Гнев что это за грех

Гнев. Грехи и пороки, болезни души

Первый образ, что возникает при упоминании такого явления, как гнев – это образ волка. Именно так его изображают в православной аскетике. Гнев, как ни один другой грех погружает человека в тварное состояние, состояние зверя. Поэтому, именно этот грех порождает всевозможные зверства. При максимальном своем проявлении – у человека напрочь отключается разум, он находится, как говорят, в состоянии бешенства. Ярость, агрессия, жестокость, ненависть, злость – характерные его составляющие. Отношение гнева – это отношение враждебности, неприятия, отрицания и идущего следом желания силовым способом отстоять свое мнение.

Гнев является смертным грехом, потому что сводит на «нет» общение со своим духом, с Богом, отвергая человеческие качества. Проявление гнева – свидетельство духовного бессилия, того, что у человека недостает истинной опоры на Бога, любви, терпения, смирения, кротости, снисходительности, прощения и др. важных добродетелей. И потому, он избирает способом решения своих жизненных ситуаций силовое утверждение своей воли и своей правды.

Гнев называют агрессивной обидой, агрессивной завистью и ревностью, агрессивным осуждением, в общем – агрессивной самостью и гордыней. Одни из его проявлений – это мстительность и злопамятство, последнее из которых называют окаменевшим гневом. Также, в основе гнева лежит злость, которая противоположна доброте и любви. Самый распространенный вид гнева – это раздражительность, которую часто называют его начатком.

В нашей жизни происходит немало ситуаций, которые причиняют нам какой-то дискомфорт. Здесь каждый делает выбор – или менять себя, вырабатывая необходимые качества, которые дадут нам находить гармоничные решения, или утвердиться в собственной правоте, а все силы направить на изменение мира и людей в нем живущих, дабы они перестали приносить нам проблемы. Гнев – есть один из способов второго варианта реагирования.

Как и многие другие грехи, гнев – это порождение самости, где воля человека является приоритетной над всем, что происходит вокруг. Святитель Феофан Затворник Вышенский, пишет:

«Гнев и обидчивость – от самоцена (то есть самости – ред), по которому мы признаем и чувствуем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение».

Гнев – это агрессивная реакция самости на оказание сопротивления движению ее воли, на неисполнение ее намерений, на причинение ей какого-либо ущерба. Это требование немедленно получить желаемое, прямое воздействие на волю другого человека.

По сути, гнев – это энергетическое убийство, когда мощный заряд негативной энергии устремляется в структуры человека, на которого он был нацелен. Это прямое нарушение заповеди «Не убий». Сей огонь не только норовит сжечь обидчика, но сжигает и самого человека, искажает его душу. Множество преступлений, убийств было совершено по причине гнева.

Гнев – сильнейшее эмоциональное сотрясение, что при большом проценте может привести к расщеплению личности, ее разлому. Дух гнева постепенно разрастается в человеке, вырабатывая в нем привычку добиваться своего таким путем. Также поступают звери – они рычат, кидаются, скалят зубы, а бывает – набрасываются и пытаются укусить и даже загрызть. Выходит, в момент сильного проявления гнева человек будто отказывается быть человеком, отказывается от всего, что дано ему как человеку. В момент гнева его личные интересы настолько превышают все остальное, что он без сомнений жертвует другими людьми, их спокойствием, интересами, и, порой, даже – их жизнью.

В момент проявления гнева человек замыкается в своем «я». В зависимости от процента греха – это может быть частичное закрытие или полное. В это время он не слышит ничего – вся его психическая энергия направлена на бросок. Для него все законы собираются в один – закон своей правды и справедливости. Не обязательно гнев проявляется открыто – он может быть скрытым, когда у человека нет возможности заявить о своем мнении. Например, когда объектом гнева является начальник, или высказывание своего недовольства ограничено рамками приличия, которые до времени останавливают, потому что человеку важно не потерять свой статус среди людей. Но негативный посыл накапливается в душе – его могут изливать кому-то другому, или пытаться спрятать поглубже, но если с ним соглашаются и переосознания не происходит – он несет раскол в душу. Придет время и он все равно вырвется наружу, даже тщательно скрываемый. И человека уже не сдержат ни рамки приличия, ни страх быть уволенным. Многие же, имеющие гнев, делают перенос – вместо начальника, например, выливают его на тех, кто находится рядом. Это могут быть подчиненные, а чаще – семья, где всегда можно найти причину недовольства и вылить весь негатив сполна. Иногда гнев и возмущение так бурлят, что человек может изливать его, глядя телевизор и понося все и вся, чему хорошо сопутствуют направления информационных каналов, умело направляющие энергию масс на подходящих козлов отпущения. Вообще, информационные источники постоянно используют этот прием – это позволяет управлять волей людей, которые не имеют крепкого духовного стержня, но имеют пристрастие к осуждению, возмущению, гневу. Направляя энергию возмущения масс на какую-то проблему или какого-то человека – тем достигается резонанс – огромная ударная волна, которую направляют туда, куда необходимо, в то же время уводя людей от видения и решения настоящих проблем, и настоящих виновников.

Гнев – это орудие убийства, даже будучи скрыт внутри, он убивает и саму душу, и распространяет вокруг частицы смерти. Когда энергия злости, гнева, возмущения накапливается – она служит каналами для разжигания войн, революций, катаклизмов, несчастных случаев, эпидемий и проч.

Как уже говорилось, есть различные виды проявления гнева и разная его величина. Бывает человек вспылит, повозмущается, но сразу и остынет, и как такового разряда от него не идет. А бывает, другой и промолчит, но вокруг люди буквально согнуться как от пулеметной очереди. Не все эмоциональные всплески являются гневом, но только те, в которых идет волна злости и разрушения, направленная на других, в которых «заходит солнце».

Раздражение многие вообще не считают грехом, но в нем уже есть начатки гнева. Проявление раздражения говорит о том, что у машинки нашей личности плохие рессоры, раз ее так трясет на любых неровностях. Рессоры же в человеческом существе, это многие, перечисленные уже выше добродетели – любовь, терпение, кротость, смирение и т.д. Они позволяют сглаживать все неровности жизни, находя путь Мудрости, путь золотой середины. Раздражение же само по себе уже направляет стрелы на того, кто его вызвал. Если это проявление не обуздывать, то оно превращается в привычку, нарастает и переходит в хроническую болезнь, т.е. – гнев.

Конечно, в проявлении и гнева, и раздражения есть моменты, когда они направлены на что-то, что действительно происходит не правильно, несет вред и т.д. Никто не говорит, что надо все время улыбаться и все одобрять. Другой вопрос в том, что есть негодование, в котором нет злобы и желания личной мести, а есть проявления, когда это чувство захлестывает и отрезает помощь и разума, и нашего духа. Гнев становится грехом, когда ему позволяют кипеть без сопротивления.

«Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притч 29:11).

Исполнение слов «если ударили в одну щеку – подставь другую» совсем не означает, что мы должны покорно молчать и сносить все удары от других. Так и Христос с возмущением выгнал торгующих из Храма. Но есть праведный гнев – это негодование духа – возмущение против серьезного нарушения Закона Бога, но он идет не от самости, не от личной выгоды и стяжания для себя, не от своей правды, он идет от Истины, от высшей справедливости. И такое возмущение духа способно сжечь нечистые помыслы и желания, изгнать бесов, очистить душу. Если греховный гнев, в котором есть злоба – наносит порчу живым структурам человека, то праведный гнев, который идет от Любви – наносит вред тому, что чуждо Богу.

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф 4:26-27).

В этой цитате говорится о том, чтобы мы в своем искании справедливости не обращали праведный гнев в неправедный, добавляя в него свое личностное, самостное включение. Так бывает, когда люди, возмущаясь против происходящего произвола, не замечают как впадают в осуждение, наполняются злостью и готовы лично наказать провинившегося. Кроме того, фразу «да не зайдет солнце» – отцы церкви часто растолковывают как то, что человек не должен в состоянии гнева лечь спать, иначе он войдет глубоко и разрастется. Также есть и иное пояснение – что солнце – это наше соединение с Богом, Свет Христа, Солнце Правды, и нельзя, чтобы гнев захлестывал настолько, чтобы связь с Богом была нарушена. Также «солнце» – это свет сознания. Когда проявляются страсти – сознание закрывается и не может регулировать происходящее.

«. Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:19-20).

«Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4: 31);

«. Вякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5: 22);

«. Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим 2: 8);

«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4: 5).

Как уже говорилось, в основе гнева лежит агрессия, которая, в основном, нанизывается на обиду, осуждение, зависть, ревность, которые есть проявления самости и гордыни. В этом плане, гнев – это намерение добиться своей правды, образ которой дают эти грехи. Человеку эта правда кажется абсолютной истиной, потому что в этот момент он видит только ее, отсекая любое другое виденье. Вообще, все духи несовершенства сужают сознание человека, заставляя его воспринимать реальность через свою матрицу. Но человек должен отдавать себе отчет – что он все-таки отстаивает – Божью Истину или свою правду, действительно ли нет в этом своей выгоды, и против чего он воюет – против греха или против грешника. Можно ли агрессивно отстаивать Божью Истину? Когда здесь проявляется гнев, то это говорит о проявлении фанатизма. Не раз такая война за истину превращалась в страшные события – инквизиция, крестовые походы, насаждение веры огнем и мечом. Это грандиозный подлог, который делает тьма, затмевая разум многих, тех, кто свой грех, называемый гневом, одевает в одежды праведности. Вместо победы над собой, человек самоутверждается победами над другими людьми. Вообще, любое проявление гнева – это жажда иметь власть.

Гнев также, может проявляться в виде холодного равнодушия, в котором человек закрывает свое сердце и чувство сострадания, чтобы ничего не чувствовать, потому что в нем действуют обида и ненависть.

Проявление гнева может происходить по многим причинам. Одна из них соответствует известной приговорке «Лучшая защита – нападение». Иногда, чувствуя себя виновным, но не желая это признавать, человек будто взрывается в ответ на обвинения, и чем больше виновен – тем больше его агрессия.

Нас часто выводят из себя чьи-то обидные слова. Но здесь, кроме всего, нужно понимать, что любое слово может воздействовать на нас только тогда, когда ты в него поверил и с ним согласился. Если нас что-то выбивает из колеи, то значит не так уж хорошо мы держались на этой колее, или это не та колея. Тем не менее, словесные перепалки – самый распространенный способ выяснения отношений. В пылу гнева и обиды люди могут наговорить друг другу немало, забывая, что «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Ключевое слово в основе проявления гнева – это враждебность. Если мы поменяем свое отношение к происходящему, не будем воспринимать все так личностно, то ситуации такого рода не заставят нас терять самоконтроль и впадать в гневное состояние.

Кого-то выводит из себя ситуация, когда он видит свою беспомощность в плане взаимодействия с другими людьми. Часто – это наши близкие, которые «достают» своим поведением, не хотят исполнять своих обязанностей и т.д. Раз попросил, два сказал – никакой реакции. Тут у каждого своя мера для кипения. Но все же сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем»! Иногда необходимо и повысить голос, и хорошо встряхнуть, но при том не терять человеческих качеств и не звереть – сила духовная куда большее окажет воздействие, чем поток эмоций.

Кто-то свирепеет от того, что его заставляют долго ждать. Эти моменты часто встречаются в жизни, и иногда, действительно, тот, кто опаздывает – страдает безответственностью, заставляя остальных подстраиваться под себя. Но это не значит, что те, кого он таким образом обижает должны свирепеть. Многие спросят: «А как поступать тогда в случае, когда кто-то ведет себя неправильно, через что доставляет много проблем другим?» В любом случае, решение задачи не должно сводиться к какому-либо греху – ни к гневу, ни к обиде, ни раздражению. В такие узловые моменты нам необходимо обращаться к своему высшему «Я», чтобы включились те качества и то понимание, которые помогут нам все правильно расставить по местам – без разрушения гармонии и в своей душе, и в других. Когда ситуация сжимает тебя со всех сторон, то выбор должен быть вверх, а не вниз, к нашему духу, а не к тварному началу!

Как исцелиться от гнева, от огня злости, вспыхивающего в душе? Маленькая искра обиды, ненависти, порой, так разгорается, что человек уже не в состоянии собой управлять. Отцы церкви советуют как можно быстрее гасить это пламя, пока оно не обрело силу, не подбрасывать в него дров – т.е. не принимать помыслов обиды, настраивающих на раздражение и злость, обуздывать свое сердце, стараться смотреть на все со стороны, не входя так глубоко в ситуацию, и даже находить в ней комическую сторону, отвлекать себя на что-то другое, вспоминать что-то хорошее. И конечно же – молиться, славить Бога, стараться воззвать в себе чувство обратное гневу – т.е. любовь и все ее составляющие добродетели.

И, обобщая все вышесказанное, мы понимаем, что когда человек приступает к борьбе с гневом, он должен знать его главный корень и исток – это самость. То, что он себе позволил считать свою жизнь, свои намерения, свою волю – приоритетными над всеми другими людьми. И Божий Закон при этом он незаметно изменил под себя, под свою правду. Он уже этим искажает мир, потому и виденье им реальности будет не полным. Потому, первое, что мы должны менять – это менять свое понимание справедливости, устремив себя не на отстаивание перед другими своих представлений, а на утверждение Божьей Воли. Это чистота нашего сердца, его раскрытие для Бога, это самоотречение и обращение к своему высшему Истоку, это принятие других людей, как таких же полноправных перед Богом, имеющих свои цели и свои приоритеты.

«Кто уязвляется завистью и соперничеством, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – тот жалок, потому что он – соучастник диавола, завистью коего “смерть вниде в мир” (Прем. 2: 24). Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его истощаются. Зависть и соперничество – страшная отрава: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства».

Понимая все это, наша борьба с любым проявлением гнева должна стать крайне серьезной. Борьба с огнем низшим возможна только с помощью высшего Огня, т.е. Огня Духа. Борьба с гневом греховным возможна только с помощью праведного гнева – т.е. ненависти ко греху, категорического нежелания его проявлять.

Преподобный авва Дорофей приводит такую аналогию: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление (то есть внешний фактор, вызвавший гнев и раздражение. – свящ. П.Г.). Вот это пока еще только малый уголек, ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: “Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его”, вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь».

Архимандрит Рафаил (Карелин) советует:

«Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя».

Св. Иоанн Лествичник указывает степени борьбы со страстью гнева: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров».

Входя в вибрации гнева, человек входит в резонанс с духом злобы, который есть человекоубийца. И потому соединяется с миром тьмы. Принимая вибрации Любви, мы входим в резонанс с силами Света, с гармонией вышних миров и потому соединяемся с Богом.

«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр 12:15).

Источник

О страсти гнева

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Сочетание гнева со скупостью порождает ненависть к нищим. Скупец смотрит на них как на агрессоров, которые покушаются на его имущество и благополучие. Он называет их бездельниками, лицемерами, обманщиками, тунеядцами, паразитами общества, пиявками, присосавшимся к телу честных тружеников и пьющим их кровь. В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необитаемый остров, или перестреляли бы как бродячих собак, из-за которых люди боятся ходить по улице. Когда он слышит о воровстве и грабежах, то первая мысль – что его могут обокрасть и лишить денег, и он заранее переживает возможную пропажу, как жрец, у которого воры похитили идолов из капища. Он возмущается, почему законы снисходительны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в некоторых мусульманских странах, рубили бы руки и резали уши, а разбойников, как в старой Англии, сжигали бы живьем. В незнакомом человеке, который случайно остановился у ворот, он, подозревает злоумышленника.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Иногда жестокость и глухая ненависть к людям могут сочетаться, как ни странно, с сентиментальностью. Некоторые нацистские палачи, которые заживо сжигали людей в газовых камерах, возвращаясь домой после своей страшной работы, развлекались, играя на скрипке, и нежно ласкали своих детей.

Но, к сожалению, сочетание сентиментальности и жестокости характерно не только для этих профессиональных убийц. Всмотритесь в портрет Александра Блока. Его взгляд, отрешенный от мира, устремлен куда-то вдаль. В нем отражена не лазурь неба, о котором он так проникновенно писал, а метафизическая пустота. На его лице как неизгладимая печать – жестокая складка губ. Тогда начинаешь понимать, откуда обаяние его демонической лирики. Это странное сочетание: потухшие глаза умирающего голубя и губы Мефистофеля.

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел.

Когда подступает гнев надо вспомнить о смерти и представить две могилы рядом друг с другом: в одной будешь лежать ты, в другой – твой обидчик; что осталось от тебя и от него? Кости и тлен. Глаза, которые смотрели дерзко, вытекли из орбит; сердце превратилось в горсть гноя, язык, говоривший злобно и гордо – изъеден червями. Подумай, что жизнь это только сон, который проходит бесследно, как тает весенний снег. Что значат все земные страсти перед тайной смерти и вечности.

Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *