ездры что это такое
Ездра
Полезное
Смотреть что такое «Ездра» в других словарях:
ЕЗДРА — еврейский священник, бывший вождь евреев при выходе второй партии из плена Вавилонского в 458 г. до Р. Х. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
ездра — сущ., кол во синонимов: 1 • персонаж (103) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ездра — У этого термина существуют и другие значения, см. Ездра (значения). «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа» Ездра (ивр … Википедия
Ездра — (помощь): а) (Езд.7:1 ) сын Сераии и потомок первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии. Все что известно об Ездре заключается в 4 х последних главах 1 книги Ездры и в 8 и 12 главах книги Неемии. Из этих мест мы видим, что Ездра,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Ездра — Эзра Ездра, сын Сераии (Езд. 7:1), пользовавшийся почетом священник из рода Ааронова, «книжник, сведущий в законе Моисеевом» (Езд. 7:6,11; 10:10), живший в Вавилоне во время царствования Артаксеркса Лонгимана Ездра был человек кроткого нрава и… … Словарь библейских имен
Ездра — Священник и законоучитель во времена персидского господства. Царь Персии Артаксеркс позволил Ездре отвести в Иерусалим из Вавилона большую группу еврейских пленников. К тому времени Иерусалимский Храм уже был восстановлен, но народ плохо соблюдал … Подробный словарь библейских имен
Ездра введение
«Книга Ездры — произведение такое простое, что вряд ли нуждается во «введении». Это простой и понятный рассказ об одном из самых важных событий иудейской истории — возвращении народа Божьего из вавилонского плена. В ней очень мало наставлений: автор рассказывает историю так просто, как только может, и позволяет нам самим извлекать из нее уроки.» Джордж Ролинсон
Введение
I. Уникальное положение в каноне
В какой-то момент истории, книги Ездры и Неемии были одной книгой в иудейской Библии, но до того они без сомнения были отдельными книгами (как в современной Библии), потому что вторая глава Ездры и седьмая глава Неемии содержат практически одну и ту же информацию. Такого повторения не могло бы быть в одной книге.
Книга Ездры — это духовная или религиозная история. На ее примере мы видим, что книга, содержащая множество документов из светских источников, может исходить от Святого Духа и быть частью богодухновенного канона.
Двести восемьдесят стихов Ездры распределены самым неожиданным для библейской книги образом:
111 стихов: | списки имен |
109 стихов: | повествование |
44 стиха: | послания |
10 стихов: | молитва |
3 стиха: | объявления |
3 стиха: | цитаты |
всего 280 стихов |
II. Aвторство
Хотя имя автора в самой книге не указано, вероятно эта богодухновенная компиляция воспоминаний от первого лица (см. 7:27 — 9:15), родословных и документов принадлежит перу Ездры. Официальные документы, что вполне логично, написаны на арамейском языке, официальном языческом языке, который использовался как язык международного общения в эпоху Ездры и Неемии. Примерно четверть Книги Ездры написана на этом языке. Красивое написание алфавита, который мы называем «еврейским», на самом деле позаимствовано из родственного ему семитского языка, арамейского.
III. Bремя написания
От иудейской общины V века до Р. Х., жившей на Елефантине — острове, расположенном на реке Нил в Египте, остался папирус на арамейском языке, похожем на язык Ездры и Неемии. Это подтверждает традиционное представление о том, что эти книги относятся к V веку до Р. Х., опровергая либеральное представление об их написании в эпоху Александра Македонского (около 330 г. до Р. Х.).
Считается, что Ездра написал свою книгу между событиями, о которых говорится в конце главы 10 (456 г. до Р. Х.) и прибытием Неемии в Иерусалим (444 г. до Р. Х.). Следующая хронологическая таблица поможет понять содержание книг Ездры, Неемии и Есфирь:
Хронология Книг Ездры, Неемии и Есфирь
538 г. до Р. Х. | Указ Кира о восстановлении храма. |
538/537 гг. до Р. Х. | Экспедиция Зоровавеля в Иерусалим. |
536 г. до Р. Х. | Заложен фундамент храма. |
535 г. до Р. Х. | Работа над храмом приостановлена. |
520 г. до Р. Х. | Служение Аггея и Захарии. |
520 г. до Р. Х. | Указ Дария о возобновлении работ над храмом. |
516 г. до Р. Х. | Храм восстановлен. |
486 г. до Р. Х. | Начало правления Ахашвероша (Артаксеркса в книге Есфирь, Ксеркса в светской истории). |
479/478 г. до Р. Х. | Есфирь становится царицей. |
464 г. до Р. Х. | Начало правления Артаксеркса. |
458 г. до Р. Х. | Экспедиция Ездры в Иерусалим. |
444 г. до Р. Х. | Прибытие Неемии в Иерусалим. |
444 г. до Р. Х. | Восстановлены стены Иерусалима. |
420 г. до Р. Х. | Второе путешествие Неемии в Иерусалим. |
IV. Исторический фон и тема
Книга Ездры начинается с событий того периода, когда владычество неовавилонской империи подходит к концу, а пророчество Иеремии о возвращении иудеев в свою землю начинает исполняться (Иер. 29:10-14).
В главах 1 — 6 происходит первое возвращение в Палестину под руководством Зоровавеля. Первым делом вернувшиеся из изгнания восстанавливают жертвенник для всесожжения, после чего начинают строить дом Господень. Это строительство вызывает оппозицию со стороны врагов Божьего народа и поддержку пророков Аггея и Захарии.
Между главами 6 и 7 — промежуток примерно в пятьдесят восемь лет. В это время случилась драматическая история царицы Есфирь, являющаяся частью священной истории, и знаменитые сражения при Марафоне, Фермопилах и Саламине, принадлежащие светской истории.
В главах 7 — 10 рассказывается о путешествии Ездры в Иерусалим примерно в 458 г. до Р. Х., с поручением от царя Артаксеркса Долгорукого. В этих главах говорится о личных попытках Ездры провести в стране реформы.
Содержание
I. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЛЕННЫХ В ИЕРУСАЛИМ ПРИ ЗОРОВАВЕЛЕ (Гл. 1 — 6)
Б. Подготовка и обеспечение (1:5-11)
B. Список вернувшихся (Гл. 2)
Г. Строительство жертвенника и основания храма (Гл. 3)
Д. Оппозиция строительству храма (Гл. 4)
Е. Аггей и Захария призывают к строительству (5:1, 2)
Ж. Оппозиция во время правления Дария (5:3-17)
З. Завершение строительства храма после указа Дария (Гл. 6)
II. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА ПРИ ЕЗДРЕ (Гл. 7 — 10)
А. Великодушное позволение Артаксеркса (Гл. 7)
Б. Список вернувшихся (8:1-14)
В. Рассказ о путешествии в Иерусалим (8:15-36)
Г. Смешанные браки и молитва Ездры (Гл. 9)
Д. Завет иудеев об отказе от иноземных жен и детей (Гл. 10)
комментарии МакДональда на книгу Ездры, введение
Ездра
Затем Ездра вступил в отправление своего служения и весьма много содействовал водворению благоустройства и порядка в народе и сохранению закона Божия во всей его чистоте. Узнав, что не только простые евреи, но даже левиты и священники, в противность закону Моисееву, вступали в брак с язычницами, он явил в этом случае особенную ревность по Боге и законе Его и обязал народ и священников клятвой оставить незаконные супружества, вследствие чего тогда же было расторгнуто более ста незаконных супружеств ( I Езд. IX, X ). Его молитва, произнесенная при сем случае, была так трогательна, что весь народ горько плакал.
Спустя несколько времени после сего, по свидетельству Флавия, Ездра умер в старости и с великолепием был погребен в Иерусалиме. По преданиям иудейским, он умер при последнем возвращении из Иерусалима в Персию и погребен на границе Персии в Нехар-Самора, на Нижнем Тигре, где и доныне указывают его гробницу.
Между другими великими подвигами, совершенными Ездрой для блага своего отечества, по словам Придо (Prideau), особенно обращают на себя внимание два важных его деяния, именно: восстановление обрядности закона иудейского по древним обычаям, бывшим в употреблении у иудеев до плена Вавилонского и согласным с указаниями пророческими, и затем собрание и соединение священных ветхозаветных книг в один состав – установление канона их; причем он, несомненно, исправил ошибки, вкравшиеся в бывшие в употреблении списки по небрежности или по неведению переписчиков, и заменил устарелые названия местностей наиболее современными. Кроме сего, Ездра признается писателем I и II книг Паралипоменон, I кн. Ездры и второй части оной – книги Неемии. Ему также приписывают учреждение Великой Синагоги и других синагог и введение в употребление в Свящ. Писании халдейского способа письма;
б) ( Неем. XII, 1, 13 ) – один из начальных священников, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем и Иисусом, но умерший еще до времени Неемии.
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
ЕЗДРА
[евр. ,
греч. Εσδρας, Εζδρας] (V в. до Р. Х.), ветхозаветный свящ. из рода Аарона, пришедший из Вавилона в Иерусалим «в седьмой год царя Артаксеркса» (1 Езд 7. 7), один из создателей послепленной иудейской общины в Палестине. Сведения о нем содержатся в 1-й Книге Ездры и в Книге Неемии, а также в неканонических 2-й и 3-й Книгах Ездры. Имя Ездра является, возможно, краткой формой имени Азария (
) и приблизительно может быть переведено как «Господь помогает».
Жизнь
Е. был книжником, изучавшим и исполнявшим закон Моисеев, к-рому Бог за его праведность помогал во всех начинаниях (1 Езд 7. 9-10). Персид. царь Артаксеркс написал ему письмо, в к-ром было «дано повеление, чтобы. всякий из народа Израилева. желающий идти в Иерусалим шел» с Е. (1 Езд 7. 13). Царь распорядился о значительных пожертвованиях для Иерусалимского храма, к-рые должны были доставить и использовать Е. и шедшие с ним переселенцы (1 Езд 7. 16-22). Местных правителей, подчиняющихся персид. власти, царь обязал помогать Е., к-рый получил также право назначать наказания (вплоть до смертной казни) тем из израильтян, кто «не будет исполнять закон Бога»; служителей храма царь освободил от уплаты налогов (1 Езд 7. 21-26).
Вместе с Е. из Вавилона вышло значительное число иудеев (список приводится в 8-й гл. 1-й Книги Ездры), которые отправились с ним в Иерусалим. Обнаружив, что среди его спутников нет «сынов Левия», Е. приказал восполнить этот недостаток и привести «служителей для дома Бога» (1 Езд 8. 15-19). При этом, несмотря на то что с ними были значительные ценности, Е. велел отправляться в Иерусалим без охраны, т. к. ему «стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения» (1 Езд 8. 22). Поскольку он и его спутники надеялись на помощь Божию, им удалось благополучно достичь Иерусалима и сдать бывшим там священникам принесенные «серебро и золото и сосуды в дом Бога». В благодарность за благополучный исход путешествия Е. и его спутники принесли Богу жертву всесожжения (1 Езд 8. 33-35).
Сразу после жертвоприношения Е. узнал, что многие из израильского народа, включая священников и левитов, породнились с окрестными народами и участвуют в языческих культах. Услышав об этом, Е. разодрал на себе одежду и обратился к Богу с молитвой покаяния за свой народ (1 Езд 9). Эта молитва Е. оказала действие на многих из израильтян, осознавших свое преступление; было решено заключить с Богом завет и отпустить всех иноплеменных жен и рожденных ими детей, а руководителем в этом деле назначить Е., к-рый впосл. успешно довел его до конца (1 Езд 10).
«Когда наступил седьмой месяц», весь израильский народ собрался в Иерусалиме, чтобы просить Е. читать им на площади книгу закона Моисеева. Е., священники и левиты с «деревянного возвышения» «читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». Это производило такое впечатление, что «весь народ плакал, слушая слова закона» и «отвечал: «аминь, аминь»,- поднимая вверх руки свои» (Неем 8. 1-9). На следующий день представители народа обратились к Е., «чтобы он изъяснял им слова закона» (Неем 8. 13). Было решено исполнить указание о том, «чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах» (Неем 8. 14; ср.: Лев 23. 33-36). Длившееся, согласно указаниям закона, 7 дней празднование сопровождалось ежедневным чтением «из книги закона Божия» (Неем 8. 18). После этого весь народ собрался «во вретищах и с пеплом на головах своих» (Неем 9. 1), левитами была произнесена от лица всех покаянная молитва, и затем было дано обязательство «исполнять все заповеди Господа» и «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем 10. 30). В последнем упоминании о Е. в Библии сообщается, что он шел впереди «сыновей священнических» во время освящения стен Иерусалима (Неем 12. 35-36).
Иосиф Флавий
в качестве источника информации о деятельности Е. использовал, вероятно, греч. текст неканонической 2-й Книги Ездры и др. источники ( Шарапов. 1910. С. 26), весьма возможно, и перевод Септуагинты канонической 1-й Книги Ездры ( Соболевский. 1913). Он уделяет Е. гораздо меньше внимания, чем нек-рым др. библейским фигурам, поэтому для выяснения его отношения к Е. нередко более важным оказывается не то, что он говорит о нем, а то, что из библейского текста он опускает ( Feldman. 1993. P. 210). На первый взгляд это отношение к Е. кажется необъяснимым ввиду его значимости для всей иудейской традиции. Кроме того, именно для Иосифа Флавия личность Е. могла быть привлекательной по 2 причинам: известно враждебное отношение Иосифа Флавия к самаритянам, к-рые в свою очередь считали Е. главным врагом ( Idem. 1992), извратившим, по их мнению, текст и содержание Торы ( Idem. 1993. P. 191); Иосиф Флавий очень ценил свое священническое происхождение ( Ios. Flav. Vita. 1-2) и отмечал важность исследования генеалогий для семей священников ( Idem. Contr. Ap. 1. 31-32), а Е. был священником, и его генеалогия приводится в Библии (1 Езд 7).
Рассказывая о реакции Е. на сообщение о смешении евреев с иноплеменниками, Иосиф Флавий дает свое понимание поведения Е., сочетавшего в себе неподдельное горе и хладнокровный расчет, «так как он отлично понимал, что, если он потребует от них изгнания жен и родившихся от последних детей, они не послушаются его, то он… оставался на земле» ( Ios. Flav. Antiq. XI 142; такого же мнения придерживаются некоторые совр. зап. библеисты, называющие поведение Е. расчетливым; см., напр.: North. 1992).
Умер Е., согласно Иосифу Флавию, в преклонном возрасте ( Ios. Flav. Antiq. XI 158).
Тот факт, что Е. уделено гораздо меньше внимания, чем др. библейским фигурам (см.: Feldman. 1993. P. 191, где приводится анализ количества упоминаний Е. в сравнении с количеством упоминаний Авраама, Исаака, Иосифа, Моисея и др.), следует объяснять, по-видимому, тем, что в отличие от раввинистической традиции Иосиф Флавий не считал Е. равным Моисею (Ibid. P. 197). В таком случае оказываются понятными нек-рые детали.
Как доказательство лояльности Е. к властям исследователи рассматривают сообщение Иосифа Флавия о том, что он был «другом (φίλος) царя Ксеркса» (Ibid. XI 121; Feldman. 1993. P. 200; похожим образом описываются в «Иудейских древностях» отношения иудейского царя Езекии и вавилонского царя Меродах-Баладана (Ibid. X 30), прор. Даниила и царя Дария Мидийца (Ibid. X 263), Зоровавеля и персид. царя Дария (Ibid. XI 32)). Чтобы избежать упреков Е. и иудеям в корыстном расчете, Иосиф Флавий сокращает библейский рассказ об огромных дарах, к-рые местные правители обязаны давать в Иерусалимский храм (1 Езд 7. 21-22; Ios. Flav. Antiq. XI 127).
В патристической традиции
мн. авторы в первую очередь отмечают, что после вавилонского плена Е. восстановил среди иудеев прежний авторитет Писания. По выражению сщмч. Иринея Лионского, Бог «побудил Ездру, священника из племени Левия, обновить слова бывших ранее пророков и восстановить для народа бывшее через Моисея законоположение» ( Iren. Adv. haer. 11. 31). Климент Александрийский говорит, что, «поскольку во время бывшего при Навуходоносоре пленения Писания были испорчены (διαφθαρεισῶν τῶν ϒραφῶν)», Е., «левит и священник, обновил все древние Писания» ( Clem. Alex. Strom. I. 22).
Свт. Епифаний Кипрский сообщает, что Е. обучал закону Моисееву живших в Самарии ассирийцев (τοὺς ἐν τῇ Σαμαρείᾳ καθεσθέντας ᾿Ασσυρίους) и те из них, кто приняли благодаря ему закон, стали называться самаритянами ( Epiph. Adv. haer. I 196); в др. приписываемом свт. Епифанию сочинении («Anacephalaeosis») добавлено, что закон Моисеев был послан для них «из Вавилона царем через священника по имени Ездра» (τοῦ βασιλέως αὐτοῖς ἀποστείλαντος ἀπὸ Βαβυλῶνος διὰ ἱερέως ῎Εσδρα καλουμένου) ( Holl K., ed. Epiphanius. Lpz., 1915. Bd. 1. S. 166).
В приписываемом сщмч. Ипполиту Римскому введении к толкованию на Псалтирь говорится, что псалмы были написаны разными людьми, а Е. после возвращения из плена собрал их в одну книгу ( Daniel von Salah. Eine jakobitische Einleitung in den Psalter / Hrsg. G. Dietrich. Giessen, 1901. S. 38).
Ездра
Ездра (ивр. עֶזְרָא , Эзра; греч. Έσδράς ; лат. Esdras — около VI века до н. э., в исламе известен под именем Узайр) — иудейcкий первосвященник, возвратившийся после вавилонского плена, воссоздавший еврейскую государственность на основе закона Торы. Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса [1]
Содержание
Жизнеописание
Поскольку усилия Ездры способствовали приданию еврейской религии формы, которая была призвана определять её в течение предстоящих столетий, его с определённой долей уверенности можно назвать отцом иудаизма, то есть определённой формы еврейской религии, появившейся после вавилонского плена. Она имела в глазах народа столь большое значение, что более поздняя традиция расценивала его не больше и не меньше, как второго Моисея.
Весной Ездра отправился из Вавилона во главе большого каравана и прибыл через четыре месяца в Иудею. Он имел официальный статус особого уполномоченного персидского царя. Персы были терпимы к культам других этносов, но чтобы предотвратить внутреннюю борьбу и не дать развиться волнениям под религиозным знаменем, позволили урегулировать эти проблемы под контролем ответственной авторитетной персоны. Преобразование Иудеи в сатрапию — административной области — к западу от реки Евфрат была поручена Ездре.
В Иерусалиме Ездра предпринял различные меры для восстановления иудейского общества. Осенью — в год своего прибытия в Иерусалим (во время Праздника Кущей) — Ездра представил Закон народу. Ездра также принял меры против смешанных браков, и убедил мужчин добровольно расторгнуть браки с чужеземными женами. Деятельность Ездры достигла кульминации, когда иудеи в торжественном завете перед Богом поклялись более не вступать в смешанные браки, воздерживаться от работы в субботний день, отдавать ежегодный взнос на поддержку Храма, регулярно представлять десятины и пожертвования и исполнять требования Закона.
После проведения этих мероприятий в иудейском обществе о Ездре ничего не известно. Историк 1 века Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях» писал, что Ездра умер и был погребен в Иерусалиме. Согласно другому преданию, Ездра вернулся в Вавилон, где его предполагаемая усыпальница являлась святыней.