Гоголь ревизор что понравилось

Ревизор

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

С этой книгой читают

Отзывы 64

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Замечательная пьеса о чиновничестве и коррупции в нашей стране.

Заброшенный в губернский город бедный чиновник Хлестаков, вскрывает гнилую реальность местной элиты.

Завравшись напрочь, молодой человек перепугал весь город: от городового до городничего.

Веселая, но печальная книга… Увы, некоторые вещи не меняются

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Замечательная пьеса о чиновничестве и коррупции в нашей стране.

Заброшенный в губернский город бедный чиновник Хлестаков, вскрывает гнилую реальность местной элиты.

Завравшись напрочь, молодой человек перепугал весь город: от городового до городничего.

Веселая, но печальная книга… Увы, некоторые вещи не меняются

Отличная книга Великого автора! Уважаемая редакция, все, кто имеет отношение к созданию приложения Литрес, Спасибо Вам за такую подборку книг, ещё и бесплатно!

Отличная книга Великого автора! Уважаемая редакция, все, кто имеет отношение к созданию приложения Литрес, Спасибо Вам за такую подборку книг, ещё и бесплатно!

Фееричное гротескное произведение Гоголя, где, как в калейдоскопе, перед читателем проносятся все виды, подвиды и разновидности чиновников, которые вершат судьбу маленького провинциального городка. Фонтан говорящих фамилий, несущих отпечаток свойств личности персонажа. Ситуация классическая: перед приездом высокопоставленной особы все пытаются прикрыть свои грешки.

Не перестаю удивляться мастерству Н.В. Гоголя!

Фееричное гротескное произведение Гоголя, где, как в калейдоскопе, перед читателем проносятся все виды, подвиды и разновидности чиновников, которые вершат судьбу маленького провинциального городка. Фонтан говорящих фамилий, несущих отпечаток свойств личности персонажа. Ситуация классическая: перед приездом высокопоставленной особы все пытаются прикрыть свои грешки.

Не перестаю удивляться мастерству Н.В. Гоголя!

Произведение достаточно хорошо описывает ситуацию, читается оно с лёгкостью и интересом на протяжении всего произведения. Но оно чересчур предсказуемо, начало ситуации, описываемой в книге, уже пояснило мне конец, данного произведения. Конечно, сцена с женитьбой была неожиданна для меня.

Произведение достаточно хорошо описывает ситуацию, читается оно с лёгкостью и интересом на протяжении всего произведения. Но оно чересчур предсказуемо, начало ситуации, описываемой в книге, уже пояснило мне конец, данного произведения. Конечно, сцена с женитьбой была неожиданна для меня.

Мне очень понравился этот рассказ, сначала я думал, что он слишком огромный и скучный, но неожиданно для меня он просто захватывает своим сюжетом и очень сложно остановиться. Великолепный интересный и смешной рассказ, но много непонятных слов, я крайне советую их всех узнавать в интернете для понятия сюжета и смысла произведения.

Мне очень понравился этот рассказ, сначала я думал, что он слишком огромный и скучный, но неожиданно для меня он просто захватывает своим сюжетом и очень сложно остановиться. Великолепный интересный и смешной рассказ, но много непонятных слов, я крайне советую их всех узнавать в интернете для понятия сюжета и смысла произведения.

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Книга интересная, но слишком уж много опечаток. Чтобы прочувствовать книгу, нужно внимательно читать и всё представлять. Интересная книга про глупых и зажиточных людей. 4 за опечатки и ошибки

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Книга интересная, но слишком уж много опечаток. Чтобы прочувствовать книгу, нужно внимательно читать и всё представлять. Интересная книга про глупых и зажиточных людей. 4 за опечатки и ошибки

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

С удовольствием перечитываю

С удовольствием перечитала «Ревизора» спустя много лет после первого прочтения. Удивительно, что произведение интересно и в школьные годы, и во взрослые. Наверное, потому, что оно и прекрасно написано, и злободневно в разные годы и столетия, считается, что произведение было подсказано Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Можно смело охарактеризовать это произведение как бессмертное. Как не вспомнить Гоголя добрым словом за меткие фразы, вошедшие в обиход, как, например, «пальцем в небо», «не глупый по-своему человек», «не по чину берёшь», «„Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке“».

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

С удовольствием перечитала «Ревизора» спустя много лет после первого прочтения. Удивительно, что произведение интересно и в школьные годы, и во взрослые. Наверное, потому, что оно и прекрасно написано, и злободневно в разные годы и столетия, считается, что произведение было подсказано Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным. Можно смело охарактеризовать это произведение как бессмертное. Как не вспомнить Гоголя добрым словом за меткие фразы, вошедшие в обиход, как, например, «пальцем в небо», «не глупый по-своему человек», «не по чину берёшь», «„Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке“».

Источник

Мое впечатление о ревизоре

Вот недавно я его читала рада помочь Я хочу отразить свое впечатление о прочитанной комедии Н. В. Гоголя ” Ревизор“. Я выбрал это произведение потому, что оно очень интересное, автор показывает в смешной форме все события происходящие с героями. Противопоставляет никчемность господствующей верхушки общества и рабскую покорность русского крестьянства.

Я думаю, это произведение основано на саморазоблачении героев. В ней нет положительных персонажей.

Все действия мотивированы характерами и психологией ее героев. Образ городничего

Приведу несколько примеров. Мелкий чиновник, который, едучи из Петербурга к отцу в деревню, проиграл на пути все свои деньги и уже две недели живет в долг в гостинице одного уездного города, без средств продолжать свое путешествие. В этом уездном городе ожидают ревизора, который должен приехать инкогнито. Городничий, почтмейстер, судья, попечитель богоугодных заведений и прочие чиновники, все крепко нечистые на руку, со страху, а точнее – по глупости

Они водят его по городу, потчевают и дают ему денег взаймы, чтобы увлечь страшного человека в свою пользу и заставить его смотреть сквозь пальцы на упущения и беспорядки по их службе.

Видя их готовность одолжать деньгами, Хлестаков так разлакомился на взятках, что уже не спрашивает приходящих к нему, кто они таковы, и с первого слова требует с них подати. Два помещика, два провинциальных оригинала, живущие в уездном городе и неприкосновенные к службе, Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский, являются к нему с почтением в самую минуту этого грабительского расположения духа, и здесь-то есть сцена высочайшей комедии.

Административные злоупотребления в местах отдаленных и мало посещаемых существуют в целом мире, и нет никакой достаточной причины приписывать их одной России.

Над этими вопросами и заставила задуматься меня эта книга.

Related posts:

Источник

«Ревизор» — читательский дневник по пьесе Н. Гоголя

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Пьеса Николая Гоголя «Ревизор» написана писателем в 1835 году, а впервые была опубликована в 1836 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Николай Васильевич Гоголь
Название произведения: «Ревизор»
Жанр: комедия
Год написания: 1835
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2009

Главные герои и их краткая характеристика

Иван Александрович Хлестаков – молодой человек, разгильдяй, картежник, плут, любящий «порисоваться».
Осип – старый верный слуга Хлестакова.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий, большой любитель взяток.
Анна Андреевна – супруг городничего, кокетливая, любопытная женщина.
Марья – дочь городничего, наивная девушка.
Бобчинский и Добчинский – городские помещики.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – городской судья, малообразованный человек.
Артемий Филиппович Земляника – неповоротливый, плутоватый попечитель городских больниц и приютов.
Иван Кузьмич Шпекин – простодушный и недалекий городской почтмейстер.
Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ.

Время и место действия

Действие пьесы происходит в уездном городе N в России примерно в первой половине девятнадцатого века. Главный герой оказывается там, когда едет из Петербурга в Саратов.

Краткое содержание и сюжет

В небольшом провинциальном городке среди чиновников прошел слух, будто к ним инкогнито приедет ревизор с проверкой. Эта новость не на шутку всполошила местное общество, и городничий Антон Антонович принялся в срочном порядке раздавать указания, чтобы не осрамиться перед проверяющим.

В это же время в местной гостинице поселился некий Хлестаков – молодой человек без гроша за душой, но с весьма вызывающим поведением. Городничий тут же приказал облагородить улицы возле гостиницы, а сам отправился знакомиться с Хлестаковым, которого все приняли за ревизора. В приватной беседе молодой человек принялся описывать Антону Антоновичу свои злоключения. Городничий тут же предложил Хлестакову денег и пригласил погостить в своем доме.

На приеме, специально организованном в честь высокого гостя, чиновники принялись делиться своими успехами в служении городу. Хлестаков, довольный приемом, отправился спать, а Анна Андреевна и ее дочь Марья принялись живо обсуждать, кто ему больше пришелся по душе. Тем временем собравшиеся на приеме чиновники стали советоваться, как бы задобрить ревизора. Все сошлись на том, что лучшее решение – дать ему взятку так, чтобы при этом не нарушить закон. Это важное поручение доверили судье Ляпкину-Тяпкину, но при виде Хлестакова он растерялся и обронил деньги. Однако бойкий «ревизор» не упустил этот случай, и принялся просить взаймы у присутствующих: Шпекина, Земляники, Добчинского, Бобчинского, Хлопова. Не веря своей удаче, Хлестаков решил написать об этом случае другу-журналисту из Петербурга, чтобы тот непременно обыграл этот случай в фельетоне.

Случайно встретив Марью, Хлестаков тут же пал перед ней на колени и признался в любви. За этой сценой наблюдала Анна Андреевна, которая прогнала дочь. Хлестаков попросил у нее благословения на брак с Марьей. Городничий был вне себя от счастья от такого родства. Осип, поняв, что хозяин зашел слишком далеко, принялся его уговаривать покинуть городок. Под благовидным предлогом Хлестаков немедленно уехал.

Чиновники очень рады, как ловко все приключилось с ревизором, однако всеобщее ликование было нарушено сообщением от почтмейстера, изъявшим письмо Хлестакову. После его прочтения все поняли, как ловко их обманули. Тут вошел жандарм и сообщил, что только что прибывший чиновник из столицы немедленно требует к себе городничего.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Слух о приезде столичного ревизора вносит панику в ряды провинциальных чиновников. Они принимают за инспектора случайного приезжего, и тот не упускает случая опустошить кошельки доверчивых взяточников.

План пересказа

Основная мысль

Выставление на всеобщее осмеяние главных человеческих пороков: трусости, подлости, лицемерия, невежества, взяточничества, жадности.

Чему учит

Учит тому, что только честный человек может жить спокойно и быть счастливым. А мошенники и обманщики рано или поздно будут наказаны. Учит тому, что тот, кто обманывает сам, обязательно будет обманут. Учит не верит словам, а верить делам.

Отзыв и что понравилось

Это очень смешная и назидательная пьеса, прочитать которую должен каждый. В ней нет положительных героев. Все чиновники города воры и взяточники, все думают только о собственном благополучии. Хлестаков такой же мошенник, которому выпал удачный шанс и он им воспользовался. Но никто из героев не будет счастлив, все окажутся наказаны, и властью, и судьбой.

Вывод и мое мнение

Небольшой уездный городок, описываемый в произведении, стал своеобразным макетом царской России, погрязшей в невежестве, чиновничьем произволе, беспорядках, неблагоустроенности. Автор смело изобличил наиболее острые социальные проблемы, чем вызвал шквал критики в свой адрес. Однако люди должны помнить, что никогда не следует закрывать глаза на явную несправедливость – с ней нужно бороться, искоренять ее.

Пословицы

Цитаты из текста

«…нет человека, который бы за собою не имел каких‑нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено…»
«…А, черт возьми, славно быть генералом. »
«…Вот, подлинно, если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум…»
«…На зеркало неча пенять, коли рожа крива…»
«…простодушный до наивности человек…»

Словарь новых и незнакомых слов

Городничий – глава административно-полицейской власти уездного города.
Мундир – военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьем.
Канцелярия – общее название государственных учреждений.
Барин – человек из высших сословий, господин.
Око – глаз.
Богоугодные заведения – всякого рода учреждения, преследующие благотворительные цели.
Ревизор – лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица.
Мина – выражение лица.
Инкогнито – скрытно, тайно, не раскрывая своего имени, под вымышленным именем.

Источник

Ревизор — краткое содержание и анализ

Ревизор – это комедия, предназначенная для постановки на театральной сцене. Пьеса, вышедшая из-под пера гениального автора позапрошлого столетия, сохраняет свою актуальность до сих пор.

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Сатирические произведения занимают важное место в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Тонким и остроумным сатириком, чувствующим и обличающим общественные и человеческие пороки, писатель предстает в своих знаменитых произведениях «Мертвые души» и «Ревизор».

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь

Место и время действия

События гоголевской комедии разворачиваются в первой половине XIX столетия в провинциальном городке в центральной России. Он именуется «Городом N». Точное его местоположение не уточняется. Есть указание на то, что город N – это глушь, и он отдален от границ.

«Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»

Считается, что конкретного прототипа у Города N нет. Это собирательный образ, созданный как пародия на среднестатистический уездный город того времени.

Очень краткое содержание

«К нам едет ревизор», — такое «пренеприятнейшее известие» сообщает глава провинциального города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский своим чиновникам. Новость их пугает. В городе бардак, многие служащие не чисты на руку. Проверка чревата лишением должностей, а в худшем случае — заключением за решетку. Причины визита петербургского гостя не ясны, герои теряются в догадках.

В это время в городе остановился проездом мелкий чиновник Иван Хлестаков и оказался в бедственном положении, проигравшись в карты. Его принимают за ревизора, который приехал инкогнито. Городничий и другие персонажи пьесы устраивают ему шикарный приём.

Молодой человек не сразу понимает причину такого повышенного внимания к нему, но быстро смекает, что к чему, и пользуется ситуацией. Он «входит в образ» ревизора, сочиняет небылицы, занимает денег, и даже сватается к дочке городничего.

Должностные лица города предлагают ему взятки, которые он, не раздумывая, принимает. Глупость местных чиновников он описывает в письме своему столичному другу-журналисту. Послание вскрывает почтмейстер. Так обитатели города узнают, что Хлестаков – не ревизор. Когда это выясняется, что-то предпринимать уже поздно — в город нагрянул настоящий проверяющий, застав героев врасплох. Пьесу завершает легендарная немая сцена, в которой Гоголь описал положение и выражение лиц актеров перед тем, как опустится занавес.

Действующие лица и их характеристика

Гоголь создал колоритные, комичные, но при этом живые и очень естественные образы, представив в своих героях разные типажи. В пьесе нет положительных героев. Автор ярко высвечивает изъяны каждого действующего лица.

Главные герои

Гоголь предварил свою пьесу описаниями характеров и костюмов героев в «Замечаниях для господ актеров».

Хлестаков — никчёмный человек. Он самозабвенно врет, слабости и ошибки окружающих стремится обернуть в свою пользу, что говорит о том, что персонаж достаточно хитер. Гоголь намеренно делает этого персонажа пустым, ничего собой не представляющим, кроме «красивой картинки».

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Из письма Хлестакова: «Городничий глуп, как сивый мерин»

Необразованный и недалекий человек. Большую часть своей жизни посвятил гражданской службе, на должности городничего довольно давно. Желает примерить генеральские погоны.

Городничий: «Тридцать лет живу на службе, трех губернаторов обманул»

Антон Антонович меркантилен, во всём ищет выгоду, отличный притворщик, умеет подстраиваться под ситуацию, угождать вышестоящим. Словоохотлив, говорит красиво, но серьёзных дел и поступков за его словами нет.

Двуличие, лицемерие и хитрость «помогают» городничему в жизни, в своём городе он олицетворяет закон. При этом самому ему закон не писан. Несмотря на должность градоначальника, заботы о нуждах населения Антону Антоновичу чужды.

Осип — слуга Хлестакова, крепостной крестьянин пожилого возраста.

Ввиду возраста и опыта мудрее своего барина, но по характеру — под стать ему. Осип — хитроватый расчетливый простак, услужливый и практичный. Понимает никчемность натуры хозяина и не питает уважения к нему, но вынужден прислуживать Хлестакову.

«Осип таков, как обычно бывают слуги пожилых лет», — так сам Николай Гоголь характеризовал персонажа.

Рассудителен. Пытается давать советы Хлестакову.

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Анна Андреевна — супруга городничего, женщина лет сорока.

Привлекательная дама аппетитных форм, по характеру наивна и тщеславна, упивается высоким положением мужа, любопытна, но при этом глупа, «как пробка». Её заботит лишь облик мужа в глазах других и собственное благополучие. Ведет праздный образ жизни, зачитывается женскими романами, любит играть в карты.

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Мария Антоновна — дочь городничего и Анны Андреевы, восемнадцати лет от роду.

Немногословный, но важный персонаж. В сюжете она нужна для изображения проблем воспитания и влияния родителей на образ жизни детей.

Маша во многом похожа на мать, она подрастающая «светская дама», кокетка. «Очень недурна» собой, любит наряжаться, внешняя оболочка для неё важнее, чем внутреннее содержание. При встрече с главным героем первым делом обращает внимание на «костюмчик». Имеет хороший вкус и кое-что читает.

О какой-никакой «начитанности» героини свидетельствует эпизод за обедом. Хлестаков заявляет, что он написал «Юрия Милославского». Девушка пытается подловить его на лжи, так как вспоминает фамилию настоящего автора этого произведения – Николая Загоскина.

Девушка принимает ухаживания Хлестакова, но не до конца верит в искренность его чувств.

Чиновники города N

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

«Совершенная свинья в ермолке», — такую характеристику дает Хлестаков в письме.

Земляника толст, массивен, неуклюж. Артемий Филиппович любит выслуживаться перед начальством. Он подхалим и доносчик. Без зазрения совести он закладывает Хлестакову своих коллег, рассказывая о недостатках.

Земляника — яркий пример чиновничьего равнодушия.

Земляника о способах лечения во вверенных ему больницах: «Человек простой: если умрет, то и так умрет»

При этом, прикрываясь должностью, многие свои низменные поступки от оправдывает якобы благими намерениями. Многодетный отец, у него пятеро детей, которые в пьесе не появляются.

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья, родственник и приятель Земляники.

Находится на службе около 15 лет. Имеет чин коллежского асессора. Говорящая фамилия героя дает понять, что ему, мягко говоря, не присуща щепетильность в работе. Он делает всё «тяп-ляп», что не мешает ему иметь награды. У персонажа есть две страсти — охота и собаки, в качестве взяток он принимает «борзых щенков».

В пьесе упоминается, что у Ляпкина-Тяпкина есть двое дочерей, однако о жене нет ни слова. Читатель может только предполагать, что он вдовец.

За всю жизнь прочитал всего около пяти книг, но по мнению героя этого достаточно, чтобы называться умным. Не подчиняется городничему, а потому считает себя в праве спорить с ним. С остальными же персонажами общается осторожно. В городе ходят слухи о его внебрачных связах с женой помещика.

Земляника характеризует судью как человека «самого предосудительного поведения»

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер. Любопытен, наивен, безалаберен. Своё любопытство удовлетворяет чтением чужих писем, это пристрастие позволяет ему разоблачить «мнимого ревизора».

Хлестаков подозревает его в пристрастии к алкоголю и называет подлецом.

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ, женат. Трус, робеет перед вышестоящими чинами. Мелкий, никчемный человек.

Женат. Супруга кличет его Луканчиком, вроде бы ласково, но в то же время как-то уничижительно.

Другие персонажи

Добчинский и Бобчинский — два городских помещика. Тезки. Оба носят имя Петр Иванович. Похожи и внешне и по характеру.

Из «Замечаний для господ актеров»: Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. При этом указывается, что Добчинский немного выше и серьёзнее, а Бобчинский выглядит развязнее.

В этих персонажах сочетается комизм и трагизм. Они не подчиняются градоначальнику, но стремятся быть причастны к городской жизни, подстраиваются под ее уклад и часто выглядят нелепо.

В пьесе немало фоновых, второстепенных персонажей. Ниже выделены некоторые из них.

Пересказ содержания комедии «Ревизор» по действиям

Эпиграфом к произведению служит пословица «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Действие I

События происходят в доме Городничего.

Явление I

В доме городничего собираются чиновники. Антон Антонович с прискорбием сообщает: «К нам едет ревизор». Проверяющий должен явиться инкогнито, и кто именно окажется ревизором, можно только догадываться. Не на шутку обеспокоившись, герои начинают гадать, что именно он будет проверять.

К приезду ревизора нужно сделать вид, что в городе всё хорошо. Хотя на самом деле это не так. Беспорядок царит во всех сферах. В больницах городничий велит уменьшить количество пациентов, переодеть их в чистое. Нужно избавиться от гусей, которых сторожа развели в присутственных местах. Заседателя, от которого вечно несет перегаром, велено накормить луком, чтоб замаскировать запах. Проверить стоит и учебные заведения, где преподают учителя странного вида с «идиотскими лицами».

Явление II

Появляется почтмейстер. Он уже осведомлен о приезде ревизора. Городничий предполагает, что причиной визита мог стать донос, и просит Шпекина аккуратно перепроверить всю корреспонденцию. Почтмейстеру не привыкать читать чужие письма.

Явление III

Помещики Бобчинский и Добчинский встретили в гостинице при трактире молодого человека лет двадцати пяти, по виду похож на столичного гостя. Он уже вторую неделю живет, а денег не платит. Петры Ивановичи являются к городничему, рассказывают о странном постояльце.

Все решают, что он и есть ревизор. Городничий переживает: за две недели, которые ревизор в городе, произошло много всего нехорошего. Антон Антонович решает срочно ехать в гостиницу, отправляя чиновников по рабочим местам, и вызывает к себе пристава, велит запрячь повозку. Бобчинский просится ехать с ним, чтобы «в щелочку» посмотреть на ревизора. Квартальный получает задание вычистить улицу, ведущую к трактиру, где живет предполагаемый ревизор.

