час, когда верующий получит то, о чем он просит
Факих со своим иснадом передал от Ауса бин Ауса, сказавшего: «Поистине, Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поистине, самым лучшим днем из всех дней является пятница. В пятницу был сотворен Адам (мир ему) и была взята его душа. Также в пятницу затрубят в трубу, то есть ангел Исрафил (мир ему) затрубит в трубу. Также в пятницу настанет Судный день, когда все погибнут.
Поэтому благословляйте меня в пятницу многократно, ибо, поистине, ваши благословления (салаваты) дойдут до меня. Они спросили: «О Посланник Аллаха, как же наши благословления дойдут до тебя, когда ты умрешь, ведь ты истлеешь?» Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Вы говорите, что я истлею? Поистине, Аллах Тааля запретил земле есть тела пророков».
Факих со своим иснадом передал от Ауса бин Ауса, сказавшего: «Посланник Аллаха (с.г.в.) упомянул пятницу и сказал:
«Тому, кто вымоется и совершит полное омовение,выйдет рано утром, поспешит и приблизится, будет хранить молчание, не совершит бесполезного дела, за каждый сделанный шаг будет дана награда, равная награде за пост в течение целого года и ночные молитвы».
Мухаммед бин Фудайл сказал: «Я спросил Язида бин Харуна о словах нашего Пророка (с.г.в.): «Если вымоется, выйдет рано утром и поспешит».
Язид бин Харун сказал: «Эти слова означают следующее: если человек помоет те места, которые нужно омывать при тахарате, то есть лицо, руки, ноги, затем совершит полное омовение и, имея гусль, выйдет рано утром и направится в мечеть».
Агмаш передал от Абу Салиха, а он от Абу Хурайры, что, поистине, наш Пророк (с.г.в.) сказал: «Тому, кто совершит омовение в пятницу и совершит его хорошо, а затем придет на пятничную молитву, будет слушать (проповедь), будет близок (к имаму) и будет хранить молчание, будут прощены грехи между прошлой и этой пятницей с прибавлением ещё трех дней. Кто выровнял мелкие камушки (пол в мечети Пророка (с.г.в.) был земляным, и на нём попадались мелкие камешки, которые могли доставлять молящемуся беспокойство – прим.), тот совершил бесполезное дело. Тому, кто совершил бесполезное дело, нет пятницы».
Абу Саляма передал от Абу Хурайры (р.г.), что Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Поистине, лучшим днем, в который (когда-либо) восходило солнце, является день пятницы. В этот день был сотворен Адам (мир ему). В этот день Аллах пустил Адама (мир ему) в рай, и в этот день удалил его из рая. В пятницу наступит Судный день. Если совпадет так, что верующий попросит о чём- нибудь у Аллаха Всевышнего в определённый час в пятницу, то Он обязательно дарует ему это».
Сагид бин Мусайб сказал: «Я приготовился к пятничной молитве. Эта молитва для меня лучше, чем дополнительный хадж».
Также передано, что Кагб бин Ахбар сказал: «Я выпил стакан из огня. Этот стакан для меня лучше, чем стакан вина. А питье одного стакана вина для меня лучше, чем пропуск пятничной молитвы. А пропуск пятничной молитвы для меня лучше, чем переступать через головы людей».