Гнозис и праксис что это в психологии
Формирование праксиса и диспраксия у детей
Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).
Этапы развития двигательной сферы у детей:
Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.
С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.
Виды нарушений двигательной сферы у детей:
Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.
Виды диспраксии по локализации:
Рекомендации родителям при диспраксии у детей
Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.
Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).
Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Гнозис и праксис что это в психологии
Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Это комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия [7]. От развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта [1].
В норме функции восприятия информации, её обработки и синтеза элементарных сенсорных ощущений в целостные образы осуществляются в основном задними отделами коры головного мозга. Затылочная область больших полушарий мозга обеспечивает процессы зрительной перцепции. При этом зрительный гнозис обеспечивается работой вторичных отделов зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами [8]. Тем не менее, полноценность зрительного восприятия, согласно теории динамической локализацией А.Р. Лурия обеспечивает весь мозг в целом, все его три основных структурно-функциональных блока и носит интегрированный характер синтеза. Нарушения зрительного гнозиса, при поражении лобных долей мозга, имеют вторичный характер и обозначаются как псевдоагнозии как следствие нарушений произвольности, целенаправленности узнавания. Нейродинамические нарушения зрительного восприятия при поражении подкорковых структур проявляются снижением скорости, продуктивности, неравномерной эффективности выполнения специализированных заданий [8].
Кроме того, целостное восприятие предмета связано с речевыми функциями, опосредованными различными зонами мозга, в том числе – височной корой. Формирование зрительного гнозиса в онтогенезе проходит следующие этапы. Уже с 3–4 месяцев проявляется способность различать объекты по размеру, основные цветовые характеристики, к 8-месячному возрасту наблюдается качественный скачок в восприятии формы объекта. В 3–4-летнем возрасте вплоть до 7–8 лет образы носят еще фрагментарный характер, еще нет достаточного учета значимости воспринимаемой информации. Осуществление зрелой формы категоризации коррелирует с созреванием левой лобной области, которая только в возрасте 10–16 лет начинает приобретать избирательный характер (Бетелева Т.Г., 1990; Фарбер Д.А. и др., 1997; Безруких М.М. и др., 2002) [4]. Процессы инволюции зрительного гнозиса описываются в рамках теории старения функциональных блоков мозга [3]. При этом считается, что нормально стареющий человек преодолевает стадийный «онтогенез» старения: к 63–65 годам – кризис начала старения, формирование приспособительных механизмов в когнитивной деятельности. В результате этого в 65–78 лет наступает период стабилизации когнитивных функций за счет механизмов адаптации; после 80 лет происходит истощение компенсаторных механизмов, проявление нарушений в когнитивной деятельности. Преимущественные трудности проявляются в распределении и переключении внимания при параллельном выполнении нескольких действий, изменения нейродинамических параметров активности в сторону преобладания тормозных процессов, как проявление дисфункции субкортикальных структур мозга при нормальном старении. Вторыми по значимости проявлениями нормы старения являются симптомы недостаточности пространственного анализа и синтеза. Наибольшей дефицитарности достигает правое полушарие, с преобладанием фрагментарности восприятия, пространственных ошибок над структурными и ошибок порядка следования фигур при воспроизведении. Согласно типологии нормального старения, одним из вариантов является дефицит симультанности в переработке информации, что в первую очередь проявляется в зрительно-пространственной деятельности [2].
В условиях патологии при очаговом поражении затылочно-теменных отделов мозга (как левого, так и правого полушария) возникают различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий [8]. Считается, что функция зрительного гнозиса нарушается при когнитивных расстройствах нейродегенеративного генеза, дисгностические и диспраксические нарушения являются обязательными, часто рано развивающимися, и могут быть ведущими проявлениями болезни Альцгеймера. Наблюдаются затруднения в ориентировке в незнакомой местности или обстановке, продумывании схемы поездок на транспорте [9]. Пространственная агнозия часто сочетается с конструктивной апраксией, так как в их основе лежит общий механизм (утрата представлений о трёхмерном пространстве) и общий субстрат (патология теменно-затылочных отделов головного мозга).
При цереброваскулярной патологии первичные нарушения праксиса, гнозиса, памяти в целом менее характерны [5, 6]. Они наблюдаются в случаях, когда имеется нарушение кровообращения в задней мозговой артерии с поражением зоны стыка затылочной, теменной и височной долей головного мозга, что и приводит к нарушениям восприятия пространственных отношений, конструктивной деятельности. Таким образом, оценка состояния зрительно-пространственных функций как при нормальном старении, так и при патологии головного мозга имеет важное дифференциально-диагностическое и прогностическое значение.
В имеющихся валидизированных психометрических шкалах относительно мало внимания уделяется оценке зрительного гнозиса. Существующие способы оценки зрительного гнозиса опираются на методы классического качественного нейропсихологического обследования такие как: пробы на конструирование из кубиков Кооса, исследующие особенности пространственного мышления, способность к анализу и синтезу пространственных структур; проба на изображение трехмерного объекта, исследующие сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторной координации; пробы на запоминание невербализуемых фигур, позволяющие оценить особенности зрительно-пространственной памяти; пробы на понимание сложных логико-грамматических конструкций. Недостатком существующих методов является отсутствие объективной регистрации зрительного дефекта, трудно измеряемый характер результатов исследования.
Цель исследования: оценить зрительный гнозис в норме в разные возрастные периоды с использованием метода трехмерного узнавания предмета и разработать диагностический метод, позволяющий оценить возможности двухмерного и трехмерного зрительного восприятия.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе кафедры нервных болезней ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Центра неврологии и нейрореабилитации Сибирского клинического центра, ФГБУЗ ФМБА России.
В исследовании участвовали 53 испытуемых, (26 женщин и 17 мужчин), с нормальным когнитивным статусом, сохранным зрением, праворукие, молодого, среднего и пожилого возраста.
Уровень высших мозговых функций был подтвержден краткой шкалой оценки психического статуса, батареей лобной дисфункции, тестом рисования часов.
Все пациенты были разделены на две группы.
Пациенты I группы – молодой возраст 25–44 лет (согласно классификации ВОЗ) в количестве 30 человек; (9 мужчин, 21 женщина) с сохранными когнитивными функциями.
Пациенты II группы – средний и пожилой возраст 44–75 лет (согласно классификации ВОЗ), 23 человека (8 мужчин, 15 женщин) без когнитивных нарушений.
Оценка зрительно-пространственного и предметного восприятия проводилась с использованием авторского компьютеризированного метода трехмерного узнавания предметов.
В основе метода используется тестирование зрительного гнозиса в форме компьютерной игры, содержащей задания различной сложности, исследующие предметный гнозис, пространственные представления и пространственное воображение. Диагностическими критериями являются скорость узнавания предмета в различных проекциях, угол расположения в осях Х, Y, Z, в момент узнавания, фиксируемые с помощью компьютерной программы (рисунок). Большое количество и разнообразие стимульного материала, предъявляемого в представленном методе, исключает случайный характер выявляемых изменений. В ходе тестирования обследуемому предъявляются задания на узнавание как двухмерных, так и трехмерных объектов, оценивается узнавание объектов различной частоты встречаемости в повседневной жизни.
В ходе исследования пациенту на экране монитора предъявляются изображения предметов, которые исследующий медленно поворачивает поочередно в разных плоскостях, до того момента, пока не произойдет узнавание. Все диагностические объекты являются предметами окружающей обстановки. Для анализа данных использовался пакет прикладных программ Statsoft STATISTICA 7.
Внешний вид компьютеризированной программы диагностики зрительного гнозиса, а – трехмерное изображение, б – плоскостное изображение
Сравнительная характеристика временных показателей узнавания предметов обстановки квартиры здоровыми испытуемыми различных возрастных групп
Гнозис и праксис что это в психологии
Праксис и его расстройства
Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных, символической жестикуляции и др.) без выраженных признаков центрального пареза или нарушений координации движений.
В классической невролгии выделяют несколько основных видов апраксии.
При конструктивной апраксии страдает прежде всего правильное направление действий; больным трудно конструировать целое из частей, например сложить из спичек заданную геометрическую фигуру (ромб, квадрат, треугольник). При этом виде апраксии очаги поражения чаще находят в угловой извилине теменной доли доминантного полушария. Апраксические расстройства также двусторонние.
Моторная апраксия, или апраксия выполнения Дежерина, отличается нарушением не только спонтанных действий и действий по заданию, но и по подражанию. Она часто односторонняя (например, при поражении мозолистого тела она может возникнуть только в левой верхней конечности) (рис. 1).
Поражение теменной доли близ постцентральной извилины вызывает апраксию в связи с нарушением кинестезии (афферентная, или кинестетическая, апраксия). Произвольное движение больной может производить только при постоянном зрительном контроле.
При очагах на стыке теменной, височной и затылочной долей (зона статокинестетического анализатора) возникают нарушения пространственных соотношений при выполнении сложных двигательных актов (пространственная апраксия). Больной не может придать выпрямленной кисти горизонтальное, фронтальное или сагиттальное положение, нарисовать изображение, ориентированное в пространстве, попасть в нужную точку. При письме делает пространственные ошибки, будучи не в состоянии правильно соотнести части сложно построенных букв и проявляя признаки зеркального письма.
При поражении лобной доли (зона эфферентных систем) происходит распад навыков сложных движений и программы действий с нарушением спонтанности и целенаправленности (лобная апраксия). Больной склонен к эхопраксии (повторяет движения исследующего) или инертным стереотипным движениям, которые он не исправляет и не замечает. Затрудняются такие больные в выполнении нетипичных запрограммированных действий: например, при просьбе врача поднять его верхнюю конечность больной должен поднять II палец, или в ответ на один стук поднять правую, а в ответ на два стука поднять левую верхнюю или нижнюю конечность и т. п.
Для возникновения апраксических, как и афатических, расстройств большое значение имеет нарушение связей между корковыми отделами анализаторов (особенно кинестетического) и исполнительными двигательными системами. Поэтому апраксические и афатические расстройства возникают при поражениях не только корковых, но и глубоких, подкорковых отделов мозга, где более компактно располагаются волокна этих путей.
Жесты: как грозят пальцем, как отдают воинское приветствие, посылают воздушный поцелуй и др. Подражание действиям врача.
Исследование способности производить простые арифметические действия в уме и письменно.
Выполнение заданий по конструированию фигур (складывание спичек, кубиков).
Исследование речевых, гностических и праксических функций требует терпения от больного и врача. При утомлении больного необходимо делать перерывы для отдыха.
Гнозис и праксис что это в психологии
К высшим мозговым функциям относятся гнозис, праксис, память, мышление, сознание и речь.
ГНОЗИС И ЕГО РАССТРОЙСТВА
Гнозис – это способность узнавать объекты по их чувственным восприятиям. Узнавание является сложной функцией отдельных анализаторов, оно вырабатывается в процессе индивидуального опыта и имеет условнорефлекторную природу. Гнозис обеспечивается вторичными корковыми зонами анализаторов. При нарушении гнозиса – агнозии – элементарные формы чувствительности остаются сохранными, страдают сложные формы аналитико-синтетической деятельности в пределах данного анализатора. В соответствии с видами органов чувств различают зрительную, слуховую, сенситивную, обонятельную и вкусовую агнозию.
Зрительная агнозия («душевная слепота») возникает при поражении вторичных зон коры затылочной доли, особенно левой. Больной видит предмет, но не узнает, воспринимает лишь отдельные его признаки. Иногда зрительная агнозия проявляется только в осложненных условиях: например, перестает узнавать предмет на картинке, если его перечеркнуть. Поражение левых затылочно-теменных областей вызывает зрительно-пространственную агнозию. Больному трудно определить время по стрелочным часам, распознать правую и левую стороны объекта, сравнить две фигуры с определенным пространственным расположением элементов. Для аналогичных правополушарных очагов поражения характерны неузнавание лиц знакомых людей (прозопагнозия), игнорирование восприятий в левой половине зрительного поля (односторонняя пространственная агнозия), нарушение топографической памяти с неузнаванием знакомой улицы, квартиры. При поражении правой затылочной доли больной перестает узнавать свои собственные вещи.
Слуховая агнозия («душевная глухота») – это нарушение способности узнавать знакомые звуки вследствие поражения вторичных корковых зон височной доли. Лай собаки, звон монет, шелест сминаемой бумаги не отождествляются с объектами, если больной их не видит. Сначала может создаться впечатление о тугоухости, однако, на самом деле страдает не само восприятие звуков, а понимание их сигнального значения. При расположении очага поражения в задних отделах верхней височной извилины доминантного полушария (зона Вернике) больной перестает понимать родную речь, у него развивается речевая агнозия (сенсорная афазия). Для поражения правой височной доли характерно нарушение узнавания мелодий (амузия).
Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией
Рубрика: 7. Дефектология
Дата публикации: 12.08.2017
Статья просмотрена: 5586 раз
Библиографическое описание:
Матвиенко, Е. Н. Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией / Е. Н. Матвиенко, О. Д. Минаева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12847/ (дата обращения: 22.12.2021).
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
В основу системы диагностики можно выделить следующие принципы [2]:
Моторная алалия— системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [2].
Изучение праксиса и гнозиса у дошкольников с моторной алалией проводится по нейропсихологической методике Л. С. Цветковой [3].
Под неречевыми методами обследования подразумевается исследование двигательных функций: гнозиса и праксиса. Исследования неречевые методы можно выявить нарушения теменной доли, премоторных и заднелобных отделов, затылочных отделов.
Гнозис (gnosis) — (греч. происх.) узнавание [1]. При помощи чувственного (обоняние, зрение, вкус, осязание, слух) восприятия, человек способен к узнаванию окружающих предметов.
Термин праксис (praxis) — (греч. происх.) способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий [1]. Следует обратить внимание на то, что в данном случае говорится о целенаправленном движении (нервные тики и другие неврологические заболевания, проявляющиеся подёргиванием мышц, в эту группу не входят).
Изучение гнозиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:
Диагностическая система представлена в таблице.
Система обследования гнозиса удошкольников смоторной алалией
Изучение гнозиса
Восприятие предметных, реалистических изображений
Инструкция «Что здесь нарисовано?».
Важно отметить на этом этапе, ребёнок следит глазами снизу вверх и/или справа налево (вектора восприятия).
Далее к методике открывается рисунок и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные два, потом три изображения. Нами представлены несколько вариантов картинок, при исследовании используется вариант 1, 2, 3.
Перечеркнутые изображения
Инструкция «Что здесь нарисовано?»
Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).
Инструкция: «Что здесь нарисовано?».
Вариант 1. Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2,
Незавершенные изображения
Инструкция: «Что здесь нарисовано?»
Химерные изображения
Инструкция: «Что здесь нарисовано?»
Если ребенок не сразу замечает «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?»
Ребёнку представлены несколько вариантов картинок, используется вариант 1, 2, 3.
Лицевой гнозис
Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей.
Инструкция: «Кто здесь изображен?»
Экспериментатор после перечисления задает более трудные вопросы: экспериментатор показывает «Чем отличаются эти люди?»; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.
Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи эксперементатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — выполняет задание после стимулирующей помощи, подсказок и наводящих вопросов;
3 балла — невыполнение задания.
Изучение праксиса у дошкольников с моторной алалией проходит по следующим направлениям:
Диагностическая система представлена в таблице.
Система обследования праксиса удошкольников смоторной алалией
Изучение кинестетического праксиса.
Праксис поз по зрительному образцу
Инструкция: «Делай, как я».
Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз:
— указательный и большой (безымянный, средний) пальцы сложены в колечко;
— рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед;
— рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т. п.
Обследуя правую и левую руку.
Праксис поз по кинестетическому образцу.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.
Перенос поз по кинестетическому образцу.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».
Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).
Оральный праксис.
Инструкция: «Делай, как я».
Экспериментатор выполняет следующие действия:
— улыбается, вытягивает губы в трубочку;
— высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам;
— хмурится, поднимает брови и т. п.
Каждое движение воспроизводится ребенком.
Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Дотянись языком до носа» или «Нахмурься». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т. п.
Изучение кинетического (динамического) праксиса
«Кулак— ребро— ладонь».
Инструкция: «Делай, как я».
Экспериментатор выполняет ряд движений:
— кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе;
— меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.
Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом экспериментатор предлагает ребёнку выполнить упражнение в более быстром темпе.
Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.
Поочередно обследуются обе руки.
Графическая проба «Заборчик»
Инструкция: Экспериментатор рисует ребенку образец:
Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги».
Реципрокная координация рук.
Инструкция: «Положи руки на стол. Делай, как я».
Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте. Экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом самостоятельно без помощи взрослого.
Оральный кинетический праксис.
Инструкция: «Делай, как я».
— улыбается и хмурится;
— несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком;
— дотрагивается языком до левого, затем — правого угла рта, потом надувает щеки.
Вывод: 0 баллов — самостоятельно выполняет задание без помощи экспериментатора; 1 балл — отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; 2 балла — задание выполняет после стимулирующей помощи;
3 балла — невыполнение задания.
Обобщая результаты обследования, мы пишем заключение.
Похожие статьи
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией
Дети с моторной алалии характеризуются очень низкой активностью речи.
При афферентной форме алалии нарушение сводится к кинестетической апраксии, а при эфферентной — к кинетической апраксии.
Вариантов речевого развития у детей с алалией много, потому.
Алалия. Основные направления и содержание.
ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука, правое полушарие, клетка, слово. Моторная алалия— системное недоразвитие экспрессивной речи.
Нейропсихологическая диагностика общего недоразвития речи.
Меньше всего баллов получили такие факторы как: нарушение пространственно-временных параметров — 47 баллов, нарушения кинестетического праксиса — 49 баллов, слабость
У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук.
Психолого-логопедическое обследование безречевых детей
Детям с алалией логопед показывает только два контрастных изображения, например, ёлочку и яблоко. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».
Основные направления коррекционно-педагогической работы со.
Ключевые слова: моторная алалия, коррекционно-логопедическая работа, дети дошкольного возраста, речевое развитие.
Деревяго, Т. Н. Система организации логопедической работы с детьми с диагнозом ОНР-I-IV, обусловленным алалией: логопед в детском саду.
Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый класс
Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.
Ребёнок воспроизводит различные положения пальцев руки по образцу.
Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной.
Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей.
Авторский взгляд на проблему организации диагностического процесса.
В настоящее время существует много вариантов логопедического обследования детей раннего возраста
Ждать, пока ребенок сам заговорит, перестанет лениться, заговорит в результате посещения садика и.
Особенности логопедической работы по развитию психомоторики.
У детей данной категории наблюдается нарушение координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации; снижение
редакцией Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, для детей 5–6 лет [3]; упражнения на выявление особенностей кинетического и кинестетического.
Методика скрининг обследования больных с афазией
5) в нарушении моторной кинестетической программы (афферентно-моторная афазия)
Задания: дописывание пропущенных слов в текст (1 балл); показ предметных картинок по инструкции (1 балл); дописывание предложений (4 балла).