Явления VI-V

Пока Антон Антонович ожидает повозку, появляется пристав. Городничий тут же засыпает его поручениями. Нужно сломать забор, сделав вид, что идут работы по благоустройству и градостроительству, а если кто спросит, почему церкви до сих пор нет, следует отвечать, что храм начали строить, но случился пожар.

Явление VI

Домой возвращаются жена и дочь городничего, они надеялись застать главу семейства, но он уже уехал. Мать велит Марье Антоновне сбегать разузнать о ревизоре, поглядеть на него и тут же возвращаться назад. Особенно женщину интересует цвет глаз визитера.

Действие 2

Явление I

Осип развалился на барской кровати. Он голоден, зол и серчает на своего хозяина. Молодой человек «профинтил» в карты все деньги и остался без средств к существованию, не может ни за постой заплатить, ни домой вернуться. Из-за него Осип вынужден побираться. Слуга вспоминает пребывание в Петербурге: ему там нравилось, вот только барин его в столице не дела делал, а прожигал жизнь.

Явление II-V

Появляется Хлестаков, ругает Осипа и отправляет слугу за обедом. Осип отказывается: платить-то нечем, а в долг не дадут. Голодный Хлестаков думает: «Что за скверный городишко, кормят плохо, денег не дают». Капитан, с которым он играл, обобрал его до нитки. Иван Александрович размышляет о том, как «отыграется» в следующий раз.

Появляется трактирный слуга. Хлестаков просит есть, но он уже очень много должен, и кормить его в долг хозяин трактира не собирается. Хлестаков напирает на то, что он барин, ему без еды никак, а трактирщик, мужик, может денек и поголодать.

Хлестаков страдает от голода и не находит ничего лучше, как предаваться фантазиям. Он видит себя богатым, Осипа — одетого в ливрею, они живут в Петербурге, наносят визиты в лучшие дома столицы и везде получают теплый приём.

Явление VI-VII

Скудный обед все-таки приносят. Хлестаков недоволен пищей, он «корчит из себя барина», но голод — не тетка, и все оказывается съедено. «Как будто и не ел», — восклицает он.

Появляется Осип с важной новостью. Хлестакова хочет видеть городничий. Молодой человек не на шутку пугается. Вдруг трактирщик донес на него, и теперь ему грозит тюрьма.

Явление VIII

Градоначальник появляется в сопровождении Добчинского. Между городничим и Хлестаковым происходит забавный диалог. Первый думает, что перед ним ревизор, старается уважить, второй оправдывается, боясь наказания. Хлестаков божится заплатить, говорит, что ему пришлют денег из деревни, пытается выставить виноватым трактирщика, с гонором жалуется на еду. Городничий обеспокоенно извиняется, обещает разобраться, предлагая Хлестакову деньги. Вместо требуемых двухсот, городничий подсовывает ему четыреста рублей. «Вижу, вы благородный человек», — говорит Хлестаков.

Явления IX-X

Чтобы дать возможность супруге подготовиться к визиту ревизора, Городничий решает устроить Хлестакову экскурсию по городским учреждениям. Добчинского отправляет с посланиями к жене и к Землянике. Иван Александрович желает посетить богоугодные заведения. От осмотра тюрем лже-ревизор отказывается.

Действие 3

Явления I – III

Анна Андреевна и Марья Антоновна стоят у окна в ожидании новостей. Приходит Добчинский с запиской и хвастается, что на пару с Бобчинским первым вычислил ревизора. Готовясь к приему важного гостя, женщины прихорашиваются.

Явление IV

Слуги Мишка и Осип приходят с вещами Хлестакова. Осип просит есть. Жена городничего говорит, что специально для них не готовили, а имеющаяся еда слишком проста для слуги самого ревизора. Но Осип согласен съесть всё, что угодно.

Явление V

Появляются Хлестаков и городничий, с ними Земляника, Лука Лукич Хлопов, Добчинский и Бобчинский. Хлестаков хвалит городские заведения, говорит, что в других городах такого не видел. Городничий подчеркивает, что иные градоправители только и думают, что о собственной выгоде, а он рад угодить начальству.

Названный ревизор интересуется возможностью перекинуться с кем-нибудь в карты. Городничий, подозревая проверку, пугается и врет, что сроду карт в руках не держал.

Явление VI

Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть фото Гоголь ревизор что понравилось. Смотреть картинку Гоголь ревизор что понравилось. Картинка про Гоголь ревизор что понравилось. Фото Гоголь ревизор что понравилось

Явление VII

Хлестаков отправляется отдыхать. Оставшиеся обсуждают его, решив, что к ним пожаловала очень важная персона. Добчинский и Бобчинский думают, что он генерал или даже генералиссимус. Земляника боится, что Хлестаков донесет обо всем увиденном в Петербург.

Явления VIII-X

Анна Андреевна и Мария Антоновна соперничают за внимание Хлестакова во время завтрака. Городничий переживает, что зря напоил ревизора. Он начинает предполагать, что с ревизором что-то нечисто. Для такой «важной фигуры», какой себя презентовал Хлестаков, он слишком молод.

Желая узнать о госте больше, семейство Сквозник-Дмухановских принялось расспрашивать Осипа. Тот смекнул, что барина принимают не за того, кем он является на самом деле, и стал расхваливать Хлестакова.

Действие 4

Явление I-II

Чиновники при параде в мундирах собираются в доме городничего и решают, как лучше дать Хлестакову взятку.

Из комнаты выходит выспавшийся Хлестаков, он доволен радушным приёмом, к тому же дочка городничего ему приглянулась, да и супруга для своих лет выглядит ничего. Молодой человек чувствует себя счастливым.

Явление III-VIII

По очереди беседуя с Ляпкиным-Тяпкиным, Земляникой, Лукой Лукичом и, наконец, Добчинским и Бобчинским, Хлестаков принимает от каждого из них деньги.

Явление IX-XI

Обзаведясь внушительной суммой, Хлестаков сообразил, что его приняли за высокопоставленную особу. Он пишет письмо своему приятелю, журналисту в Петербург, высмеивая городских деятелей и давая каждому нелестную характеристику. Осип советует побыстрее убраться из города, пока не смекнули, что Хлестаков не тот, кем его считают. Иван Александрович соглашается. Он оправляет слугу на почту, а сам продолжает пользоваться своим положением.

К Хлестакову продолжают идти посетители. Сначала купцы приносят ему дары, потом являются две женщины — слесарша и унтер-офицерша. Они жалуются на городничего. Хлестаков обещает разобраться и отдать соответствующие распоряжения.

Явление XII — XIV

Раззадорившийся и обнаглевший Хлестаков делает предложение приглянувшимся ему женщинам — сначала Марье Антоновне, а потом Анне Андреевне, причем в последнем случае его не смущает даже то, что она уже замужем за городничим. Мария Антоновна застает Хлестакова на коленях перед собственной матерью, но тот успевает выкрутиться и просит у Анны Андреевны руки её дочери.

Явления XV-XVI

Городничий оправдывается перед Хлестаковым из-за жалоб купцов и унтер-офицерши. Анна Андреевна сообщает о желании Хлестакова жениться на их дочери. Антон Антонович рад этому. Он благословляет брак.

Осип сообщает барину, что карета готова. Прощаясь с семейством Сквозник-Дмухановских, Хлестаков обещает завтра же вернуться, целует руку дочери городничего, а у предполагаемого будущего тестя берет ещё немного денег в долг и уезжает.

Действие 5

Дальнейшее развитие событий происходит в декорациях дома городничего.

Явление I-VII

Городничий и члены его семьи мечтают о богатой жизни в Петербурге, которая ждет их после бракосочетания Марии и Хлестакова. Городничий принимает поздравления от коллег-чиновников. Они просят не забывать о них, когда он уедет в Петербург.

Явления VIII

Все мечты рушатся с появлением почтмейстера. По своему обыкновению он вскрыл письмо Хлестакова, из которого стало понятно, что тот никакой не ревизор. Иван Кузьмич зачитывает письмо, в котором Хлестаков «прошелся» по каждому. Чиновники в недоумении. Разозленный городничий произносит легендарную фразу : «Над кем смеетесь, над собой смеетесь?»

Антон Антонович недоумевает, как можно было принять этого пройдоху за ревизора? В ошибке все винят Бобчинского и Добчинского.

Концовка. Явление последнее

Является жандарм и сообщает о визите чиновника из Петербурга. Он требует всех к себе.

Услышав новость о приезде ревизора, персонажи «будто окаменели». Каждый застыл в характерной для него позе.

Финал произведения символичен, все старания героев пошли прахом. Концовка иронична и трагична. Она олицетворяет некий «суд совести».

Краткий анализ произведения

Ниже по пунктам рассмотрены основные стилистические, жанровые, композиционные и идейные особенности произведения.

Жанр и литературные приёмы

Николая Васильевича часто называют основоположником сатирической Сатира — литературный приём, предполагающий резкое, едкое выражение комического, в сатирических произведениях обличаются и высмеиваются те или иные проявления действительности. комедии в русской литературе.

Гоголь отображает безнравственность и мировоззренческие изъяны в российской чиновничьей среде, поэтому литературное направление пьесы «Ревизор» — критический реализм.

В литературоведении бытует мнение, что сатира и гротеск неразделимы и часто воспринимаются почти как синонимы. Эта точка зрения является спорной.

В пьесе «Ревизор» Гоголь, создав комические образы, намеренно ставит героев в ситуации, в которых они выглядят «полными дураками».

Композиция

Пьеса имеет кольцевую композицию. Весь сюжет завязан на приезде ревизора, этой новостью пьеса начинается и ею же и заканчивается. Особенностью композиционного построения является отсутствие экспозиции, которую заменяют «Замечания для господ актеров». С первой же сцены начинается завязка, а контекст раскрывается по ходу действия.

Тематика и проблематика

«Ревизор» поднимает социальные и нравственные проблемы. Через образы чиновников он обличает такие пороки, как лицемерие, ложь и праздность. Почти все персонажи – бездельники, на сцене не появляется ни одного порядочного человека.

Социально-политическая направленность выражена в изображении издержек управленской системы. Нечестные, низменные люди, далекие от нравственных ценностей, попадая на важные должности, превращают личные пороки в общественные, порождая взяточничество, казнокрадство и кумовство. Забота о собственном благополучии и безразличие к окружающим характерны для многих чиновников.

Важнейшей темой комедии является описание собирательных образов российского чиновничества, воплощенных в персонажах пьесы.

Одна из центральных тем произведения — быт и нравы провинциального города, где неурядицы и беззаконие становятся нормой жизни, частью городского уклада и уже не воспринимаются как что-то из ряда вон выходящее. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин и прочие персонажи, наделенные определенной властью в городе, в общероссийском масштабе — ничего не значащие люди. Но в своём «маленьком мирке» они пытаются быть важными людьми, и пользуются своим положением себе во благо.

Тенденции, показанные Гоголем в «Ревизоре», живы до сих пор, проблемы бюрократического аппарата остаются актуальным.

История создания и критика

Пьеса была написана Гоголем осенью 1835 года. Идея создать сатирическую пьесу посетила Николая Васильевича, когда он писал «Мертвые души». Согласно самой распространенной версии, сюжет произведения «подарил» автору А.С. Пушкин, рассказав о где-то услышанной анекдотичной истории.

По легенде, описанной В. Сологубом, за ревизора ошибочно однажды приняли самого Пушкина.

«Я не написал бы лучше. В Гоголе бездна юмору и наблюдательности, которых в иных нет» — воспроизводит слова А. С. Пушкина исследователь биографии Гоголя В. И. Шпрок.

Первая постановка состоялась в 1836 году в Александрийском театре Петербурга.

Пьеса вызвала неоднозначную реакцию в обществе.

«…Эта пьеса пока для нас всех как будто какая-то загадка», – говорил актер Григорьев, сыгравший Ляпкина-Тяпкина в дебютном спектакле.

Многие набросились на писателя с критикой. Даже любители творчества Гоголя не сразу поняли произведение, автора называли «бунтовщиком», а пьесу «фарсом».

Примечательно, что преисполненное иронией произведение оценил сам император Николай I, эпоха правления которого запомнилась жесткими цензурными порядками. «Всем досталось, а мне – больше всех», — примерно такие слова сказал монарх. Комедия ему понравилась, что во многом и спасло её от нападок.

«Высочайшее одобрение» пьесы Гоголя императором случилось при посредничестве В. А. Жуковского. Известный писатель, приятель Гоголя и Пушкина, был приближенным к царской семье.

Постановки и экранизации

«Ревизор» присутствует в репертуаре большинства российских театров разного уровня – столичных и провинциальных. Постановок было несчетное количество. В XIX столетии после премьерного показа её ставили ещё минимум трижды, в 1860 году в Петербурге и в 1872 и 1882 в Москве.

В 70-х годах XX века в постановках «Ревизора» на сценах главных театров Москвы и Ленинграда роль Хлестакова исполняли такие великие актеры, как Андрей Миронов и Олег Басилашвили.

Неоднократно сюжет воплощался и в кинематографе. Классической считается экранизация Владимира Петрова 1952 года. Более поздний пример из постсоветской эпохи — картина Сергея Газарова 1996 г.

Аудиокнига

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *