Гностическое евангелие что это

Что такое гностические евангелия?

Гностическое евангелие что это. Смотреть фото Гностическое евангелие что это. Смотреть картинку Гностическое евангелие что это. Картинка про Гностическое евангелие что это. Фото Гностическое евангелие что это

Гностические евангелия – это писания ранних «христианских» гностиков. После первого столетия в христианстве возникло первое разделение – традиционные христиане и гностики. Традиционные христиане придерживались книг, которые мы имеем сегодня в Библии, и того, что в данный момент считается традиционным христианским богословием. Гностические же христиане (если их на самом деле можно называть христианами) придерживались совершенно иных взглядов относительно Библии, Иисуса Христа, спасения и почти всех других важных христианских учений. Однако у них не было апостольских писаний, которые бы подтверждали их убеждения.

Вот почему и создавались гностические евангелия. Гностики обманом приписывали свои писания авторству известных христиан, как например, Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа, Евангелие от Марии и т.д. Исследуя открытую в 1945 году в южном Египте библиотеку Наг-Хаммади, ученые обнаружили многие гностические евангелия. Иногда они называются предполагаемыми «потерянными книгами Библии».

Как нам следует воспринимать гностические евангелия? Должны ли некоторые из них или все быть включены в Библию? Нет, не должны. Во-первых, как было сказано выше, гностические евангелия – это подделки, написанные от имени апостолов, чтобы придать им авторитета в ранней церкви. К счастью, отцы церкви были почти единодушны в признании того, что эти писания распространяли ложные учения. Существуют бесчисленные несоответствия между гностическими евангелиями и истинными – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Гностические писания могут быть хорошим источником для изучения ранних христианских ересей, но их следует отвергнуть как такие, что не принадлежат Библии и не представляют подлинную христианскую веру.

Что такое гностические евангелия?

Источник

5. «Гностические» Евангелия

5. «Гностические» Евангелия

Некоторые неканонические Евангелия написаны с философских позиций гностицизма или близких ему взглядов.

Гностицизмом (от греческого слова «гносис», т. е. «знание») учёные называют философско-религиозное движение античности, зародившееся незадолго до христианства и просуществовавшее более 500 лет. Оно было синкретическим и достаточно разнородным, а к тому же ещё и эзотерическим (напоминая нынешний «Нью Эйдж»), поэтому дать ему чёткое описание очень трудно. Оно рассматривало наш мир не как благое творение единого Бога-Творца (в отличие от иудаизма), а как изначально несовершенное и неприятное место (возможно, созданное злым или несовершенным демиургом), из которого душе надо бежать. Гностики стремились выйти из-под власти демиурга и воссоединиться с истинным вышним Богом в небесных сферах. Многие из них нашли христианскую философию привлекательной и попытались совместить её со своим учением, следствием чего стало богословие незаурядное и самобытное, но имеющее весьма опосредованное отношение к Иисусу из Назарета, а то и напрямую противоречащее принципам Иисусова учения. К сожалению, гностические Евангелия информируют нас больше о самих гностиках, чем об Иисусе. Впрочем, в отдельных случаях и сквозь поздние гностические напластования пробивается аутентичная информация.

Из источников такого рода в первую очередь стоит упомянуть так называемое Послание Иакова (или Апокриф Иакова). Оно претендует на авторитет Иакова, брата Иисуса и легендарного главы первоначальной иерусалимской общины. В реальности оно написано в начале II века. Этот текст излагает тайное откровение, которое Иаков и Пётр якобы получили от Иисуса, когда тот явился им спустя 550 дней после своего воскресения. Достоверность данного апокрифа сомнительна, но он включает некоторые предания, основанные на очень ранней и независимой традиции. В частности, его призыв к мученичеству отражает взгляды первоначальной иерусалимской общины, а возможно, и самого Иисуса.

Отметим также Диалог Спасителя. Этот текст II века, сохранившийся лишь в сильно повреждённой коптской рукописи, описывает разговор, который будто бы имел место у Иисуса с Иудой, Марией и Матфеем. По своей форме эти диалоги напоминают Евангелие от Иоанна и недостоверны.

Евангелие от Филиппа, найденное в 1945 году в Наг-Хаммади, приписано одному из двенадцати ближайших учеников Иисуса, но это можно рассматривать лишь как условный литературный приём. Составленное во II веке, оно представляет собой гностическую рефлексию над церковными таинствами. В поп-культуре XX века Евангелие от Филиппа обрело неожиданную известность в связи с упоминанием о том, что Иисус часто целовал Марию Магдалину («Евангелие от Филиппа» 63:32–64:4; см., например, роман Дэна Брауна «Код да Винчи»). Остальная часть этого очень длинного текста представляет собой сложную гностическую философию.

Читайте также

Гностические и антигностические подлоги

Гностические и антигностические подлоги Раннехристианский гностицизм В наиболее резкие и напряжённые конфликты второго и третьего столетий были вовлечены христианские группы, которые учёные называют «гностическими». Гностическое христианство представляло собой

Гностические подлоги

Гностические подлоги О существовании гностических подлогов было известно задолго до обретения хотя бы одного из них. Например, в четвёртом веке известный искоренитель ересей Епифаний Кипрский упоминает в своей книге, направленной против восьмидесяти еретических

§ 228. Гностические подходы

§ 228. Гностические подходы Трудно определить истоки духовного течения, известного под названием «гностицизм». Но следует различать многочисленные предшествующие или современные ему гнозисы, составляющие те или иные религии данной эпохи (зороастризм, культ мистерий,

§ 230. Гностические мифы, образы и метафоры

§ 230. Гностические мифы, образы и метафоры Амнезия (т. е. утрата собственной идентичности), сон, опьянение оцепенение, плен, падение, тоска по утраченной родине выстраиваются в ряд типично гностических символов и образов, несмотря на то, что придумали их вовсе не

5. «Гностические» Евангелия

5. «Гностические» Евангелия Некоторые неканонические Евангелия написаны с философских позиций гностицизма или близких ему взглядов.Гностицизмом (от греческого слова «гносис», т. е. «знание») учёные называют философско-религиозное движение античности, зародившееся

ГНОСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ МЫСЛИ

ГНОСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ МЫСЛИ После обзора семантических элементов, которые подчеркивают скорее общую основу, а не различия в вероучениях гностической мысли, мы теперь обращаемся к большим единицам теории, в которых гностический взгляд на вещи представлял собой тщательно

Христианские (и гностические) тексты

Христианские (и гностические) тексты Новозаветные апокрифы: Самое полное собрание — HSNTA.The Apocryphal New Testament, ed. J. K. Elliott (Oxford: Clarendon, 1993).The Apocryphal Jesus, ed. J. K. Elliott (New York: Oxford, 1996). Избранные тексты из апокрифических Евангелий.Раннехристианские авторы: См. дополнительную информацию и

§ 61. Гностические тенденции в христианстве I в.

§ 61. Гностические тенденции в христианстве I в. Если христианство начало столь быстро распространяться вследствие воззрений эллинистов и последующего гонения на них (Деян 8:4–6,11:19–21), встает вопрос: насколько широко оно могло распространиться, прежде чем утеряло

2. Гностические секты

2. Гностические секты Согласно Валентину, одному из самых видных из проповедников гностицизма (умер в 161 г. н. э.), материя отделена от духовного, небесного мира вовсе не изначально и не навеки. Так, временное отпадение Софии от милости Бога совершается в небесном мире. Во

§134. Другие гностические секты

§134. Другие гностические секты Древние отцы церкви, особенно Ипполит и Епифаний, упоминают еще несколько гностических сект, называя их разными именами.1. Докеты, или докетисты, учили, что тело Христа не было настоящей плотью и кровью, но лишь обманчивым, преходящим

Почему Евангелия от Марка, Луки и Матфея называют синоптическими и в чем их главное отличие от четвертого Евангелия?

Почему Евангелия от Марка, Луки и Матфея называют синоптическими и в чем их главное отличие от четвертого Евангелия? Евангелиями называют раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе. Их разделяют на канонические, то есть включенные церковью в состав

ГНОСТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ

ГНОСТИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ охватывают многообразную религ. лит–ру первых веков христианства, к–рая создавалась в кругах гностиков. Гностиками (от греч. gnоsij — знание) принято называть представителей религ. течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточно–эллинистич.

Гл IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея

Гл IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея 1. Когда таким образом здесь достаточно показано, а в последствии еще более уяснится, что ни пророки, ни Апостолы, ни Господь Христос в Своем

Источник

Новое в блогах

Запрещенные гностические евангелия

Истинный облик старых шедевров часто открывается только после того, как реставраторы кропотливо снимут слой за слоем более поздние дорисовки, грязь, старый лак. Точно так же новое поколение теологов и историков религии расчищает сейчас облик Иисуса.

Для того чтобы лучше понять истинную природу раннего христианства, нам придется выйти за рамки канонических писаний, содержащихся в Новом Завете, и обратиться к другим древнехристианским документам, часть которых была обнаружена лишь недавно. Наиболее важными среди них являются 62 гностических Евангелия, найденные в 1945 году при раскопках Наг Хаммади в Верхнем Египте.

Профессор Элейн Пейджелс замечает в своей книге «Гностические Евангелия»: «Те, кто писал и распространял эти тексты, не считали себя „еретиками“. Тем не менее, почти все сведения об этих „еретических“ писаниях исходили от людей, их критиковавших, — так что на объективность этих сведений рассчитывать не приходится».

Люди, вставшие примерно в 200 году до н. э. во главе того, что позднее было названо ортодоксальной, или истинной церковью, приказали уничтожить все списки этих текстов. Но, как пишет Пейджелс, «некто, возможно, монах из соседнего монастыря Св. Пахомия, взял запрещенные Книги и укрыл их от уничтожения в кувшине, где они оставались погребенными почти 1600 лет». Но в результате почти детективной истории прошло еще 34 года, прежде чем ученые завершили свои исследования и результаты были обнародованы в книге Пейджелс в 1979 году.

Как утверждает профессор Хельмут Кестер из Гарвардского университета, некоторые из этих текстов старше, чем новозаветные Евангелия. Они датируются, «по-видимому, второй половиной первого века 50-100 гг.), т. е. созданы не позже, а раньше евангелий от Марка, Матфея, Луки и Иоанна».

Гностические Евангелия были, таким образом, написаны в то время, когда андрократия уже давно была нормой на Западе. Это не гиланические документы, но все же они содержат мощный вызов устоям общества господства.

Термин «гностический» происходит от греческого слова «gnosis» — «знание») и противоположен по смыслу слову «агностицизм», которое означает невозможность познания. Как и другие мистические религиозные учения Запада и Востока, гностическое христианство придерживалось, казалось бы, традиционной догмы, гласившей, что тайна высшей или божественной истины доступна всем через религиозное послушание и добродетельную жизнь.

Но тогда какие же ереси содержал гностицизм, почему понадобилось его запрещать? Гностические Евангелия проповедовали ту же идею, за которую еврейское священничество так ненавидело Христа, — доступ к Богу лежит не через религиозную иерархию во главе со старшим раввином, архиепископом, папой, но через познание или божественное знание.

А еще мы находим в этих текстах подтверждение мысли, возникшей уже при чтении канонических писаний и ранее обнаруженных гностических фрагментов. Мария Магдалина и в самом деле была одной из важнейших фигур христианского движения.

В Евангелии от Марии мы снова читаем, что именно она первой увидела воскресшего Христа (о чем вскользь замечено у Марка и Иоанна). Здесь мы также читаем, что Христос любил Марию Магдалину больше, чем других учеников — это подтверждается в гностическом Евангелии от Филиппа.

Однако лишь по этим запрещенным писаниям можно судить, сколь велика была роль Марии в истории раннего христианства. В Евангелии от Марии читаем, что после смерти Иисуса Мария Магдалина была единственным христианским лидером, осмелившимся бросить вызов Петру как главе новой религиозной иерархии, претендующему на то, что только он и его соратники имеют прямую связь с богом.

«Рассмотрим политический подтекст Евангелия от Марии, — комментирует Пейджелс. — Как Мария противостоит Петру, так и гностики, которые следуют ее примеру, противостоят власти того духовенства, которое объявляло себя преемниками Петра».

Существовали и другие, не менее существенные разногласия между нарождающейся, все более иерархичной церковью, возглавляемой Петром и другими христианскими общинами, такими, как большинство гностических, и такими сектами, как монтанисты и маркиокиты. Эти секты, в отличие от тех, кого теперь называют отцами церкви, не только почитали женщин как апостолов, пророков или основателей веры; демонстрируя свою приверженность учению Христа о духовном равенстве, они включали женщин в руководство сект.

Более того, некоторые гностические секты, подчеркивая гиланический принцип равенства, выбирали главу жеребьевкой на каждом собрании. Об этом мы знаем, к примеру, от епископа Лионского Иринея (ок. 180 г.), известного врага гностицизма.

«В то время как ортодоксальные христиане ставили духовенство выше мирян, — пишет Пейджелс, — последователи гностицизма не делали таких различий между собой. Вместо того чтобы делить своих членов на высших и низших, они следовали принципу абсолютного равенства. Все посвященные, и мужчины, и женщины, принимали равное участие в выборах: любой мог быть выбран священником, епископом или пророком. Более того, поскольку выборы происходили на каждом собрании, даже отличия, выпавшие по жребию, не могли превратиться в постоянные „высокие посты“».

Для христиан-андрократов, стремившихся повсюду властвовать, господствуя и подчиняя, такая практика была возмутительным нарушением основ. Например, ортодокс Тертуллиан возмущался тем, что «они допускают всех, они вместе слушают, вместе молятся — даже с язычниками, если тем случится быть у них». Не меньшее негодование вызывал у него обычай «встречать всех приходящих поцелуем мира».

Но более всего Тертуллиана приводило в ярость — и неудивительно, поскольку грозило подорвать сами основы иерархической инфраструктуры, которую он и его единомышленники старались навязать Церкви, — равноправное положение женщин. «Особенно гневает Тертуллиана то, что „женщины из еретиков“ наравне с мужчинами могут наделяться властью, — замечает Пейджелс. — „Они обучают, они участвуют в дискуссии, они лечат“ — он подозревает, что они могли даже совершать обряды крещения, то есть выполнять функции епископа!».

Для таких людей, как Тертуллиан, только одна «ересь» была страшнее учения о духовном равенстве мужчины и женщины. Ибо она представляла серьезнейшую угрозу растущей власти мужчин, которые утверждались теперь как новые «князья церкви», — идея Божества-женщины. А именно, это — как мы убеждаемся, читая гностические Евангелия и другие священные тексты, не включенные в корпус Нового Завета, — исповедовали ранние последователи Христа.

Следуя более ранним и все еще не забытым традициям, в которых Богиня была Матерью и Вседающей, последователи Валентина и Марка молились Матери как «мистическому, вечному Молчанию», как «Благодатной, Той, что прежде всего сущего» и как «непогрешимой Мудрости». В другом тексте, Триморфной Протенойе (в переводе — Тройственная Первичная Мысль) прославляются мысль, разум и предвидение как женские качества — снова в русле древней традиции, где это были свойства Богини. Текст начинается словами Божества: «Я — Протенойя, Мысль, обитающая в Свете… Та, что существует прежде Всего… Я — в каждом создании. Я — Невидимое внутри Всего… Я — ощущение и Знание, говорящее посредством Мысли. Я — истинный Голос».

В другом тексте, приписываемом гностическому учителю Симону Магусу, сам рай — место начала жизни — представлен как чрево Матери. А в учениях, приписываемых Марку или Теодоту (ок. 160 г. н. э.) мы читаем: «мужские и женские элементы вместе составляют прекраснейшее порождение Матери — Мудрость».

Какую бы форму не принимали эти «ереси», очевидно одно: они происходят от древних религиозных традиций, когда почиталась Богиня, а жрицы были ее земными представительницами. Соответственно, почти повсеместно божественная мудрость воплощалась в женском образе — о чем свидетельствуют такие «женские» слова, как древнееврейское «хокма» и греческое «софия», что значит «мудрость», или «божественное значение», а также некоторые древние мистические традиции, как восточные, так и западные.

«Ересью» была и нетрадиционная трактовка святого семейства. «Одна из групп гностических источников утверждает, что получила тайную традицию от Иисуса через Иакова и Марию Магдалину, — говорит Пейджелс. — Члены этой группы молились обоим божественным родителям, Отцу и Матери».

Нечто подобное проповедовал учитель и поэт Валентин: хотя Божество принципиально неописуемо, его можно вообразить как диаду, имеющую две ипостаси — женскую и мужскую. Другие настаивали на андрогинической природе божественного или же определяли Святой дух как женское начало, так что используя христианскую традицию, можно сказать: от союза Отца с Духом, святым, или Божественной Матерью родился их Сын Иисус Христос.

Источник

Гности́ческие писа́ния

Гности́ческие писа́ния охватывают многообразную религиозную литературу первых веков христианства, которая создавалась в кругах гностиков. Гностиками (от греч. γνῶσις – знание) принято называть представителей религиозных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточно-эллинистической *теософией, оккультизмом и мифологией. Расцвет гностицизма приходится на 2–3 вв., но влияние его было более продолжительным. Одна гностическая секта существует и в наше время (мандеи, от арам. слова מנדע, манда́ – гнозис, знание).

Поскольку из гностической среды вышло несколько евангелий, деяний, посланий и откровений, которые претендовали на подлинность, гностицизм принадлежит не только к области церковной истории и истории философии, но и к сфере библейской науки. Это тем более очевидно, что отдельные Гностические писания, возможно, имели в качестве прототипа *досиноптическую традицию.

Учители и секты гностиков. Одним из первых гностиков, по преданию, считался самарянин Симон Гиттонский ( Деян.8:9–24 ). За ним следуют: Досифей, Менандр, Иустин Гностик, Керинф, Саторнил, *Василид, *Валентин, Карпократ и их последователи, а также группы каинитов, нахасенов (офитов) и др. Особое место в гностицизме занимает Маркион Синопский, который, собственно, не был гностиком, но был близок к ним в некоторых вопросах.

Доступ к самим гностическим книгам стал возможен лишь после 1945, когда в Египте близ поселка Наг-Хаммади (Хенобоскион) была найдена целая гностическая библиотека, спрятанная на монашеском кладбище (см. статью *Наг-Хаммадийские рукописи). Она содержала 13 сборников, включающих 53 трактата. Все они являются переводами с греческого языка на коптский. Библиотека была собрана иноками первых монашеских поселений в конце 4 в., вероятно, еще при жизни прп. Пахомия, основателя общежительного монашества (Наг-Хаммади находится неподалеку от места его первой обители). Однако греческие оригиналы книг восходят к более раннему времени (2–3 вв.) и даже, может быть, к концу 1 в. Мандейские памятники стали известны еще в 19 в., а в 1920-х гг. были открыты новые (но все они средневекового происхождения).

Интерпретация гностицизма до сих пор является предметом дискуссий среди ученых. Существует несколько взглядов на это явление религиозной истории.

1. Отцы Церкви, а за ними *Неандер и *Гарнак рассматривают гностицизм как результат проникновения в Церковь эллинизированных доктрин Востока, т. е. видят в нем христианскую ересь, или, как выразился Гарнак, «острую эллинизацию христианства».

2. Другие авторы (напр., *Ренан, *Буссе, *Бультман) определяют гностицизм как определенную стадию в развитии синкретической ирановавилонской религии, которая возникла до христианства и пыталась его ассимилировать. Вариант этой гипотезы мы находим в *мифологической теории (*Древс), согласно которой само христианство выводится из гностицизма.

3. Третьи (Г. Ионас) считают, что гностицизм первых веков христианства есть лишь одно из проявлений *теософии, которая в различных формах возрождается во все времена. Последняя точка зрения подтверждается многими фактами.

Гностические тенденции как попытка найти истинную религию на пути слияния восточной мистики, оккультизма и синкретического язычества с философским созерцанием действительно сопровождают духовную историю человечества от эпохи *эллинизма до наших дней. Дух гностической теософии присутствует в александрийском иудействе и в неоплатонизме, в неопифагорействе и античных мистериях, в манихейской религии и *каббале. Западное Средневековье знает его в форме альбигойства (катаризма), а восточное – в форме богомильства и павликианства. Гностические элементы присутствуют в учениях Бруно, Парацельса, *Бёме. В новое время гностицизм возродился в теософии и антропософии, а также в восточных синкретических. сектах (кришнаиты и проч.).

Однако, как показала переводчица и исследовательница текстов Наг-Хаммади *Трофимова, гностицизм первых веков христианства был специфической формой мировоззрения, которую нельзя отрывать от исторического контекста. В этой форме гностицизм был отчасти особой интерпретацией христианства в духе крайнего спиритуализма. Ни одного дохристианского документа, который можно было бы признать гностическим в прямом смысле слова, не найдено. Рукописи Наг-Хаммади доказывают, что гностицизм питался христианскими источниками, а не наоборот. В то же время правы и те, кто считает, что многие идеи гностицизм почерпнул из восточных религий и античной философии. В этой связи гностицизм делят на: 1) восточный, который более зависел от иудейства, маздеизма, вавилонской мифологии, и 2) западный, корни которого – в учении Платона и неопифагорейцев. Такое деление достаточно условно, т. к. наука не располагает исчерпывающим корпусом памятников, а самому гностицизму свойственны текучесть и смутность представлений, которые часто переходили из одной доктрины в другую.

Основы гностического миросозерцания можно определить лишь в самых общих чертах. Разноголосица источников, усложненный символизм и стремление к эзотеризму не позволяют вычленить единую стройную концепцию.

Гностицизм – это, безусловно, «религия спасения». Теология ее колеблется между пантеизмом и *дуализмом, но в основе своей монистична. Превыше всего мыслится непознаваемое сокровенное Божество. Оно порождает сложную иерархию духовных сил (эонов), которые по мере удаления от Божества все более приближаются к хаосу и небытию. Одна из иерархий, Мировая Душа (Ахамот, София), соблазненная своеволием, оказывается в плену материи. Материальное ее состояние есть низшее, полное страданий. Таким образом, «мир произошел из-за ошибки» (Евангелие от Филиппа, 99). Страдающая Душа мира страдает в каждом человеке. Единств. возможность спасения для нее – это познать свое небесное происхождение и освободиться от уз материи. Это вполне совпадает с доктриной древнеиндийской философии об авидье (на санскрите, букв. – отсутствие знания), которое препятствует человеку постичь свое тождество с Абсолютом.

Для спасения Души мира на землю был послан один из эонов, Христос, Который, соединившись с человеком Иисусом, открыл избранным и посвященным людям тайну истинного познания (гнозиса). До него иудейским народом правил один из эонов Демиург (Создатель). Он был существом ограниченным и низшим в сравнении с самыми высокими эонами. По одной версии, он ожесточенно воспротивился Спасителю, и по его наущению враги распяли Пришедшего. Но в момент распятия Христос покинул Иисуса и восторжествовал над силами тьмы. По другой версии, Демиург, подобно Симеону Богоприимцу, радостно встретил Христа, признал свое неведение и уступил Ему свое место. Телесность Иисуса Христа была иллюзорной (*докетизм), поэтому и страдания Его были иллюзорными. Понять истину, открытую Иисусом, могут только люди «духовные», «плотским» это не дано. «Духовные» должны путем экстатического созерцания обрести покой в Едином. В связи с этой концепцией стоит почитание в некоторых гностических течениях врагов Демиурга – Каина и Змея (евр. נחש, наха́ш, отсюда наименование нахасе́ны, или офи́ты, от греч. ὅφις – змея).

Сотериология Гностических писаний имеет два оттенка. У Василида конечная цель спасения – это полное растворение в Едином, «великое неведение» бессознательного, у Валентина – полнота света и радости вернувшейся к Отцу Души. Материя и те, кто были ее рабами, исчезнут. Останутся только «духовные», пребывающие отныне в «полном покое».

Для гностиков христианство – высшая абсолютная религия, но в их собственном истолковании. От Христа, учили гностики, люди узнали, что они могут открыть свою единоприродность с Богом. Творец, о Котором говорится в Ветхом Завете, не мог дать истинного знания в силу Своей якобы ограниченной природы. Но Он не рассматривается как начало злое. Таким путем гностики пытались решить проблему соотношения двух Заветов. Темным полюсом для них была материя, что вело к крайнему спиритуализму и аскетизму (а иногда к имморализму, т. к. дела плоти с их точки зрения не имеют реального значения). Только Маркион со всей определенностью характеризовал Бога Ветхого Завета как жестокого и злого. В целом вся эта доктрина с ее призывом искать истину только в самоуглублении, с ее отказом от активного нравственного служения, с ее языческой *христологией, пантеистической сотериологией, отрывом Ветхого Завета от Нового, учением о материи как о зле в корне противоречила основам христианства.

Отцы Церкви противостояли влиянию гностицизма, который был особенно опасен тем, что развивался внутри Церкви, прикрываясь христианской фразеологией (сам термин «гностик» у церковных учителей того времени имел и положительный оттенок, например, у Климента Александрийского, Оригена).

Гностические евангелия (Евангелие Истины, Евангелие от Фомы, Евангелие от Филиппа и др.) отличаются высокой художественностью, приподнятым стилем и по форме чаще всего являются *логиями. Их авторов интересует не земная жизнь реального Богочеловека, а лишь поучения небесного эона, открывающего тайны спасительной жизни и «знания». Так, все изречения Евангелия от Фомы начинаются словами «Иисус сказал», и лишь изредка они включают диалог Иисуса со слушателями и учениками. На первый взгляд, это Евангелие весьма напоминает канонические. Но при внимательном прочтении становится очевидным, что оно далеко от истинной Благой Вести. Главная задача – «познать себя» (Евангелие от Фомы, 3), а через это свою причастность Божеству. Добрый пастырь спасает не просто заблудившуюся овцу, а самую большую («духовного» человека), которую любит больше, чем 99 остальных (там же, 111). Царство Божье есть «выход из мук страданий тела» (Книга Фомы, 145). Христос представлен как эманация пантеистического Божества. «Иисус сказал: Я – свет, который на всех, Я – все: все вышло из Меня и все вернулось ко Мне. Разруби дерево: Я – там; подними камень, и ты найдешь Меня там» (Евангелие от Фомы, 81).

В Гностических писаниях есть ссылки на Ветхий Завет как на авторитетный источник (особенно в «Толковании о Душе»). Но в целом он признается «мертвым» (Евангелие от Фомы, 57). Учение же Христа перетолковано в духе спиритуализма, с акцентом на самоуглубление и медитации над образами гностической мифологии (история Души и эонов). Мировая Душа получила «божественность Отца, дабы обновиться, дабы вновь ее приняли в месте, в коем была она изначала (выдел. наше. – А. М.). Это – воскресение из мертвых. Это – спасение из плена. Это – восхождение к небесам. Это – путь к Отцу» (Толкование о Душе, 134). Такая установка более свойственна Веданте или Платону, нежели библейской традиции. Тем не менее, поскольку некоторые гностические секты и писания были еще генетически связаны с иудейской средой, не исключено, что в них есть отголоски подлинного еврейского предания. В Евангелии от Фомы высоко ставится Иаков, Брат Господень (13), хотя и отрицается обрезание. Возможно, что это Евангелие есть не просто переработка канонических текстов. По-видимому, автор его имел в своем распоряжении некоторые не дошедшие до нас древние логии и *аграфы. Но признать Евангелие от Фомы и аналогичные ему произведения источником новозаветной письменности не позволяют ни хронологические соображения, ни очевидная пропитанность их духом, чуждым Евангелию Христову.

Гностицизм хотел подменить Евангелие греко-восточным спиритуализмом и отрешенностью, которая позволяет смотреть на тварный мир как на результат ошибки и падения. «Не случайно жестоко спорили между собой приверженцы гностического и христианского пути. Вместо фактического неучастия в действительности, вместо переживания типа эстетического, сулившего ощущение гармонии в личном экстатическом порыве, христианство звало к новым отношениям между людьми, требовало исполнить новый нравственный долг. Это был путь религиозной этики, и потому именно, что это был путь этики, а следовательно, прямого участия в жизни, он привлекал к себе; догматы христианской религии побеждали ветшавшие нравственные нормы античного общества» (М.К.Трофимова).

Борьба с гностицизмом была долгой и трудной. Даже после победы над ним спиритуалистический соблазн увлекал часть монашества (см. статью *Евагрий Понтийский). Не случайно именно в монастыре уцелела единств. гностическая. библиотека.

■ Сведения о гностиках см. в творениях вышеуказанных св. отцов и учителей; перевод рукописей из Наг-Хаммади в книге: Трофимова М.К., Историко-философские вопросы гностицизма, М., 1979 (там же указаны издания оригиналов и перевод на иностранные языки); АДХ, с. 161–334. Ряд гностический писаний в рус. пер. *Аверинцева помещен в книге «От берегов Босфора до берегов Евфрата».

• *Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви, СПб.,1910, т.2; Бычков В.В., Эстетика поздней античности: II-III вв., М., 1981; *Гарнак А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб.,1911,т.6; Гностицизм, НЭС, т.13; Гностицизм, ПБЭ, т.4, с.418–434; *Дюшен Л., История древней Церкви, пер. с франц., М.,1912, т.1; *Иванов А.И., Новое апокрифическое «Евангелие Фомы», ЖМП, 1959, №9; *Иванцов-Платонов А.М., Ереси и расколы первых трех веков христианства, М., 877, ч.1; Карсавин Л.П., Свв. отцы и учители Церкви, Париж, 1927, гл.2; *Мелиоранский Б.М., Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви (I-VIII вв.), СПб.,1910, вып.1, гл.5; Николаев Ю. [Данзас Ю.Н.], В поисках за Божеством. Очерки истории гностицизма, СПб.,1913 (наиб. полный свод данных о гностицизме в русской. литературе до открытий в Наг-Хаммади); Пайкова А.В., Отражение некоторых гностических представлений в памятниках сирийской повествовательной литературы, ПСб.,27 (90), 1981; *Поснов М.Э., Гностицизм и борьба Церкви с ним во II в., К., 1912; его же, Гностицизм II в. и победа христианской Церкви над ним, К., 1917; его же, Самарийские маги – христианские ересиархи, К.,1917; *Ренан Э., Христианская Церковь, пер. с франц., СПб., [1907]; Робинсон Д.М., Раннехристианские рукописи с берегов Нила, пер. с англ., «Курьер ЮНЕСКО», 1971, №5; *Рыбинский В., Самарянство и гностицизм, «Странник», 1914, №3, 1916, №1; *Свенцицкая И., Тайные писания первых христиан, М., 1980; *Трофимова М.К., К переводу рукописей из Наг-Хаммади, Труды Международной конференции «Эйрене», М.-Ереван, 1977; ее же, Гностицизм: Пути и возможности его изучения, ПСб., 26 (89), 1978; ее же, Гностическая проблема в современной культуре Запада, в книге: Культура и искусство античного мира, М., 1980; Шмидт П., Гностицизм вчера и сегодня, «Символ», №7, 1982. Библиография на иностранных языках приведена в книге: Трофимова М.К., Историко-философские вопросы гностицизма, а также в книге: Enc.Kat., t.5, s.1201–1208; Pokorný P., Piseň o perle, Praha, 1986; Quasten. Patr., v.1, p.254–277. См. также статью *Наг-Хаммадийские рукописи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *