евхаристия в православной церкви что это значит

Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии

Значение таинства причащения в жизни православного христианина

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Необходимость причащения для православных христиан

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха – главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира – основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Да, таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Таинство причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба – евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост – время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Источник

Евхаристия

Евхари́стия (греч. — бла­го­да­ре­ние, от εὖ — добро, благо и χάρις — почи­та­ние, честь) есть Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щему под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48-54 ). Бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния.

Учение о Евха­ри­стии назы­ва­ется Евха­ри­сто­ло­гией.

Евха­ри­стия – глав­ное Таин­ство Церкви, в нём осу­ществ­ля­ется то, к чему при­зван хри­сти­а­нин – еди­не­нию с Гос­по­дом, Бого­об­ще­нию. Евха­ри­стия есть при­об­ще­ние к любви Божией, ведь любовь выра­жа­ется в жертве ( Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих. Ин.15:13 ), а Жертву за грехи всех людей принёс Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

Совер­ше­ние Евха­ри­стии состав­ляет основу глав­ного Цер­ков­ного бого­слу­же­ния – Боже­ствен­ной Литур­гии. Евха­ри­стией на Литур­гии зна­ме­ну­ются все цер­ков­ные празд­ники.

“Евха­ри­стия соеди­няет и века, и людей, и смыслы. На Евха­ри­стии ты не только в Сион­ской гор­нице – ты и в 4 веке, когда сло­жены гимны, и в 6, 8, 12 веке, потому, что вос­по­ми­на­ются святые этих времён. Ты и в 17 веке, потому что с этого вре­мени бого­слу­жеб­ный чин пре­тер­пел изме­не­ния. Ты в 18 веке, потому что нахо­дишься в храме, кото­рый построен в это время. Ты в 19 веке, потому что в это время была обнов­лена рос­пись. И ты в 20 веке, потому что слы­шишь цер­ков­ное пение своего вре­мени. Вот такая сквоз­ная шахта, по кото­рой про­ис­хо­дит не только обще­ние земли и неба, но и вообще объ­еди­ня­ется вся земная исто­рия”.
Мария Кра­со­виц­кая

Какими видит нас Бог

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

Почему глав­ное хри­сти­ан­ское Таин­ство назы­ва­ется Евха­ри­стия, то есть Бла­го­да­ре­ние?

– Нередко чело­век вспо­ми­нает о Боге только во время болезни, несча­стья, серьез­ных про­блем – одним словом, когда его система цен­но­стей, да и сама жизнь ока­зы­ва­ются под вопро­сом. В такие моменты и молитва ста­но­вится осо­бенно горя­чей. Однако даже очень усерд­ная молитва про­ше­ния все же явля­ется лишь одной из первых сту­пе­ней молит­вен­ной лест­ницы, на вер­шине кото­рой нахо­дятся сла­во­сло­вие и бла­го­да­ре­ние Бога – а они, к сожа­ле­нию, намного реже напол­няют наши сердца.

Гре­че­ское наиме­но­ва­ние глав­ного хри­сти­ан­ского Таин­ства – «Евха­ри­стия» – пере­во­дится как «бла­го­да­ре­ние». Его важ­ней­шая часть – не столь люби­мое при­хо­жа­нами чтение на екте­нии запи­сок о здра­вии и упо­ко­е­нии, а евха­ри­сти­че­ская молитва. В ней Цер­ковь бла­го­да­рит Бога за всю исто­рию спа­се­ния: за тво­ре­ние мира, при­ше­ствие Христа, дар буду­щего Цар­ства, за радость литур­ги­че­ского собра­ния. Это бла­го­да­ре­ние охва­ты­вает про­шлое, насто­я­щее и буду­щее. Епи­скоп или свя­щен­ник от лица всей собрав­шейся общины бла­го­да­рит за «все, что мы знаем и чего не знаем, явные и неяв­ные бла­го­де­я­ния, бывшие на нас». Это бла­го­дар­ность за то, что каждая литур­гия – пред­вос­хи­ще­ние радост­ного брач­ного пира Агнца (см. Откр.19:6-9 ), на кото­рый каждый из нас полу­чил при­гла­ше­ние в момент своего кре­ще­ния.

На Тайной вечере Хри­стос, уста­нав­ли­вая таин­ство Евха­ри­стии, бла­го­да­рит (см. Лк.22:19 ), тем самым вклю­чая в кате­го­рию бла­го­дар­но­сти не только отдель­ные радост­ные собы­тия, но всю сово­куп­ность Своей и нашей жизни, в том числе и Крест, без кото­рого не может быть Вос­кре­се­ния. «За все бла­го­да­рите» ( 1Сол.5:18 ) – по-насто­я­щему испол­нить эту запо­ведь можно, только ста­но­вясь при­част­ным жерт­вен­ному дару Христа. Хлеб и вино – при­род­ные дары Бога, кото­рые Цер­ковь в бла­го­дар­ном ответе воз­но­сит к Нему и вновь при­ни­мает уже в совер­шенно ином каче­стве – как Тело и Кровь Христа. Пред­ла­гая нам эти Дары, она одно­вре­менно задает вопрос: насколько мы готовы сво­бодно и бла­го­дарно пода­рить Богу всю нашу жизнь с ее скор­бями и радо­стями – или, говоря сло­вами Еван­ге­лия, поте­рять ее (с точки зрения окру­жа­ю­щего мира), чтобы обре­сти ее истин­ную глу­бину см. Мф.16:25 ).

В древ­но­сти каждый веру­ю­щий при­но­сил на Евха­ри­стию свои дары, из них выби­ра­лись самые лучшие хлеб и вино, кото­рые пола­га­лись на пре­стол. После евха­ри­сти­че­ской молитвы пред­сто­я­тель читал молитву бла­го­да­ре­ния и над осталь­ными дарами, кото­рые диа­коны после службы раз­да­вали нуж­да­ю­щимся и отно­сили домой боль­ным членам общины. Тем самым евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние обре­тало и соци­аль­ное изме­ре­ние.

Чело­век, полу­чив­ший дар от Бога и по-насто­я­щему осо­знав­ший его цен­ность, обя­за­тельно бла­го­дарно поде­лится им с дру­гими. Поэтому евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние – это выход за узкие рамки нашего эго­и­сти­че­ского бытия, откры­тие нового гори­зонта реаль­ной встречи с живым Богом. Он всегда про­тя­ги­вает нам Свою руку любви и вер­но­сти. По-детски дове­ри­тельно опе­реться на нее или вбить в нее еще один гол­гоф­ский гвоздь – для хри­сти­а­нина, в конеч­ном счете, это именно выбор бла­го­дар­но­сти или небла­го­дар­но­сти. Любой грех всегда явля­ется небла­го­дар­но­стью, забве­нием о даре Бога, само­убий­ствен­ным замы­ка­нием в себе, а евха­ри­сти­че­ское бла­го­да­ре­ние, высшая точка кото­рого – соеди­не­ние со Хри­стом в при­ча­ще­нии Его Тела и Крови, ста­но­вится вос­ста­нов­ле­нием нашей целост­но­сти, напо­ми­на­нием о том, какими видит нас Бог.

игумен Пётр (Меще­ри­нов):

Как пища входит в нас и рас­тво­ря­ется в нас, про­ни­кает до послед­ней кле­точки нашего орга­низма, так и Гос­подь захо­тел до самой нашей послед­ней моле­кулы про­ник­нуть нас, соеди­ниться с нами, при­об­щиться нам, чтобы и мы до конца при­об­щи­лись Ему.

свя­щен­ник Алек­сандр Торик:

Необ­хо­димо отме­тить, что в отдель­ных слу­чаях, обычно за мало­ве­рие свя­щен­ника или моля­щихся, Гос­подь допус­кает совер­шиться чуду – хлебу и вину стать реаль­ными чело­ве­че­скими плотью и кровью (подоб­ные случаи даже преду­смот­рены в свя­щен­ни­че­ском «Слу­жеб­нике» в инструк­ции для свя­щен­ни­ков, назы­ва­е­мой «Изве­стие учи­тель­ное», в раз­деле о непред­ви­ден­ных слу­чаях).

Обычно, по про­ше­ствии неко­то­рого вре­мени, плоть и кровь вновь при­об­ре­тают вид хлеба и вина, но известно исклю­че­ние: в Италии в городе Лан­чано уже много веков хра­нятся обла­да­ю­щие чудес­ными свой­ствами Плоть и Кровь, в кото­рые пре­ло­жи­лись хлеб и вино на Боже­ствен­ной Литур­гии (см. на сайте).

…Мы назы­ваем это «Евха­ри­стией», от гре­че­ского слова, кото­рое озна­чает одно­вре­менно «дар» и «бла­го­да­ре­ние». И дей­стви­тельно, это при­ча­стие Телу и Крови Хри­сто­вым, это неве­ро­ят­ное при­об­ще­ние, в кото­рое Он нас при­ни­мает, явля­ется самым боль­шим даром, кото­рый Гос­подь может нам дать: Он делает нас собра­тьями и рав­ными Себе, сотруд­ни­ками Богу, и через неве­ро­ят­ное, непо­сти­жи­мое дей­ствие и силу Духа (ибо этот хлеб – больше не хлеб только, и это вино – не только вино, они стали Телом и Кровью Даю­щего) мы ста­но­вимся зача­точно, а посте­пенно все больше, участ­ни­ками Боже­ствен­ной при­роды, богами по при­об­ще­нию, так, что вместе с Тем, Кто есть вопло­щен­ный Сын Божий, мы ста­но­вимся единым откро­ве­нием Божи­его при­сут­ствия, “все­це­лым Хри­стом”, о Кото­ром гово­рил святой Игна­тий Антио­хий­ский. И даже больше этого, выше и глубже этого: в этом при­об­ще­нии к при­роде и жизни Еди­но­род­ного Сына Божия, по слову свя­того Иринея Лион­ского, дей­стви­тельно мы ста­но­вимся – по отно­ше­нию к Самому Богу – еди­но­род­ными сынами Божи­ими.

Это – дар; но в чем бла­го­да­ре­ние? Что мы можем при­не­сти Гос­поду? Хлеб и вино? Они и так при­над­ле­жат Ему. Самих себя? Но не Гос­подни ли мы? Он при­звал нас из небы­тия и одарил нас жизнью; Он наде­лил нас всем, что мы есть и что у нас есть. Что же мы можем при­не­сти, что было бы дей­стви­тельно наше? Святой Максим Испо­вед­ник гово­рит, что Бог может сде­лать все, кроме одной вещи: самую малую из Своих тварей Он не может при­ну­дить полю­бить Его, потому что любовь – наи­выс­шее про­яв­ле­ние сво­боды. Един­ствен­ный дар, кото­рый мы можем при­не­сти Богу, это любовь довер­чи­вого, вер­ного сердца.

Но почему бла­го­да­ре­нием назы­ва­ется именно эта таин­ствен­ная евха­ри­сти­че­ская тра­пеза скорее, чем любое другое бого­слу­же­ние или любое другое наше дей­ствие? Что можем мы пода­рить Богу? За сто­ле­тия до того, как пришел на землю Хри­стос и открыл нам Свою Боже­ствен­ную любовь, этот вопрос ставил себе псал­мо­пе­вец Давид, и ответ, кото­рый он дает, такой не-ожи­дан­ный, такой под­лин­ный, верный. Он гово­рит: Что я воздам Гос­поду за все Его бла­го­де­я­ния ко мне? – Чашу спа­се­ния приму, и имя Гос­подне при­зову, и молитвы мои воздам Гос­поду… ( Пс.115:3-5 ). Наи­выс­шее выра­же­ние бла­го­дар­но­сти не в том, чтобы отда­рить чело­веку обратно, потому что если кто полу­чит дар и отда­рит за него, то он как бы рас­кви­тался и тем упразд­нил дар: дающий и полу­ча­ю­щий срав­ня­лись, оба стали дари­те­лями, но ответ­ный дар в каком-то смысле раз­ру­шил радость обоих.

Если же мы спо­собны при­нять дар всем серд­цем, мы этим выра­жаем наше полное дове­рие, нашу уве­рен­ность, что любовь даю­щего совер­шенна, и при­ни­мая дар всем серд­цем и во всей про­стоте сердца, мы при­но­сим радость и тому, кто дал от всего сердца. Это верно и в наших чело­ве­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ниях: мы стре­мимся отпла­тить за дар, чтобы только изба­виться от бла­го­дар­но­сти и как бы пора­бо­ще­ния, когда полу­чаем дар от кого-то, кто нас недо­ста­точно любит, чтобы ода­рить нас от всего сердца, и кого мы сами любим недо­ста­точно, чтобы при­нять от всего сердца.

Вот почему Евха­ри­стия – вели­чай­шее бла­го­да­ре­ние Церкви и вели­чай­шее бла­го­да­ре­ние всей земли. Люди, кото­рые верят любви Божией откры­тым серд­цем и безо всякой мысли “рас­кви­таться” за дар, а только раду­ясь той любви, кото­рую дар выра­жает, полу­чают от Бога не только то, что Он может дать, но также и то, чем Он Сам явля­ется, и уча­стие в Его жизни, в Его при­роде, Его веч­но­сти, Его Боже­ствен­ной любви. Только если мы спо­собны при­нять дар с совер­шен­ной бла­го­дар­но­стью и совер­шен­ной радо­стью, наше уча­стие в Евха­ри­стии будет под­лин­ным; только тогда Евха­ри­стия ста­но­вится наи­выс­шим выра­же­нием нашей бла­го­дар­но­сти.

Но бла­го­дар­ность трудна, потому что она от нас тре­бует надежды, любя­щего сердца, спо­соб­ного радо­ваться дару, и совер­шен­ного дове­рия к даю­щему и веры в его любовь, в то, что этот дар не унизит нас и не пора­бо­тит. Вот почему изо дня в день мы должны врас­тать в эту спо­соб­ность любить и быть люби­мым, спо­соб­ность быть бла­го­дар­ным и радо­ваться; и только тогда Тайная Вечеря Гос­подня станет совер­шен­ным даром Божиим и совер­шен­ным отве­том на нее всей земли. Аминь.

Источник

Евхаристия — сердцевина жизни христианина + ФОТО

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

4 октября 2011 начал работу Общедоступный православный лекторий, который проводит Патриарший центр духовного развития молодежи при Даниловом монастыре в Центральном доме журналиста. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прочел лекцию на тему: «Евхаристия – сердцевина жизни христианина».

Все насладитесь пира веры, все примите богатство благости!

Святитель Иоанн Златоуст

Приветствие молодым

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значитМне очень радостно, находясь сегодня с вами, осознавать, что передо мной православная молодежь, то есть та молодежь, о которой уже нельзя сказать, что она находится лишь на пороге Церкви. Вы являетесь по-настоящему новым поколением воцерковленных молодых людей – тех, которые, как и все молодые всех времен ищут смысл, истину, Бога, ищут свой жизненный путь, но, в отличие от многих людей моего поколения, знают, где искать, и крепко связывают становление своего внутреннего человека с Церковью.

Сегодня во многом именно вы формируете и обновляете Тело Христово, Его Церковь. Вы являетесь надеждой не только для Церкви, но и для всего нашего общества. Вы живете среди мира, находясь в самом динамичном его сегменте. Вы там, где происходит борьба между добром и злом, там, где еще не ясно, кто победитель, но многое зависит от того, что является сердцевиной вашей жизни.

В наши дни уже нельзя сказать, что Русская Православная Церковь лишь возрождающаяся Церковь. Первоначальный этап церковного возрождения завершился. Сегодня Церковь призвана жить уже не столько новоначальным романтическим порывом, сколько полнокровной жизнью зрелого организма – со своим внутренним укладом, внятной позицией. И мы должны понимать, в чем наша уникальность, и что в нас есть по-настоящему исключительного среди множества современных сообществ и субкультур.

Можно ли просто сказать, что мы хранители некоей абстрактной истины или правды? Что мы православные и только поэтому с нами Бог? Что мы сохранили, или вернее для нас кто-то сохранил некую неиспорченную традицию? Являемся ли мы лишь представителями некоей субкультуры или мы «соль земли» и «свет миру»? Что означает наша надежда на спасение? Что вообще означает это слово – «спасение», которое уже давно не мыслится в современном обществе так, как его понимали наши предки?

В среде нашей православной молодежи все эти вопросы в той или иной форме возникают и заставляют молодые сердца и умы по-новому взглянуть на содержание нашей веры. Они прямо или косвенно присутствуют в дискуссиях и беседах в духовных школах, в молодежных группах на приходах, побуждая молодого человека выстроить для себя некую шкалу приоритетов: что является фундаментом моей веры, а что зиждется на этом фундаменте?

Ответить на эти вопросы тем более важно потому, что молодой человек часто стоит перед выбором, от правильности которого зависит вся его последующая жизнь. Именно в юном возрасте, как правило, происходит выбор между монашеством или семейной жизнью, между священнослужением или служением Церкви в мирянском чине. Все эти знаковые и определяющие шаги не могут быть спонтанными действиями, но должны стать решениями человека, у которого есть конкретные цели, обусловленные ясными для него самого ценностями.

Что делает соль соленою?

Именно о ценностях, о фундаменте нашей веры, я бы хотел сегодня вам что-то сказать. Конкретнее, я буду говорить о самой важной ценности нашей Церкви, о ее живом корне, из которого она непрестанно возрастает и обновляется. Я буду говорить о святой Евхаристии, потому что именно она и делает наш церковный организм исключительным, именно она придает нашему христианскому сообществу иное измерение, чем то, в котором живут любые другие сообщества.

Я убежден, что обновление евхаристического самосознания в нашей Церкви является одним из приоритетов, наряду с повышением уровня образования или с активностью в социальной сфере. Я бы сказал, что, в определенном смысле, евхаристическое самосознание даже приоритетнее всех этих задач. И это не потому, что общественная активность Церкви не важна или не актуальна. Напротив, потому что качественные достижения Церкви в указанных областях возможны лишь при условии, что Церковь будет ясно осознавать свою природу и в соответствии именно с этим самосознанием формулировать свою сегодняшнюю миссию.

Борьба за лучшую жизнь, так как ее видит Церковь, это борьба совершенно не похожая на ту, что ведут, например, политические партии или общественные организации. Роль Церкви в обществе ясно определена ее основателем – Господом Иисусом Христом, Который призывает общину верующих быть солью земли, закваской, быть силой, способной пробудить все самые лучшие силы в обществе.

И то, что делает нашу соль соленой, то, что позволяет Церкви, оставаясь, казалось бы, малой силой, преображать мир – это святая Евхаристия. Евхаристия – это главная ценность нашей Церкви, в ней ее уникальность, ее смысл и значимость. Евхаристия определяет природу Церкви и делает ее по-настоящему жизнеспособной и актуальной во все эпохи для всех людей вот уже две тысячи лет. Евхаристия объединяет вокруг алтаря членов Церкви, оживляет, казалось бы, отвлеченное от реальной жизни, богословие и делает его личным и соборным переживанием. Евхаристия мотивирует и определяет христианскую нравственность и побуждает Церковь и всех ее членов быть свидетелями и исповедниками божественного послания миру.

Евхаристия — самая важная ценность Церкви

Мы часто слышим словосочетание «традиционные ценности». В основном именно раскрытие этой формулировки и является содержанием нашей проповеди, обращенной к миру; миру, в котором очевидные вещи становятся все менее очевидными. Сохраняя таким содержание нашего внешнего свидетельства, внутри себя, в кругу церковном, нам следует чаще ставить перед собой вопрос о том, что определяет круг этих традиционных ценностей, а вернее, что в нашем понимании наполняет эти ценности собственно ценностным содержанием. И мы никогда не ошибемся, если скажем, что этим ценностным базисом, основой нашего исповедания и мировоззрения, источником вдохновения и убежденности является Евхаристия. И это потому, что по вере Церкви именно в Евхаристии она встречает Христа, соединяется с Ним, черпает силы и ведение, общается с ним и теснейшим образом переживает встречу земного и небесного: встречу с Источником полноценной жизни и непреходящего смысла.

Евхаристия является подлинной ценностью Церкви, потому что она соединяет нас со Христом, без которого Церковь – не Церковь. Евхаристия дает Церкви бытийное и смысловое основание, делает ее уникальным богочеловеческим сообществом. Именно поэтому Церковь, ее жизнь и активность – уникальное явление, без которого жизнь мира не имела бы никакого смысла и оправдания. Христос для того и основывал Церковь, чтобы она жила им и сообщала его миру. Вот ясная цель и одновременно фундамент Церкви: давать миру Христа, живого Бога воплотившегося.

Такой принцип бытия – евхаристического бытия Церкви – заложен Самим Христом. Евхаристия появилась на заре истории Церкви, еще до спасительных страданий, смерти и воскресения Христа. Она была ядром рождающейся общины верующих прежде всякого священного текста и прежде всякой сложившейся традиции. В Евхаристии актуализировался опыт апостолов и тех, кто был рядом с Христом, кто слушал Его и жил с Ним. Этот опыт не отличался бы от опыта последователей других выдающихся учителей и пророков, от опыта других сообществ, если бы не находил свое наивысшее выражение в Евхаристии.

В начале Евангелия от Луки, где повествуется о рождении Спасителя, ангел Господень возвещает вифлеемским пастухам «радость великую, которая будет всем людям» (Лк. 2:10). Завершая «Благую весть», евангелист Лука пишет об апостолах: «Они поклонились Ему [вознесшемуся Христу] и возвратились в Иерусалим с радостью великою…» (Лк. 24:52). Радость человека, который обрел Бога, не поддается ни анализу, ни определениям, в нее можно только войти — «войди в радость Господина своего» (Мф. 25:21). И у нас нет иного средства войти в эту радость, кроме того священнодействия, которое с самого начала Церкви было для нее как источником, так и исполнением радости, можно даже сказать, самим таинством радости. Священнодействие это — Божественная литургия, на которой совершается «таинство таинств» — Святая Евхаристия.

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

Участие в Евхаристии: непрестанное или регулярное?

Истинное Православие невозможно без постоянного участия каждого христианина в Евхаристии. Однако сегодня, к сожалению, многим людям мысль о частом причащении все еще кажется невиданным новшеством.

Древние христиане причащались очень часто: некоторые каждый день, другие три-четыре раза в неделю, иные только по воскресным и праздничным дням. Но постепенно в историческом развитии отдельных Поместных Церквей отношение к причащению менялось. В синодальную эпоху в Русской Церкви утвердилась традиция обязательного ежегодного причащения для подтверждения своей принадлежности к Православию. Причащались, как правило, в субботу первой недели Великого поста. Естественно, что дни подготовки к таинству были днями строгого поста, временем, когда человек должен был как бы собирать себя, разобранного на части за весь прошедший год, пока он не принимал Христовы Тайны.

Такая практика редкого причащения (только по большим праздникам или в посты, а то и раз в год) возникла по мере ослабления в Церкви духа евхаристического благочестия. Для одних причащение превратилось в формальность — «религиозный долг», который надо исполнить, другие боялись оскорбить святость таинства и приступали к нему как можно реже (как будто, причащаясь редко, они становились более достойными).

Утвердившаяся практика причащения стала чуть ли не новой догмой, отличительной чертой ревнителя православного благочестия. Желающего причащаться чаще могли заподозрить в ереси или прелести. Так, например, молодой студент военного училища Дмитрий Брянчанинов, будущий святитель Игнатий, привел в крайнее замешательство своего духовника, сказав ему о своем желании исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Вопрос о частоте причащения был поднят в начале XX века в процессе подготовки к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Было рекомендовано, со ссылкой на святоотеческие творения, вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день. И действительно, святые отцы советуют христианам никогда не уклоняться от Евхаристии, подразумевая, что все присутствующие на ней всегда приобщаются Святых Таин. Например, по словам священномученика Игнатия Богоносца (I в.), верующим в Евхаристии подается священное «лекарство бессмертия», «противоядие смерти», и потому необходимо «чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога»[1]. Преподобный Нил (IV в.) говорит: «Воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся божественной Вечери, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим»[2]. Святитель Василий Великий пишет: «Хорошо и весьма полезно каждый день приобщаться и принимать Тело и Кровь Христову… Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, в среду, пятницу и субботу, а также и в другие дни, когда бывает память какого-либо святого»[3]. Согласно 8-му Апостольскому правилу, те, кто долго не причащались без уважительной причины, отлучались от Церкви: «Верные, не пребывающие во святом общении, должны быть отлучаемы как вводящие беспорядок в Церкви»[4]. О частом причащении говорил и святой Иоанн Кассиан Римлянин в V веке[5].

Не только в раннехристианскую эпоху, а и в более позднее время многие святые призывали к частому причащению. В XI веке преподобный Симеон Новый Богослов учил о необходимости ежедневно причащаться со слезами[6]. Во второй половине XVIII века преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский написали простую и одновременно гениальную «Книгу душеполезнейшую о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», книгу, которая до сих пор не потеряла своей актуальности. В ней говорится: «Повелевается всем православным христианам причащаться часто, во-первых, Владычними заповедями Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, Деяниями и Правилами святых Апостолов и священных Соборов, а также свидетельствами божественных отцов, в-третьих, самими словами, чином и священнодействием святой Литургии, а в-четвертых, наконец, собственно самим Святым Причащением». В XIX веке святой праведный Иоанн Кронштадский ежедневно служил Литургию и причащал тысячи людей.

Конечно, надо сознавать тот факт, что мы заведомо недостойны и никогда не сможем быть достойны таинства Причастия. Вместе с тем мы не должны думать, что станем более достойными, если будем причащаться реже, или если каким-то особым образом будем к нему готовиться. Мы всегда останемся недостойными! Наше человеческое естество на духовном, душевном и телесном уровнях всегда будет неадекватным по отношению к этому таинству. Причастие есть дар Божией любви и заботы, и потому подлинной подготовкой к принятию этого дара является не проверка своей готовности, а уразумение своей неготовности. Евхаристия и дана нам для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и достойными Бога: «Понеже Ты хочеши жити во Мне, дерзая приступаю…» Насколько же этот подход более правилен, чем тот отказ от причастия по причине неготовности, который в определенный период времени восторжествовал в нашей Церкви и сделал большинство литургий — Евхаристией без причастников!

Трапеза Господа

Тайная Вечеря, совершенная Христом вместе с учениками, являлась древнееврейской пасхальной вечерей, на которую в Израиле собирались члены каждой семьи для вкушения жертвенного агнца. Но если ветхозаветный пасхальный ужин был семейной трапезой, то в новозаветной Тайной Вечери участвовали ученики Христа — не родственники Его по плоти, а родственники по духу, та семья, которая потом вырастет в Церковь. И вместо агнца был Он Сам, приносящий Себя в жертву «как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» для спасения людей (1 Пет. 1:19–20). Эти собрания и после крестной смерти и Воскресения Спасителя продолжили Его ученики. Они собирались в первый день недели — так называемый «день солнца», когда воскрес Христос, — для «преломления хлеба».

Совместная трапеза объединяет людей. Во все века братской совместной трапезе придавалось огромное значение. Но особое значение в древнееврейской традиции имела пасхальная трапеза, на смену которой в Новом Завете пришла трапеза евхаристическая. Постепенно, по мере роста христианских общин, Евхаристия трансформировалась из совместной трапезы, вечери-ужина, в богослужение.

Литургическая молитва постоянно призывает нас к одному и тому же: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святаго причастие»[7]. Всякое мало-мальски серьезное изучение евхаристического чина не может не убедить нас в том, что чин этот весь, от начала до конца, построен на принципе соотносительности, т.е. зависимости друг от друга служений предстоятеля и народа. Еще точнее эту связь можно определить как сослужение[8]. Все раннехристианские памятники свидетельствуют, что «собрание» всегда считалось первым и основным актом Евхаристии. На это указывает и древнейшее литургическое наименование совершителя Евхаристии — предстоятель. Его первая функция и состоит в возглавлении собрания, т.е. в том, чтобы быть «предстоятелем братии». Собрание, таким образом, есть первый литургический акт Евхаристии, ее основа и начало.

Собрание верующих

Сегодня «стечение молящихся» (т.е. собрание) перестало восприниматься как первичная форма Евхаристии, а в Евхаристии перестали видеть и ощущать первичную форму Церкви. Литургическое благочестие стало предельно индивидуалистическим, о чем красноречиво свидетельствует современная практика причащения, подчиненная до конца «духовным нуждам» отдельных верующих, и которую никто — ни духовенство, ни миряне — не воспринимает в духе самой евхаристической молитвы, уже цитируемой нами, о соединении всех «во единого Духа Святаго причастие».

Слово «сослужение» теперь применяется только к духовенству, участвующему в службе, что же касается мирян, то их участие мыслится всецело пассивным. Так в школьном богословии при перечислении условий, необходимых для служения Литургии, упоминается обычно всё — от законно рукоположенного иерея до качества вина. Всё, кроме «собрания в Церковь», не считающегося сегодня «условием» Литургии.

И сами миряне не воспринимают свое присутствие на Литургии от начала до конца в качестве обязательного элемента Литургии. Они знают, что богослужение начнется в определенный час, согласно расписанию, вывешенному на дверях храма, вне зависимости от того, придут ли они к его началу или в середине или даже под конец.

Однако именно собранная в Евхаристии Церковь и есть образ и осуществление Тела Христова, и только потому собранные смогут причаститься, т.е. быть общниками Тела и Крови Христовых, что они являют Его своим собранием. Никто и никогда не мог бы приобщиться, никто и никогда не был бы достоин и «достаточно» свят для этого, если бы не было это дано и заповедано в Церкви, в собрании, в том таинственном единстве, в котором мы, составляя Тело Христово, можем неосужденно быть участниками и причастниками Божественной Жизни и «войти в радость Господина своего» (Мф. 25:21). Чудо церковного собрания заключается в том, что оно не «сумма» грешных и недостойных людей, составляющих его, а Тело Христово. Вот тайна Церкви! Христос пребывает в своих членах, и потому Церковь не вне нас, не над нами, а мы во Христе и Христос в нас, т.е. мы и есть Церковь.

Евхаристия — присутствие Бога

Быть в Церкви, значит быть со Христом, Который открывается нам в таинстве Евхаристии. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54). В этих словах Христа заключается тайна богообщения, открытая для каждого члена Церкви. И наша встреча со Спасителем — не эпизодическое свидание, а постоянная напряженная жизнь наполненная всегдашним устремлением, всегдашним желанием утверждать себя в Боге, соединяться с Ним.

Таинство Евхаристии как таинство Христа, пребывающего с человеком, уникально, больше ничего подобного в мире не было! Христос с людьми — не как память, не как идея, а как реально Присутствующий! Для православных христиан Евхаристия не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря, возобновляемая Христом за каждой Евхаристией и непрерывно продолжающаяся в Церкви, с той пасхальной ночи, когда Христос возлежал за столом со Своими учениками. Вот почему таинству Евхаристии Церковь придает особое, ни с чем несравнимое значение в деле спасения человека.

После грехопадения люди постепенно утратили чувство присутствия Бога. Их воля перестала быть в гармонии с волей Божией. Чтобы спасти, исцелить измененную ко греху человеческую природу Бог сходит на землю. Но спасение и освящение не может быть нам просто подано извне. Оно должно быть творчески воспринято нами изнутри. И потому Бог не просто сходит Сам по Себе, а сходит через человека, исцеляя нашу природу неизменностью Своего Божества. Божественная Личность Христа разглаживает те складки воспринятой человеческой природы, те греховные рубцы, которые появились в ней после грехопадения. Человеческая природа Христа становится обоженной, преображенной.

И вот этот дар преображения Христос сделал доступным для всех верующих в Него, установив величайшее христианское таинство — таинство Евхаристии, причастия Его Тела и Крови. В этом таинстве мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально — Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек, вкушая Бога, соединяется с Ним духовно и телесно.

Так же как и в обычной трапезе, когда человек ест, он причащается природе, он делается ее частью, а она — его. Потребляемая человеком пища не просто переваривается, она входит в нашу плоть и кровь, преображается в ткани нашего организма. Когда совершается таинство Евхаристии, Господь не незримо, не чисто духовно, а вполне реально входит в нас, становясь частью нашего существа. Мы становимся тем небесным Хлебом, который вкусили, т.е. частицами Тела Христова.

Что освящается на литургии?

Именно вследствие этого важнейшим элементом, который подлежит освящению на литургии, является не вино и не хлеб, а мы с вами. Не случайно, когда священник взывает к Богу о том, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа, он произносит: «Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия». Святой Дух должен сойти не только на святые дары, чтобы их сделать Телом и Кровью Христа, но и на нас, чтобы сделать нас, по выражению Святых Отцов, «сотелесными» Христу, сделать частью Его Пречистого Тела.

Каждый священнослужитель по-разному переживает этот особый и трепетный момент в литургии, когда время как бы останавливается и реальность иного мира входит в нашу повседневную жизнь, когда Святой Дух ощутимым образом касается нашего человеческого естества, преображая его изнутри. Материальное естество хлеба и вина остается перед нашими очами и не меняется в момент преложения их в Тело и Кровь Христа. И наше человеческое материальное естество внешне не меняется, когда мы причащаемся. Но происходит внутренняя радикальная трансформация и того и другого: и святых даров, стоящих на престоле, и людей, стоящих перед престолом.

Вот почему никакой человек, приступающий к таинству, никогда не сможет так к нему подготовиться, чтобы стать достойным принять в себя Бога, стать «сотелесным» Ему. Только сознание своего всецелого недостоинства, своей греховности и чувство глубокого покаяния может и должно быть пропуском к таинству таинств.

Сокрушение от сознания собственной греховности, однако, не должно препятствовать христианину воспринимать Евхаристию как праздник и радость. По своей природе Евхаристия является торжественным благодарением, основное настроение которого — хвала Богу. В этом парадокс и тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и одновременно с радостью — с покаянием от сознания своего недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным, невзирая на недостоинства, дает незримую благодатную силу. Каждый причастник Евхаристической трапезе несет Христа в себе.

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

Мы призваны к тому, чтобы жизнь стала Евхаристией

В идеале причащаться нужно за каждой Литургией. И в идеале именно ритм церковной жизни той общины, к которой принадлежит конкретный христианин, должен определять ритм его индивидуальной евхаристической практики. Однако мы живем на разных уровнях интенсивности духовной жизни, и не каждый может отдавать Богу всего себя ежедневно. В современных условиях трудно предписывать единый для всех стандарт: каждый человек должен почувствовать свой внутренний ритм и определить, как часто ему следует причащаться. Но для всех нас важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое событие, которое происходит либо по особым случаям, либо по большим праздникам.

Будем ли мы подходить к Святой Чаше несколько раз или один раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц, Причащение должно быть тем стержнем, вокруг которого выстраивается вся наша жизнь. В конечном же итоге мы призваны к тому, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией – непрестанным благодарением Богу за Его дары, благодарением, выражаемым не только в словах, но и в делах, во всем нашем образе жизни.

И очень важно помнить о том, что Евхаристия преображает не только жизнь каждого конкретного христианина: она преображает всю церковную общину, созидая из отдельных индивидуумов единое Тело Христово. Литургия – это «общее дело», общий подвиг всей христианской общины. Евхаристия, как общее дело Церкви, на протяжении веков соединяла членов Церкви «друг ко другу». И отдельные Поместные Церкви также соединяются в единое церковное Тело именно через Евхаристию.

Общецерковное измерение Евхаристии с особой силой выражено в чинопоследовании Божественной литургии. Это измерение необходимо подчеркивать и осмыслять в наше время, когда верующим пытаются навязать индивидуалистическую парадигму как в религиозных убеждениях, так и в их действенном проявлении.

Опыт евхаристической молитвы и рождающееся в ней действование Церкви – это соборный акт. Наша главная сила, духовная и общественная, заключается в том, что мы совершаем Евхаристию как общее дело, через которое актуализируется не только наше единство со Христом, но и наше единство друг с другом. И это не абстрактное единство. Это единство, которое глубже культурных и родственных связей: это единство жизни во Христе, самое сильное и самое глубокое единство, которое только может существовать в человеческом сообществе.

[1] Игнатий Богоносец. Послание к Смирнянам 7.

[2] Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 196.

[4] Книга правил. С. 12.

[5] Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования 23, 21 [Писания. М., 1892. С. 605].

[6] См., например, Слово нравственное 3, 434-435 [SC 122, 422]: «(Тело и Кровь), которые мы ежедневно едим и пьем».

[7] Из анафоры литургии святителя Василия Великого.

[8] См.: Афанасьев Николай, прот. Трапеза Господня. Париж, 1952.

Таинства у инославных

По окончании лекции владыка ответил на вопросы слушателей. В частности, зашел разговор о возможности признания таинств у инославных христиан — в первую очередь, у католиков.

— Вопрос этот не имеет на сегодняшний день однозначного и общепринятого ответа в Православной Церкви, — сказал владыка. — Есть разные точки зрения на этот вопрос в разных Поместных Православных Церквах и даже внутри одной Православной Церкви и даже внутри одного прихода два священника могут по-разному относиться к вопросу о действенности таинств у католиков и в других христианских общинах. Существуют определенные правила и определенные установки, которые можно считать официальной позицией Русской Православной Церкви. Эта официальная позиция изложена в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Там не говорится о признании или непризнании действенности таинств, но говорится, что в диалоге с Римско-католической церковью мы должны исходить из того, что это Церковь, которая обладает апостольским преемством рукоположений, а кроме того, de facto существует признание таинств Католической церкви в том случае, если, например, католик становится православным.

Здесь нужно различать признание таинства Крещения и признание других таинств, потому что мы принимаем людей, не перекрещивая их, даже из протестантских конфессий, но при этом, если бы протестантский пастор перешел в Православную Церковь, то он был бы принят как мирянин, а если католический священник или епископ перейдет в Православную Церковь, то он принимается, соответственно, как священник или как епископ. То есть в данном случае имеет место фактическое признание совершенного над ним таинства.

Другое дело, опять же, как трактовать это таинство. И здесь есть очень широкий спектр мнений.

Одно могу сказать: евхаристического общения между православными и католиками нет, и существует определенная церковная дисциплина, которая не позволяет верующим Православной Церкви причащаться у католиков.

Православная Церковь в богословском диалоге: свидетельство перед инославными

Подробнее о текущем диалоге между православными и католиками митрополит Иларион рассказал корреспонденту портала «Православие и мир».

— Владыка, ведется ли сейчас богословский диалог с Католической церковью с целью преодоления существующего разрыва в евхаристическом общении?

— Специального такого диалога сейчас нет, хотя, как мне кажется, в ходе богословского диалога с католиками, который длится уже более тридцати лет (я говорю сейчас об официальном общеправославном диалоге), а также и в ходе диалога с целым рядом других христианских конфессий, вопросы церковного устройства и таинств, конечно, затрагивались. Но ни в одном из этих диалогов речь сейчас не идет о восстановлении евхаристического общения. Речь идет о том, что мы, вступая в этот диалог, должны глубже уяснить наши различия, понять, что нас разделяет, посмотреть, насколько мы далеки друг от друга и есть ли возможности сблизить наши позиции.

А для Православной Церкви участие в таких диалогах имеет прежде всего миссионерское измерение. Мы говорим на эти темы, в том числе, и о церковных таинствах прежде всего, чтобы засвидетельствовать перед нашими инославными братьями и сестрами ту истину, которой живет Православная Церковь.

Разрыв между Римом и Константинополем произошел не по богословским причинам

— На ваш взгляд, есть ли возможность преодоления разрыва с Католической церковью?

— Мы должны четко понимать, что разрыв между Римом и Константинополем произошел не по богословским причинам. Те богословские разногласия, которые имелись на тот момент между православными и католиками, накапливались на протяжении веков, но позволяли христианам Востока и Запада сосуществовать и вместе составлять единую Церковь.

К сожалению, богословские аргументы друг против друга начали подыскивать задним числом, для того чтобы оправдать раскол, а самое главное, серьезные богословские разногласия возникли уже в ходе последующего, раздельного существования Восточной и Западной Церквей. Целый ряд догматов, который не существовал в Церкви I тысячелетия и был введен на Западе во II тысячелетии, для православных является неприемлемым и служит сегодня серьезным препятствием для гипотетического воссоединения между Западной и Восточной Церковью.

То, что мы получаем в Евхаристии, должно отражаться в жизни

— Практический вопрос по теме вашей лекции: как воспитывать в себе должное отношение к Литургии и Евхаристии?

— Во-первых, на Литургию нужно регулярно ходить. Приходить нужно к ее началу, а уходить после ее конца. Нужно внимательно вслушиваться в слова Литургии и, если эти слова непонятны, то изучать их по книгам, которые сегодня имеются в общедоступном пользовании.

Изучать очень важно не только те слова, которые слышны мирянам, но и те, которые читаются священником, так называемые тайные молитвы, потому что именно в них заключен основной смысл совершающегося священнодействия и именно они являются той подготовкой к Евхаристии, которая необходима для каждого христианина, и они являются также частью того общего дела, в котором участвуют не только священнослужители, но и все присутствующие в храме.

В индивидуальном порядке очень важно готовиться ко Причащению, прежде всего — внутренне готовиться. Внешние правила человек устанавливает для себя или посоветовавшись с духовником, но внутреннее стремление как можно чаще быть со Христом, внутреннее желание возгревать в себе этот евхаристический дух — является очень важным.

И конечно же, очень важно, чтобы наша жизнь была неотделимой от Евхаристии. Чтобы не получалось так, что на Евхаристии в храме присутствует один человек, а за порогом храма в реальной повседневной жизни — совсем другой. То, что мы получаем в Евхаристии, должно естественным образом отображаться потом во всей нашей жизни, во всей нашей повседневности, во всех наших мыслях, словах и делах.

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть фото евхаристия в православной церкви что это значит. Смотреть картинку евхаристия в православной церкви что это значит. Картинка про евхаристия в православной церкви что это значит. Фото евхаристия в православной церкви что это значит

Беседовала Мария Сеньчукова,
фото: фотограф Патриаршего центра духовного развития молодежи при Даниловом монастыре Владимир Горбунов www.vgphoto.ru

Читайте также

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *