езиды кто это такие фамилии
Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где можно встретить езидов
Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам
Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.
Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.
Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.
Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.
Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты
Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.
Главные долги и запреты каждого езида
Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.
Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.
Место женщины в езидском обществе
В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.
Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Езиды кто это такие фамилии
Езиды выбирают имя долго и основательно, потому что от имени зависит будущая жизнь ребёнка.
Чаше всего ребенку дается имя прославившегося родственника, предка, вождя, лидера. Имя должно дать владельцу власть, силу, уверенность, благополучие, состоятельность которого уже достиг человек прославивший данное имя.
Есть так же имена, которые по своему название что то подразумевают так же как и у других народов, например русское женское имя Светлана подразумевает свет, яркость, точно так же как и в грузинском имя Натела, или например имя Роза, подразумевающее не что иное как цветок, аналогичное имя есть так и у других народов.
Есть так же и запреты на название имени, например езидам запрещается нарекать своих детей такими именами как Эзид, Шамс, Лалишь и т.д. всё, что связано со священными элементами в их религии, так как в быту наказывая детей, словесно можно оскорбить то или иное название.
Чуть ниже краткий список исконных курдских имён:
Мужские имена.
Женские имена.
Ава, Аваз, Адар, Алван, Ариана, Ариане, Ахин, Бери, Бериан, Берфане, Веман, Весе, Весила, Виан, Геларей, Геларех, Гошина, Гювенд, Гюлав, Гюлан, Гюлб, Гюле, Гюлизар, Гюлистан, Гюло, Гюлсума, Гюлсуме, Гюльбирин, Гюльдар, Дейана, Делал, Делило, Дериана, Дерман, Десмал, Деуран, Джиман, Джин, Дибар, Диван, Дилан, Дилане, Дилбах, Дилвин, Дилдарин, Дилназ, Дилхваз, Димем, Дине, Дине-Ле, Дирхаз, Зандрина, Зекия, Зелал, Зендрин, Зери, Зерин, Зибо, Зин, Зинаре, Зине, Зозан, Каве, Каны, Квадо, Кеви, Кезр, Кинне, Козар, Кулилк, Кусер, Лебо, Лебоне, Лона, Лорин, Луси, Лусиа, Мазо, Мердин, Мина, Мумик, Наздар, Назе, Наргиз, Нарине, Неврозе, Несрин, Нефел, Нигяр, Нийан, Нине, Ништиман, Норсел, Нофе, Нурджан, Нур-Кан, Нуша, Парвин, Паришан, Паришан, Пеиман, Пери, Пироз, Ребен, Резан, Резния, Рейхан, Рихош, Роджбин, Рониа, Рукен, Рунахи, Рундик, Садийа, Сандрина, Сахдиа, Себихе, Сеиран, Семиан, Семийа, Семра, Сендрина, Серван, Сердем, Сердил, Сибер, Силав, Симав, Синдис, Синем, Сисе, Ситав, Сонгул, Соне, Соргул, Соре, Стар, Суз, Суна, Сюзане, Тавге, Тара, Тониа, Фазила, Фато, Федила, Фелек, Ферат, Ферман, Фидан, Фикро, Хавин, Хадже, Ханар, Ханем, Хевала, Хедар, Хеде, Хедо, Хезал, Хезал, Хеив, Хелат, Хелбест, Хелин, Хемдиа, Хемида, Хемин, Хене, Херибе, Хиван, Хилбин, Хилда, Хинар, Хюзан, Хюлиа, Чинар, Чуди, Шана, Шаназ, Шангар, Шарибан, Шевин, Шеридан, Шермин, Шехла, Шехназ, Шехшиван, Шила, Шилан, Шилер, Шилкер, Ширин, Шияр, Шуреш, Эрне, Эвин, Эвран, Эда, Эдила, Эдла, Эдлина, Эзизе, Эире, Эйнор, Эйре, Эйсел, Эйсела, Эйсели, Эмо, Эмоне
Что касается фамилий, то, как таковые, они отсутствовали у езидов. Курдской традицией считалось и считается до сих пор для своей идентификации называть своё имя и имя своих предков по отцовской линии, а так же называть свою касту и тот род (бярак) к которому он относится. Для езидов считается, что обязательным знать имена своих предков минимум до 7 колено, такое незнание считается постыдным. Иногда среди езидов проводится даже спор, о том, кто знает больше имен своих предков, и иногда это число может доходить до 12 а то и больше.
Политическая география Южного Кавказа
Езидская община Армении, армяно-езидские отношения и демография езидов Армении
Сегодня в парламенте Армении обсуждался проект закона «О национальных меньшинствах». На обсуждение пригласили 70 представителей езидской общины Армении. Среди вопросов, которые обсуждались законопроектом – права и гарантии их реализации, положения по сохранению идентичности национальных меньшинств, а также решение образовательных и экономических вопросов.
В Армении живет, согласно переписи 2011 года, 35.3 тыс. езидов, а также примерно 2 тыс. курдов. Хотя во втором случае речь идет не о курдах-мусульманах, которые покинули страну 30 лет назад вместе с азербайджанцами (порядка 2 тысяч чел.), а о езидах, которые по политическим соображениям декларируют свою принадлежность к курдской общности. Таким образом, помимо Ирака, где находится историческая родина езидского народа, в Армении находится четвертая по размерам община езидов в мире. Большая часть езидов постсоветского пространства носят фамилии с армянским окончанием и происходят из Османской империи.
Езиды восточной Армении живут бок о бок с армянами уже примерно 150 лет. Все это время межнациональные отношения находились на очень высоком уровне. У езидов в Армении были и есть достаточно широкие права по сравнению с другими странами и сейчас они будут расширяться. В Армении есть образование на езидском языке, но насколько понимаю это касается первых 8 классов школы. Езиды Армении в свою очередь воевали на стороне армян и в войнах начала ХХ века, и в Карабахской войне и показали, что они самый близкий армянам народ.
На постсоциалистическом пространстве все ищут себе родственников. Проще всего славянам. Их много и они могут не заморачиваться поиском родственников, а напротив – искать среди других славян врагов, что у них тоже нередко получается. Довольно просто тюркам, они как раз друг с другом дружат хорошо. Особенно тюрки каспийские и анатолийские – у них есть повод для дружбы – армяне. Вот и армяне долго искали какой-нибудь братский народ и очень условно на эту роль назначили греков и персов, но с обоими исторический опыт не самый позитивный. С грузинами тоже как-то не задается: межгосударственные отношения хорошие, а межнациональные – нет. В действительности, самый близкий армянам народ – это езиды. У нас нет общего происхождения, а об общей истории прошлых веков почти ничего не известно. Но общая история последних ста лет вполне дает повод говорить о действительной общности судеб и интересов.
Есть, однако, шероховатости. Как мне кажется, больше с армянской стороны. Учитывая сельский и более традиционный уклад жизни езидов, а также до сих пор частично используемую практику летнего кочевья, а также замкнутость общины, довольно многие среди армян в Армении относятся к езидам неуважительно, что я считаю просто постыдным. И тогда как многие хотели бы иметь дела, контакты или даже породниться с таким народом как к примеру итальянцы, к езидам относятся в этом отношении совсем по-другому. С этими предрассудками нужно бороться, иначе когда езиды выйдут из сел и столкнутся с таким отношением, это может привести и к трениям – вряд ли они будут благодарны за такое отношение.
Есть проблема и со стороны езидов. Проявляется она больше не в Армении, а в Грузии и России. Многие езиды из этих стран перенимают в свою очередь негативное отношение, существующее там к армянам и сами активно его распространяют. В особенности, это касается тех, кто в политическом отношении стремятся к созданию Курдистана. Курдистанские форумы на постсоветском пространстве в основном ведутся езидами по происхождению, но эти форумы как правило, содержат огромное количество антиармянских высказываний.
Таким образом, возникает противоречие. Если среди армян антиезидские выступления проявляются в среде неграмотных людей, то среди езидов – получается наоборот. В обоих случаях это проблема и эти противоречия так или иначе нужно будет решать.
Есть еще одно обстоятельство – это не о межнациональных отношениях, но все же может бросать на них тень. Как я понимаю, построенный в Армении в селе Акналич храм из-за особенностей характера благотворителя, на чьи средства он был открыт, а также ряда других причин, не стал местом, куда могли бы приходить любые верующие, он часто закрыт и так далее.
(Памятник жертвам геноцида езидов. ист: Фотолур, Новости Армения)
Я считаю, что Армения должна была сделать максимум, чтобы принимать езидских беженцев наравне с сирийскими армянами. Поскольку их родина, Ирак, стала к ним наиболее неблагосклонной, им особо некуда идти. Возможно, в Швецию или в Германию. Но правильнее, думаю, было бы если они могли бы приехать именно сюда. Тогда как Армения приняла примерно 12 тысяч сирийских армян, я думаю, можно было бы принять по 25 тысяч сирийских армян и езидов, а также сирийских христиан – ассирийцев. Армения может быть единственным пристанищем для всех этих народов в регионе большого Ближнего Востока.
Пару слов нужно сказать о Конституционной реформе, которая прошла на референдуме в конце 2015 года. Согласно ей, а также избирательному законодательству, в парламенте 4 представителя от национальных меньшинств, от каждого меньшинства – по одному, включая езидов, русских, ассирийцев и курдов. С одной стороны, инициатива хорошая – в отсутствие политических рычагов, меньшинства не могут оказаться во власти. С другой стороны, таким образом нарушается принцип квотирования. Во-первых, исходя из числа депутатов, каждый из них представляет примерно 1% населения Армении. Тогда лишь езиды могут рассчитывать на присутствие своего депутата в парламенте. Что и было бы правильно. Но допустим, русских тоже много – чуть менее полупроцента. Но русские неплохо интегрированы и не имеют, как мне кажется, проблемы с политическим представительством или по крайней мере с соответствующей возможностью, поскольку среди них немало горожан. Ассирийцев в Армении совсем мало – 0.1% и на этом основании квотировать именно место в парламенте довольно странно. Но я даже в этом проблемы не вижу. Проблема в том, что к езидам приравнены и курды.
Курд в Армении и на всем постсоветском пространстве – политическая идентичность, а не этническая. Поскольку этнически они все – езиды, за исключением Азербайджана. В Армении тоже есть люди, несколько тронувшиеся на идее великого Курдистана и предоставлять политическое представительство им неверно. Такие люди нередко выдвигают тезис, что езиды – на самом деле курды, которых армяне просто хотят насильно отделить от курдского этноса. Что несерьезно, поскольку езиды сами обращались неоднократно, чтобы при переписи их указывали отдельно. Причем как в Армении, так и в Грузии. Предоставив им равное представительство, армянские власти уравняли 35 и 2-тысячную общину и ввели партию Курдистана в армянский парламент, как мне кажется, а также создали условия перетока езидов из езидской идентичности в курдскую, особенно в случае успеха курдского политического проекта. Вероятно, целью этого было получить канал связи с Эрбилем, но не каждая цель оправдывает средства.
Этот текст честный и больше концентрировался на проблемах, поскольку писать хвалебные посты, по-моему, просто дурной тон. В то же время, отношения на самом деле позитивные и в конечном счете, по моему мнению, именно езиды наиболее близки армянам сегодня. Чтобы закончить на позитивной ноте, представлю фотографию макета строящегося езидского храма в Армении. Это будет уже второй езидский храм в Армении и, по заявлению филантропа, чуть ли не самый большой в мире.
Архитектура комбинирует черты традиционной езидской и современной армянской, по-моему, выглядит очень красиво, в том числе кольцо из 7 куполов, колонны у входа и символ солнца.
Приложение 1. Демография езидов Армении
В 1989 году в Армении жило почти 52 тысячи езидов (51,976), а в 2001 году их число снизилось до 40,620. По переписи 2011 года, в Армении было уже 35,308 езидов, однако судя по всему еще около 1000 езидов сменили идентичность на курдскую: число курдов выросло до 2,162 (на 42%, в то время как езидов стало меньше на 13%). То есть, за 10 лет примерно 2.5% езидов сменило идентичность на курдскую.
Рассмотрим распределение езидов Армении по родному языку в 2011 году
Езиды — вечные борцы за свои права и свободу
Езиды являются субэтносом курдов. Во время Первой мировой войны воевали с Османской империей на стороне Российской империи. Примечательно, что в этот период, многие курды–мусульмане были активными участниками геноцида ассирийцев, армян на стороне Турции. Еще с древних времен народ был притеснен мусульманами, которые считали их «неверными». С 2014 года террористическая организация «Исламское Государство Ирака и Леванта» (запрещена в РФ) начала геноцид против народа на территории Ирака. В Армении община езидов начала формироваться с 1877 по 1878 годы, во время Русско-турецкой войны.
У народности есть организации, самыми известными из них являются общественно-политическая партия «Езидхана», Национальный союз езидов. Деятельность союза в большей степени направлена на культурно-просветительную жизнь народа. Партия «Езидхана» — единственная во всем мире партия, основанная езидами. Ее деятельность направлена на сплочение представителей народа, сохранение его национальной самобытности, духовного, морального облика езидов, политической сплоченности, сохранение любви, преданности заветам предков, защиту политических, гражданских прав представителей народа. Партия соблюдает демократические принципы, ценности, идеалы, у нее свой устав, программа, в соответствии с которыми она действует. «Езидхана» придает важное значение образованию, в особенности национальной школе. Партия разработала планы, направленные на развитие, сохранение национальной культуры, традиций. Налажено сотрудничество со всеми организациями, выступающими за защиту свободы, конституционных прав национальных меньшинств.
Где живут
Народность проживает в основном на севере Ирака в Иракском Курдистане, Европейских странах. Общинами живут в селах регионов Арагацотн, Арарат, Ширак, городах Ереван, Абовян, Ванадзор, Ташир, Дилижан. Народ мигрировал на восток Армении тысячами, где обосновался в районах Апарана, Сурмалу, Талина, Аштарака, Эчмиадзина, Армавира. Во время Первой мировой войны, армянского геноцида, произошла еще более сильная миграция. Езиды бежали из провинции Карс, Ван, Сурмалу и тоже обосновались в районах восточной Армении. Официально общества езидов зарегистрированы в Турции, Армении, России, Грузии.
Численность
Точных данных о езидах и курдах нет, до сегодняшнего дня не создана общекурдская национальная государственность. По различным данным, всего в мире проживает около 2 миллионов представителей субэтноса. Когда у власти был Саддам Хусейн, езидов пробовали регистрировать как арабов. Когда режим был свергнут, курдские власти, под контролем которых была северная часть Ирака, тоже попытались ассимилировать езидов.
Название
Существует три варианта происхождения этнонима «езиды»:
История
Предки езидов проживали на севере Ирака с древних времен. Во времена существования Османской империи, вынуждены были переселяться в соседние государства, спасаясь от истребления, защищая свою свободу. Мусульманский мир подверг народ гонениям, которые длились веками. За 12 столетий на езидов 72 раза нападали соседние исламские народы, устраивали геноцид, стремились уничтожить их культуру, веру.
Народ говорит на эздики, который является диалектом курдского языка курманджи, принадлежащего иранской группе арийской ветви индоевропейской семьи языков. В 11 веке у народа существовал свой алфавит из 33 букв, который не используется сегодня. Благодаря инициативе академика Азиза Тамояна, журналиста Хасана Тамояна на основе латинских, русских букв был создан новый алфавит. Сегодня на нем издаются художественные книги, учебники, газеты. У езидов есть национальная школа, на езидском языке ежедневно выходит передача на радио.
Религия
Народ исповедует синкретическую религию езидизм. В ней сочетаются элементы ислама, иудаизма, христианства. Езиды верят в существование единого бога, его семи ангелов, из которых самый главный Малак Тавус, или «Джабраил», изображаемый в виде павлина. Считается, что религию основал шейх Шариф Ади ибн Мусафир, который жил в 11-12 веках. Езиды почитали его как пророка. Они верили, что он ангел, переродившийся в человеческом облике. Окончательно вера сложилась в 14-15 веках.
Религия схожа с вероучениями али-илахов, алевитов, в большинстве опирается на устную традицию. Существуют 2 священные книги, в которых изложены каноны, догматика, космогония, обряды:
Кроме этих книг, существуют другие источники учения — религиозные гимны:
Наравне с джандиль, дуа, мисхабат, дуруз, они являются важнейшим жанром молитвенной поэзии. Певцы, знатоки гимнов входят в низшее духовное сословие, являются каввалами. Религиозные езидские писания написаны на языке курманджи. Мусульманские критики религии езидизма нередко ассоциируют Малак Тавуса с падшим ангелом, или Иблисом. Поэтому раньше и до сих пор езидов по ошибке считали поклонниками злого духа.
Главная святыня народа — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафира в Лалеше — расположена в 40 км от Мосула на севере Ирака. Основными культовыми предметами верующих езидов являются 7 статуэток птицы на высокой подставке (санджак), вылитых из бронзы. Они хранятся в Лалеше, являются символами 7 основных ангелов. Иногда представители особого сословия (кавлы) носят их во время процессий по селениям езидов, собирают пожертвования.
Все езиды делятся на 2 эндогамные касты, которые представляют два сословия (касты): светское, духовное. Духовная каста делится на 3 главные группы, которые не имеют права родниться между собой:
Ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой похоронами, невозможно провести без пиров, шейхов.
У езидов, исповедующих езидизм, существует ряд запретов. Самые многочисленные из них связаны с пищей. Запрещено есть мясо петуха, газели, рыбу, капусту, салат, тыкву. Нельзя носить одежду синего цвета, которая считается траурной. В бане мыться запрещено, что связано с осквернением воды. Нельзя произносить «шайтан», слова близкие с ним по звучанию. Три самых страшных греха:
По сей день происходят убийства из-за браков с иноверцами или подозрений, что девушка езидка вступала в связь с представителем другой веры. Один из таких случаев даже стал темой сюжета в CNN. Примечательно, что когда человека наказывают за этот грех, никто не вступается за него, даже местные органы правопорядка.
Среди народа есть немало езидов, которые приняли ислам. До того, как появился езидизм, народ исповедовал зороастризм, дозорастрийские культы маздеизм, митраизм. С первых веков начало распространяться христианство.
Внешность
Одежда
Традиционный костюм езидов тараз и сегодня встречается в поселениях, где проживает народ. Женщины носят белые шальвары (хэвалкрас), рубаху (крас), поясную одежду, состоящую из двух фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавку (элак). Зимой надевают куртку из бархата (колк), пояс из шерсти (бане пште), головной убор конусообразной формы, обшитый серебряными монетами. Украшают одежду серебряными поясами (камарами). К своему традиционному костюму езиды относятся очень уважительно. Мужчины носили длинную бороду, заплетали волосы в косу.
Жизнь
Раньше большая часть народа жила в труднодоступных горах, куда не могли проникнуть враги завоеватели. Веками им приходилось обороняться, защищать свои земли. Вокруг жилищ строились высокие каменные ограждения. Живут езиды общинами, они делятся на разные роды со своим названием, которые им дали исторические предки.
Основная деятельность езидов с древних времен — скотоводство. Разводят в основном овец. Помимо этого занимаются садоводством, земледелием. Среди современных представителей народа есть служащие, рабочие, представители научной, гуманитарной, технической интеллигенции, которые живут и работают в городах. Среди женщин издавна развито ткачество, пошив одежды. Они изготавливают ковры, карпеты, различные украшения для одежды.
Культура
Традиционная культура народа состоит из нескольких жанров:
Все они отражают вековую мудрость, национальную самобытность народа.
Музыкальные инструменты езидов:
Музыка состоит из самобытных мелодий, присущих только этому народу. Они основаны на особом понижении, повышении тональности. Следует отметить езидские баллады, в них говорится о подвигах героев. В культуре есть трудовые, бытовые, свадебные песни, отражающие мудрость, душу народа.
Присутствует в культуре прикладное искусство. Езиды являются большими мастерами рукоделия, все изделия создаются с национальным, ярко выраженным колоритом.
Традиции
Основные религиозные праздники, которые отмечают верующие езиды:
Самой важной из семейных традиций является первая стрижка мальчика, проводит которую шейх «биск».
Очень оригинальна езидская свадьба, во время которой соблюдают множество обычаев. Свадьбе предшествуют смотрины (сватовство). Раньше невесту выбирали родители, а именно мать. Сам жених права выбора не имел. Сегодня молодые выбирают себе спутников жизни самостоятельно. По старинному обычаю на смотрины в дом невесты приходят 4 человека со стороны жениха, сам он участия не принимает. По приходе они сообщают о цели визита, если родители девушки считают, что ей еще рано замуж, они должны дать гостям вежливый отказ.
Чтобы посмотреть на девушку, гости просят ее принести воды. Один из них очень медленно пьет, чтобы лучше ее разглядеть, в то время как девушка должна стоять и ждать, когда гость вернет ей посуду. Если будущая невеста сватам понравилась, они обговаривают с ее родителями дату следующего визита. Когда сторона девушки дает согласие на брак, родители жениха отправляют ей ценный подарок, например, золотое кольцо. Это знак успешных смотрин и начала подготовки к свадьбе.
Начинается торжество с раннего утра в доме жениха, куда зовут музыкантов. Без них свадьба не проходит. Зовут на праздник близких родственников, друзей, соседей. Ближе к обеду все идут в дом невесты, там их встречают праздничным столом, расположенным посередине двора. Гости со стороны жениха произносят торжественно поздравления, пьют, едят, дарят невесте подарки на специальных круглых подносах (сэни). Их заранее подготавливают, украшают. Среди подарков невесте обязательно должно быть красивое свадебное платье, красная шаль, алкоголь, сладости. Подносов с подарками должно быть не меньше пяти. Все подарки принимают родные, гости невесты, дарят их гости, родственники жениха, которые тоже получают дары. Проходит все под веселую музыку.
Жених должен выкупить подушку невесты, если ему удается, невесту выпускают из родного дома, при этом у езидов принято, чтобы гости невесты слегка несколько раз ударили его по макушке выкупленной подушкой, приговаривая «быть вместе вам до старости». Потом все идут к дому жениха, под веселую национальную музыку.
Для невесты подготавливают обряды, во время одного из них она должна связать на себе две шали, одна ее, вторую ей дарят гости жениха. Дальше до конца праздника невеста остается с этими связанными шалями. Если у нее есть брат, он должен намотать 3 раза на талию сестры ленту, развязать ее. Все три узла символизируют:
Переступить порог дома мужа невеста может только во время исполнения гостями танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем, конфетами.
После все входят в дом, произносятся слова благословения, рассматривают подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, которое невеста надевает при обручении. Родня невесты демонстрирует гостям приданое, которое потом родные жениха перевозят в его дом. Готовится приданое девушки довольно долгое время. Относится к нему все, в чем может нуждаться молодая жена во время семейной жизни. Обязательно должно быть теплое одеяло, подушки, постельное белье.
Жених встает на возвышение, кладет на макушку супруги яблоко, которое является символом плодородия, напутствия к размножению. На плечи молодых кладут лаваши, это означает богатство новой семьи. Молодые вместе должны разбить тарелку, одновременно ударив по ней ногами. Если посуда разбилась после удара жениха, первенцем будет мальчик, если разбила тарелку жена, родится девочка. Молодожены должны собрать все осколки вместе.
Перед свадьбой юноши, девушки наряжают дерево купюрами, конфетами, фруктами. Свидетель со стороны жениха должен потрясти его над молодыми, в знак счастливой семейной жизни. Во время всех обрядов должна играть веселая музыка. На свадьбе женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно на праздник зовут тамаду, который проводит все обряды, ведет торжество.
Известные люди
Среди представителей народа есть выдающиеся личности, чьи достижения широко известны :