евангелики в германии кто такие
Евангелическая церковь Германии
Партнёром ЕЦГ в России является ЕЛКРАС.
Содержание
История
Структуры ЕЦГ
Центральными руководящими структурами ЕЦГ являются:
Церковные структуры ЕЦГ на всех уровнях организованы на основе федеративных принципов. Каждая поместная церковь ответственна за христианскую жизнь в своём районе, и каждая региональная церковь имеет свои особенности и сохраняет независимость. Структуры ЕЦГ решают совместные задачи, которые региональные церкви возложили на неё.
Синод и Церковная Конференция избирают председателя Совета ЕЦГ из числа лидеров региональных церквей.
Региональные церкви ЕЦГ
Все региональные церкви входят в Сообщество протестантских церквей Европы.
Посещаемость
Согласно официальной статистике ЕЦГ каждое воскресенье богослужение посещают в среднем 786 654 прихожан и воскресную школу посещает 154 705 детей (данные 2006 года). Это составляет всего 3,7 % общего количества членов ЕЦГ.
Наибольшее количество прихожан наблюдается на Рождество — 9 589 019 прихожан. Это составляет всего 37,8 % общего количества членов ЕЦГ.
Выдающиеся деятели
Женский пасторат
В ЕКД давно уже существует институт женского пастора. В настоящее время четыре женщины в должности епископов возглавляют земельные Церкви [6] :
Гомосексуалы-пасторы
В настоящее время гомосексуальность не является препятствием для возведения в сан в ЕЦГ. [7]
В 2007 году ЕЦГ приняла декларацию «Укрепление надежности и ответственности», в которой были одобрены однополые моногамные партнёрства. [8] Благословление однополых пар, заключивших гражданское партнёрство, проводят, однако, лишь 14 из имеющихся 22 региональных церквей ЕЦГ. [9]
В евангелической церкви нет обета безбрачия для священников. Однако вопрос о том, могут ли гомосексуальные евангелические священники заключать однополые гражданские союзы со своими партнёрами и жить с ними в пастерском доме, ещё открыт и активно обсуждается. [10] [11]
В настоящее время лишь три Церкви, входящие в ЕЦГ (Евангелическая церковь Гессена-Нассау, Евангелическо-лютеранская церковь Баварии [12] и Евангелическая церковь Средней Германии [13] ) уже разрешили своим священнослужителям проживать в пасторских домах совместно со своими партнёрами. [14] [15] В январе 2012 года к их числу присоединилась Евангелическо-Лютеранская земельная Церковь Саксонии, однако в данном случае церковь требует обязательного разрешения земельного церковного руководства. [16] [17] [18]
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Евангелическая церковь Германии» в других словарях:
Евангелическая Церковь Германии — (нем. Evangelische Kirche in Deutschland), EKD объединение (уния) лютеранских и реформатских земельных Церквей Германии. Треть немцев (26 млн.) явлются прихожанами этой церкви[1]. Она представляет собой конфедерацию 23 региональных церквей во… … Википедия
ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ — [нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально политической историей гос ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были … Православная энциклопедия
Евангелическая церковь союза — Евангелическая церковь союза, одно из крупных протестантских религиозных объединений Германии, старейшая объединённая (то есть охватывающая более одной конфессии) протестантская церковь мира. Король Пруссии Фридрих Вильгельм III (1770 1840,… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СОЮЗА — [нем. Die Evangelische Kirche der Union], в Германии старейшее объединение лютеран. и реформатских церквей на конфедеративной основе. В день празднования 300 летия Реформации (27 сент. 1817) прусский кор. Фридрих Вильгельм III издал указ об… … Православная энциклопедия
Евангелическая церковь в Германии — Евангелическая церковь в Германии, крупнейшая церковная организация Германии и самая значительная объединённая (то есть охватывающая более одной конфессии) протестантская организация мира (см. Объединённые церкви).В 1817 лютеранские и… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ В РУМЫНИИ — [румын. Biserica Evanghelicã de Confesiune Augustanã din România; нем. Die evangelische Kirche Augsburger Bekenntnisses in Rumänien], одна из протестант. церковных орг ций в стране. «Черная церковь» в Брашове, Румыния. Ок. 1380 г. «Черная… … Православная энциклопедия
Евангелическая церковь аугсбургского исповедания в Австрии — Евангелическая церковь аугсбургского исповедания в Австрии, одна из лютеранских церквей Европы, вторая по численности последователей церковная организация Австрии. Альтернативное название Евангелическо лютеранская церковь… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Евангелическая церковь — В нач. XIX в. под влиянием реакции в сторону религиозного чувства и против рационализма в Германии возникла мысль о восстановлении церковной организации первых времен протестантства с объединением в одно целое не только разных партий в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Евангелическая церковь лютеранского исповедания в Бразилии — Евангелическая церковь лютеранского исповедания в Бразилии, наиболее значительная из лютеранских церковных организаций в Бразилии. Первые лютеране появились на территории Бразилии (в небольшом городке Сан Висенти вблизи Сантуса) в 1552.… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Евангелическая церковь Мекане Йесус — (Мекане Йесус на амхарском языке местожительство Иисуса), одна из крупнейших церковных организаций Эфиопии, по вероучению лютеранская.Первая неудачная попытка внедрить лютеранство в Эфиопию была предпринята в 1634, когда герцог Саксен… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Евангелическая церковь Германии: история, взгляды
Евангелическая церковь Германии (ЕЦГ) – сообщество протестантских немецких церквей. Всего насчитывает около 25 млн прихожан: униаты и лютеране по 12 млн человек и реформаты 450 тысяч. Каждое направление имеет свой центр: Унион евангелической церкви, Объединённая евангелически-лютеранская церковь и Бунд. Общая штаб-квартира находится в Ганновере. Церкви-члены ЕЦГ очень неоднородны по территории, количеству прихожан и взглядам.
История возникновения
В 1817 году кальвинистские общины объединились с лютеранами и образовали Евангелическую церковь в Пруссии. Этому способствовали король Фридрих-Вильгельм III, богословы Шлейермахер и де-Ветте. Общая цель – духовное оживление церкви, попытка вернуть христиан к Евангелию и возобновить церковь на основе только слова Божьего. Евангелисты отвергают толкование Библии Римско-католической церковью, осуждают инквизицию, религиозные войны.
С начала 20-го века действует Немецкий евангелический церковный союз. В 1933 году он был переименован в Немецкую евангелическую церковь, с 1945 года – в Евангелическую церковь Германии. С 1969 по 1991 гг. существовал союз евангелических церквей ГДР. После объединения ГДР и ФРГ восстановилась и единая церковь. С 1991 года в Кобурге действует высший орган федерации церквей – Синод.
Федеративные принципы организации
Поместные церкви управляются старшими пасторами, которых называют епископом, президентом, суперинтендентом. Женщины тоже могут быть пасторами. Земельные церкви занимаются духовной жизнью христиан в определённом районе.
Синод состоит из священнослужителей и светских советников от каждой церкви. Он представляет интересы ЕЦГ в государстве и Евросоюзе. Совет ЕЦГ включает 15 членов, выбранных Синодом и церковной конференцией.
Религия и государство
В Германии с 1919 года религия официально отделена от государства, хотя и сейчас между ними сохраняется достаточно сильная связь.
Приверженность к требованиям Нового Завета
Евангелическая церковь означает, что за основу взято учение Иисуса Христа.
Человек с рождения имеет склонность к греху. В условиях неверия проявляются самые худшие черты. Принадлежность к церковной организации и участие в обрядах не гарантируют веры. Добрые дела без веры тоже не ведут к спасению. Упор делается на личное благочестие, дисциплину, миссионерскую пропаганду и социальные меры.
Собрания проходят по воскресениям. Основные Таинства – Крещение и Вечеря Господня.
Ритуал приобщения к церкви называется конфирмацией: обряд крещения все проходят при рождении, а в 13 – 14 лет подростки проходят конфирмацию с благословением. За 2 года до этого их знакомят с основами евангелической веры, дают знания о Боге и Иисусе Христе.
ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ
После окончания второй мировой войны в ходе конференций 1945-1948 гг. в Трейзе (ныне Швальмштадт, земля Гессен) и Айзенахе умеренным крылом Исповедующей церкви была сформирована структура новой Е. Ц. Г. Большую роль в этом сыграл Вюртембергский земельный еп. Теофиль Вурм. На конференции в Трейзе была создана благотворительная Служба помощи (Hilfswerk), руководителем которой стал О. Герстенмайер. Он был членом подпольного антифашистского кружка в Крайзау (ныне Кшижова, Польша), занимавшегося разработкой планов буд. устройства Германии на христианско-социальных началах, член Синода Е. Ц. Г. В послевоенные годы Е. Ц. Г. активно помогала беженцам и бедным, собирая пожертвования, способствуя созданию новых рабочих мест.
Представители евангелической церкви были не согласны с Законом о демилитаризации и денацификации от 5 марта 1946 г., касавшимся значительной части клира и мирян, работавших в церкви. Компромисс был найден на основе того, что оккупационные власти позволили Е. Ц. Г. начать самостоятельный процесс «очищения» от пронацистских элементов. 10 окт. 1946 г. оккупационные власти признали Исповедующую церковь «антифашистской организацией сопротивления». 19 окт. 1945 г. было обнародовано «Заявление совета Евангелической Церкви Германии представителям Экуменического совета церквей», т. н. Штутгартское покаяние (Stuttgarter Schulderklärung), автором которого был переживший концлагерь Нимёллер. Международное экуменическое движение настаивало на том, чтобы Е. Ц. Г. открыто говорила не только о злодеяниях фашистов, но и о грехах всего нем. народа, включая духовенство. Впервые евангелической церковью на официальном уровне была признана собственная вина за злодеяния нем. рейха (такие представители евангелической церкви, как Барт, Бонхёффер и др., еще в период фашизма говорили об этой вине). Заявление вызвало неоднозначную реакцию. Большинство считало, что Штутгартское покаяние имеет неоправданно резкий характер, особенно в вопросе о коллективной вине немцев. Другие были недовольны тем, что в заявлении недостаточно сказано о вине немцев и христ. церкви Германии. Только 4 земельные церкви открыто заявили о согласии с его содержанием. В авг. 1947 г. Братский совет Исповедующей церкви составил «Послание по поводу политического пути нашего народа» (Wort zum politischen Weg unseres Volkes), т. н. Дармштадтское послание (Darmstädter Wort). Текст был подготовлен Х.-И. Ивандом и Бартом, дополнения и поправки внесли Нимёллер и Г. Дим. Послание явилось результатом дискуссии о сложном положении евангелической церкви в Германии, по-прежнему разделенной на неск. частей. В документе говорилось о причинах возникновения национал-социализма в Германии и о ложных путях развития церкви в годы фашизма, основанного на националистической традиции и связях с правящими кругами, о необходимости истинного обновления церкви, к-рое послужит обновлению всего общества. Подчеркивалось, что немцы должны говорить открыто об общей вине за злодеяния фашистов, и это позволит им преодолеть свои заблуждения. Радикальными выглядели заявления о том, что перед 1933 г. церковь блокировала необходимые социально-революционные изменения, тем самым объективно проложив путь нацистам к власти. Был поставлен вопрос о необходимости строительства новых взаимоотношений между гос-вом и церковью. Церковь должна стать опорой бедных, способствовать созданию лучшего нем. гос. устройства, к-рое будет служить праву, благосостоянию, внутреннему миру и примирению народов. Все это создаст почву для построения нем. демократического социализма в стране. На 1-е место выходили проблемы сохранения христ. ценностей во время роста в Европе секулярных процессов. Г. Альберц и К. Шарф, члены Братского совета, были не согласны с отдельными положениями послания. Вскоре Братский совет Исповедующей церкви был вытеснен из церковного руководства, но незадолго до этого, в апр. 1948 г., успел выпустить Послание по еврейскому вопросу (Wort zur Judenfrage), к-рое явилось исходной точкой для выработки позиции Е. Ц. Г. (Die Kirchen und das Judentum. Münch., 1988. S. 541). Основной темой документа стал протест против антисемитизма, «признание вины за Холокост, за гордыню и молчание немецкого народа». В конституцию Е. Ц. Г. было включено положение о признании евангелической церковью своей вины и миссионерской ответственности по отношению к народу Израиля. После войны вышло большое количество заявлений Е. Ц. Г. против антисемитизма («Вина перед Израилем» (Schuld an Israel) в апр. 1950, в 1960, в 1975, в 1980 «Рейнское синодальное заявление» и др.).
Противоречия внутри Е. Ц. Г. вновь обострились в связи с войной (1950-1953) в Корее и намерением Правительства ФРГ послать туда войска. Большинство клира (Вурм, Х. Лилье и др.) было готово поддержать милитаризацию, меньшинство (Барт, Нимёллер, Хайнеман) выступало против. Заявление лютеран в февр. 1952 г. «Вклад в вооружение и христианская совесть» (Wehrbeitrag und christliches Gewissen), поддержанное большинством земельных епископов, опиралось на учение М. Лютера о 2 царствах (Kirchliches Jb. 1953. S. 14-17). В заявлении утверждалось, что в мирской сфере действуют политические и военные средства. Для защиты права и мира, подчеркивалось в документе, военные рычаги власти вполне законны, но при этом необходимо противостоять духу ненависти и мести в Вооруженных силах. В Бонне заявление восприняли как согласие со своей политикой.
В 60-70-х гг. повсеместно в Европе прошли массовые студенческие волнения. В ФРГ молодежь протестовала против консервативной модели развития страны, построенной на гегемонии ХДС и ХСС, на антикоммунизме и клерикализме, на приверженности рыночной либеральной модели, а также против патриархальных моральных устоев, главной блюстительницей к-рых была церковь.
В 1965 г. появился «Восточный меморандум» (Ostdenkschrift) Е. Ц. Г. В нем звучали призывы отказаться от бывш. нем. вост. территорий, относившихся к Польше, по существу признавались установившиеся после войны границы по Одеру-Нейсе. Тем самым Е. Ц. Г. способствовала «новой восточной политике» федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта, возглавлявшего Социал-демократическую партию Германии и выступавшего за установление добрососедских отношений с народами гос-в Вост. Европы, прежде всего с народами Польши и СССР.
В кон. 70-х гг. разгорелись споры о нейтронном оружии. В кругах Е. Ц. Г. поддержали мирные инициативы. С сер. 80-х гг. чаще звучал лозунг «За мир без оружия», проводились «недели мира». Евангелический конгресс в Гамбурге в 1981 г. был важным событием в движении за мир. Нек-рые протестанты заговорили о возможном союзе пацифистов, христиан и коммунистов против гонки вооружений и фашизма. «Восточный меморандум» вызвал неоднозначную реакцию в обществе: был поднят вопрос о пределах вмешательства церквей в социально-политические проблемы. Ответом на это стал меморандум Совета Е. Ц. Г. 1970 г. «Задачи и границы церковной позиции по общественным вопросам» (Aufgaben und Grenzen kirchlicher Äuserungen zu gesellschaftlichen Fragen). Высказывая озабоченность социально-политическими и правовыми проблемами в обществе, церковь настаивала на взаимном, партнерском диалоге с общественными силами по их решению. При этом давалось теологическое обоснование возможности и необходимости такой кооперации, в частности при соблюдении политической этики. В меморандуме Е. Ц. Г. «Евангелическая церковь и свободная демократия» (1985) говорилось, что демократия как форма гос. устройства наиболее соответствует свободе христ. веры, подчеркивалось, что евангелическая церковь должна исходить из принципа ответственности перед Богом в осуществлении мирских дел, в т. ч. это относится и к политической деятельности.
Являясь одним из институтов, принимающих активное участие в общественно-политической жизни страны, церковь делала заявления по таким вопросам, как война в Ираке, проблема иммиграции, отношения протестантизма и культуры и др. Е. Ц. Г. выступила против войны США в Ираке, считая ее неправедной и несправедливой. В войне Израиля против Ливана Е. Ц. Г. требовала перемирия. Синод, состоявшийся в Оснабрюке в нояб. 1993 г., рекомендовал принять за основу программу «Шаги на пути к миру» (Schritte auf dem Weg des Friedens), содержавшую определение справедливой войны. В документе подчеркивалось, что нельзя оставлять ближнего без защиты и помощи, что возможно применять силу в качестве ультиматума и «невоенной формы давления», чтобы воспрепятствовать эскалации военной силы.
Актом исключительного исторического значения явилось заявление Синода Е. Ц. Г. от 6 нояб. 1996 г. «К вопросу о дезертирах второй мировой войны» (Zu der Deserteuren des Zweiten Weltkrieges), в к-ром были признаны агрессивный характер второй мировой войны и вина нем. народа за поддержку этой войны и участие в ней. Некоторые военные формирования, отмечалось в заявлении, по приказу высших инстанций вермахта расстреливали военнопленных, осуществляли массовые акции по истреблению мирных жителей на оккупированных территориях. На фоне этих злодеяний заслуживают уважения те, кто отказывались от участия в преступлениях. Преступный характер национал-социалистской диктатуры и ее военного руководства делает обвинения, предъявляемые за такие отказы, абсурдными. Синод требовал реабилитации дезертиров, предлагал бундестагу объявить противозаконными приговоры за дезертирство (ок. 30 тыс.), неповиновение приказам и разложение войск. Заявление допускало некоторые компромиссные формулировки. Так, следуя патриотической линии, представители Е. Ц. Г. подчеркивали, что речь не идет о том, чтобы осуждать весь вермахт и тех нем. солдат, к-рые считали, что исполняют свой долг перед Родиной. В заявлении отмечалось, что реабилитация дезертиров не может иметь последствий для бундесвера, т. к. Основной закон страны запрещает любые действия, направленные на развязывание агрессивной войны, солдатам бундесвера запрещено следовать преступным приказам.
Е. Ц. Г. регулярно поддерживает контакты с РПЦ, с 1959 по 2007 г. состоялись 23 встречи. В совместно изданных документах и книгах содержались свидетельства о преследованиях и страданиях обеих Церквей в годы тоталитарных режимов. В 2005 г., по случаю 60-летия окончания второй мировой войны, делегация Е. Ц. Г. во главе с В. Хубером прибыла с визитом в Москву. В ходе встреч и дискуссий подчеркивалось, что на фоне растущей секуляризации общества, морального и религ. релятивизма, ориентации на материальные ценности нужно защищать и вносить в гражданское общество традиц. духовные и христ. ценности, к-рые приобретают исключительное значение в совр. мире.
Структура Е. Ц. Г.
«Стыдные вопросы» про евангельское христианство
В современном мире насчитывается 920 миллионов протестантов, или евангельских христиан — это второе по численности направление христианства. Для сравнения, это почти в четыре раза превышает количество православных христиан во всем мире.
Ключевым моментом, приведшим к появлению этого течения, послужил призыв католического монаха Мартина Лютера вернуться к Библии как главному авторитету в жизни человека. Сегодня это девиз жизни для более чем 4 миллионов жителей стран СНГ и Украины, относящих себя к евангельскому христианству (от слова «Евангелие», то есть благая весть Иисуса Христа).
В 2018 году евангельскому христианству исполняется 501 год. В честь этого события мы приготовили список «стыдных» вопросов, которые задавали себе многие (и мы в том числе). На них нам помогает ответить Павел Тогобицкий, магистр богословия, преподаватель Новосибирской библейской богословской семинарии.
Я не религиозный человек. Зачем мне все это?
Ваша формулировка предполагает, что вера — некая добавка к обыденной жизни: кому-то нравится, кому-то нет. Вот только вопросы существования Бога, Его замысла и нашего положения перед Ним — не второстепенные, и не могут такими быть.
Например: когда человека убеждают не хвататься за оголённый провод, ответ «я не очень интересуюсь законами физики» неуместен. Когда лопнул аппендикс и ты умираешь от перитонита, глупо отказываться от операции, объясняя свой выбор тем, что ты не сторонник здорового образа жизни. Подлинная суть происходящего в мире определяется Божьими законами. Согласно Библии, от вечной смерти в грехах мы можем быть избавлены только Его спасительным вмешательством. Искать нужно не религиозности, но смысла, святости и вечности. Для этого у нас есть Библия и Церковь.
Почему вы называетесь евангельскими христианами?
Евангельскими христианами называют себя представители разных конфессий, когда хотят подчеркнуть значимость веры в Евангелие и его проповеди.
«Евангелие» переводится с греческого как «благая весть». Суть благой вести Нового Завета в том, что Сын Божий, Иисус Христос «умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Все люди испорчены грехом, виновны и перед лицом святого Бога обречены на вечную муку. Нам нечего предложить за наше спасение, и у нас нет ни сил, ни средств по-настоящему изменить себя. Но Бог, не желая нашей гибели, Сам решил эту проблему: Сын Божий стал человеком, чтобы умереть за наши грехи и, воскреснув, дать нам вечную жизнь вместе с Ним. Единственное условие этого соединения — вера. Он призывает нас поверить и довериться Ему.
Все, кто уверовал в Бога через эту весть, согласны, что весть о Боге действительно драгоценна. Поэтому церковные общины, состоящие из переживших спасение людей, любят называть себя евангельскими.
Почему бы просто не ходить в обычную церковь, как все?
Просто ходить в церковь было бы достаточно, если бы в целом мы были неплохие люди, а Богу было бы нужно просто чуть-чуть что-то подправить. Но, согласно Библии, каждый из нас должен радикально измениться. Настолько, что Библия описывает уверовавшего как умершего для старой жизни и вновь рождённого для новой.
В той жизни можно было быть «как все». Но новая жизнь не наша. Она дана Богом и принадлежит Ему. А Бог задумал её как протекающую в общине верующих, которые совместно делают Его дело, любят друг друга, соединены так, что с полным правом именуются братьями и сестрами. Настоящая церковь — это не место, куда ходят, это семья, в которой живут. Важно быть живой частью Божьей общины.
Какая вообще разница между православными и неправославными?
Различаются представления о принятии спасения. Для православного это, прежде всего, путь, по которому Бог ведет его к совершенству. Для протестанта это дар возрождения, усыновления и новой жизни, принимаемый беспомощным человеком. Для православного жизнь по вере — способ получить спасение, для протестанта — ответ любовью на любовь. В придачу к этому протестанты настаивают на абсолютной авторитетности только Библии. И, наконец, исповедуя спасение по вере, они не считают, что спасенные есть лишь в их церкви, но что спасается всякий действительно верующий.
Не наше это все. Мы же русские/украинцы/белорусы/казахи. Чем это лучше, чем вера наших предков?
Говоря о вере предков, можно, конечно, вспомнить пантеоны языческих божков, связанных с тем или иным племенем или местом. Современные попытки возродить их — фантазии и новодел. Подлинные древние культы никому не нужны.
Если же под верой предков понимается православный вариант христианства, то стоит отметить, что единый Бог не ограничен нацией или территорией. Он Бог для всех народов, так что попытка настаивать на приоритете национальной традиции — это стремление протянуть нелепое язычество туда, где ему нет места. Подлинной вере чужд национализм. Поэтому, если наилучший для меня способ поклонения Богу отличается от традиции предков, я предпочту этот способ. Это не означает, что стоит презирать культуру окружающих людей, но важно позволить Христу преображать свою культуру.
Протестанты, это же секта какая-то?
Сегодня «секта» — оскорбительное слово, призванное подчеркнуть чуждость и порочность некого религиозного движения. Хотя в мире протестантов больше, чем православных, здесь в России нас действительно мало. Более того, православные настаивают, что они — единственная истинная Церковь во вселенной. Так что мы обречены на звание «секты».
Вот только не в прозвищах дело, но в верности людей Богу. Исторические заслуги, число последователей, богатство или политический вес, — как и отсутствие всего этого, — не свидетельствует о Божьей оценке конкретной общины верующих. Мы просто стараемся быть Ему угодными, несмотря на оскорбления и насмешки. А оценивать «секты» и «не секты» стоит с точки зрения Божьей воли, открытой всем нам в Библии.
А с чего начался протестантизм?
Обычно протестантскими называют все церкви, происхождение и взгляды которых связаны с Реформацией XVI века. Реформаторы старались очистить церковь от шелухи человеческих выдумок.
Их взгляды часто суммируют следующим образом: «Только Писание, только верой, только благодатью, только Христос, только Богу слава». Знаковой фигурой этого процесса стал католический монах и преподаватель Мартин Лютер. Он был не первым и не единственным, но, благодаря стечению многих обстоятельств, именно его деятельность стала толчком к массовому изменению в церковной жизни.
День его выступления против индульгенций, 31 октября 1517 года, празднуют как День Реформации. Впрочем, главным объектом его внимания были не индульгенции, но крест Христа и наше спасение благодатью Божией по вере.
А какое значение для нас имеет какой-то средневековый монах?
Христиане всех времен верят в одного Бога, размышляют над одной Библией, борются со схожими искушениями. Поэтому другие верующие могут стать нам хорошими собеседниками, наставниками и примерами, независимо от времени их жизни.
Иногда Мартина Лютера представляют как создателя некой новой церкви. Сам он был бы весьма удивлён этим. В Реформацию Церковь не создавалась заново, но поместные церкви, то есть различные общины верующих, учились угождать Богу через аккуратное исполнение Его Писания. Лютер в этом активно участвовал. Их усилия принесли богословские и практические плоды, которыми спустя 500 лет пользуемся и мы.
Так что Мартин Лютер один из наших благословенных Богом братьев и собеседников в размышлениях о вопросах веры и благочестивой жизни.
Может, это просто новая мода? После распада СССР все ударились в эзотерику.
Действительно, тогда люди хватали всё, что стало доступным. Годы запретов сформировали сильный голод, который насыщался порой весьма бездумно. Но сам факт этого голода достоин внимания.
Мы не созданы для безбожной жизни. Человек вполне становится человеком только в общении со своим Творцом. То, что духовная жизнь подменялась суррогатами, не делает её фальшивкой. Христианин видит, сколь удивительно Бог изменяет человека, познаёт самого Бога, ощущает радость любви, понимает ценность святости. На фоне жизни со Христом всякая эзотерика меркнет.
К тому же не стоит забывать, что христиане были и в СССР. И для тех, кто жертвовал своей жизнью ради Бога, вера уж точно не была модой.
К сожалению, ложная вера возможна. Периодически появляются «учителя», приносящие новые «откровения», и у них находятся последователи.
Иеговисты, действительно, вышли из протестантской среды, но их отказ от веры в Бога-Троицу и в частности, что Иисус, Сын Божий — это «Иегова», вывел их вообще за пределы христианства. У мормонов есть целая книга лжеоткровений. Сайентологи никогда не имели отношения к церкви. Подобных — множество.
Классический же протестантизм всегда настаивал на авторитете только Библии и с вниманием относился к опыту ее толкования предшествующими поколениями христиан. Он разделяет изначальную веру и доверие всех христиан Богу-Сыну, ставшему человеком, умершему и воскресшему ради нашего спасения. «Вера», не приводящая к отношениям с Ним, не имеет смысла.
Никто не стал бы этим заниматься, если бы это было невыгодно. Где «навар»?
Так как религия имеет дело с предельно значимыми вопросами, она может стать сильным и опасным инструментом. Поэтому часто её используют для «навара».
Отчасти это можно сравнить с любовью. Можно ли манипулировать ею или наживаться на ней? Да. Но лишь очень несчастные люди готовы заявить, что все человеческие отношения существуют ради денег. В духовной сфере число несчастных больше, и подозрительность сильнее.
Но как можно искренне радоваться другому человеку, так, и даже в большей степени, можно радоваться Богу. Он первый возлюбил нас, пришел к нам, взял на Себя наш грех и умер за нас. Когда заплачена такая цена, всякий иной «навар» обесценивается. Просто не нужно поддаваться обманщикам от религии. Важно знать Бога, открывшего Себя в Библии и доверять именно Ему.